Кто является сторонами социального партнерства
Перейти к содержимому

Кто является сторонами социального партнерства

  • автор:

Глава 3. Социальное партнерство в сфере труда. Общие положения

Статья 23. Понятие социального партнерства в сфере труда

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Статья 24. Основные принципы социального партнерства

Основными принципами социального партнерства являются:

уважение и учет интересов сторон;

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

полномочность представителей сторон;

свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Статья 25. Стороны социального партнерства

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

(часть вторая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 26. Уровни социального партнерства

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Социальное партнерство осуществляется на:

федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Статья 27. Формы социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется в формах:

коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

участия работников, их представителей в управлении организацией;

участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 28. Особенности применения норм настоящего раздела

Особенности применения норм настоящего раздела к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Стороны социального партнерства

Для эффективности трудового процесса требуется четкая и согласованная работа всех его сторон. Достижению этой цели способствует социальное партнерство. Разберемся, кто является его участниками и какими они наделяются полномочиями.

Кто является сторонами социального партнерства

Социальное партнерство — это комплекс взаимоотношений между его сторонами:

  • сотрудниками (представляющими их органами и лицами);
  • работодателями (представляющими их органами и лицами);
  • государства в лице госорганов и местных администраций (не всегда является стороной соцпартнерства).

Целью социального партнерства является решение вопросов, возникающих у сторон в процессе трудовых отношений и тесно связанных с ними, по взаимному согласию и с учетом интересов всех сторон ( ст. 23 ТК РФ ). Его конечной задачей выступает повышение эффективности и заинтересованности сотрудников в работе и, как следствие, повышение производительности труда работодателя,.

Стороны партнерства для достижения его целей обязаны руководствоваться принципами, закрепленными в ст. 24 ТК РФ . К ним относятся:

  1. Наделение равными правами.
  2. Учет интересов как работодателей, так и работников.
  3. Взаимоуважение.
  4. Исполнение возложенных обязанностей в четком соответствии с требованиями законодательства.
  5. Взаимодействие между представителями сторон, наделенными соответствующими полномочиями в рамках закона.
  6. Свободное избрание любых тем, которые ставятся на обсуждение, при условии что они входят в трудовую или тесно связанную с ним сферу.
  7. Принятие на себя обязательства, которые сторона в состоянии реально исполнить.
  8. Исполнение подписанных коллективных договоров соглашений является обязательным для работодателей и трудовых коллективов, за неисполнение виновные привлекаются к ответственности.
  9. Исполнение подписанных колдоговоров и соглашений находится под контролем.

Кто выступает со стороны работодателя

На уровне одного трудового коллектива интересы работодателя представляет:

  1. Руководитель организации.
  2. Индивидуальный предприниматель, являющийся работодателем.
  3. Уполномоченное лицо, как являющееся сотрудником организации (ИП), так и привлеченное со стороны.
  4. Участник коллегиального органа управления организацией (например, совета директоров, член правления).
  5. Организация, осуществляющая управление.
  6. Управляющий (внешний или конкурсный), при введении процедуры санации, банкротства.
  7. Руководитель филиала, обособленного подразделения, при наделении соответствующими полномочиями.
  8. Отраслевое (межотраслевое) министерство (департамент), когда решаются вопросы, затрагивающие интересы муниципальных и госорганов, предприятий и учреждений, являющихся работодателями.

Когда уровень социального партнерства требует совместного представления нескольких организаций, они объединяются в некоммерческую организацию (ст. 4 Федерального закона № 156-ФЗ от 27.11.2002 ) на:

  • федеральном уровне;
  • уровне субъекта РФ;
  • межрегиональном;
  • уровне субъекта РФ;
  • территориальном.

При необходимости создается отраслевое (межотраслевое) объединение.

Объединения при исполнении возложенных на них задач являются независимыми, вмешательство в их работу органов госвласти не допускается. Принятые в рамках их полномочий решения по вопросам партнерства обязательны для исполнения работодателями ( ст. 48 ТК РФ ):

  • состоящими в объединении;
  • поручившими объединению представлять свои интересы;
  • не участвовавшими в решении вопросов, но присоединившиеся к подписанному соглашению.

Кто выступает со стороны работников

Работников в социальном партнерстве представляют следующие органы:

  1. Профессиональные союзы (их объединения).
  2. Другие профсоюзные организации.
  3. Представители, которых выбирают сотрудники.

Работодатель, со своей стороны, обязан обеспечить условия для выполнения представителями сотрудников функций по социальному партнерству (предоставить помещение, офисную технику, канцелярские принадлежности).

На локальном уровне социального партнерства (одного трудового коллектива) первичный профсоюз представляет сотрудников, являющихся его членами. При ведении переговоров, решении вопросов о заключении или внесении изменений в колдоговор, рассмотрении трудовых споров, носящих коллективный характер, профсоюз первичного звена представляет интересы всех сотрудников организации независимо от того, являются они его членами или нет.

Сотрудники, у которых возник трудовой спор индивидуального характера либо по иным вопросам трудовых отношений, могут поручить профсоюзу, членами которого они не являются, представлять их при взаимодействии с работодателем. Условия сотрудничества определяет профсоюз первичного звена.

Сотрудники избирают из своего состава представителя (представительный орган) для участия в партнерстве, когда в организации:

  • отсутствуют профсоюзные организации;
  • ни в одном из профсоюзов не состоит более 50 % сотрудников;
  • ни один из профсоюзов не наделен полномочиями представлять интересы всех сотрудников.

При избрании представителя (представительного органа) профсоюзы первичного звена продолжают исполнять возложенные на них функции.

Протокол общего собрания работников, стр. 1

Протокол общего собрания работников, стр. 2

Какую роль в социальном партнерстве играет государство

Государство оказывает всестороннее содействие развитию социального партнерства: закрепляет на законодательном уровне его порядок, устанавливает гарантии, методы контроля и меры ответственности для участников.

Государство привлекается в социальное партнерство в качестве третьей стороны в следующих случаях:

Стороны социального партнерства

Согласно стат. 25 ТК РФ сторонами социального партнерства являются уполномоченные представители как работников компании, так и работодателей. В рамках рассматриваемого вопроса взаимодействие осуществляется путем взаимного сотрудничества в целях урегулирования интересов участников. Какие стороны социального партнерства существуют по действующему законодательству? Что за цели и задачи преследует подобное трудовое сотрудничество? Рассмотрим все нюансы подробнее.

Стороны социального партнерства – общие положения

Регулирование сферы соцпартнерства выполняется в соответствии с требованиями Трудового Кодекса РФ (раздел II). Система взаимоотношений предполагает вовлечение основных участников – представителей работодателя и сотрудника, а также дополнительных – госорганов. Сотрудничество основывается на равноправии и взаимоуважении сторон, соблюдении законодательных норм, реальности и добровольности принятых обязательств, а также других принципах по стат. 24 ТК.

Сторонами-участниками социального партнерства являются:

  • Представители работников – уполномоченные органы, к примеру, профсоюзы и/или объединения профсоюзов, созданные и действующие согласно уставным документам общероссийских или межрегиональных объединений. Могут избираться непрофсоюзные органы.
  • Представители работодателя – руководитель предприятия, индивидуальный предприниматель или должностные уполномоченные лица хозяйствующего субъекта.

В зависимости от того, кем являются стороны социального партнерства в сфере труда, принятые решения могут возникать на различных уровнях – от федерального (стат. 26) до регионального (межрегионального, отраслевого, территориального) или внутреннего (локального). Формы сотрудничества также могут быть различными:

  • Коллективная – разработка и заключение колдоговоров, соглашений к ним.
  • Переговорная – консультации проводятся по трудовым вопросам, защите прав работников и совершенствованию законодательной базы в сфере труда.
  • Переговорная – участие сторон направлено на разрешение трудовых конфликтов.
  • Управленческая – участие сотрудников и их представителей в руководстве компании.

Органы социального партнерства

Участие третьей стороны подразумевает привлечение государственных структур. Контрольными органами социального партнерства являются Минтруд, Правительство России, администрация или управленческий орган субъекта РФ, служба занятости. Для урегулирования отношений могут образовываться наделенные документальными полномочиями комиссии федерального, территориального, отраслевого, локального уровня.

Ответственность сторон социального партнерства

Статьи 54, 55 ТК предусматривают меры административной ответственности за уклонение от участия в соцпартнерстве. В соответствующих статьях КоАП упоминается только работодатель, на основании чего можно сделать вывод, что работники не могут быть привлечены по упомянутым нормам:

15. Стороны социального партнерства и их представители.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

ОГВ и ОМС являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством. Например, статья 34 ТК РФ соответствующие органы представителей власти в социальном партнерстве могут представлять интерес работодателя-учреждения финансируемого из соответствующего бюджета (в данном случае орган будет являться представителем стороны социального партнерства).

По общему правилу сторонами СП являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Представителями работника могут быть 2 категории субъектов трудового права:

— профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации предусмотренные уставами общероссийских и межрегиональных профсоюзов.

В статье 30 КРФ посвященной праву на объединения профсоюзы стояли отдельно, они признаны выполнять роль особых регуляторов и являются неизменным элементом гражданского общества.

— Иные избираемые представители работников.

В случае, когда работники данного работодателя не объединены в какие либо первичные профсоюзы или ни одна из имеющихся профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в установленном порядке представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции работников) из числа работников может быть избран иной представитель (представительный орган) тайным голосованием. Наличие такого представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзными организациями своих функций.

Иными представителями работников могут быть:

• Представительные органы (Совет трудового коллектива, совет персонала)

• Конкретные выборные представители коллектива работников

Иных представителей работников необходимо приравнивать в правах с представительным органом.

ППО или иной представитель работников представляет интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора при осуществлении контроля за его выполнением, при участии в управлении организацией и рассмотрении трудовых споров (ТС). Иные избираемые представители могут действовать только на локальном уровне.

Дополнительно к разделу 2 ТК необходимо обращаться к ФЗ от 27 ноября 2002 года об объединениях работодателей.

На локальном уровне интересы работодателя при проведении коллективных переговоров и заключении коллективного договора, а также при рассмотрении коллективных трудовых споров представляют:

— Работодатель — индивидуальный предприниматель (лично)

— Уполномоченные ими лица в соответствии с НПА, учредительными документами юридического лица или локальными нормативными актами

Начиная с территориального уровня и заканчивая федеральным уровнем социального партнерства интересы работодателя представляют соответствующие объединения работодателей.

Объединения работодателей – это некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов о взаимоотношениях с профессиональными союзами, органами государственной власти и местного самоуправления.

В отдельных случаях иными представителями работодателей – государственных или муниципальных учреждений могут быть соответствующие федеральные органы исполнительной власти. Региональные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (пример статья 34 ТК ФР). Причина: данные организации финансируются за счет средств бюджетов поэтому ОГВ и местного самоуправления должны иметь возможность влиять на процесс социального партнерства в части принятия и исполнения обязательств влекущих бюджетные расходы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *