ПРИСЯЖНЫЕ ПОВЕРЕННЫЕ: ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ОПЫТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АДВОКАТУРЫ
Для института адвокатуры, как и в целом становления судебного процесса России, наиболее важным этапом развития стало правление императора Александра II, который вошел в историю как великий реформатор [1, с. 8]. В 1864 году Александром II был принят основополагающий документ в сфере судебного производства – Указ об учреждении Судебных установлений. В этом документе был предусмотрен институт присяжных поверенных, то есть фактически впервые в России была создана адвокатура [4].
В указе были установлены требования к присяжным поверенным: их уровень был достаточно высокий, поскольку практически полностью совпадал с требованиями, которые предъявлялись к лицам на должность судей. Так, например, присяжным поверенным мог стать только человек, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы не менее 5 лет. Не могли стать присяжными поверенными:
1) лица, которые не достигли 25-летнего возраста;
2) граждане и поданные иностранных государств;
3) лица, объявленные банкротами;
4) находившиеся на государственной службе;
5) лица, в отношении которых был вынесен приговор о лишении или ограничении прав состояния, а также граждане, в отношении которых проводится следствие при возможности применения такой меры наказания;
6) священнослужители, которые были лишены духовного сана на основании решения духовного суда;
7) лица в отношении которых принято решение об исключении их со службы за пороки;
8) исключенные ранее из числа присяжных поверенных;
9) женщины (что как нам представляется являлось существенной дискриминацией, но на тот период соответствовало общим подходам к статусу женщины как в России, так и в других государствах).
Как отмечает Ю.Ф. Лубшев, «исключенные из числа присяжных поверенных лишались права поступать в это звание во всем государстве» [3, с. 56].
Порядок получения статуса присяжного поверенного был урегулирован следующим образом.
Первым шагом должно стало стать соответствующее прошение (заявление), которое подавалось в совет присяжных поверенных вместе с документами, подтверждающими соответствие условиям для осуществления деятельности в качестве присяжного поверенного (возраст, образование, опыт работы и т.д.).
После рассмотрения советом документов, выносилось решение: в случае положительного решения статус присяжного поверенного начинал действовать после принесения присяги по правилам вероисповедания (это означало, что представители любой религии могли стать адвокатами).
Говоря о статусе присяжных поверенных на данном этапе развития законодательства, необходимо отметить, что к их правам относилось следующее:
1) право участвовать в делах «во всех судебных местах округа судебной палаты, к которой они приписаны»,
2) право на самоотвод в случае, если должен противостоять близким родственникам Обязанностями присяжных поверенных были:
1) необходимость осуществления своей деятельности на протяжении всего дела без возможности отказа от него,
2) запрет на получение выгоды из использования беспомощного состояния клиентов («покупать или каким-либо иным способом приобретать права своих доверителей по тяжбам»),
3) передать свои дела другому присяжному при переезде в другой город [2, с. 13].
Вместе с тем, возможно было привлечение и к уголовной, и к гражданской ответственности. Так, за совершение действий, в результате которых причинялся материальный ущерб доверителю, например, в связи с небрежным исполнением своих обязанностей присяжным поверенным, пропуск процессуальных сроков, наступала гражданская ответственность. В случае совершения умышленных действий, которые причинял вред доверителю, например, «злонамеренное вступление в сношение или сделки с противниками своего доверителя во вред ему», присяжный поверенный привлекался к уголовной ответственности.
Важно отметить, что если заключалось соглашение между присяжным поверенным и подсудимым, то соответственно и определялся размер вознаграждения за работу присяжного поверенного. Как отмечают исследователи, если по уголовным делам размер действительно определялся сторонами, то в отношении гражданских дел был установлен единый размер, который должен был каждые три года пересматриваться. Однако данный размер был установлен в 1868 году и более не менялся до 1917 года. Данная сумма использовалась судами для определения конкретной суммы в каждом случае. Вместе с тем, уже в тот период сформировались определённые правила, которые действуют и сегодня. Так, например, размер вознаграждения определялся как процент от цены иска: чем больше сумма иска, тем больше и вознаграждения присяжного поверенного. В том случае, когда суд не мог оценить цену иска, то суд исходил, как правило, из важности и значения дела, а также материального положения сторон, объема труда, вложенного поверенным. Анализ дореволюционной практики позволил установить, что данная сумма могла быть от 50 до 1200 рублей.
Присяжный поверенный получал также вознаграждение и в том случае, когда работал по назначению: в зависимости от сложности дел присяжный получал от 50 до 600 рублей.
Необходимо отметить и недостатки судебной реформы Александра II в части присяжных поверенных. Так, недостаточно был урегулирован вопрос помощников присяжных поверенных: в указе только упоминалось о праве присяжных нанимать помощников, которые являлись лицами, окончившими получение юридического образования, но не имевшие стажа работы по юридическому направлению, либо работавшие в судах. В Судебных установлениях было указано также, что после прохождения практики в течение пяти лет у присяжного поверенного помощники могли претендовать на звание присяжного поверенного. Вместе с тем фактически детально их правовой статус, в том числе процедура поступления на службу, права, обязанности, не был урегулирован и зависел от принятия внутренних документов советами присяжных поверенных. Так, например, в 1872 году в г. Санкт-Петербурге впервые в истории адвокатуры были приняты правила организации деятельности помощников присяжных поверенных [5]. Аналогичный документ в 1878 году появился и в г. Москве [5].
Таким образом была сформирована система адвокатуры, которая действовала без изменений вплоть до 1917 года, когда к власти пришли большевики, которые упразднили институт адвокатуры как таковой.
Проведенный анализ показывает, что законодателем были достаточно четко урегулированы основные положения статуса присяжного поверенного, однако пробелом являлось положение его помощника.
1. Баранов Д.П. Адвокатское право. Адвокатская деятельность и адвокатура в России. – М.: Дашков и К, 2009. – 368 с.
2. Грудцына Л.Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России. – М.: Статут, 2008. – 183 с.
Российская адвокатура по судебным уставам 1864 г.
Утверждение указом государя-императора Судебных уставов 20 ноября 1864 г. представляет собой знаменитую судебную реформу Александра II. Одну из ключевых (наряду с крестьянской и земской) реформ России ХIХ в., которые именуются Великими реформами Александра II Освободителя.
Судебные уставы были приняты в нескольких частях и имели довольно громоздкую внутреннюю структуру. Основных документов было четыре – Устав гражданского судопроизводства, Устав уголовного судопроизводства, Учреждение судебных установлений, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями и др. Кроме того, издание Судебных уставов сопровождалось развернутыми пояснительными записками и подзаконными актами.
Данными документами устанавливались новые, современные принципы судопроизводства. От инквизиционного, закрытого, сословного суда Россия переходила к состязательному, открытому, всесословному и независимому (судьи назначались пожизненно) судопроизводству. Под состязательностью понимается введение в судопроизводство сторон – защиты и обвинения, которые должны были убедить судью (или присяжных, если процесс уголовный) в своей правоте.
Защитники (в современном понимании – адвокаты) получили название присяжные поверенные. Согласно Уставам они наделялись функцией защиты обвиняемых в уголовном деле (как, впрочем, и правом отстаивания интересов потерпевших) и представления интересов истца или ответчика в гражданском процессе.
Российская империя была поделена на судебные округа, как правило, они совпадали по административно-территориальному делению с губерниями, но не всегда. Часто на территории одной губернии было 2 и более окружных судов, всего губерний на тот момент было около 70, а окружных судов – более 100. Окружные суды – были судом первой инстанции. Вторая инстанция – Судебные палаты (нарезано было 14 округов судебных палат), а кассация и надзор, обобщение практики – это уже Сенат (своего рода Верховный суд того времени). Мировые суды не входили в описанную систему «коронных судов» и рассматривали дела стоимостью иска до 500 руб. (для понимания, ведро водки тогда стоило – 2,5 руб.). Мировые судьи избирались земскими собраниями сроком на 3 года. Вторая инстанция мирового суда – съезд мировых судей.
При этом основными местами работы присяжных поверенных были именно окружные суды и судебные палаты, как, впрочем, и Сенат, и, прежде всего, его Особое присутствие, куда со временем передали все политические дела. В окружных судах практически все уголовные дела рассматривались коллегиями присяжных (12 человек), поэтому основным «театром действия» присяжных поверенных стал именно уголовный суд – суд присяжных заседателей. В мировых судах работали в основном частные поверенные (с 1874 г.), защитники, фактически входившие в систему мировых судов и имевшие более низкую квалификацию, а также невысокий ценз на вступление в профессию (достаточно было просто быть совершеннолетним, грамотным и не исключенным со службы или из какого-либо сословия «за пороки»). Частные поверенные работали только в судах, выдавших им соответствующее разрешение, и ими же контролировались.
Кроме того, было распространено явление, получившее название «подпольная адвокатура», характерное, в первую очередь, для глухой провинции, где был спрос на юристов, но отсутствовали квалифицированные присяжные поверенные. Как нетрудно догадаться, качество оказываемой ими юридической помощи населению было, мягко говоря, крайне низким (см., например, дело Михаила Колесникова).
Что же касается присяжных поверенных, то к ним для входа в сословие предъявлялись следующие требования: возраст от 25 лет, университетское юридическое образование, незанятость на госслужбе, непребывание в состоянии банкротства, 5-летний стаж юридической работы (в суде, прокуратуре или помощником действующего поверенного), отсутствие в карьере исключений со службы или из сословия «за пороки», ненахождение под воздействием административной высылки, равно как и, естественно, отсутствие непогашенной судимости, российское подданство, мужской пол, христианское вероисповедание (представителям иных конфессий – с разрешения Минюста). Последние два пункта появились не сразу, а открылись, так сказать, опытным путем с течением времени…
Текст присяги присяжного поверенного из приложения к Учреждению судебных установлений (выделение – «Библиотека юридических редкостей») звучал следующим образом:
Присяжные поверенные приносили присягу и имели право на адвокатскую тайну (отсюда слово «поверенные», то есть те, кому доверены тайны подзащитного). На судебные заседания они обязаны были приходить исключительно во фраках черного цвета со значком присяжного поверенного в петлице.
Первоначальный набор в сословие присяжных поверенных осуществлялся согласно Временным правилам, по которым при Судебных палатах создавалась комиссия из председателей и товарищей (заместителей) председателей палат с возложением на них обязанностей рассмотрения прошений о принятии в число присяжных поверенных. Затем отобранные кандидатуры утверждались в Министерстве юстиции. В дальнейшем прием и исключение из присяжных поверенных должны были осуществлять Советы присяжных поверенных.
Изначально присяжные поверенные приписывались к Судебным палатам и образовывали при них особую коллегию, а при наличии в такой коллегии не менее чем двух десятков человек они могли согласно Судебным уставам сформировать свой орган самоуправления – Совет присяжных поверенных (по правилу: если в округе судебной палаты более 20 присяжных поверенных, то ими учреждается Совет, в который входили от 5 до 15 человек). Совет ежегодно должен был отчитываться о работе перед общим собранием присяжных поверенных (высшим органом адвокатского самоуправления).
Однако таких советов было открыто всего три: в Санкт-Петербурге (в 1866 г.), Москве (также в 1866 г.) и Харькове (в 1874 г.), хотя и предполагалось что их должно быть 14 – соответственно с 14-ю округами судебных палат. Царское дозволение на открытие советов в других регионах появилось позже или не появилось вовсе… Созданные в Санкт-Петербурге, Москве и Харькове советы действительно стали реальными формами адвокатского самоуправления: принимали и исключали присяжных поверенных в профессию (сословие), контролировали их работу, устанавливали очередность оказания бесплатной помощи неимущим, рассматривали жалобы на поверенных и при необходимости дисциплинарно их наказывали за профессиональные или этические проступки (формы взыскания: предостережение, выговор, временный – до 1 года – запрет на работу и т.д.).
Формализованного кодекса этики присяжных поверенных не было, однако были правила деятельности, установленные Судебными уставами и постепенно сложившимися традициями сословия. Так, поверенному законодательно запрещалось покупать или каким-либо иным способом приобретать права своих доверителей по тяжбам, быть поверенным обоих тяжущихся или переходить от одной стороны к другой в одном и том же процессе, разглашать тайны своего доверителя, причем не только во время производства, но и после окончания дела, а также вести тяжбу в качестве поверенного против своих родственников.
Виды ответственности присяжных поверенных: дисциплинарная (по линии Совета), гражданская (за совершение действий, сопряженных с нанесением доверителю материального ущерба, вызванного «небрежным исполнением своих обязанностей», таких, например, как пропуск процессуальных сроков и т.п.) и уголовная (за совершение умышленных действий во вред своим доверителям, например вступление в сношения или сделки с противниками своего доверителя во вред ему и т.п. В таком случае Совет, помимо исключения присяжного поверенного из профессии, мог передать материалы для рассмотрения в суд).
Кроме того, каждый Совет присяжных поверенных регулировал все текущие вопросы деятельности адвокатского сословия, фактически составлял собственные этические стандарты, нормы и правила поведения членов корпорации (сословия). Например, московский Совет своим решением запретил начавшие появляться в газетах рекламные объявления, которые давали присяжные поверенные для продвижения своих услуг, а петербургский Совет высказался против уличных вывесок…
Также Совет присяжных поверенных мог создать при географически близком окружном суде свое отделение, это делалось в тех случаях, когда в том населенном пункте работало более 10 присяжных поверенных (например, в Новочеркасске изначально было отделение харьковского Совета, позже – лишь в 1904 г. – преобразованное в самостоятельный совет). Дело в том, что уже в 1874 г. вышел сенатский указ о «временном» приостановлении учреждения новых советов присяжных поверенных (чуть позже – и их отделений тоже), так что не имевшие своего совета защитники фактически полностью включались в судебную систему – их работу контролировали не независимые органы самоуправления, как в Петербурге, Москве и Харькове, а судебные власти… Впрочем, одновременно создавались «суррогатные» органы адвокатского самоуправления, например, Распорядительный комитет консультации присяжных поверенных при Киевском окружном суде, который фактически вел такую же работу, как и Совет, но был лишь консультативным органом – дисциплинарную практику вершил суд, хотя и учитывая мнение Комитета.
Надо также отметить, что куцая географическая распространенность присяжной адвокатуры была соизмерима и с распространением самих новых присяжных судов. Фактически суды нового типа после реформы 1864 г. появились только в «европейской части России», а за Уралом, в Сибири и т.д. они заработали только ближе к концу XIX – началу XX в.
К 1917 г. в России было в общей сложности порядка 15 тысяч присяжных поверенных.
ЭСБЕ/Присяжные поверенные
Присяжные поверенные. История. — О профессиональных поверенных впервые упоминается в наших законодательных памятниках XV в. Принцип личной явки в суд продолжает, однако, еще долго господствовать. Исключение представляет древний Новгород, где развитая торговая жизнь вынудила законодателя предоставить всякому право иметь поверенного. По псковской судной грамоте, поверенными могут пользоваться только женщины, дети, дряхлые старики, монахи и глухие. В той же судной грамоте имеется, впрочем, статья, воспрещающая поверенным вести более одного дела в день, откуда можно, по-видимому, заключить, что в действительности деятельность ходатаев едва ли ограничивалась пределами, поставленными ей законом. Уложение Алексея Михайловича (1649) продолжает стоять на принципе личной явки: ст. 108 кн. Х разрешает истцу и ответчику в случае болезни «в свое место прислать на срок искать или отвечать кому верит». Тем не менее, нельзя сомневаться в существовании ко времени Уложения значительного класса наемных поверенных, «стряпчих». По Татищеву, «стряпчие» были трех родов: 1) «подобные камер-юнкерам, которые стряпню за Государем носили (шапку, рукавицы, платок и посох), 2) дворцовые служители, 3) то самое, что юристы называются, ходили в приказах за делами господ своих и за посторонних из найму». В указе 1697 г. поверенные характеризуются в крайне резких выражениях: «а иные истцы и ответчики, для таких своих коварств и неправды, нанимают за себя в суды и в очные ставки свою братью и боярских детей, ябедников и составщиков же воров и душевредцев, и за теми их воровскими и ябедническими и составными вымыслы и лукавством в вершеньи тех дел правым и маломочным людям в оправдании чинится многая волокита и напрасные харчи и убытки и разоренье» (Полн. Собр. Зак., № 1572). Установившиеся затем порядки судопроизводства (отсутствие гласности и устности, формализм) не могли не повлиять самым печальным образом на развитие нашей адвокатуры. С устранением состязательности из процесса уменьшилась потребность в судебном представительстве, но не уменьшилась потребность в ходатаях, умевших «оборудовать» дела, знавших «ходы в присутственные места и к власть имущим лицам. Деятельность поверенных стала закулисной, взятка, донос, кляуза — обычными приемами ведения дел. В течение XVIII в. правительство ограничивается изданием отдельных строгих указов против ябедничества. Мысль, что причину низкого уровня нашей адвокатуры следует искать в отсутствии организации ее, впервые высказана Государственным советом при обсуждении вопроса о допущении чиновников, состоящих на службе, к ведению чужих дел (22 июня 1822 г., Полн. Собр. Зак., № 23072). «В России, — сказано в этом мнении, — нет еще особого класса стряпчих, как это учреждено в других государствах, которые могли бы удовлетворять сим нуждам граждан, обеспечивая их совершенно как своими познаниями, так и ответственностью по принимаемым ими на себя обязанностями, и которые, будучи избираемы правительством, имели бы некоторую степень в сословиях государственных, а через то и право на общее уважение. Число людей, занимающихся у нас ныне хождением по делам, нигде не служащих, и весьма ограничено, и, можно сказать, весьма неблагонадежно; ибо люди сии нередко действуют во вред своих верителей». Свод Законов ограничивался точным определением круга лиц, которым воспрещается хождение по чужим делам. Это были: 1) малолетние; 2) удельные крестьяне по делам крестьян их ведомства; 3) духовные особы; 4) монахи и монахини; 5) чиновники; 6) лица всякого сословия, которые, будучи преданы суду за преступления, наказуемые лишением прав состояния, или отдачей в солдаты, или ссылкой в Сибирь и публичными работами, освобождены от этого наказания по всемилостивейшим манифестам или же остались неоправданными за прекращением дел, вследствие этих манифестов; 7) лица, лишенные по суду доброго имени, хотя бы они и не были лишены всех прав состояния; 8) лица, подвергшиеся по суду за уголовные преступления телесному наказанию, хотя бы они и не были исключены из городских и сельских обществ; 9) чиновники и канцелярские служители, исключенные из службы за преступления или дурное поведение; 10) состоящие под надзором полиции и все те, коим за противозаконные поступки запрещено ходатайство по делам [1] . Всем прочим гражданам предоставлялась полная свобода быть поверенными и вести дела; никакого ценза образовательного или нравственного от поверенных не требовалось, никакой организации им дано не было. Общественное положение их было незавидное. Ходатаи по делам должны были наравне с прочими служащими по вольному найму получать из адресной конторы билеты. Ходатай обязан был предъявлять свой билет лицу, которое нанимало его. Клиент, если оставался доволен службой адвоката, делал соответственную отметку на его билете. Профессор Лохвицкий, рисуя накануне реформы современных ему ходатаев более высокого пошиба, с презрением относившихся к мелким подьячим, признает самым невинным недостатком этих аристократов тогдашней адвокатуры то, что они в одно и то же время пишут бумаги и истцу, и ответчику, получая с обеих сторон деньги. Не менее печальна официальная характеристика адвокатуры, данная самими составителями Судебных Уставов. «Одна из причин бедственного положения нашего судопроизводства, — сказано в журнале Государственного совета 1861 г., № 45, — заключается в том, что лица, имеющие хождение по делам, большей частью люди очень сомнительной нравственности, не имеющие сведений юридических, ни теоретических, ни практических». В последнее время перед судебной реформой между ходатаями стали появляться и люди другого рода, образованные и честные; но их было немного. В значительно лучшем виде представлялось положение адвокатуры на западных окраинах. Польские конституции 1726 и 1764 гг. и постановления Литовского статута требовали, чтобы адвокат принадлежал к дворянскому сословию, имел поместье (поссесию), не был замечен ни в каком пороке, знал законы. При вступлении в сословие адвокат обязан был принести присягу. Молодые люди (аппликанты) подготавливались под руководством старейших и опытнейших адвокатов, которые отвечали за них перед судом и законом. Допущение аппликантов в число адвокатов зависело от суда. По закону 1808 г. адвокаты делились на три разряда: патронов, состоявших при судах первой инстанции, адвокатов — при апелляционных судах и меценатов — при кассационном суде. Допущение к профессии зависело от высшей судебно-административной власти Царства Польского; дисциплинарный надзор принадлежал судам. Организация эта просуществовала в Царстве Польском до 1876 г. В Прибалтийских губерниях до 1790 г. участие адвокатов в процессе было обязательно; на бумагах, подаваемых в суд, их подписи должны были быть наряду с подписями тяжущихся, «дабы, — сказано в законе (шведском), — тяжущиеся стороны пронырством и обманом неизвестного сочинителя не могли введены быть в убытки». По «Своду местных узаконений губерний остзейских» 1845 г. от лица, желающего получить звание адвоката, требовалась степень магистра или доктора прав; такое лицо, сверх того, подвергалось практическому экзамену при суде. При вступлении в сословие приносилась присяга; число адвокатов определялось комплектом; дисциплинарная власть принадлежала судам, отказ от принятия дела допускался только по законным причинам; дисциплинарными наказаниями были замечание, выговор, арест и отрешение от должности; счета судебных издержек и гонорара проверялись судом. Такая организация существовала в Прибалтийских губерниях до 1889 г.
Современная адвокатура. Мысль о необходимости организации адвокатуры проходит через все стадии подготовительных к судебной реформе работ. В проекте графа Блудова, внесенного в Государственный совет в 1857 г., резко подчеркивается официальный, публичный характер адвокатской деятельности, но оставляется в стороне не менее существенный момент представительства адвокатом частных интересов. П. стряпчие, по проекту, назначаются министром юстиции из лиц, кончивших курс юридических наук и занимавшихся делами в судебных местах 1 и 2 степени. Кандидаты на звание поверенных представляются министру начальниками губерний и председателями палат гражданского суда. При назначении они приводятся к присяге; вести дела бедных они обязаны безвозмездно; размер вознаграждения определяется таксой; непосредственный надзор за поверенными принадлежит председателям судов и губернским прокурорам, высший надзор — министру юстиции. П. стряпчим присваиваются преимущества государственной службы, кроме жалованья и чинов; удаляются они только по приговору суда. Составителями судебных уставов счастливо удалось соединить в созданной ими адвокатуре элементы публичный и частный. П. поверенные отнесены к разряду «вспомогательных» для отправления правосудия «лиц», «участие коих… не только полезно, но даже необходимо». С другой стороны, они представители интересов тяжущихся на суде и действуют на основании полномочий, полученных ими от доверителей. Допущение к профессии. П. поверенными могут быть лица, имеющие аттестаты университетов или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук, если они, сверх того, прослужили не менее 5 лет по судебному ведомству в таких должностях, при исправлении которых могли приобрести практические сведения в производстве судебных дел, или также не менее 5 лет состояли кандидатами на должности по судебному ведомству, или же занимались судебной практикой под руководством П. поверенных в качестве их помощников (ст. 354 учр. суд. уст.). Не могут быть П. поверенными не достигшие 25-летнего возраста; иностранцы; объявленные несостоятельными должниками; состоящие на службе от правительства или по выборам, за исключением лиц, занимающих почетные или общественные должности без жалованья; подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда; состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния, и те, которые, будучи под судом за такие преступления или проступки, не оправданы судебными приговорами; исключенные из службы по суду, или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат; лишенные права хождения по чужим делам, а также исключенные из числа П. поверенных (ст. 355). Составители уставов стремились к тому, чтобы в сословие вступали только лица, представляющие «верные ручательства знания, нравственности и честности убеждений» (Журн. соед. дпт., 1862 г.). Поэтому, не ограничиваясь установлением формальных условий, они предоставили советам П. поверенных полную свободу отказывать в приеме по своему усмотрению даже таким просителям, которые удовлетворяют требованиям закона (ст. 380). Определения совета о не принятии в сословие, основанные на нравственной оценке личности претендента, не подлежат обжалованию («Общ. собр. касс. деп.», 1874, № 14). Сословные учреждения. П. поверенные каждого округа судебной палаты объединяются в одно целое их общим собранием и советом. Функции общего собрания: определение числа членов совета в указанных законом пределах (от 5 до 15; ст. 361 учр.); избрание председателя, товарища председателя и членов совета (ст. З59 и след.; выборы производятся закрытой подачей голосов); рассмотрение отчета совета за минувший судебный год; обсуждение всех вообще вопросов внутренней жизни сословия, относительно которых совету необходимо иметь его указания. К компетенции совета П. поверенных законом отнесены: «рассмотрение прошений лиц, желающих приписаться к числу П. поверенных или выйти из этого звания, и сообщение судебной палаты о приписке их или отказ им в этом; рассмотрение жалоб на действия П. поверенных и наблюдение за точным исполнением ими законов, установленных правил и всех принимаемых ими на себя обязанностей сообразно с пользой их доверителей; выдача П. поверенным свидетельств, что они не подвергались осуждению совета; назначение поверенных по очереди для безвозмездного хождения по делам лиц, пользующихся на суде правом бедности; назначение по очереди П. для ходатайства по делам лиц, обратившихся в совет с просьбой о назначении им таковых; определение количества вознаграждения П. по таксе в случае несогласия по сему предмету между ним и тяжущимся и когда не заключено между ними письменного условия; распределение между П. поверенными процентного сбора; определение взысканий с П. поверенных, как по собственному усмотрению совета, так и по жалобам, поступающим в совет». Составители судебных уставов желали установить такой надзор за П. поверенными, «который, не лишая их необходимой для защиты их доверителей самостоятельности, вместе с тем способствовал бы скорому и действительному ограждению частных лиц от стеснений поверенных, служил бы средством к водворению и поддержанию между ними чувства правды, чести и сознания нравственной ответственности перед правительством и обществом» («Журн. соед. дпт.», 1862 г.). Надзор этот предоставлен совету, которому дано право привлекать П. поверенных к дисциплинарной ответственности и подвергать дисциплинарным наказаниям (предостережение, выговор, запрещение практики на срок не свыше одного года и исключение из сословия). На все постановления совета, кроме тех, которыми П. поверенный подвергается предостережению и выговору, допускается жалоба в судебную палату (ст. 376), определения которой постановляются в дисциплинарном порядке и считаются окончательными. Кассационные жалобы на эти определения с 1885 г. не принимаются сенатом. Дисциплинарные приговоры совета, как обвинительные, так и оправдательные, сообщаются прокурору палаты, который может опротестовать их перед палатой (ст. 370, 376). Ожидания законодателя вполне оправдались: советы не проявили стремления, как опасались некоторые, потворствовать поступкам членов сословия; нередко налагаемые ими кары смягчались даже судебными палатами, как слишком суровые. В городах постоянного пребывания окружных судов, где имеется не менее 10 П. поверенных, последние могут с разрешения состоящего при местной судебной палате совета П. поверенных учредить из среды своей отделение совета при окружном суде «с теми из принадлежащих совету правами, которые будут им самим определены» (ст. 366). При действии этих правил успели образоваться советы П. поверенных в округах с.-петербургской, московской и харьковской судебных палат; дальнейшее учреждение их приостановлено законом 5 декабря 1874 г. Таким образом, включенное первоначально в судебные уставы в виде исключения постановление: «где нет совета П. поверенных или отделения оного, там права и обязанности его принадлежат местному окружному суду» (ст. 378 учр.) — стало общим правилом для большинства местностей империи. «Шаг этот, — замечает профессор Фойницкий, — весьма прискорбный, ибо для суда, своими занятиями обремененного, надзор за П. поверенными и охранение достоинства института гораздо труднее, чем для членов совета, из среды самих П. избранных, свою честь и достоинство при этом ограждающих. В то же время он в корне нарушает независимость адвокатуры и задерживает ее последовательное естественное развитие». Мнение это подтверждается статистическими данными, собранными комиссией «для пересмотра законоположений по судебной части». За пятилетие 1891—1895 гг. в округах, где учреждены советы, приходилось средним числом в год 288 дисциплинарных дел на 915 П. поверенных, а в остальных семи округах (Киевском, Одесском, Казанском, Саратовском, Виленском, Тифлисском и Варшавском) — средним числом в год 197 дел на 1119 поверенных. Это громадное различие в числе возбуждаемых дисциплинарных дел может быть объяснено только большей строгостью требований, предъявляемых советами к П. поверенным, сравнительно с окружными судами. 11 октября 1889 г. временно приостановлено открытие отделений советов при окружных судах. Постановлением 8 ноября 1889 г. фактически закрыт доступ в сословие П. поверенных лицам нехристианских исповеданий.
Права и обязанности П. поверенных. Важнейшее право, предоставленное П. поверенным судебными уставами 1864 г., заключается в том, что в городах, где имеет жительство достаточное число П. поверенных, тяжущиеся могут давать доверенности на хождение по тяжебным их делам в судах того города только лицам, принадлежащим к числу сих поверенных (ст. 387). Какое именно число признается достаточным для каждого города — это определяется в особой табели, вносимой министром юстиции, к представлениям судебных палат, через Государственный совет на высочайшее утверждение (ст. 388). До настоящего времени, однако, подобная табель не была издана, несмотря на неоднократные ходатайства судов и советов П. поверенных. П. поверенные имеют право заключать с клиентами письменные условия о гонораре за ведение дела (ст. 395); если условие не заключено, вознаграждение определяется по таксе (прил. VI к учр. суд. уст.). Согласно ст. 396 такса устанавливается на каждые три года министром юстиции по представлениям судебных палат и советов П. поверенных; но требование это не исполняется, и первая такса, установленная в 1868 г., существует по настоящее время. Такса установлена только для гражданских дел. Из вознаграждения, получаемого П. поверенными, должен быть удерживаем (со следующей им по таксе суммы) известный процент для составления общей по всей России суммы на вознаграждение П. поверенных, назначаемых председателями судебных мест для защиты подсудимых (ст. 398). П. поверенные не могут принимать занятий, несовместимых с их званием. По разъяснению сената, несовместимыми со званием П. поверенного признаются, между прочим, должности члена земской управы (об. с. 1881, № 26), нотариуса (об. с. 1880, № 29), кандидата на судебные должности и почетного мирового судьи (цирк. соед. пр. 19 января 1880 г.). Относительно частных занятий практика советов установила несовместимость со званием П. поверенного занятий предосудительных или таких, которые, по существующему в обществе мнению, роняют достоинство корпорации. П. поверенные обязаны принимать дела, назначаемые им советом или судом (ст. 390). П. поверенным воспрещается: 1) покупать или каким-нибудь другим способом приобретать права своих доверителей по тяжбам; 2) вести дела в качестве поверенного против своих родителей, жены, детей, родных братьев, сестер, дядей и двоюродных братьев и сестер; 3) быть поверенным обоих тяжущихся или переходить от одной стороны к другой в одном и том же процессе; 4) оглашать тайны своего доверителя. Практика весьма расширила область недозволенного для П. поверенных (забеганье к судьям с заднего крыльца, предъявление подозрительных доказательств, совет подсудимому отказаться от сделанного им признания и вообще всякие действия, направленные к введению суда в заблуждение или совершенные в обход закона, а также всякие попытки приумножения практики открытием адвокатских контор, рекламой и пр.).
Помощники П. поверенных. Учреждение судебных установлений, предоставив лицам, занимающимся в течение 5 лет «судебной практикой под руководством П. поверенных в качестве их помощников», право на получение звания П. поверенных (ст. 354), не установило никаких правил о порядке и условиях вступления в помощники, о правах и обязанностях их, о контроле над ними; об их ответственности. Пробел этот мог быть восполнен советами П. поверенных только отчасти. Положение помощников и по настоящее время далеко не нормально. Закон 25 мая 1874 г., уравнявший помощников с частными поверенными (см. ниже) и предоставивший им право вести самостоятельно дела, в действительности освободил наших «стажиеров» от требуемой судебными уставами подготовки к адвокатской профессии. Дисциплинарный надзор за ними недостаточен. Попытки советов П. поверенных подчинить помощников своему надзору встречали противодействие со стороны судебных палат. Ходатайства СПб. совета П. поверенных о легализации положения помощников остались без последствий. В некоторых местах помощники собственным почином организовались в сословие на началах, однородных с сословием П. поверенных, с выборным учреждением во главе (комиссия), надзирающим за деятельностью членов сословия. В С.-Петербурге помощники делятся на 4 группы (I-я имени Буцковского, II-я имени Спасовича и III-я имени Пассовера); во главе каждой из них стоят руководители, избираемые советом и комиссией из опытнейших и наиболее сведущих П. поверенных; в заседаниях группы прочитываются и обсуждаются рефераты по различным юридическим вопросам. При СПб. столичном мировом съезде состоит консультация помощников П. поверенных, где бедным даются юридические наставления бесплатно.
Частные поверенные. Составители уставов, решив в принципе, что адвокатура должна быть одна, и именно присяжная, нашли себя, однако, вынужденными оставить на время ходатаев старого типа, пока «число П. поверенных не будет достаточным». Скоро признано было необходимым регламентировать и эту частную адвокатуру. Закон 25 мая 1874 г. имел в виду ограждение населения от не подлежащих никакому контролю ходатаев; он ограничил круг лиц, имеющих право заниматься адвокатурой. Вести чужие дела (гражданские), кроме П. поверенных, могут только лица, получившие в установленном порядке особые свидетельства от судебных мест, — так называемые «частные поверенные» (406 1 , 406 2 уч. суд. уст.). Судебное место имеет право удостовериться в надлежащих познаниях желающего получить свидетельство на хождение по делам. Правило это не распространяется: 1) на лиц, получивших уже свидетельства от другого, равного или высшего суда, и 2) на лиц, имеющих аттестаты университетов или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук (406 6 ). Суд может отказать просителю, «хотя бы он соответствовал всем требуемым законом формальным условиям» (ст. 406 7 ). Свидетельства обложены особым сбором в размере 40 руб. в год, если они выдаются мировым съездом, и 75 руб., если их выдает окружной суд или палата. Дисциплинарная власть над частными поверенными принадлежит тем судам, при которых они состоят. Наказания — предостережение, выговор, запрещение практики и исключение из числа поверенных. Независимо от этого министру юстиции предоставлено право устранять от ходатайства по судебным делам лиц, которых он признает недостойными звания поверенного. Частные поверенные никаких сословных учреждений не имеют. Таким образом, организация института частных поверенных не гарантирует в достаточной степени ни юридических познаний, ни нравственных качеств, ни независимости этой категории адвокатов. Идея единой адвокатуры, вербующей своих членов из лучших элементов общества, «сплоченной, — по выражению одного писателя, — тройной связью обычаев и преданий, самоуправления и нравственной солидарности», сильно пострадала с изданием закона 26 мая 1874 г., закрепившего на неопределенное время ведение дел за частными поверенными.
Действующие постановления о поверенных подвергались многократно пересмотру в различных комиссиях. В настоящее время II отделом комиссии, учрежденной в 1894 г. для пересмотра законоположений по судебной части, выработан проект постановлений «о поверенных по судебным делам». Проект открывает доступ в сословие П. поверенных профессорам и преподавателям юридических наук в высших учебных заведениях, а также должностным лицам «административных ведомств, обязанности коих состоят в ведении и защите в судебных установлениях дел, сопряженных с интересами означенных ведомств»; лица эти могут, впрочем, заниматься адвокатурой «не иначе, как с разрешения их начальства». Предполагается учредить советы во всех тех округах, где число П. поверенных достигает 60, если при этом в том городе, где находится палата, имеют место жительства не менее 20 П. поверенных; деятельность советов, однако, «подчиняется бдительному надзору судебной палаты». Предполагается, затем, установить комплект и связанную с ним монополию для П. поверенных ведения дел в общих судебных учреждениях. Условия о вознаграждении, заключаемые П. поверенными с доверителями, подвергаются проектом некоторой регламентации. Так, по уголовным делам воспрещается П. поверенным определять различную меру вознаграждения в зависимости от того, какой приговор последует по делу. Затем, если совет П. поверенных признает, что условленное в договоре вознаграждение П. поверенному представляется чрезмерным «по несоответствию его ни особым знаниям и опытности П. поверенного, ни сложности и важности дела, то может уменьшить его до размера, определенного таксой». Требуемая ст. 354-й учр. суд. уст. пятилетняя практическая подготовка заменяется трехгодичной; нехристиане принимаются в размере, не превышающем 10% общего числа П. поверенных при каждом окружном суде. В первый год подготовки помощники ведут только дела, подсудные участковым судьям (и во второй инстанции), при этом не иначе, как по передоверию и за имущественной ответственностью их патронов; по истечении этого срока они могут получить от совета, если будут признаны достаточно подготовленными, свидетельства на ведение дел. Если совет признает помощника недостаточно подготовленным, то назначает ему срок, когда он может снова войти в совет с таким прошением, но в общей сложности помощник П. поверенного не может оставаться в этом звании более шести лет. Помощники, не принятые в П. поверенные в течение означенного срока, отчисляются советом. Правило это не распространяется на тех помощников из нехристиан, «единственную причину непринятия коих в П. поверенные будет составлять нахождение уже в округе окружного суда 10% П. поверенных нехристианского исповедания». Помощники, получившие от совета упомянутое свидетельство, получают право вести дела самостоятельно у участковых судей, а по передоверию и за имущественной ответственностью патронов — также в окружных судах и судебных палатах. Надзор за помощниками и дисциплинарная власть принадлежит совету П. поверенных и судебным установлениям. При каждом П. поверенном может состоять не более трех помощников. Ср. К. К. Арсеньев, «Заметки о русской адвокатуре» (СПб., 1875); И. Я. Фойницкий, «Защита в уголовном процессе» (1885); П. В. Макалинский, «СПб. присяжная адвокатура» (СПб., 1889); Нос, «Двадцатипятилетие московских П. поверенных» (1891); E. Васьковский, «Организация адвокатуры» (СПб., 1893); Г. Б. Слиозберг, «Адвокатура за двадцать пять лет» (в «Журн. гражд. и угол. права», 1889, кн. 9). Подробнее см. в «Указателе литературы по судоустройству и судопроизводству» Поворинского. Ср. Адвокатура.
Присяжный поверенный
Ярославское Демидовское училище высших наук, Демидовский юридический лицей, Демидовский лицей, Ярославский государственный университет — высшее учебное заведение в Ярославле, существовавшее под этими названиями в 1803—1924 годах. Современный Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова считается его преемником.
Это статья про депутатов городских дум и земских собраний в Российской империи. Другие значения слова см. в статье Гласный (значения).Гласный — член собрания с решающим голосом в Российской империи. С 1785 года, гласными назывались члены городских дум, а со времени введения в действие земских учреждений — и члены земских собраний, уездных и губернских.
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Зе́мства (зе́мские учрежде́ния) — выборные органы местного самоуправления (земские собрания, зе́мские упра́вы) в Российской империи и Российской республике в 1864—1919 годах на уровне губернии, уезда и (с 1917 года) волости. Были введены земской реформой 1864 года. К 1914 году земства существовали в 43 губерниях Европейской России. Упразднены в 1918—1919 годах.