Статья 9. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце)
1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Изготовитель (исполнитель, продавец) — индивидуальный предприниматель — должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
2. Если вид (виды) деятельности, осуществляемой изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также информация об органе, выдавшем эту лицензию.
3. Информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).
Комментарий к статье 9
1. В соответствии со ст. ст. 23 и 54 ГК Закон предусматривает различный состав информации о юридических лицах и гражданах — индивидуальных предпринимателях.
Для изготовителей, исполнителей, продавцов — юридических лиц (в отличие от первоначальной редакции) Закон в 1996 г. установил единые требования к составу информации о них. Эта информация должна предоставляться независимо от места торговли и оказания услуг, а также от формы торговли (услуг). Наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно — правовую форму. Индивидуальный предприниматель с учетом специфики его деятельности обязан предоставить о себе другую информацию, подтверждающую факт государственной регистрации и позволяющую установить его местонахождение.
2. Закон впервые предусмотрел необходимость предоставления информации о наличии лицензии (разрешения) на осуществление соответствующей деятельности: торговлю определенными товарами, оказание определенных услуг и т.п. Согласно ст. 49 ГК перечень лицензируемых видов деятельности определяется законом.
Федеральный закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998 года N 158-ФЗ вступил в силу с 3 октября 1998 года.
Закон направлен на обеспечение единой государственной политики в данной сфере и защиту прав и интересов граждан и организаций, а также на установление правовых основ единого рынка. Важное значение для уяснения направленности Закона имеют п. 2 ст. 1, перечисляющий виды деятельности, на которые не распространяется действие Закона, а также ст. 4, формулирующая критерии определения лицензируемых видов деятельности. Таким главным критерием является возможность нанесения ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства.
Статьей 5 Закона определены полномочия Российской Федерации, осуществляемые Президентом и Правительством в соответствии с их компетенцией:
— определение порядка осуществления лицензирования и порядка формирования и ведения реестра лицензий на территории РФ.
Таким образом, оба указанных документа являются едиными для всех участников лицензируемых видов деятельности;
— определение работ и услуг по видам деятельности, подлежащих лицензированию (независимо от того, каким законом это установлено) в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг.
Смысл этого полномочия, очевидно, состоит в том, чтобы внутри вида деятельности (вида продукции или услуги) установить на основе указанного классификатора конкретные наименования работ, услуг или продукции, в отношении которых необходимо лицензирование. Таким образом, может оказаться, что некоторые товары, работы, услуги, входящие в лицензируемый вид деятельности, тем не менее не будут требовать лицензирования. Применение кодов наряду с наименованиями позволит обеспечить однозначное понимание;
— утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности и определение федеральных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление лицензирования в конкретных видах деятельности.
Помимо собственно лицензирования (в соответствии с любым законом РФ) лицензирующие органы наделены следующими полномочиями: надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий; переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий; формирование и ведение реестра лицензий (ст. 6 Закона).
Указанные полномочия являются едиными для федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ, осуществляющих лицензирование. Последние определяются в порядке, установленном законодательством субъектов РФ, которое соответствует конституционному законодательству РФ.
Пункт 3 ст. 6 Закона предусматривает возможность передачи федеральным лицензирующим органом своих полномочий органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.
Закон о лицензировании определяет органы, осуществляющие надзор за соблюдением лицензионных требований и условий, и их права.
Виды деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, определены ст. 17 Закона о лицензировании. Введение лицензирования иных видов деятельности возможно лишь путем внесения изменений и дополнений в указанный перечень.
Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 200 года N 326 «О лицензировании отдельных видов деятельности» утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование.
Постановлением установлено, что полномочия федеральных органов исполнительной власти по лицензированию конкретных видов деятельности определяются в постановлениях Правительства РФ, утверждающих положения о лицензировании этих видов деятельности, если иное не установлено соответствующими федеральными законами, вступившими в силу до дня вступления в силу Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», и указами Президента Российской Федерации.
Одновременно признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 года N 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности», кроме предпоследнего абзаца пункта 5 и абзацев 1 и 2 пункта 8 Порядка ведения лицензионной деятельности, утвержденного указанным Постановлением. Сохранившие свое действие нормы Порядка предусматривают соответственно: в случае, если лицензированный вид деятельности осуществляется на нескольких территориально обособленных объектах, лицензиату одновременно с лицензией выдаются копии с указанием местоположения каждого объекта (п. 5); порядок деятельности на основании лицензии, выданной органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории иных субъектов РФ (п. 8).
Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (ст. 146.5) установлена административная ответственность работников за продажу товаров на предприятиях торговли, независимо от форм собственности, а равно на иных предприятиях, осуществляющих реализацию товаров населению или индивидуальными предпринимателями, без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце.
Какая информация должна быть донесена до потребителя об изготовителя
Статья 9. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце, владельце агрегатора)
(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 250-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 9
1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Изготовитель (исполнитель, продавец) — индивидуальный предприниматель — должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Изготовитель (продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование), место нахождения (адрес) и режим работы уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя.
(абзац введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 250-ФЗ)
1.1. Уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель в случае обращения потребителя обязаны довести до его сведения информацию о себе и изготовителе (продавце) (фирменное наименование (наименование), место нахождения (адрес), режим работы, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, фамилию, имя, отчество (если имеется), государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя). Уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель вправе довести до сведения потребителей информацию о себе посредством ее размещения на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацию об изготовителе (продавце) посредством размещения на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ссылки на страницу сайта изготовителя (продавца) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащую информацию об изготовителе (продавце).
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 250-ФЗ)
1.2. Владелец агрегатора обязан довести до сведения потребителей информацию о себе и продавце (исполнителе) (фирменное наименование (наименование), место нахождения (адрес), режим работы, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, фамилию, имя, отчество (если имеется), государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя), а также об имеющихся изменениях в указанной информации. Владелец агрегатора доводит до сведения потребителей информацию о себе и продавце (исполнителе) посредством ее размещения на своих сайте и (или) странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Информацию о продавце (исполнителе) владелец агрегатора вправе довести до сведения потребителей посредством размещения на своих сайте и (или) странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ссылки на сайт продавца (исполнителя) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
(п. 1.2 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 250-ФЗ)
1.3. Продавец (исполнитель) обязан предоставить владельцу агрегатора и разместить на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при его наличии) достоверную информацию о себе, указанную в пункте 1.2 настоящей статьи. В случае, если имеются изменения в такой информации, продавец (исполнитель) обязан в течение одного рабочего дня с момента внесения в нее изменений сообщить владельцу агрегатора об этих изменениях и разместить их на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при его наличии). Владелец агрегатора обязан внести эти изменения в информацию о продавце (исполнителе) в течение одного рабочего дня, если размещение указанной информации осуществляется на сайте владельца агрегатора и (или) его странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
(п. 1.3 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 250-ФЗ)
2. Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 16.10.2006 N 160-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).
Надлежащая информация для потребителей
Наверняка каждый из нас при покупке того или иного товара, рассчитывает на то, что он будет служить долго и не будет ломаться при условии его правильного использования.
Прежде всего, еще до покупки необходимо сделать правильный выбор и выбрать такой товар, который бы отвечал Вашим требованиям. Но для того, чтобы сделать правильный выбор, необходимо обладать достоверной и полной информацией об этом товаре.
Право на получение такой информации потребителем закреплено Законом РФ «О защите прав потребителей» (далее – Закон), а именно статьей 8 Закона. В соответствии с указанной статьей, потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Данная информация в наглядной и доступной форме должна быть доведена до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг). Информация о товаре (работе, услуге), изготовителе (исполнителе, продавце) должна быть на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца) на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Следует также знать, что согласно статье 9 Закона, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан проинформировать потребителя о фирменном наименовании (наименовании) своей организации, месте ее нахождения (адресе) и режиме ее работы. Продавец (исполнитель) размещает эти сведения на вывеске. Изготовитель (исполнитель, продавец), являющийся индивидуальным предпринимателем, должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом) подлежит лицензированию или исполнитель имеет государственную аккредитацию, потребителю должна быть предоставлена информация о виде деятельности, номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.
На получение перечисленных выше данных потребители имеют право также при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя). Поэтому ссылки продавца на то, что всю информацию вы можете получить в центральном (головном) офисе, магазине или в другом месте, неправомерны и могут вызвать у потребителей сомнение в надежности такого продавца и его товара.
Обратите внимание, что согласно статье 10 Закона, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Прежде всего, любая информация о товаре должна быть на русском языке. В соответствии с постановлением Правительства РФ «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской федерации непродовольственных товарах информации на русском языке» от 15 августа 1997 г. № 1037, продажа на территории Российской Федерации импортных непродовольственных товаров без информации на русском языке запрещена с 1 июля 1998 г.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать следующие сведения:
- наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством РФ о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара;
- сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированнных организмов), пищевой ценности, назначении, условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания;
- цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг) в том числе при предоставлении кредита, размер, полную сумму и график погашения суммы;
- гарантийный срок, если он установлен;
- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров
- (работ, услуг);
- срок службы или срок годности товаров (работ), сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
- адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), режим работы организации (продавец размещает данную информацию на вывеске), номер лицензии и номер свидетельства о государственной аккредитации (если осуществляемый вид деятельности подлежит лицензированию и исполнитель имеет государственную аккредитацию), срок действия лицензии и указанного свидетельства, информацию об органе, выдавшем данные документы;
- информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг) требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды;
- информацию о правилах продажи товаров (выполнении работ, услуг);
- указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
- указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.
Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
Данная информация доводится до потребителя в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
Что же делать, если продавец нарушает требования Закона и «утаивает» от потребителя информацию?
В статье 12 Закона предусмотрена ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге). Указанной статьей установлено, что если при заключении договора потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар продавцу.
При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя. Закон прямо указывает, что при рассмотрении требования потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информации о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных знаний о свойствах и характеристиках товара.
Следует также знать, что существует перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний. Это:
- Биологически активные добавки к пище, обладающие тонизирующим действием (содержащие элеутерококк, женьшень, радиолу розовую, другие аналогичные компоненты) – противопоказаны при повышенной нервной возбудимости, бессоннице, гипертонии, нарушениях сердечной деятельности, выраженном атеросклерозе, беременности, кормящим матерям и детям до 12 лет.
- Биологически активные добавки к пище, влияющие на рост тканей (содержащие гормоны, гормоноподобные вещества) и антибиотики – противопоказаны при пред- и послеоперационные состояниях, беременности, кормлении грудью, детям до 12 лет.
- Пищевые добавки (антиокислители, вещества для обработки муки, вещества, препятствующие слеживанию и комкованию, вещества, способствующие сохранению окраски, влагоудерживающие агенты, глазирователи, желеобразователи, загустители, кислоты, красители, консерванты, наполнители, отвердители, пеногасители, пенообразователи, пропелленты, подсластители, разрыхлители, регуляторы, стабилизаторы, уплотнители, усилители вкуса и запаха, эмульгаторы, эмульгирующие соли), а также пищевые продукты, содержащие эти пищевые добавки.
- Подсластитель «Аспартам» — противопоказан при фенилкетонурии.
- Пищевые продукты нетрадиционного состава с включением не свойственных им компонентов белковой природы, содержащие яичный белок и (или) белок молока – противопоказаны при индивидуальной непереносимости яичного белка и (или) белка молока.
Информация о противопоказаниях для применения доводится до сведения потребителя на этикетке товара, листке-вкладыше, прилагаемом к нему или маркировкой товара.
Указанные перечни товаров и заболеваний (состояний) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1997 г. № 481 «Об утверждении перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний» и Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 августа 1997 г. № 19 «О противопоказаниях для применения товаров при отдельных видах заболеваний».
Знайте, в Законе четко оговаривается, что потребители не обязаны «догадываться, учиться, и т.п.» для того, чтобы правильно пользоваться товаром. Донести до потребителей полную и исчерпывающую информацию о товаре – прямая обязанность продавца (даже если он не является изготовителем).
Как должен быть оформлен уголок потребителя
Обслуживание покупателей и потребителей услуг требует соответствия установленным правовым нормам. Уголок потребителя — одно из обязательных требований. В любом зале обслуживания, в том числе в магазинах и офисах, должен находиться такой элемент.
На «уголке» содержится информация о защите прав потребителей, которую любой гражданин может использовать в любой момент, в рабочее время организации, препятствование доступа к нему не допускается.
Для чего нужен уголок потребителя?
Установление специальных «уголков» — это, в первую очередь, требование законодательства о предоставлении гражданам информации о товарах или услугах, а также о продавце (или о том, кто услугу предоставляет). Данное требование обусловлено статьёй 8 ФЗ «О защите прав потребителей» и статьёй 495 Гражданского кодекса РФ.
Соответствующий стенд — уже привычный элемент любого зала, в котором проводится обслуживание клиентов. Не важно, используется помещение для продажи продовольственных товаров, предоставления каких-либо услуг, в том числе общественного питания. С помощью уголка компания может подчеркнуть свой статус, указать на выполнение требований законодательства и готовность нести ответственность за свои действия.
Однако, в законодательстве понятие «уголок потребителя» отсутствует. Данное наименование сформировано только практикой, для более удобного отграничения от других участков торгового зала или офиса. Определение простое и понятное конечным пользователям, поэтому и используется повсеместно, в том числе встречается и в юридических текстах.
Говоря простым языком, такая зона требуется, чтобы клиенты могли изучить свои права и обязанности, посмотреть сведения о продавце или лице, оказывающем им услуги и быстро могли найти информацию о том, куда и как жаловаться в случае возникновения проблемы. Сейчас, когда у каждого лица есть быстрый доступ в интернет с мобильных устройств, такие сведения уже не так остро необходимы. Тем не менее ее наличие продолжает оставаться законодательным требованием.