Почему при расчете пенсии учитывается коэффициент 1,2 и как его можно повысить
В большинстве случаев сумма назначенной пенсии оказывается в разы меньше, чем заработок, который получал пенсионер. Причина столь явного несоответствия кроется в правилах, по которым заработок гражданина используется в пенсионной формуле.
- начиная с 2002 года и по настоящее время заработок влияет на пенсии через страховые взносы (они отчисляются в процентах от заработка — значит, чем он выше, тем больше будет взносов и, соответственно, выше пенсия),
- а вот заработок до 2002 года применяется в пенсионной формуле в виде специального коэффициента. Это и есть тот самый коэффициент «1,2», о котором так часто заходит речь при назначении пенсии.
Он рассчитывается как частное от деления заработка пенсионера к среднемесячной зарплате по стране за аналогичный период.
Закон предусматривает два варианта, по которым берется заработок для коэффициента (об этом говорится в п.3 статьи 30 Закона «О трудовых пенсиях»):
1) по зарплате за период с 2000 по 2001 гг.
ПФР рассчитывает его самостоятельно, по имеющимся в его базе сведениям о заработке. Поэтому при обращении в Пенсионный фонд специалист может сразу сказать, какой коэффициент у вас выходит за этот период.
2) по зарплате за любые пять лет подряд (60 месяцев) до 2002 года.
Следует учесть, что по этому варианту заработок подтверждается только официальными документами. Прежде всего, это справка о зарплате, выданная работодателем, либо справка из архива (если организация-работодатель ликвидирована).
В крайнем случае (когда нет таких справок) разрешается подтверждать заработок другими документами, из которых его можно достоверно установить (в частности, профсоюзным или комсомольским билетами).
Главная проблема, с которой сталкиваются многие пенсионеры при расчете коэффициента по заработку до 2002 года — это его ограничение. Закон установил жесткий порог: 1,2 — это максимальное отношение заработков, по которому начисляется пенсия.
Иными словами, если ваш коэффициент составил, к примеру, 0,9 — его зачтут в пенсию полностью. Но если он равен 1,5 или 2,0, например, то пенсию все равно посчитают по коэффициенту 1,2.
В результате образуется эффект «уравнивания»: те, у кого в советское время был высокий заработок, получают пенсию на уровне большинства «середнячков».
И все же есть ряд исключений, когда закон разрешает включать в расчет пенсии коэффициент отношения заработков больше, чем 1,2. Вот эти случаи:
1) Повышенный коэффициент разрешен тем, кто проживал в северных регионах по состоянию на 1 января 2002 года (при этом не имеет значение продолжительность «северного» стажа).
Величина коэффициента для них устанавливается в зависимости от того, какой районный коэффициент действовал в регионе их проживания (учитывается коэффициент к заработной плате, установленный для рабочих и служащих непроизводственных отраслей).
Если его значение до 1,4, то максимальный коэффициент для пенсии также повышается до 1,4. При районном коэффициенте от 1,5 до 1,8 предельная величина отношения заработков для пенсии — 1,7.
Самый высокий коэффициент по заработку, который только может быть, составляет 1,9 — он полагается лицам, проживавшим в регионах с районным коэффициентом от 1,8 и выше.
2) Повышенный коэффициент также получают пенсионеры, у которых не менее 15 лет работы в районах Крайнего Севера или 20 лет в местностях приравненных к Крайнему северу.
Право на повышенный коэффициент у них возникает независимо от места жительства (в отличие от первой категории). При этом правила увеличения коэффициента — те же, что и в предыдущем случае.
Единый социальный налог в 2002 году
С 1 января взносы в Пенсионный фонд выделены из состава единого социального налога. Теперь страховые взносы на обязательное пенсионное страхование исчисляются и уплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Обратите внимание, что ставка единого социального налога не изменилась: сумма, которая раньше направлялась в Пенсионный фонд, будет направляться в федеральный бюджет. Однако сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается на сумму начисленных страховых взносов в Пенсионный фонд.
Объект налогообложения ЕСН
Изменения содержатся в новой редакции ст. 236 «Объект налогообложения». В п. 1 содержится определение объекта налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам: выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
Во-первых, исчезло упоминание о выплатах в виде материальной помощи и иных безвозмездных выплатах в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера. Таким образом, решена проблема выплат благотворительными организациями соответствующих сумм нуждающимся в помощи, которая вызывала ожесточенные споры, доходящие до международных скандалов.
Во-вторых, четко обусловлено, что не относятся к объекту обложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).
Пункт 3 в новой редакции ст. 236 определяет, что выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организации в текущем отчетном (налоговом) периоде.
В прежней редакции выплаты не признавались объектом налогообложения, если они производились за счет средств, остававшихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы. Такая запись породила массу проблем, связанных с составом и сроками выплат, которые не подлежали налогообложению. В частности, налоговые органы в 2001 году выражали позицию, что для неуплаты ЕСН организация должна доказать наличие средств, оставшихся после уплаты налога на прибыль, а это было затруднительно сделать в первые месяцы каждого года.
На наш взгляд, эта мысль более четко прозвучала бы в иной постановке: выплаты и вознаграждения признаются объектом налогообложения, если такие выплаты отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Но суть от этого не меняется: если те или иные выплаты отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль — ЕСН уплачивается, если не отнесены — ЕСН не уплачивается.
Анализ гл. 25 второй части НК РФ показывает, что порядок выплат и вознаграждений определен ст. 255 «Расходы на оплату труда» и ст. 264 «Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией».
Налоговая база ЕСН
В новой редакции изложена и ст. 237 «Налоговая база». В п. 1 статьи база определяется как сумма выплат, предусмотренных п. 1 ст. 236. При этом учитываются выплаты в любой форме. Правда, не лишним было бы при этом упоминание о том, что при этом должен учитываться пункт 3 ст. 236. При отсутствии такого упоминания могут возникнуть определенные споры и разногласия с налоговыми органами.
При анализе пункта может смущать то, что в базу для исчисления ЕСН включены: оплата товаров (работ, услуг), питания, отдыха, обучения в интересах работника. Но здесь уместно обратиться к ст. 255 «Расходы на оплату труда», где указано:
«В расходы налогоплательщика на оплату труда включаются : расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами».
Таким образом, если те или иные расходы, в частности, оплата обучения в высшем учебном заведении в интересах работника, предусмотрены в трудовом договоре и входят в расходы по оплате труда, то они, соответственно, облагаются ЕНС, поскольку отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.
В п. 2 повторена позиция законодателя по поводу определения налоговой базы отдельно по каждому физическому лицу, что очевидно вытекает из необходимости учета пенсионных поступлений.
Из статьи в новой редакции исчезло упоминание о налогообложении материальной выгоды, содержащейся ранее в п. 4. Таким образом, в 2002 году закончатся споры, возникавшие при применении этого пункта, поскольку товары, работы, услуги, оплачиваемые за работника, выплачивались за счет прибыли после уплаты налога на прибыль. Аналогично не возникает и налогообложения при выдаче займов работникам.
Суммы, не облагаемые ЕСН
Из статьи 236 (п. 1) в прежней редакции перенесено положение (в п.п.14 п. 1 ст. 238) о том, что не облагаются налогом выплаты в натуральной форме товарами собственного производства — сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей — в размере до 1 000 руб. в расчете на одно физическое лицо — работника за календарный месяц. Обращаем внимание на то, что добавлено в вышеприведенную фразу слово «собственного», чего ранее в тексте не было.
Кроме этого, в статью 238 «Суммы, не подлежащие налогообложению», кроме редакционных правок, внесено изменение, касающиеся налогообложения страховых платежей. В соответствии с новой редакцией п.п. 7 ЕСН не облагаются:
а) платежи по обязательному страхованию;
б) платежи по договорам личного страхования на срок не менее 1-го года, предусматривающие оплату страховщиками медицинских расходов (эти расходы не облагаются ЕСН вне зависимости от их размеров, а в затраты они включаются в соответствии с п. 15 ст. 255 гл. 25 в размере 3 % от фонда оплаты труда);
в) договоры личного страхования на случай смерти или утраты трудоспособности — в связи с исполнением трудовых обязанностей (в затраты включаются не более 10 тыс. руб. на 1-го застрахованного, ЕСН — не облагаются в любом размере);
г) долгосрочное страхование жизни, пенсионное (в затраты включаются в размере 12% от фонда оплаты труда). ЕСН — облагается в пределах 12%, если более норматива — не облагается.
Практически не изменилась статья 239 «Налоговые льготы».
Отчетный и налоговый период по ЕСН
Отчетными периодами с 2002 года признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Налоговым периодом по-прежнему признается календарный год (ст. 240).
Регрессивная шкала налогообложения
Кардинальным образом изменился п. 2 ст. 241, касающийся условий применения регрессивной шкалы налогообложения.
Законодатель не требует составления предварительного расчета по итогам 2001 г. для получения права на применение регрессивной шкалы. Такое право возникает в процессе деятельности по результатам каждого периода с начала года, если величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество истекших месяцев, составила 2 500 руб. или более, без учета работников, имеющих наибольшие доходы.
Пример
У организации в 2002 г. налоговая база в среднем на одно физическое лицо (без учета работников, имеющих наибольшие доходы) составила:
январь — 3 000 руб.;
январь-февраль — 3 500 руб.;
январь-март — 2 500 руб.;
январь-апрель — 3 100. руб.;
январь-май — 3 200 руб.;
январь-июнь — 3 000 руб.;
январь-июль — 2 800 руб.;
январь-август — 2 600 руб.;
январь-сентябрь -2 450 руб.
При данных условиях, до августа включительно, организация вправе использовать регрессивную шкалу налогообложения для работников, у которых налоговая база превысила 100 тыс. руб. Начиная с сентября и до конца 2002 г. организация не вправе применять регрессивную шкалу налогообложения.
Таким образом, вводится достаточно жесткое ограничение применения регрессивной шкалы в 2002 г. Ранее такое ограничение составляло 4200 руб., но действовало только на тот период, когда налоговая база становилась менее 4200 руб., а не до конца налогового периода, как это будет, начиная с 2002 года.
Порядок, сроки уплаты и отчетности ЕСН
Серьезно изменилась ст. 243 гл. 24 НК РФ «Порядок исчисления и сроки уплаты налога налогоплательщиками-работадателями».
Упростилась ситуация с уплатой ежемесячных авансовых платежей — теперь они производятся не позднее 15-го числа следующего месяца (без увязки с получением средств в банке на оплату труда). Как и прежде ежеквартально сдается форма в региональное отделение ФСС РФ.
Ежеквартально сдается и расчет по ЕСН за каждый период, а не ежемесячно, как это было в 2001 году. Расчет за отчетный период сдается до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. В п. 7 статьи определены взаимоотношения между налоговыми органами и органами Пенсионного фонда РФ по обмену документами, связанными с уплатой налога.
Пункт 8 статьи определил порядок уплаты налога обособленными подразделениями организации. Обязанности организации по уплате налога, а также по представлению налоговых расчетов и налоговых деклараций выполняют только обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Особенности исчисления и уплаты ЕСН
Вместо ст. 245 «Переходные положения» в главу 24 включена иная статья 245 «Обязанности исчисления и уплаты налога отдельными категориями налогоплательщиков». Эта статья определила порядок уплаты налога министерствами и ведомствами РФ.
В условиях, когда налог на прибыль с 2002 года составляет 24 %, а ставка единого социального налога — 35,6 %, у организаций может возникнуть мысль о перенесении выплат за счет прибыли, поскольку эффект здесь якобы достигается в размере 11,6% от сумм выплат. На самом деле это — иллюзия. Проиллюстрируем это на примере.
Пример
Расходы организации составляют 1 млн. руб. Необходимо выплатить премию ратникам в размере 100 тыс. руб. Выплату можно произвести двумя путями:
- за счет расходов организации;
- за счет прибыли, остающейся в ее распоряжении.
Рассмотрим оба эти варианта.
Вариант 1
Премия включается в расходы организации. Таким образом, возникает необходимость уплаты ЕСН. Прибыль при этом составила 200 тыс. руб.
Расходы организации составят: 1 млн. руб. + 135,6 тыс. руб.(с учетом ЕСН).
Налог на прибыль — 48 тыс. руб. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации — 152 тыс. руб.
Вариант 2
Премия выплачивается из чистой прибыли.
Расходы организации уменьшаются на 135,6 тыс. руб. и соответственно возрастает налогооблагаемая прибыль на эту же сумму. Она составит 335,6 тыс. руб. Налог на прибыль составит 80,544 тыс. руб.
Чистая прибыль составит 255,056 тыс. руб. Но из этой суммы необходимо выплатить работникам 100 тыс. руб., т.е. прибыль, направляемая на другие цели, составит 155,056 тыс. руб.
Сравним два варианта. Во втором — прибыль увеличилась на 3,056 тыс. руб.(155,056 — 152).
В процентах это увеличение составит к чистой прибыли первого варианта 2,3% (3,056 : 152) * 100%). Таков эффект от применения второго варианта. Кроме того, отметим, что во втором варианте мы лишаем работников накопительных взносов, приходящихся на эту сумму выплат.
Определить эту сумму сложно в абстрактном примере, поскольку это зависит от возраста работников.
Налоговая декларация изменена
Обратите внимание, что по единому социальному налогу утверждена новая форма налоговой декларации (приказ МНС России от 27.12.2001 № БГ-3-05/573). Новая форма декларации по ЕСН является общей для всех категорий налогоплательщиков, выступающих в качестве работодателей*.
* Примечание редакции: Новая форма включена в типовую конфигурацию «Зарплата + Кадры» для «1С:Предприятия 7.7», начиная с релиза 7.70.035
Приказ признает утратившими силу приложения № 1, 3, 5 к приказу МНС России от 29.12.2000 № БГ-3-07/468 «Об утверждении форм налоговых деклараций по единому социальному налогу (взносу) и Инструкций по их заполнению».
Расчет по авансовым платежам на пенсионное страхование: как заполнить формы
Организации с 1 января 2002 года должны перечислять на взносы пенсионное страхование сотрудников. Отчитываться по ним нужно ежеквартально. В связи с этим МНС России издало приказ от 28.03.2002 № БГ-3-05/153 (далее – Приказ). Им утверждены формы расчета авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и порядок их заполнения. В статье мы расскажем о том, как правильно составить такой расчет за I квартал 2002 года.
Общие требования и сведения
Лист 01 Расчета заполняется всеми страхователями. В нем указываются общие сведения: отчетный период, наименование налогового органа и плательщика, ИНН, КПП, регистрационный номер ПФР. На этом листе Расчета должны расписаться руководитель и главный бухгалтер. Если Расчет сдает представитель организации, то он также подписывает его.
Лист 02 заполняют только российские организации. На нем указывается адрес организации в соответствии с учредительными документами. Адрес постоянно действующего исполнительного органа указывается, если он не совпадает с адресом в учредительных документах. Если Расчет подает обособленное подразделение, то приводится и его адрес.
Лист 03 заполняется только иностранными организациями. На нем указывается адрес в соответствии с учредительными документами, адрес российского представительства (отделения) и сведения о стране, в которой фирма зарегистрирована.
Лист 04 предназначен для работодателей. В нем указываются: дата и место рождения, гражданство, реквизиты удостоверяющего личность документа, адрес места жительства, контактные телефоны.
Основная часть Расчета
В соответствии с Приказом основная часть состоит:
— из раздела I "Расчет по авансовым платежам по страховым взносам" с приложением справочной таблицы;
— из раздела II "Расчет для заполнения строк 0300 и 0400".
Поскольку строки 0300 и 0400 относятся к разделу I, то целесообразно сначала заполнить раздел II.
В нем все показатели разделены по трем возрастным группам граждан. Порядок отнесения лиц к одной из них установлен Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее — Закон № 167-ФЗ). Напомним, что установлены следующие группы:
— мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше;
— мужчины с 1953 по 1966 год рождения и женщины с 1957 по 1966 год рождения;
— мужчины и женщины 1967 года рождения и моложе.
В зависимости от принадлежности работников к возрастным группам взносы делятся в разных пропорциях для финансирования страховой и накопительной части трудовой пенсии.
База для начисления страховых взносов за I квартал 2002 года показывается по каждой возрастной группе граждан в графах 3, 7, 13 раздела II. Для их заполнения используются данные из индивидуальных карточек по каждому работнику, форма которых утверждена приказом МНС России от 21.02.2002 № БГ-3-05/91.
Напомним, что базой для начисления страховых взносов является налоговая база по ЕСН, которая определяется в соответствии со статьей 237 НК РФ. Однако при ее определении не учитываются льготы, установленные в статье 239 НК РФ. Обратим внимание, что в налоговую базу не включается полная или частичная оплата товаров (работ, услуг), предназначенных для работника или членов его семьи, если эти выплаты не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Правильность такого подхода подтверждена в письме МНС России от 04.04.2002 № СА-6-05/415.
Численность граждан, которые относятся к соответствующей возрастной группе, отражается в графах 6, 12, 18 раздела II.
В графах 4, 8, 10, 14, 16 указываются ставки тарифа на обязательное пенсионное страхование. Величина этих ставок определена в статьях 22 и 33 Закона № 167-ФЗ. Отметим, что если у организации отсутствует право на применение регрессивных ставок по ЕСН, то она должна использоваться тарифы, которые применяются при начислении взносов на работников с доходом менее 100 000 рублей.
По строкам 100, 210, 220, 310, 320, 400 в графах 5, 9, 11, 15, 17 приводятся суммы страховых взносов за I квартал 2002 года в отдельности по страховой и накопительной частям трудовой пенсии. Они рассчитываются по строкам 100, 220, 320 одним способом, а по строкам 210, 310 и 400 — другим.
Так, по строкам 100, 220, 320 отражается произведение базы для исчисления взносов, которая указана в графах 3, 7, 13 на тарифы в процентах, указанные в графах 4, 8, 10, 14, 16 по этим же строкам.
Сумма страховых взносов по строкам 210, 310, 400 определяется как произведение тарифов в рублях на численность работников возрастных групп, которые указаны в графах 6, 12, 18 по аналогичным строкам.
Строка 200 равна сумме строк 210 и 220, а в строке 300 показывается сумма строк 310 и 320.
По строке 500 показывается суммарная величина базы для исчисления взносов за I квартал 2002 года — в графах 3, 7, 13. По этой же строке в графах 5, 9, 11, 15, 17 отражаются суммы начисленных страховых взносов за отчетный период по каждой возрастной группе в разрезе страховой и накопительной части трудовой пенсии.
Пример 1
В ООО "Мир" в I квартале 2002 года работали и получали вознаграждения следующие лица, общая численность которых составила 10 человек:
— инвалид (мужчина 1968 года рождения), его заработная плата составила 24 000 рублей (по 8000 рублей в месяц);
— пятеро женщин 1956 года рождения и старше. Из них двоим была начислена зарплата по 16 000 рублей в месяц, а троим — по 10 000 рублей в месяц.
— трое мужчин 1952 года рождения и старше. Одному из них — Петрову П.Н. была начислена зарплата по 35 000 рублей за каждый месяц, остальным — по 11 000 рублей в месяц;
-женщина 1975 года рождения, ее зарплата составила по 9000 рублей за каждый месяц.
Кроме того, в феврале 2002 года была выплачена премия женщине 1975 года рождения за высокие результаты в работе в сумме 2000 рублей, а в марте — 3000 рублей (в соответствии с Положением о премировании).
В феврале 2002 года были оплачены коммунальные услуги для работника-инвалида в сумме 1000 рублей (расходы не учитывались при налогообложении прибыли).
Таким образом, за I квартал 2002 года доходы только одного работника превысили 100 000 рублей. У Петрова П.Н. сумма доходов составила 105 000 рублей (35 000 рублей х 3 месяца).
Следовательно, выплаты, являющиеся базой для начисления взносов на пенсионное страхование за I квартал 2002 года, составили:
— для мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше (всего 8 человек)
(2 человека х 16 000 рублей + 3 человека х 10 000 рублей + 35 000 рублей + 2 человека х 11 000 рублей) х 3 месяца = 357 000 рублей;
— для лиц 1967 года рождения и моложе (всего 2 человека)
(8000 рублей + 9000 рублей) х 3 месяца + 2000 рублей + 3000 рублей = 56 000 рублей.
Из этих вознаграждений сумма дохода за I квартал 2002 года, не превысившая 100 000 рублей на работника, составила:
— для мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше (всего 7 человек)
357 000 рублей — 35 000 рублей х 3 месяца = 252 000 рублей;
— для лиц 1967 года рождения и моложе — 56 000 рублей (всего 2 человека).
За I квартал 2002 года ООО "Мир" заполнит раздел II Расчета следующим образом (графы 7-12 не заполняются, так как у организации нет работников соответствующего возраста).
Заполнение раздела I
В строку 0100 раздела I по графам 3, 5, 7 переносятся данные из граф 3, 7, 13 строки 500 раздела II.
Поскольку заполняется Расчет за I квартал, то строка 0110 будет равна сумме по строке 0100.
В строках 0120, 0130 и 0140 показывается налоговая база по месяцам: за январь, февраль и март 2002 года. Данные по этим строкам должна быть равны сумме, показанной в строке 0110.
Далее переносятся суммы из строки 500 раздела II по графам 5, 9, 15 — в строку 0300 (взносы на страховую часть трудовой пенсии), по графам 11, 17 — в строку 0400 (взносы на накопительную часть трудовой пенсии).
Строка 0200 по графам 3 — 8 равна сумме строк 0300 и 0400. Обратим внимание, что за I квартал суммы: по строкам 0200 и 0210, 0300 и 0310, 0400 и 0410 равны.
В строках 0220, 0230, 0240 приводится расшифровка по месяцам строки 0210. Соответственно, сумма строк 0220, 0230 и 0240 должна быть равна строке 0210.
Данные строки 0310 расшифровываются по месяцам в строках 0320, 0330, 0340, строки 0410 — в строках 0420, 0430, 0440. При этом сумма по строкам 0320 и 0420 отражается в строке 0220, по строкам 0330 и 0430 — в строке 0230, а по строкам 0340 и 0440 — в строке 0240.
Отметим, что суммы платежей по страховым взносам за каждый месяц (строки 0320-0340, 0420-0440) определяются как разность между суммой нарастающим итогом с начала года по соответствующий месяц включительно и суммой нарастающим итогом с начала года по предыдущий месяц.
В графе 9 по каждой строке показывается сумма по графам 3, 5, 7. Обратим внимание, что после получения итогов в графе 9 следует проверить соответствие данных, указанных по строкам 0200-0240 с данными расчета по авансовым платежам по ЕСН, форма которого утверждена приказом МНС России от 01.02.2002 № БГ-3-05/49 (в редакции от 27.03.2002). Так, данные строки 0200 графы 9 должны соответствовать сумме по строке 0500 графы 3 расчета по ЕСН. Аналогично должны совпадать и суммы платежей по месяцам: строки 0220 и 0520, 0230 и 0530, 0240 и 0540.
Пример 2
Воспользуемся данными примера 1 и рассмотрим порядок заполнения раздела II Расчета у ООО "Мир" за I квартал 2002 года.
В строку 0100 графы 3 переносится сумма из строки 500 графы 3 раздела II (357 000 рублей), а в графу 7 — из строки 500 графы 13 (56 000 рублей). В графе 9 будет показана сумма 413 000 рублей (357 000 + 56 000). Аналогичные данные ООО "Мир" отразит в строке 0110.
Для определения базы для исчисления взносов по месяцам должны быть указаны следующие данные:
За январь (строка 0120)
— графа 3 (для мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше)
16 000 рублей х 2 человека + 10 000 рублей х 3 человека + 35 000 рублей + 11 000 рублей х 2 человека = 119 000 рублей;
— графа 7 (для лиц 1967 года рождения и моложе)
8000 + 9000 = 17 000 рублей.
— графа 9 (всего за январь):
119 000 + 17 000 = 136 000 рублей.
За февраль (строка 0130)
— графа 3 — 16 000 рублей х 2 человека + 10 000 рублей х 3 человека + 35 000 рублей + 11 000 рублей х 2 человека = 119 000 рублей;
— графа 7 — 8000 рублей + 9000 рублей + 2000 рублей = 19 000 рублей.
— графа 9 — 119 000 + 19 000 = 138 000 рублей.
За март (строка 0140)
— графа 3 — 16 000 рублей х 2 человека + 10 000 рублей х 3 человека + 35 000 рублей + 11 000 рублей х 2 человека = 119 000 рублей;
— графа 7 — 8000 + 9000 + 3000 = 20 000 рублей.
— графа 9 — 119 000 + 20 000 = 139 000 рублей.
Далее перенесем данные по платежам на страховую часть пенсии в строку 0300 (по данным раздела II):
— графа 3 — 49 675 рублей;
— графа 7 — 6160 рублей.
В графе 9 указывается сумма 55 835 рублей (49 675 рублей + 6160 рублей).
Аналогично перенесем сумму платежей на накопительную часть пенсии в строку 0400 по графе 7 в сумме 1680 рублей.
Сумма начисленных платежей (строка 0200) составит:
— графа 3 — 49 675 рублей;
— графа 7 — 6160 + 1680 = 7840 рублей.
— графа 9 — 49 675 + 7840 = 57 515 рублей.
Определим сумму платежей по страховой части трудовой пенсии по месяцам:
За январь (строка 0320)
— графа 3 — 119 000 рублей х 14% = 16 660 рублей;
— графа 7 — 17 000 рублей х 11% = 1870 рублей.
— графа 9 — 16 660 + 1870 = 18 530 рублей.
За февраль (строка 0330)
— графа 3 — 119 000 рублей х 14% = 16 660 рублей;
— графа 7 — 19 000 рублей х 11% = 2090 рублей.
— графа 9 — 16 660 + 2090 = 18 750 рублей.
За март (строка 0340)
— графа 3 — (119 000 рублей — 5000 рублей) х 14% + 5000 рублей х 7,9% = 16 355 рублей;
— графа 7 — 20 000 рублей х 11% = 2200 рублей.
— графа 9 — 16 355 рублей + 2200 рублей = 18 555 рублей.
В справочной таблице указываются сведения о фактически уплаченных авансовых платежах на пенсионное страхование в разрезе страховой и накопительной частей трудовой пенсии (строки 010-014), а также разница между уплаченными и начисленными суммами взносов с Расчетом (строка 015).
А.Н. Пятницкий, аудитор
Материал предоставлен Аналитической группой "РАДА"
Страховые взносы в 2002 году в пенсионный фонд какие были проценты
В 2002 году началась радикальная реформа пенсионного обеспечения жителей России. Она коснулась, конечно же, и порядка уплаты единого социального налога. С 1 января 2002 года глава 24 Налогового кодекса должна применяться с учетом Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”. Указанный закон о пенсионном страховании вводит новый вид обязательного платежа — индивидуально возмездный обязательный платеж, который уплачивается в бюджет пенсионного фонда РФ (страховой взнос). При этом, страховой взнос не увеличивает для налогоплательщиков налоговое бремя, поскольку в совокупности страховой взнос и единый социальный налог, причитающийся Пенсионному фонду, и по прежнему составляет не более 28% от величины налоговой базы. Сумма, которая раньше направлялась в Пенсионный фонд, сейчас направляется в федеральный бюджет. Однако сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается на сумму начисленных страховых взносов в Пенсионный фонд.
С 1 января взносы в Пенсионный фонд выделены из состава единого социального налога, введены обязательные страховые взносы на страховую и накопительную часть трудовой пенсии. Это два совершенно самостоятельных доходных источника с самостоятельным порядком исчисления, уплаты и отчетностью. Это неналоговые платежи, не связанные ни с Налоговым кодексом РФ, ни со старой системой сбора страховых взносов.
Основные черты новой модели обязательного пенсионного страхования:
Позволяет создать условия для партнерства поколений. В ней более молодые, работающие поколения всем объемом пенсионного налога и основной массой пенсионных взносов будут обеспечивать выплату пенсии нынешним пенсионерам и тем, кто будет выходить на пенсию в дальнейшем. И пенсии нынешним молодым людям, когда они достигнут пенсионного возраста, тоже в решающей мере финансироваться будут за счет взносов следующих поколений. Но в связи с прогнозируемым уменьшением в будущем числа работников по отношению к числу пенсионеров новая пенсионная модель будет включать в себя персонифицированный резерв для компенсации относительного падения доходов пенсионной системы при грядущем ухудшении демографической ситуации.
Новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размеров заработной платы. Перераспределительную функцию играет только одна из частей пенсии, получившая название базовой. Она должна быть повышена до уровня прожиточного уровня пенсионера. Остальная же часть пенсии является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат или уплачиваемых пенсионных взносов.
Зарплата учитывается в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа. Ранее ЕСН в части пенсионных взносов составлял 28% и направлялся в Пенсионный фонд РФ. Сейчас же эту сумму поделили на 2 части (по 14%) и одну часть направляют в федеральный бюджет для финансирования базовых пенсий. Вторая часть в виде страховых взносов направляется в Пенсионный фонд. При этом взносы в ПФ РФ направляются раздельно на две части пенсий: на страховую часть трудовой пенсии и на накопительную часть трудовой пенсии. Мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1957 года рождения и старше не направляют средства на накопительную часть.
Базовая часть пенсии является минимальным гарантированным государством уровнем пенсии и выплачивается за счет средств федерального бюджета.
Страховые части пенсий определяются путем деления суммы расчетного пенсионного капитала пенсионера, учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается пенсия, на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости.
Для выплаты накопительной части пенсии учитываются средства, учтенные в специальной части индивидуального счет застрахованного. Размер накопительной части пенсии не ограничивается.
Работающих пенсионеров уравняли в правах с неработающими. Так же, как и не работающим, пенсия им рассчитывается по ИКП с учетом среднего заработка за последний год работы или за любые пять трудовых лет. Очень важно, что при расчете пенсии работающим пенсионерам учитывается наличие иждивенцев.
Уплата страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) на обязательное пенсионное страхование осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов (на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии) в Пенсионный фонд РФ в сроки, установленные для уплаты единого социального налога (авансовых платежей по ЕСН).
Одновременно с органами Пенсионного фонда контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование будет осуществляться налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Сущность этого контроля заключается в том, что налоговые органы при одновременном получении от налогоплательщиков единого социального налога расчетов (деклараций) по единому социальному налогу и расчетов (деклараций) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование определяют исполнение обязанности налогоплательщиков по уплате платежей ЕСН в Пенсионный фонд за вычетом платежей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, произведенных налогоплательщиками.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что введение Закона “Об обязательном пенсионном страховании и внесение изменений в главу 24 НК РФ полностью разрушили едва устоявшийся за год порядок сбора единого социального налога по всем категориям налогоплательщиков. Проводимая реформа — это строительство новой пенсионной системы, которая в будущем сможет без социальных катаклизмов и повышения нагрузки на работающих обеспечить пенсионеров за счет их накопленных средств. Кроме того, накопительный элемент, то есть прямая зависимость размера пенсии от отчислений в пенсионную систему, приведет к тому, что люди выведут из “тени” свои реальные заработки, будут отчислять пенсионные взносы от реальной заработной платы, и доходная часть пополнится.