Как доказать авторство
Право авторства — это право признаваться автором произведения (п. 1 ст. 1265 ГК РФ), являющееся одним из главных личных неимущественных прав, возникающих в связи с созданием произведения. Как отмечает Э.П. Гаврилов, именно определение авторства позволяет говорить о возникновении у автора произведения и дальнейшем переходе к другим лицам авторских прав на такое произведение.
Доказывание авторства — наверное, самый популярный вопрос как у начинающих авторов, так и у профессиональных создателей результатов интеллектуальной деятельности, а также лиц, инвестирующих средства в создание объектов авторского права. И это вполне закономерно, ведь именно тому лицу, чьим творческим трудом было создано произведение изначально, и принадлежит комплекс авторских прав, состоящий из исключительного (имущественного) права, личных неимущественных и иных прав. Поэтому установление авторства имеет ключевое значение для квалификации правомерности действий по распоряжению исключительным правом, поскольку лица, не являющиеся авторами или не получившие это право от автора в установленном законом порядке, не имеют таких полномочий. Этим обуславливается важность и существенное экономическое значение вопроса установления авторства.
Существуют несколько способов доказывания авторства:
- Презумпция авторства
- Иные доказательства
- Установление авторства с помощью экспертизы
Презумпция авторства является одним из наиболее простых и малозатратных вариантов. Её суть согласно ст. 1257 ГК РФ, п. 1 ст. 15 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений в том, что поскольку автором признаётся то лицо, чьё имя указано на экземпляре произведения, пока не доказано иное , то автор доказывает своё авторство предъявлением наиболее раннего экземпляра с таким указанием.
При этом следует отметить, что презумпция авторства действует только в отношении самого автора. Любые иные лица для доказывания своих прав должны предоставить доказательства перехода к ним первоначально возникших у автора имущественных авторских прав [1] . Предполагается, что у истинного автора такой экземпляр на наиболее раннюю дату есть, а иных лиц, не являющихся авторами, он отсутствует. Например, фотографы могут доказать своё авторство в том числе с помощью предоставления необработанной исходной фотографии.
Соответственно, пока не доказано иное, презюмируется авторство лица, указанного на экземпляре произведения, что подчёркивается в п. 109 Постановления Пленума ВС РФ №10 от 23.04.2019 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»:
«При рассмотрении судом дела о защите авторских прав надлежит исходить из того, что, пока не доказано иное, автором произведения считается лицо, указанное в качестве такового на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом в соответствии с пунктом 1 статьи 1300 ГК РФ (статья 1257 ГК РФ), в Реестре программ для ЭВМ или в Реестре баз данных (пункт 6 статьи1262 ГК РФ)».
Разумеется, если лицо, оспаривающее авторство предоставит экземпляр с указанием иного автора и изготовленный ещё раньше, то указанная презумпция будет работать уже в его пользу. Поэтому в таких случаях для доказывания того, что авторство принадлежит конкретному лицу, одного лишь экземпляра произведения с указанием имени будет недостаточно.
В качестве иных доказательств того, что лицо является автором могут быть различные документы и материалы, которые появились в ходе создания результата интеллектуальной деятельности: чертежи, наброски, исходные материалы, договоры авторского заказа, акты приёмки, свидетельство о депонировании произведения, свидетельство о регистрации программы для ЭВМ, объяснения сторон и третьих лиц, а также иные документы и данные. Подробно этот вопрос рассмотрен в статье «Обеспечение доказательств авторства».
Установление авторства произведений с помощью экспертизы — относительно менее популярный способ и, как правило, применяется уже на стадии рассмотрения спора об авторстве в суде в тех случаях, когда достаточных доказательств авторства, позволяющих достоверно установить истинного автора, не представлено.
Нередко для обозначения данного вида экспертизы употребляются термины «автороведческая экспертиза», «искусствоведческая экспертиза» и «атрибуция». Подобное исследование является комплексной процедурой и в зависимости от вида произведения, в отношении которого необходимо установить авторство, может включать в себя ряд методик от визуального осмотра и анализа документальных источников до лингвистических и иных специфических методик.
Атрибуция (авторское право)
- Атрибуция (англ. attribution), атрибутирование в авторском праве — извещение об авторстве или указание автора произведения, которое используется или показывается в другом произведении. Атрибуция требуется большинством копирайт- и копилефт лицензий, таких как GNU FDL и лицензий Creative Commons.
Атрибуция часто рассматривается как основное требование лицензии, так как она позволяет автору накапливать положительную репутацию, что можно рассматривать как частичную компенсацию его расходов на создание данного произведения. Атрибуция широко рассматривается как знак порядочности и уважения по отношению к авторству.
Установления авторства. (Атрибуция источника)
Определение автора (атрибуция) письменного источника ключевая задача внешней критики. Установив автора или составителя документа, можно получить более точные представления о месте, времени, причинах и условиях его возникновения и полнее раскрыть его социальную и политическую направленность. Изучив мировоззрение, практическую деятельность и социокультурную принадлежность автора, историк сможет правильно истолковать текст и определить степень достоверности сообщенных в нем сведений. Важна даже неполная не персонифицированная (корпоративно-культурная) атрибуция источника.
Автор это активный творец, создатель текста. Он вкладывает в произведение свои цели, замысел, ценности и способы их реализации. Автором может быть как отдельный человек, так и коллективный субъект: корпорация, государственное или общественное учреждение, социокультурная общность. Коллективными творениями были, прежде всего, остатки функционирования общественных систем: законодательные, делопроизводственные, актовые и статистические материалы, периодика и многие летописные своды. Отпечаток общего, той социокультурной системы, к которой принадлежит автор, безусловно, лежит и на индивидуальном произведении.
Довольно часто имя автора определяется на основе прямых показаний источника. Так это было в случае с сочинениями Ивана Пересветова (XVI век). К числу собственных имен человека (антропонимов) относятся личное имя, прозвище, фамилия, псевдоним и криптоним (зашифрованное имя). Личные имена это имена, которые присваивались при рождении и были известны обществу. Главным было каноническое личное имя. Это настоящее, христианское имя. Оно давалось по церковному календарю, при крещении и было тайным. Так, Ярослав Мудрый по некоторым данным имел тайное, каноническое имя Георгий (Юрий). Неканоническое, мирское имя использовалось в обыденной жизни. Первоначально оно было языческим, позже стала применяться сокращенная форма христианского имени: Никола от Николая, Нефед от Мефодия и т.д. Прозвища чаще выражали качества и происхождение своих носителей: Кобыла, Чудин, Ждан, Незван и т.д.
Важной частью имени постепенно стало отчество (патронимическое прозвище). Оно указывало на родовое происхождение человека и было почетным. Посему оно также отмечало и социальную принадлежность своего носителя. Аристократы имели полное отчество с окончанием на вич (Петрович). Лица средних сословий пользовались полуотчеством, оканчивающимися на ов, ев, -ин (Петров, Ильин). Низшие сословия вплоть до конца XIX в. обходились без отчества. Позже всех других форм имени в России стали распространяться фамилии. Их возникновение относят к XV-XVI вв. Первыми фамилии получили князья, бояре и дворяне. В XVIII-XIX вв. фамилия указывала на принадлежность человека к какой-либо семье. Большинство их возникло из отчеств, дедичеств и прозвищ. Вплоть до конца XVII столетия они часто менялись и разветвлялись (Бобрищевы Пушкины, Мусины-Пушкины и т.п.).
В XVIII начале ХХ столетиях часто употребляли псевдонимы. Так, известный публицист конца XVIII в. Н.И.Новиков использовал псевдоним Правдолюб. Все раскрытые учеными русские псевдонимы собраны в четырехтомном издании И.Ф.Масанова Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей и ряде других справочников.
После того как указанное в источнике имя установлено, производится его сличение с реальным историческим лицом по имеющимся в тексте данным о происхождении, социальном положении и мировоззрении автора. Идентификация обязательна даже в отношении к истинному имени, что связано с неоднозначностью возникающих атрибутивных ассоциаций. Так, например, многие историки долгое время сомневались в том, что Пересветов автор подписанных им челобитных (сочинений), полагая его имя псевдонимом Ивана Грозного.
Большинство средневековых текстов XI-XVII вв. выражало корпоративное сознание. Они писались по канонам и имели анонимный характер. Многие тексты в разное время переписывались, перерабатывались, что еще больше усиливало их анонимность. Атрибуция таких безымянных свидетельств осуществляется косвенным путем. Хорошим подспорьем этому могут послужить данные антропонимики, генеалогии, геральдики, сфрагистики, палеографии, исторической лингвистики и других вспомогательных дисциплин.
Возможности косвенной атрибуции источника зависят от имеющейся в нем информации о личности и социальном положении автора. Эта информация может быть открытой и скрытой. Открыто об авторе свидетельствуют указания на его место рождения, пол, возраст, время совершеннолетия (12-15 лет для князей и служилых людей), время вступления в брак, этническое происхождение, семейные и родственные связи. В частности, хорошим основанием для восстановления степени семейного родства, помимо родословных, дает знание лествичной системы восхождения древнерусских князей на престолы и представление о местнической системе занятия должностей XVI-XVII вв. Очень существенны также имеющиеся в тексте сведения о социальном происхождении и положении (сословие, чин, должность, награды) автора, его мировоззрении, ценностных установках и социально-политической позиции.
Определение авторства требует и анализа стилистических особенностей текста. Подчас, особенно при изучении повествовательных источников, анализ стиля единственный способ косвенной атрибуции. Выражается стиль скрытой, структурной информацией источника. Каждый, даже работающий по канону писатель, имеет свой устойчивый стиль, выражаемый в особенностях построения текста и предложений, в употреблении излюбленных слов и фраз. Структуре стиля можно придать количественно-стилистическую форму, которая анализируется компьютерными методами. Совпадение стилевых характеристик анонимного произведения и сочинений, создатель которых известен, позволяет приписать его данному автору. Уже проведен широкий ряд компьютерно-стилистических исследований. Их результаты опубликованы в книге От Нестора до Фонвизина: новые методы определения авторства (М., 1994). Большой интерес среди них вызывает попытка определить создателя Слова о Полку Игореве. Исследователи показали, что ближе к истине гипотеза Б.А.Рыбакова, считавшего автором киевского боярина Петра Бориславича. Очень интересно также исследование Б.М.Клосса. Он доказал, что Никоновский летописный свод XVI в. составил митрополит Макарий.
После сбора всей возможной косвенной информации о предполагаемом авторе производится ее синтез и целостное обобщение. Далее осуществляется идентификация личности автора. Этот процесс включает в себя два этапа. Сначала историк проводит групповое отождествление, затем производит личную идентификацию. Групповая идентификация устанавливает максимально возможный круг подходящих к авторской роли лиц. Индивидуальная идентификация личности включает сбор сведений о жизни и деятельности всех отобранных лиц, последующее их сравнение с исходными данными и максимально возможное сокращение претендентов. Далее путем анализа делается окончательный выбор в пользу того или иного лица.
Установив все внешние стороны происхождения источника, следует определить внутренние, социокультурные причины и условия его появления.
Выяснение причин, целей и исторических обстоятельств появления текста, определение его социальных функций в прошлом.
Как произведение, источник принадлежит определенному автору. В то же время он порождение конкретной культуры прошлого. Возникновение его было вызвано определенными конкретно-историческими условиями, причинами, целями и задачами функционирования данной социокультурной системы. Поэтому очень важно понять, что представляла собой та историческая реальность, в которой данный источник возник и функционировал. Без этого невозможно правильно понять и интерпретировать содержание письменного свидетельства.
Все условия, в которых источник рождается, можно разделить на внешние и внутренние. Внутренние обстоятельства суть потребности, цели, задачи и функции породившей данное письменное известие социокультурной системы. Это сама культура с определяющими ее смыслами, идеалами и ценностями. Обстоятельства внешние порождены функционированием и развитием культуры в определенной исторической среде. Они результат воздействия на данную культуру иных социокультурных комплексов: другой социальной группы, культуры, времени.
Порождающие источник исторические обстоятельства накладывают на его содержание очень сильный отпечаток. Особую роль в этом имеют социокультурные функции памятника в прошлом. Его функции объясняют причины возникновения текста и определяют влияние на него текущей коньюктуры.
Так, создание Повести Временных Лет, несомненно, было обусловлено реализацией функции исторического и политического самосознания правящей элиты древнерусского государства. Эту фундаментальную функцию в 1110-1113 гг. гениально реализовал монах Киевско-Печерского монастыря Нестор. Наследовав от своих предшественников простую форму летописи-предания, он впервые создал целостное, концептуально выстроенное историческое произведение, предметом которого стало прошлое и настоящее Русской Земли. Русская история получила в летописи Нестора самостоятельное значение. С другой стороны, она была помещена в контекст мировой христианской истории. Одновременно Нестор выражает политические интересы правящей киевской династии, возвышая ее разработкой Легенды о призвании новгородцами Рюрика. Он явно симпатизирует своему покровителю князю Святополку. Важным обстоятельством, усилившим в произведении Нестора варяжско-скандинавские мотивы, было стремление преодолеть влияние византийской исторической схемы, в которой Русь не имела самостоятельного значения. Еще более варяжский фактор проявил себя во II редакции ПВЛ, написанной Сильвестром в угоду тяготевшему к Скандинавии Владимиру Мономаху. В его пользу также были переписаны 1093-1113 годы, в которые правил Святополк.
Особенно сильное воздействие оказывают конкретно-исторические факторы на содержание политических и публицистических сочинений, подчас приобретая в них роль намеренных, коньюктурных искажений.
Очень показательны в этом отношении публицистические работы В.И.Ленина, связанные с оценкой степени капиталистического развития сельского хозяйства России конца XIX — начала ХХ веков. Помимо естественной эволюции взглядов несомненное влияние на ленинскую оценку оказывала и конкретная политическая ситуация. В споре с отрицавшими капитализм народниками (статьи 90-х годов XIX в.) он говорил о победе капиталистических отношений в деревне. Полемизируя же в начале ХХ в. с меньшевиками, которые переоценивали значение капитализма в помещичьем хозяйстве, В.И.Ленин выдвинул положение о полукрепостнической природе аграрных отношений в стране. Вполне очевидно, что содержание и оценки ленинских работ определялись с одной стороны, социальной функцией публицистического жанра, служившего орудием в борьбе радикально-революционных групп за влияние на русскую интеллигенцию; с другой конкретной историко-полемической ситуацией, вызвавшей данную статью. Истинное же содержание ленинских работ по данной теме не имело того научного значения, которое им придавалось в советское время.
Как видно из приведенных примеров, прежде всего, необходимо учесть социальную, а в более широком смысле социокультурную функцию данного текста. Функциональный анализ текста далее следует обязательно перевести в плоскость учета тех конкретно-исторических условий, в которых он возник. Это непременно даст ключ к правильному истолкованию источника.
Методы установления автора источника
Методы установления автора источника. Патернизация источника – интереснейшая и в то же время иногда труднейшая задача. «Знание имени автора или составителя источника, редактора или инициатора создания текста часто позволяет точнее установить место, время и обстоятельства возникновения документа, полнее раскрыть его социальное и политическое значение и направленность, выяснить причины его появления»[1]. Исследователь должен знать, с кем он «беседует», чьей информацией он пользуется и может ли ему доверять. Следует иметь в виду, что даже, если источник подписан, необходимо удостоверять, уточнять, точно ли это тот автор, чья подпись стоит под документом, и не скрывается ли подлинный автор под каким-либо псевдонимом, вымышленным именем. В раскрытии многих псевдонимов значительную помощь может оказать «Словарь», подготовленный знатоком русской периодической печати И.Ф. Масановым[2].
Приемы патернизации источника могут быть самыми разнообразными. Они хорошо разработаны в источниковедческой литературе.
Авторская принадлежность текста источника определяется, прежде всего, в процессе его семантико-лингвистического анализа – каждому автору имманентно присуща своя терминология, своя стилистика, свое привычное построение фраз, даже разбивка теста на клаузулы и абзацы.
При наличии рукописи авторство может быть установлено по почерку и / или характеру (типу) выбора изобразительных средств.
Патернизация документов государственных учреждений и организаций удостоверяется по соответствующей печати или штемпелю, находящемуся под текстом, или по делопроизводственным пометам, имеющимся на документе.
Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта — Основные понятия.
Большую помощь могут оказать сведения других источников (делопроизводственных материалов следственных органов, политических или общественных организаций, мемуаров, частных писем), в которых упоминается о составлении того или иного документа или произведения, а также различные справочные материалы: именные указатели, хронологические и родословные таблицы, геральдические словари, списки чиновников государственных органов и т.п.
При патернизации источника следует быть очень осторожным и не увлекаться совпадением какого-либо одного признака, указывающего на личность автора, например, совпадение имени, отчества и фамилии с полным именем известного общественного или государственного деятеля. Совпадения могут оказаться случайными. Многие источники, особенно личного происхождения, составлялись людьми, которые в историю не вошли. Поэтому «основания для отождествления людей следует искать во всем комплексе накопленных и обработанных фактических данных, а не в своих личных вкусах, симпатиях и антипатиях»[3].
По правилам археографии в публикации (и в подготовительных выписках исследователя), если источник не подписан, следует указать – б/п. Если источник подписан, то имя автора документа воспроизводится в той форме и объеме, которые имеются на документе. Если в подписи указан только какой-либо один или два элемента имени (фамилия, имя и фамилия, инициалы), то они указываются в кавычках, а установленные недостающие элементы заключаются в квадратные скобки: «Иванов» [Иван Иванович], «Иван [Иванович] Иванов», «И.И.И.» — [Иван Иванович Иванов], «Ив[ан Иванович] Иванов».
[1] Пронштейн А.П., ДанилевскийИ.Н. С. 174.
[2] См.: Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. – М., 1956 – 1960. Т. 1 – 4.