Чем обеспечивается радиационная безопасность населения
Перейти к содержимому

Чем обеспечивается радиационная безопасность населения

  • автор:

Чем обеспечивается радиационная безопасность населения

Статья 3. Принципы обеспечения радиационной безопасности

1. Основными принципами обеспечения радиационной безопасности являются:

принцип нормирования — непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения;

принцип обоснования — запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением;

принцип оптимизации — поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.

2. При радиационной аварии система радиационной безопасности населения основывается на следующих принципах:

предполагаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда;

виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ионизирующего излучения, за исключением вреда, причиненного указанной деятельностью, была максимальной.

Лекция 5. Основные принципы, нормы и критерии радиационной безопасности. Организация радиационного контроля

5.1 Основные принципы и критерии радиационной безопасности

Радиационная безопасность – комплекс научно обоснованных мероприятий, обеспечивающих защиту человека и объектов окружающей среды от вредного воздействия ионизирующих излучений (ИИ). Является элементом экологической безопасности и состоянием защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ИИ.

Международные нормы радиационной безопасности разрабатываются МАГАТЭ ООН в виде предложений и МКР3, в виде публикаций (к настоящему времени их издано более 100). Научный Комитет по действию атомной радиации (НКДАР ООН) обобщил научные сведения о радиации в восьми томах. Основной величиной, предлагаемой международными организациями для применения мер радиационной защиты, является величина предотвращенной дозы.

Принципы радиационной безопасности

1) Принцип нормирования принцип ограничения индивидуальных доз облучения и риска. Эффективная и эквивалентная дозы облучения отдельных лиц от всех видов практической деятельности не должны превышать установленных пределов дозы. Ни один человек не должен подвергаться риску от облучения, считающегося неприемлемым для практической деятельности.

2) Принцип обоснования – принцип оправданности применения. Никакой вид использования источников ионизирующих излучений не должен вводиться в практику, если он не приносит реальной пользы.

3) Принцип оптимизации радиационной безопасности. Значения индивидуальных доз и число облученных лиц, а также возможность подвергнуться облучению должны поддерживаться на таких низких уровнях, какие только можно разумно достичь с учётом экономических и социальных факторов.

5.2 Уровни вмешательства. Радиационные защитные мероприятия

В случае аварии уровни вмешательства должны исключить серьезные детерминированные эффекты путём реализации контрмер, ограничивающих индивидуальные дозы облучения до уровней ниже порогов возникновения вредного воздействия ионизирующих излучений (ИИ). Является элементом экологической безопасности и состоянием защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ИИ.

Существуют два уровня вмешательства:

1) верхний предел дозы – обязательно следует предпринять меры, т.к. ущерб от облучения больше ущерба, наносимого самим вмешательством,

2) нижний – ниже его проведение защитной меры нецелесообразно, т.к. ущерб, наносимый вмешательством, превосходит вред от предотвращаемого облучения. Между этими уровнями расположена зона ALARA – зона, где радиозащитные мероприятия проводят до такого низкого уровня, насколько это позволяют экономические и социальные условия в стране. Уровни вмешательства зависят от предотвращаемой дозы.

Вмешательство осуществляется при использовании одного или нескольких следующих радиационных защитных мероприятий:

1)Сразу же после аварии на АЭС проводят йодную профилактику вводят в организм человека лекарственные средства, содержащие стабильный йод (например, йодистый калий) для насыщения им щитовидной железы и защиты ее от поступления радиоактивного 131 1.

Эффективность приема йодистого калия зависит от времени начала проведения профилактики: проведение ее во время ингаляции 131 1 обеспечивает 90% – ную эффективность, через 2 часа она составляет уже 10%, через 6 часов – 2%. Следовательно, проведение йодной профилактики следует начинать сразу же после аварии.

2) Создание дополнительных защитных барьеров, предотвращающих распространение радионуклидов.

3) Ограничение контакта населения с излучением.

4) Предупреждение облучения отдельных органов, тканей и всего тела человека.

5) Технологические меры по снижению содержания радиоактивных веществ в сырье и готовой продукции сельского и лесного хозяйства.

6) Сбор и изоляция радиоактивных материалов (дезактивация территории, зданий и установок, захоронение отходов, в том числе и Образующихся при ведении сельского и лесного хозяйства).

Выбор меры радиационной защиты зависит от:

1) фазы развития аварии и основных путей радиационного воздействия в каждой фазе;

2) характера выброса радионуклидов, их состава, количественной оценки выброса, физико – химической формы радиоактивных веществ и длительности выброса;

3) радиационно – гигиенических (дозиметрических) критериев вмешательства.

Так, на начальном этапе аварии на АЭС или взрыва ядерного боеприпаса (несколько часов от начала выброса) используют укрытия и простейшую защиту органов дыхания, применяют стабильный йод, эвакуацию, контроль доступа в район загрязнения.

В промежуточный этап (от нескольких первых часов до нескольких суток после наступления аварии) применяют переселение, санобработку людей, контроль пищевых продуктов и воды, используют заготовленные на чистых территориях корма для животных, медицинскую помощь.

В восстановительный этап (принимается решение о возвращении к нормальным условиям жизни, может растянуться на несколько десятков лет) – контроль доступа в район загрязнения, переселение, контроль воды и пищевых продуктов, кормов для животных, дезактивацию территории.

Регламент организации проведения йодной профилактики в случае угрозы или возникновения радиационной аварии на АЭС сопредельных государств

При радиационных авариях на АЭС происходит выброс в окружающую среду радиоизотопов йода, которые поступают в организм через органы дыхания, пищеварения, раневые и ожоговые поверхности кожи. Особую радиобиологическую опасность представляют изотопы йода 131 – 135, которые при попадании в организм избирательно накапливаются в щитовидной железе, вызывая ее поражение.

Препараты йода вызывают блокаду щитовидной железы. При введении в организм йодистого калия безвредный стабильный изотоп йода будет накапливаться в щитовидной железе. Если же после этого в организм попадет радиоактивный йод, то он не сможет задерживаться щитовидной железой, поскольку она насыщена стабильным изотопом йода.

Препараты йода: калия йодид в таблетированной форме и 5% – ная настойка йода, которые постоянно накапливаются и хранятся во всех учреждениях, предприятиях, аптеках из расчета на 7 – 10 дней.

Решение о начале йодной профилактики, на основании заключения территориальной комиссии по ЧС, принимает председатель областного исполнительного комитета (лицо, его замещающее).

Правила приема препаратов йода

Калия йодид в таблетках

Взрослым – по 1 таблетке (т.)( по 0,130) внутрь ежедневно, в течение 7 – 10 суток;

Детям от 3до 14 лет по 0,5т.(по 0,065) внутрь ежедневно, в течение 7 – 10 суток;

Детям до 3 лет по 0,5т.(по 0,065) внутрь ежедневно, в течение 2 – х суток;

Беременным и кормящим грудью женщинам – по 1 т.(по 0,130) внутрь ежедневно, в течении 2 – х суток;

Настойка йода 5% – ная применяется:

Внутрь. Взрослым и подросткам старше 14 лет – 44капли 1 раз в день, или по 22 капли 2 раза вдень после еды на 0,5 стакана молока или воды;

Детям от 5 до 14 лет – 22капли 1 раз в день, или по 11 капель 2 раза вдень после еды на 0,5 стакана молока или воды;

Детям до 5 лет настойка йода – не назначается.

Наружно. Путем нанесения на кожу.

Защитный эффект нанесения настойки йода на кожу сопоставим с ее применением внутрь в тех же дозах.

Настойка наносится тампоном в виде полос на предплечье, голень.

Этот способ защиты особенно приемлем у детей младшего возраста (до 5 лет), а для исключения ожогов можно использовать не 5% а 2,5% настойку.

Детям от 2 до 5 лет настойку йода наносят из расчета 22 капли один раз в день; детям до 2 лет из расчета 11 капель в день.

Радиационная и химическая защита

Радиационная и химическая защита

Радиационная и химическая защита населения включает в себя:

  • организацию непрерывного контроля, выявление и оценку радиационной и химической обстановки в районах размещения радиационно и химически опасных объектов;
  • заблаговременное накопление, поддержание в готовности и использование при необходимости средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки и контроля;
  • создание, производство и применение унифицированных средств защиты, приборов и комплектов радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля;
  • приобретение населением в установленном порядке в личное пользование средств индивидуальной защиты и контроля за использованием их по назначению;
  • своевременное внедрение и применение средств и методов выявления и оценки масштабов и последствий аварий на радиационно и химически опасных объектах;
  • создание и использование на радиационно и химически опасных объектах систем (преимущественно автоматизированных) контроля обстановки и локальных систем оповещения;
  • разработку и применение при необходимости режимов радиационной и химической защиты населения и функционирования объектов экономики и инфраструктуры в условиях загрязненности (зараженности) местности;
  • заблаговременное приспособление объектов коммунально-бытового обслуживания и транспортных предприятий для проведения специальной обработки одежды, имущества и транспорта, проведение этой обработки в условиях аварий;
  • обучение населения использованию средств индивидуальной защиты и правилам поведения на загрязненной (зараженной) территории.

К числу основных мероприятий по защите населения от радиационного воздействия во время радиационной аварии относятся:

  • обнаружение факта радиационной аварии и оповещение о ней;
  • выявление радиационной обстановки в районе аварии;
  • организация радиационного контроля;
  • установление и поддержание режима радиационной безопасности;
  • проведение при необходимости на ранней стадии аварии йодной профилактики населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации последствий аварии;
  • обеспечение населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации последствий аварии средствами индивидуальной защиты и использование этих средств;
  • укрытие населения, оказавшегося в зоне аварии, в убежищах и укрытиях, обеспечивающих снижение уровня внешнего облучения и защиту органов дыхания от проникновения в них радионуклидов, оказавшихся в атмосферном воздухе;
  • санитарная обработка населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации последствий аварии;
  • дезактивация аварийного объекта, объектов производственного, социального, жилого назначения, территории, сельскохозяйственных угодий, транспорта, других технических средств, средств защиты одежды, имущества, продовольствия и воды;
  • эвакуация или отселение граждан из зон, в которых уровень загрязнения превышает допустимый для проживания населения.

Основными мероприятиями химической зашиты, осуществляемыми в случае возникновения химической аварии, являются:

Департамент общественной безопасности

Радиационная безопасность населения Российской Федерации

Радиационная безопасность населения – состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения.

Основными принципами обеспечения радиационной безопасности являются:

  • принцип нормирования — не превышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения;
  • принцип обоснования — запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением;
  • принцип оптимизации — поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.

При радиационной аварии система радиационной безопасности населения основывается на следующих принципах:

  • предполагаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда;
  • виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ионизирующего излучения, за исключением вреда, причиненного указанной деятельностью, была максимальной.

Радиационная безопасность обеспечивается:

  • проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера;
  • осуществлением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности;
  • информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности;
  • обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности.

К полномочиям Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности относятся:

  • определение государственной политики в области обеспечения радиационной безопасности и ее реализация;
  • разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности, контроль за их соблюдением;
  • разработка, утверждение и реализация федеральных программ в области обеспечения радиационной безопасности;
  • лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующих излучений;
  • контроль за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации и учет доз облучения населения;
  • введение особых режимов проживания населения в зонах радиоактивного загрязнения;
  • реализация мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий;
  • организация и проведение оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационной аварии;
  • организация и осуществление государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;
  • информирование населения о радиационной обстановке;
  • установление порядка определения социальных гарантий за повышенный риск причинения вреда здоровью граждан и нанесения убытков их имуществу, обусловленных радиационным воздействием;
  • установление порядка возмещения причиненных вреда здоровью граждан и убытков их имуществу в результате радиационной аварии;
  • создание и обеспечение функционирования единой системы государственного управления в области обеспечения радиационной безопасности, в том числе контроля и учета доз облучения населения;
  • регламентация условий жизнедеятельности и особых режимов проживания на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате радиационных аварий;
  • контроль за оказанием помощи населению, подвергшемуся облучению в результате радиационных аварий;
  • регулирование экспорта и импорта ядерных материалов, радиоактивных веществ и иных источников ионизирующего излучения, а также контроль за осуществлением их экспорта и импорта;
  • осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности и выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации;
  • другие полномочия в области обеспечения радиационной безопасности, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности:

  • разрабатывают в соответствии с положениями настоящего Федерального закона «О радиационной безопасности населения» законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
  • разрабатывают и реализуют региональные (территориальные) программы в области обеспечения радиационной безопасности;
  • организуют контроль за радиационной обстановкой на соответствующей территории в пределах своих полномочий;
  • участвуют в организации и проведении оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационной аварии;
  • обеспечивают условия для реализации и защиты прав граждан и соблюдения интересов государства в области обеспечения радиационной безопасности в пределах своих полномочий;
  • участвуют в реализации мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий на соответствующей территории;
  • реализуют другие полномочия в области обеспечения радиационной безопасности в соответствии с полномочиями, отнесенными к ведению субъектов Российской Федерации, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации.

В рамках Программы преодоления последствий радиационных аварий до 2015 года реализован проект по созданию настоящей Единой межведомственной информационной системы по проблемам преодоления последствий радиационных аварий и катастроф.

Целями создания информационной системы являются:

  • предоставление с использованием Интернет-технологий федеральным органам исполнительной власти, специалистам и населению официальной информации по всем аспектам обеспечения радиационной безопасности;
  • развитие ведомственных банков данных по вопросам преодоления последствий радиационных аварий и обеспечения радиационной безопасности населения на единой методической и организационно-технической основе.

Единая межведомственная информационная система по вопросам обеспечения радиационной безопасности населения и проблемам преодоления последствий радиационных аварий интегрирует действующие информационные системы МЧС России, Росгидромета, Роспотребнадзора и Российской академии наук.

Основной задачей, решаемой Интернет-порталом, является консолидация деятельности федеральных органов исполнительной власти по информированию населения о проблемах радиационной безопасности и действиях государственных органов по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф, в том числе:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *