Если груз застрахован кто возмещает ущерб страховая или перевозчик
Перейти к содержимому

Если груз застрахован кто возмещает ущерб страховая или перевозчик

  • автор:

Sorry, you have been blocked

This website is using a security service to protect itself from online attacks. The action you just performed triggered the security solution. There are several actions that could trigger this block including submitting a certain word or phrase, a SQL command or malformed data.

What can I do to resolve this?

You can email the site owner to let them know you were blocked. Please include what you were doing when this page came up and the Cloudflare Ray ID found at the bottom of this page.

Cloudflare Ray ID: 8080f03fcd170541 • Your IP: Click to reveal 178.175.133.133 • Performance & security by Cloudflare

Страховые споры в грузоперевозках

Экспедиторы и перевозчики все чаще пользуются услугами страховых компаний и страхуют свои риски для снижения и регулирования рисков, связанных с их профессиональной деятельностью. Подобная положительная тенденция прослеживается и в страховании грузовладельцами своих грузов. Страхование — отличный способ управлять рисками утраты, повреждения и хищения груза; но “отличный” не означает, что страховая компания оплатит стоимость утраченного или поврежденного груза моментально, по одному лишь письменному заявлению страхователя. Такие случаи конечно же бывают, но часто за получение страховой выплаты приходится сражаться и требовать от страховщика страховое возмещение.

Путь от подачи заявления о наступлении страхового события до фактического получения денег может занять несколько лет. Это обусловлено следующими факторами:

  • договор страхования всегда практически безупречен;
  • у страховых компаний отлично обученные юристы, которые специализируются именно на таких делах;
  • судебные споры по договорам страхования проходят (в подавляющем большинстве случаев) по месту регистрации страховой компании;
  • арбитражные суды отдельно выделяют споры, по которым ответчиком (должником) является страховая компания (подробнее здесь);
  • у страховщиков огромная, наработанная в их пользу, судебная практика, на которую они ссылаются.

Этот список далеко не полный, но по нему уже можно понять, что без участия опытного юриста, специализирующегося на делах, связанных с получением страхового возмещения перевозчиком, экспедитором или грузовладельцем, шансы на успех весьма низкие.

Когда надо обращаться к юристу?

В идеале — до заключения договора страхования. Юрист проанализирует договор и правила страхования, укажет на тонкие места в документах и, возможно, вы предпочтете выбрать другую страховую компанию, в которой договор и правила страхования соответствуют целям, которые вы преследуете при страховании своей ответственности.

Если вы не обратились к юристу на стадии заключения страхового договора, а страховой случай уже наступил (допустим, сгорел перевозимый груз) — обязательно проконсультируйтесь с юристом до подачи заявления о наступлении события, подпадающего под застрахованный риск. Сведения, которые вы укажете в заявлении о случившемся страховом событии в дальнейшем будут играть огромную роль. Именно от этих сведений потом, в суде, будет зависеть удастся ли вам получить со страховщика выплату. Ни в коем случае не консультируйтесь с сотрудником страховой компании по поводу того, что вам указать в заявлении — сотрудник играет не в вашей команде, он никак не заинтересован в том, чтобы у его работодателя возникли крупные финансовые потери .

Часто застрахованное лицо обращается к юристу после получения отказа о выплате страхового возмещения. В таком случае необходимо предоставить все документы, относящиеся и к перевозке, и к договору страхования. В ходе консультации юрист определит перечень документов, которые ему необходимы для работы со страховым случаем и решения вашего вопроса.

Обращение к юристу во время длящейся судебной тяжбы со страховщиком наименее эффективное, но не безнадежное. Хотя, конечно, до этого лучше не доводить. Все надо делать вовремя, только тогда вы обеспечиваете надежную юридическую защиту собственных бизнес-интересов.

Мошенничество, грабеж или кража груза?

Страховая компания, выплачивая страховое возмещение, не просто дарит деньги застрахованному лицу, а взыскивает свои убытки (сумму выплаченного возмещения) с виновного лица. Это называется переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба или, если сказать одним словом, суброгация. Общий порядок суброгации установлен ст. 965 Гражданского кодекса РФ.

Многие страховые компании неохотно включают в страхуемые риски утрату груза в результате мошенничества. Чаще всего страхуются риски кражи груза и грабежа водителя, перевозящего груз.

При утрате груза по вине третьих лиц страховщик может воспользоваться правом на предъявление суброгационного требования только в том случае, если однозначно установлен виновник — вор, грабитель или мошенник. В отсутствие лица, виновного в утрате груза, страховая компания вынуждена относить выплаченное возмещение на свои убытки.

Криминальная статистика свидетельствует о том, что чаще всего утрата груза происходит вследствие кражи или мошенничества. Разбой и грабеж случаются, но происходят не настолько часто. Именно это часто является краеугольным камнем всех страховых дел. Проблема в том, что грань между мошенничеством и кражей груза нередко очень тонка, поэтому от юриста страхователя требуются знания не только гражданского, но и уголовного и уголовно-процессуального права, чтобы при рассмотрении дела в суде убедить суд в том, что случившееся является страховым случаем и страховая компания обязана выплатить положенное по договору возмещение.

Взыскание страхового возмещения за утрату, повреждение, порчу груза.

Предположим, страховой случай наступил. Какова вероятность того, что страховщик добровольно выплатит страховое возмещение да еще и в полном объеме? Вероятность варьируется в зависимости от обстоятельств и выбранной вами страховой компании, но в среднем она равна примерно 20%. Если вы попали в остальные 80%, то необходимо взыскивать страховое возмещение в судебном порядке.

До обращения в суд обязательно соблюсти досудебный этап — это установлено частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ. После 30 дней с момента отправки претензии вы вправе обратиться в суд с иском.

Этапы работы юриста по делам, связанным со страховыми спорами.

Так как споры со страховыми компаниями относятся к одной из самых сложных категорий судебных дел, юристу необходимо внимательно ознакомиться и изучить все имеющиеся материалы. Главные документы для юридического анализа:

  • договор страхования;
  • правила страхования;
  • договор перевозки или экспедирования;
  • заявка на перевозку или оказание экспедиционных услуг;
  • товарно-транспортная или транспортная накладная, экспедиторская расписка или иной документ, подтверждающий прием груза для перевозки у грузовладельца;
  • документы, подтверждающие наступление страхового случая (протоколы, определения, постановления компетентных государственных органов — МВД, МЧС и т. п.).

В ходе анализа необходимо увязать событие, в результате которого возникли убытки, с договором страхования; выяснить, является ли произошедшее страховым случаем, рассчитать сумму страховой выплаты с учетом всех обстоятельств, разработать тактику взыскания со страховщика возмещения.

После того как юрист сформирует и определит порядок действий для получения выплаты со страховой компании возмещения, он направляет письменное требование — претензию. Соблюдение претензионного порядка по делам, связанным с получением перевозчиком, экспедитором или грузовладельцем страхового возмещения, обязательно в силу ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

При отказе от удовлетворения претензии юрист готовит исковое заявление и направляет его в суд. На этом этапе начинается плотная работа по взысканию страховой выплаты — суды очень строго относятся к таким заявлениям, въедливо вчитываются в содержание договора и правил страхования. В свою очередь страховая компания не ведет себя пассивно, наоборот, страховщик активно защищает свою позицию, представляя в суд мотивированные отзывы, возражения и пояснения на иск.

Как долго длятся дела по страховым спорам?

Бывает, что по нескольку лет. Однозначно гарантировать быстрое и приятное получение денег по суду со страховой организации не может ни один добросовестный юрист. Страховая компания располагает значительными ресурсами — человеческими, финансовыми, юридическими — позволяющими затягивать процесс выплаты страхователю. Страховщики, как и любые юридические лица, ведут деятельность для получения прибыли. Каждая страховая выплата уменьшает размер этой прибыли, поэтому вполне естественно, что страховая компания будет всеми способами стремиться уменьшить процент страховых дел, по которым застрахованные лица будут получать возмещение.

Страховые компании содержат большие штаты юристов, что позволяет вырабатывать новые тактики и схемы защиты. Например, некоторое время у страховщиков в судах проходили доводы о том, что Уставом автомобильного транспорта и Законом о транспортно-экспедиторской деятельности прямо не предусмотрена возможность перевозчиков и экспедиторов страховать свои риски, вследствие чего заключенный договор страхования рисков перевозчика является недействительным. Исправлять юридически абсурдную ситуацию пришлось Верховному Суду РФ (п. 12 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции).

Подытожим.

Страхование груза или ответственности за груз — не самое дешевое удовольствие. Если вы решили застраховать свою ответственность экспедитора или перевозчика (либо вы грузовладелец и застраховали перевозимый груз), обратитесь к юристу, предоставьте ему договор страхования для анализа. На этом этапе вы сможете понять, “сработает” ли страховка при хищении, утрате или порче груза. Если страховой случай произошел — обращайтесь к юристу для составления заявления о получении страхового возмещения и дальнейшего ведения дела, вплоть до получения подлежащих выплате сумм.

Наступление страхового случая. Порядок действий

Иногда логисты заявляют, что страховые случаи случаются не каждый день, а некоторые не сталкиваются с подобными проблемами ни разу за долгие годы. Но страхование — это способ минимизировать риски, иметь гарантии того, что владелец не потеряет свои деньги, его собственность защищена.

Например, невозможно предсказать обстоятельства при импортных или экспортных поставках на большие расстояния ценного или хрупкого груза, и вероятность его повреждения значительно увеличивается.

Эксперты образовательного центра РУНО , составившие многочисленные курсы по логистике, ВЭД, таможне и управлению цепями поставок поделятся, как правильно действовать при наступлении страхового случая и какие правила соблюдать.

Содержание:

Роль договора страхования

При заключении договора внимательно читайте условия. Обратите внимание на все пункты: действительно ли вы защищены от потенциальных случаев ущерба.

Случается так, что в компаниях по международным перевозкам с большим оборотом дорогостоящих грузов, услуги страхования могут составлять большие суммы. И без внимательного изучения договора может оказаться так, что все финансовые расходы на эту страховку были бесполезны.

Если ваши поставщики регулярно не соблюдают сроки по поставкам, вам может быть полезна наша статья Рекламации и претензии по качеству

Убедитесь, что все потенциальные страховые случаи прописаны в вашем договоре

Обзор примера

Компания заключила с поставщиком контракт на покупку мазута со 100-процентной предоплатой за 4 цистерны по 40 тонн.

Договор предусматривает поставку товара в течение месяца после предоплаты, иначе деньги должны вернуть.

Все риски по перевозке возлагаются на компанию покупателя.

Покупатель обратился в страховую с просьбой:

застраховать предпринимательский риск (если поставщик не выполнит свои обязательства)

Страховая компания застраховала:

Ожидаемую прибыль компании-покупателя.

Страховая премия составила 2% от стоимости груза.

Тариф по коммерческому риску: 1,5.

В результате компания-поставщик нарушила условия контракта.

Предоплата была возвращена покупателю без судебного разбирательства.

И была получена страховка по недополученной ожидаемой прибыли.

При наступлении страхового случая. Страхователь

Ситуация.

После таможенного оформления транспортное средство приезжает на склад в пятницу поздно вечером. Обнаруживается повреждение груза.

Необходимо незамедлительно проинформировать страховую компанию о наступлении страхового случая, не нарушая сроки, указанные в договоре.

Распространенная ошибка: персонал откладывает информирование до наступления следующей рабочей недели и присутствия руководства.

Место и время произошедшего

После информирования страхователь должен подать письменное заявление по адресу страховщика. Обращайте внимание на сроки подачи. Процесс подачи заявления также должен быть описан в контракте страхования.

Должен обеспечить сохранность имущества (объекта договора) до его осмотра страховщиком

Или переместить груз в безопасное место (если это разрешено страховщиком)

Важный этап для получения компенсаций по ущербу! При наступлении страхового случая не забудьте направить письменную претензию перевозчику.

Грузоперевозчик и страховка.

Грузоперевозчик имеет право страховать как ответственность, так и груз, часто оформляются оба вида страховки. При наличии страхования груза, компания-перевозчик выступает в роли посредника, а владелец груза получает полную компенсацию потерь.

Если оформлена только страховка ответственности, страховщик имеет право требовать компенсацию от перевозчика после того, как он получит страховую сумму.

Подробнее о том, что лучше страховать: ответственность или груз — можно найти в курсе “Специалист по ВЭД и таможенному оформлению”

Иногда при наступлении страхового случая требуется присутствие независимого оценщика.

Весь персонал склада, или организации страхователя должен быть проинструктирован о действиях при наступлении страхового случая.

Смотрите более подробно о действиях страхователя в нашем видео фрагменте «Наступление страхового случая. Порядок действий»

При наступлении страхового случая. Страховщик

Страховщик изучает все обстоятельства происшествия и принимает решение о согласии или несогласии выплаты ущерба. Также он должен известить страхователя о признании претензии либо предоставить письменный отказ с перечнем причин. Суммы выплат по договору должны быть перечислены в течение 10 банковских дней.

Подробнее, по видах и правилах страхования рассказывается в курсе “Специалист по ВЭД и таможенному оформлению”

Наш профессиональный совет!

Вопросы страхования всегда будут «головной болью» любой логистической компании, и компетентность сотрудников этих компаний может сыграть решающую роль при заключении страховых договоров.

Чтобы избежать спорных ситуаций при страховых случаях, образовательный центр РУНО рекомендует курс “Специалист по ВЭД и таможенному оформлению”

Что вы будете уметь по окончании данного курса:

определять условия поставок, оплаты, скидок и сроков поставки товаров

готовить внешнеторговые контракты и контролировать их исполнение

вести документооборот ВЭД, организовывать доставку и страхование груза

готовить необходимые документы для таможни

подбирать коды ТН ВЭД и заполнять таможенную декларацию

рассчитывать таможенные платежи, таможенную стоимость

оптимизировать транспортные расходы

По окончании вы получите удостоверение о повышении квалификации!

Курс ведет эксперт-практик, кандидат экономических наук, с опытом работы более 15 лет.

ВС решал, кто заплатит потребителю за утрату груза

ВС решал, кто заплатит потребителю за утрату груза

Ольга Перепелицына* в июле 2018-го купила в магазине кровельных материалов «Сотдел» сэндвич-панели за 65 580 руб. с доставкой из Московской области в Петербург. Экспедитором по поручению продавца выступила транспортная компания «ПЭК» — как говорится на ее сайте, один из крупнейших грузоперевозчиков. Стройматериалы застраховали за 50 руб. на сумму 3000 руб.

«ПЭК» принял панели (как написано в расписке, без упаковки) 8 августа и должен был доставить их 11-го. Но вышло не так. Часть груза оказалась «повреждена, впоследствии утрачена, а после нахождения утилизирована без ведома грузополучателя», говорится в материалах дела. Оставшиеся панели Перепелицына тоже не получила.

Осенью 2018-го страховая компания выплатила ей возмещение в размере 3 000 руб., но это клиентку, конечно, не устроило. Она послала в «ПЭК» претензию с требованием возместить ущерб за порчу панелей. Обращение осталось без ответа, и Перепелицына отправилась в суд.

Там она потребовала возместить убытки в размере 65 850 руб., неустойку 65 580 руб., компенсацию морального вреда 15 000 руб., судебные расходы 20 000 руб. и штраф.

Кировский районный суд Санкт-Петербурга оставил иск без удовлетворения. Он пришёл к выводу, что между сторонами сложились отношения в области транспортно-экспедиционной деятельности. Лицо, которое составило заявку на сайте «ПЭК», отвечает за то, что указало объявленную стоимость груза в 3000 руб., а требования свыше этой суммы необоснованные. И поскольку ущерб в пределах 3000 руб. уже компенсирован, суд отказал истице. Такого же мнения оказались апелляция и кассация.

Правильная квалификация

Иначе рассудил ВС. Он напомнил, что суд не связан правовой квалификацией от истца, а должен иметь свое мнение о том, какое требование заявлено и какие нормы следует применить. Здесь Перепелицыну ошибочно приняли за сторону договора транспортной экспедиции. Тогда как документы говорят о другом. Согласно договору купли-продажи, стройматериалы должны быть доставлены в место, которое укажет клиент. В платежном поручении Перепелицына указана как покупатель и грузополучатель, «Сотдел» — поставщик, «ПЭК» — грузоотправитель. А согласно провозным документам, «ПЭК» оказывает услуги на основании поручения «Сотдела» третьему лицу – Перепелицыной.

Наконец, суд не выяснил, кто внес данные в электронную заявку (поручение экспедитору) на сайте «ПЭК» и кто объявил ценность груза, застрахованного на соответствующую сумму, отметил ВС.

Отдельно коллегия под председательством Сергея Асташова остановилась на вопросе компенсации морального вреда. «Основанием для нее является сам факт нарушения прав потребителей, а возмещение материального ущерба не освобождает от ответственности за моральный вред», — написали судьи в определении № 78-КГ20-71-КЗ.

При новом рассмотрении ВС дал указание Санкт-Петербургскому городскому суду суд дать правильную квалификацию отношений между магазином, покупателем и транспортной компанией.

Судя по всему, нижестоящие суды просто невнимательно изучили материалы дела. Ответчика надо заменить на «Сотдел», говорит Михаил Волков из Юридического бюро Григорьев и Партнеры Григорьев и Партнеры Региональный рейтинг. × . Ведь истец не должен выступать стороной договора транспортной экспедиции, который заключен во исполнение договора розничной купли-продажи. Получается, что «Сотдел» в полном объеме несет ответственность за причиненный ущерб, поясняет Волков. А если есть соответствующие основания, продавец может, в свою очередь, взыскать убытки с экспедитора.

Но вероятно, что размер ответственности в этом случае окажется как раз ограничен страховой суммой. В апреле экономколлегия рассмотрела арбитражный спор и признала приоритет объявленной стоимости над реальной ценой груза, если это отвечает условиям договора (см. "ВС признал приоритет объявленной ценности груза над суммой ущерба").

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *