Какие виды актов принимаются в результате деятельности международной организации труда
Перейти к содержимому

Какие виды актов принимаются в результате деятельности международной организации труда

  • автор:

Какие виды актов принимаются в результате деятельности международной организации труда

ПЕРЕЧЕНЬ КОНВЕНЦИЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

1. Конвенция N 97 «О трудящихся-мигрантах» (1949 год).

2. Конвенция N 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952 год).

3. Конвенция N 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 год).

4. Конвенция N 121 «О пособиях в случаях производственного травматизма» (1964 год).

5. Конвенция N 130 «О медицинской помощи и пособиях по болезни» (1969 год).

6. Конвенция N 131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» (1970 год).

7. Конвенция N 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения» (1975 год).

8. Конвенция N 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982 год).

9. Конвенция N 161 «О службах гигиены труда» (1985 год).

10. Конвенция N 167 «О безопасности и гигиене труда в строительстве» (1988 год).

11. Конвенция N 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988 год).

12. Конвенция N 183 «Об охране материнства» (2000 год).

13. Конвенция N 184 «О безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве» (2001 год).

3.3. Стандарты Международной организации труда (мот)

Наибольшее число нормативных положений, относящихся к труду, содержат Устав и акты МОТ – организации, специально созданной для решения задач, связанных с социально-трудовыми отношениями, главного центра международной нормативной деятельности по вопросам социально-трудовых отношений.

МОТ имеет статус специализированного учреждения ООН, связанного с ней особым соглашением. Это соглашение признало за МОТ основную ответственность за деятельность в области международных трудовых и социальных проблем.

Определяющее значение МОТ в регулировании социально-трудовых отношений имеет разработка, принятие и контроль за выполнением международных трудовых стандартов – конвенций и рекомендаций.

За 1919-2001 годы принято 184 конвенции и 192 рекомендации. Их юридическая природа различна.

Конвенция – это международный акт, который после его ратификации х государством-членом МОТ является обязательным для выполнения. Она содержит только самые основные общие положения.

Рекомендации ратификации не подлежат. Но они содержат подробное рассмотрение конкретных социально-трудовых проблем, положения которых можно и полезно использовать в законах, подзаконных и других актах, а также в соглашениях и коллективных договорах. Рекомендации играют роль ориентиров при выработке политики, разработке национального законодательства и практических мероприятий в социально-трудовой сфере.

Конвенции и рекомендации охватывают по существу все основные вопросы труда, занятости и социально-трудовых отношений и образуют Международный кодекс труда.

Они служат минимальными стандартами для государств-членов МОТ и не должны использоваться для ухудшения положения трудящихся и предпринимательской деятельности.

В Уставе МОТ содержаться программные положения, определяющие основные направления создания международных трудовых стандартов.

Цели нормативной деятельности МОТ, согласно преамбуле к ее Уставу, состоят в улучшении условий труда путем использования следующих методов: регулирования часов работы, включая установление максимальных пределов рабочего дня и недели; регулирование рынка труда; предотвращения безработицы; обеспечения достойного уровня заработной платы; защиты трудящихся от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве; охраны труда детей, подростков и женщин; обеспечение пожилых трудящихся и инвалидов; защиты работников- мигрантов; признания принципа равной заработной платы за равный труд; признания свободы ассоциаций; организации профессионального и технического обучения.

Важно отметить, что этот перечень не является исчерпывающим и не исключает применения других методов.

Филадельфийская декларация Генеральной конференции МОТ, принятая 10 мая 1944 года, определила цели и задачи работы Международной организации труда после второй мировой войны. Она расширила задачи деятельности МОТ и стала составной частью Устава. Декларация в определенной мере предвосхитила устав ООН и Всеобщую декларацию прав человека (см. приложение 3.1).

В Филадельфийской декларации провозглашается, что МОТ берет на себя обязательство способствовать принятию странами мира программ, направленных на достижение полной занятости и повышение уровня жизни; предоставление трудящимся возможности применять свои силы в тех профессиях, где они могут достигнуть наиболее полного развития своих _____________

х ратификация – утверждение высшим органом государственной власти международного договора; ратификация придает договору юридическую силу.

способностей и внести наибольший вклад в общее благосостояние; обеспечение в качестве средства достижения этой цели возможностей профессионального обучения и передвижения работников, включая миграцию; проведение политики в области заработной платы и других условий труда, направленной на то, чтобы обеспечить получение всеми справедливой доли плодов прогресса и установить прожиточный минимум всем, кто в этом нуждается; признание права на коллективные переговоры и участие трудящихся в разработке и применении социальных и экономических мероприятий; расширение и улучшение социального обеспечения и медицинской помощи; защиту жизни и здоровья трудящихся всех профессий; обеспечение благосостояния детей и защиту материнства; обеспечение необходимого питания, жилья и условий для отдыха и культурного развития; обеспечение равного доступа к образованию.

В качестве основополагающего принципа провозглашается, что все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право на осуществление своего материального благосостояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей.

Фундаментальные принципы социальной политики, закрепленные в Уставе МОТ, связывают государства-члены МОТ независимо от того, ратифицировали ли они соответствующие конвенции. Содержание этих принципов уточнено в принятой на 86-й сессии Международной конференции труда в июне 1998 года Декларации об основополагающих принципах и правах в сфере труда.

В отличие от конвенции декларация, как и устав, обязательна к выполнению всеми странами-членами МОТ. Ее необходимость определяется и глобализацией мировой экономики, когда экономический рост сам по себе не гарантирует социальный прогресс, когда рост богатства сочетается с ростом нищеты.

Экономический рост имеет важнейшее значение, но недостаточен для обеспечения равенства, социального прогресса и искоренения бедности. Экономическая политика и социальная политика должны взаимно усиливать друг друга.

Декларация сформулировала четыре принципа, соблюдение которых является обязательным для всех государств-членов МОТ. Это: а) свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров; б) упразднение всех форм принудительного или обязательного труда; в) действенное запрещение детского труда; г) недопущение дискриминации в области труда и занятий.

Эти принципы получили нормативное выражение в восьми конвенциях, ратификация которых для всех государств-членов МОТ признана первоочередной: № 87 1948 года о свободе ассоциации и защите права на организацию; № 98 1949 года о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров; № 29 1930 года о принудительном труде; № 105 1957 года об упразднении принудительного труда; № 100 1951 года о равном вознаграждении за труд равной ценности; № 111 1958 года о дискриминации в области труда и занятий; № 138 1973 года о минимальном возрасте приема на работу; № 182 1999 года о наихудших формах детского труда.

Рассмотренные программные положения определяют рамки и направления нормотворческой деятельности МОТ и тем самым очерчивают содержание конвенций и рекомендаций.

Это содержание характеризуется определенным внутренним единством и составляет внушительный массив разнообразных норм, охватывающих широкий круг вопросов и распространяющихся на огромное большинство трудящегося населения.

Нормативные акты МОТ затрагивают широкий круг проблем социальной политики и включают положения, относящиеся к праву социального обеспечения, свободному времени трудящихся, строительству жилья для работников, их бытовому обслуживанию, статистике труда, профессионально-техническому образованию и профессиональной ориентации, организации деятельности государственных органов по управлению трудом.

Многие акты МОТ относятся не только к зависимым (наёмным) работникам, но и к независимым, предпринимателям, а в ряде случаев ко всему населению.

Сейчас первостепенное значение в деятельности МОТ приобретает социальный аспект. Крах социалистической системы и процесс глобализации экономики спровоцировали, среди прочего, настоящий взрыв внимания к социальной среде. Проблемы, ждущие своего решения, затрагивают теперь гораздо более широкий круг стран, групп или определенных категорий населения. Социальные проблемы, которые раньше нередко игнорировались, возникают в той или иной мере в каждой стране.

В деле социальной защиты и социального обеспечения МОТ проделала большую работу. Более 30 конвенций и почти 20 рекомендаций целиком относятся к данной проблеме. Эти вопросы находят отражение и в других международных актах. Наиболее важный нормативный документ – принятая в 1952 году Конвенция № 102 о минимальных нормах социального обеспечения, впервые в международном праве утвердившая принцип универсальности социального обеспечения, охватывающего все слои населения и все виды социального страхования и обеспечения.

Конвенция определяет минимальные нормы различных пособий в процентах от общей суммы прежних доходов или заработной платы; критерии для определения доходов и заработков различных категорий трудящихся, на базе которых исчисляются пособия. Конвенция, однако, не предусматривает обязательную защиту всех трудящихся. Нормы минимальных пособий в ней довольно низкие. Поэтому в последующих Конвенциях № № 121,128, 130 и других, относящихся к отдельным видам страхования, предусматривается обязательство стран добиваться более высоких уровней пособий, чем в Конвенции № 102.

Теперь почти повсеместно реформа систем социальной защиты и ее усиление становится одной из самых приоритетных задач. Все люди нуждаются в социальной защите и гарантированных доходах. Они определяются , конечно, уровнем развития общества, но социальная защита не происходит автоматически.

Однажды приняв на себя посредством ратификации Конвенции обязательства, из нее вытекающие, государство вправе путем денонсации отказаться от ее дальнейшего применения, то есть не считаться более связанным ее положениями.

Акты Международной организации труда

Концепции достойного труда и будущего в сфере труда реализуются в современных актах Международной организации труда.

Актами Международной организации труда являются: конвенции, рекомендации, протоколы, декларации и пакты.

Отметим, что Организация Объединенных Наций разработала специальную терминологию, которой пользуется Международная организация труда как учреждение ООН.

Так, термин «конвенция» включает все международные соглашения [1] .

Термин «протокол» употребляется для обозначения соглашений, имеющих менее официальный характер, чем соглашения, называемые «договорами» или «конвенциями» [2] . Протоколы могут быть приложениями к какой-то конвенции, определяя дополнительные права и обязанности, в этом случае также требуется их ратификация.

Декларации также могут представлять собой договоры в общем смысле слова, которые должны иметь обязательную силу по международному праву.

Основные правовые акты МОТ — это конвенции и рекомендации, принимаемые на Генеральной конференции. Конвенции обязательны для применения ратифицировавшим их государством — членом МОТ, в то время как рекомендации не носят обязательного характера, а представляют собой по сути основные направления реализации конвенций: при этом не требуется ратификация рекомендаций.

Конвенции и рекомендации относятся к так называемому «мягкому праву» (soft law), т. е. они не обеспечиваются принудительным воздействием. Иными словами, если, например, государство — член МОТ не изменяет свое трудовое законодательство после ратификации конвенции, то МОТ никак не может на это государство воздействовать, так как не обладает властными полномочиями.

К 2020 г. МОТ приняла 190 конвенций и 206 рекомендаций. СССР, а затем и Российская Федерация ратифицировали 77 конвенций МОТ.

Международная организация труда приняла 6 Протоколов: Протокол 2014 г. к Конвенции 1930 г. о принудительном труде, Протокол 1995 г. к Конвенции 1947 г. об инспекции труда, Протокол 1990 г. к Конвенции (пересмотренной) 1948 г. о ночном труде женщин, Протокол к Конвенции 1958 г. о плантациях, Протокол 1996 г. к Конвенции 1976 г. о минимальных нормах в торговом флоте, Протокол 2002 г. к Конвенции 1981 г. о безопасности и гигиене труда.

Наиболее значимыми декларациями МОТ являются:

  • — Декларация относительно целей и задач Международной организации труда (принята в г. Филадельфии на 26-й сессии Генеральной конференции МОТ 10 мая 1944 г.);
  • — Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда (принята в г. Женеве на 86-й сессии Генеральной конференции МОТ 18 июня 1998 г.);
  • — Декларация МОТ о социальной справедливости в целях справедливой глобализации (принята в г. Женеве на 97-й сессии Генеральной конференции МОТ 10 июня 2008 г.);
  • — Декларация столетия МОТ о будущем сферы труда (принята в г. Женеве на 108-й сессии Генеральной конференции МОТ 11 июня 2019 г.).

Наиболее известным пактом МОТ является Глобальный пакт о рабочих местах (принят в г. Женеве на 98-й сессии Генеральной конференции МОТ 19 июня 2009 г.).

Общая характеристика конвенций и рекомендаций МОТ.

На официальном сайте МОТ — Normlex — содержатся различные классификации конвенций и рекомендаций.

  • 1. По значимости конвенции классифицируются:
    • • на основополагающие (Fundamental);
    • • приоритетные (Governance (Priority);
    • • технические (Technical).

    Основополагающих конвенций — 8; приоритетных — 4; технических — 178.

    • 2. По предмету регулирования конвенции и рекомендации можно разделить:
      • • на конвенции и рекомендации о праве на объединение и ведение коллективных переговоров, а также конвенции об индустриальных (коллективных отношениях), (например, Конвенция № 87 МОТ «О свободе объединений и защите права на объединение в профсоюзы» от 9 июля 1948 г., Конвенция № 135 МОТ «О защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях» от 23 июня 1971 г., Рекомендация № 91 МОТ «О коллективных договорах» от 29 июня 1951 г.);
      • • конвенции и рекомендации о запрете принудительного труда (например, Конвенция № 29 МОТ «Относительно принудительного и обязательного труда» от 28 июня 1930 г., Рекомендация № 203 МОТ «О дополнительных мерах в целях действенного пресечения принудительного труда» от 11 июня 2014 г.);
      • • конвенции и рекомендации о запрете детского труда и о труде молодежи (например, Конвенция № 138 МОТ «О минимальном возрасте для приема на работу» от 26 июня 1973 г., Рекомендация № 190 МОТ «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» от 17 июня 1999 г.);
      • • конвенции и рекомендации о равенстве в сфере труда (например, Конвенция № 100 МОТ «Относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности» от 29 июня 1951 г., Рекомендация № 90 МОТ «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» от 29 июня 1951 г.);
      • • конвенции и рекомендации о трехсторонних консультациях (например, Конвенция № 144 МОТ «О трехсторонних консульта циях для содействия применению международных трудовых норм» от 21 июня 1976 г., Рекомендация № 152 МОТ «О процедуре трехсторонних консультаций для содействия применению международных трудовых норм и национальным мероприятиям, касающимся деятельности Международной организации труда» от 21 июня 1976 г.);
      • • конвенции и рекомендации об инспекции труда (Конвенция №81 МОТ «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11 июля 1947 г., Рекомендация № 81 МОТ «Об инспекции труда» от 11 июля 1947 г.);
      • • конвенции и рекомендации о занятости населения (например, Конвенция № 122 МОТ «О политике в области занятости» от 9 июля 1964 г., Рекомендация № 122 МОТ «О политике в области занятости» от 9 июля 1964 г.);
      • • конвенции и рекомендации о профессиональной подготовке (например, Конвенция № 140 МОТ «Об оплачиваемых учебных отпусках» от 24 июня 1974 г., Рекомендация № 136 МОТ «О специальных программах обеспечения занятости и подготовки молодежи в целях развития» от 23 июня 1970 г.);
      • • конвенции и рекомендации о заработной плате (например, Конвенция № 131 МОТ «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» от 22 июня 1970 г., Рекомендация № 135 МОТ «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран от 22 июня 1970 г.);
      • • конвенции и рекомендации о рабочем времени и времени отдыха (например, Конвенция № 175 МОТ «О работе на условиях неполного рабочего времени» от 24 июня 1994 г., Рекомендация № 182 МОТ «О работе на условиях неполного рабочего времени» от 24 июня 1994 г.);
      • • конвенции и рекомендации об охране труда (например, Конвенция № 155 МОТ «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» от 22 июня 1981 г., Рекомендация № 164 МОТ «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» от 22 июня 1981 г.);
      • • конвенции и рекомендации об особенностях регулирования труда отдельных категорий работников-мигрантов, моряков, рыбаков, докеров, больных СПИДом и т. д.

      Общая характеристика основополагающих и приоритетных конвенций.

      В Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда от 18 июня 1998 г. указывается, что свободно вступая в МОТ, все государства-члены признали принципы и права, закрепленные в Уставе и в Филадельфийской декларации, и обязались добиваться достижения всех целей Организации, используя для этого все имеющиеся в их распоряжении средства и с полным учетом при сущих им особенностей; что эти принципы и права получили свое выражение и развитие в форме конкретных прав и обязательств в конвенциях, признанных в качестве основополагающих как в самой Организации, так и за ее пределами.

      Подчеркнем, что все государства-члены, даже если они не ратифицировали указанные конвенции, имеют обязательство, вытекающее из самого факта их членства в Организации, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь добросовестно в соответствии с Уставом МОТ принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих конвенций, а именно: свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров; упразднение всех форм принудительного или обязательного труда; действенное запрещение детского труда и недопущение дискриминации в области труда и занятий.

      Восемь конвенций признаются основополагающими, а именно:

      • 1) Конвенция № 29 МОТ «Относительно принудительного и обязательного труда» от 28 июня 1930 г.;
      • 2) Конвенция № 105 МОТ «Об упразднении принудительного труда» от 25 июня 1957 г.;
      • 3) Конвенция № 87 МОТ «О свободе объединений и защите права на объединение в профсоюзы» от 9 июля 1948 г.;
      • 4) Конвенция № 98 МОТ «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» от 1 июля 1949 г.;
      • 5) Конвенция № 100 МОТ «Относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности» от 29 июня 1951 г.;
      • 6) Конвенция № 111 МОТ «О дискриминации в области труда и занятий» от 25 июня 1958 г.;
      • 7) Конвенция № 138 МОТ «О минимальном возрасте для приема на работу» от 26 июня 1973 г.;
      • 8) Конвенция № 182 МОТ «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» от 17 июня 1999 г.

      Российская Федерация ратифицировала все восемь основополагающих конвенций МОТ.

      Несколько по-другому обстоит дело с четырьмя приоритетными конвенциями, к которым относятся:

      • 1) Конвенция № 81 МОТ «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11 июля 1947 г.;
      • 2) Конвенция № 122 МОТ «О политике в области занятости» от 9 июля 1964 г.;
      • 3) Конвенция № 129 МОТ «Об инспекции труда в сельском хозяйстве» от 25 июня 1969 г.;
      • 4) Конвенция № 144 МОТ «О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм» от 21 июня 1976 г.

      Россия ратифицировала три из четырех приоритетных конвенций МОТ: Конвенцию № 81 МОТ «Об инспекции труда в промышленности и торговле»; Конвенцию № 122 МОТ «О политике в области занятости»; Конвенцию № 144 МОТ «О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм».

      Какие виды актов принимаются в результате деятельности международной организации труда кратко

      Одним из основных источников международно-правового регулирования социально-обеспечительных прав являются акты МОТ. В 1919 г. в соответствии с Версальским мирным договором была создана Международная организация труда (МОТ). Первоначально это была Международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшению условий труда при Лиге наций. С 1945 г. с принятием Устава ООН Международная организация труда становится специализированным учреждением ООН и в настоящее время объединяет 178 государств*(1005). Характерной чертой структуры МОТ является трипартизм, т.е. формирование и деятельность почти всех органов на основе трехстороннего представительства: правительств, предпринимателей и работников. Одним из основных направлений деятельности МОТ является нормотворчество — разработка и принятие международно-правовых актов (деклараций, конвенций, рекомендаций), содержащих международные социально-трудовые нормы. Декларации МОТ (хотя и являются юридически необязательными актами), однако носят основополагающий характер для разработки и принятия конвенций и рекомендаций. Ратифицированные конвенции МОТ являются юридически обязательными (императивными) актами. Рекомендации МОТ, как уже следует из их наименования, носят рекомендательный характер, сопровождают соответствующие конвенции МОТ, детализируя, уточняя эти положения, расширяя возможности выбора для государств тех или иных международно-правовых норм. Они не требуют ратификации.

      Основополагающие документы Международной организации труда являются источниками общепризнанных международных принципов и норм права социального обеспечения. Всего в истории МОТ были приняты 3 торжественные декларации. Первой является Филадельфийская декларация 1944 г., включенная впоследствии в Устав МОТ. В ней отмечалось, что мандат МОТ заключается в создании условий «свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей», в которых все люди независимо от пола, расы или веры, имеют право на осуществление своего материального благосостояния и духовного развития». Вторая декларация, принятая в 1964 г., была посвящена действиям против апартеида в Южной Африке. С исчезновением апартеида она была объявлена устаревшей и отменена в 1994 г. Третья — Декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизме ее реализации», принятая 18 июня 1998 г. на 86-й сессии МОТ. Она имеет целью дать социально-политические решения проблемам, поставленным эпохой глобализации. В Декларации содержится своеобразный социальный минимум, которому должно следовать каждое государство в рамках мандата МОТ. Декларации МОТ подтвердили, что одним из принципов, на которых основана Организация, является то, что нищета в любом месте является угрозой для общественного благосостояния, и борьба с ней должна вестись в каждом государстве. Более того, государства должны стремиться к расширению социального обеспечения с тем, чтобы обеспечить основной доход для всех нуждающихся в этом и предоставить всем полное медицинское обслуживание.

      Учитывая, что не все государства — члены МОТ ратифицировали основополагающие конвенции, в Декларации «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизме ее реализации провозглашено принципиальное положение: все государства — члены МОТ, даже если они не ратифицировали указанные конвенции, имеют обязательство, вытекающее из самого факта их членства в Организации, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь в соответствии с Уставом принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих конвенций. Как отмечал Генеральный директор МБТ (Международного Бюро Труда) в докладе «Достойный труд» на 87-й сессии Международной конференции труда (1999 г.): «Декларации — это такие акты, которыми МОТ пользовалась довольно широко. В отличие от международных договоров, которые являются обязательными лишь для государств-членов, которые их ратифицировали, действие декларации автоматически распространяется на все страны, принявшие Устав МОТ, независимо от того ратифицировали они или нет основополагающие конвенции МОТ»*(1006).

      В контексте рассматриваемых проблем заслуживает внимания названный выше доклад Генерального директора МБТ «Достойный труд», в котором выдвинута и обоснована программа достойного труда, которая рассматривает в единстве взаимодействии право на труд и право на социальное обеспечение. Названная программа преследует четыре стратегические цели: претворение в жизнь основополагающих прав в сфере труда; расширение возможностей занятости и получения дохода, совершенствование системы социальной защиты, укрепление социального диалога*(1007). Таким образом, как определяет МОТ, стратегия развития трудовых и социально-обеспечительных отношений в XXI в. должна строится на создании возможностей равного доступа всех граждан к фундаментальным правам и свободам — право на труд и социальное обеспечение, свобода объединений, принципы равенства возможностей каждого, недопустимости дискриминации и принудительности труда.

      Рассматриваемая программа МОТ «Достойный труд» в качестве своей составляющей включает концепцию «социальной безопасности». Социальная безопасность в измерении МОТ — понятие многогранное, оно охватывает безопасность и гигиену труда, стабильность рабочих мест, гарантии дохода и доступность государственных услуг, надлежащие доходы в старости и в случае болезни, а также защиту против разного рода непредвиденных обстоятельств. В связи с этим под достойным трудом понимается работа, обеспечивающая не только приличный доход в настоящее время, но и гарантированный доход в случае экономической неопределенности и рисков, с которыми сталкиваются трудящиеся на производстве и после выхода на пенсию. Для решения этой задачи МОТ особое внимание уделяет проблемам формирования в государствах социальной политики, обеспечивающей социальную защиту населению. В этой части особый для нас интерес представляет Доклад Генерального директора МБТ МОТ Хуана Сомавия «Обеспечение дохода и социальная защита в меняющемся мире», который был сделан на рубеже веков в 2000 г.*(1008). В этом докладе были даны определения основных понятий и ориентиры для социальной политики в отношении того, как системы социальной защиты населения могли бы развиваться в XXI в.

      МОТ дефиницию «социальное обеспечение» связывает с государственными мерами, охватывающими социальное страхование (т.е. системы, основанные на страховых взносах) и универсальные выплаты (т.е. пособия, финансируемые за счет налогов и выплачиваемые без проверки дохода и нуждаемости получателя). Между тем МОТ не ограничивается проблемами социального обеспечения и, как правило, социальную политику увязывает с более широким понятием «социальная защита». При этом в социальную защиту включаются не только государственные системы социального обеспечения, но и частные, или необязательные, преследующие аналогичные цели, при условии, что взносы в них не целиком (выделено нами) определяются рыночными факторами. Такие системы, по мнению МОТ, могут опираться, например, на трудовую солидарность, субсидию работодателя или даже на государственную субсидию*(1009). Таким образом, мы еще раз убеждаемся, что в современных условиях новый облик отрасли права социального обеспечения (именно под таким названием эта отрасль исторически сформировалась в системе отраслей советского, а затем российского права) обусловлен ее экспансией в частную сферу общественных отношений. Частно-публичный характер отрасли определяется активной ролью государства в регулировании названной сферы. Более того, в качестве основной тенденции развития системы социальной защиты в XXI в. МОТ считает передачу государством некоторых своих функций частному сектору на договорных началах. В рассматриваемом докладе отмечается, что «в условиях увеличивающегося бремени социальной защиты многие правительства уступили влиянию неолиберальных идей в пользу сокращения прямого участия государства в обеспечении социальной защиты и усилении роли частного сектора*(1010). В ряде стран это привело к переосмыслению ролей и ответственности, в результате чего обычно считают, что государство непосредственно отвечает лишь за базовый уровень защиты, а сверх этого выступает только как регулятор и координатор. Это оставляет простор для развития смешанных систем. Но при этом государство, по мнению МОТ, не может отказаться от своей ответственности за систему социальной защиты, оно должно обеспечить и эффективный контроль за частным сектором предоставления социальных услуг, дополнительных страховых пенсий в системе добровольного пенсионного страхования и т.д. Это означает, что по мере усиления сочетания государственных и частных начал в системах социальной защиты становится все более очевидной потребность в общих рамках и системе координации, формировании цельной согласованной системы социальной защиты в меняющемся мире.

      По классификации МОТ механизм социальной защиты включает в себя следующие элементы: 1) системы здравоохранения; 2) социальная защита в случае нетрудоспособности, которая распространяется не только на наемных работников, но и самозанятых лиц; 3) пенсии по старости, по случаю потери кормильца; 4) пособия по безработице; 5) социальные выплаты родителям и детям; 6) социальная помощь, которая рассчитана на нуждающихся лиц. При этом социальная защита должна базироваться, во-первых, на обязательных взносах в фонды социального обеспечения, во-вторых, — на общем налогообложении, и, в-третьих, дополняться частными системами социального обеспечения*(1011).

      Организация ООН, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений.

      Создана в 1919 г. Штаб-квартира находится в Женеве. В Москве расположен офис Субрегионального бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии.

      На сегодняшний день участниками МОТ являются 187 государств.

      Деятельность МОТ строится на основе трехстороннего представительства работников, работодателей и правительств. Общая цель — содействовать в установлении достойных условий труда во всем мире, справедливости в отношениях работодателей и работников, чтобы не росло недовольство, «которое подвергает опасности мир и согласие во всем мире» (из Устава МОТ).

      МОТ принимает Конвенции (международные договоры) и Рекомендации по вопросам труда, пенсионного обеспечения, которые являются социальными ориентирами для большинства развитых стран мира. Даже если государство-участник не ратифицировало ту или иную Конвенцию, оно несет обязательства в силу факта членства в МОТ и присоединения к ее Уставу по 4 основополагающим принципам в сфере труда, закрепленным в Декларации МОТ 1998 г. Это принципы свободы объединения и права на ведение коллективных переговоров , запрета дискриминации в трудовых отношениях, искоренения принудительного труда и запрета детского труда . МОТ не может принуждать к исполнению даже ратифицированных Конвенций. Тем не менее, существуют механизмы контроля МОТ за исполнением Конвенций и Рекомендаций, основная суть которых заключается в исследовании обстоятельств предполагаемых нарушений трудовых прав и придании им международной огласки в случае длительного игнорирования замечаний МОТ государством-участником.

      В числе Конвенций МОТ, ратифицированных Россией:

      МОТ регулярно сотрудничает с российскими профсоюзами , прежде всего с ФНПР , проводит совместные с ними форумы, семинары, мероприятия по проблемам трудовых отношений. Так, в июле 2019 г. при участии МОТ в Екатеринбурге прошел международный форум «Инновации в профсоюзах. Труд в ХХI веке». Инициированный МОТ институт соцпартнерства , который реализуется в практике социального диалога и заключения колдоговоров , является одной из основ деятельности ФНПР.

      Представители ГМПР также активные участники мероприятий МОТ.

      МОТ — инициатор Всемирного дня охраны труда , в рамках которого российскими профсоюзами в последние годы проводится самый широкий спектр массовых мероприятий.

      МОТ — разработчик концепции достойного труда , поддержанной российскими профсоюзами.

      В апреле 2019 г. глава МОТ Гай Райдер принял участие во Всероссийской неделе охраны труда, где отметил положительную тематику снижения травматизма в России.

      В июле 2019 г. ратификация 102-й конвенции МОТ странами СНГ обсуждалась в Челябинске на исполкоме международной организации профсоюзов «Профцентр «Союзметалл» .

      Каким актом РФ Ратифицируется Конвенции Международной организации труда?

      Конвенция Международной организации труда (МОТ) относительно принудительного или обязательного труда была принята 28 июня 1930 года. . СССР ратифицировал данную Конвенцию Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1956 года.

      Какие виды актов принимаются в результате деятельности Международной организации труда?

      Международная организация труда принимает два вида актов, содержащих стандарты правового регулирования труда: конвенции и рекомендации. Конвенции являются международными соглашениями и обязательны для ратифицировавших их стран.

      Какая организация является предшественником мот?

      Деятельность МОТ строится на основе трехстороннего представительства работников, работодателей и правительств — трипартизма. МОТ — одна из старейших и наиболее представительных международных организаций. Созданная при Лиге Наций, она пережила последнюю и с 1946 года стала первым специализированным учреждением ООН.

      Сколько конвенций мот ратифицировано Россией?

      Российская Федерация следует стандартам Международной организации труда в области труда и социального обеспечения. По числу ратифицированных конвенций среди 187 стран Российская Федерация занимает 27 место. Нашей страной ратифицировано 74 конвенции.

      Что такое Конвенция Международной организации труда?

      Конвенции МОТ охватывают широкий круг социальных и трудовых вопросов, включая основные права человека, минимальную заработную плату, производственные отношения, занятость, социальный диалог, социальную защиту и другие вопросы. Конвенции МОТ по гендерным вопросам имеют длительную историю.

      Сколько конвенций и рекомендаций мот?

      принято 174 конвенции и 181 рекомендация. Юридическая природа этих документов различна. Конвенции являются разновидностью международно-правовых договоров, предполагающих их ратификацию парламентами или другими законодательными органами государств и последующее соблюдение странами-членами МОТ.

      В каком году был принят второй международный кодекс о труде?

      Какие страны входят в Международную организацию труда?

      Бюро координирует деятельность МОТ в десяти государствах – Российской Федерации, Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане. В системе Организации Объединенных Наций МОТ обладает уникальной трехсторонней структурой.

      Какое из государств является лидером по числу ратифицированных конвенций мот это?

      В регионе, который курирует Бюро МОТ в Москве, Россия является лидером по числу ратифицированных конвенций — наша страна подписала их 77.

      Кто по национальности мот?

      Ранние годы и юность рэпера

      Будущий рэп-исполнитель появился на свет 2 марта 1990 года в городе Крымске, Краснодарского края. По материнской линии у Матвея имеются грецкие корни, по национальности его родной дедушка грек.

      Какая международная организация действует на основе Трипартизма?

      Отличительная черта Международной организации труда (МОТ) – трипартизм – трехсторонняя структура, в рамках которой осуществляются переговоры между правительствами, организациями трудящихся и предпринимателей.

      Какие организации участвуют в международном сотрудничестве за мир?

      • Организация Объединенных Наций (ООН), ее органы, программы и фонды, в частности: .
      • Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) .
      • Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО) .
      • Международная организация труда (МОТ) .
      • Международная финансовая корпорация (МФК)

      В каком году Российская Федерация ратифицировала?

      Российская Федерация вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 года, а 30 марта 1998 года ею была ратифицирована Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод.

      Какие конвенции мот ратифицированы в РБ?

      • К 58. Конвенция 1936 года о минимальном возрасте допуска детей на работу .
      • К 77. Конвенция 1946 года о медицинском .
      • К 87 * Конвенция 1948 года о свободе .
      • К 103. Конвенция 1952 года об охране .
      • К 105 * Конвенция 1957 года об упразднении .
      • К 123. Конвенция 1965 года о минимальном .
      • К 124. Конвенция 1965 года о медицинском .
      • и рудниках

      Что такое конвенция?

      Конве́нция (лат. conventio – договор, соглашение) — разновидность международного договора. Конкретные признаки, по которым тот или иной договор следует называть конвенцией, выделить сложно.

      Акты международного регулирования труда принято классифицировать по различным основаниям, в том числе по принявшему их органу, юридической силе (обязательные и рекомендательные), сфере действия (двусторонние, локальные, всеобщие).

      Пакты и конвенции ООН являются обязательными для всех стран, их ратифицировавших. Международная организация труда принимает два вида актов, содержащих стандарты правового регулирования труда: конвенции и рекомендации. Конвенции являются международными соглашениями и обязательны для ратифицировавших их стран. В случае ратификации конвенции государство принимает необходимые меры к ее реализации на национальном уровне и регулярно представляет в Организацию доклады об эффективности таких мер. В соответствии с Уставом МОТ ратификация государством конвенции не может затрагивать национальные правила, более благоприятные для трудящихся. По нератифицированным конвенциям Административный совет может запрашивать у государства информацию о состоянии национального законодательства и практики его применения, а также о мерах по их улучшению, которые предполагается принять. Рекомендации не требуют ратификации. Эти акты содержат положения, уточняющие, детализирующие положения конвенций, либо модель регулирования социально-трудовых отношений.

      Основные направления международного правового регулирования труда

      Международная организация труда ведет активную нормотворческую деятельность. За время ее существования было принято 188 конвенций и 200 рекомендаций.

      К числу основополагающих отнесены восемь конвенций МОТ. В них закреплены основные принципы правового регулирования труда. Это следующие конвенции.

      • средства политического воздействия или воспитания либо в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной либо экономической системе;
      • метода мобилизации и использования рабочей силы в целях экономического развития;
      • средства поддержания трудовой дисциплины;
      • средства наказания за участие в забастовках;
      • меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания.

      Еще четыре конвенции отнесены МОТ к числу приоритетных:

      В целом можно выделить следующие основные направления правового регулирования МОТ:

      • основные права человека;
      • занятость;
      • социальная политика;
      • регулирование вопросов труда;
      • трудовые отношения и условия труда;
      • социальное обеспечение;
      • правовое регулирование труда отдельных категорий работников (особое внимание уделяется запрету детского труда, охране труда женщин; значительное число актов посвящено регулированию труда моряков, рыбаков и некоторых других категорий трудящихся).

      Принятие конвенций нового поколения обусловлено значительным количеством актов МОТ и назревшей необходимостью адаптации содержащихся в них стандартов к современным условиям. Они представляют собой своего рода систематизацию международного правового регулирования труда в определенной области.

      Национальная система безопасности и гигиены включает:

      • нормативные правовые акты, коллективные договоры и другие соответствующие акты по безопасности и гигиене труда;
      • деятельность органа или ведомства, отвечающего за вопросы безопасности и гигиены труда;
      • механизмы для обеспечения соблюдения национальных законодательных и нормативных правовых актов, включая системы инспекции;
      • меры, направленные на обеспечение сотрудничества на уровне предприятия между его руководством, работниками и их представителями в качестве основного элемента мер профилактики на производстве.

      Рекомендация об основах, содействующих безопасности и гигиене труда, дополняет положения Конвенции и направлена на обеспечение содействия разработке и принятию новых актов, международному обмену информацией в области безопасности и гигиены труда.

      Конвенция излагает как процедуры, применяемые до и во время прекращения трудового отношения, так и процедуру обжалования решения об увольнении. Бремя доказывания наличия законного основания для увольнения возложено на предпринимателя.

      Конвенция предусматривает право работника на предупреждение о планируемом прекращении трудового отношения в разумный срок или право на денежную компенсацию вместо предупреждения, если он не совершил серьезного проступка; право на выходное пособие и (или) другие виды защиты дохода (пособия из фонда страхования по безработице, фондов помощи безработным либо другие формы социального обеспечения). В случае необоснованного увольнения, невозможности отмены решения об увольнении и восстановления трудящегося на прежней работе предполагается выплата соответствующей компенсации или другого пособия. В случае прекращения трудовых отношений по экономическим, технологическим, структурным или аналогичным причинам на работодателя возлагается обязанность информировать об этом работников и их представителей, а также соответствующий государственный орган. Государства на национальном уровне могут вводить определенные ограничения при массовых увольнениях.

      • потребности работников и их семей, принимая во внимание общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп;
      • экономические соображения, включая требования экономического развития, уровень производительности и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости. Для обеспечения эффективного применения всех положений о минимальной заработной плате принимаются соответствующие меры, например надлежащая инспекция, дополненная другими необходимыми мерами.

      Перечень конвенций МОТ, действующих в РФ

      1. Конвенция № 11 “О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве” (1921 г.).

      2. Конвенция № 13 “Об использовании свинцовых белил в малярном деле” (1921 г.).

      3. Конвенция № 14 “О еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях”(1921 г.).

      4. Конвенция № 16 “Об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов” (1921 г.).

      5. Конвенция № 23 “О репатриации моряков” (1926 г.).

      6. Конвенция № 27 “Об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах” (1929 г.).

      7. Конвенция № 29 “О принудительном или обязательном труде” (1930 г.).

      8. Конвенция № 32 “О защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке или разгрузке судов” (1932 г.).

      9. Конвенция № 45 “О применении труда женщин на подземных работах в шахтах” (1935 г.).

      10. Конвенция № 47 “О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю” (1935 г.).

      11. Конвенция № 52 “О ежегодных оплачиваемых отпусках” (1936 г.).

      12. Конвенция № 69 “О выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации” (1946 г.).

      13. Конвенция № 73 “О медицинском освидетельствовании моряков” (1946 г.).

      14. Конвенция № 77 “О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности” (1946 г.).

      15. Конвенция № 78 “О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах” (1946 г.).

      16. Конвенция № 79 “О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду” (1946 г.).

      17. Конвенция № 87 “О свободе ассоциации и защите прав на организацию” (1948 г.).

      18. Конвенция № 90 “О ночном труде подростков в промышленности” (пересмотрена в 1948 г.).

      19. Конвенция № 92 “О помещениях для экипажа на борту судов” (пересмотрена в 1949 г.).

      20. Конвенция № 95 “Об охране заработной платы” (1949 г.).

      21. Конвенция № 98 “О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров” (1949 г.).

      22. Конвенция № 100 “О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности” (1951 г.).

      23. Конвенция № 103 “Об охране материнства” (1952 г.).

      24. Конвенция № 106 “ О еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях” (1957 г.).

      25. Конвенция № 108 “О национальном удостоверении личности моряков” (1958 г.).

      26. Конвенция № 111 “О дискриминации в области труда и занятий” (1958 г.).

      27. Конвенция № 113 “О медицинском осмотре моряков” (1959 г.).

      28. Конвенция № 115 “О защите трудящихся от ионизующей радиации” (1960 г.).

      29. Конвенция № 116 “О частичном пересмотре конвенций” (1961 г.).

      30. Конвенция № 119 “О снабжении машин защитными приспособлениями” (1963 г.).

      31. Конвенция № 120 “О гигиене в торговле и учреждениях” (1964 г.).

      32. Конвенция № 122 “О политике в области занятости” (1964 г.).

      33. Конвенция № 124 “О медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках” (1965 г.).

      34. Конвенция № 126 “О помещениях для экипажа на борту рыболовецких судов” (1966 г.).

      35. Конвенция № 133 “О помещениях для экипажа на борту судов”. Дополнительные положения (1970 г.).

      36. Конвенция № 134 “О предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков” (1970 г.).

      37. Конвенция № 138 “О минимальном возрасте” (1973 г.).

      38. Конвенция № 142 “О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов”.

      39. Конвенция № 147 “О минимальных нормах на торговых судах” (1976 г.).

      40. Конвенция № 148 “О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом, вибрацией на рабочих местах” (1977 г.).

      41. Конвенция № 149 “О занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала” (1977 г.).

      42. Конвенция № 159 “О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов” (1983 г.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *