Дуэлянт. Преступление и покаяние
Н.С. Мартынов. Акварель Томаса Райта
. Этот звонкий от веселого стрекота подмосковных кузнечиков и щедро пропитанный солнцем день – 15 июля, по народному календарю «макушка лета» – для Николая Мартынова всегда начинался одинаково. С утра пораньше он спешил в церковь Знамения Божьей Матери, находящуюся в его родовом имении Иевлево-Знаменское, и заказывал панихиду по убиенному рабу Божьему Михаилу. Так продолжалось 35 лет подряд, до самой смерти.
Его старший сын – Сергей Николаевич Мартынов – вспоминал, что «отец при жизни всегда находился под гнетом угрызений совести своей, терзавшей его воспоминаниями». Когда в ноябре 1869-го издатель «Русской старины» М. И. Семевский попросил Мартынова откровенно изложить на бумаге обстоятельства дуэли, того прошиб холодный пот: «Нет, нет, ни за что!» И все лишь потому, говорит, что «считает себя не вправе вымолвить хоть единое слово в осуждение Лермонтова и набросить малейшую тень на его память».
Однако уже через пару лет, в такой же, до духоты погожий, день 15 июля, вернувшись из церкви, Николай Мартынов вдруг взялся за перо. На чистом листе он размашисто начертал заголовок: «Моя исповедь». Дальше дело продвигалось с трудом: «Сегодня минуло ровно 30 лет, когда я стрелялся с Лермонтовым. Я чувствую желание высказаться, потребность облегчить свою совесть откровенным признанием. по поводу этого несчастного события». Он писал и перечеркивал, чувствуя, что не может сформулировать то, что действительно хотел бы сказать, комкал бумагу и начинал снова. В общем, «Исповедь» так и не состоялась. А еще через год, 15 июля, «отслужив панихиду по своем погибшем противнике», Мартынов, прогуливаясь с сыном по парку, вдруг разоткровенничался и в подробностях рассказал историю того злосчастного поединка, которую Сергей сразу же по возвращении домой по памяти записал.
Маёшка и свирепый человек
Какой-то непостижимый рок накрепко связал Лермонтова и Мартынова едва ли не с детства
Какой-то непостижимый рок накрепко связал Лермонтова и Мартынова едва ли не с детства. Родились оба в октябре; правда, Михаил – в Москве в 1814-м, а Николай – в Нижнем Новгороде в 1815-м году. Дом его отца, статского советника Соломона Мартынова, считался одним из самых богатых в городе. Когда Мартынов-старший с семьей – женой и 8 детьми – решил переехать в Москву, он сделал на прощание широкий жест, передав свой особняк под городскую больницу. В Нижнем к Мартыновым относились с уважением, и не только за заслуги мецената Соломона Михайловича. Его родная сестра Дарья Михайловна, по мужу – Новикова, овдовев, приняла монашеский постриг с именем Дорофея и почти 20 лет была игуменьей местного Крестовоздвиженского монастыря. Рассказывают, что при жизни отца Серафима некоторые крестовоздвиженские монахини ездили поклониться ему в Саровскую обитель, и об игуменье Дорофее старец отзывался особо: «Я люблю вашу матушку и уважаю; она прекрасная, богоугодная подвижница и святой жизни». Его спрашивали: «Разве вы, батюшка, знаете ее?» – «Не видал, но знаю ее духом».
Игуменья Дорофея Мартынова Игуменьи Дорофеи не стало, когда ее племянник Николай был еще безмятежным белокурым отроком. Детство его прошло в подмосковной усадьбе Иевлево-Знаменское, которая находилась по соседству с имением Столыпиных – Середниково, где юный Лермонтов отдыхал три лета подряд. Вероятно, именно в те годы произошло их первое знакомство.
В 18 лет Лермонтов стал курсантом Школы Гвардейских Подпрапорщиков и Кавалерийских Юнкеров, куда спустя год поступил и Николай Мартынов. Все время учебы они были постоянными партнерами по фехтованию.
Как вспоминал Николай Мартынов, поэт в то время походил на «великовозрастного барчука» и «ни дня он не прожил самостоятельно, все контролировала бабушка». Вслед за внуком она переехала из Москвы в Петербург и сняла квартиру в двух шагах от Школы. Каждый раз, когда Лермонтов собирался выйти из дома, она крестила его и читала молитву. Он, бывало, спешит на ученье или парад, опаздывает, а бабушка не отпускает его без благословения. По ее поручению Аким Шан-Гирей, троюродный брат Лермонтова, ежедневно приносил ему паштеты и конфеты, которых не было в казенном рационе Школы. Шан-Гирей вспоминал, что познакомился со многими товарищами Лермонтова, «между которыми были два брата Мартыновы, из коих меньшой (Николай – О.Л.) красивый и статный молодой человек». Этого «красивого и статного» за его едва ли не маниакальную страсть испытывать себя однокашники прозвали «свирепым человеком». А. Ф. Тиран объяснял так: «Бывало, явится кто из отпуска поздно ночью, приговаривая: ‟Ух, как холодно!” – ‟Очень холодно?” – спрашивает Мартынов. – ‟Ужасно”. И тогда Мартынов в одной рубашке идет на плац, потом, конечно, болен. Или говорят: ‟А здоров такой-то! Какая у него грудь славная”. – ‟Разве у меня не хороша?” – выскакивает вперед Мартынов. – ‟Все ж не так”, – говорят ему. – ‟Да ты попробуй, ты ударь меня по груди”. – Его и хватят так, что опять болен на целый месяц». Вот такой он был «свирепый», все хотел продемонстрировать, что не хуже других.
Лермонтова прозвали Маёшкой – М-r Mayeux, – что значит горбун-уродец, один из героев старого французского романа, похождения которого отображены в серии карикатур. Говоря понятным современному читателю языком – герой комиксов. Впоследствии под именем Маёшки Лермонтов описал себя в поэме «Монго».
Недосчитались Мартынова. Его обнаружили у постели Лермонтова: нарушив дисциплину, «свирепый человек» прибежал навестить товарища
Воспитанники Школы каждую среду выпускали рукописный журнал «Школьная Заря». Самое деятельное участие в нем принимали Маёшка, рисовавший карикатуры и писавший стихи, и «свирепый человек», отвечавший за прозу. Уже тогда Мартынов, отдавая должное таланту Лермонтова, говорил: «Если б он не был великим писателем, то легко мог бы сделаться первоклассным живописцем». Творчество сблизило их настолько, что, как известно из письма Е. Г. Быховец, Лермонтов рекомендовал ей Мартынова «как товарища и друга».
Однажды Лермонтов, упав с лошади, сломал ногу и оказался в госпитале. На следующий день после этого несчастного случая начальство, проверяя посты юнкеров, недосчиталось Мартынова. Его обнаружили у постели Лермонтова: нарушив дисциплину, «свирепый человек» прибежал навестить товарища, которого считал «добрым от природы», даже невзирая на то, что «все хорошие движения сердца… он старается так же тщательно в себе заглушать и скрывать, как другие скрывают свои гнусные пороки».
Гений и злодейство
Михаил Юрьевич Лермонтов О характере Михаила Юрьевича Лермонтова в ту пору многие отзывались нелестно. «Лермонтов был дурной человек: никогда ни про кого не отзовется хорошо. Не знаю, был ли он зол или просто забавлялся, как гибнут в омуте его сплетен, но он был умен, и, бывало, ночью, когда остановится у меня, говорит, говорит – свечку зажгу, не черт ли возле меня?» – вспоминал А.Ф. Тиран. «Лермонтов был ужасно самолюбив и до крайности бесился, когда его не приглашали на придворные балы. », – вспоминал Д.В. Стасов. Поэт А.Е. Баратынский резюмировал: «. человек, без сомнения, с большим талантом, но мне морально не понравился. Что-то нерадушное, московское». Но гению прощается все. Разве не так?
Мартынов вспоминал: «. Расскажу один случай, который происходил у меня на глазах, в нашей камере (комнате – О.Л.), с двумя вновь поступившими юнкерами в кавалергарды. Это были Эммануил Нарышкин (сын известной красавицы Марьи Антоновны) и Уваров. Оба были воспитаны за границей; Нарышкин по-русски почти вовсе не умел говорить, Уваров тоже весьма плохо изъяснялся. Нарышкина Лермонтов прозвал «французом» и не давал ему житья; Уварову также была дана какая-то особенная кличка, которой не припомню. Как наступало время ложиться спать, Лермонтов собирал товарищей в своей камере; один на другого садились верхом; сидящий кавалерист покрывал и себя, и лошадь своею простыней, а в руке каждый всадник держал по стакану воды. Лермонтов называл это «Нумидийским эскадроном». Выждав, когда обреченные жертвы заснут, по данному сигналу эскадрон трогался с места в глубокой тишине, окружал постель несчастного, и, внезапно сорвав с него одеяло, каждый выливал на него свой стакан воды. Вслед за этим действием кавалерия трогалась с правой ноги в галоп обратно в свою камеру. Можно себе представить испуг и неприятное положение страдальца, вымоченного с головы до ног и не имеющего под рукой белья для перемены».
Наталья Соломоновна Мартынова, сестра Мартынов тогда оправдывал Лермонтова: «…Но зато сколько юмора, сколько остроумия было у него в разговоре, сколько сарказма в его язвительных насмешках». Знал бы он, что спустя всего несколько лет это остроумие его самого доведет до крайности.
После Школы пути Лермонтова и Мартынова разошлись: Михаил отправился корнетом в гусарский полк, расквартированный в Царском Селе, а Николай – в кавалергарды. Но, бывая в Москве, Михаил Юрьевич обязательно навещал семейство Мартыновых. По свидетельству современников, влюбленный в сестру Николая – юную Натали, – он посвятил ей стихотворение «Коли поспорить нам придется». Но поэт был ветреником – влюблялся, расставался, – и мать семейства Мартыновых относилась к нему настороженно. В одном из писем она сообщала Николаю: «Лермонтов у нас чуть ли не каждый день. По правде сказать, я его не особенно люблю, у него слишком злой язык, и, хотя он выказывает полную дружбу к твоим сестрам, я уверена, что при первом случае он не пощадит и их. Слава Богу, он скоро уезжает, для меня его посещения неприятны».
Предстоящий отъезд, о котором сообщала мать Николаю Мартынову, – это первая ссылка поэта – наказание за нашумевшее стихотворение «На смерть Пушкина». Там же, в Пятигорске, в 1837-м году служил волонтером Мартынов. Из этой военной кампании он вернулся в родной полк кавалером ордена Анны 3-й степени с бантом.
«За стеной Кавказа»
Михаил Павлович Глебов Через несколько лет Лермонтов снова оказался на Кавказе, и снова в ссылке. На сей раз за дуэль. В феврале 1840-го в Петербурге на балу у графини Лаваль он поссорился с сыном французского посла Эрнестом де Барантом. Тот, говорят, оскорбился эпиграммой, которая, как позже выяснилось, посвящалась другому человеку. Дуэль назначили на Чёрной речке, недалеко от того места, где Пушкин стрелялся с Дантесом. Но в этот раз ангел-хранитель уберег русского поэта от французской пули. После того как Барант промахнулся, а Лермонтов сознательно выстрелил в сторону, они помирились и разъехались. Но о поединке узнало начальство. Лермонтова арестовали и за «недонесение о дуэли» сослали на Кавказ. Узнав об этом, русский философ-богослов А.С. Хомяков пророчески заметил в письме поэту Н.М. Языкову: «Лермонтов отправлен на Кавказ за дуэль. Боюсь, не убили бы. Ведь пуля дура, а он с истинным талантом».
В то время Николай Мартынов, получивший уже звание майора, мечтал о генеральских погонах. Но в феврале 1841-го, уличенный в карточном шулерстве, вынужденно подал в отставку «по семейным обстоятельствам». В апреле он приехал в Пятигорск «для пользования водами» и поселился в надворном флигеле генерала Верзилина, где уже квартировали друзья Лермонтова – М. П. Глебов и герой войны 1812 года генерал Н.П. Раевский. По воспоминаниям Раевского, Мартынов вызывающе-щегольски одевался, брил по-черкесски голову и носил за поясом длинный кинжал. Лермонтов, приехавший в Пятигорск позже Мартынова, счел вид своего давнего приятеля комичным и принялся подшучивать над ним: то карикатуру нарисует неприличную, то эпиграмму сочинит, вроде: «Скинь бешмет свой, друг Мартыш» и «Он прав! Наш друг Мартыш не Соломон».
Мартынов в черкеске Мартынов в долгу не оставался, отвечал Лермонтову эпиграммами собственного сочинения. Но куда там! О его поэтических опытах современники отзывались нелестно, открыто называли «графоманом» и «бездарным рифмоплетом». Мартынова действительно нечасто посещала муза. Главное его сочинение – поэма «Герзель-аул» – документально точное описание июньского похода в Чечню. Поскольку лермонтовский «Валерик» создан на материале той же военной кампании, Мартынова обвинили в плагиате. Правда, шли эти обвинения не от Лермонтова. Так, или иначе, Кавказ явно вдохновлял обоих. «Время проводили мы весело: пикники в Шотландке (Шотландская колония недалеко от Пятигорска – О.Л.), балы, рауты, кавалькады, охоты сменялись ежедневно, – рассказывал Николай Мартынов. – Из барышень особенно привлекали на себя внимание наши девицы Верзилины, дочери Пятигорского коменданта, генерала Верзилина. Между ними особенно отличалась своею красотой и остроумием Эмилия Александровна, которая несколько увлеклась мною, но за которою ухаживали все, в том числе и Лермонтов».
Тайна
До сих пор точно не известна причина дуэли. Одна из версий – ссора во время бала у Верзилиных. Эмилия Клингенберг (в замужестве Шан-Гирей) вспоминала: «Я танцевала с Лермонтовым. К нам присоединился молодой человек, который также отличался злоязычием, и принялись они вдвоем наперебой острить свой язык. . Вот тут увидели Мартынова, разговаривающего очень любезно с младшей сестрой моей Надеждой, стоя у рояля, на котором играл кн. Трубецкой. Лермонтов начал острить на его счет, называя его горцем с большим кинжалом. Надо же было так случиться, что, когда Трубецкой ударил последний аккорд, слово ‟кинжал” раздалось по всей зале. Мартынов . сказал Лермонтову: ‟Сколько раз просил я вас оставить свои шутки”, – отвернулся и отошел прочь. На мое замечание: ‟Язык враг мой” – М. Ю. отвечал спокойно: ‟Это ничего, завтра мы опять будем друзьями”. Танцы продолжались, и я думала, что тем кончилась вся ссора».
Еще одна версия – провокация. Как считал первый биограф Лермонтова П. А. Висковатов: «Мартынова подстрекали со стороны лица, давно желавшие вызвать столкновение между поэтом и кем-либо из не в меру щекотливых или малоразвитых личностей». Говорили, что дуэль спровоцировали некие влиятельные люди из Петербурга и что в пандан с Мартыновым стрелял некий снайпер.
За год до роковой дуэли Лермонтов будто играл со смертью, подмигивая ей, костлявой
Некоторые современники Лермонтова считали, что он «непременно должен был кончить трагически: не Мартынов, так кто-нибудь другой убил бы его». За год до роковой дуэли Лермонтов будто играл со смертью, подмигивая ей, костлявой: «Не все ли равно – умереть с свинцом в сердце или от медленной агонии старости?» – с явной бравадой философствовал он в письме к М.А. Лопухиной.
«Мальчишки, мальчишки, что вы наделали. »
Всю оставшуюся жизнь Мартынов считал, что если б поэт извинился перед ним или «попросту протянул руку», до поединка бы не дошло. Слишком поздно он узнал, что Лермонтов говорил своему секунданту Васильчикову: «Я сознаю себя настолько виноватым перед Мартыновым, что чувствую, рука моя на него не поднимется». Н.П. Раевский вспоминал, что, собираясь на дуэль, Лермонтов несколько раз повторил, что «целить не будет, на воздух выстрелит, как и с Барантом».
Пятигорск. 1840 г.
15 июля 1841 года, в нескольких верстах от Пятигорска, у подножия горы Машук сошлись поручик Тенгинского пехотного полка Михаил Лермонтов и отставной майор Николай Мартынов. По существующим тогда в России правилам дуэли тот, кто сделал вызов, не имел права стрелять в воздух, так как тогда поединок считался бы недействительным, фарсом. А если б Мартынов умышленно целился мимо, его сочли бы трусом. Но факт – вещь упрямая: Мартынов направил пистолет в сторону Лермонтова и спустил курок. Раскат грома и выстрел разорвали тишину одновременно. Лермонтов упал, и тут же полил дождь. Глебов подбежал к поэту первым и услышал его слова: «Миша, умираю». Следом, как рассказывал Раевский, подошел Мартынов, «земно поклонился» и сказал: «Прости меня, Михаил Юрьевич». Мартынов позже признался, что не хотел убивать и даже не целился. Однако пуля, выпущенная из его пистолета, прошла навылет, пробив сердце и легкое. Оставив умирающего Лермонтова с Глебовым под проливным дождем, Мартынов и Васильчиков верхом поскакали в город: Васильчиков искал доктора и повозку, а Мартынов, «никому ни слова не сказав, темнее ночи, к себе в комнату прошел, а после прямо отправился к коменданту Ильяшенко» объявить о дуэли.
Мартынов позже признался, что не хотел убивать и даже не целился
Вечером, когда привезли тело Лермонтова, секунданты, следом за Мартыновым, пришли сдаваться коменданту. Увидев их, старик Ильяшенко схватился за голову: «Мальчишки, мальчишки, что вы наделали, кого вы убили», – и заплакал. Лермонтову в ту пору было 26 лет, Глебову – 23 года, Васильчикову – 24, Мартынову – 25 лет.
Мартынова сразу арестовали и отвели в маленькую камеру пятигорской тюрьмы, где уже томились двое арестантов, один из которых все время читал Псалтирь, а другой – страшно ругался.
Погиб поэт.
Дуэль – неслыханная вещь для провинциального тихого Пятигорска. Все были потрясены и из любопытства ходили смотреть на убитого поэта. Возле гроба переговаривались шепотом, будто боялись громкими словами разбудить его. «На бульваре и музыка два дня не играла», – вспоминала Эмилия Шан-Гирей.
Елизавета Алексеевна Арсеньева Лермонтова решили проводить по-христиански. «Бабушка поэта, Елизавета Алексеевна Арсеньева, женщина очень богомольная и никогда бы не утешилась, если б ее внука похоронили не по церковным установлениям», – рассказывал Н. П. Раевский, занимавшийся организацией похорон. Однако не все складывалось гладко. Священник единственной тогда в Пятигорске православной церковки заявил, что, по одной из глав Стоглава, дуэлисты причтены к самоубийцам, и потому Михаилу Юрьевичу заупокойной службы не полагается, и вообще хоронить его следует вне кладбища. «Мы стали было уверять его, что архиерей не узнает. – вспоминал Н.П. Раевский, – он вроде согласился, однако к началу похорон не пришел. Народу – море целое. Все ждут, а священника все нет. Как быть? Вдруг из публики католический ксендз, спасибо ему, вызвался. – ‟Он боится, – говорит, – а я не боюсь, и понимаю, что такого человека как собаку не хоронят. Давайте-ка я литию и панихиду отслужу”. – Мы к этому были привычны, так как в поход с нами ходили по очереди то католический, то православный священник, поэтому с радостию согласились. Когда он отслужил, то и лютеранский священник, тут бывший, гроб благословил, речь сказал и по-своему стал служить. . А когда православный батюшка пришел, и, узнавши, что священнослужители других вероисповеданий служили прежде него, отказался служить, так как нашел, что этого довольно. Насилу мы его убедили, что на похоронах человека греко-российского вероисповедания полагается и служение православное».
Через несколько месяцев бабушка поэта добилась от Императора Николая 1 разрешения перезахоронить тело внука в Тарханах. В свинцовом и засмоленном гробу Лермонтова привезли в родовую усадьбу. На пасхальной неделе гроб на двое суток установили для прощания в церкви Михаила Архистратига, а 23 апреля Лермонтова похоронили в фамильной часовне-усыпальнице, рядом с могилами деда и матери.
Киевский пленник
По приговору военного суда Николая Мартынова отправили в Киев: три месяца он провел на крепостной гауптвахте, а потом Киевская духовная консистория определила ему 15 лет церковного покаяния.
Мартынов поселился в одном из флигелей лавры. Ежедневно он делал определенное количество земных поклонов и читал молитвы. В остальное время гулял по парку. Казалось, весь гнев, накопившийся в светском обществе по отношению к Дантесу, перенесся теперь на Мартынова. Прохожие без стеснения показывали на него пальцем: «Убийца!», а один студент, говорят, подошел и плюнул в лицо. Горожане, ставшие свидетелями этой сцены, аплодировали. Мартынов молча стерпел. «Как поэт Лермонтов возвышался до гениальности, но как человек он был мелочен и несносен. Эти недостатки и признак безрассудного упорства в них были причиною смерти гениального поэта от выстрела, сделанного рукою человека доброго, сердечного, которого Лермонтов довел своими насмешками и даже клеветами почти до сумасшествия. Мартынов, которого я хорошо знал, до конца своей жизни мучился и страдал оттого, что был виновником смерти Лермонтова», – считал журналист и издатель И. А. Арсеньев.
Однажды, после обедни в церкви Киево-Печерской лавры, митрополит Филарет вышел с крестом, к которому все стали прикладываться. Мартынов, перед тем разговаривавший с дамами, подошел за ними к кресту и, наскоро проделав подобие крестного знамения, хотел, в свою очередь, поцеловать его. «Не так», – громко заметил ему митрополит. Мартынов сконфузился, правильно, но наспех перекрестился и снова наклонился к кресту. «Не так! – снова сказал митрополит и прибавил: – Спаситель заповедал нам креститься таким образом: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». При этом митрополит истово осенил себя крестным знамением. Мартынов, подражая ему, так же истово прочел молитву и перекрестился. Митрополит, глубоко вздохнув, сказал: «Так» – и разрешил поцеловать крест. «Об этом случае долго шумел в то время весь город», – вспоминал А. Маркевич.
Когда Мартынов познакомился с дочерью предводителя киевского дворянства Софьей Проскур-Сущанской, она была замужем. Роман с отставным майором, изгоем светского общества, в пух и в прах разнес ее семейное гнездышко. Но, получив развод, Софья не могла тут же отправиться под венец с Мартыновым, поскольку у него не закончилось еще покаяние. Чтобы избавить возлюбленную от двусмысленного положения, Николай обратился в Синод с просьбой сократить срок епитимии. И срок был сокращен до 7 лет. А в 1846-м году митрополит Киевский Филарет разрешил Мартынову приобщиться Святых Тайн и постановил «освободить, как принесшего достойные плоды покаяния, от дальнейшей публичной епитимьи, с предоставлением собственной его совести приносить и за сим чистосердечное пред Богом раскаяние в учиненном им преступлении».
Стерли с лица
Николай Соломонович Мартынов Обвенчавшись, супруги переехали в московский дом Мартыновых в Леонтьевском переулке, № 13. Мраморные ступеньки тех лестниц еще помнили звук шагов Лермонтова. Кстати, до сего дня мартыновский дом не дожил – в 2003-м его исключили из списка «вновь выявленных объектов культурного наследия» и стерли с лица Москвы, возведя на его месте элитную многоэтажку с подземной парковкой.
Семья Мартыновых постепенно разрослась: Софья родила 11 детей. Почтенный отец семейства Николай Соломонович, завсегдатай московских клубов, одно время увлекся спиритизмом и пытался вызвать дух Лермонтова, чтобы извиниться. Но тот не пришел. Говорят, что однажды Мартынов побывал на могиле поэта в Тарханах. Инкогнито, разумеется. Писатель и адвокат К. А. Бороздин, знавший Мартынова в то время, вспоминал: «Он набожен и не перестает молиться о душе погибшего от руки его поэта».
Из Москвы Мартыновы переселились в свое родовое имение Иевлево-Знаменское. Местные жители называли его по фамилии хозяев – Мартыново. Церковь Знамения Божьей Матери, стоявшая в усадьбе, славилась в округе необыкновенной красотой. В 1830-м году Соломон Мартынов, отец Николая, перестроил ее в стиле ампир, а рядом возвел трапезную и двухъярусную колокольню.
Николай Соломонович Мартынов умер в 60 лет. Он завещал похоронить себя в Знаменском, но не в фамильном склепе, а в отдельной могиле, и не ставить на ней надгробие, и вообще не делать никаких надписей, чтобы память о нем исчезла. Но, вопреки воле покойного, родные похоронили его в фамильном склепе.
После революционного переворота 1917 года в усадьбе сначала находился Дом отдыха, а затем – колония беспризорников. Узнав, что в склепе похоронен Николай Мартынов, убивший на дуэли Лермонтова, колонисты разорили склеп и останки Мартыновых утопили в ближайшем пруду. Так окончательно исчезли с лица земли останки, которые напоминали бы о «незначительном человеке, довольно беззлобном и довольно бесталанном, который имел несчастье лишить Россию ее поэта, лучшего после Пушкина».
Судьба мартынова после дуэли с лермонтовым
Эти двое были связаны судьбой как будто с самого начала. Оба родились в октябре, только Лермонтов был на год старше своего убийцы. Оба писали, но Мартынов, увы, не был так талантлив, как его друг. Оба служили на Кавказе, но Мартынов поехал туда сам, а Лермонтов отправился в ссылку. При этом память о нём жива, а о Мартынове стараются забыть или вспоминают вскользь, хотя у этого несчастного человека было лишь одно преступление – он убил на дуэли Лермонтова. Всю оставшуюся жизнь он сожалел об этом и буквально замаливал этот грех.
Детство героев
Николай Соломонович Мартынов родился в 1815 году в семье статского советника Мартынова, который был одним из богатейших жителей Нижнего Новгорода. Кроме Николая, в семье было еще семеро детей. Семья была набожной – тетка Мартынова, Дарья Михайловна, была игуменьей Крестовоздвиженского монастыря, и ее, как подвижницу, знал сам святой Серафим Саровский.
В детстве Николая увезли в Подмосковье, и он вырос в усадьбе Иевлево-Знаменское, где и познакомился с Михаилом Лермонтовым, который отдыхал по соседству в имении Середниково.
Оба юноши поступили в одну и ту же Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и одно время были партнерами на уроках фехтования. В отличие от низкорослого, сутулого Лермонтова, Мартынов был высоким, статным, имел приятную внешность, нравился девушкам.
Лермонтов брал поэтическим талантом и талантом живописца. Оба размещали свои произведения в рукописном журнале «Школьная заря»; Мартынов писал прозу и по воспоминаниям Екатерины Григорьевны Быховец называл поэта товарищем и другом, несмотря на его колкие замечания.
Когда Михаил сломал ногу, и его положили в лазарет, верный Мартынов сбежал с занятий, чтобы быть у постели друга.
Дуэль
После окончания школы пути приятелей разошлись: Лермонтов отправился служить в гусарский полк в Царское село, а Мартынов стал кавалергардом. Приятели встречались, когда Лермонтов приезжал в Москву, и поэт даже ухаживал за сестрой Мартынова Натальей, однако не встретил понимания со стороны ее матери.
В 1837 году приятели встретились в Пятигорске, куда Лермонтов отправился в наказание за стихотворение «На смерть поэта», а Мартынов служил в действующих войсках добровольцем и вернулся в Москву при ордене Анны III степени «с бантом». В тот раз друзья расстались мирно, но в следующую встречу в 1841 году коса нашла на камень. Причиной дуэли следует считать соперничество – как литературное, так и в жизни. Мартынов был красив, Лермонтов – нет; Мартынов был ветераном войны, имевшим награду, майором, а Лермонтова из-за проблем с цензурой тщательно вычеркивали из наградных списков и не давали продвижения по службе. Наконец, Мартынов сочинил поэму «Герзель-аул», в которой описал поход в горы, а Лермонтов сочинил гораздо более удачную поэму «Валерик», после чего Мартынова читатели обвинили в плагиате.
Лермонтов высмеивал манеру Мартынова одеваться и писал на него едкие эпиграммы: несмотря на то, что Николай уволился из армии по выслуге лет, он носил черкеску, огромный кинжал и брил череп наголо по моде горцев.
Поэтому замечание Лермонтова на балу у коменданта Пятигорска, Петра Семеновича Верзилина, о котором позже вспоминала Эмилия Александровна Клингенберг, стало последней каплей, толкнувшей Мартынова вызвать друга на дуэль.
Впрочем, биограф поэта Павел Александрович Висковатов считал, что Мартынова спровоцировали «люди из Петербурга», которые были заинтересованы, чтобы поэт навсегда остался на Кавказе.
По воспоминаниям секунданта, Александра Илларионовича Васильчикова, Лермонтов перед дуэлью сказал, что виноват перед другом и «выстрелит в воздух». Не хотел стрелять в друга и Мартынов, но по правилам дуэли он не мог стрелять в воздух: его обвинили бы в трусости.
Дуэль состоялась 15 июля 1841 года у горы Машук, Мартынов, не целясь, выстрелил в сторону друга, и Лермонтов упал.
По свидетельству Николая Николаевича Раевского, Мартынов подошел к упавшему, поклонился до земли и произнес: «Прости меня, Михаил Юрьевич». Вернувшись в город, Мартынов сразу же сдался коменданту, и его заключили в камеру.
Приговор
Судил Мартынова военный суд, который приговорил его к трем месяцам гауптвахты и 15 годам церковного покаяния. Николая отправили в Киев, где он отбыл наказание и поселился во флигеле Киевско-Печерской Лавры. Позже срок покаяния сократили до 7 лет. Каждый день все это время Мартынов бил поклоны и молился, в том числе за убиенного друга. Он терпел множество издевательств: киевляне показывали на него пальцем, называли убийцей и плевали в лицо. Но он терпеливо сносил все издевательства. До чаши с Причастием его допустили только в 1846 году.
Издатель Илья Александрович Арсеньев писал в воспоминаниях, что Мартынов всю оставшуюся жизнь мучился от чувства вины.
В Киеве Мартынов познакомился со своей будущей женой Софьей Проскур-Сущанской, здесь он обвенчался с ней, а потом уехал в Москву, где жена родила ему 11 детей.
В Москве Мартыновы жили в доме No 13 в Леонтьевском переулке, а позже уехали в имение Николая Иевлево-Знаменское, где Мартыновым-старшим был построен храм Знамения Божьей Матери в стиле ампир. Здесь Николай Соломонович Мартынов прожил до 60 лет, продолжая каждое утро ходить в храм и отстаивая там панихиду по рабу Божьему Михаилу.
Он прекрасно понимал, талант какой силы был им загублен, и поэтому после смерти просил похоронить его в безвестной могиле. Однако родные распорядились по-своему и погребли его останки в фамильном склепе.
После революции в имении располагался детдом для беспризорников. Узнав, что рядом на кладбище погребен убийца поэта, советские дети разрушили усыпальницу, а останки всех Мартыновых выбросили в ближайший пруд.
Всего через 4 года после потрясшей Россию смерти Пушкина состоялась дуэль между М. Ю. Лермонтовым и отставным майором Николаем Мартыновым. В результате поэт был убит, а второй участник поединка отделался трехмесячным арестом и церковным покаянием. Хотя последняя дуэль Лермонтова, закончившаяся его гибелью, состоялась более 175 лет назад, до сих пор не утихают споры по поводу того, действительно ли Н. С. Мартынов выстрелил в человека, который разрядил пистолет в воздух, т. е. совершил убийство.
Происхождение
Чтобы лучше понять мотивы поступков человека, пуля которого поставила точку в короткой биографии М. Ю. Лермонтова, следует узнать о его происхождении.
Итак, Н. С. Мартынов был родом из московских дворян. Его дед заработал состояние на винных откупах, т. е. за определенную плату приобрел у государства право на взимание налога с питейных заведений, в чем крайне преуспел. В конце 18 века считалось, что аристократам не пристало заниматься подобными делами. Однако Михаил Ильич хотя и очень стеснялся своего, как бы сегодня сказали, бизнеса, тем не менее желал, чтобы сын продолжил его дело, так как оно давало стабильный доход. Он же назвал его именем, нехарактерным для людей своего сословия. Таким образом, Николай Соломонович Мартынов, национальность которого сразу же после смерти Лермонтова стала предметом спекуляций, несомненно, является русским.
Родители и детство
Отец Мартынова Соломон Михайлович Мартынов дослужился до чина статского советника и умер в 1839 году. Его супруга Елизавета Михайловна происходила из дворянской семьи Тарновских. Всего в семье Мартыновых было восемь детей: 4 сына и 4 дочери. Они, в особенности мальчики, получили прекрасное образование, имели достаточно средств, чтобы вольготно чувствовать себя в среде золотой молодежи, и отличались привлекательной внешностью.
Николай Мартынов родился в 1815 году и был всего на год моложе Лермонтова. Он с детства имел талант к литературному труду и рано стал писать стихи, подражая известным поэтам своего времени.
Учеба
В 1831 году Николай Мартынов поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Там же спустя год оказался Лермонтов. Последний был вынужден подать прошение на выход из Московского университета из-за неприятной истории с одним из профессоров, а в Санкт-Петербургский не захотел поступать, так как там ему предложили вновь начать обучение с первого курса.
Николаевское кавалерийское училище, в котором оказались молодые люди, было одним из самых известных в России. В него принимали только дворян после обучения в университете или в частных пансионах, не имевших военной подготовки. Во время учебы Лермонтов и Николай Соломонович Мартынов не раз вместе занимались фехтованием на эспадронах и были довольно хорошо знакомы. Кроме того, поэт был представлен многим членам семьи Мартынова, а брат Николая — Михаил — был его однокурсником. Впоследствии писали также, что одна из сестер Николая даже стала отчасти прототипом княжны Мэри. При этом известно, что мать Мартынова крайне нелестно отзывалась о Лермонтове за его язвительные шутки, однако ее сын был в восторге от поэтического таланта своего товарища по училищу.
Служба
По завершении учебы Николай Мартынов был отправлен на службу в престижный в то время Кавалергардский полк, в котором в этот же период состоял офицером Дантес. Во время Кавказской войны он, как и многие представители его поколения, отправился добровольцем на фронт в надежде прославиться и вернуться в столицу при чинах и боевых орденах. Там, в ходе военной экспедиции кавказского отряда за реку Кубань, Николай Соломонович Мартынов проявил себя храбрым офицером. За боевые заслуги его даже наградили орденом св. Анны с бантом, и он был на хорошем счету у командования.
Отставка
Обстоятельства складывались так, что Николай Мартынов вполне мог надеяться на успешную карьеру. Однако по до сих пор невыясненной причине в 1841 году, находясь в чине майора (напомним, что практически его ровесник Лермонтов был на тот момент всего лишь поручиком), он неожиданно подал прошение об отставке. Поговаривали, что молодой человек был вынужден это сделать, так как его поймали на шулерстве во время карточной игры, что в среде офицеров считалось крайне позорным явлением. В пользу таких слухов многие приводили тот факт, что Николай Мартынов, обладавший достаточными финансовыми средствами и связями, не вернулся в столицу, а поселился вдали от общества в Пятигорске и вел затворническую жизнь. Среди отдыхающих и местного русского общества бывший майор слыл чудаком и оригиналом, так как рядился в одежду горцев и разгуливал с огромным кинжалом, вызывая насмешки у бывших сослуживцев.
М. Ю. Лермонтов на Кавказе
К 1841 году поэт уже успел стать знаменитым на всю Россию благодаря стихам о Пушкине. Хлопоты бабушки, имеющей влиятельную родню среди придворных, позволили ему избежать более серьезного наказания. Он был отправлен на Кавказ прапорщиком в Нижегородский полк. Эта командировка продлилась достаточно недолго, и вскоре он вновь блистал в столичных салонах. Возможно, все сложилось бы иначе, если бы не ссора в доме графини Лаваль с Эрнестом де Барантом. Сын французского дипломата усмотрел оскорбление в эпиграмме, которую, как ему передали общие знакомые, написал М. Ю. Лермонтов. Во время дуэли, которая состоялась недалеко от места, где был смертельно ранен Пушкин, ничего трагического не произошло: шпага одного из соперников сломалась, Барант промахнулся, а поэт выстрелил в воздух. Однако скрыть факт поединка не удалось, и поэта сослали на Кавказ, хотя он делал попытки выйти в отставку.
Причины дуэли с Мартыновым
Из Северной столицы поэт сначала приехал в Ставрополь, где стоял его Тенгинский полк, а через некоторое время отправился в краткосрочный отпуск в Пятигорск. Причем друзья уговаривали его этого не делать. Там он встретил многих своих петербургских знакомых, включая Мартынова. Злого на язык Лермонтова крайне позабавил воинственный облик бывшего однокашника. Последний же давно затаил обиду на поэта, так как считал, что тот его высмеял в своих эпиграммах, в которых фигурировали имена Мартыш и Соломон. Впоследствии в качестве причины дуэли рассматривалась и версия, согласно которой Мартынов считал, что Лермонтов скомпрометировал его сестру. Указывалось также соперничество молодых людей по поводу благосклонности французской актрисы по имени Адель, которая находилась на Кавказе с гастролями.
Ссора
За два дня до трагедии ее главные герои встретились в доме у генерала Верзилина. Там же присутствовали будущий секундант поэта и его давний друг князь Трубецкой, а также супруга и дочь хозяина дома. В их присутствии Лермонтов стал отпускать колкости по поводу смешного «горца». По трагической случайности при этих словах музыка остановилась, и они были услышаны всеми, включая Мартынова, как всегда, наряженного в черкеску. Как впоследствии вспоминали общие знакомые Лермонтова и Мартынова, это был далеко не первый случай, когда поэт насмехался над отставным майором. Тот терпел до тех пор, пока можно было делать вид, что шуточки не имеют к нему отношения. Однако во время музыкального вечера у Верзилиных все было слишком очевидно, и дуэль Лермонтова с Мартыновым стала неизбежной. Оскорбленный «горец» громко заявил, что больше не намерен выносить насмешек, и ушел. Поэт же успокоил дам, что уже завтра он и Николай Соломонович помирятся, так как «такое бывает».
Дуэль Лермонтова с Мартыновым
Вечером того же дня Михаил и Николай имели неприятный разговор, во время которого прозвучал вызов на дуэль. Поединок состоялся на следующий же день. По общепринятой версии, Лермонтов несерьезно отнесся ко всему происходящему и выстрелил в воздух. Тем самым он еще больше разозлил Мартынова и получил пулю в грудь. Так как при поединке не присутствовал врач, медицинская помощь не была оказана, хотя она вряд ли могла спасти жизнь Лермонтова.
После дуэли Мартынов был приговорен к лишению всех прав состояния и разжалованию. Однако Николай Второй решил ограничить наказание трехмесячным заключением на гауптвахту.
О жизни Мартынова после дуэли известно достаточно мало. Умер он в 60 лет и был похоронен в своем имени в Иевлево.
Историки выдвигают несколько версий, из-за которых мог случиться конфликт между Лермонтовым и Мартыновым. По одной из них все произошло из-за того, что поэт жестоко подтрунивал над стихами и самим Мартыновым, и тот однажды не выдержал. Другой вариант гласит, что Лермонтов был человеком пренеприятнейшим, и лишить его жизни было велено "сверху", опять-таки за длинный язык и скверный нрав. Еще одной причиной могли стать некие письма сестры Мартынова — Натальи, которые Лермонтов с насмешкой предал огласке. Говорят, что Лермонтов был вхож в дом Мартыновых и волочился за сестрами, что никому особо не нравилось. Но давайте вернемся к теме поста.
Это была не первая дуэль Лермонтова. Но он выстрелил мимо, и был уверен, что Мартынов тоже не будет стрелять, однако ошибся. Трагедия произошла недалеко от Пятигорска, у склона горы Машук.
После убийства поэта, Мартынова разжаловали, лишили состояния и прав, а также заключили в крепость, находившуюся в Крыме. Позже заключение сменили на длительную (в некоторых источниках упоминается — 15 лет) церковную службу. Спустя 4 года епитимью отменили и отпустили Николая Соломоновича Мартынова на свободу.
Первым делом Николай Соломонович женился на Софье Проскур-Сущанской, дворянский брак оказался по любви. С женой он сначала жил в своем имении в нижегородской области, однако там его чуть не избили поклонники Лермонтова, поэтому вскоре переехал в Москву. Есть информация о том, что в браке у них было 11 детей. Жена скончалась раньше Мартынова, и большую часть жизни он прожил один.
Жил Мартынов в достатке на Леонтьевском переулке, окружен был многочисленным семейством. Скончался в возрасте 60 лет. Похоронили с почестями в фамильном склепе рядом со Знаменской церковью в селе Иевлево. Однако его могила не сохранилась, так как в 1924 году ее разграбили школьники Алексеевской колонии МОНО, утопив останки в пруду.
Родственники Мартынова и он сам неоднократно описывали историю дуэли, силясь пролить свет на события тех дней. Выставляли они, конечно, все в выгодном для себя свете, но сегодня — кто уже разберет, как все было на самом деле? Поговаривали, что Николай Соломонович очень переживал гибель Лермонтова, и вплоть до собственной смерти заказывал панихиды по поэту, а также увлекался спиритическими сеансами, на которых просил прощения у Мишеля. На Мартынова словно обрушилась вся ненависть народа еще за смерть Пушкина, и он стал неким изгоем. Каким бы характером не обладал Лермонтов, его убийца навсегда остается в памяти народа как человек, который нанес вред классику русской литературы, который мог бы стать новым Пушкиным.
Дело отставного майора Мартынова
15 (27) июля 1841 года в окрестностях Пятигорска произошла дуэль, на которой погиб Лермонтов. Перед судом предстала только половина действующих лиц той трагедии.
Кажется, в этом деле было все: нарушение порядка расследования, сокрытие улик, фальсификация, утаивание информации о свидетелях и участниках и, конечно, сговор. Может быть, именно поэтому на протяжении почти 150 лет это дело вызывало многочисленные споры, а версий произошедшего, в том числе и заговорщически-мистических, было немало. Главным фигурантом в процессе был майор Мартынов, на дуэли с которым погиб Михаил Лермонтов.
В большинстве популярных изданий причиной дуэли называют «пустяшную» ссору, которая привела к несоразмерно серьезным последствиям. Многие авторы вновь и вновь упоминают о том, что Лермонтов во время дуэли стрелять не стал, а вот Мартынов свой выстрел хладнокровно сделал. Также подчеркивают, что на протяжении нескольких лет после дуэли говорить и писать о ней было нельзя.
Информационный «мораторий» действительно был, но он не помешал десяткам людей оставить свои воспоминания об обстоятельствах, которые предшествовали дуэли, и о самом поединке. Обратимся к ним и мы.
Действующие лица
Начнем с того, что Лермонтов не должен был останавливаться в Пятигорске летом 1841 года. В воспоминаниях писателя Петра Мартьянова читаем: «В Пятигорск прибыл Михаил Юрьевич вместе со своим двоюродным дядей, капитаном нижегородского драгунского полка Алексеем Аркадьевичем Столыпиным, 23 мая. На другой день они явились к пятигорскому коменданту <…>, представили медицинские свидетельства о своих болезнях и получили от него разрешение остаться в Пятигорске». Столыпин был не только родственником, но и близким другом Лермонтова: так, он выступал его секундантом на дуэли с Барантом.
По воспоминаниям людей, знавших Лермонтова в Пятигорске, характер поэта отличался некоторой двойственностью. С близкими друзьями он был добр и внимателен, с прочими — «заносчив». Кроме того, он был «шалун в полном ребяческом смысле», и современники отмечали, что он быстро оказался в центре внимания местного общества.
Николай Мартынов, отставной майор Гребенского казачьего полка, знал Лермонтова много лет — они вместе учились в Школе гвардейских подпрапорщиков и юнкеров. Эту же школу, только несколькими годами позже, окончил и корнет Михаил Глебов, которого, по воспоминаниям Мартьянова, связывала с Лермонтовым искренняя дружба. Оба они тоже были в Пятигорске.
В те же дни в городе оказался и князь Александр Васильчиков, который прибыл на Кавказ в свите барона Гана. Для лечения Васильчикову разрешено было остаться в Пятигорске. Вместе с ним квартировал князь Сергей Трубецкой. В начале 1841 года он без разрешения прибыл с Кавказа, где служил, в Петербург, впал в немилость, провел некоторое время под домашним арестом, а потом был вновь отправлен на Кавказ, еще не до конца выздоровев после ранения.
Пролог
Нередко исследователи упоминают, что причиной ссоры Мартынова и Лермонтова могли стать отношения поэта с сестрой Мартынова — Натальей. Якобы между Мартыновым и Лермонтовым произошел инцидент, связанный с чтением чужих писем и дневника Натальи и пропажей денег, предназначенных Мартынову. Передать их должен был Лермонтов. История эта достаточно запутана, был конфликт в действительности или не был, мы не знаем, но тем не менее, многие современники вспоминают, что Лермонтов зло подшучивал над Мартыновым каждый раз, когда ему представлялась такая возможность.
Декабрист Николай Лорер, который в том же 1841 году оказался на Кавказе, писал: «Мартынов утрировал вкусы горцев и, само собой разумеется, тем самым навлекал на себя насмешки товарищей, между которыми Лермонтов по складу ума своего был неумолимее всех. Пока шутки эти были в границах приличия, всё шло хорошо, но вода и камень точит, и, когда Лермонтов позволил себе неуместные шутки в обществе дам, шутки эти показались обидны самолюбию Мартынова, и он скромно заметил Лермонтову всю неуместность их».
Чего стоит только стихотворение, написанное Лермонтовым и адресованное Мартынову:
Он прав! Наш друг Мартыш не Соломон,
Но Соломонов сын,
Не мудр, как царь Шалима, но умен,
Умней, чем жидовин.
Тот храм воздвиг, и стал известен всем
Гаремом и судом,
А этот храм, и суд, и свой гарем
Несет в себе самом.
В восьми строках Мартынов назван фактически дураком («Наш друг Мартыш не Соломон»), Лермонтов прошелся по его еврейскому происхождению и назвал его человеком, обойденным женским вниманием и ведущим одинокую личную жизнь.
После очередной насмешки, которая имела место на вечере в доме Верзилиных, Мартынов сказал обидчику, что настало время прекратить это. Лермонтов ответил, что дуэли не боится, а Мартынову не пристало сыпать пустыми угрозами. На следующее утро Глебов, которого Мартынов выбрал секундантом, передал поэту вызов. Он был принят.
Ремарка
В вопросах о секундантах есть разночтения. Официально, на суде, подсудимые показали, что секундантов было двое: корнет Глебов у Мартынова, князь Васильчиков у Лермонтова. На самом деле оба они были секундантами Мартынова. Со стороны Лермонтова доверенными лицами выступили Столыпин и Трубецкой, упоминание которых во время процесса могло серьезно им повредить. Однако о них говорится в записках сына Мартынова. В 1871 году Васильчиков также оставил воспоминания о дуэли, и там есть отрывки о Столыпине и Трубецком. Правда, согласно этим мемуарам, на стороне Мартынова были Столыпин и Глебов, на стороне Лермонтова — Васильчиков и Трубецкой.
Действие первое
Официально дуэли были в то время запрещены, но на практике это был распространенный способ защиты поруганной чести. Манифест Николая I от 25 июня 1839 года устанавливал за дуэли серьезные наказания: тот противник, выстрел которого привел к смертельному исходу, подлежал лишению всех прав состояния, наказанию шпицрутенами и ссылке в каторжную работу. То есть дуэль приравнивалась к убийству. Секунданты отвечали перед законом как сообщники и соучастники.
Перед дуэлью на секундантах лежала обязанность согласовать правила поединка. В случае Лермонтова и Мартынова условия были жесткие: расстояние между барьерами составляло 10−15 шагов (данные, которые удалось получить от очевидцев, различаются). Сходиться противники начинали с расстояния 10 шагов от барьера. Стрелять могли до 3 раз, осечка считалась за выстрел. Производить выстрел можно было между счетом «два» и «три».
Действие второе
«Поединок был назначен на 15 июля 1841 года в 6 ½ часов вечера, у подошвы горы Машук, в полуверсте от Пятигорска». Как отмечает в своих записках сын Николая Мартынова, силы были не равны: Лермонтов был прекрасный стрелок, а Мартынов, несмотря на долгую военную службу, пистолетом владел плохо.
Противники сошлись. Секунданты подали команду, между счетом «два» и «три» выстрелов не было. Дальше Лермонтов якобы произнес: «Я в этого дурака стрелять не буду». По другим данным, кто-то сказал: «Надо же кончать, мы и так насквозь промокли» (в это время пошел дождь и разразилась гроза). Опять же, по имеющимся воспоминаниям, на выстреле после счета «три» настоял или Столыпин, или Глебов: в противном случае секунданты грозили развести дуэлянтов. Мартынов выстрелил. Лермонтов упал: рана в груди оказалась смертельной.
Ремарка
С места дуэли Мартынов поехал к коменданту Пятигорска, чтобы заявить о произошедшем. Тело Лермонтова увезли с места дуэли только глубоким вечером, около 11 часов. На месте дуэли не было ни врача, ни экипажа. Это считают свидетельством того, что секунданты были уверены: поединок окажется формальным, и по его окончании все отправятся на именины князя Владимира Голицына, которые отмечались в этот же день.
Действие третье
Как мы уже упоминали, участие в дуэли Столыпина и Трубецкого решено было скрыть. Таким образом, судебный процесс шел против Мартынова, Глебова и Васильчикова. Им нужно было согласовать свои показания, благо для этого была возможность: они беспрепятственно могли переписываться. В итоге картина получилась следующая:
• Участие Столыпина и Трубецкого в дуэли не упоминалось. В этом молчаливом заговоре участвовали не только трое подсудимых, но и начальник штаба командующего войсками флигель-адъютант полковник Траскин, который советовал двум секундантам молчать относительно других участников.
• Глебов настоял на том, чтобы Мартынов скрыл условие трех выстрелов с каждой стороны. Таким образом, постфактум смягчились условия дуэли.
• На следствии Мартынов избегал ответа на вопрос о том, успел ли Лермонтов сделать свой выстрел. Правда, Васильчиков подтвердил, что пистолет поэта разрядил он сам: выстрелить Лермонтов не успел.
• Все трое долго согласовывали ответы на вопрос о причинах дуэли. В итоге была сформулирована версия о том, что вызывающее поведение Лермонтова вынудило Мартынова вызвать поэта на дуэль. Васильчиков и Глебов попросили Мартынова также сказать, что секунданты всеми силами пытались примирить противников.
Добавим к этому, что схема места дуэли в ходе следствия составлена не была, дуэльные пистолеты впоследствии были заменены на другие (Столыпин хотел сохранить пистолеты, которые были в руках у противников, в память о Лермонтове), вскрытие тела также не производилось.
Эпилог
По тому, как велось следствие, можно понять, что и приговор по всей строгости вынесен не был. Все трое были преданы военному суду, что в случае дуэли влекло более мягкий приговор.
Окончательное решение в делах, которые рассматривал военный суд, принимал император после предоставления ему всех документов. Николай I «высочайше повелеть соизволил: майора Мартынова посадить в крепость на гауптвахту на три месяца и предать церковному покаянию, а титулярного советника князя Васильчикова и корнета Глебова простить, первого во внимание к заслугам отца, а второго по уважению полученной им в сражении тяжелой раны».
Срок церковного покаяния был определен в 15 лет. Это время Мартынов должен был провести в паломничествах и молитвах. Но приговор затем смягчили, и в 1846 году Мартынов был освобожден от епитимьи.
После завершения процесса обнаружилось, что судебные издержки в размере 154 рубля 72 копейки с подсудимых взыскать забыли. Об этом по какой-то причине тоже было доложено царю. Николай I распорядился издержки отнести на счет казны. На этом дело было закрыто.
Как сложилась судьба Мартынова после убийства Лермонтова
О Николае Мартынове известно гораздо меньше, чем о Жорже Дантесе. Мы знаем, что он был великолепным офицером, метким стрелком и везучим игроком. Знаем также, что с Лермонтовым он долгое время приятельствовал и даже был его партнером по фехтованию. По некоторым данным поэта и его будущего убийцу даже связывали теплые, дружеские отношения. К слову, Мартынов и сам был не чужд перу. До нас дошла одна его поэма, литературно, бесспорно уступавшая произведениям Лермонтова, а также несколько стихотворений. Вот фрагмент одного из них:
Глухая исповедь, причастье,
Потом отходную прочли:
И вот оно, земное счастье …
Осталось много ль? Горсть земли
Я отвернулся, было больно
На эту драму мне смотреть;
И я спросил себя невольно:
Ужель и мне так умереть…
1871 году, спустя 30 лет после роковой дуэли, Николай Соломонович Мартынов (убийца Михаила Юрьевича Лермонтова) в очередной раз попытался пролить свет на обстоятельства, побудившие его схлестнуться с поэтом в дуэли. Он приступает к написанию так называемой «Исповеди», но своё покаяние на бумаге он так и не закончил. Всё, что дошло до наших дней — это 6-7 абзацев, в которых отчетливо прослеживается невыносимость характера Лермонтова, — «человека, с добрыми задатками, но испорченный «светом»». Уже с самого начала своего «письменного раскаяния» автор как бы намекает, что выбора у него не было, избежать дуэли было невозможно…
Смерть Михаила Лермонтова до сих пор остается одной из самых загадочных. Со дня гибели поэта (за 176 лет) было придумано и раздуто столько слухов и домыслов, мифов и легенд, что по своим масштабам они сопоставимы с тайнами и загадками смертей Пушкина и Гоголя, Есенина и Маяковского вместе взятых.
Отчасти такому большому порождению слухов обязаны родственники Мартынова, недруги Лермонтова, очевидцы и так называемые свидетели конфликта. Ведь именно с их слов и показаний нам вдруг становится известно о невыносимости и заносчивости русского поэта… Ведь именно со слов этих сомнительных источников в конце 20 и в начале 21 вв.. сформировываются мнения о невиновности Мартынова, о его белоснежной репутации, и о том, что во всей этой истории виноват только один человек — распоясавшийся, дерзкий на язык и неугомонный задира Михаил Лермонтов. Я, может быть, как-нибудь поставлю тему, соеденив наиболее близкие к истории расследования историков о том событии, которые покачнут утвердившееся мнение о заносчивости и невыносимости характера самого Лермонтова, но это потом. А пока поговорим о судьбе убийцы поэта.
Дуэль Лермонтова и Мартынова состоялась в грозу, в 1841 году. В результате поэт был смертельно ранен. Как же сложилась судьба убийцы? Историки выдвигают несколько версий, из-за которых мог случиться конфликт между Лермонтовым и Мартыновым. По одной из них все произошло из-за того, что поэт жестоко подтрунивал над стихами и самим Мартыновым, и тот однажды не выдержал. Другой вариант гласит, что Лермонтов был человеком пренеприятнейшим, и лишить его жизни было велено «сверху», опять-таки за длинный язык и скверный нрав. Еще одной причиной могли стать некие письма сестры Мартынова — Натальи, которые Лермонтов с насмешкой предал огласке. Говорят, что Лермонтов был вхож в дом Мартыновых и волочился за сестрами, что никому особо не нравилось.
Из воспоминаний И. А. Арсеньева:
«Как поэт Лермонтов возвышался до гениальности, но как человек он был мелочен и несносен. Эти недостатки и признак безрассудного упорства в них были причиною смерти гениального поэта от выстрела, сделанного рукою человека доброго, сердечного, которого Лермонтов довел своими насмешками и даже клеветами почти до сумасшествия. Мартынов, которого я хорошо знал, до конца своей жизни мучился и страдал оттого, что был виновником смерти Лермонтова».
Из-за чего произошла знаменитая ссора в доме Верзилиных, которая стала поводом для дуэли толком неизвестно. Зато известна популярная в свое время версия о том, что Мартынов был участником заговора против Лермонтова, инициированного чуть ли не лично Николаем I. Бытует также и вовсе анекдотичная версия, что Лермонтова убил вовсе не Мартынов, а казак, засевший в кустах с целью избавить Императора от поэта. Существует, кстати и еще одна даже не версия, а теория, согласно которой Лермонтову надоела военная служба, и нужен был повод оставить ее. Мартынов, якобы, вызвался помочь ему, для чего они и решили инсценировать дуэль. На ней будущий убийца, имевший к тому времени чин майора, должен был ранить поэта в плечо. Как не удивительно, Мартынов, славившийся как блестящий стрелок, промахнулся. Сторонники этой теории уверены, что все виной стала внезапно налетевшая гроза.
Все три версии весьма утопичны, остается лишь добавить, что подробностей дуэли мы не знаем именно из-за Мартынова. Многие детали столкновения были фальсифицированы им и его секундантом во время суда.
Но давайте вернемся к нашей теме.Это была не первая дуэль Лермонтова. Но он выстрелил мимо, и был уверен, что Мартынов тоже не будет стрелять, однако ошибся. Но по воспоминаниям одного из секундантов, произошедшее было немного в другом варианте.
Руфин Дорохов, отчаянный забияка и дуэлянт, в отличие от мнимых друзей поэта, никогда не оправдывал Мартынова. Он первым и заявил: «Это была не дуэль, а убийство». Ему ли, отчаянному дуэлянту, не знать, всех правил дуэли. Дорохов назвал Мартынова «презренным орудием» убийства поэта.
Трагедия произошла недалеко от Пятигорска, у склона горы Машук.
«Лермонтов упал, как будто его скосило на месте, не сделав движения ни взад, ни вперед, не успев даже захватить больное место, как это обыкновенно делают люди раненые или ушибленные»- вспоминает князь Васильчиков.
Секунданты подбежали. В правом боку дымилась рана, в левом — сочилась кровь, пуля пробила сердце и легкие.
Всё по Пушкину…
«Под грудь навылет был он ранен.
Дымясь из раны кровь текла»…
И здесь черная туча, медленно поднимавшаяся на горизонте, разразилась страшной грозой, и перекаты грома запели вечную память…
Глебов вспоминал, какие мучительные часы провёл он, оставшись один в лесу, сидя на траве под проливным дождём, пока другие участники дуэли мотались по Пятигорску в попытках распорядиться перевозкой тела.
Голова убитого покоилась у Глебова на коленях.
Темно. Привязанные кони ржут, рвутся, бьют копытами о землю, Молния и гром беспрерывно – страшно!
Ливень усиливался. Но он и не замечал его. Молился. Шёл час за часом.
Наконец, уже ночью, явились дрожки, на которых и повезли убитого на его квартиру.
Назавтра отслужили панихиду и проводили на пятигорское кладбище. На могиле возложили небольшой камень с надписью МИХАИЛ. Весной 1842 года свинцовый гроб отправился в родные края .
Несколько лет спустя, — рассказывает Э.А Шан-Гирей, — мне случилось быть в Тарханах и поклониться праху незабвенного поэта; над могилою его выстроена маленькая часовня, в ней стоит образ святого и в ящике под стеклом — в е т к а П а л е с т и н ы, подаренная ему А.Н. Муравьёвым.
Секунданты понесли наказание. Глебов, как военный, был посажен на гауптвахту. Князь Васильчиков, штатский,- – в острог. Впрочем, обоих скоро выпустили. На удивление мягко с ними поступил самодержец. Как, впрочем, и с Мартыновым. .. Совершив свой мстительный выстрел, убийца вскочил на коня и, вопреки слухам, будто он пытался скрыться, чтобы избежать кары,- помчался во весь опор в комендатуру – сдаваться. Гнал коня вслепую, не замечая ни вспышек молний, ни раскатов грома, ни ливня. Гнал навстречу СВОЕЙ судьбе, потеряв способность о чём-либо думать и как бы отрешившись начисто от ПРОИСШЕСТВИЯ. Был немедленно арестован и посажен в острог. Дело передали в пятигорский военный суд.
Николай 1 распорядился: «Майора Мартынова выдержать в крепости три месяца, а затем предать церковному покаянию».
Наказание Мартынов отбывал в Киевской крепости, а затем .киевская консистория определила срок епитимьи в 15 лет. 11 августа 1842 г. Мартынов подал прошение в Синод, ходатайствуя, «сколько возможно, облегчить его участь». Синод отклонил просьбу, указав, что «в случае истинного раскаяния Мартынова духовный его отец может и по своему усмотрению сократить время епитимьи». В следующем году срок был духовником сокращен до семи лет..
Спустя 4 года епитимью отменили и отпустили Николая Соломоновича Мартынова на свободу.Первым делом Николай Соломонович женился на Софье Проскур-Сущанской, дворянский брак оказался по любви. С женой он сначала жил в своем имении в нижегородской области, однако там его чуть не избили поклонники Лермонтова, поэтому вскоре переехал в Москву. Есть информация о том, что в браке у них было 11 детей. Жена скончалась раньше Мартынова, и большую часть жизни он прожил один. alt=»Как сложилась судьба Мартынова после убийства Лермонтова» width=»620″ height=»auto» />Жил Мартынов в достатке на Леонтьевском переулке, окружен был многочисленным семейством.
… Мартынов доживёт до 60 лет и будет похоронен в семейном склепе, возле Знаменской церкви. Его могила не сохранилась. В 1924 году в усадьбу поселилась Алексеевская школьная колония, ученики которой разорили склеп, а останки Мартынова утопили в ближайшем пруду. Достойное окончание, не правда ли?