Какие из перечисленных сведений представляются перевозчиком при прибытии товаров пересылаемых в мпо
ТК ЕАЭС Статья 89. Документы и сведения, представляемые при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 89 ТК ЕАЭС
1. При уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза перевозчик представляет следующие документы и сведения:
1) при международной перевозке автомобильным транспортом:
документы на транспортное средство международной перевозки;
транспортные (перевозочные) документы;
документы, сопровождающие международные почтовые отправления при их перевозке, определенные актами Всемирного почтового союза;
имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары;
государственной регистрации транспортного средства международной перевозки;
перевозчике товаров (наименование и адрес);
стране отправления и стране назначения товаров (наименования);
отправителе и получателе товаров (наименования и адреса);
продавце и покупателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами;
количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров;
товарах (наименования и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков);
весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах);
наличии (отсутствии) товаров, ввоз которых на таможенную территорию Союза запрещен или ограничен;
месте и дате составления международной товаротранспортной накладной;
идентификационных номерах контейнеров;
2) при международной перевозке водным транспортом:
декларация о грузе;
декларация о судовых припасах;
декларация о личных вещах экипажа судна;
транспортные (перевозочные) документы, если сведения о товаре, предусмотренные настоящим подпунктом, не содержатся в декларации о грузе;
документы, сопровождающие международные почтовые отправления при их перевозке, определенные актами Всемирного почтового союза;
регистрации судна и его национальной принадлежности;
судне (наименование и описание);
капитане судна (фамилия);
судовом агенте (фамилия и адрес);
пассажирах на судне (количество, фамилии, имена, гражданство (подданство), даты и места рождения, порты посадки и высадки);
количестве и составе членов экипажа судна;
порте отправления и порте захода судна (наименования);
количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров;
товарах (наименования, общее количество и описание);
порте погрузки и порте выгрузки товаров (наименования);
номерах транспортных (перевозочных) документов на товары, подлежащие выгрузке в данном порту;
портах выгрузки остающихся на борту товаров (наименования);
первоначальных портах отправления товаров (наименования);
судовых припасах, имеющихся на судне (наименования и количество);
наличии (отсутствии) на борту судна международных почтовых отправлений;
наличии (отсутствии) на борту судна лекарственных средств, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества;
наличии (отсутствии) на борту судна опасных товаров, включая оружие, боеприпасы;
идентификационных номерах контейнеров;
3) при международной перевозке воздушным транспортом:
стандартный документ перевозчика, предусмотренный международными договорами в области гражданской авиации (генеральная декларация);
документ, содержащий сведения о перевозимых на борту воздушного судна товарах (грузовая ведомость);
документ, содержащий сведения о бортовых припасах;
транспортные (перевозочные) документы;
документ, содержащий сведения о перевозимых на борту пассажирах и их багаже (пассажирская ведомость);
документы, сопровождающие международные почтовые отправления при их перевозке, определенные актами Всемирного почтового союза;
имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары;
знаках национальной принадлежности и регистрационных знаках судна;
номере рейса, маршруте полета, пункте вылета и пункте прибытия судна;
эксплуатанте судна (наименование);
количестве и составе членов экипажа судна;
пассажирах на судне (количество, фамилии и инициалы, наименования пунктов посадки и высадки);
номере грузовой накладной, количестве мест по каждой грузовой накладной;
пункте погрузки и пункте выгрузки товаров (наименования);
количестве бортовых припасов, погружаемых на судно или выгружаемых с него;
наличии (отсутствии) на борту судна международных почтовых отправлений;
наличии (отсутствии) на борту судна товаров, ввоз которых на таможенную территорию Союза запрещен или ограничен, лекарственных средств, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества, оружия, боеприпасов;
идентификационных номерах контейнеров;
4) при международной перевозке железнодорожным транспортом:
транспортные (перевозочные) документы;
передаточная ведомость на железнодорожный подвижной состав;
документ, содержащий сведения о припасах;
документы, сопровождающие международные почтовые отправления при их перевозке, определенные актами Всемирного почтового союза;
имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары;
отправителе и получателе товаров (наименования и адреса);
станции отправления и станции назначения товаров (наименования);
количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров;
товарах (наименования и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков);
весе брутто товаров (в килограммах);
идентификационных номерах контейнеров.
2. Независимо от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, указанных в настоящей статье, перевозчиком представляются:
1) документы и (или) сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса;
2) сведения о регистрации предварительной информации с указанием регистрационного номера предварительной информации — если в отношении товаров, прибывших на таможенную территорию Союза, таможенному органу в соответствии со статьей 11 настоящего Кодекса была представлена предварительная информация;
3) транзитная декларация — в отношении прибывших на таможенную территорию Союза товаров Союза и указанных в пункте 4 статьи 302 настоящего Кодекса иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки (транспортировки) через территории государств, не являющихся членами Союза, и (или) морем.
3. В случае если сведения, подлежащие представлению в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи, не содержатся в представленных перевозчиком документах либо если документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, не представляются в соответствии с пунктом 2 статьи 80 настоящего Кодекса, перевозчик обязан представить иные документы, содержащие недостающие сведения, либо заявить недостающие сведения и (или) сведения о документах, которые не представляются, путем подачи заявления в произвольной форме.
4. При уведомлении таможенного органа о прибытии на таможенную территорию Союза международных почтовых отправлений в отношении таких почтовых отправлений перевозчик представляет документы, сопровождающие международные почтовые отправления при их перевозке, определенные актами Всемирного почтового союза, и сведения в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 286 настоящего Кодекса.
5. В зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, Комиссия вправе определять особенности уведомления таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза при регулярном перемещении через таможенную границу Союза товаров одним и тем же транспортным средством международной перевозки в течение определенного периода.
Статья 89. Документы и сведения, представляемые при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза
1. При уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза перевозчик представляет следующие документы и сведения:
1) при международной перевозке автомобильным транспортом:
документы на транспортное средство международной перевозки;
транспортные (перевозочные) документы;
документы, сопровождающие международные почтовые отправления при их перевозке, определенные актами Всемирного почтового союза;
имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары;
государственной регистрации транспортного средства международной перевозки;
перевозчике товаров (наименование и адрес);
стране отправления и стране назначения товаров (наименования);
отправителе и получателе товаров (наименования и адреса);
продавце и покупателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами;
количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров;
товарах (наименования и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков);
весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах);
наличии (отсутствии) товаров, ввоз которых на таможенную территорию Союза запрещен или ограничен;
месте и дате составления международной товаротранспортной накладной;
идентификационных номерах контейнеров;
2) при международной перевозке водным транспортом:
декларация о грузе;
декларация о судовых припасах;
декларация о личных вещах экипажа судна;
транспортные (перевозочные) документы, если сведения о товаре, предусмотренные настоящим подпунктом, не содержатся в декларации о грузе;
документы, сопровождающие международные почтовые отправления при их перевозке, определенные актами Всемирного почтового союза;
регистрации судна и его национальной принадлежности;
судне (наименование и описание);
капитане судна (фамилия);
судовом агенте (фамилия и адрес);
пассажирах на судне (количество, фамилии, имена, гражданство (подданство), даты и места рождения, порты посадки и высадки);
количестве и составе членов экипажа судна;
порте отправления и порте захода судна (наименования);
количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров;
товарах (наименования, общее количество и описание);
порте погрузки и порте выгрузки товаров (наименования);
номерах транспортных (перевозочных) документов на товары, подлежащие выгрузке в данном порту;
портах выгрузки остающихся на борту товаров (наименования);
первоначальных портах отправления товаров (наименования);
судовых припасах, имеющихся на судне (наименования и количество);
наличии (отсутствии) на борту судна международных почтовых отправлений;
наличии (отсутствии) на борту судна лекарственных средств, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества;
наличии (отсутствии) на борту судна опасных товаров, включая оружие, боеприпасы;
идентификационных номерах контейнеров;
3) при международной перевозке воздушным транспортом:
стандартный документ перевозчика, предусмотренный международными договорами в области гражданской авиации (генеральная декларация);
документ, содержащий сведения о перевозимых на борту воздушного судна товарах (грузовая ведомость);
документ, содержащий сведения о бортовых припасах;
транспортные (перевозочные) документы;
документ, содержащий сведения о перевозимых на борту пассажирах и их багаже (пассажирская ведомость);
документы, сопровождающие международные почтовые отправления при их перевозке, определенные актами Всемирного почтового союза;
имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары;
знаках национальной принадлежности и регистрационных знаках судна;
номере рейса, маршруте полета, пункте вылета и пункте прибытия судна;
эксплуатанте судна (наименование);
количестве и составе членов экипажа судна;
пассажирах на судне (количество, фамилии и инициалы, наименования пунктов посадки и высадки);
номере грузовой накладной, количестве мест по каждой грузовой накладной;
пункте погрузки и пункте выгрузки товаров (наименования);
количестве бортовых припасов, погружаемых на судно или выгружаемых с него;
наличии (отсутствии) на борту судна международных почтовых отправлений;
наличии (отсутствии) на борту судна товаров, ввоз которых на таможенную территорию Союза запрещен или ограничен, лекарственных средств, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества, оружия, боеприпасов;
идентификационных номерах контейнеров;
4) при международной перевозке железнодорожным транспортом:
транспортные (перевозочные) документы;
передаточная ведомость на железнодорожный подвижной состав;
документ, содержащий сведения о припасах;
документы, сопровождающие международные почтовые отправления при их перевозке, определенные актами Всемирного почтового союза;
имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары;
отправителе и получателе товаров (наименования и адреса);
станции отправления и станции назначения товаров (наименования);
количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров;
товарах (наименования и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков);
весе брутто товаров (в килограммах);
идентификационных номерах контейнеров.
2. Независимо от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, указанных в настоящей статье, перевозчиком представляются:
1) документы и (или) сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса;
2) сведения о регистрации предварительной информации с указанием регистрационного номера предварительной информации – если в отношении товаров, прибывших на таможенную территорию Союза, таможенному органу в соответствии со статьей 11 настоящего Кодекса была представлена предварительная информация;
3) транзитная декларация – в отношении прибывших на таможенную территорию Союза товаров Союза и указанных в пункте 4 статьи 302 настоящего Кодекса иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки (транспортировки) через территории государств, не являющихся членами Союза, и (или) морем.
3. В случае если сведения, подлежащие представлению в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи, не содержатся в представленных перевозчиком документах либо если документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, не представляются в соответствии с пунктом 2 статьи 80 настоящего Кодекса, перевозчик обязан представить иные документы, содержащие недостающие сведения, либо заявить недостающие сведения и (или) сведения о документах, которые не представляются, путем подачи заявления в произвольной форме.
4. При уведомлении таможенного органа о прибытии на таможенную территорию Союза международных почтовых отправлений в отношении таких почтовых отправлений перевозчик представляет документы, сопровождающие международные почтовые отправления при их перевозке, определенные актами Всемирного почтового союза, и сведения в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 286 настоящего Кодекса.
5. В зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, Комиссия вправе определять особенности уведомления таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза при регулярном перемещении через таможенную границу Союза товаров одним и тем же транспортным средством международной перевозки в течение определенного периода.
Почтовая контрабанда
С каждым годом набирает обороты рынок международной интернет-торговли, все чаще используются международные почтовые отправления (МПО) для приобретения товаров для личного пользования. Развитие интернет-торговли и почтовых служб дали возможность покупателям приобретать товары со всего мира, а продавцам выходить на международный рынок, не открывая подразделений в других странах. При этом перемещение товаров через таможенную границу посредством МПО подпадает под таможенное регулирование. В условиях бурного развития рынка международной интернет-торговли возрастают и возможности незаконного перемещения в МПО запрещенных товаров.
Перемещение товаров в МПО
Подпункт 19 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) определяет МПО как посылки и отправления письменной корреспонденции, которые являются объектами почтового обмена в соответствии с актами Всемирного почтового союза, сопровождаются документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза, пересылаются за пределы таможенной территории Союза из мест (учреждений) международного почтового обмена, либо поступают на таможенную территорию Союза в места (учреждения) международного почтового обмена, либо следуют транзитом через таможенную территорию Союза.
Перемещение товаров в МПО регулируется ТК ЕАЭС, документами Союза, актами Всемирного почтового союза, законами РФ, ведомственными приказами Минфина, ФТС России и другими нормативно-правовыми актами.
Таможенные операции в отношении товаров, пересылаемых в МПО, совершаются таможенными органами в местах (учреждениях) международного почтового обмена. Места международного почтового обмена, являющиеся объектами почтовой связи на территории Российской Федерации, устанавливаются Минфином России.
Так, приказом Минфина России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 18 декабря 2018 г. № 274н/715 “Об определении мест международного почтового обмена, являющихся объектами почтовой связи, на территории Российской Федерации и о признании утратившим силу приказа Минфина России и Минкомсвязи России от 31 марта 2017 г. N 54н/162” установлены места международного почтового обмена в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и др.
Приказом ФТС России от 17 ноября 2011 г. N 2350 "Об установлении компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых через таможенную границу Таможенного союза в международных почтовых отправлениях" установлен круг специализированных таможенных органов для совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых через таможенную границу Таможенного союза в МПО.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 ТК ЕАЭС при прибытии (убытии) МПО перевозчиком предоставляются таможенному органу сведения о наименовании мест (учреждений) международного почтового обмена, являющихся отправителем и получателем МПО, весе брутто, количестве грузовых мест.
Сведения о наличии в МПО товаров, в отношении которых установлены запреты и ограничения, представляются перевозчиком таможенному органу в случае, если перевозчик располагает такой информацией.
Таможенное декларирование
К товарам, перемещаемым в МПО, не отнесенным к товарам для личного пользования, применяется общий порядок совершения таможенных операций (в том числе таможенное декларирование), предусмотренный для участников внешнеэкономической деятельности.
Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза товаров для личного пользования установлены гл. 37 ТК ЕАЭС.
Товарами для личного пользования являются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц.
Отнесение товаров к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из: характера товаров (учитываются потребительские свойства товаров, традиционная практика их применения и использования в быту); количества товаров; частоты пересылки товаров.
Некоторые товары не относятся к товарам для личного пользования независимо от их количества (некоторые виды медицинской техники, оборудования для фотолабораторий и др.).
Документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза и сопровождающие МПО, могут использоваться в качестве декларации на товары (ДТ) при таможенном декларировании товаров, пересылаемых в МПО, в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, если в отношении таких товаров не подлежат уплате таможенные пошлины, налоги; в отношении таких товаров не установлены запреты и ограничения, не применяются меры защиты внутреннего рынка.
К таким документам относятся, например, ярлык «Таможня» CN 22 для мелких пакетов, накладная сдачи CN41 и др.
МПО выдаются назначенным оператором почтовой связи их получателям при условии выпуска товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, и уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Таможенное декларирование и выпуск товаров, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в МПО, вывозимых с таможенной территории Союза, осуществляются до их передачи назначенным операторам почтовой связи для отправки.
Частью 1 ст. 285 ТК ЕАЭС установлен запрет пересылки в МПО товаров, запрещенных к пересылке в соответствии с актами Всемирного почтового союза (наркотики и психотропные вещества, контрафактные и пиратские предметы, живые животные и др.) и ЕЭК (озоноразрушающие вещества, опасные отходы, материалы порнографического характера и др.).
Конкретные наименования веществ, отнесенные таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС к оружию, наркотическим средствам, психотропным веществам и их прекурсорам, ядовитым веществам и др., определены в перечнях Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 "О мерах нетарифного регулирования".
Уголовная ответственность за контрабанду
Незаконные пересылка МПО за пределы ЕАЭС, либо поступление МПО на таможенную территорию ЕАЭС могут являться способом перемещения товаров (предметов) для целей ст.ст. 226.1 и 229.1 УК РФ.
Так, ст. 226.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ, их частей и дериватов (производных).
Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу РФ с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, предусматривает уголовную ответственность по ст. 229.1 УК РФ.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 2017 г. N 12 "О судебной практике по делам о контрабанде" (далее Постановление №12) выделяет следующие способы совершения контрабанды:
— перемещение товаров или иных предметов вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах;
— с сокрытием от таможенного контроля;
— с недостоверным декларированием или недекларированием товаров;
— с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам или иным предметам средств идентификации.
Все ли способы контрабанды характерны для перемещения товаров в МПО?
В подавляющем большинстве случаев фактические обстоятельства перемещения предметов в МПО одинаковы, что обусловлено стандартным алгоритмом действий по приобретению товаров через зарубежный интернет-магазин.
Поскольку пересылка товаров (предметов) в МПО осуществляется в рамках таможенных правоотношений, возможность их перемещения вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов исключена.
Сокрытие от таможенного контроля — совершение любых действий, направленных на то, чтобы затруднить обнаружение таких товаров (предметов) либо утаить их подлинные свойства или количество.
Сам способ сокрытия значения для квалификации не имеет, но Постановление № 12 выделяет возможные пути перемещения товаров (предметов) с сокрытием от таможенного контроля:
— придание одним товарам (предметам) вида других, то есть существенное изменение внешних характерных признаков, которые позволяют отнести их к товарам иного вида (перемещение сильнодействующих веществ в тюбике из-под зубной пасты и др.);
— использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах МПО. Под тайником в контексте данной нормы следует понимать место для тайного хранения, изготовленное с целью незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза либо государственную границу РФ предметов. Для изготовления тайников могут быть использованы самые различные материальные объекты, как сама упаковка МПО (например, создание двойного дна в упаковке), так и любые предметы, перемещаемые в нем (под подкладку одежды и др.).
Вместе с тем судебная практика относит к сокрытию от таможенного контроля любое перемещение в международном почтовом отправлении запрещенных к пересылке товаров независимо от придания одним товарам вида других или использования тайников.
Так, в приговорах судов можно встретить формулировку: «незаконное перемещение наркотического средства с сокрытием от таможенного контроля в международном почтовом отправлении», несмотря на отсутствие фактов придания одним предметам вида других или использования тайников.
Учитывая, что практически все предметы, перечисленные в диспозиции ст.ст. 226.1 и 229.1 УК РФ, запрещены к пересылке в соответствии с актами Всемирного почтового союза (наркотические средства, психотропные вещества, взрывные устройства, боеприпасы и др.) и Решением Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. № 338 “Об особенностях пересылки товаров в международных почтовых отправлениях” (огнестрельное оружие и его основные части, наркотические средства, психотропные и ядовитые вещества и др.), само их перемещение в МПО через таможенную границу Таможенного союза либо Государственную границу РФ с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС образует объективную сторону рассматриваемых преступлений, а данный способ характерен для абсолютного большинства преступлений рассматриваемой категории.
Преступление считается оконченным с момента отправления МПО с содержащимися в нем указанными предметами независимо от их получения адресатом. Объективная сторона деяния заключается только в отправке МПО, то есть в передаче посылки почтовой организации для пересылки и доставки адресату.
Остальные способы контрабанды, обозначенные Постановлении № 12, не характерны для контрабанды в МПО, однако теоретически возможны для некоторых видов товаров.
Недекларирование как способ совершения контрабанды заключается в невыполнении лицом требований права Союза и законодательства РФ о таможенном деле по декларированию товаров.
Таможенное декларирование товаров – заявление таможенному органу уполномоченным лицом в установленной форме сведений о товарах, избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем в электронной или письменной форме.
Недекларирование возможно путем не заявления таможенному органу всего товара либо его части (не заявляется часть однородного товара, либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре, либо таможенному органу представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).
Некоторые правоприменители относят перемещение запрещенных для пересылки в МПО товаров (предметов) без придания одним товарам вида других или использования тайников к недекларированию товаров (как указано выше, в целом судебная практика идет по другому пути), однако данное мнение представляется ошибочным, так как в принципе отсутствует законная возможность выпуска некоторых видов товаров (предметов) в МПО, а соответственно отсутствует и установленный порядок их декларирования для таможенного оформления.
Если декларантом либо таможенным представителем в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимые для таможенных целей (например, сведения о наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Союза, о стране происхождения, о таможенной стоимости), то указанные действия следует рассматривать как недостоверное декларирование товаров.
При этом следует учитывать, что сведениями, необходимыми для таможенных целей, являются сведения, представляемые таможенным органам для принятия решения о выпуске товаров, помещения их под избранную таможенную процедуру, исчисления и взимания таможенных платежей, либо сведения, влияющие на применение к товарам запретов или ограничений.
Постановлением №12 также отмечено, что при контрабанде, совершенной путем использования документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, таможенному органу в качестве оснований или условий для перемещения (помещения под таможенную процедуру) товаров или иных предметов, указанных в ст. 226.1, 229.1 УК РФ, могут представляться документы, содержащие недостоверные сведения, в частности, о наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, о стране происхождения, отправления, о таможенной стоимости, об описании упаковки (количество, вид, маркировка и порядковые номера).
В тех случаях когда при контрабанде применяются способы незаконного перемещения товаров или иных предметов в виде недостоверного декларирования или использования документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, контрабанда признается оконченной с момента представления таможенному органу таможенной декларации либо иного документа, допускающего ввоз на таможенную территорию Союза или вывоз с этой территории товаров или иных предметов, в целях их незаконного перемещения через таможенную границу.
Постановление № 12 также уделило внимание непосредственно МПО: в п. 15 указано, что получатель МПО, содержащего предметы контрабанды, если он, в частности, приискал, осуществил заказ, оплатил, предоставил свои персональные данные, адрес, предусмотрел способы получения и (или) сокрытия заказанного товара, подлежит ответственности как исполнитель контрабанды.
Если предмет контрабанды перемещается на таможенную территорию под видом товара посредством регистрируемого МПО, местом совершения такого преступления является место, по которому с таким товаром совершаются операции, связанные с его выпуском (место международного почтового обмена).
Заключение
При пересылке товаров и предметов в МПО необходимо внимательно проверять не запрещены ли они к перемещению данным способом, для чего обращаться к актуальным информационным ресурсам таможенных органов и почтовых служб.
Для приобретателей товаров в зарубежных интернет-магазинах сложность заключается в том, что порядок перемещения товаров рассматриваемым способом регулируется не только таможенным законодательством ЕАЭС, но и актами Всемирной почтовой организации, иными международными и российскими законодательными актами.
В данной статье рассмотрены лишь вопросы контрабанды как преступного деяния, однако при отправлении и получении МПО могут возникнуть иные проблемы, связанные с таможенным оформлением и уплатой таможенных платежей.
Совершение операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях (МПО)
Комментарий главы 44 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС : Особенности совершения операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях
В связи с вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и объединением территорий Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан в единую таможенную территорию международные почтовые отправления (далее — МПО) стали подразделяться на две категории:
1) международные почтовые отправления, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза.
В подп. 16 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК) под МПО понимаются почтовые отправления, принимаемые для пересылки за пределы территории Таможенного союза, поступающие на ее территорию из третьих стран или следующие транзитом через эту территорию и сопровождаемые документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза;
2) внутрисоюзные почтовые отправления.
Согласно ст. 2 Соглашения от 18 июня 2010 года "Об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях" внутрисоюзными почтовыми отправлениями являются почтовые отправления, пересылаемые из одного государства — члена Таможенного союза в другое государство — член Таможенного союза, в том числе через территорию государства, не входящего в Таможенный союз. При этом внутрисоюзные почтовые отправления не подлежат таможенному контролю, не помещаются под таможенные процедуры, в отношении их не совершаются таможенные операции (ст. 8 Соглашения от 18 июня 2010 года).
Таким образом, для таможенных целей объектом таможенных операций и таможенного контроля являются исключительно МПО, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза.
Особенности таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в МПО, совершаемых при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с этой территории, а также при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, определяются гл. 44 ТК, а также Соглашением от 18 июня 2010 года.
Статья 312 ТК содержит основные положения, связанные с пересылкой МПО. В отношении МПО ТК воспринял принципы Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года (далее — Киотская конвенция), в соответствии с которой таможенным законодательством регулируются только отправления письменной корреспонденции и посылок. Основные правила, касающиеся почтовых отправлений, содержатся во Всемирной почтовой конвенции, в соответствии с которой "почтовые отправления" — общий (обобщающий) термин, относящийся к любому предмету, отправляемому почтовыми службами (отправление письменной корреспонденции, почтовые посылки, почтовые переводы и т.д.). Однако в ТК МПО ограничиваются отправлениями письменной корреспонденции и посылками, оставляя за рамками регулирования, например, почтовые переводы и отправления электронной почтой. Отправлениям письменной корреспонденции и почтовым посылкам посвящены отдельные акты Всемирного почтового союза — Регламент письменной корреспонденции и Регламент почтовых посылок. В соответствии с Регламентом письменной корреспонденции для отправлений письменной корреспонденции предлагаются две системы классификации. Первая система основывается на скорости обработки отправлений, подразделяя их на:
— приоритетные отправления, перевозимые самым быстрым путем (воздушным или наземным) в приоритетном порядке;
— неприоритетные отправления, для которых отправитель выбрал менее высокие тарифы, что удлиняет срок доставки.
Вторая система, воспринятая законодательством государств — членов Таможенного союза, основывается на вложении отправлений. В этом случае они подразделяются на:
— письма, почтовые карточки, печатные издания и мелкие пакеты весом до 2 кг;
— секограммы (отправления для слепых) весом до 7 кг;
— специальные мешки, содержащие газеты, периодические издания, книги и подобную печатную продукцию в адрес одного и того же получателя по тому же адресу, так называемые "мешки М", весом до 30 кг (Согласно оговорке, содержащейся в п. 3 ст. IV Заключительного протокола Всемирной почтовой конвенции, Казахстану разрешается ограничить максимальный вес входящих и исходящих мешков М 20 кг.).
Посылками признаются почтовые отправления, вложение, размеры, вес и способ упаковки которых определены Регламентом почтовых посылок Всемирного почтового союза.
Пересылка МПО сопровождается документами, формы которых утверждены Всемирным почтовым союзом. В качестве декларации на товары таможенным органом принимаются таможенные декларации CN 22 или CN 23, сопроводительный адрес CP71, бланк-пачка CP72, бланк E1 или его эквивалент ярлык EMS (решение Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 310 "Об утверждении Инструкции о Порядке использования документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза, в качестве таможенной декларации"). Указанные накладные должны, в частности, содержать сведения об отправителе и получателе международных почтовых отправлений, стране отправления и стране назначения, перевозчике, транспортном средстве международной перевозки, номерах депеш, весе товаров брутто, количестве грузовых мест.
Обязанность по составлению таможенных деклараций возложена на отправителя. Тем не менее почтовые администрации должны консультировать своих клиентов относительно способов выполнения таможенных формальностей и особенно следить, чтобы таможенные декларации были полностью заполнены для ускорения таможенного досмотра отправлений.
Если вся требуемая таможенной службой информация содержится в форме CN 22 или CN 23 и в подтверждающих документах, форма CN 22 или CN 23 считается декларацией на товары, за исключением случаев, когда:
— товары имеют стоимость, превышающую сумму, установленную в национальном законодательстве;
— товары подпадают под запреты или ограничения или облагаются экспортными пошлинами и налогами;
— экспорт товаров должен быть подтвержден;
— импортируемые товары предназначены для помещения под иную таможенную процедуру, нежели очистка для внутреннего потребления.
В указанных случаях требуется отдельная декларация на товары.
Пункт 3 ст. 312 ТК соответствует принципу, согласно которому никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска, иначе как в порядке и на условиях, предусмотренных таможенным законодательством.
Статья 313 ТК посвящена особенностям пересылки товаров в МПО. К пересылке в МПО не допускаются товары, запрещенные к ввозу на территорию Таможенного союза или вывозу с этой территории ("Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений" (утв. решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. N 19, решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 132); товары, в отношении которых применяются ограничения в соответствии с решениями Комиссии Таможенного союза; а также товары, запрещенные к пересылке в соответствии с актами Всемирного почтового союза. К последней категории относятся товары, перечень которых установлен в ст. 15 Международной почтовой конвенции:
— наркотики и психотропные вещества;
— предметы непристойного или безнравственного характера;
— предметы, которые по своему характеру или упаковке могут представлять опасность для почтовых работников или обычного населения, пачкать или портить другие отправления, почтовое оборудование или собственность третьей стороны;
— взрывчатые, воспламеняющиеся или радиоактивные, а также другие опасные вещества;
— живые животные (в исключительном порядке допускаются к пересылке пчелы, пиявки, шелковичные черви; паразиты и истребители вредных насекомых, предназначенные для исследования этих насекомых и обмениваемые между официально признанными учреждениями; мушки семейства дрозофил для медико-биологических исследований для официально признанных учреждений);
— монеты, банковские билеты и другие драгоценные предметы в отправлениях письменной корреспонденции и посылках без объявленной ценности (Российская Федерация и Республика Казахстан не допускают к пересылке указанную группу товаров (п. п. 15, 16 ст. VII Заключительного протокола Всемирной почтовой конвенции); Республика Беларусь не допускает к пересылке белорусские рубли и документарные ценные бумаги в белорусских рублях, а также предметы, стоимость которых превышает предел объявленной ценности.).
Кроме того, национальными законодательствами государств — членов Таможенного союза могут устанавливаться дополнительные ограничения.
При этом в отношении товаров личного пользования, пересылаемых в МПО в адрес физических лиц, меры нетарифного и технического регулирования не применяются. Пересылка данной группы товаров регулируется в соответствии с главой 49 ТК.
Актами Международного почтового союза предусмотрен различный порядок действия с отправлениями, ошибочно принятыми в нарушение установленных запретов и ограничений (вручение адресату при соблюдении определенных условий, возвращение администрации подачи и др.). Однако отправления, содержащие наркотики и психотропные вещества, взрывчатые, воспламеняющиеся и другие опасные вещества, радиоактивные вещества, предметы непристойного или безнравственного характера, ни при каких обстоятельствах не пересылаются в место назначения, не выдаются адресату и не возвращаются отправителю. С такими отправлениями поступают согласно законодательству той страны, которая обнаружила их наличие (ст. PE 501 Регламента письменной корреспонденции, ст. PE 302 Регламента почтовых посылок). В соответствии с п. 3 ст. 313 ТК товары, запрещенные или ограниченные к пересылке в международных почтовых отправлениях, подлежат изъятию и распоряжению в порядке, предусмотренном национальным законодательством государства — члена Таможенного союза (решение Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. N 338 "Об особенностях пересылки товаров в международных почтовых отправлениях").
Статья 314 ТК раскрывает особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в МПО. В соответствии с данной статьей таможенные операции в отношении указанной группы товаров производятся в местах (учреждениях) международного почтового обмена либо в иных местах, определенных таможенным органом. При этом все МПО, прибывающие или убывающие с территории Таможенного союза, проходят через учреждения международного почтового обмена. Список мест международного почтового обмена устанавливается национальным законодательством государства — члена Таможенного союза (см., например: Приказ ФТС России N 1532, Минкомсвязи России N 108 от 17 августа 2010 г. "Об определении перечня мест международного почтового обмена на территории Российской Федерации"). В соответствии с Киотской конвенцией для МПО предусмотрены кратчайшие сроки таможенного оформления.
По общему правилу таможенное декларирование товаров, пересылаемых в МПО, производится с использованием предусмотренных актами Всемирного почтового союза документов. Таможенному декларированию с использованием декларации на товары в соответствии с главой 27 ТК подлежат товары, пересылаемые в МПО в случаях, если:
— подлежат уплате таможенные пошлины, налоги;
— в отношении товаров применяются специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры и соблюдаются запреты и ограничения;
— фактический вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза должен быть подтвержден отправителем товаров таможенному и (или) налоговому органам;
— товары помещаются под таможенную процедуру иную, чем таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления.
При этом таможенное декларирование товаров, вывозимых с территории Таможенного союза, осуществляется до их передачи операторам почтовой связи для отправки.
Таможенные операции, связанные с выпуском товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, на таможенную территорию Таможенного союза, а также с таможенной территории Таможенного союза, за исключением выпуска в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, производятся таможенным органом государства — члена Таможенного союза, являющегося страной назначения международного почтового отправления в порядке, определяемом уполномоченными органом.
Транзит МПО по таможенной территории Таможенного союза, в том числе с перегрузкой (перевалкой) по пути следования, регулируется главой 32 ТК. В ней отражен принцип Киотской конвенции, согласно которому таможенные формальности в отношении данных товаров не применяются.
В соответствии со ст. 315 ТК таможенные органы осуществляют контроль над МПО, поступающими на таможенную территорию Таможенного союза, а также принимаемыми для пересылки за ее пределы.
В отношении ввозимых почтовых отправлений таможенные органы не требуют для предъявления:
— аэрограммы;
— почтовые карточки;
— секограммы.
Однако в случае наличия достаточных оснований полагать, что в указанных почтовых отправлениях содержатся товары, запрещенные или ограниченные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, таможенные органы вправе требовать предъявления указанных почтовых отправлений. Кроме того, за таможенными органами сохраняется право выборочных или случайных проверок.
В соответствии с Киотской конвенцией таможенная служба не требует предъявлять ей почтовые отправления при экспорте для целей таможенного контроля, за исключением случаев, когда эти почтовые отправления содержат:
— товары, экспорт которых должен быть подтвержден;
— товары, которые подпадают под запреты или ограничения при экспорте или облагаются экспортными пошлинами и налогами;
— товары, стоимость которых превышает сумму, установленную в национальном законодательстве;
— товары, которые выбраны для таможенного контроля на выборочной или случайной основе.
Международные почтовые отправления, поступившие в место международного почтового обмена в поврежденном виде, с расхождением в весе, с испорченным вложением или без необходимых сопроводительных документов, предъявляются таможенным органам с приложением акта, оформленного оператором почтовой связи. При расхождении в количестве и при несоответствии вложений, выявленных при таможенном досмотре международного почтового отправления, работник оператора почтовой связи совместно с должностным лицом таможенного органа подписывает акт таможенного досмотра.
Порядок применения таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, пересылаемых в МПО, установлен в ст. 316 ТК. При пересылке МПО с подачей декларации на товары применение таможенных пошлин и налогов регулируется на общих основаниях в соответствии с главой 10 ТК. Если в качестве декларации на товары применяются декларации CN 22 или CN 23, то в таком случае таможенные пошлины и налоги исчисляются таможенным органом в месте международного почтового обмена с использованием приходного таможенного ордена и формы (решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 288 "О форме таможенного приходного ордера и порядке заполнения и применения таможенного приходного ордера"). При этом исчисление сумм таможенных пошлин, налогов производится на основании сведений, указанных в данных документах. Исключением является исчисление таможенных пошлин, налогов в отношении МПО с объявленной ценностью, если объявленная ценность превышает стоимость, указанную в декларации. В таком случае исчисление таможенных пошлин, налогов осуществляется исходя из этой объявленной ценности.
Международные почтовые отправления выдаются оператором почтовой связи их получателям при условии уплаты таможенных платежей в отношении товаров, пересылаемых в МПО. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возлагается на оператора почтовой связи в случае утраты МПО или выдачи их получателю без разрешения таможенного органа.