Как процессуально оформляется обращение постановления к исполнению
Перейти к содержимому

Как процессуально оформляется обращение постановления к исполнению

  • автор:

Как процессуально оформляется обращение постановления к исполнению

КоАП РФ Статья 31.3. Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению

1. Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление.

2. В случае рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении и (или) на последующее решение по жалобе, протесту вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным обращать его к исполнению, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу.

3. В случае, если постановление по делу об административном правонарушении не было обжаловано или опротестовано в установленные сроки, оно направляется в орган, должностному лицу, уполномоченным приводить его в исполнение, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу, а в случае рассмотрения жалобы, протеста — со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда или от должностного лица, вынесших решение.

(в ред. Федерального закона от 29.04.2006 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Судья, орган, должностное лицо при направлении постановления по делу об административном правонарушении в орган, должностному лицу, уполномоченным приводить его в исполнение, делают на указанном постановлении отметку о дне его вступления в законную силу либо о том, что оно подлежит немедленному исполнению.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 02.10.2007 N 225-ФЗ)

5. Если постановлением по делу об административном правонарушении было назначено основное и дополнительное административные наказания, приняты меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении или отменены такие меры, в орган, должностному лицу, уполномоченным приводить в исполнение назначенные наказания, применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении или освобождать от применения таких мер, направляются заверенные в установленном порядке копии постановления, в которых указывается, в какой части постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению соответствующими органом, должностным лицом.

Как процессуально оформляется обращение постановления к исполнению

ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ


Исполнение постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения


Постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления в соответствии со статьей 29.11 КоАП РФ.

Исполнение постановления о наложении административного штрафа

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 , судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.

Банк или иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, платежный агент, осуществляющий деятельность по приему платежей физических лиц, или банковский платежный агент (субагент), осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», которым уплачивается сумма административного штрафа, обязаны незамедлительно после уплаты административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности, направлять информацию об уплате административного штрафа в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Исполнение постановления о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения

Постановление судьи о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, а постановление о конфискации оружия и боевых припасов — органами внутренних дел.

Постановление судьи о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения в области таможенного дела, ответственность за которое предусмотрена главой 16 КоАП РФ, исполняется таможенным органом, осуществившим изъятие указанной вещи, путем ее передачи органу (организации), уполномоченному (уполномоченной) Правительством Российской Федерации на распоряжение товарами, обращенными в федеральную собственность, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Реализация конфискованных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Конфискованные экземпляры произведений и фонограмм, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения, и иные орудия совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.12 настоящего Кодекса, подлежат уничтожению, за исключением случаев передачи конфискованных экземпляров произведений или фонограмм обладателю авторских прав или смежных прав по его просьбе. Если указанные орудия или предметы были изъяты в соответствии со статьей 27.10 КоАП РФ или арестованы в соответствии со статьей 27.14 КоАП РФ, то их уничтожение или передача производится судьей или по его поручению органом, должностное лицо которого произвело изъятие или арест.

Органы, исполняющие постановления о лишении специального права

Постановление судьи о лишении права управления транспортным средством, за исключением трактора, самоходной машины и других видов техники, исполняется должностными лицами органов внутренних дел.

Постановление судьи о лишении права управления трактором, самоходной машиной или другими видами техники исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием тракторов, самоходных машин и других видов техники.

Постановление судьи о лишении права управления судном (в том числе маломерным) исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил пользования судами (в том числе маломерными).

Постановление судьи о лишении права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за связью.

Постановление судьи о лишении права осуществлять охоту исполняется должностными лицами органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, и среды их обитания.

Постановление судьи о лишении права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему исполняется должностными лицами органов внутренних дел.

Порядок исполнения постановления о лишении специального права в административном производстве

Исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида или другими видами техники осуществляется путем изъятия соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), если водитель, судоводитель или тракторист-машинист (тракторист) лишен права управления всеми видами транспортных средств, судов (в том числе маломерных) и другой техники, или временного разрешения на право управления транспортным средством соответствующего вида.

Исполнение постановления о лишении права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств осуществляется путем изъятия специального разрешения на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств. Порядок изъятия специального разрешения на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный надзор за связью в Российской Федерации.

Исполнение постановления о лишении права осуществлять охоту осуществляется путем аннулирования охотничьего билета.

Исполнение постановления о лишении права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему осуществляется путем аннулирования лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему и изъятия оружия и патронов к нему.

По истечении срока лишения специального права документы, изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания (за исключением временного разрешения на право управления транспортным средством соответствующего вида), подлежат возврату по его требованию в течение одного рабочего дня.

Хранение невостребованных документов осуществляется в течение трех лет. По истечении указанного срока невостребованные документы подлежат уничтожению.

Исчисление срока лишения специального права в административном производстве


Течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права.

В течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права лицо, лишенное специального права, должно сдать документы, предусмотренные частями 1 — 3 статьи 32.6 КоАП РФ, в орган, исполняющий этот вид административного наказания (в случае, если документы, указанные в части 1 статьи 32.6 КоАП РФ, ранее не были изъяты в соответствии с частью 3 статьи 27.10 КоАП РФ), а в случае утраты указанных документов заявить об этом в указанный орган в тот же срок.

В случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов срок лишения специального права прерывается. Течение срока лишения специального права начинается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов, а равно получения органом, исполняющим этот вид административного наказания, заявления лица об утрате указанных документов.

Течение срока лишения специального права в случае назначения лицу, лишенному специального права, административного наказания в виде лишения того же специального права начинается со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее.

Исполнение постановления об административном аресте


Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления.

Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. При исполнении постановления об административном аресте осуществляется личный досмотр лица, подвергнутого административному аресту.

Срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста.

Отбывание административного ареста осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства

Постановление об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства исполняется:

1) пограничными органами — при совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 18.1, частью 2 статьи 18.4 КоАП РФ;

2) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов иных органов и должностных лиц — при назначении судьей иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

Порядок исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства

Исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства производится путем официальной передачи иностранного гражданина или лица без гражданства представителю властей иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется, либо путем контролируемого самостоятельного выезда лица, подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации.

Об административном выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства из пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации уведомляются власти иностранного государства, на территорию или через территорию которого указанное лицо выдворяется, если административное выдворение предусмотрено международным договором Российской Федерации с указанным государством.

В случае, если передача лица, подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации, представителю властей иностранного государства не предусмотрена международным договором Российской Федерации с указанным государством, административное выдворение лица осуществляется в месте, определяемом пограничными органами.

Исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства оформляется в виде двустороннего или одностороннего акта, который приобщается к постановлению или к материалам исполнительного производства.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в течение пяти дней после дня вступления в силу постановления судьи о назначении соответствующего административного наказания.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, осуществляет контроль за исполнением иностранным гражданином или лицом без гражданства постановления о его административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.

Исполнение постановления о дисквалификации в административном производстве

Постановление о дисквалификации должно быть немедленно после вступления постановления в законную силу исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности.

Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом.

При заключении договора (контракта) уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц.

Формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц осуществляются органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Информация, содержащаяся в реестре дисквалифицированных лиц, является открытой для ознакомления. Заинтересованные лица вправе получить за плату информацию из реестра дисквалифицированных лиц в виде выписок о конкретных дисквалифицированных лицах. Порядок формирования и ведения реестра дисквалифицированных лиц, а также размер платы за предоставление информации из реестра определяется Правительством Российской Федерации.

Копия вступившего в силу постановления о дисквалификации направляется вынесшим его судом в орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо его территориальный орган.

Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности

1. Постановление судьи, органа, должностного лица, назначивших административное наказание в виде административного приостановления деятельности, исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.

2. При административном приостановлении деятельности производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры по исполнению указанных в постановлении об административном приостановлении деятельности мероприятий, необходимых для исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.

При административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

3. Административное приостановление деятельности досрочно прекращается судьей, органом, должностным лицом, назначившими административное наказание в виде административного приостановления деятельности, по ходатайству лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены. При этом судьей, органом, должностным лицом, назначившими административное наказание в виде административного приостановления деятельности, в обязательном порядке запрашивается заключение должностного лица, уполномоченного в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении. При поступлении соответствующего запроса судьи в целях подготовки заключения должностное лицо, уполномоченное в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, проверяет устранение обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Заключение дается в письменной форме с указанием фактов, свидетельствующих об устранении или о неустранении лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическим лицом обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде приостановления деятельности. Заключение не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, назначивших административное наказание в виде административного приостановления деятельности, и оценивается по правилам, установленным статьей 26.11 КоАП РФ. Несогласие судьи, органа, должностного лица с заключением должно быть мотивировано. Ходатайство рассматривается судьей, органом, должностным лицом, назначившими административное наказание в виде административного приостановления деятельности, в пятидневный срок со дня поступления ходатайства в порядке, предусмотренном главой 29 КоАП РФ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. При этом для участия в рассмотрении ходатайства вызывается лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законный представитель юридического лица, которые вправе давать объяснения и представлять документы.

4. После исследования представленных документов судья, орган, должностное лицо, назначившие административное наказание в виде административного приостановления деятельности, выносят постановление о прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности или об отказе в удовлетворении ходатайства.

В постановлении о досрочном прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности указываются сведения, предусмотренные статьей 29.10 КоАП РФ, а также дата возобновления деятельности лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, производственного участка, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

5. По истечении срока, установленного в постановлении об административном приостановлении деятельности, в случае, если исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности не прекращено досрочно по основаниям и в порядке, предусмотренным частями 3 и 4 настоящей статьи, должностное лицо, уполномоченное в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, проверяет устранение обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.

В случае, если по результатам проведенной проверки будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, не устранены, должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, может быть составлен новый протокол об административном правонарушении и могут быть применены меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном главой 27 КоАП РФ.

Исполнение постановления о назначении обязательных работ в административном производстве


Постановление судьи о назначении обязательных работ исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном федеральным законодательством.

Виды обязательных работ и перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов. Виды обязательных работ, для выполнения которых требуются специальные навыки или познания, не могут определяться в отношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями.

Лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, привлекается к отбыванию обязательных работ не позднее десяти дней со дня возбуждения судебным приставом-исполнителем исполнительного производства.

Судебные приставы-исполнители ведут учет лиц, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, разъясняют таким лицам порядок и условия отбывания обязательных работ, согласовывают с органами местного самоуправления перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, контролируют поведение таких лиц, ведут суммарный учет отработанного ими времени.

Лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых такие лица отбывают обязательные работы, добросовестно работать на определяемых для них объектах в течение установленного судом срока обязательных работ, ставить в известность судебного пристава-исполнителя об изменении места жительства, а также являться по его вызову.

Предоставление лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, ежегодного оплачиваемого отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение административного наказания в виде обязательных работ.

Лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания обязательных работ в случае признания его инвалидом I или II группы, наступления беременности либо тяжелой болезни, препятствующей отбыванию обязательных работ. Об удовлетворении данного ходатайства судья выносит постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания в виде обязательных работ.

Обязательные работы выполняются лицом, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, на безвозмездной основе.

Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывало обязательные работы.

Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни — двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, — четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов. При наличии уважительных причин судебный пристав-исполнитель вправе разрешить лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отработать в течение недели меньшее количество часов.

На администрацию организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением этим лицом определенных для него работ, уведомление судебного пристава-исполнителя о количестве отработанных часов или об уклонении лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ.

В случае уклонения лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ, выразившегося в неоднократном отказе от выполнения работ, и (или) неоднократном невыходе такого лица на обязательные работы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.25 КоАП РФ.

Статья 31.3. Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению

1. Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление.

2. В случае рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении и (или) на последующее решение по жалобе, протесту вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным обращать его к исполнению, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу.

3. В случае, если постановление по делу об административном правонарушении не было обжаловано или опротестовано в установленные сроки, оно направляется в орган, должностному лицу, уполномоченным приводить его в исполнение, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу, а в случае рассмотрения жалобы, протеста — со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда или от должностного лица, вынесших решение.

4. Судья, орган, должностное лицо при направлении постановления по делу об административном правонарушении в орган, должностному лицу, уполномоченным приводить его в исполнение, делают на указанном постановлении отметку о дне его вступления в законную силу либо о том, что оно подлежит немедленному исполнению.

5. Если постановлением по делу об административном правонарушении было назначено основное и дополнительное административные наказания, приняты меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении или отменены такие меры, в орган, должностному лицу, уполномоченным приводить в исполнение назначенные наказания, применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении или освобождать от применения таких мер, направляются заверенные в установленном порядке копии постановления, в которых указывается, в какой части постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению соответствующими органом, должностным лицом.

  • Статья 31.2. Обязательность постановления по делу об административном правонарушении
  • Статья 31.4. Приведение в исполнение постановления по делу об административном правонарушении

1. Исполнение постановления (решения) о назначении административного наказания, постановления (решения) о прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании действующего законодательства возникает с момента их вступления в законную силу (см. комментарий к статье 31.1 КоАП РФ).

Инициирование процедуры исполнительного производства соответственно относится к обязанности судьи, органа, должностного лица, которые вынесли постановление (решение) по делу об административном правонарушении. Судьи гарнизонных военных судов, судьи районных судов, судьи арбитражных судов, мировые судьи рассматривают дела об административных правонарушениях в соответствии со своей компетенцией (см. комментарий к статье 23.1 КоАП РФ). О коллегиальных органах административной юрисдикции и должностных лицах, рассматривающих дело об административном правонарушении на основе единоначалия, см. комментарий к статье 29.8 КоАП РФ.

Постановление (решение) о назначении административного наказания выносится по результатам рассмотрения дела.

2. Согласно ст. 318 АПК судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения.

Основания и порядок немедленного исполнения установлены в ст. 182 АПК. Немедленное исполнение возможно в случаях, предусмотренных в АПК (ч. 2 ст. 182 АПК), и на основании ходатайства истца в случае его удовлетворения арбитражным судом (ч. 3 — 6 ст. 182 АПК).

3. Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого судом (гражданским, арбитражным) исполнительного листа.

Порядок совершения исполнительных действий отражен в ФЗ от 21.07.1997 N 119-ФЗ (ред. от 27.12.2005) «Об исполнительном производстве» (Российская газета. 1997. 5 августа; 2006. 8 ноября). Он подробно регламентирует порядок совершения исполнительных действий. Исполнительный лист предъявляется судебному приставу-исполнителю в соответствии с правилами территориальной компетенции, установленными в статье 11 ФЗ N 119-ФЗ. Судебный пристав-исполнитель предпринимает необходимые меры к исполнению требований исполнительного листа либо иного исполнительного документа с учетом имеющихся возможностей. Так, при отсутствии у должника денежных средств и имущества вряд ли возможно исполнить судебный акт о взыскании денежных средств.

Согласно статье 31.3 КоАП РФ судья обязан в течение трех суток со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении направить его в орган, должностному лицу, уполномоченным обращать его к исполнению.
Проверкой также установлено, что по состоянию на 21 октября 2019 г. отсутствовали сведения об обращении к исполнению судебных постановлений, вынесенных мировым судьей Кудряшовой А.Н. по 23 делам об административных правонарушениях за 2017 — 2018 гг.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации, при назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами судье в резолютивной части постановления по делу об административном правонарушении необходимо указать подразделение органа, уполномоченного исполнять названное административное наказание, а также на то, что лицо, привлеченное к административной ответственности, должно сдать все имеющиеся у него соответствующие удостоверения либо заявить об их утрате в указанное судьей подразделение уполномоченного органа, и разъяснить последствия невыполнения данной обязанности (статья 31.3, части 1, 2 статьи 32.5, часть 1 статьи 32.6 и части 1.1, 2 статьи 32.7 КоАП Российской Федерации). В качестве подразделения, на которое возлагается исполнение постановления о назначении административного наказания в части лишения права управления транспортными средствами, как правило, следует указывать подразделение органа, должностное лицо которого направило дело об административном правонарушении на рассмотрение судье. Течение прерванного срока лишения права управления транспортными средствами продолжается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения, а равно со дня получения соответствующим подразделением органа, на которое возложено исполнение постановления о назначении административного наказания, заявления лица об утрате этого удостоверения (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 12, 13, 30, 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», статьями 29.10, 31.3, 32.2 КоАП РФ, суды нашли, что постановление о привлечении к административной ответственности соответствует всем необходимым требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, и признали отказ судебного пристава-исполнителя в возбуждении исполнительного производства незаконным. Суды исходили из того, что датой выдачи постановления по делу об административном правонарушении является дата его вынесения.

32. При назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами (в том числе в качестве дополнительного административного наказания) судье в резолютивной части постановления по делу об административном правонарушении необходимо указать подразделение органа, уполномоченного исполнять названное административное наказание (например, подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации), а также на то, что лицо, привлеченное к административной ответственности, должно сдать все имеющиеся у него соответствующие удостоверения либо заявить об их утрате в указанное судьей подразделение уполномоченного органа, и разъяснить последствия невыполнения данной обязанности (статья 31.3, части 1, 2 статьи 32.5, часть 1 статьи 32.6 и части 1.1, 2 статьи 32.7 КоАП РФ).

Исполнительный документ

Исполнительный документ

Исполнительный документ — это акт органа судебной или исполнительной власти, акт должностных лиц органов власти, содержащий требования по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершения в их пользу определенных действий или воздержания от совершения определенных действий.

  • В Федеральном законе от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон №229-ФЗ) не содержится легального определения понятия «исполнительный документ», но такое понятие можно вывести из текста самого Закона. Так, согласно ч. 1 ст. 30 Закона №229-ФЗ возбуждение исполнительного производства осуществляется на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено законом. В соответствии со ст. ст. 12 — 13 названного Закона исполнительный документ оформляется в электронной форме или на бумажном носителе уполномоченными лицами с соблюдением установленных законом требований.

В юридической литературе принято определять исполнительный документ схожим образом: как документ, который составляется в соответствии с требованиями закона, выдается компетентным уполномоченным органом (лицом) и подлежит принудительному исполнению, в силу чего выступает основанием для возбуждения исполнительного производства.

Исполнительный документ как документ — основание возбуждения исполнительного производства предписывает, что конкретно требуется исполнить в ходе исполнительного производства (например, взыскать денежные средства, снести самовольную постройку и т.п.).

При этом исполнительный документ отвечает следующим признакам:

  • составляется в соответствии с требованиями закона к содержанию и форме такого документа;
  • выдается (оформляется) уполномоченным законом лицом (суд, нотариус и др.) в порядке, установленном законом;
  • подлежит принудительному исполнению при уклонении от добровольного исполнения;
  • является основанием для возбуждения исполнительного производства.

Виды исполнительных документов

Виды исполнительных документов

Виды исполнительных документов (их перечень) указаны в ч. 1 ст. 12 Закона №229-ФЗ.

К исполнительным документам относятся:

    , выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов; ;
  • нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии;
  • удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам;
  • акты Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ о взыскании денежных средств с должника-гражданина, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, без приложения документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в случае, если должник вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без открытия расчетного и иных счетов;
  • удостоверения, выдаваемые уполномоченными по правам потребителей финансовых услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 04.06.2018 №123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»;
  • акты органов, осуществляющих контрольные функции, за исключением исполнительных документов, указанных в п. 4.1 настоящей части, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований;
  • судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;
  • постановления судебного пристава-исполнителя;
  • акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом;
  • исполнительная надпись нотариуса;
  • запрос центрального органа, назначенного в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации, о розыске ребенка, незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации;
  • исполнительные документы, выданные компетентными органами иностранных государств и подлежащие исполнению на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
  • определение судьи о наложении ареста на имущество в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ.

Исполнительные документы могут оформляться и направляться судебным приставам-исполнителям в форме:

  • электронного документа (ч. 1.1 ст. 13 Закона №229-ФЗ), подписанного электронной подписью. В случае необходимости использовать такой документ в бумажном виде судебный пристав-исполнитель распечатывает его на бумажном носителе.
  • бумажного носителя.

Требования к исполнительному документу

Исполнительный документ по общему правилу ч. 1 ст. 13 Закона №229-ФЗ должен содержать в себе обязательные реквизиты:

  1. наименование и адрес суда или иного органа, выдавшего исполнительный документ, фамилию и инициалы должностного лица;
  2. наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера;
  3. дату принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;
  4. дату вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение;
  5. сведения о должнике и взыскателе.
    Так, для гражданина указываются фамилия, имя и отчество, место жительства или пребывания. Если гражданин — должник, то еще и дата и место рождения, место работы (если известно). Для должника — индивидуального предпринимателя — дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, ИНН.
    Для организации — наименование, место нахождения, фактический адрес (если он известен), дата государственной регистрации в качестве юридического лица, ИНН.
    Для Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования — наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве.
    Для иностранного государства — помимо сведений, указанных в п. п. 1 — 4, также наименование и место нахождения соответствующих органа, учреждения или иного образования;
  6. резолютивную часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащую требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий;
  7. дату выдачи исполнительного документа;
  8. в случае предоставления рассрочки или отсрочки исполнения указывается, с какого времени начинается срок исполнения содержащихся в документе требований;
  9. при наложении административного штрафа за совершенное правонарушение на документе должна быть проставлена отметка о неуплате должником штрафа.

Между тем отсутствие каких-либо реквизитов или неполное их указание не всегда влечет за собой недействительность исполнительного документа (Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.02.2015 №02АП-11524/2014 по делу №А31-10901/2014, Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 01.07.2015 по делу №33-5944/2015, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.12.2014 №Ф01-5347/2014 по делу №А43-788/2014).

Согласно п. 1.1 ст. 13 Закона №229-ФЗ в судебном акте, акте органа, должностного лица о наложении административного штрафа, принятом по делу об административном правонарушении, помимо указанной в ч. 1 ст. 13 Закона N 229-ФЗ, информации должна содержаться информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, предусмотренными законодательством РФ о национальной платежной системе, а в акте органа, должностного лица о наложении административного штрафа, принятом по делу об административном правонарушении, также должна быть проставлена отметка о неуплате должником назначенного административного штрафа.

Если исполнительный документ направляется в форме электронного документа, то он подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.

Требования ч. 1 ст. 13 Закона №229-ФЗ в части содержания исполнительного документа распространяются не на все документы.

Исключение предусмотрено для:

  • постановления судебного пристава-исполнителя;
  • судебного приказа;
  • исполнительной надписи нотариуса;
  • нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов.

К содержанию и форме данных документов требования устанавливаются специальными нормами Закона №229-ФЗ, иных федеральных законов.

Так, требования к содержанию судебного приказа установлены в ст. 127 ГПК РФ, ст. 229.6 АПК РФ, ст. 123.6 КАС РФ. Судебный приказ должен быть подписан судьей, принявшим его, и удостоверяется печатью (ч. 5 ст. 13 Закона №229-ФЗ).

Порядок совершения исполнительной надписи нотариуса и требования к ее содержанию установлены гл. XVI Основ законодательства РФ о нотариате (утв. Верховным Советом РФ 11.02.1993 №4462-1). Согласно ст. 92 Основ исполнительная надпись нотариуса должна содержать, помимо сведений о месте и дате совершения надписи, сведений о взыскателе и должнике, также и сведения о сроке, за который производится взыскание, сведения о подлежащем истребованию имуществе или сумме к взысканию, номер, под которым исполнительная надпись зарегистрирована в реестре; подпись и печать нотариуса.

Объем информации, необходимой при совершении исполнительной надписи, и порядок ее фиксирования установлены разделом IX Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающего объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования, утв. решением Правления ФНП от 28.08.2017, Приказом Минюста России от 30.08.2017 №156.

Данный Регламент с 01.01.2018 включен в перечень документов, устанавливающих порядок совершения нотариальных действий нотариусами (п. 8 ст. 1 Федерального закона от 03.07.2016 №360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Требования к форме и содержанию соглашения об уплате алиментов установлены гл. 16 СК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 100 СК РФ соглашение заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению, только в этом случае оно имеет силу исполнительного листа (п. 2 ст. 100 СК РФ). В соглашении должны быть в обязательном порядке указаны способ и порядок уплаты алиментов (п. 1 ст. 104 СК РФ).

Особые требования также предъявляются и к запросу центрального органа (Минобрнауки РФ) о розыске ребенка. В нем согласно ч. 6 ст. 13 Закона №229-ФЗ должны содержаться сведения о ребенке и о лице, у которого ребенок может находиться, а также сведения, позволяющие помочь установить местонахождение ребенка и иные сведения, указанные в данной норме.

Основания и порядок выдачи исполнительного документа

Исполнительный документ согласно ч. 1 ст. 30 Закона №229-ФЗ выступает основанием (предпосылкой) для возбуждения исполнительного производства, в рамках которого, по сути, осуществляется принудительное исполнение в отношении должника, побуждение его к совершению определенных действий. Отсюда следует, что исполнительный документ выдается в случаях, требующих принуждения должника к исполнению.

Основания и порядок выдачи исполнительных документов устанавливаются законами, в т.ч. специальными, регулирующими определенную категорию правоотношений.

Так, порядок оформления и содержания нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов установлен гл. 16 СК РФ, Основами законодательства РФ о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 №4462-1); порядок и основание выдачи судебного приказа, исполнительного листа на основании вынесенного судом судебного акта определяются процессуальным законодательством.

В соответствии с ч. 2 ст. 318 АПК РФ принудительное исполнение судебного акта производится по общему правилу на основании выдаваемого судом исполнительного листа. Исполнительный лист выдается на основании судебного акта, принятого арбитражным судом, этим же судом после вступления судебного акта в законную силу (за исключением случаев немедленного исполнения, когда лист выдается сразу после принятия судебного акта). Исполнительный лист выдается взыскателю или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом. Исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется арбитражным судом в налоговый орган, иной уполномоченный государственный орган по месту нахождения должника (ч. ч. 1 — 3 ст. 319 АПК РФ).

В случае утраты исполнительного листа арбитражный суд, принявший судебный акт, может по заявлению взыскателя или судебного пристава-исполнителя выдать дубликат исполнительного листа (ч. 1 ст. 323 АПК РФ).

Исполнительный лист служит основанием для возбуждения исполнительного производства. Согласно ч. 3 ст. 12 Закона №229-ФЗ исполнительный документ, по которому возбуждено исполнительное производство, находится в материалах исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель направляет для исполнения соответствующее постановление.

Постановление судебного пристава-исполнителя относится к исполнительным документам (п. 7 ч. 1 ст. 12 Закона №229-ФЗ), выносится со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению на бумажном носителе или в форме электронного документа и направляется адресату для исполнения (ст. 14 Закона №229-ФЗ). Требования к содержанию постановления указаны в ч. 2 ст. 14 Закона №229-ФЗ: помимо даты вынесения постановления и должности, фамилии и инициалов лица, вынесшего постановление, указывается и вопрос, по которому выносится постановление, основание принимаемого решения со ссылкой на законы и иные НПА, а также принятое по делу решение.

Основания и порядок разъяснения исполнительных документов

Основания и порядок разъяснения исполнительного документа установлены в ст. 32 Закона №229-ФЗ.
Разъяснение исполнительного документа может понадобиться в случае:

  • неясности положений самого документа (например, из-за наличия опечаток, грамматических ошибок);
  • неясности способа и порядка его исполнения.

При этом неясность должна следовать из положений (формулировок) самого документа, а не являться следствием того, что лицо, обращающееся за разъяснением, не может или не хочет понять документ. Так, судами не установлена неясность, делающая невозможным или затруднительным понимание содержания исполнительного документа (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.09.2016 №Ф04-28616/2015 по делу №А03-17038/2014, Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 01.11.2016 №33-13209/2016).

Разъяснение заключается в более полном и ясном изложении тех частей судебного акта, исполнительного документа, уяснение которых вызывает затруднение, в целях устранения препятствий к исполнению. Вместе с тем при разъяснении исполнительного документа внесение изменений в содержание судебного акта не допускается (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21.06.2016 №Ф09-1277/14 по делу №А50-6730/2013). Не допускается также под видом разъяснения судебного акта устанавливать иные обстоятельства, которые не были предметом оценки при рассмотрении спора, а также не допускается выяснение мнения суда по спорным вопросам (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16.02.2016 №Ф10-1065/2015 по делу №А84-296/2015).

В то же время обращение за разъяснением должно касаться именно содержания самого исполнительного документа, а не последовательности исполнения — действий приставов и сторон (взыскателя, должника), порядок которых регламентирован Законом №229-ФЗ (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.11.2011 №Ф03-4917/2011 по делу №А59-1223/2008).

Правом на обращение за разъяснением обладают:

  • взыскатель;
  • должник;
  • судебный пристав-исполнитель.

Названные лица в случае необходимости обращаются за разъяснением исполнительного документа в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшему исполнительный документ. Для этого подается заявление, в котором указывается, в чем конкретно выражается неясность или противоречия исполнительного документа и как это влияет на его исполнение.

Срок рассмотрения такого заявления — десять дней со дня его поступления в соответствующий орган. Сокращенный срок — пять дней — установлен в отношении разъяснений положений исполнительного документа, содержащего требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации (ч. 2 ст. 32 Закона №229-ФЗ).

Такие же правила установлены ст. 433 ГПК РФ, согласно которой указанные выше лица могут обратиться с заявлением в суд для разъяснения исполнительного документа. Заявление рассматривается в судебном заседании в десятидневный срок со дня поступления заявления в суд и в пятидневный — в случае разъяснения исполнительного документа, содержащего требование о возвращении незаконно перемещенного в РФ или удерживаемого в РФ ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора РФ.

В отличие от ГПК в АПК РФ не содержится специальной статьи, регламентирующей порядок рассмотрения заявления о разъяснении исполнительного документа, в связи с чем используются по аналогии нормы ст. 179 АПК РФ, согласно ч. 1 которой суд вправе разъяснить решение (и по аналогии исполнительный документ) без изменения его содержания. По вопросам разъяснения исполнительного документа, так же как и по вопросам разъяснения решения, арбитражный суд выносит определение в десятидневный срок со дня поступления заявления в суд, которое может быть обжаловано.

В КАС РФ порядок разъяснения исполнительного документа установлен ст. 355, в соответствии с ч. 2 которой заявление о разъяснении исполнительного документа рассматривается в судебном заседании в десятидневный срок со дня поступления указанного заявления в суд в порядке, установленном ст. 185 КАС РФ.

В ч. 4 ст. 185 КАС РФ дополнительно уточняется, что копии определения о разъяснении решения суда (и, соответственно, исполнительного документа) или об отказе в разъяснении направляются лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения соответствующего определения.

Основания и порядок возвращения исполнительного документа

Основания возвращения исполнительного документа после возбуждения исполнительного производства установлены в ст. 46 Закона N 229-ФЗ. Согласно ч. 1 названной статьи исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, может быть возвращен взыскателю:

  1. по заявлению взыскателя;
    При этом пристав-исполнитель должен убедиться в полномочиях лица, которое подает соответствующие заявление (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 10.08.2016 по делу №33а-13165/2016);
  2. если невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена;
  3. если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда законом предусмотрен розыск должника или его имущества;
  4. если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
    Пристав-исполнитель обязан принять все меры для установления местонахождения должника, наличия у него имущества независимо от суммы взыскания, незначительность суммы взыскания не освобождает пристава-исполнителя от этой обязанности (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.11.2016 №Ф07-9430/2016 по делу №А66-3134/2016 (Определением Верховного Суда РФ от 15.03.2017 №307-КГ17-1141 отказано в передаче дела №А66-3134/2016 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления)). При этом только направление запросов в государственные органы и кредитные учреждения нельзя признать достаточными мерами в целях исполнения судебного решения (Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 08.11.2016 по делу №33а-11132/2016);
  5. если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не реализованное в принудительном порядке при исполнении исполнительного документа;
  6. если взыскатель своими действиями препятствует исполнению исполнительного документа;
  7. если должник, который не уплатил административный штраф, является гражданином иностранного государства или лицом без гражданства и на основании судебного акта выдворен за пределы Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 46 Закона №229-ФЗ в случаях, указанных в п. п. 2 — 7 названной статьи, судебный пристав-исполнитель составляет акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю. Отсутствие в акте указания на такие обстоятельства может послужить одним из оснований признания незаконным окончания исполнительного производства и возврата исполнительного документа взыскателю (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.07.2015 №Ф08-4306/2015 по делу №А63-10806/2014).

Акт утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.
Возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного ст. 21 Закона №229-ФЗ (ч. 4 ст. 46 Закона).

Срок исполнения исполнительного документа

Требования, содержащиеся в исполнительном документе, по общему правилу ч. 1 ст. 36 Закона №229-ФЗ должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Законом могут быть предусмотрены иные сроки исполнения, в т.ч. сокращенные. В названной статье, например, случаи установления более сокращенных сроков указаны в ч. ч. 3 — 6.1.

Так, согласно ч. ч. 4 — 5 данной статьи, если исполнительным документом предусмотрено немедленное исполнение, а также требование о восстановлении на работе, то исполнение должно начаться не позднее первого рабочего дня после дня поступления документа в подразделение судебных приставов.

Требование о принятии мер по обеспечению иска — в день поступления исполнительного документа или, если это невозможно по независящим от пристава причинам, — не позднее следующего дня (ч. 6 ст. 36 Закона №229-ФЗ).

При этом в указанные Законом №229-ФЗ сроки не включается время:

  1. в течение которого исполнительные действия не производились в связи с их отложением;
  2. в течение которого исполнительное производство было приостановлено;
  3. отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа;
  4. при обращении за разъяснением исполнительного документа со дня обращения за таким разъяснением до дня получения соответствующего судебного или иного акта по результатам рассмотрения обращения;
  5. со дня вынесения постановления о назначении специалиста до дня поступления в подразделение судебных приставов его отчета или иного документа о результатах работы;
  6. со дня передачи имущества для реализации до дня поступления вырученных от реализации этого имущества денежных средств на счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов, но не более двух месяцев со дня передачи последней партии указанного имущества для реализации.

Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии, если со стороны пристава были приняты все разумные и необходимые меры для исполнения исполнительного документа (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).

Истечение сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства. Но истечение срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении является основанием для окончания исполнительного производства. В срок давности не включается срок, в течение которого лицо уклонялось от исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения должника или его имущества, на которое может быть обращено взыскание (ч. ч. 8 — 9 ст. 36 Закона №229-ФЗ).

Публикуем обзор статьи, как только она выходит. Отдельно информируем о важных изменениях закона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *