Если вас не видно — вы погибнете. Разбираем нюансы новых ПДД
Вступили в силу несколько изменений в Правила дорожного движения. На первый взгляд, совсем несложные и очевидные. Но у наших читателей и пользователей соцсетей сразу возникли вопросы и возражения.
За разъяснением нюансов нововведений «КП» в Украине» обратилась к известному эксперту по безопасности дорожного движения адвокату Вадиму Володарскому.
1. Для водителей и пассажиров
Что нового. Отныне все водители и пассажиры обязаны пристегиваться ремнями безопасности как на переднем, так и на заднем сиденье авто. Включая водителей и пассажиров такси, которые совершают поездки в пределах населенных пунктов (раньше такое требование отсутствовало).
Не пристегиваться разрешается только в том случае, если этого не позволяют физиологические особенности тела. Требование также не распространяется на водителей и пассажиров оперативного транспорта и спецтранспорта.
— Вадим, у народа сразу возник вопрос: а кто будет виноват, если полиция обнаружит в салоне машины не пристегнутого пассажира: он сам или водитель?
— Теоретически как водитель обязан не перевозить людей без ремней безопасности, так и пассажир обязан пристегнуться. Ответственность несут оба. Полицейский может составить постановление о штрафе и на водителя, и на пассажира. Но на практике, думаю, чаще будут привлекать водителей.
— Штраф выписывается прямо на месте, без решения суда?
— Да. Штраф можно оплатить через кассу либо тоже на месте. Сейчас у некоторых экипажей патрульной полиции есть возможность брать деньги через банковскую карту. В любом случае нельзя ничего давать наличными. Постановление о нарушении можно обжаловать в суде.
— Сумма штрафа остается прежней — 51 гривна. Многие уже говорят, что с такими «копейками» можно в банк не ходить.
— На самом деле не совсем так. Если человек не обжалует постановление и не заплатит штраф, может быть открыто исполнительное производство. В какой-то момент машину остановят на дороге и отправят на штрафплощадку. Или даже заблокируют средства на банковской карте. Потратить денег, нервов и времени придется гораздо больше.
— Есть категория людей, которые отрицают все, к чему их обязывают, даже если это во благо. Ментальные диссиденты уже заявляют, что безопасность — это их личный выбор, государство опять вмешалось в права человека.
— Вопрос очень дискуссионный. Года два назад в Америке был случай: попал в ДТП и погиб мотоциклист, который ехал без шлема. Представитель полиции штата Нью-Йорк заявил, что если бы ехал в шлеме, то выжил бы. Тут показательно, что парень возвращался с демонстрации байкеров против обязательного ношения мотоциклетных шлемов.
— Если не пристегнутый ремнем пассажир пострадает в ДТП, ему могут отказать в возмещении ущерба?
— Ему могут выписать административный штраф. Остальное маловероятно. По крайней мере, мне такие примеры неизвестны.
— Владельцы «Жигулей» и «Запорожцев» сильно обиделись. В бюджетных авто ремни безопасности на заднем сиденье не предусмотрены.
— Если ремни не предусмотрены технической характеристикой, то привлекать к ответственности не имеют права. Такие постановления можно смело оспаривать.
2. Для пешеходов
Что нового. В темное время суток или в условиях плохой видимости пешеходов обязали носить светоотражающие элементы. Есть уточнение, что это касается пешеходов, которые перемещаются по дороге или обочине.
— У людей получилось разночтение: это все теперь обязаны носить ленты, наклейки, жилеты или другие элементы, которые отражают свет фар или только жители сел, где нет тротуаров, либо за пределами населенных пунктов?
— Требования касаются передвижения по проезжей части или обочине независимо, в пределах населенного пункта или нет. На тротуаре это не нужно.
— То есть в городе можно ходить и переходить дорогу по «зебрам» свободно?
— А вот пешеходный переход — это фрагмент проезжей части. Требование на него распространяется, если исходить из формулировки пункта правил.
— А как могут наказать?
— Это то же нарушение дорожных правил пешеходами, что и другие. Например, переход дороги в неположенном месте (ныне действующий штраф 51 гривна. – Ред.).
Но хочу обратить внимание на другое: вот здесь игнорирование правила может привести к юридическим последствиям. Если водитель в темное время сбил пешехода на нерегулируемом и не освещенном переходе, а на жертве наезда не было светоотражающих элементов, водителя могут оправдать. На практике обвинительный уклон обычно идет в сторону водителя, но если у того будет грамотная защита, то виновным может оказаться пешеход.
— В соцсетях иронизируют, что полиция вводит новые правила, но не контролирует их выполнение. Какой, дескать, смысл?
— Что касается пешеходов, то с новыми правилами будет больше возможностей для объективного расследования ДТП. Ремни безопасности говорят сами за себя уже по их предназначению.
— Еще пишут, что чем заставлять людей бирюльки покупать, лучше бы сделали освещенные переходы и светоотражающие «зебры».
— Это правильно, но проблемы не решит. Большая часть ночных наездов происходит за пределами населенных пунктов. Во времена ГАИ я был приглашен на совещание, где приводилась интересная статистика: зимой в снежную погоду количество ДТП с пешеходами уменьшается. Хотя по логике должно быть наоборот. Причина в том, что на фоне белого снега фигура пешехода обозначается, а в темноте человека, который идет по обочине, реально не видно.
Это очень серьезная проблема, которая усугубляется спецификой светотехники, принятой в Украине. У системы «европейский луч»: при ближнем свете пучок резко обрезан сверху. Когда автомобиль приближается к пешеходу, в свете фар не видно всего силуэта. Сначала туфли, потом колени, потом по пояс, а тут и наезд. В американской системе пучок света ближнего света не имеет такой резкой светотеневой границы. Там сразу виден весь силуэт.
Норма о светоотражающих элементах очень актуальна. Ее нужно было вводить давно.
3. Для велосипедистов
Что нового. Велосипедистам разрешили движение по полосе для маршрутных транспортных средств.
— Вадим, многие любители двухколесной езды искренне удивлены. Они считали, что и раньше имели право ездить по крайней правой полосе.
— Если эта полоса отведена под общественный транспорт, то это считалось нарушением. Велосипедистам предписывалось ехать по первой правой полосе для обычного транспорта. Там они оказывались между маршрутками и легковыми авто, мешали водителям и сами подвергались опасности.
Сегодняшнее нововведение позитивное, потому что устраняет противоречия. В прошлом году на нескольких улицах Киева был проведен такой эксперимент, и он оказался удачным.
В качестве P.S.
— Какие еще правила надо ввести, чтобы обезопасить дорожное движение?
— В ответ на такие вопросы вспоминается анекдот сталинских времен. Сантехник в тюрьме объясняет, за что сидит: «Вызвали меня в райком, а там у них трубы гнилые. Спрашивают: что делать? Ответил: менять всю систему…»
Нужно менять подходы к организации дорожного движения, отказаться от попыток решать все проблемы безопасности только за счет водителей, как происходит сейчас, отказаться от наземных пешеходных переходов на многополосных дорогах. То есть строить подземные или надземные.
Много чего нужно менять. Но концепции у нас нет.
ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ
Почему таксистам разрешали ездить без ремней
Разрешение водителям и пассажирам такси ездить по городу без ремней безопасности, которое действовало до 25 ноября 2020 года, имеет свою историю. В советские времена для таксопарков поставлялись «Волги» модели 2401 (ГАЗ-21) без ремней безопасности. Это было обусловлено тем, что пассажиры такси часто входят и выходят. А водители все время рискуют подвергнуться ограблениям. У них должна быть возможность остановить машину и резко убежать.
Опасность бандитского нападения существует и поныне, но мы пошли по европейскому пути, где ремни безопасности в такси обязательны.
Как должен быть пристегнут ремень безопасности в пдд
ПДД РФ, 5. Обязанности пассажиров
5.1. Пассажиры обязаны:
при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле — быть в застегнутом мотошлеме;
посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.
Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.
5.2. Пассажирам запрещается:
отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;
при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;
Правильное использование ремней безопасности.
Ремни безопасности в автомобиле — часть системы пассивной безопасности. Но выполняют они свою функцию только в случаях, когда ими правильно пользуются.
И так очень важно натяжение. Большому риску подвергаются любители сидеть в автомобиле в полулежачем положении. В момент столкновения они съезжают на пол салона, получая при этом травмы позвоночника и головы.
Не рекомендуется также класть ноги на панель. Если в автомобиле есть подушка безопасности (Airbag), в момент срабатывания можно легко получить переломы конечностей. Неправильную регулировку натяжения ремней, начиная с конца 70-х годов, исключили, установив автоматические натяжители с устройством блокировки ремня. При использовании автоматически блокируемых ремней негативную роль может сыграть толстый слой одежды. Она создает своего рода подушку, которая препятствует плотному контакту ремня с телом человека. Из-за этого во время столкновения сначала происходит поглощение подушечного зазора, а только затем появляется рывок, активизирующий устройство блокировки ремня. Поэтому удерживать человека ремень безопасности начинает с большим опозданием. Такая задержка может привести к тому, что пассажир может получит опасный удар открывшейся подушкой безопасности.
Многие пассажиры и водители к ремням безопасности относятся скептически и, как правило, пристегиваются ими лишь с той целью, чтобы избежать неприятной встречи с инспектором ДПС. Такое отношение возможно лишь потому, что, во-первых, эти пассажиры и водители просто не знают о том, что происходит с сидящими в автомобиле в момент его столкновения с препятствием, возникшим на пути движения. Во-вторых, такие пассажиры и водители безразлично относятся к своей собственной жизни и здоровью, а поэтому и не задумываются о возможных трагических последствиях с ними в случае возникновения ДТП.
На самом деле, что же происходит с сидящим в автомобиле, если он попадает в ДТП? Какова же эффективность ремней безопасности? Не пристегнувшись ремнем безопасности человек значительно увеличивает степень своего риска погибнуть или получить серьёзные травмы в случае возникновения ДТП.
Что же в первую очередь угрожает жизни и здоровью людей, находящихся в кабине, салоне или кузове автомобиля в момент совершения ДТП? Как показывают наблюдения специалистов — это перемещение самих людей в момент столкновения или опрокидывания, а не вторжение в салон, например легкового автомобиля, агрегатов или деталей или деформация самого кузова. Под действием силы энерции люди, перемещаясь, ударяются о различные предметы интерьера, выбрасываются через лобовое стекло, ударяются друг о друга. Именно в этот момент они, в основном и получают травмы. Поэтому роль и значение ремней безопасности в предотвращении передвижения человека внутри автомобиля во время его столкновения неоспоримо велика. Главное в этом случае удержать человека на месте и тем самым уберечь его от травм или, в определенной степени, уменьшить их тяжесть.
Чтобы оценить степень снижения риска при применении ремней безопасности следует обратиться к результатам исследований методом скоростной съемки. По этим данным в момент совершения наезда испытуемого автомобиля на неподвижное препятствие со скоростью 80 км/час происходит следующее:
Спустя 0,026 секунды после удара:
сила, в 30 раз превышающая вес автомобиля, останавливает его движение на линии передних сидений, тогда как его пассажиры- если они не пристегнуты ремнями безопасности- продолжают двигаться в салоне со скоростью 80 км/час;
Спустя 0,039 секунды водитель вместе с сиденьем стремительно движется вперед на 15 сантиметров.
Спустя 0,044 секунды он грудной клеткой ломает руль.
Спустя 0,050 секунды скорость падает настолько, что на автомобиль и всех пассажиров начинает действовать сила, в 80 раз превышающая из собственный вес.
В этом случае (80 кратная перегрузка) мышцы рук человека, а тем более мышцы шеи, не в состоянии удержать туловище и голову от их перемещения вперед.
Спустя 0, 068секунды водитель с силой в 9 тонн ударяется о приборный щиток.
Спустя 0,092 секунды водитель и сидящий с ним рядом пассажир одновременно врезаются головами в переднее ветровое стекло автомобиля и получают смертельные повреждения черепа.
Спустя 0,100 секунды повисший на руле водитель отбрасывается назад, он уже мертв.
Спустя 0, 110 секунды автомобиль начинает откатываться назад.
Спустя 0,113 секунды сидящий за водителем пассажир -если он тоже не пристегнут ремнем безопасности- оказывается с ним на одной линии и наносит ему новый удар и одновременно сам получает смертельные повреждения.
Спустя 0,150 секунды наступает полная тишина; осколки стекла и обломки железа падают на землю. Место столкновения окутывает облако пыли. Все окончено менее, чем за две десятых секунды.
По закону физики в момент столкновения двух тел всегда выделяется определенное количество энергии. По данным статистического анализа, в момент столкновения автомобиля с неподвижным препятствием при скорости движения 80 км/час эта энергия колоссальна по своей величине: она достаточна для того, чтобы подбросить легковой автомобиль, который в среднем весит одну тонну (например «ВАЗ» «Москвич») и равные им на высоту почти 30 метров, т.е. выше семиэтажного дома!
Ученые сравнивают перегрузки, которые испытывают в момент столкновения люди, находящиеся в автомобиле, с перегрузками, которые воспринимает тело человека в момент падения с различной высоты. Так, наезд автомобиля на препятствие со скоростью 30 км/час влечет перегрузки, равные тем, которые наступили бы при падении с высоты 3,5 м, т.е. с крыши одноэтажного дома. Увеличение скорости в 2 раза (до 60 км/час) повлечет последствия, аналогичные падению с высоты 14 м, т.е. в 4 раза большей, так как величина энергии движения тела (кинетической энергии) находится в квадратичной зависимости от величины скорости движения.
Исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, подтверждают: летальный исход может быть от столкновения даже при скорости 30 км/час. При происшествиях, совершенных на скорости 30,40,50 и даже более километров в час ремни, если они были правильно пристегнуты, гарантировали сохранение жизни водителю и пассажиру автомобиля. Но, по мере увеличения скорости возрастают смертельные травмы, которые при скоростях более 90 км/час становятся практически неотвратимыми. Водитель, вследствие его большей отмобилизованности в момент удара и амортизирующих свойств рулевого колеса, как правило, оказывается несколько устойчивее к травмам, чем пассажир.
Ремень безопасности и ПДД
Ремень безопасности – один из основных способов безопасности в транспортном средстве. И, пожалуй, не стоит говорить о том, что это единственный элемент который в большинстве случаев помогает избежать серьезных последствий при ДТП. Статистика гласит, что их использование предотвращает смертельные повреждения на 75%. Кроме этого есть масса доказательств того, что фиксирующие лямки снижают риски серьезных травм при аварии в 2 раза.
Зачем нужны ремни безопасности
Пристегнутые ремнем безопасности (РБ) пассажиры подвержены меньшему риску, так как он способствует снижению кинетической энергии во время ДТП. Бампер в таких случая берет на себя всю силу столкновения. Конечно, во время сильного удара пассажирам не избежать травм, но они будут в 2 раз ниже чем у тех, кто решил пренебречь правилами безопасности.
Если происходит столкновение лоб в лоб, вероятность гибели пристегнутого шофера снижается примерно в 2,3 раза. Если случается боковое столкновение — в 1,8 раза. Если авто опрокидывается – риск снижается в 5 раз.
Довольно часто случает так, что водители получают меньше травм, чем пассажиры, которые едут в том же самом автомобиле. Объяснить это довольно просто: шофер быстрее реагирует на опасность. При виде опасности он на автомате может прижаться к рулю или отвести удар от себя, непроизвольно выводя правую сторону ТС в сторону возможного места столкновения с препятствием или другим ТС. Поэтому пассажирам крайне важно быть пристегнутыми во время передвижения в транспортном средстве.
Многолетние исследования показали, что пассажиры, пристегнутые на переднем сиденье, на 40-50% снижали шансы летального исхода в аварии. У тех, кто находится пристегнутыми сзади – на 25%. Такие же значения касаются травм при дорожно-транспортном происшествии. В тяжелейших авариях 70% пассажиров спаслись благодаря ремням и только 20% — подушкам.
Что говорит ПДД о ремнях безопасности
Требование об использовании ремней безопасности во время движения автотранспорта прописано в ПДД:
- пункт 2.1.2. гласит, что водитель механического транспортного средства, которое оборудовано РБ, во время движения обязан быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями;
- согласно пункту 5.1. пассажиры во время движения в ТС обязаны быть пристегнутыми ремнями безопасности, если таковы имеются;
- в пункте 22.9 ПДД говорится, что дети должны перевозиться с применением специальных детских кресел и средств фиксации.
Несоблюдение этих правил грозит наложением штрафных санкций.
Нужно ли пристегиваться сзади?
Каждый современный автомобиль оснащен ремнями безопасности как спереди, так и сзади. Некоторые ТС оснащены системой, которая сигнализирует о том, что необходимо пристегнуться. Она придумана для того, чтобы, в первую очередь, обезопасить себя, а во-вторую, заставить подчиниться ПДД.
Если водители смирились с тем, что пристегиваться нужно обязательно, то вот пассажиры, сидящие на заднем сидении, пренебрегают данным правилом. Зачастую они утверждают, что:
- ремень сковывает движения. Да, отчасти они правы, но такие сложности возникают лишь в тех случаях, если нужно дотянуться до чего-либо или развернуть корпус;
- при пожаре сложно выбраться, так как ремень не рвется. Автомобиль может возгореться только при серьезной аварии. И как показывает практика, не пристёгнутые сзади пассажиры находят без сознания. А вот те, кто был пристегнут, получают намного меньше травм и могут самостоятельно его отстегнуть. Либо могут попросить помощи у тех, кто может разрезать ремни.
- если при ДТП вылететь через окно, то с высокой вероятностью останешься жив. Может быть, но если вы находитесь спереди, а не сзади. Но современные автомобили оснащают такими крепкими лобовыми стеклами, что если вы и вылетите, то только частично (лоб и туловище). Вероятность выживаемости в таких случаях минимальная.
Вместо того, чтобы спорить нужно обратиться к статистике. Согласно ей благодаря ремням безопасности в 3 из 4 аварий никто не погибает. А пассажиры, сидящие сзади, на 40% меньше получают травм, а если еще и пристегиваются, то только в 2% случаев.
Поэтому, выбирая между комфортом и безопасностью рекомендуем выбрать второй вариант.
Перевозка детей
Согласно последним дополнениям в ПДД, всех малышей в возрасте до 7 лет можно транспортировать только в автокресле и на переднем сиденье, и на заднем. В законе указывается формулировка «детские удерживающие системы», что у многих водителей вызывает путаницу. Нужно понимать, что речь идет именно об автокреслах.
Если вы перевозите ребенка на переднем сиденье, то до достижения им 12 лет он тоже обязан ехать только в автокресле. Если подросток транспортируется на заднем сиденье, то с 7-летнего возраста его нужно пристегивать ремнем безопасности, оснащенным специальным адаптером, так как фиксирующее устройство для взрослых ему пока не подходит.
Узнать более подробную информацию можно в нашей статье Безопасность перевозки детей на автомобиле.
Кто и сколько платит штраф за нарушение
Статья | Описание нарушения | Сумма штрафа |
12.6 КоАП | Водитель или его пассажиры не пристегнулись ремнем до начала движения | 1000 рублей |
ч. 1, ст. 12.29 КоАП | Пассажир пренебрег ремнем безопасности | 500 рублей или письменное предупреждение |
ч. 3, ст. 12.23 КоАП | Перевозка детей не по правилам: — водитель — должностное лицо — юридическое лицо |
3 тыс. рублей 25 тыс. рублей до 100 тыс. рублей |
Ст. 12.5 КоАП | Ремень должен быть в машине, но его нет или он неисправен | 500 рублей |
Штраф за не пристёгнутые ремни пассажиров платит водитель. Неважно один у вас такой пассажир или десять, сумма штрафа будет составлять все равно тысячу рублей. При этом каждому не пристёгнутому пассажиру будет выписан штраф или письменное предупреждение.
Многие штрафы ГИБДД можно оплатить со скидкой в 50% процентов. Действует она в течение 20 дней с момента предписания.
Удобнее всего пользоваться для этого Госуслугами. Там собственник авто получает не только уведомления о нарушениях и выписанных за них штрафах, но и может сразу же их оплатить.