Агитационный период период в течение которого
Перейти к содержимому

Агитационный период период в течение которого

  • автор:

Предвыборная политическая агитация

Неприятие обществом негативных, грязных агитационных кампаний, информационных войн побудило законодателя пойти на жесткое регламентирование всех информационных процессов, происходящих в период избирательной кампании или кампании-референдума. Изготовление и распространение агитационных материалов уже достаточно давно регулируются избирательным законодательством и подчиняются строгим правилам, в том числе правилам оплаты из избирательного фонда, фонда референдума.

Вместе с тем отсутствие четких правовых критериев, разделяющих информационные и агитационные материалы, позволяет вести агитацию под предлогом необходимости «объективного информирования граждан». Изготовление таких псевдоинформационных материалов зачастую оплачивается по схемам, не контролируемым не только избирательными комиссиями, но и правоохранительными, налоговыми органами. Сохранению ситуации также способствуют отсутствие законодательства о политической рекламе и недостаточная развитость партийно-политической системы в Российской Федерации.

Федеральные законы «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отдельных разделов о ведении политической агитации и информационном обеспечении выборов не содержат, однако данные законы важны в силу устанавливаемых ими принципов о сменяемости отдельных ветвей власти через демократический институт выборов.

Рассмотрим еще несколько понятий, которые важны для понимания сути политической рекламы в правовом преломлении.

Статья 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вводит четыре понятия, в которых заложено правовое содержание политического рекламирования.

  • 1. Агитационные материалы — печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума.
  • 2. Агитационный период — период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.
  • 3. Агитация по вопросам референдума — деятельность, осуществляемая в период кампании референдума и имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенный на референдум вопрос.
  • 4. Агитация предвыборная(предвыборная агитация) — деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

Итак, прежде всего необходимо обратить внимание на отсутствие в избирательном законодательстве понятия «политическая реклама», которая подменяется здесь понятием «агитационные материалы». Последние могут рассматриваться как синоним политической рекламы.

Политическая реклама может быть использована, во-первых, в рамках агитации по вопросам референдума, во-вторых, в рамках предвыборной агитации. Так как референдумы в нашей стране не проводились с 1993 г., основным типом политической агитации и рекламирования является предвыборная агитация.

Политическая реклама как акт рекламирования возможна лишь в рамках агитационного периода. Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает еще ряд нормоположений, связанных с вопросами ведения политической агитации через политическую рекламу. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Статья 45 данного Закона устанавливает этические требования к политической рекламе и констатирует, что «содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений». В целом это положение схоже со ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», в которой обозначены принципы добросовестности и достоверности рекламы.

Другое важное положение заключается в том, что информационное обеспечение выборов и референдумов соответствующего уровня осуществляется с использованием государственных, муниципальных и негосударственных организаций телерадиовещания, редакций государственных, муниципальных и негосударственных периодических печатных изданий (ст. 47 Закона № 67-ФЗ).

Предвыборная агитация, осуществляемая в период избирательной кампании, включает:

  • 1) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
  • 2) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности, указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения);
  • 3) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
  • 4) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
  • 5) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
  • 6) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться:

  • • на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;
  • • посредством проведения агитационных публичных мероприятий;
  • • посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
  • • иными не запрещенными законом методами.

Запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по

вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

  • 1) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
  • 2) лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности, за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения;
  • 3) воинским частям, военным учреждениям и организациям;
  • 4) благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;
  • 5) комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса;
  • 6) иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;
  • 7) международным организациям и международным общественным движениям;
  • 8) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности;
  • 9) лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании, кампании референдума установлен факт нарушения ограничений (ст. 48 Закона № 67-ФЗ).

Следующий важный вопрос, на который необходимо обратить особое внимание, — это предоставление для политической агитации эфирного времени, а также площадей в периодических печатных изданиях.

Бесплатное эфирное время, а также платное эфирное время на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания предоставляется зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, на равных условиях (продолжительность предоставленного эфирного времени, время выхода в эфир и другие условия). Общероссийские и региональные государственные организации телерадиовещания обязаны предоставлять эфирное время зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям для проведения предвыборной агитации на выборах в федеральные органы государственной власти, а также инициативной группе по проведению референдума Российской Федерации и иным группам участников референдума, для проведения агитации по вопросам референдума Российской Федерации.

Общий объем эфирного времени, которое каждая общероссийская государственная организация телерадиовещания предоставляет для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, должен составлять на каждом из каналов не менее

60 мин по рабочим дням. Общий объем эфирного времени, которое каждая региональная государственная или муниципальная организация телерадиовещания предоставляет для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, должен составлять на каждом из каналов не менее 30 мин по рабочим дням, а если общее время вещания организации телерадиовещания составляет менее двух часов в день — не менее одной четверти общего времени вещания.

Законом может быть предусмотрено предоставление бесплатного и платного эфирного времени на равных условиях избирательным объединениям, выдвинувшим зарегистрированных кандидатов.

Интересным нововведением в отношении эфирного освещения (фактически — информирования) деятельности парламентских партий стало принятие 12 мая 2009 г. Федерального закона «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами» № 95-ФЗ (сам закон был внесен Президентом Российской Федерации на рассмотрение 28 февраля 2009 г. Основная цель закона — равное и справедливое освещение деятельности парламентских партий государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами.

Согласно ст. 5 данного Закона контроль за обеспечением гарантий равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами осуществляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (ЦИК).

Закон устанавливает, что при определении объема эфирного времени, затраченного на освещение деятельности каждой парламентской партии, отдельно учитывается объем эфирного времени, затраченного в общероссийских телепрограммах (телепередачах), радиопрограммах (радиопередачах) и региональных телепрограммах (телепередачах), радиопрограммах (радиопередачах).

В случае если ЦИК установит факт нарушения требования об освещении деятельности парламентских партий в равном объеме в течение одного календарного месяца, она принимает решение о необходимости компенсировать недостающий объем эфирного времени в отношении соответствующей парламентской партии и направляет указанное решение соответствующей общероссийской организации телерадиовещания.

5 августа 2009 г. ЦИК выпустила Методику учета объема эфирного времени, затраченного в течение одного календарного месяца на освещение деятельности каждой парламентской партии в общероссийских телепрограммах (телепередачах), радиопрограммах (радиопередачах) и региональных телепрограммах (телепередачах), радиопрограммах (радиопередачах) № 167/1191—5 и Порядок учета объема эфирного времени, затраченного в течение одного календарного месяца на освещение деятельности каждой парламентской партии в общероссийских телепрограммах (телепередачах), радиопрограммах (радиопередачах) и региональных телепрограммах (телепередачах), радиопрограммах (радиопередачах) № 167/1191—5.

Данные об обеспечении гарантий равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами представляются в виде следующих двух матриц (табл. 1.1 и 1.2).

Таблица 1.1. Объем эфирного времени, затраченного на освещение деятельности парламентских партий в общероссийских теле- и радиопрограммах

Словарь избирательных терминов

Агитационные материалы – печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации
по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума.

Агитационный период – период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию. Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, инициативы по проведению референдума и прекращается в ноль часов за одни сутки до дня голосования.

Активное избирательное право – право граждан Приднестровской Молдавской Республики избирать в органы государственной власти, местные органы власти, в выборные органы местного самоуправления и на выборные должности, участвовать в референдуме. В голосовании имеют право участвовать граждане Приднестровской Молдавской Республики, которым на день голосования исполнилось 18 лет. В выборах, референдуме не участвуют лица, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

Бюллетень – бюллетень для голосования на выборах, референдуме, по вопросу отзыва.

Выборы – формирование органов государственной власти Приднестровской Молдавской Республики, а также органов местного самоуправления на основе непосредственного волеизъявления населения; действия граждан Приднестровской Молдавской Республики, избирательных объединений, избирательных комиссий, органов государственной власти и местного самоуправления в Приднестровской Молдавской Республике по составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и подведению его итогов и другие избирательные действия.

Выдвижение кандидата – осуществляемая кандидатом процедура, которая включает в себя процедуру выдвижения, уведомление избирательной комиссии о выдвижении, уведомление о начале сбора подписей, сбор подписей, подачу в соответствующую избирательную комиссию предусмотренных законом документов, включая подписные листы и протокол об итогах сбора подписей.

Вышестоящая избирательная комиссия — определенная в качестве таковой законом организующая и обеспечивающая подготовку и проведение выборов (референдума, отзыва) избирательная комиссия, которая по отношению к иным избирательным комиссиям, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этих же выборов (референдума, отзыва), обладает полномочиями по отмене решений и даче обязательных для исполнения указаний.

Гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме — установленные Конституцией, законодательством условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права гражданина на участие в референдуме.

День тишины – период времени, начиная с 00 часов 00 минут дня, предшествующего дню голосования, до 00 часов 00 минут дня голосования, в который запрещена любая агитация.

Единый избирательный округ — избирательный округ, включающий в себя всю территорию, на которой проводятся выборы, и голосование на котором происходит по одному мандату.

Зарегистрированный кандидат — лицо, зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата.

Избиратель – гражданин Приднестровской Молдавской Республики, обладающий активным избирательным правом.

Избиратели, принявшие участие в голосовании – избиратели, получившие бюллетени и расписавшиеся в их получении в списках избирателей.

Избирательная кампания – деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период с момента вступления в силу решения об установлении границ избирательных округов либо, если выборы проводятся по единому избирательному округу, – с момента вступления в силу решения об установлении числа избирателей по единому избирательному округу, либо со дня официального опубликования решения соответствующей избирательной комиссии или уполномоченного на то органа о назначении повторного голосования, повторных, дополнительных выборов, выборов в случае досрочного прекращения полномочий органов государственной власти и местного самоуправления до дня официального опубликования результатов выборов.

Избирательная комиссия — коллегиальный орган, формируемый в порядке и в сроки, установленные Избирательным кодексом Приднестровской Молдавской Республики, организующий подготовку и проведение выборов, референдума, а также отзыва лиц, избранных в соответствии с положениями Избирательного кодекса ПМР.

Избирательное объединение – общественное объединение, политическая партия, уставы, которых предусматривают участие в выборах, которые созданы и зарегистрированы в порядке, установленном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, не позднее чем за три месяца до дня выборов либо до даты выборов, установленной Конституцией Приднестровской Молдавской Республики.

Избирательное право — это совокупность правовых норм, закрепляющих права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, а также право отзыва избирателями избранных лиц, не оправдавших их доверия.

Избирательные права граждан – конституционное право граждан Приднестровской Молдавской Республики избирать и быть избранными в органы государственной власти Приднестровской Молдавской Республики, местные органы власти, в выборные органы местного самоуправления и на выборные должности, в том числе право участвовать в выдвижении кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, а также в других избирательных действиях, право участвовать в референдуме, в том числе — выступать с инициативой о проведении референдума.

Избирательный блок – добровольное объединение двух или более избирательных объединений, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством для совместного участия в выборах. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения.

Избирательный округ — территория, которая образована (определена) соответствующей избирательной комиссией и уполномоченным органом государственной власти в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами Приднестровской Молдавской Республики избирается депутат или выборное должностное лицо.

Избирательный округ одномандатный (одномандатный избирательный округ) – избирательный округ, в котором избирается один депутат.

Избирательный процесс – это совокупность сменяющих друг друга стадий, процедур и избирательных действий субъектов избирательных правоотношений, осуществляемых в строго определенном законодательством порядке и сроки при формировании законодательных, представительных органов государственной власти, выборных должностных лиц и органов местного самоуправления.

Избирательный участок – часть избирательного округа (территории) либо территория, включающая в себя один и более избирательный округ, на которой организуется голосование. Территория избирательного участка может совпадать с территорией избирательного округа.

Избирательный штаб — временный коллектив людей, объединенных задачей добиться победы или наилучшего результата кандидата в депутаты или на выборную должность, а также основное место дислокации расположения этого коллектива.

Инициативная группа по проведению конституционного референдума – избиратели, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 30, выступающие с инициативой проведения конституционного референдума Приднестровской Молдавской Республики.

Иностранный (международный) наблюдатель — лицо, представляющее иностранную организацию (государство) или международную организацию, приобретающее право на осуществление наблюдения за подготовкой и проведением выборов и референдума в Приднестровской Молдавской Республике на основании приглашения Президента Приднестровской Молдавской Республики или уполномоченного органа исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внешней политики, Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, Центральной избирательной комиссии Приднестровской Молдавской Республики, а также политических партий, общественных объединений, избирательных объединений, избирательных блоков.

Информирование избирателей — деятельность по доведению до сведения избирателей объективной и достоверной информации, связанной с выборами и не носящей агитационного характера, осуществляемая органами государственной власти, органами местного самоуправления, избирательными комиссиями, организациями, осуществляющими выпуск средств массовой информации, физическими и юридическими лицами в соответствии с Избирательным кодексом ПМР. Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенства кандидатов, избирательных объединений и избирательных блоков.

Кампания референдума — деятельность по подготовке и проведению референдума, осуществляемая в период со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума до дня официального опубликования результатов референдума либо до дня отказа в проведении референдума.

Кандидат — кандидат в депутаты Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, местного Совета народных депутатов, кандидат на должность Президента Приднестровской Молдавской Республики, председателя Совета – главы администрации села (поселка, города местного значения, не являющегося самостоятельной административно-территориальной единицей Приднестровской Молдавской Республики) и на иные должности, избираемые на территории Приднестровской Молдавской Республики.

Многомандатный избирательный округ — избирательный округ, в котором избираются несколько депутатов и в котором за каждого из них избиратели голосуют персонально.

Наблюдатель – гражданин Приднестровской Молдавской Республики, обладающий активным избирательным правом, назначенный кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, группой избирателей, инициативной группой по проведению референдума и зарегистрированный в соответствии с Избирательным кодексом. Наблюдатель на выборах и референдумах уполномочен вести наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью избирательной комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая действия избирательной комиссии по проверке правильности установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума.

Нижестоящая избирательная комиссия — определенная в качестве таковой законом избирательная комиссия, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение выборов (референдума, отзыва), по отношению к иным избирательным комиссиям, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этих же выборов (референдума, отзыва).

Пассивное избирательное право – право граждан Приднестровской Молдавской Республики быть избранными в органы государственной власти Приднестровской Молдавской Республики, местные органы власти, в выборные органы местного самоуправления и на выборные должности.

Предвыборная агитация – деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании в формах, установленных Избирательным кодексом, и имеющая целью побудить избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов, а также за или против вопроса, вынесенного на референдум, отзыва выборного лица.

Республиканский референдум – голосование граждан Приднестровской Молдавской Республики по наиболее важным вопросам государственного значения, проводимое в соответствии с Конституцией Приднестровской Молдавской Республики и Избирательным кодексом.

Референдум — форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан, обладающих правом на участие в референдуме.

Референдум местный (местный референдум) – голосование граждан Приднестровской Молдавской Республики, имеющих прописку, регистрацию в границах административно-территориальной единицы (города, района, сельского населенного пункта), по важнейшим вопросам местного значения, которое проводится в границах одного или нескольких административно-территориальных единиц (района, города, сельсовета и сельского населенного пункта) в соответствии с Избирательным кодексом.

Списки избирателей – списки граждан, обладающих избирательным правом, с местом прописки или местом регистрации по адресу, входящему в границы определенного избирательного участка.

Субъективное избирательное право (или избирательное право в узком смысле) — право граждан государства избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право).

Уведомление о проведении публичного мероприятия — документ, посредством которого в соответствующую государственную администрацию города (района) в порядке, установленном законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

Явка избирателей — это отношение числа избирателей, принявших участие в выборах, к общему количеству граждан, имеющих право на участие в этих выборах и включенных в списки избирателей на момент окончания голосования.

68. Как долго длится агитационный период?

Агитационный период — это отрезок времени, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию. Он устанавливается федеральными и региональными избирательными законами.

Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов или создания соответствующего избирательного фонда, а прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до голосования.

Данные сроки действуют в отношении избирательных кампаний независимо от их уровня.

Закон запрещает проведение предвыборной агитации в день голосования и предшествующий ему день.

Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты, рекламные растяжки и др.), вывешенные вне помещений для голосования, зданий и помещений избирательных комиссий в установленном федеральным законом порядке на расстоянии не менее 50 м от входа в них, сохраняются в день голосования на местах.

За 5 часов до выборов запрещено публиковать итоги социологических опросов и прогнозы, в том числе в Интернете.

В случае проведения повторного голосования агитационный период возобновляется со дня назначения соответствующей избирательной кампанией повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня повторного голосования.

Закон устанавливает административную ответственность председателя и членов избирательных комиссий за нарушение прав зарегистрированных кандидатов, политических партий, участвующих в выборах на размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено законом, либо на частных сооружениях и зданиях без разрешения владельцев.

Предусмотрена административная ответственность рекламных организаций за нарушение условий размещения предвыборных агитационных материалов; непредоставление до окончания срока предвыборной агитации возможности обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации зарегистрированного кандидата или политической партии в случае опубликования в средствах массовой информации материалов, способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации этим гражданам или политической партии.

Зарегистрированный кандидат, политическая партия не вправе использовать эфирное время на каналах организаций, осуществляющих телевещание, предоставленное им для размещения агитационных материалов в целях:

1) распространения призывов голосовать против других кандидатов (списков кандидатов);

2) описания возможных негативных последствий в случае избрания того или иного кандидата, допущения списка кандидатов к распределению депутатских мандатов;

3) распространения информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (кандидатах), политической партии в сочетании с негативными комментариями;

4) распространение информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату, политической партии, выдвинувшей кандидата (список кандидатов).

В период избирательной кампании запрещается проводить лотереи и другие азартные игры, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше зависит от итогов выборов.

Невыполнение уполномоченным лицом требований избирательного законодательства об обеспечении кандидатам и политическим партиям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий влечет административный штраф.

69. Какую роль в предвыборной агитации играют

средства массовой информации?

СМИ: радио, телевидение, пресса (газеты, журналы, Интернет) — играют огромную роль в избирательном процессе. Они являются общедоступными источниками информации о кандидатах на должность Президента РФ и политических партиях, выдвинувших списки кандидатов в депутаты представительных органов государственной власти.

Телевизионные передачи (телеинтервью, дебаты) знакомят избирателей с кандидатами, их предвыборными программами, идеологией политических партий, участвующих в выборах. Избирателей всегда интересует личностный портрет кандидата, его семейное и служебное положение, доходы, наличие имущества в частной собственности. Если кандидат был судим или имеет неснятую судимость, избиратели должны быть поставлены об этом в известность.

Кандидаты, лидеры политических партий, доверенные лица и уполномоченные представители политических партий участвуют в телеинтервью, пресс-конференциях, дебатах, круглых столах, открывают свои блоги в Интернете. Формами предвыборной агитации в телеэфире могут быть политическая реклама, телеочерки, видеофильмы (за исключением художественных) о кандидате.

70. Как освещается деятельность политических партий

на теле- и радиоканалах?

Согласно Федеральному закону от 12 мая 2009 г. N 95-ФЗ «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами» <1> освещение деятельности парламентских партий этими каналами осуществляется на основе принципов:

<1> СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2392; 2011. N 15. Ст. 2017; N 43. Ст. 5975.

1) распространения информации о деятельности каждой парламентской партии в равном объеме;

2) публичности государственного контроля за освещением деятельности парламентских партий;

3) творческой независимости и профессиональной самостоятельности редакций государственных общедоступных телеканалов и радиоканалов;

4) всестороннего и объективного информирования телезрителей и радиослушателей о деятельности парламентских партий.

Освещение деятельности парламентских партий в общероссийских телепрограммах (телеканалах), радиопрограммах (радиоканалах) предусматривает размещение информации о деятельности:

1) парламентской партии, ее руководящих и иных органов, региональных отделений и иных структурных подразделений;

2) членов руководящих органов парламентской партии и ее региональных отделений;

3) депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членов парламентских партий, а также представителей малых партий, которым предоставлен мандат;

4) депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, являющихся членами парламентских фракций, а также депутатов указанных органов — членов парламентских партий;

5) депутатов представительных органов муниципальных образований, являющихся членами депутатских объединений (фракций) парламентских партий, а также депутатов указанных органов — членов парламентских партий;

6) фракций парламентских партий в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, фракций парламентских партий в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатских объединений (фракций) парламентских партий в представительных органах муниципальных образований.

Список парламентских партий, зарегистрировавших списки кандидатов в депутаты Государственной Думы, размещается Центральной избирательной комиссией РФ на ее сайте в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет.

Избирательная комиссия субъекта Федерации, получившая уведомление о предоставлении помещения зарегистрированному кандидату, политической партии, выдвинувшей кандидата в Президенты РФ или список кандидатов в депутаты Государственной Думы, обязана в течение двух суток с момента получения уведомления разместить содержащуюся в нем информацию в сети Интернет или иным способом довести ее до сведения других зарегистрированных кандидатов и политических партий, выдвинувших кандидатов (списки кандидатов).

Агитационный период

Агитацио́нный пери́од — период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.

Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» агитационный период для кандидата (избирательного объединения) начинается со дня выдвижения кандидата (списка кандидатов) и заканчивается в ноль часов за сутки до дня голосования.

Период агитации в средствах массовой информации в России начинается за 28 дней до дня голосования и заканчивается в ноль часов за сутки до дня голосования.

В России запрещена предвыборная агитация в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования. Такие ограничения введены с тем, чтобы дать избирателю сделать осознанный выбор, не под влиянием агитации.

Правовые акты РФ

  • П.2 ст.2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.07.2002 №67-ФЗ.

См. также

  • Избирательное право

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Агитационный период» в других словарях:

Агитационный период — 2) агитационный период период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума;. Источник: Федеральный закон от 12.06.2002 N 67 ФЗ (ред. от 16.10.2012) Об основных гарантиях избирательных прав и… … Официальная терминология

ПЕРИОД АГИТАЦИОННЫЙ — АГИТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД … Юридическая энциклопедия

Выборы президента — Условия выборов президента, обеспечение выборов президента Информация об условиях выборов президента, обеспечение выборов президента Содержание Содержание Раздел 1. Тенденции развитие о . Раздел 2. Активное и пассивное избирательное право на… … Энциклопедия инвестора

Предвыборная агитация — деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков… … Википедия

Выборы — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Выборы губернатора Амурской области (2012) — ← 2001   2017 → Выборы глав регионов России в 2012 году Выборы губернатора Амурской области … Википедия

Президентские выборы в Казахстане (2011) — ← 2005   2016 → Выборы президента Казахстана 3 апреля 2011 года Явка … Википедия

Выборы по жребию — существовали в прошлом у некоторых народов, но наибольшую известность получили выборы по жребию, применяемые в демократическом устройстве древних Афин. В Афинах классического периода (V век до н. э.) большинство должностных лиц и члены… … Википедия

Электоральная география — раздел политической географии, изучающий территориальные различия в предпочтениях избирателей, географические закономерности результатов выборов и референдумов, влияние на их итоги общественных, экономических, религиозных, этнических и прочих… … Википедия

Избирательные комиссии — Избирательные комиссии  независимые коллегиальные органы, формируемые в соответствии с избирательным законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов различного уровня. При проведении референдумов… … Википедия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *