Что является результатом проведения энергетического обследования
Перейти к содержимому

Что является результатом проведения энергетического обследования

  • автор:

Оформление результатов энергетического обследования

По завершении энергетического обследования оформляется следующая документация:

отчет о проведенном энергетическом обследовании;

энергетический паспорт организации;

рекомендации (по согласованию с руководством обследованной организации — программу) по повышению эффективности использования ТЭР и снижению затрат на энергообеспечение.

Косвенная оценка параметров эффективности использования топливно-энергетических ресурсов не допускается. В результате энергетического обследования необходимо дать оценку эффективности использования ТЭР в организации, раскрыть причины выявленных нарушений в их использовании, выявить имеющиеся резервы экономии. Отчет о проведенном энергетическом обследовании подписывается всеми участниками обследования, после чего в него запрещается вносить изменения и дополнения. При наличии разногласий по содержанию отчета окончательное решение принимает руководитель обследования. Участники обследования, а также представители обследуемой организации, не согласные с указанным решением, вправе изложить свое собственное мнение, которое прилагается к отчету. Отчет доводится до сведения руководителя обследуемой организации, который им подписывается. В случае отказа руководителя подписать отчет энергетического обследования руководителем обследования делается соответствующая запись.

Оборудование для проведения энергоаудита

При проведении энергоаудита, как правило, необходимо выполнять те или иные измерения для подтверждения имеющейся информации о параметрах энергоустановок, для получения отсутствующих данных об их характеристиках, для составления энергетических балансов. Измерительное оборудование, использующееся при выполнении энергоаудита, должно отвечать следующим общим основным требованиям, накладываемым условиями и спецификой проводимой работы:

компактность, переносное исполнение;

универсальность, т.е. возможность решения как можно большего количества задач с помощью одного прибора;

надежность в работе;

удобство монтажа и простота при выполнении измерений;

защищенность от внешних воздействий, устойчивость к повреждениям;

автономное питание в течение значительного времени;

минимальные требования к обслуживанию в процессе эксплуатации.

Энергоустановки отличаются и по виду используемых энергоресурсов, и по способам преобразования энергии, однако практика проведения энергоаудитов позволяет определить некоторый стандартный набор приборов, которые применяются наиболее часто:

контактные и инфракрасные термометры;

Существует значительное количество фирм-производителей, оборудование которых может быть приобретено в России.

Обследование электроустановок

Обследование электроустановок зданий проводится по трем направлениям:

система электрического освещения;

приемники электроэнергии (кроме светильников).

Обследование систем электрического освещения

Целью инструментального обследования в системах освещения является определение основных параметров системы, влияющих на энергопотребление. Таковыми параметрами являются: средняя освещенность рабочей поверхности: коэффициент естественной освещенности, значение напряжения питающей среды, коэффициенты отражения поверхностей помещения, время использования искусственного освещения. При проведении инструментального обследования вначале производится анализ осветительной установки на соответствие проекту. Особое внимание уделяется укомплектованности светильников защитными стеклами, экранирующими решетками и сетками (если эти приспособления предусмотрены проектом), на соответствие мощности ламп, указанной в проекте, и на правильность расположения светильников. При обследовании фиксируется также рациональность примененных типов светильников и их техническое состояние, в особенности степень запыленности, укомплектованность. Основная часть инструментального обследования сводится к измерению освещенности от искусственных и естественных источников света на нормируемой поверхности.

Обследование системы электроснабжения

В систему электроснабжения входят понижающие трансформаторы и электрические сети напряжением 0.4 кВ, 6 кВ или 10 кВ и выше. При обследовании системы электроснабжения необходимо обратить внимание:

на техническое состояние электрической сети;

качество электрической энергии;

режимы реактивной мощности;

соответствие электробаланса графикам электрических нагрузок;

расчеты с субабонентами;

использование электроэнергии во вспомогательных помещениях (гаражах, теплицах, мастерских, саунах и т. п.);

состояние узлов учета;

соответствие фактических электрических нагрузок нормативным.

Анализируется пиковая мощность, коэффициент загрузки трансформаторов и кабелей, несимметрия фаз, коэффициент мощности, нестабильность наряжения, гармонические искажения.

Обследование приемников электрической энергии

Кроме электроприемников, задействованных в системах энергоснабжения, должны быть выявлены другие приемники, потребляющие электроэнергию. Их обследования должны проводиться по методикам для данного типа оборудования. О наличии неучтенных приемников электрической энергии говорит разница между полученной электроэнергией (по счетчику) и суммой всех статей расхода, которые выявляются при составлении электробаланса.

Что является результатом проведения энергетического обследования

Статья 15. Энергетическое обследование

1. Энергетическое обследование может проводиться в отношении зданий, строений, сооружений, энергопотребляющего оборудования, объектов электроэнергетики, источников тепловой энергии, тепловых сетей, систем централизованного теплоснабжения, централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, иных объектов системы коммунальной инфраструктуры, технологических процессов, а также в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 399-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Основными целями энергетического обследования являются:

1) получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;

2) определение показателей энергетической эффективности;

3) определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

4) разработка перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 399-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Утратил силу. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 399-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. Создание и функционирование саморегулируемых организаций в области энергетического обследования должны осуществляться в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее — Федеральный закон «О саморегулируемых организациях»).

Ч. 5 ст. 15 применяется с учетом особенностей, установленных ст. 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ (Распоряжение Правительства РФ от 21.09.2022 N 2724-р).

5. Энергетическое обследование проводится в добровольном порядке.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 221-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. Федеральным органом исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований устанавливаются требования к проведению энергетического обследования и его результатам.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 399-ФЗ; в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 221-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.2. Лицо, проводящее энергетическое обследование, обязано соблюдать требования к проведению энергетического обследования и его результатам, стандарты и правила саморегулируемой организации в области энергетического обследования, членом которой оно является.

(часть 5.2 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 399-ФЗ)

5.3. Лицо, проводившее энергетическое обследование, составляет энергетический паспорт и отчет о проведении энергетического обследования и передает их в саморегулируемую организацию в области энергетического обследования, членом которой оно является, для проверки соответствия требованиям к проведению энергетического обследования и его результатам, стандартам и правилам саморегулируемой организации в области энергетического обследования, членом которой оно является. В течение тридцати дней с момента получения отчета о проведении энергетического обследования и энергетического паспорта такая саморегулируемая организация в области энергетического обследования обязана передать данные документы с отметкой в энергетическом паспорте о соответствии результатов энергетического обследования требованиям к проведению энергетического обследования и его результатам, указанным стандартам и правилам лицу, проводившему энергетическое обследование, после чего оно передает эти результаты энергетического обследования лицу, заказавшему проведение энергетического обследования. Если в результате проведенной проверки выявлено несоответствие результатов энергетического обследования требованиям к проведению энергетического обследования и его результатам, указанным стандартам и правилам, энергетический паспорт и отчет о проведении энергетического обследования в течение тридцати дней с момента их получения саморегулируемой организацией в области энергетического обследования возвращаются лицу, проводившему энергетическое обследование, для устранения выявленного несоответствия.

(часть 5.3 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 399-ФЗ)

5.4. С момента проставления саморегулируемой организацией в области энергетического обследования в энергетическом паспорте отметки о соответствии результатов энергетического обследования требованиям к проведению энергетического обследования и его результатам, стандартам и правилам такой саморегулируемой организации лицо, проводившее энергетическое обследование, и саморегулируемая организация в области энергетического обследования, членом которой оно является, несут солидарную ответственность перед лицом, заказавшим проведение энергетического обследования, за убытки, причиненные вследствие недостатков оказанных услуг по энергетическому обследованию.

(часть 5.4 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 399-ФЗ)

6. Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования многоквартирного дома, подлежит передаче лицом, его составившим, собственникам помещений в многоквартирном доме или лицу, ответственному за содержание многоквартирного дома.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 399-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования, должен содержать информацию:

1) об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;

2) об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;

3) о показателях энергетической эффективности;

4) о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);

5) о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;

6) о перечне мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и их стоимостной оценке.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 399-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8 — 9. Утратили силу с 1 июля 2014 года. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 399-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Саморегулируемая организация в области энергетического обследования обязана хранить копию энергетического паспорта с отметкой о соответствии результатов энергетического обследования требованиям к проведению энергетического обследования и его результатам, стандартам и правилам такой саморегулируемой организации и отчеты о проведении энергетического обследования в течение пяти лет со дня проставления указанной отметки в энергетическом паспорте, а также представлять их в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в порядке, установленном этим органом.

Энергетические обследования

Основным результирующим документом проведенного энергетического обследования согласно статье 2 Федерального закона «Об энергосбережении…» №261-ФЗ от 23 ноября 2009 года является Энергетический паспорт. Министерством энергетики Российской Федерации определены форма и требования к составлению данного документа.

В Энергетическом паспорте должна быть отражена следующая информация:

  • об оснащенности обследуемого объекта приборами учета расхода энергетических ресурсов;
  • о количестве потребляемых ресурсов и об изменениях используемого объема энергетических ресурсов;
  • о показателях энергоэффективности;
  • об объемах потерь переданных энергоресурсов;
  • о возможном потенциале энергосбережения;
  • о перечне разработанных мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности и энергосбережение.

Данный документ не является обязательным при проведении энергетических обследований, однако, именно Отчет служит для заказчика наглядным и наиболее удобным документом при решении многих вопросов, связанных с энергосбережением. Также необходимо отметить, что согласно пункту 7 статьи 15 Федерального закона № 261-ФЗ в Отчете может быть отражен более широкий перечень энергосберегающих мероприятий, чем в энергетическом паспорте.

Как проходит типовое энергетическое обследование

Контроль качества проведения энергетических обследований.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 организован контроль качества проведения энергетических обследований посредством экспертизы отчетной документации.

Порядок проведения экспертизы представлен в Правилах контроля качества (экспертизы) договорной и отчетной документации по энергетическому обследованию

Как проходит документооборот и внесение Энергопаспорта в реестр Минэнерго:

Как оценить стоимость энергоаудита?

К оценке стоимости энергоаудита можно подойти с точки зрения одного из трех подходов:

во-первых, как процент от стоимости годового использования ТЭР (достоинством данного подхода является быстрота оценки стоимости энергоаудита, к недостатком можно отнести низкую точность полученных результатов);

во-вторых, на основании трудозатрат / калькуляции (достоинством является точность, а недостатком служит трудоемкость подсчетов);

в-третьих, можно определить стоимость на договорных началах по соглашению сторон;

Наиболее точной оценкой стоимости работ по энергетическому обследованию является составление калькуляций по каждому виду работ.

Предлагаемый подход к оценке стоимости энергоаудита разработанный в СРО НП «ЭнергоПрофАудит», основан на приближенной оценке трудозатрат по видам проводимых работ в расчете на 1 тыс.кв.м. Для расчета стоимости энергоаудита пройдите по ссылке представленной ниже.

РАСЧЕТ СТОИМОСТИ ЭНЕРГОАУДИТА (для корректной работы в Excel`e необходимо разрешить поддержку макросов)

Выбрать ближайшего энергоаудитора можно в данном разделе.

Энергетическое обследование зданий, сооружений, потребителей ТЭР

Проведение энергетического аудита — это анализ и оценка всех аспектов деятельности предприятия, которые связаны с затратами на топливо, энергию различных видов, воду и другие носители. Цель данной процедуры зкалючается в том, чтобы выявить пути утечки энерго-топливных ресурсов, определить реальный потенциал энергосбережения, разработать все необходимые энергосберегающие мероприятия для предприятия.

Энергетический аудит — это анализ энергозатрат с целью их сокращения.

Согласно закону Республики Беларусь № 239-3 от 8 января 2015 года «Об энергосбережении», энергетический аудит может быть проведен для:
→ Различного вида зданий и строений
→ Потребляющего энергию оборудования
→ Объектов электроэнергетики
→ Источников тепловой энергии
→ Систем водоснабжения и водоотведения
→ В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Основные задачи энергоаудита:
→ Детальная оценка эффективности использования топливно-энергетических ресурсов предприятия
→ Определение реального потенциала энергосбережения
→ Выработка обоснованных предложений по переходу на прогрессивные нормы расхода ТЭР
→ Разработка современных эффективных энергосберегающих мероприятий для предприятия
→ Разработка энергетического паспорта объекта обследования
→ Разработка возможных направлений экономии ТЭР

Энергоаудит необходим для оптимизирования затрат и деятельности организации.

КАКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ/ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ НЕОБХОДИМО ПРОВЕДЕНИЕ ЭНЕРГОАУДИТА

Согласно закону Республики Беларусь № 239-3 от 8 января 2015 года «Об энергосбережении»:

“Энергетическому обследованию в обязательном порядке подлежат юридические лица с годовым потреблением топливно-энергетических ресурсов 1,5 тысячи тонн условного топлива и более. Обязательное энергетическое обследование юридического лица проводится не реже одного раза в 5 лет согласно графикам, ежегодно утверждаемым соответствующими республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, областными и Минским городским исполнительными комитетами по согласованию с уполномоченным республиканским органом государственного управления в сфере энергосбережения."

Энергетический аудит юридических лиц, у которых с момента окончания модернизации основного технологического оборудования, обновления технологий, создания высокотехнологичных производств прошло не более 3 лет, проводится в виде экспресс- энергоаудита.

Обязательное энергетическое обследование юридических лиц проводится на основании технического задания на проведение энергоаудита, составленного обследуемым юридическим лицом и согласованного с соответствующим территориальным органом уполномоченного республиканского органа государственного управления в сфере энергосбережения. В отношении юридических лиц, не указанных в части первой настоящей статьи, и индивидуальных предпринимателей энергетическое обследование (энергоаудит) может проводиться в добровольном порядке.

ВИДЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО АУДИТА

Экспресс-энергоаудит проводится по сокращенной программе с минимальным использованием или без использования приборного оборудования и носит ограниченный по объему и времени проведения характер.

При этом может производиться оценка эффективности использования всех или одного из видов энергии:
→ Электрической или тепловой
→ Твердого или жидкого топлива
→ Вторичных энергоресурсов
→ Функционирования отдельной группы оборудования/отдельного агрегата

Экспресс-энергоаудит — это самый дешевый и простой вид энергетического обследования.

Экспресс-энергоаудит подходит следующим организациям:
→ Новым организациям, здания которых только введены в эксплуатацию
→ Организациям, которые:
→ не имеют средств на проведение детального энергоаудита
→ которые не собираются проводить энергосберегающие мероприятия

Отличие детального энергоаудита от экспресс в том, что он:
→ Проводится по всем видам энергетических ресурсов
→ При проведении присутствуют инструментальные замеры в обязательном порядке
→ Как и детальный анализ всех аспектов деятельности предприятия, связанных с потоками энергоресурсов.

Объем работ и количество замеров согласовываются в ТЗ на энергетический аудит. В результате детального энергетического аудита предприятие получает разработанную индивидуально программу мероприятий по энергосбережению, которая служит для того, чтобы уменьшить энергозатраты.

Детальный энергоаудит подходит следующим организациям:
→ Которые проводят энергоаудит «для себя»: главной целью такого аудита является выявление причин энергопотерь и сокращение затрат на энергопотребление
→ Организациям, у которых есть средства не только для проведения энергоаудита, но и для внедрения энергосберегающих мероприятий

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

В результате энергоаудита заказчик получает:
→ Отчет о проведении энергоаудита
→ Энергетический паспорт обследуемого объекта
→ Самое главное — сокращение затрат на энергопотребление, которое достигается путем внедрения мероприятий по энергосбережению под индивидуальные требования исследуемого объекта.

Самые популярные услуги

Энергетическое обследование зданий, сооружений, потребителей ТЭР

«Энергоаудит» или энергетическое обследование предприятий и организаций предполагает оценку всех аспектов деятельности предприятия, которые связаны с затратами на топливо, энергию различных видов, воду и некоторые энергоносители.

Разработка ТЭО энергосберегающих мероприятий

Разработка технико-экономических обоснований энергосберегающих мероприятий в соответствие с методическими рекомендациями Департамента по энергоэффективности Госстандарта РБ, содержащими алгоритмы типовых расчетов для оценки эффективности использования средств.

Расчет тепловых нагрузок: отопление, теплоснабжение, котельной, вентиляции

Тепловые нагрузки являются необходимым условием для проектирования системы отопления. Без них невозможно определить базовые параметры: расход и потери давления на участках, не подобрать оборудование для теплового пункта и нагревательные приборы в помещения.

Система энергоменеджмента на базе стандарта ISO 50001

Система энергоменеджмента ISO 50001 – это эффективный способ организациям всех секторов экономики улучшить показатели энергетической результативности. Международная практика внедрения данного стандарта на предприятиях любых форм собственности показывает, что ISO 50001 позволяет значительно экономить на энергоресурсах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *