Санкционирование операций со средствами во временном распоряжении
Приказом Минфина России от 10.01.2022 № 3н внесены поправки в Порядок санкционирования операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств федерального бюджета , утвержденный Приказом Минфина России от 23.06.2020 № 119н (далее – Порядок № 119н ). В материале рассмотрим, какие нормы данного документа претерпели изменения.
Проверка перечня нормативных актов
Напомним, п. 4 Порядка № 119н установлено, что в целях формирования Федеральным казначейством перечня нормативных актов главный распорядитель средств федерального бюджета представляет в Федеральное казначейство информацию о нормативных актах, определенную пп. «б»–«д» п. 3 названного порядка. Такая информация включает:
1) наименование вида нормативного акта, его название, номер и дату;
2) вид денежных средств во временном распоряжении в соответствии с нормативным актом (наименование вида поступлений);
3) направление расходования средств во временном распоряжении на основании нормативного акта;
4) аналитический код, соответствующий направлению расходования средств во временном распоряжении, согласно нормативному акту, принимающий следующие значения:
01 – возврат денежных средств;
02 – перечисление денежных средств по назначению;
03 – перечисление денежных средств в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ;
11 – возврат денежных средств по уточненным реквизитам плательщика.
В случае принятия (издания) нормативного акта и (или) внесения в нормативный акт изменений главный распорядитель средств федерального бюджета в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия (издания) и (или) изменения такого акта, представляет в Федеральное казначейство уточненную информацию о нормативном акте.
Уточнения
Согласно внесенным в п. 4 Порядка № 119н поправкам Федеральное казначейство осуществляет проверку представленной информации на соответствие положениям действующих нормативных правовых актов, а именно проверку вида действующего нормативного акта, его названия, номера и даты, вида денежных средств во временном распоряжении (наименования вида поступлений), направления расходования средств во временном распоряжении, на соответствие аналитического кода направлению расходования денежных средств во временном распоряжении.
В случае отрицательного результата проверки Федеральное казначейство не позднее 4 рабочих дней со дня, следующего за днем представления информации о нормативных актах, направляет главному распорядителю средств федерального бюджета уведомление, содержащее дату и причину отказа во включении (актуализации) данной информации в перечень нормативных актов.
При положительном результате проверки Федеральное казначейство включает (актуализирует) информацию о нормативных актах в перечень нормативных актов не позднее 4 рабочих дней со дня, следующего за днем представления данной информации.
Код нормативного акта, идентификатор платежа
Согласно п. 5 Порядка № 119н в новой редакции получатель средств федерального бюджета информирует плательщика о необходимости указания кода нормативного акта или уникального идентификатора платежа, присвоенного Федеральной службой судебных приставов (далее – уникальный идентификатор платежа), в случае поступления средств, связанных с осуществлением предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве мер, в поле 22 «Код» платежного поручения, оформленного по каждому платежу в соответствии с п. 1.22 Положения ЦБ РФ от 29.06.2021 № 762-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» в валюте РФ, а также в документе по платежам, совершаемым в иностранной валюте.
Сведения об осуществлении операций
В силу п. 6 Порядка № 119н санкционирование расходов получателя средств федерального бюджета за счет средств во временном распоряжении производится на основании направленных получателем средств федерального бюджета в территориальный орган Федерального казначейства сведений об осуществлении операций со средствами во временном распоряжении, сформированных в соответствии с требованиями, установленными п. 8 названного порядка (далее – сведения об осуществлении операций) (рекомендуемый образец сведений приведен в приложении 2 к Порядку № 119н).
Согласно абз. 1 п. 7 Порядка № 119н в новой редакции сведения об осуществлении операций утверждаются в электронном виде или при отсутствии технической возможности на бумажном носителе руководителем (иным уполномоченным руководителем лицом) главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится получатель средств федерального бюджета, руководителем (иным уполномоченным руководителем лицом) распорядителя средств федерального бюджета или получателя средств федерального бюджета в случае представления получателем средств федерального бюджета в территориальный орган Федерального казначейства разрешения главного распорядителя средств федерального бюджета на утверждение сведений об осуществлении операций распорядителем или получателем средств федерального бюджета, оформленного в электронном виде или при отсутствии технической возможности в письменной форме на официальном бланке главного распорядителя средств федерального бюджета.
Обратите внимание: положения п. 7 Порядка № 119н распространяются на обособленные (структурные) подразделения получателя средств федерального бюджета без прав юридического лица, осуществляющие полномочия по ведению бюджетного учета, а также на бюджетные, автономные учреждения или государственные унитарные предприятия, осуществляющие полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов, переданные главными распорядителями средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Особенности заполнения сведений об осуществлении операций приведены в п. 8 Порядка № 119н. Согласно внесенным в абз. 4 пп. «а» данного пункта уточнениям в строке «Главный распорядитель средств федерального бюджета» отражается полное или сокращенное наименование главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится получатель средств федерального бюджета, или главного распорядителя средств федерального бюджета, передавшего свои полномочия государственного заказчика , с указанием в кодовой зоне уникального кода по сводному реестру и кода главы по бюджетной классификации.
Обратите внимание: согласно п. 9 Порядка № 119н в новой редакции в случае несоответствия информации, отраженной в сведениях об осуществлении операций, данным перечня нормативных актов, непредставления в территориальный орган Федерального казначейства разрешения главного распорядителя средств федерального бюджета на утверждение сведений об осуществлении операций, указанного в п. 7 Порядка № 119н, территориальный орган Федерального казначейства не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления обозначенных сведений, направляет получателю средств федерального бюджета уведомление.
Невыясненные поступления
Как и прежде, на основании п. 10 Порядка № 119н при поступлении средств на лицевой счет для учета средств во временном распоряжении территориальный орган Федерального казначейства осуществляет проверку:
1) на наличие в платежном документе кода нормативного акта или уникального идентификатора платежа;
2) на соответствие кода нормативного акта, указанного в платежном документе, сведениям об осуществлении операций, представленным получателем средств федерального бюджета в территориальный орган Федерального казначейства.
В случае отрицательного результата данной проверки или отсутствия в территориальном органе Федерального казначейства сведений об осуществлении операций указанные поступления учитываются этим территориальным органом на открытом ему лицевом счете для учета средств во временном распоряжении как невыясненные поступления.
К сведению: в пункт 11 Порядка № 119н внесено уточнение: в соответствии с порядком казначейского обслуживания, установленным Федеральным казначейством, осуществляются учет и уточнение не только невыясненных поступлений, но и идентификационных кодов поступлений .
Структура идентификационного кода поступления
Структура идентификационного кода поступления, который присваивается Федеральным казначейством средствам, поступившим на лицевой счет для учета средств во временном распоряжении, приведена в п. 12 Порядка № 119н.
Согласно внесенным в этот пункт поправкам:
1–3-й разряды – код главы главного распорядителя (ранее – получателя) средств федерального бюджета по бюджетной классификации (при наличии сведений, составляющих государственную тайну, указываются нули);
в отношении средств, предназначенных для оплаты отдельных видов товаров, работ, услуг, приобретаемых с использованием электронного сертификата, поступающих из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на лицевые счета, открытые территориальному органу Федерального казначейства, в 18–23-м разрядах отражаются нули.
Обратите внимание: как и прежде, в 18–23-м разрядах указываются нули при формировании идентификационного кода поступления в отношении средств осужденных лиц и лиц, содержащихся под стражей, поступающих на лицевые счета, открытые ФСИН и ее территориальным органам.
Возврат денежных средств плательщику
Напомним, при осуществлении возврата плательщику или перечислении с лицевого счета для учета средств во временном распоряжении территориальный орган Федерального казначейства проводит проверку непревышения суммы, указанной в распоряжении о совершении казначейских платежей, составленном в соответствии с требованиями, установленными правилами организации и функционирования системы казначейских платежей (далее – распоряжение), над остатком средств по соответствующему идентификационному коду поступлений (п. 13 Порядка № 119н).
В пункте 15 Порядка № 119н названы особенности проведения Федеральным казначейством проверки распоряжения. Согласно внесенным в пп. «в» этого пункта поправкам в случае возврата денежных средств, внесенных плательщиком в кассу получателя средств федерального бюджета , территориальный орган Федерального казначейства дополнительно проверяет обоснованность возврата в части наличия документа, предусмотренного законодательством РФ, подтверждающего право плательщика на возврат средств, перечисленных на лицевой счет для учета средств во временном распоряжении и отраженных на этом счете, на основании:
1) расшифровки сумм неиспользованных (внесенных через банкомат или пункт выдачи наличных денежных средств) средств, представленной получателем средств федерального бюджета в соответствии с порядком обеспечения органами Федерального казначейства наличными денежными средствами и денежными средствами, предназначенными для осуществления расчетов по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, организаций, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ (муниципальных образований), установленным Федеральным казначейством (в случае внесения наличных денежных средств с использованием платежных карт);
2) информации из распечатки автоматического приемного устройства, подтверждающей проведение операции по сдаче наличных денег для зачисления суммы денежных средств на банковский счет (в случае внесения наличных денежных средств с использованием устройства, функционирующего в автоматическом режиме и предназначенного для приема наличных денег).
В случае поступления в территориальный орган Федерального казначейства вместе с распоряжением получателя средств федерального бюджета заявления плательщика или документов, применяемых согласно законодательству РФ об исполнительном производстве (иных документов, предусмотренных законодательством РФ), содержащих уточненные реквизиты для осуществления возврата средств во временном распоряжении согласно законодательству РФ, проводится проверка на соответствие указанным уточненным реквизитам.
Что такое акр в казначействе
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Минфина России и Федерального казначейства от 8 июня 2023 г. № 02-17-08/52916, 07-04-05/07-15791 “Об аналитических кодах по бюджетным кредитам”
Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство в целях организации работы по обеспечению контроля за использованием средств бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, принимаемых в целях реализации мероприятий, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов государственных программ Российской Федерации, федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, (далее — бюджетные кредиты) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации 1 (далее — Постановление N 501), сообщают следующее.
Исходя из положений статей 132 и 132.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям пунктов 3 и 4 Постановления N 501 в 2023 году предоставление бюджетного кредита осуществляется в объеме, не превышающем объем межбюджетных трансфертов, планируемых к предоставлению в 2024 году из федерального бюджета.
В соответствии с соглашением о предоставлении субсидии 2 (иного межбюджетного трансферта) 3 (далее — соглашение) соответствующий межбюджетный трансферт предоставляется в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий (результатов). При этом объем финансового обеспечения исполнения соответствующих расходных обязательств субъекта Российской Федерации в соглашении устанавливается исходя из предусмотренных в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение софинансируемых из федерального бюджета расходных обязательств субъекта Российской Федерации, включая размер планируемого к предоставлению из федерального бюджета межбюджетного трансферта.
Таким образом, в случае, если планируется завершить мероприятия в 2023 году, то расходы бюджета субъекта Российской Федерации должны быть осуществлены в объеме, необходимом для реализации таких мероприятий и обеспечивающем достижение результатов, в целях достижения которых предоставляются межбюджетные трансферты (далее — достижение результатов предоставления межбюджетных трансфертов), поскольку направление субъектом Российской Федерации на реализацию мероприятий только средств бюджетного кредита (предоставляемого в соответствии с положениями Постановления N 501) не позволит достигнуть результаты предоставления межбюджетных трансфертов в полном объеме.
При этом в случае, если планируется завершить мероприятия в 2024 году, то в 2023 году опережающее финансовое обеспечение мероприятий может быть осуществлено за счет средств бюджетного кредита с последующим расходованием в 2024 году средств бюджета субъекта Российской Федерации, обеспечивающих уровень софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при реализации объектов.
В целях осуществления контроля за расходованием средств на финансирование объектов, включенных в утвержденный президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации перечень (далее — перечень), в целях опережающего финансового обеспечения строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта которых в 2023 году предоставляются бюджетные кредиты (далее — объект), финансовым органам (получателям бюджетных средств) бюджета субъекта Российской Федерации при осуществлении операций в том числе за счет средств бюджетного кредита необходимо обеспечить в распоряжениях о совершении казначейского платежа 4 , представляемых в территориальный орган Федерального казначейства, указание аналитических кодов средств бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является бюджетный кредит (далее — аналитический код бюджетного кредита) или аналитических кодов средств бюджета субъекта Российской Федерации, обеспечивающих уровень софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при реализации объектов (далее — аналитический код средств, обеспечивающих уровень софинансирования).
Указанные аналитические коды формируются Управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (далее — УФК по субъектам Российской Федерации) в разрезе каждого объекта, и доводятся до соответствующих финансовых органов субъектов Российской Федерации в срок не позднее одного рабочего дня со дня перечисления средств бюджетного кредита.
Аналитические коды имеют следующую 20-значную структуру:
1. аналитический код бюджетного кредита:
а) в случае, если объекту присвоен код объекта капитального строительства:
К — признак бюджетного кредита (русская буква);
3 — цифра 3 (последняя цифра текущего финансового года — 2023);
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХ — 18-значный код объекта, формируемый в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет", который соответствует уникальному коду объекта капитального строительства (объекта недвижимого имущества), указанному в соглашении (далее — уникальный код объекта);
б) в случае, если объекту, включенному в перечень, не присваивается уникальный код объекта:
К — признак бюджетного кредита (русская буква);
3 — цифра 3 (последняя цифра текущего финансового года — 2023);
ААААА — код направления расходов бюджета субъекта Российской Федерации, по которому отражаются расходы на финансовое обеспечение строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта объектов, который на уровне второго — четвертого разрядов обеспечивает однозначную увязку кода направления расходов бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета с кодами направления расходов федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и ремонте объектов, включенных в перечень;
ВВ — 1-2 разряды кода УФК по субъекту Российской Федерации в соответствии с классификатором органов Федерального казначейства;
ННН — порядковый номер объекта в рамках одного субъекта Российской Федерации (001, 002 и т.д.);
2. аналитический код средств, обеспечивающих уровень софинансирования:
а) в случае, если объекту присвоен код объекта капитального строительства:
С — признак средств, обеспечивающих уровень софинансирования (русская буква);
3 — цифра 3 (последняя цифра текущего финансового года — 2023); ХХХХХХХХХХХХХХХХХХ — 18-значный уникальный код объекта;
б) в случае, если объекту, включенному в перечень, не подлежит присвоению уникальный код объекта:
С — признак средств, обеспечивающих уровень софинансирования (русская буква);
3 — цифра 3 (последняя цифра текущего финансового года — 2023);
ААААА — код направления расходов бюджета субъекта Российской Федерации, по которому отражаются расходы на финансовое обеспечение строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта объектов, который на уровне второго — четвертого разрядов обеспечивает однозначную увязку кода направления расходов бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета с кодами направления расходов федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и ремонте объектов, включенных в перечень;
ВВ — 1-2 разряды кода УФК по субъекту Российской Федерации в соответствии с классификатором органов Федерального казначейства;
ННН — порядковый номер объекта в рамках одного субъекта Российской Федерации (001, 002 и т.д.);
Аналитические коды указываются в реквизите "Аналитический код, код источника поступлений (код направления расходования), идентификационный код поступлений (выплат) получателя средств" распоряжения о совершении казначейского платежа.
При этом распоряжения о совершении казначейского платежа (далее — распоряжения) направляются в УФК по субъектам Российской Федерации с учетом следующего:
получателями бюджетных средств бюджета субъекта Российской Федерации — в виде заявок на кассовый расход с указанием аналитического кода бюджетного кредита (в случае расходования средств, предоставленных в рамках бюджетного кредита) или аналитического кода средств, обеспечивающего уровень софинансирования (в случае расходования средств, источником финансового обеспечения которых не являются средства бюджетного кредита);
финансовыми органами субъектов Российской Федерации — в виде отдельного пакета распоряжений, содержащего распоряжения с указанием аналитического кода бюджетного кредита (в случае расходования средств, предоставленных в рамках бюджетного кредита) и/или аналитического кода средств, обеспечивающего уровень софинансирования (в случае расходования средств, источником финансового обеспечения которых не являются средства бюджетного кредита).
Финансовым органам субъектов Российской Федерации необходимо обеспечить контроль за:
указанием в распоряжениях вышеуказанных аналитических кодов;
расходами бюджета субъекта Российской Федерации, осуществляемыми в целях достижения результатов предоставления межбюджетных трансфертов.
Аналитический код бюджетного кредита сохраняется на весь период предоставления, использования и возврата бюджетного кредита в целях опережающего финансирования.
Аналитические коды подлежат включению УФК по субъектам Российской Федерации в соответствующий справочник информационной системы "Автоматизированная система Федерального казначейства" как региональные коды.
Информация о сформированных и направленных в адрес финансовых органов субъектов Российской Федерации аналитических кодах УФК по субъектам Российской Федерации направляется в адрес Межрегионального управления Федерального казначейства в сфере управления ликвидностью в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем их формирования.
Заместитель Министра финансов Российской Федерации |
A.M. Лавров |
Руководитель Федерального казначейства |
Р.Е. Артюхин |
1 Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2023 N 501 "О внесении изменения в пункт 12 1 Положения о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации и о приостановлении действия подпункта "а" пункта 1 1 и пункта 2 1 Правил предоставления субъектам Российской Федерации (муниципальным образованиям) бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета и об особенностях предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации в 2023 году".
2 Типовая форма соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.12.2018 № 269н.
3 Типовая форма соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.12.2018 N 270н.
4 Оформленных в соответствии с Порядком казначейского обслуживания, утвержденного приказом Федерального казначейства от 14.05.2020 N 21н.
Обзор документа
В 2023 г. бюджетный кредит для опережающего финансирования мероприятий в рамках госпрограмм, федеральных проектов и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры предоставляется региону в объеме, не превышающем объема межбюджетных трансфертов, планируемых к предоставлению в 2024 г. из федерального бюджета.
Если планируется завершить мероприятия в 2023 г., то расходы регионального бюджета должны быть осуществлены в объеме, необходимом для реализации мероприятий.
Если планируется завершить мероприятия в 2024 г., то в 2023 г. опережающее финансирование может быть осуществлено за счет средств бюджетного кредита с последующим расходованием в 2024 г. средств регионального бюджета.
В распоряжениях о совершении казначейского платежа должны быть указаны аналитические коды средств регионального бюджета, источником финансирования которых является бюджетный кредит, или аналитические коды средств регионального бюджета, обеспечивающих уровень софинансирования расходных обязательств региона.
Аналитические коды формируются Управлениями Федерального казначейства в разрезе каждого объекта и доводятся до региональных финансовых органов не позднее рабочего дня после перечисления бюджетного кредита. Указана структура аналитических кодов.
Федеральное казначейство упростило для банков участие в бюджетных аукционах
Еще осенью позиция ведомства была противоположной: казначейство обязывало все банки, которые хотят размещать средства бюджета, с 25 ноября 2016 г. иметь рейтинг АКРА (минимум А+ по национальной шкале), а также в 10 раз – до 250 млрд руб. – увеличило требования к их капиталу. После этого рассчитывать на бюджетные депозиты могли Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, РСХБ, Альфа-банк и «ФК Открытие».
Госбанки смогут получить доступ к депозитам Федерального казначейства без кредитного рейтинга Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), следует из проекта приказа казначейства, опубликованного на сайте regulation.gov.ru.
Однако к последней декаде января лишь два банка из них получили рейтинг АКРА – Газпромбанк и Альфа-банк. Гендиректор рейтингового агентства Екатерина Трофимова сообщила «Ведомостям», что уже с осени 2016 г. АКРА имеет достаточно ресурсов, чтобы в месяц присваивать рейтинги десяткам организаций.
По данным Счетной палаты, основным получателем средств казначейства является группа ВТБ: на долю головного банка группы – ВТБ – приходится 62% размещенных бюджетных средств в рублях (за 11 месяцев – 4,8 трлн руб.), еще 4,8% (370 млрд руб.) приходится на «ВТБ 24», а кроме того, 1,4% (109 млрд руб.) – на долю Банка Москвы. Доля других госбанков не столь велика: Сбербанка – 0,2%, Газпромбанка – 5,9%, РСХБ – 0,3% в рублях и 13% в валюте ($300 млн).
Цена вопроса
2 трлн руб. столько средств Федерального казначейства, Минфина, внебюджетных и региональных фондов банки привлекли к декабрю 2016 г. (данные ЦБ)
Хотя ВТБ чаще остальных банков привлекает бюджетные средства, рейтинга АКРА у него нет, так что обязательное его наличие заставило бы группу замещать бюджетные средства.
АКРА создавалось в ответ на ухудшение суверенного рейтинга России западными агентствами, у него 27 акционеров – это крупнейшие российские компании и банки, каждый из которых имеет долю 3,7%. В их числе и ВТБ.
Согласно данным сайта госзакупок, 21 октября банк ВТБ заключил с АКРА договор о присвоении рейтинга, который продолжает действовать (на 39,6 млн руб.). Однако получать рейтинг АКРА банк передумал, следует из ответа его пресс-службы: «Это сознательное решение получить рейтинг одного из двух аккредитованных ЦБ рейтинговых агентств – «Эксперт РА». Получать два рейтинга было бы экономически неоправданно. ВТБ изучает целесообразность сохранения своего участия в составе учредителей АКРА». Руководство АКРА ситуацию с госбанком не комментирует.
ВТБ нуждается в госденьгах больше, чем другие банки, в силу того, что он активно заимствовал их до последнего кризиса и, несмотря на приток депозитов в последние два года, не успел расплатиться с государством, указывает аналитик Fitch Александр Данилов. На конец ноября 2016 г. задолженность российских банков перед Минфином, региональными бюджетами и ЦБ составляла 3,5 трлн руб. (без учета валютных репо на 0,5 трлн руб. и субординированного кредита Сбербанка), из которых 54% приходилось на долю группы ВТБ. «Эти деньги достаточно дорогие в сравнении с клиентскими депозитами, и, будь у банка возможность, он бы их погасил», – отмечает Данилов. Но все же у ВТБ есть альтернатива, признает аналитик Moody’s Петр Паклин, с осени госбанк активно размещает однодневные облигации, привлекая рублевую ликвидность с межбанковского рынка. «Такой инструмент необходим ВТБ, чтобы диверсифицировать источники фондирования и замещать более дорогие средства от ЦБ. Совсем недавно банк увеличил лимит выпуска до 15 трлн руб., и потенциально он смог бы закрыть отток бюджетных средств за счет однодневных бумаг», – допускает Паклин.
Впрочем, теперь помимо АКРА для размещения средств бюджета могут применяться рейтинги и других агентств, аккредитованных ЦБ. Пока альтернатива одна – в декабре аккредитацию получил лишь «Эксперт РА». Пока рейтинг «Эксперт РА» еще не применяется, уточнил источник, близкий к казначейству, отметив, что агентство было аккредитовано совсем недавно. В Минфине на запрос «Ведомостей» не ответили.
Остальные банки в основном предпочли получить рейтинг АКРА. Сбербанк заключил договор с АКРА и намерен опубликовать рейтинг, когда агентство завершит работу, сообщили в пресс-службе банка. Банк «ФК Открытие» (основной участник валютных аукционов; 87%, или $2 млрд), по словам его представителя, находится в процессе получения рейтинга АКРА. В РСХБ, который разместил заявку на оказание рейтинговых услуг в ноябре на сайте госуслуг (сумма контракта – 218 млн руб.), но до сих пор не опубликовал рейтинг, не ответили на запрос «Ведомостей».
Казначейское обеспечение обязательств: что это такое и как с ним работать
Сегодня в России реализуется множество социально значимых проектов, в том числе в оборонной и гражданской промышленности. Цепочка исполнителей по таким контрактам (договорам) не ограниченна. А значит, их авансирование — это высокий риск для бюджета. Поэтому иногда заказчик использует своеобразную замену аванса — казначейское обеспечение обязательств
Что такое казначейское обеспечение обязательств
Казначейское обеспечение обязательств (КОО), или казначейский аккредитив — это государственный финансовый инструмент. Он одновременно является:
- документом , который Федеральное казначейство Российской Федерации (ФК) или территориальный орган Федерального казначейства (ТОФК) выдает получателю бюджетных средств, то есть заказчику, и получателю средств из бюджета — исполнителю. КОО подтверждает обязательства заказчика перед исполнителем по оплате выполненных им обязательств по контракту (договору). При этом КОО не является ценной бумагой;
- заменой аванса по контрактам или договорам, которые финансируются из федерального, регионального или муниципального бюджета;
- гарантией того, что исполненные обязательства будут оплачены независимо от наличия лимита бюджетных средств (далее — ЛБО) на счете заказчика на момент расчета.
Важно! КОО — это не самостоятельный вид сопровождения, а лишь дополнительный инструмент для контроля за использованием бюджетных средств. КОО действует в отношении только тех контрактов или договоров, которые подлежат банковскому или казначейскому сопровождению и содержат сведения о применении КОО. Самыми известными строительными проектами в рамках 44-ФЗ , 223-ФЗ и 275-ФЗ , которые сопровождались казначейским обеспечением, являются:
- Крымский мост через Керченский пролив;
- космодром «Восточный» в Амурской области;
- спортивные объекты к Чемпионату мира по футболу, который проходил в России в 2018 году.
Основные отличия банковского и казначейского видов сопровождения
Осуществляет
Распространяется
Только на контракты, заключенные в рамках 44-ФЗ
На целевые средства для оплаты контрактов (договоров), заключенных в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ, 275-ФЗ (ГОЗ)
Регулируется
- Ст. 35 Закона № 44-ФЗ
- Постановлением Правительства РФ от 20.09.2014 № 963
- Ст. 242.22 Бюджетного кодекса РФ (введена в БК РФ с 01.01.2022)
- Федеральным законом от 05.12.2022 № 466-ФЗ
Бюджетные средства, подлежащие сопровождению
Для федерального бюджета —
от 10 млрд руб.
Для бюджета субъекта РФ —
от 100 млн руб.
Для муниципального бюджета —
от 50 млн руб.
Независимо от уровня бюджета — при авансовых платежах по контрактам (договорам), заключаемым на сумму
100 млн руб. и более.
Средства, указанные в пп. 1–3 ч. 6 ст. 5 Закона № 466-ФЗ
Расчет
Банк переводит деньги головному исполнителю на расчетный счет. Далее он самостоятельно рассчитывается со своими соисполнителями
ТОФК переводит деньги напрямую через казначейский лицевой счет каждого участника кооперации
Обязательные условия
Банк должен соответствовать требованиям, которые установлены Правительством РФ
- Расходование целевых бюджетных средств.
- Авансирование контракта (договора)
В зависимости от источника и способа финансирования, а также от начальной максимальной цены контракта (договора) каждый из этих видов сопровождения может быть простым или расширенным, с применением КОО и без него.
Контракт (договор), подлежащий банковскому и казначейскому сопровождению, получает уникальный идентификатор (ИГК). Он указывается в контрактах (договорах) каждого участника кооперации исполнителей, в платежных и расчетных документах, а также в заявлениях в ТОФК или банк.
Как выдается, переводится и отзывается КОО при казначейском сопровождении
Требования к заявлению
Выдача, перевод или отзыв КОО при казначейском сопровождении осуществляются на основании заявления заказчика или исполнителя. Правила проведения операций с КОО утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.12.2021 № 2479 .
К заявлению, которое проверяет ТОФК, есть ряд обязательных требований:
- соответствие форме, установленной Приказом Казначейства России от 27.12.2022 № 36н ;
- наличие в контракте (договоре) сведений о применении КОО при казначейском сопровождении;
- наличие идентификатора;
- соответствие реквизитов: даты и номера, указанных в контракте и заявлении;
- указание суммы КОО, которая не превышает сумму КОО по контракту (договору), сумму ранее проводимых по этому контракту (договору) операций по КОО и сумму неиспользованного ЛБО на казначейском счете заказчика;
- наличие открытого лицевого счета в ТОФК у каждого участника кооперации, от головного исполнителя до последнего исполнителя в цепочке;
- неистекший срок действия КОО.
Есть еще ряд дополнительных требований, они указаны в Постановлении № 2479 .
Образец заявления на выдачу, перевод, отзыв КОО вы найдете в шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
Алгоритм работы с КОО при казначейском сопровождении
Заявление на выдачу или отзыв КОО может подавать в ТОФК только заказчик, а исполнитель подает в ТОФК заявление на перевод.
После этого ТОФК проверяет заявление на соответствие вышеуказанным требованиям.
Если проверка заявления на выдачу казначейского обеспечения дала положительный результат, в течение двух рабочих дней после получения заявления ТОФК:
- формирует КОО на указанную в нем сумму;
- блокирует ЛБО на лицевом счете заказчика на сумму КОО;
- направляет КОО в ТОФК исполнителя.
Образец бланка КОО можно посмотреть в шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
- В случае положительной проверки заявления на перевод ТОФК исполнителя в течение двух рабочих дней после получения заявления:
- формирует переведенное КОО на указанную в нем сумму;
- блокирует остаток целевых средств по контракту (договору);
- направляет перевод КОО в ТОФК исполнителя;
- направляет копию перевода КОО в ТОФК заказчика.
- В случае положительной проверки заявления на отзыв ТОФК заказчика в течение двух рабочих дней после получения заявления:
- отменяет блокировку ЛБО на лицевом счете заказчика на сумму КОО;
- отзывает все неисполненные переводы КОО;
- возвращает всем участникам кооперации исполнителей распоряжение о совершении казначейского платежа;
- направляет копию заявления об отзыве в ТОФК заказчика.
- После того как исполнитель надлежащим образом выполнил условия контракта (договора), заказчик подписывает подтверждающие документы и передает их в ТОФК для проверки и расчета с исполнителем. Сам расчет называется исполнением КОО.
При положительном результате проверки исполнительных документов ТОФК не позднее следующего дня после получения распоряжения о казначейском платеже формирует заявление об исполнении КОО и направляет его в ТОФК, который выдал КОО.
Образец заявления на исполнение КОО вы найдете в конце статьи.
В конце статьи есть шпаргалка
- В случае отрицательного результата проверки ТОФК возвращает заявление заказчику или исполнителю без исполнения.
Как выдается, переводится и отзывается КОО при банковском сопровождении
Правила выдачи, перевода и отзыва КОО при банковском сопровождении утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.03.2022 № 481 .
Требования к содержанию заявления аналогичны тем, которые установлены для заявления при казначейском сопровождении. Разница заключается в следующем:
- Выдачу или отзыв КОО производит ТОФК заказчика на основании заявления заказчика.
- Перевод КОО осуществляется только банком на основании заявления исполнителя.
- Отзыв КОО проводит ТОФК или банк на основании заявления заказчика или исполнителя.
При положительном результате проверки заявления банк проводит операции по КОО в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения заявления или необходимого документа из ТОФК.
Формы КОО, заявлений на выдачу, перевод, отзыв, исполнение и другие операции с казначейским обеспечением утверждает Федеральное казначейство.
Важно! Обязательное условие для расчетов с применением КОО независимо от формы сопровождения контракта (договора) — фактическое выполнение обязательств. Это значит, что головной исполнитель или каждый из кооперации исполнителей должен представить заказчику документы, подтверждающие частичную или полную поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных контрактом (договором).