Что дает аспирантура после окончания
Перейти к содержимому

Что дает аспирантура после окончания

  • автор:

Зачем поступать в аспирантуру?

Аспирантура предусматривает развитие по двум основным траекториям:

  • Научные исследования — неотъемлемая часть обучения в аспирантуре, поскольку основная задача — подготовить и защитить кандидатскую диссертацию. Но научные исследования не ограничиваются только работой над диссертацией, у аспирантов есть возможность включаться в исследования, проводимые на отдельных кафедрах, а также участвовать в конкурсе грантов для молодых исследователей.
  • Преподавание в вузе — для многих аспирантура выступает стартовой ступенью в преподавательской карьере. Аспиранты учатся разрабатывать собственные УМК, а кафедры стараются вовлекать аспирантов в организацию учебного процесса, подготовку к семинарам и т.д.

Эти траектории не исключают друг друга и часто аспиранты успешно их совмещают.

Обращение к абитуриентам аспирантуры Александра Андреевича Мальцева, доктора экономических наук, доцента, заместителя декана ЭФ МГУ по аспирантуре и организации исследовательского процесса

Перед аспирантами открыты разные возможности:

Исследовательский трек

На экономическом факультете реализуется проект «Исследовательский трек в аспирантуре» , который нацелен на стимулирование результативного участия аспирантов в научных исследованиях ЭФ МГУ за счет предоставления дополнительных возможностей аспирантам в части гибкости учебной нагрузки и перспектив трудоустройства на факультете.

Гранты и стажировки

Аспиранты факультета принимают участие и побеждают в научных конкурсах и конкурсах на получение грантов и именных стипендий. Например, в 2020 году 4 аспиранта ЭФ МГУ стали победителями и получили гранты РФФИ для проведения собственных научных исследований.

В аспирантуре возможны зарубежные стажировки , которые позволяют проводить исследования не только в МГУ, но и в вузе-партнере при участии внешнего научного консультанта.

Интегрированная аспирантура

Интегрированная аспирантура — это проект для студентов отдельных магистерских программ экономического факультета МГУ. И нтегрированная аспирантура позволяет не только получить больше знаний и умений за время обучения в магистратуре за счет расширения возможностей выбора дополнительных дисциплин, но и освоить бóльшую часть учебного плана аспирантуры, включая сдачу кандидатских экзаменов, максимально подготовившись к защите кандидатской диссертации. А бесшовный переход из магистратуры в аспирантуру при наличии высоких академических результатов на треке позволит освободить больше времени на педагогическую и научную деятельность.

Академическая среда

Хорошо известно, что успешность обучения в аспирантуре во многом зависит от среды, в которой находятся аспиранты. Прекрасный пример создания творческой атмосферы семинары на открытом воздухе , которые проводит для аспирантов один из известнейших российских экономдемографов заведующая кафедрой народонаселения нашего факультета Ирина Евгеньевна Калабихина . Так, 8 июля 2022 года Ирина Евгеньевна организовала очередной семинар, на котором аспиранты рассказали о важнейших результатах своих исследований за последние несколько месяцев и в непринужденной обстановке обсудили планы дальнейшей научной работы.

Наши аспиранты об академических и профессиональных достижениях

Аспирант Антон Колотуша рассказывает о том, почему он выбрал аспирантуру ЭФ и как защитить кандидатскую диссертацию до окончания аспирантуры.

Аспирант Санат Сеитов рассказывает как выиграть стипендию Правительства РФ и какие преимущества сулит обучение в аспирантуре ЭФ.

Аспирантка Александра Коломиец делится своим опытом совмещения занятий академическими исследованиями с работой в Аналитическом центре при Правительстве РФ.

Почему аспирантура — это деньги и ̶в̶р̶е̶м̶я̶

Раз уж начали за упокой за аспирантуру и продолжили делиться своим мнением в ответных статьях, то есть смысл высказаться и мне, чтобы помочь читателю, ознакомившемуся с предыдущими двумя материалами, решить вопрос: «Как совместить такой реликт советского образования, как аспирантура , с работой в IT и преподаванием?«.

Общий дисклеймер:

Публикация предназначена для просмотра с устройства под управлением клавиатуры. Настоятельно рекомендуется подключить мышь или использовать тачпад;

Это первая статья автора на подобных площадках, хотя он конкретно с Хабром официально связан с 2014 года, по факту — с 2012 г.;

Стиль изложения автора состоит из:

Академический, ввиду 10+ лет стажа в образовательно-научной среде;

Двачёво-лурко-постиронично-стёбный, ввиду 10+ лет обитания в нижнем сегменте Рунета.

Официально подтвержденным уровнем интеллекта автора является IQ 38. Просьба учесть данный аспект при реакции на материал, прежде чем перейти к обвинениям или оскорблениям;

Статья скорее всего является для вас бесполезной, так как по факту это результат графоманства автора.

Дисклеймер, применяемый к данному материалу:

У автора нет личной жизни, вот совсем. Ввиду, видимо, не особо требовательного интеллекта, некоторые ступени пирамиды Маслоу автором игнорируются и не требуются для самореализации в его жизни.

Рецепт успеха таков и более никаков (версия автора):

Выкиньте личную жизнь из вашей жизни;

Не требуйте много от жизни в принципе;

Имейте развитое ЧСВ и возведите значимость дипломов и сертификатов в апогей идолизации вашего представления о мире;

На преподавание тратьте максимум 4 часа в неделю (0.15 ставки в университете), на остальную часть аспирантуры — свой вечер;

На работу тратьте свой рабочий день.

Нужна ли аспирантура для айтишника (нет)?

Нет (да, действительно нет).

Введение

Я не буду ходить вокруг да около с объяснением терминов, что такое аспирантура, как она соотносится к образованию в России и постсоветских странах, ведь есть та же Википедия или более откровенный, не менее объективный и такой же недевственный материал на Лурке. Сначала лучше рассказать о своем опыте на данной ступени образования, а затем перейти к рассуждениям, как сохранить баланс работа/учеба/наука (опять же, личный опыт). В данной статье также будет рассмотрен вопрос о необходимости собственно аспирантуры как ступени образования в РФ и необходимости её для сферического нижесреднего (формошлёпного или крудоёбного) айтишника.

Личный опыт и история

Я буду говорить об учебе поначалу с финансовой точки зрения, а не с точки зрения трудности совмещения учебы, работы и личной жизни. Тут много воды. Хотите мяса? Перейдите сразу к аспирантуре.

Начнем с моего резюме, которое два раза банили на местных и федеральных порталах охотников за головами (или в, простонародье, хед-хантеров или эйчаров ) и, уверен, находящегося во всех возможных черных списках за слишком душную подачу себя на любом интервью (мне по секрету так сказала одна из HR):

2001–2012 гг. <какая-то дальневосточная СОШ в селе, которое до сих пор обходится без дорог и широкополосного Интернета, см. наведите мышь >;

2012–2016 гг. Педагогический институт, кафедра информационных технологий, бакалавриат, программа «Информатика и вычислительная техника» (поступил в 18 лет);

2016–2018 гг. Педагогический институт, кафедра информационных технологий, магистратура, программа «Корпоративное электронное обучение» (поступил в 22 года);

2018–2022 гг. Институт математики и информатики, кафедра вычислительных технологий, аспирантура, программа «Информатика и вычислительная техника» (поступил в 24 года).

Работаю я с переменным успехом 4 года фронтендером в том же городе, где и учусь. Начал работать аккурат с началом аспирантуры, и не по своей воле (меня родители подтолкнули к этому), так бы до сих пор не работал бы с удовольствием.

Бакалавриат и магистратура

Мой опыт явно будет серьезно отличаться от автора оригинальной статьи @Ioanna, потому что в то время, когда она окончила аспирантуру, я только через год буду поступать на бакалавриат. куда? Программистом или биологом? Учитывая мои относительно хорошие 76 баллов по биологии, меня с серьезным упорством через маму звали именно в биологический, обещая неплохие в те годы стипендию в 10 000₽ прямо на старте. В то время, как аспирант, судя по её статье, зарабатывал именно столько.

Из отличий выходит, что:

Я как зелень неопытная, уже мог получать столько, сколько аспирант. Видимо, сказывается разница дотаций между Дальним Востоком и остальной Россией, плюс ИМХО это был новообразованный федеральный университет с вкачанным туда сверхбюджетом;

В аспирантуру автор оригинальной статьи вкатилась раньше, в 22 года. Спасибо какому-то 4-летнему специалитету за это, либо поступлению в ВУЗ в 17 лет. В моем же случае мне по-любому надо будет вкатываться с 24 лет, на 2 года позже.

Я же выбрал становление программистом, о чем в итоге не пожалел, так как ныне взлетела именно область IT и смежные с ней дисциплины. В математический институт поступить поначалу не удалось, так как требовалось 55 баллов по математике, а у мну их было не более, чем 52.

Со второго же курса начал прям грести деньги: подавал на различные именные и повышенные стипендии с результатом успеха

15%. То есть из 30 заявок за весь бакалавриат мне одобрили 4-5 (да, я силен в математике) повышенных и именных стипендий. В третьем-четвертом курсе мой доход составлял субъективный средний фактический по региону, что-то около 30 000₽ на меня, любимого. Зачем работать, если можно учиться и зарабатывать столько же?

Аспирантура

До поступления в аспирантуру в 2018-м в институт математики и информатики на бюджет (это важно) я не знал, что такая ступень образования есть, и во время вступительных испытаний я был так рад, что халява не кончилась, и можно подольше побыть студентом. К этому времени я смог подтянуть свой интеллект до IQ 43 (но в 2021 он опять упал до IQ 38 из-за перенесенного коронавируса), а ради хорошего сертификата я мог устроить Санта-Барбару похлеще высадки немцев на Красную площадь, ибо признанное государством удостоверение мною ценилось несравнимо выше любой человеческой жизни. У меня развился синдром вечного студента, самозванца, базированного гигачада (да простит меня НЛО за medialeaks), синдром Пандорума из-за информационного пузыря и чёрт-те знает чего еще, рай для психиатра, короче.

Я поступал не для отсрочки от армии. У меня был красный военник категории /b/. Я поступал, потому что любил учиться, красивые корочки и деньги.

Заставили найти работу, чтобы победить нарастающее безумие и притупить рост ЧСВ за счет сеньоров над головой. Работу получил по тому же блату нетворкингу айтишником. Теперь осталось утрясти вопрос с планированием времени между требованиями работы, требованиями учебы/научной деятельности/преподавания, требованиями личной жизни.

Чтобы вы знали — аспирантура является комплексной программой, в течение которой вам надо отучиться, найти удобного для вас научного руководителя, пройти 3-5 научно-квалификационных и научно-педагогических практик, кое-в-каких местах еще грант получить в обязательном порядке (я получил, спасибо ныне почившему РФФИ за 1.2 млн. рублей), опубликовать столько-то ВАК/Scopus/WoS статей, съездить на конференции, поднять цитирование научного руководителя, лаборатории, (зав.) кафедры, вписаться в научные мероприятия университета и заодно поработать преподавателем. Это и непосредственно учеба, и научная деятельность, и практика с преподаванием.

А теперь по балансу учеба/работа/личная жизнь. Постановка задачи.

Что требовала работа:

40 часов рабочая неделя;

Постоянная прокачка скиллов;

Исполнение обязанностей, т. е. собственно работа.

До 10-12 пар в неделю (то есть бывало, что пара одна за день) как минимум до второго курса, дальше сдача канд. минимумов по четырем дисциплинам: английский, философия, педагогика, спец. дисциплина (у нас это численные методы);

Научно-исследовательская деятельность — минимум 5-6 статей хотя бы уровня ВАК. «И шоб в соавторстве, ты шо ж такой неблагодарный, м-м-м? Цитирование само себя не поднимет!»;

Практика и преподавание — какая-то ставка, какое-то ведение занятий у магистров и бакалавров, а желательно подмена ключевых сотрудников лаборатории, у них грант, они и так заняты! У меня такого не было, но подобные ситуации я замечал у других аспирантов. Я посчитал, что «это норма» ©;

Написание непосредственно диссертации.

Не знаю, у меня ее не было.

Рецепт успеха

А вот и решение! Вариантов совмещения учебы, работы и некой коричневой субстанции под названием «личная жизнь» несколько, заранее простите за пафосные англицизмы:

Забить на работу, работать минимально, в режиме «тихого ухода». Деньги платятся, задачи кое-как закрываются, чего вам еще надо?

Учиться как можно прилежнее и писать диссертацию как можно качественнее. Есть шанс получать больше, чем на работе, а еще получишь тщеславное признание «в своей шараге» (я университет уважаю, но надо отдать должное Двачу, у них тоже термин неплохой);

По жизни в медленном режиме вырастить хобби, посадить девушку, построить сына. В XXI веке всё возможно. Тут нет ЗП, но есть достойная замена в виде ЗППП .

Работать качественно и получать доход еще бóльший, нежели когда-либо в жизни. Сейчас 2018 год, IT-сфера на взлёте, это точно шанс! Устройся себе в MAMANA или хотя бы в ВСРАТОСЛАВ, и да воздастся тебе премия размером в 10 твоих печальных стипендий!

Учиться тяп-ляп, преподавателем вообще не устраиваться, аляповато вылететь или нáсилу защититься в последний момент;

По жизни то же самое, что в предыдущем пункте.

Задача, конечно, поставлена, но я выбрал иной путь: я полностью вложился, со всеми остатками любознательности и страсти и в учебу, и в работу. А про личную жизнь забыл, впрочем, у меня ее и не было никогда. Как выглядел мой будний день в среднем:

09:00 — 18:00 Работа, изредка сбегание на пары в первый год учебы;

18:00 — 18:05 Прийти домой (у меня дом напротив работы);

18:05 — 00:00 Мемчики, пасты с Двача, написание статей, написание диссертации, что-то по преподавательству делал (минимально необходимую отчетность вёл);

00:00 — 09:00 Баиньки. Потом `GOTO 1`.

На работе качественно развивался. Смог освоить кусок фронтенда (Angular), получил представления обо всех основных (бизнес-)процессах в IT и в IT-мире. Зарплата росла. В общем, стандартная история становления настоящего джуна. Вот уже 4 года, как я работаю, как я доволен своей зарплатой, навыками, а главное — командой и стеком, с которым работаю. Как рыба в воде.

Что такое личная жизнь? Не знаю. Судя по сериалам и фильмам, она красивая, но хэппи-энда я ни разу не увидел. Чувак получил кучу денег? Умер. Чувак женился/встретил девушку? Умерли оба. Чувак получил бесплатного ребенка в фильме «2+1»? Кое-кто умер, без спойлеров. Выводы я сделал — личная жизнь sucks, так что ну её, хех.

Стоит заметить, что вы должны сесть кому-то на шею, натурально, почти в прямом смысле. Вас кто-то должен кормить, и кто-то должен дать вам кров, иначе вы не сможете тратить столько времени, распыляясь на два направления сразу (если хотите делать всё качественно). Одна только готовка еды, извините за дешевый каламбур, съест много времени. В моем случае меня кормят родители родителей, да и квартира тоже от родителей. В принципе, у меня есть своя полностью благоустроенная квартира, но она мне особо не нужна — так и пустует, что с ней делать — ума не приложу. Не жить же там, чес-слово.

10 преимуществ аспирантуры

После окончания университета большинство выпускников пользуются возможностью отдохнуть от лекций и семинаров. Но любой из них может упустить возможность поступить в аспирантуру и стать ведущим специалистом. Что дает непрерывное образование — аспирантура? Рассмотрим в статье.

10 преимуществ аспирантуры

После окончания университета большинство выпускников пользуются возможностью отдохнуть от лекций и семинаров. Но любой из них может упустить возможность поступить в аспирантуру и стать ведущим специалистом. Что дает непрерывное образование — аспирантура? Рассмотрим в статье.

Аспирантура — что это?

Аспирантура представляет собой высший уровень профессионального образования. Она позволяет одному человеку вести научную работу и заниматься преподавательской деятельностью в университете.

Основное время обучения — проведение независимых исследований и написание докторской диссертации. Ее защита позволяет получить звание кандидата наук и свидетельствует о высоком уровне образования.

В аспирантуре могут обучаться специалисты с высшим образованием на уровне магистра или специалиста.

У всех аспирантов есть свой учебный план. У каждого бывает указано, когда необходимо сдать часть кандидатского сочинения и экзамена. Курсы участия в аспирантуре предлагаются только на первом году обучения.

Кроме того, аспиранты должны публиковать статьи в различных журналах, связанных с их работой. Несоблюдение личного расписания может привести к отчислению.

Таким образом, обучение в аспирантуре имеет много преимуществ. Но нужно быть готовым к развитию. Обучение здесь требует дисциплины и целеустремленности, поскольку предполагает самостоятельную деятельность.

Срок обучения в аспирантуре — три года. В этот период аспирант с помощью своего научного руководителя имел возможность детально изучить выбранное им научное направление, сделать собственные выводы и сделать открытия. Целью аспирантуры является защита докторской диссертации. За успешное завершение этой деятельности вы получите степень кандидата наук. После этого вы можете начать углублять свою научную работу, выделяя новые аспекты защиты докторской диссертации.

Сложно ли учиться в аспирантуре?

Учиться в аспирантуре сложно, но очень интересно. На данном этапе нет постоянного сопоставления актуальных наук, курсов и ненужных предметов.

Большинство аспирантов посвящают себя самообразованию и подготовке диссертации. Обучение должно быть разделено на поиск теоретических основ и литературных ресурсов, а также общение с научными руководителями.

На первом курсе аспиранты участвуют в лекциях и семинарах, а также в магистратуре. Начиная со второго года обучения, они должны уделять больше времени публикации статей и методам преподавания в журналах.

Поэтому свои достижения аспирант собирает в дневник. Он сможет представить этот журнал в комитет до сдачи национального экзамена.

Последние два года обучения в аспирантуре будут в основном использованы для подготовки диссертации. Проводите исследования по научным вопросам с консультантами. Исследование должно заканчиваться завершенной диссертацией по окончании аспирантуры.

Путь в науку

Онлайн-интервью с аспирантом юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Игорем Владимировичем Аленькиным

Нужна ли сегодня аспирантура? Какие преимущества она дает? Может ли научный статус помочь в продвижении по службе? Об этом и многом другом мы поговорили с Аленькиным Игорем Владимировичем, аспирантом юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

КонсультантПлюс: Расскажите, как проходит обучение в аспирантуре? Какова его продолжительность? Чем оно отличается от обучения в вузе?

Аленькин Игорь: Процесс обучения в аспирантуре по сравнению с обучением студентов имеет свою специфику. Это обусловлено тем, что в рамках аспирантуры осуществляется подготовка кадров высшей квалификации — научно-педагогических. При этом не стоит забывать, что в соответствии с Законом об образовании 2012 г. аспирантура признается одним из уровней высшего образования, поэтому современные аспиранты, так же как и студенты, ходят на семинарские занятия и слушают лекции. Обучение в аспирантуре составляет три или четыре года, в зависимости от формы обучения — очной и заочной соответственно.

В Московском университете традиционно у аспирантов учебный год начинается 1 октября, а от того, на каком году обучения аспирант, зависит и его учебное расписание. Так, на первом году аспирантам читаются лекции и проводятся семинарские занятия по истории и философии науки, занятия по иностранному языку. По двум этим обязательным для всех аспирантов предметам весной проводятся кандидатские экзамены или, как их еще называют, кандидатские минимумы — экзамены, на которых аспирант подтверждает свое знание соответствующих предметов.

Важная особенность — каждый аспирант вместе с научным руководителем разрабатывает индивидуальный учебный план, а после его утверждения следует ему в течение всех трех (четырех) лет. В индивидуальном плане отражаются сроки сдачи экзаменов (зачетов) по дисциплинам, программа прохождения научно-исследовательской и педагогической практики, основные вехи научной деятельности аспиранта (от сбора материала для исследовательской работы до подготовки текста диссертационного исследования).

В соответствии с действующим законодательством в МГУ приняты собственные образовательные стандарты, среди которых и образовательный стандарт аспирантуры. На основании стандарта в образовательную программу аспирантуры включены дисциплины по выбору аспиранта: отдельные специальные курсы по проблемным вопросам соответствующей направленности (специальности научных работников), а также предметы, посвященные подготовке аспирантов к двум видам профессиональной деятельности в сфере юриспруденции: научно-исследовательской (к примеру, курс "методика научных исследований") и педагогической (например, курс "интерактивные методы обучения").

В то же время привычных для студентов сессий у аспирантов нет. Как уже говорилось выше, аспиранты обязаны сдать кандидатские минимумы по истории и философии науки и иностранному языку, а также важнейший экзамен — по специальности. После его успешной сдачи аспирант вправе вести занятия у студентов. Помимо этого аспиранты сдают зачеты после освоения дисциплин по выбору и других предметов.

На втором и третьем годах обучения больший уклон в обучении аспирантов делается на специальные дисциплины и самостоятельную работу. Особое внимание аспиранты должны уделять научной деятельности: подготовке различных докладов и участию в конференциях, написанию научных статей, текста диссертации.

КонсультантПлюс: Чем занимаются аспиранты, какие у них обязанности? Должны ли аспиранты преподавать в обязательном порядке?

Аленькин Игорь: Главная обязанность аспиранта (после сдачи кандидатских экзаменов) — написание диссертации. Но помимо этого аспирант должен принимать активное участие в жизни своего научного коллектива (кафедры). Самая простая обязанность — посещение заседаний кафедры.

Аспиранты также привлекаются для организации кафедральных научных мероприятий, могут проводить по поручению преподавателей консультации и семинары. Как правило, аспирант должен прослушать лекции своего научного руководителя, помогать ему при проведении занятий и принятии экзаменов. На некоторых кафедрах, например на моей — кафедре конституционного и муниципального права, часть аспирантов привлекается к выполнению научных проектов и научно-исследовательских работ. В рамках указанных научно-исследовательских работ и различных грантов аспиранты совместно с профессорско-преподавательским составом готовят учебно-методические материалы и пособия, научные публикации и организуют научные мероприятия.

Есть у аспирантов и обязанности, связанные с выполнением своих индивидуальных планов, частично они связаны и с выходом на защиту диссертации. Это научно-исследовательская практика и подготовка публикаций в ведущих рецензируемых журналах. Обычно это минимум три публикации в журналах из перечня Высшей аттестационной комиссии но для аспирантов МГУ теперь будут действовать более жесткие требования: аспирант должен подготовить и опубликовать не менее четырех публикаций в рецензируемых научных изданиях, входящих в научные базы данных (Московский университет с 2017 года будет присуждать ученые степени самостоятельно и в соответствии с собственным положением о присуждении ученых степеней).

Что касается преподавания, аспиранты проходят педагогическую практику, являющуюся компонентом их профессиональной подготовки. Осуществляется она в различных формах: проведении семинарских занятий и консультаций, принятии зачетов и экзаменов. К педагогической практике могут относиться также лекции и внеаудиторная работа со студентами (например, проведение заседаний научных кружков, проектных групп и пр.).

КонсультантПлюс: Могут ли аспиранты совмещать обучение с работой?

Аленькин Игорь: Законодательного запрета на то, чтобы аспиранты работали, нет. Совмещать обучение с работой, конечно, возможно, а иногда это даже и нужно — в рамках практической деятельности аспирант может подобрать большое количество эмпирического материала, который впоследствии будет использован в диссертации, а иногда практическая деятельность помогает лучше понять актуальные проблемы той или иной отрасли права, заставляет задуматься над путями их разрешения — как практическими, так и концептуальными.

Но все же не стоит забывать о том, что во всем хороша золотая середина — подготовка диссертации требует много времени и сил, ведь только подбором эмпирического материала процесс подготовки текста не ограничивается, важна его теоретическая, научная составляющая, за которой аспиранты идут в библиотеку, читальный зал или на кафедру, иногда проводя там все дни напролет. Мне кажется, что в вопросе совмещения обучения и работы главное найти оптимальный баланс, грамотно выстраивать свое время и не упускать возможности поработать над диссертацией или посещать научные мероприятия.

КонсультантПлюс: Что такое соискательство и чем оно отличается от аспирантуры?

Аленькин Игорь: Раньше существовала такая форма получения заветной степени кандидата (доктора) наук как соискательство. В настоящий момент существует возможность прикрепления для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата (доктора) наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Прикрепляться можно как для сдачи кандидатских экзаменов (если ранее они не сдавались) и для работы над диссертацией, так и только для подготовки и защиты диссертации. Думаю, из сказанного становится понятным основное различие двух путей стать кандидатом наук. Заключается оно в том, что прикрепленный соискатель не осваивает программы подготовки, не посещает лекции и семинары, а занимается исключительно работой над диссертационным исследованием. Есть еще и некоторые тонкости: прикрепление, в отличие от аспирантуры, возможно только на возмездной основе, отличаются и сроки — прикрепление для сдачи кандидатских экзаменов возможно до шести месяцев, для подготовки и защиты диссертации — на срок до трех лет.

КонсультантПлюс: Используют ли аспиранты в своей работе справочную правовую систему КонсультантПлюс?

Аленькин Игорь: Конечно! В современном быстро меняющемся мире юристу уже невозможно обойтись без справочных правовых систем. Для ученых-юристов справочная система является неоценимым подспорьем, даже в какой-то степени другом, ведь она включает в себя не только информационный банк нормативных правовых актов, судебной практики и иных юридических документов, но и выполняет функцию электронной библиотеки. В СПС КонсультантПлюс есть множество учебных пособий, научно-практических комментариев, а также значительное количество статей. Нельзя не вспомнить и о свежих правовых новостях.

Работа с системой позволяет оперативно получать актуальную правовую информацию — законопроекты по исследуемой тематике, свежие судебные решения, разъяснения госорганов и статьи, в которых представлены взгляды ученых и практиков на те или иные вопросы.

Кроме того, справочная система позволяет быстро находить связанные документы, судебную практику, сравнивать различные редакции законоположений. С точки зрения аналитической работы аспиранта, СПС дает возможность, с одной стороны, сэкономить время, а с другой — более глубоко погрузится в проблему, без нее (СПС) мы, как говорится, были бы как без рук.

КонсультантПлюс: Что дает аспирантура молодому специалисту? Какие вы видите преимущества от обучения в аспирантуре?

Аленькин Игорь: Говорят, диссертация — это путевка в жизнь. И небезосновательно. Есть два важных аспекта. Первый я бы назвал прагматическим. Обучение в аспирантуре позволяет углубиться в изучение фундаментальных проблем той или иной отрасли права, проявить себя и значительно повысить свою теоретическую, фундаментальную подготовку в определенной сфере, а также отработать навыки работы с большими массивами информации. Кроме того, степень кандидата наук (как результат успешного обучения в аспирантуре) подтверждает высокую квалификацию молодого специалиста, говорит о его личностных качествах и способностях. Подготовка и защита диссертации требует немалых усилий, трудолюбия, усердия и целеустремленности. Кандидаты наук в сфере права отличаются развитыми аналитическими способностями, умением вычленять суть и проблемы в различных правовых ситуациях, а главное — предлагать варианты их решения, достаточно эффективные, а порой и вовсе неординарные. Как мне кажется, это зачастую является одним из факторов успешности на профессиональном поприще.

Второй аспект, а мне он видится даже более важным, — личностный. Все-таки занятие наукой и преподавание — это дело для души, некий путь самореализации. И этот путь предполагает постоянное самосовершенствование, повышение своей квалификации как специалиста, поиск нового знания и истины, а главное — донесение этого знания до других. Возможность делиться знаниями и умениями с другими, быть полезным обществу — вот, что может дать аспирантура.

КонсультантПлюс: Какие рекомендации вы можете дать студентам, которые планируют связать свою жизнь с наукой? Что следует предпринять сейчас, чтобы к моменту поступления в аспирантуру бы ть готовым к научной и преподавательской деятельности?

Аленькин Игорь: Думаю, что секретов тут быть не может. Первое и самое главное правило — трудолюбие. Особое внимание всегда обращается на успеваемость студента — более высокие показатели успеваемости всегда являются положительным фактором и способствуют поступлению. По возможности нужно стараться как можно больше читать литературы по интересующей тематике, посещать лекции признанных специалистов, участвовать в научных мероприятиях. Без отслеживания актуальной практики — тоже никуда.

Немаловажный момент: чем раньше студент определится со сферой профессиональных интересов и погрузится в нее, тем будет проще и при окончании вуза, и при поступлении и обучении в аспирантуре. Важна также работа с научным руководителем, прежде всего в плане активности самого студента/аспиранта, не нужно бояться показаться назойливым, чем больший интерес человек проявляет к предмету и проявляет свои способности, тем больше в нем заинтересована научная школа, к которой он бы хотел присоединиться в будущем.

Кроме того, надо отметить, что при поступлении в аспирантуру могут действовать и дополнительные критерии отбора, которые, как правило, используются при прочих равных. Помимо красного диплома сюда относятся наличие публикаций, участие в научных конференциях и иные заслуги. Без соответствия критерию научной активности аспиранту не обойтись.

После поступления новоиспеченному аспиранту пригодятся все навыки, которыми он овладел в студенческие годы: это и умение работать с справочно-правовыми системами, библиографиями и тонной литературы, законодательным массивом, навыки быстрого решения поставленных задач. Несомненно, ценятся организаторские способности и готовность прийти на помощь своей кафедре/факультету. Но более всего справляться со всеми перипетиями научной жизни поможет умение правильно организовать себя. Этот навык, если он еще не сформирован, нужно отрабатывать по максимуму.

В целом могу пожелать будущим ученым усердия, терпения и оптимизма! Как говорится, в борьбе обретешь ты…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *