ПАМЯТКА государственному гражданскому служащему по антикоррупционному поведению
Поведение, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки, является неприемлемым для государственного служащего, поскольку заставляет усомниться в его объективности и добросовестности, наносит ущерб репутации системы государственного управления в целом.
Взятка — принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода или услуги за действие (или наоборот бездействие), в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения.
Действия по передаче и приёму взятки в России противозаконны и подпадают под действие Уголовного кодекса Российской Федерации. Термин «взятка» чаще используется для обозначения подкупа государственного служащего, тогда как для обозначения подкупа сотрудника коммерческой структуры принято использовать термин «коммерческий подкуп». Получение и дача взятки государственным служащим является одним из проявлений коррупции.
Взяткой могут быть признаны:
Предметы – деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных камней и металлов, автомашины, продукты питания, техника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, гаражи, земельные участки и другая недвижимость;
Услуги и выгоды – лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости;
Завуалированная форма взятки – банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой заработной платы взяточнику, его родственникам или друзьям, получение льготного кредита, завышение гонораров за лекции, статьи и книги, преднамеренный проигрыш в карты, «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, увеличение процентных ставок по кредиту и т.д.
В современном российском уголовном праве есть следующие преступления, связанные со взяточничеством:
· получение взятки (ст.290 УК РФ),
· дача взятки (ст.291 УК РФ),
· посредничество при взяточничестве (ст.291.1 УК РФ),
· коммерческий подкуп (ст.204 УК РФ),
· провокация взятки или коммерческого подкупа (ст.304 УК РФ).
Действия и высказывания, которые могут быть восприняты как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки
При обсуждении рабочих вопросов следует избегать:
· спорных жестов, мимики и выражений. Например: «вопрос решить трудно, но можно», «договоримся», «нужны более веские аргументы», «нужно обсудить параметры в другой обстановке», «ну что делать будем?» и т.п.
· определенных тем: низкий уровень заработной платы служащих, нехватка средств на реализацию нужд, желание приобрести имущество или услугу, отсутствие работы у близких, необходимость поступления детей в образовательные учреждения.
· получения подарков и приглашений в рестораны.
· предложений о предоставлении скидки, услуг по подготовке необходимых документов, взносе в благотворительный фонд, поддержке конкретной спортивной команды.
· неожиданно прерывать беседу и под благовидным предлогом оставлять посетителя одного в кабинете, оставив при этом открытыми ящик стола, папку с материалами, сумку, портфель.
· написания посторонних цифр на бумаге или набора на калькуляторе с последующей их демонстрацией посетителю.
Внимание! Вас могут провоцировать на принятие взятки с целью компрометации!
(статья 304 УК РФ)
Действия в случае провокации (дачи взятки (подкупа)):
· Вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться как готовность, либо как категорический отказ получить взятку.
· Внимательно выслушать и точно запомнить поставленные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов).
· Постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы или, если это невозможно, предложить хорошо знакомое Вам место для следующей встречи.
· Поинтересоваться у собеседника о гарантиях решения вопроса в случае дачи взятки или совершения подкупа.
· Не берите инициативу в разговоре на себя, больше «работайте на прием», позволяйте потенциальному взяткодателю «выговориться», сообщить Вам как можно больше информации.
Уведомление обо всех ситуациях склонения к коррупционным правонарушениям может привести к сокращению числа случаев предложения и дачи взятки, так как позволяет выявить недобросовестных представителей организаций и иных граждан, взаимодействующих с государственным органом или организацией.
Порядок уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения федеральных государственных гражданских служащих Роспотребнадзора к совершению коррупционных правонарушений утвержден приказом Роспотребнадзора от 17.03.2010г. №95 (далее — Порядок)
Основной алгоритм действий гражданского служащего при склонении его к коррупционным правонарушениям:
- Уведомить представителя нанимателя о факте склонения гражданского служащего к коррупционным правонарушениям. Уведомление оформляется письменно в произвольной форме или в соответствии с приложением №1 к Порядку и передается в отдел государственной службы и кадров (уполномоченному должностному лицу) либо представителю нанимателя не позднее окончания рабочего (служебного) дня.
- При нахождении гражданского служащего не при исполнении должностных обязанностей либо вне пределов места прохождения гражданской службы, о факте обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения он уведомляет представителя нанимателя любым доступным способом и любыми средствами связи согласно Порядку.
- К уведомлению могут прилагаться материалы, подтверждающие обстоятельства обращения в целях склонения гражданского служащего к совершению коррупционных правонарушений.
- Регистрация уведомлений осуществляется уполномоченным лицом в журнале регистрации уведомлений о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений в день поступления уведомления. Листы журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью.
- По решению представителя нанимателя проводится проверка сведений, содержащихся в уведомлении, в том числе направляется копия уведомления и соответствующих материалов в территориальные органы прокуратуры либо иные правоохранительные органы (в несколько сразу или в один по принадлежности).
- Результаты проверки докладываются представителю нанимателя.
При возникновении у гражданских служащих Управления Роспотребнадзора по Рязанской области вопросов в области профилактики коррупционных правонарушений и прохождения государственной гражданской службы, целесообразно обращаться в отдел государственной службы и кадров для получения необходимых разъяснений. Тел. для связи (84912) 92-84-01.
Противодействие коррупции
Государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (ст. 9 Федерального закона «О противодействии коррупции».
Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем).
Если речь идет о передаче взятки (в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав), руководитель государственного (муниципального) служащего или непосредственно сам служащий должен незамедлительно сообщить о данном факте в правоохранительные органы, с целью регистрации сообщения о преступлении и проведения процессуальной проверки по телефонам оперативных служб УЭБиПК ГУ МВД по области (8-9997441374,8-9270684321).
Копия уведомления о поступившем сообщении направляется работодателем в течение суток в территориальный орган прокуратуры Российской Федерации или дежурному прокурору по средствам факсимильной связи на номер (8 (8442)31-04-73).
Руководитель правоохранительного органа, в котором зарегистрировано сообщение о склонении государственного (муниципального) служащего к коррупционному правонарушению, незамедлительно организует комплекс оперативно-розыскных мероприятий, направленных на документирование факта дачи взятки независимо ют суммы передаваемых денежных средств.
Обещание или предложение передать незаконное вознаграждение, доведенное до сведения государственного (муниципального) служащего, необходимо рассматривать как умышленное создание условий для совершения коррупционного преступления и квалифицировать как приготовление к даче взятки.
Факт передачи (обещания, предложения) взятки фиксируется оперативным сотрудником с использованием негласных средств аудио-видео фиксации, в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Собранный материал процессуальной проверки, а также материалы ОРД направляются в зависимости от квалификации совершенного преступления в органы дознания или Следственного комитета Российской Федерации.
При поступлении коррупционных предложений государственному (муниципальному) служащему необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:
1. Предупредить инициатора предложения о незаконности его поведения.
2. Предпринять меры к фиксированию средствами аудио и видео фиксации, поступившего предложения.
3. Исключить действия, которые могут свидетельствовать о совершении подстрекательства к даче взятки (подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом).
4. Возможно перенести встречу на более позднее время, сославшись на занятость, для того чтобы обеспечить фиксацию передачи взятки сотрудниками правоохранительных органов.
5. Не допускать в ходе общения наводящих вопросов, двоякой интонации, которые могут быть расценены как повод для дачи незаконного денежного вознаграждения. Избегать жестов, манипуляций, в том числе с использованием различных предметов, которые могут быть восприняты лицом как провокация и подстрекательство к даче взятки. Недопустимо сообщать и интересоваться у лица о возможном размере взятки, сроках и месте ее передачи, а также обсуждать предложенный размер взятки. Вся указанная информация должна поступать от лица и исключительно по его инициативе. В случае необходимости покинуть помещение, все передвижения и беседы с лицом должны быть зафиксированы посредством негласной аудиозаписи. При попытке передать лицом незаконное денежное вознаграждение государственный (муниципальный) служащий должен предложить забрать оставленные денежные средства.
6. В случае отказа лица прекратить противоправные действия и забрать денежные средства, принять меры к фиксации противоправных действий.
После незаконной передачи денежных средств необходимо исключить возможность покидания лицом места преступления, обеспечить сохранность вещественных доказательств (денежных средств) в том виде и месте, где они были оставлены взяткодателем. Также необходимо обеспечить сохранность средств технической фиксации, на которые документировалось преступление.
7. В случае отказа лица от передачи взятки, государственный (муниципальный) служащий в любом случае должен исполнитель обязанность по уведомлению работодателя и правоохранительные органы о коррупционном предложении.
Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности по уведомлению о склонении к коррупции является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственность за получение взятки установлена ст. 290 Уголовного Кодекса Российской Федерации, которая предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до 15 лет.
Начальник Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД по Волгоградской области полковник полиции В.Ю. Чеботарев
Начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Волгоградской области старший советник юстиции Е.А. Халанская
Если госслужащему предлагают деньги или ценности за какое либо действие это
Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой
1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:
1) утратил силу с 1 января 2015 года. — Федеральный закон от 22.12.2014 N 431-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
2) замещать должность гражданской службы в случае:
а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случаев, установленных частью второй статьи 4 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 года N 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и частью девятой статьи 12 Федерального закона от 22 декабря 2020 года N 437-ФЗ «О федеральной территории «Сириус»;
(пп. «а» в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 351-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
3) участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, за исключением следующих случаев:
а) участие на безвозмездной основе в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, участие в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости;
б) участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости) с разрешения представителя нанимателя, которое получено в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа;
в) участие на безвозмездной основе в управлении коммерческой организацией, являющейся организацией государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании, более 50 процентов акций (долей) которой находится в собственности государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании, в качестве члена коллегиального органа управления этой организации в порядке, установленном нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, определяющими порядок такого участия, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное;
г) вхождение на безвозмездной основе в состав коллегиального органа коммерческой или некоммерческой организации на основании акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
д) представление на безвозмездной основе интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или федеральной территории в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или федеральная территория, в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории, определяющими порядок осуществления от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или федеральной территории полномочий учредителя организации либо порядок управления находящимися в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности федеральной территории акциями (долями в уставном капитале), или в соответствии с нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории, определяющими порядок управления находящимися в федеральной собственности акциями (долями в уставном капитале), в отношении которых полномочия собственника осуществляют органы публичной власти федеральной территории;
(пп. «д» в ред. Федерального закона от 10.07.2023 N 287-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
е) иные случаи, предусмотренные международными договорами Российской Федерации или федеральными законами;
Если госслужащему предлагают деньги или ценности за какое либо действие это
Памятка для государственных гражданских служащих
Управления Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай
о недопустимости поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки
1. Международные документы и действующее законодательство Российской Федерации в области противодействия коррупции, криминализации обещания дачи взятки или получения взятки, предложения дачи взятки или получения взятки.
Российская Федерация реализует принятые обязательства во исполнение конвенций Организации Объединенных Наций, Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, рекомендаций Совета Европы и других международных организаций.
Сложившиеся на международном уровне антикоррупционные стандарты государственного управления распространяются на различные сферы правового регулирования, одной из которых является ответственность за коррупционные правонарушения.
Анализ международного опыта показывает, что на сегодняшний день широкое распространение получил подход, в соответствии с которым меры уголовной ответственности применяются не только за получение и дачу взятки, но и за обещание и предложение взятки, а также за просьбу о даче взятки и согласие ее принять. Соответствующие положения закреплены в «антикоррупционных» конвенциях и национальном законодательстве ряда зарубежных стран.
В соответствии со статьей 3 Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г ., вступившей в силу для Российской Федерации с 1 февраля 2007 г ., Россия взяла на себя обязательство признать в качестве уголовного правонарушения прямое или косвенное преднамеренное испрашивание или получение какими-либо из публичных должностных лиц какого-либо неправомерного преимущества для самого этого лица или любого иного лица, или же принятие предложения или обещание такого преимущества, с тем, чтобы это должностное лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций.
Вступившие в силу 17 мая 2011 г . изменения, внесенные в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ), предусматривают, что за коммерческий подкуп, дачу взятки, получение взятки и посредничество во взяточничестве устанавливаются штрафы в размере до 100-кратной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не более 500 миллионов рублей, что является основным видом санкции за преступления коррупционной направленности.
Также УК РФ дополнен нормой, предусматривающей ответственность за посредничество во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ). Расширено содержание предмета коммерческого подкупа и взятки за счет «предоставления иных имущественных прав». Кроме того, статьи 204, 290, 291 УК РФ дополнены новыми отягчающими обстоятельствами, в большей мере дифференцирована ответственность в зависимости от размера взятки. Сумма взятки, как правило, пропорциональна значимости используемых полномочий и характера принимаемого решения.
Изменения в примечании к статье 291 УК РФ расширили перечень обстоятельств, требующих освобождения взяткодателей от уголовной ответственности. Лицо может быть освобождено от ответственности, «если оно активно способствовало раскрытию и (пли) расследованию преступления».
Введена новая статья 291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве». Помимо непосредственной передачи взятки посредничество может представлять собой способствование достижению соглашения между взяткодателем и (или) взяткополучателем либо и реализации такого соглашения.
В части 5 статьи 291.1 УК РФ установлена ответственность за обещание или предложение посредничества во взяточничестве. Санкции, предусмотренные частями первой и пятой статьи 291.1 УК РФ, показывают, что обещание взятки или предложение посредничества во взяточничестве законодательством признаются более опасными, нежели собственно посредничество.
Для повышения эффективности административной ответственности, применяемой в отношении юридических лиц за причастность к коррупции, внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
Так, в частности, Федеральным законом № 97-ФЗ введена статья 19.28 КоАП РФ, устанавливающая административную ответственность за незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу . в ыполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением.
Поведение, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки, является неприемлемым для государственного служащего, поскольку заставляет усомниться в его объективности и добросовестности, наносит ущерб репутации системы государственного управления в целом.
Для предупреждения подобных негативных последствий лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, следует уделять внимание манере своего общения с коллегами, представителями организаций, иными гражданами и, в частности воздерживаться от поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.
Понятие взятки.
В соответствии с действующим законодательством
предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными
бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами (пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 г . №6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 6)).
Если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания
материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с
его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои
служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки.
Понятие незаконного вознаграждения.
В соответствии со статьей 19.28 КоАП РФ под незаконным вознаграждением от имени юридического липа понимаются незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.
За совершение подобных действий к юридическому лицу применяются меры административной ответственности вплоть до штрафа в размере до стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица.
Понятие покушения на получение взятки.
В случае , если обусловленная передача
ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц,
пытавшихся подучить предмет взятки или подкупа, содеянное следует
квалифицировать как покушение на получение взятки или незаконное
вознаграждение при коммерческом подкупе (пункт 11 Постановления Пленума ВС РФ № 6).
Понятие вымогательства взятки.
Под вымогательством взятки понимается
требование должностного лица дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества под угрозой
совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам
гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он
вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп с целью
предотвращения вредных последствий для его правоохраняемы x интересов
(пункт 15 Постановления Пленума ВС РФ № 6).