Как защитить свои авторские права фотографу?
Авторские права на фото защищены независимо от того, кто их сделал, какая техника была использована. Даже любительский снимок считается произведением искусства, при создании которого автор получает имущественные и неимущественные права на объект. Однако в связи с развитием Интернета контент все чаще воруют.
Автор имеет право делать с фотографией, что угодно: использовать для иллюстрации своей статьи или поста, отправлять знакомым, размещать на аватарке и т.д. Другим лицам разрешено совершать действия со снимками только при письменном разрешении создателя, например, заключив лицензионный договор. В противном случае автор может взыскать внушительную компенсацию за нарушение его прав: от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. При этом неважно, указано ли при публикации его имя.
Сложность лишь в том, как доказать, что фото принадлежит автору. На этот и другие вопросы мы ответим в этой статье.
При возникновении спора суд будет учитывать доводы сторон. Поэтому важно заранее позаботиться о доказательствах своего авторства. Тем, кто опубликовал свои работы в СМИ, книгах, периодических альбомах и на выставках, довольно легко убедить суд в своем авторстве. Остальным придется выбирать подходящий вариант защиты.
Раньше доказательством служили негативы снимков, сейчас исходные файлы в формате RAW. Суду достаточно предъявить исходник и фотоаппарат, которым он сделан.
Необязательно использовать именно этот формат. Доказать принадлежность фотографии можно, имея любой исходник с указанием даты и времени создания кадра. Еще лучше если у вас есть чек на фотоаппарат, с помощью которого был сделан снимок. Так вы докажете принадлежность техники и соответственно фотографий. При публикации в сети можно немного обрезать края снимков, чтобы в случае спора представить исходный вариант.
Если вы публикуете фотографию в Интернете, то рекомендуется указывать свое имя. При использовании псевдонима доказать авторство будет сложнее.
Некоторые нарушители сами оформляют авторское право на себя, а затем судятся с реальными «создателями». Это делается с помощью депонирования. Чтобы опередить недобросовестных «охотников» за чужими фотографиями, необходимо сделать его раньше. Да, это не бесплатно, зато вы будете уверены, что в суде вам есть, что предоставить в качестве доказательства своего авторства.
Процедура депонирования представляет собой принятие на хранение копии произведения с фиксацией авторства и даты предоставления. На руки автору выдается свидетельство.
При размещении своих фотографий в Интернете следует соблюдать ряд рекомендаций:
● Ставьте водяной знак в правом нижнем углу или знак ©. При этом запись должна выглядеть так: © Петров Петр Петрович, 2022.
● Внимательно изучайте пользовательские соглашения на порталах, где планируется размещение снимков. Особенно обращайте внимание на положения, закрепляющие возможность использования контента третьими лицами.
Размещение фото на некоторых площадках означает, что правообладатель разрешает использование. Таким сервисом является «ВКонтакте». Однако есть оговорка, использование разрешено «в рамках функционала, предоставляемого соцсетью».
Если вы провели фотосессию, авторские права на снимки в любом случае принадлежат вам. Чтобы размещать и использовать фотографии, права автора заказчику не нужны. Достаточно документально закрепить, что исключительные права переданы клиенту. Также фотограф может оставить права использования при себе.
Сторонам нужно обратить внимание на наличие в договоре пункта о передаче исключительных прав. Если его нет, права остаются у исполнителя. Устные договоренности ничего не значат для суда.
Вы вправе сохранить у себя исходники и не передавать их заказчику, если это не предусмотрено договором. На просьбы передать фото в RAW-формате можно ответить отказом.
Если вы хотите разместить фотографии своих клиентов в целях рекламы своих услуг в Интернете, необходимо, чтобы у вас были исключительные права на эти снимки. К тому же понадобится согласие клиентов на публикацию. В противном случае участник фотосессии может обратиться в суд.
Так как клиенты почти никогда не читают договор, убедитесь, что человек согласен на публикацию, еще раз устно переспросив. Ведь он может даже не подозревать о наличии этого пункта в соглашении.
Кому принадлежат фотографии, сделанные внештатным фотографом?
Если вас наняли в качестве фотографа для проведения съемки по заказу компании, заключите договор авторского заказа с отчуждением исключительных прав в пользу заказчика, при передаче результатов подпишите акты выполненных работ. Тогда заказчик сможет использовать снимки в своих целях. Присваивать авторство при этом ему запрещено.
Сохраните снимки в RAW-формате и файлы, связанные с работой над проектом, чтобы вы смогли подтвердить свое авторство в суде. Обратите внимание, что в договоре может быть прописан запрет на использование фотографий для своих нужд, тогда вы не сможете презентовать их в своем портфолио.
Если вы хотите, чтобы заказчик использовал ваши фотоматериалы только для одного проекта или в течение какого-либо срока, то необходимо передать фотографии по лицензии. Фотограф может прописать, что можно делать со снимками. Использование фото иным способом будет нарушением. Заказчик будет вынужден повторно обратиться за разрешением на новую публикацию, тогда вы сможете требовать дополнительную плату.
Если вы трудитесь в штате компании, в трудовом договоре, должностной инструкции или ином локальном нормативном акте прописана обязанность делать фотоснимки, то исключительные права на созданные материалы будут автоматически переходить к работодателю.
Если в вышеперечисленных документах нет упоминаний об обязанности делать фотоснимки, нужно оформить дополнительное соглашение на выполнение служебного задания. По окончании фотограф должен представить отчет и акт приема-передачи.
Фотографу, выполняющему служебное задание, выплачивается, помимо заработной платы, вознаграждение. Проверьте этот пункт в договоре.
Гражданско-правовой договор не предполагает автоматического перехода исключительных прав к работодателю. Так как фото в этом случае не является служебным произведением.
Договор подряда, который обычно заключают фотоагентства, предполагает автоматический переход прав использования к заказчику. Можно указать, что ему переходят права по лицензии, тогда исключительное право остается у фотоагентства, а заказчик временно использует материалы в своих целях.
Обычно модели не имеют авторских прав. За исключением случаев, когда ею придуман оригинальный образ. С моделями у фотографов возникают споры в основном в рамках права на изображение гражданина. Если съемку модели оплатили, то публиковать фотограф может снимки без ограничений. Если съемка была бесплатной, необходимо брать согласие на публикацию, иначе через суд с вас могут взыскать компенсацию. Особенно аккуратными стоит быть, если фото требуется для заказчика.
Чтобы избежать споров с моделью, нужно заранее брать согласие на публикацию, например, включите данный пункт в модельный релиз. Для суда подойдет любая форма.
Другие участники фотосъемки, например стилист или декоратор, не имеют авторских прав и не считаются соавторами, если они не создатели уникального художественного образа для съемки. Однако уникальность здесь доказать очень трудно. Стилисту придется постараться, чтобы убедить суд, что до него подобные образы никто не создавал. Если ему удастся это сделать, придется поделиться вознаграждением.
Если фото сделано на массовом мероприятии, вы спокойно можете выкладывать их в сеть. Никто не сможет предъявить претензии. Но если в кадр попал один конкретный человек, то необходимо его согласие на публикацию.
Защита авторских прав на фото и иллюстрации
Любое фото, сделанное профессионалом или любителем, снятое высокотехнологичной камерой или глазком мобильного телефона защищается авторским правом на основании статьи 1265 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). Фотография относится к произведениям искусства точно так же, как живопись, графика, скульптура, рисунок, карикатура, комикс, эскиз дизайна, макет и т.д., и ее автор обладает всеми имущественными и неимущественными правами на этот объект уже только потому, что он ее сотворил.
Автор может публиковать сделанное им фото под собственным именем или псевдонимом, получать за публикацию гонорар или размещать фотоиллюстрацию совершенно бесплатно, использовать ее для коллажа или в качестве заставки, посылать фотографии друзьям по электронной почте, дарить и делать с ней вообще все, что угодно.
Всем остальным на размещение фотографии и любое использование необходимо иметь письменно оформленное разрешение автора на совершение этих действий. Автор фотоснимка вправе передать свои имущественные права иным лицам, заключив с ними лицензионный договор, но авторство все равно сохраняется за тем, кто фотоизображение сделал.
В ст. 1301 ГК РФ установлена компенсация за нарушение исключительных имущественных прав, в том числе за использование фотографий без согласия автора, но с указанием его имени, в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Статьей 1300 ГК РФ аналогичные компенсации авторам фотографий предусмотрены и за нарушение чисто авторских прав, то есть использование фото без указания его авторства.
Главная сложность фотографа всегда состоит том, как доказать свое авторство?
Ведь при установлении в суде авторских прав на оспариваемое произведение, нужно именно доказать, кто является обладателем имущественных и/или неимущественных прав на фотоизображение.
Проще доказать свое авторство тем фотографам, чьи работы под их именами были впервые обнародованы в периодических СМИ, альбомах, книгах, описаны в каталогах выставок. В то время, когда еще цифровой фототехники не было, доказательством авторских прав на фотографию служила отснятая фотопленка. Негативы снимков фотографы и фотохудожники, работающие в СМИ или являющиеся членами творческих союзов, хранили в своих архивах годами, оставляя в наследство потомкам.
Достаточно было предъявить печатный оригинал издания с фотоснимком, а также негатив, и больше никаких доказательств суду, как правило, не требуется. Сложнее с размещением фотоизображений в Интернете.
Однако, если фотограф пользуется современной профессиональной цифровой фототехникой, а не разовой «мыльницей», он в целях защиты своих авторских прав может включать опцию автоматической записи своего имени в EXIF, сохраняя RAW-негативы в архиве фотоаппарата. Опытные фотографы знают, что для доказательства своих авторских прав на то либо иное фото достаточно предъявить судье фотоаппарат, которым был сделан снимок. Желательно также беречь саму фотокамеру от утраты и сохранять документы на него.
Кроме того, при публикации снимка в Интернете прямо на самих фотографиях желательно указывать свое имя, а имя или псевдоним еще и зарегистрировать. Конечно, такой фотоснимок тоже могу украсть, но доказать свое авторское право на него в любом случае будет проще.
Судебная практика показывает, что истинные создатели фотоснимка зачастую проигрывают судебные споры тем, кто, фактически украв фотографию, сумел закрепить авторские права на нее за собой путем получения письменного свидетельства об этом.
Поэтому всем, кто заинтересован в том, чтобы авторские права на фотоснимок никто не позаимствовал, лучше до его публикации на сайте или в блоге запастись официальным документом о регистрации авторских прав.
Как пытаются зарегистрировать авторское право на фотографию
Способов зарегистрировать авторство на тот или иной снимок, точнее запастись на всякий случай доказательствами для суда у фотографов есть несколько.
Имеются собственно изобретенные. Когда автор фотографии распечатывает ее и, надписав почтовый конверт, шлет вложенный в него снимок себе самому, предоставив судье в потенциально возможном споре, распечатав конверт, убедиться в авторстве снимка. Или путем заверки содержимого конверта с фотоснимком печатью нотариуса. Известны и более экзотичные приемы.
Однако в современном мире имеются и общепринятые способы регистрации авторских прав на фотоизображения.
Российское авторское общество (РАО), к примеру, может выдать свидетельство фотографу о регистрации его исключительных прав на снимок и поставить дату данного события. Но РАО не обладает полномочиями на государственную регистрацию прав и не занимается официальным хранением экземпляров произведений, то есть их депонированием. В спорном случае официальная бумага от РАО может сыграть свою роль, но у противной стороны, обратившейся в суд за защитой авторских прав, доказательства могут быть более весомыми. А получить госрегистрацию в Роспатенте на фотографию, увы, невозможно, это не патент и не товарный знак.
Широко рекламируются в Сети сегодня и некие удостоверяющие авторские права центры.
Но предлагают они, по сути, всего лишь размещение в неком каталоге регистрации документов и информации, и по результатам такого размещения автору выдаются определенные удостоверяющие документы (справка о размещении объекта авторского права в каталоге, сертификат об авторских правах на опубликованный объект и свидетельство о публикации информации в каталоге).
Однако в России единого официального каталога авторских прав пока нет, к тому же удостоверяющие центры проводить регистрацию авторских прав никем не уполномочены.
За такое депонирование ежегодно, как за аренду, придется платить деньги, но выданные здесь бумаги никакого приоритета в суде с похожими на них — иметь не будут. Доказано судебной практикой последних лет.
РАО КОПИРУС регистрирует авторские права на фото
и депонирует их бессрочно
Есть и еще один — гораздо более надежный способ. Это регистрация авторских прав на фотоизображение в Российском авторском обществе КОПИРУС с депонированием произведения в Российской (бывшей Ленинской) государственной библиотеке — это уже серьезный подход к авторским правам.
КОПИРУС – это тоже РАО, но работающее как раз в сфере литературы, науки и искусства. Регистрация авторских прав в РАО КОПИРУС заключается в признании автора правообладателем, в принятии на хранение именно экземпляра произведения и фиксировании даты его предоставления.
Официальное хранение экземпляра регулируется государством, и, что важно, осуществляется бессрочно. При этом базовая стоимость такой процедуры составит 1100 рублей, что делает её не только надёжной, но и доступной для авторов.
После регистрации авторских прав фотографу выдается Свидетельство о регистрации и депонировании, а один экземпляр фотоснимка отправляется в официальный государственный фонд Российской государственной библиотеки.
Этот вид регистрации авторских прав со всех сторон является самым надежным, поскольку главное в этом вопросе – сам автор, факт регистрации и оригинальный экземпляр его произведения, надежную сохранность которого обеспечивает один из главных «книжных банков» страны и мира.
Следует учесть, что для правообладателей юридических лиц базовая стоимость оформления регистрации авторского права на фотографии составляет 1300 руб. Оплата депонирования и регистрации осуществляется согласно утвержденным тарифам через отделения Сберегательного банка РФ или банковским переводом.
Свидетельство о регистрации прав и депонировании произведения, используется для доказательства на основании «презумпции авторства». Автор или правообладатель может предотвратить возникновение споров, а в случае возникновения претензии, или судебного разбирательства может доказать, что именно он является обладателем авторских прав на зарегистрированную фотографию.
Авторские права подтверждает:
1. Договор с автором (правообладателем). РАО КОПИРУС подтверждает, что на дату заключения договора знает об авторе и его творческой деятельности или об организации-правообладателе.
2. Регистрация авторских прав. Запись в официальном Реестре, оформленное Свидетельство о регистрации прав и депонирование произведения в Российской (Ленинской) государственной библиотеке подтверждают авторство на экземпляр фотографии с именем автора.
Подробнее с Инструкцией по оформлению и подготовке документов на регистрацию авторских прав на фотографию можно познакомиться на портале Copyright.ru.
Статьи и новости по теме:
В последнее время в России значительно уменьшилось количество преступлений, связанных с авторскими правами >>
В Туркмении было принято постановление о присоединении к Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм >>
В самое ближайшее время, по инициативе министерства, планируется изменить законодательство, например >>
Представители Google публично заявили о том, что крайне негативно относятся к последним нововведениям в Европейском Союзе по поводу сборов авторского вознаграждения >>>
Представители Национальной Ассоциации Телерадиовещания Казахстана и руководство зарубежных телевизионных каналов сделали совместное заявление >>>
Председатель КНР Си Цзиньпин рассказал о последних политических и экономических изменениях в стране >>
На днях президент США Дональд Трамп удивил мировое сообщество, подписав указ о 25% пошлинах на всю продукцию из Китая >>
Коммерческим и некоммерческим предприятиям, имеющим веб-сайты, где пользователи могут публиковать контент, необходимо будет получить или продлить свою защиту в 2017 году >>>
О возможном сенсационном иске к крупнейшему в мире видеохостингу от правообладателя заявил Ирвинг Азофф. Музыкальный менеджер и продюсер работает с популярным исполнителем Фареллом Уильямсом и именно о его видеоклипах и идет речь >>>
О доказывании авторства фотографий и заблуждениях
Сегодня решил (в очередной раз) поговорить о наболевшем — доказательстве авторства. В этот раз применительно к фотографии.
Ежедневно я вижу сообщения о том, что «необходимо регистрировать авторские права на фото», важно «оформить авторство на фотографии» и прочие странные вещи, сразу выдающие незнание законодательства РФ. И ладно бы это было просто отдельным мнением, но это старательно культивируется, кто-то заблуждается и рад, ну и определённо есть люди, кому это выгодно. Однако, можно бесплатно или с минимальными вложениями обеспечить себя доказательствами на случай возможного спора.
Если вы — фотограф, то скорее всего, многие способы уже применяются и без того, но, возможно, вам будет полезно узнать их правовое обоснование и перспективы применения.
Знаю, что читать длинные цитаты законодательства и постановлений пленумов никто не хочет, поэтому буду стараться излагать проще, а для желающих погрузиться поглубже и проверить всё самостоятельно — ссылки с чуть более подробным объяснением внизу поста.
Для начала нужно разобраться с мифами.
Миф 1: авторское право нужно регистрировать.
Нет, не нужно, ибо в силу п. 4 ст. 1259 ГК РФ, для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.
Более того, зарегистрировать авторские права на фотографии (они же фотографические произведения) невозможно в принципе. В том же пункте указывается, что допускается регистрация только программ для ЭВМ и баз данных, да и то по желанию. Права можно защищать успешно и без свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ, а можно и провалить всё с таким свидетельством.
Причина этого мифа, отчасти, в том, что люди путают товарные знаки с объектами авторских прав. А не слишком грамотные в этом вопросе журналисты самозабвенно используют термин «авторские права» применительно ко всему праву интеллектуальной собственности: и в отношении товарных знаков, и в отношении объектов патентных прав, что в корне неверно. Это примерно как все камеры называть Nikon (или Canon).
Фото — объект авторского права в чистом виде, поэтому регистрация не требуется и невозможна. Можно получить «свидетельство о регистрации и депонировании», но и это не государственная регистрация. Да и выдаёт такое свидетельство какое-либо «авторское общество», а не федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент).
Миф 2: нужно «оформлять авторство».
И опять нет. Обоснование вытекает из того же п. 4 ст. 1259 ГК РФ. Никаких формальностей не требуется, вот вообще совершенно никаких.
Как только фото создано и удовлетворяет критериям объективной формы и наличия творческого характера (ссылка ниже), авторские права на это фотографическое произведение возникают в силу факта создания.
А вот что может помочь доказать своё авторство — уже другой вопрос, который сейчас будет раскрыт.
Прежде всего, стоит заметить, нет ни одного гарантированного доказательства, при наличии которого можно быть на 100% уверенным в своей победе.
Процессуальное законодательство (ч. 2 ст. 67 ГПК РФ, ч. 5 ст. 71 АПК РФ) говорит о том, что нет ни одного доказательства с заранее установленной силой для суда, а пункт 110 Постановления Пленума ВС РФ №10 от 23.04.2019 (далее — «Постановление №10») добавляет: «отсутствует исчерпывающий перечень доказательств авторства».
То есть, доказательства — «серебряной пули» нет и быть не может. Чем больше солидных доказательств — тем лучше. Поэтому можно выстроить свой рабочий процесс таким образом, чтобы доказательства сами возникали по ходу работы, и в самом деле, это не так и сложно.
1. Исходники
Самое простое. Скорее всего, всегда есть необработанный оригинал фотографии в высоком разрешении. Делиться именно им не нужно — лучше схоронить в надёжном месте, а ещё лучше в нескольких. Для использования в блоге, на личном сайте и т.д. всегда можно использовать уменьшенные фото.
В случае спора достаточно предъявить оригинал в большем разрешении, даже если это не RAW-файл. У Вас он будет — необработанный, в полном размере, необрезанный, а у нарушителя, бессовестно скопировавшего фото, — нет.
В вышеуказанном Постановлении №10 так и указано:
«Например, об авторстве конкретного лица на фотографию может свидетельствовать в числе прочего представление этим лицом необработанной фотографии».
Кстати, есть заблуждение о том, что нужно обязательно нужно иметь RAW-файл и/или делать экспертизу камеры (которая вообще может быть уже продана). Никаких императивных требований в законодательстве на этот счёт нет. При адекватном обосновании (и желании/способности судьи в это вникнуть) можно защищать права и на фото, сделанные на телефон, и такая практика имеется.
2. Водяной знак (Watermark)
Тоже классика. Ст. 1257 ГК РФ предусматривает презумпцию авторства: «Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом в соответствии с пунктом 1 статьи 1300 настоящего Кодекса, считается его автором, если не доказано иное».
То есть, пока кто-то это авторство не оспорил, по умолчанию автором признаётся тот, кто указан на экземпляре. Указывать данные об авторе можно в любом удобном виде, достаточно имени и фамилии, либо псевдонима (никнейма). Разумеется, чем ближе данные будут к реальным, тем более понятно это будет для суда и проще будет обосновать.
Знак охраны авторских прав (он же «знак копирайта», он же «С в окружности») указывать нет необходимости. Иной раз можно видеть жаркие споры о том, как писать и в каком порядке, но это по большому счёту на возможность защиты не влияет.
Например, в некоторых делах, по которым истцом был один известный блогер с экстравагантной причёской, были указаны лишь фамилия и имя. Судам для признания его авторства при отсутствии контраргументов о другом авторе этого хватало вполне.
Сам watermark имеет смысл ещё и потому, что если его обрезают или стирают, то это представляет собой отдельное нарушение — удаление информации об авторстве (п. 3 ст. 1300 ГК РФ), за которое можно дополнительно взыскать компенсацию.
Ну и если фото обрезано с целью удалить информацию об авторе, то это ещё сильнее упрощает доказывание при помощи бережно хранимого полноразмерного файла фотографии.
3. Метаданные EXIF
Практически все современные камеры и другие устройства (включая смартфоны) позволяют автоматически вносить EXIF-метаданные, в том числе, данные об авторстве, в сам цифровой файл снимка при создании. В плане доказывания это такое же указание авторства, как и в виде водяного знака по смыслу ст. 1257, 1300 ГК РФ.
Не составит труда настроить устройство таким образом, что после каждого снимка данные об авторстве будут вписаны в файл. Также метаданные можно внести и после обработки.
А ещё есть шанс, что недобросовестные лица даже не удалят EXIF-метаданные при использовании фото, тем самым облегчая доказывание. В этом случае достаточно зафиксировать содержание EXIF-данных при фиксации нарушения (например, у нотариуса), и впоследствии указать на это при рассмотрении спора в суде, если до этого дойдёт.
4. Публикация под своим именем
Кому-то может показаться неожиданным, но публикация под своим именем на ваших любимых ресурсах — вполне себе доказательство авторства.
В случае публикации в личном блоге, желательно иметь не автономный блог (где можно самостоятельно указать любую дату публикации), а блог на какой-то платформе, где такая возможность исключена. Кстати, этот ресурс (pikabu.ru) вполне подходит для этой цели.
Для доказывания авторства таким способом можно сослаться на публикацию своего фото на определённую дату, предшествующую дате нарушения.
Такие доказательства принимаются судом в силу п. 3.5.8 информационной справки по вопросам, возникающим при оценке доказательств, содержащих информацию, размещенную в сети «Интернет» (утв. постановлением президиума Суда по интеллектуальным правам от 14.09.2017 № СП-23/24).
Отмечу, что указанная Справка не имеет силы закона или постановления пленума ВС РФ, а, скорее, представляет собой настоятельную рекомендацию для (арбитражных) судов, которую они могут проигнорировать. Но, поскольку суды в РФ непринуждённо могут проигнорировать вообще всё что угодно, вряд ли стоит отдельно обращать на это внимание.
То есть, если нарушитель не опровергнет факт размещения конкретной фотографии на фотостоке, в блоге и т.п. (что крайне маловероятно), то это доказательство будет признано достоверным.
Снимки экрана (скриншоты) приобщаются в качестве письменных доказательств (в том числе, согласно п. 1.1.3 Справки) к материалам дела.
Помимо непосредственно скриншотов ресурса с публикацией, можно дополнительно усилить свою позицию данными из кэша поисковых систем или снимков страниц блога / фотостока ресурсом archive.org.
Важно: скриншоты из-за возможности легко изменить их содержание (или содержание сайта в браузере) не являются таким же (условно) неоспоримым доказательством как нотариальный протокол, а поэтому фиксировать нарушение, например, одними скриншотами — крайне опрометчиво. Но в качестве обеспечения бесплатного дополнительного доказательства — почему бы и нет.
5. Резервная копия
Резервные копии (бэкапы) — это ещё и возможность подтвердить временной приоритет, наличие спорного объекта (в т.ч. фотографии) на определённую дату, предшествующую дате использования нарушителем.
Так, при загрузке фото в онлайн-хранилище (Google Drive, Dropbox и т.п.), сервис фиксирует дату загрузки, а иногда и дату изменения. Это также можно использовать впоследствии при доказывании авторства: у Вас файл на определённую дату есть, а у нарушителя — нет. Подтвердить это тоже можно скриншотами, руководствуясь вышеуказанной Справкой Суда по интеллектуальным правам.
У многих сервисов есть бесплатные тарифы и многие так или иначе уже пользуются подобными сервисами, поэтому это тоже можно использовать без дополнительных затрат.
06. Депонирование
Этот способ следует упомянуть в последнюю очередь, т.к. он напрямую связан с неизбежными финансовыми затратами.
Некоторые сервисы депонирования откровенно обманывают пользователей, бесцеремонно предлагая «зарегистрировать авторство» или «зарегистрировать авторские права», что противоречит ст. 1259 ГК РФ, о чём уже указано выше.
А ещё не проводится исследование охраноспособности объекта и не проверяется авторство, о чём нередко прямо указывается в свидетельстве. Например, можно встретить такие оговорки:
«ответственность за правильность предоставленных сведений несёт заявитель»
«по заявлению <ФИО>, все права на данный результат интеллектуальной деятельности принадлежат указанным лицам».
То есть, по сути заявитель указывается себя или иное лицо автором, а депозитарий выдаёт документ, где ссылается на честное слово автора на определённую дату. Разумеется, даже такое доказательство лучше, чем ничего, но переоценивать его точно не следует.
Есть вполне добросовестные депозитарии, использующие современные технологии (например, уже вызывающий у многих аллергию blockchain) для удостоверения предъявления файла, которые не разбрасываются громкими лозунгами, и не обманывают, не запугивают авторов и выдают удостоверения по запросу в случае спора в суде за скромную денежку.
Но тут нужно проверять надёжность такой организации: давно ли она существует, помогает ли авторам с доказыванием, кто создатели. Ценность депонирования будет равна нулю, если потребуется получить свидетельство о депонировании или какой-то отчёт, а сервис уже не работает, организация прекратила деятельность, а создатели уехали в Магадан.
И ещё раз отмечу, что депонирование — ни в коем случае не государственная регистрация в федеральной службе по интеллектуальной собственности, не имеет правоустанавливающего значения и не должно быть единственным доказательством.
Таким образом, можно успешно обеспечить себя доказательствами авторства с практически нулевым бюджетом. Если сделать всё грамотно, легко можно обойтись и без любого депонирования. А если делать неграмотно — то и депонирование не поможет. Наоборот, в отдельных случаях оно даёт ложное ощущение защиты.
В общем, будьте здоровы и тратьте деньги разумно. А ещё не верьте никому (и мне тоже) и читайте закон, хотя бы в части, на которую ссылаются — ссылки на кодексы, постановление и справку выше активны как раз для этого.
Благодарю за прочтение.
Обещанные ссылки с чуть более подробным обоснованием:
Помогите разобраться, пожалуйста. Речь идет о досудебном урегулировании конфликта, если заявитель физ. лицо.
Один кошерный вариант удаления неправомерно используемых материалов — составление претензии с последующей отправкой хостеру. У меня есть некоторые сомнения, а будет ли он ее рассматривать? Наткнулся на статью о злоупотреблении жалобами. Люди пишут, что часто на хостера просто оказывают давление: присылают ложные претензии, надеясь на то, что хостер отреагирует и заблочит неугодный ресурс. Многие сошлись во мнении, что без подписанного договора о признании ЭДО с отправителем, без бумажного документа с подписью, либо электронного документа, подписанного ЭЦП, такие претензии хостер вообще вправе не рассматривать.
Как же тогда быть? Как-то грустно выходит — вроде хочется права отстоять, доказательства авторства есть, а претензию не рассмотрят даже.
И еще один момент. По поводу доказательства авторства изображений. Хостеру, так понимаю, для подтверждения авторства, не будет достаточно только указания на временной приоритет публикации, ведь это не является 100% доказательством оригинальности. Да и время появления контента можно подделать. Понимаю, что самый надежный вариант доказательства — предъявление исходника. Но исходник же бесценен. Я бы его осмелился предъявить только при судебном разбирательстве. А так, отсылать хостеру или, что еще хуже, владельцу ресурса, по мне ооочень рисково) Как же тогда быть? Как доказывать авторство и добиваться удаления материала? Именно в досудебном порядке.
Буду вам очень благодарен.
Добрый день! Прошу прощения, вопрос не про фотографии, но по теме доказательств прав. Ситуация следующая: я не являюсь автором иллюстраций, но заказываю их у художников, а потом делаю из них всякие изделия (например, наклейки, блокноты и т.п.). Велика вероятность, что конкуренты скопируют иллюстрацию и используют её для создания аналогичных товаров. Если так случится, то в первую очередь пострадаю от этого я, а художникам-авторам в общем-то будет всё равно 🙂 Вопрос: как правильно оформлять права на иллюстрации и заранее готовить доказательную базу, чтоб я могла решить проблемы с копированием в случае их возникновения? Заранее спасибо за ответ!
Вы забыли про еблю с почтой (отправка самому себе) и заверение даты предъявления экземпляра у нотариуса. Для многих это проще, чем депонирование.
> Причина этого мифа, отчасти, в том, что люди путают товарные знаки
Да не с товарными знаками они путают АП, а с нормами патентного права. Будто вы не встречали их вопли на форумах «регистрируй в роспатенте!1!1!1!1» (права на фото).
UPD: а, вижу в комментах про нотариуса. И всё же проще побегать по городу и найти 1 из 20 нотариусов, чем ехать чёрт знает куда для депонирования. В случае большого количества фотографий, в принципе, можно распечатать лист с миниатюрами.
Не дайте себя обмануть: «регистрация» авторских прав
В интернете то и дело попадается назойливая реклама сервисов по «регистрации» авторских прав. Хитрецы ловят людей на дешевизне и иллюзии простоты: дескать, заплати тысячу рублей, нажми три кнопки, и всё — олл райтс резёрвд.
Я юрист по интеллектуальным правам, и могу сказать точно: на самом деле никакой регистрации авторских прав не существует. Давайте раз и навсегда разберемся почему так и как с этим жить.
Скажу сразу: авторские права — это не только про книги, песни и фильмы. Даже если вы не художник или артист, а просто работаете в офисе, вы все равно регулярно сталкиваетесь с объектами авторских прав. Например:
→ картинки для постов в соцсетях
→ статьи на сайте
→ да и сам сайт тоже
→ брендбук компании и всё, что там внутри нарисовано
→ любые фотографии, даже если это фото вентилятора для карточки на маркетплейсе
В общем, практически всё, что люди создают творческим трудом, защищается авторским правом. И эти права кому-то принадлежат.
Авторские права возникают сами собой, прямо в момент создания произведения. Поставили точку в черновике статьи — всё, вы автор. Щелкнули затвором фотоаппарата — автор. Ваш сотрудник сохранил проект нового рекламного баннера — теперь он автор.
Здесь может показаться, мол, как-то слишком просто звучит. Дескать, неужели и правда никаких регистраций не надо? Никаких пошлин, никаких экспертиз?
Не-на-до. А если кто-то будет с вами спорить, ответ такой: «Друг, открывай Гражданский кодекс. Статья 1259, пункт 4, веди пальчиком:
Тогда возникает вопрос: а если никаких регистраций не требуется, то что же это за орлы такие предлагают «регистрировать» авторские права? Сейчас объясню, на чем они играют.
Да, авторские права возникают сами по себе. Но если вам когда-нибудь придется их защищать, то нужно будет доказать, что эти права у вас вообще появились.
Как доказать, что вы автор? Можно по старинке: кто указан автором на оригинале или экземпляре произведения, тот и считается автором. Если вы художник и рисуете маслом на холсте — способ великолепный. Только вот кисточек с красками я рядом не вижу, есть только компьютер и офисные приложения.
Конкретизируем вопрос: как доказать авторство, если в вашем случае оригинал не отличить от жалкой копии?
«Никак, всё пропало, вот они несовершенные российские законы»? Тихо-тихо, все нормально — способов масса, и, к слову, во всем мире логика работы авторских прав примерно такая же.
Вот три классических способа:
— показать исходник (редактируемый файл, файл в оригинальном разрешении)
— принести документы (договоры, приложения, акты и так далее)
— позвать свидетелей (люди, которые были рядом с вами, когда вы работали)
Есть еще один способ — депонирование. Логика такая: человек сдает экземпляр в архив-депозитарий, а тот выдает ему документ, мол, Иван Иваныч такого-то числа принес нам такое-то произведение. На этом смысл документа заканчивается: никаких экспертиз архив не проводит — новизну и оригинальность не проверяет, авторство не удостоверяет. Просто фиксирует сам факт наличия произведения на такую-то дату, и всё.
Депозитарии бывают разные, и единого на всю страну у нас нет. Роспатент как депозитарий принимает только компьютерные программы и выдает на них свидетельства. Есть несколько окологосударственных депозитариев вроде Российского авторского общества «Копирус». Вообще ничего не мешает и просто заверить подпись на экземпляре произведения у любого нотариуса, правовой смысл процедуры будет тот же.
Тут-то и возникает почва для частных инициатив различной степени паршивости.
Разные умельцы выдают самодельные «авторские свидетельства», «свидетельства о регистрации» и прочие «регистрационные документы», а люди им верят и платят деньги. При этом абсолютно никаких прав такая регистрация не создает.
По сути, когда какие-то сервисы или компании предлагают вам «зарегистрировать» авторские права, происходит следующее: вы отдаете деньги частной компании, она кладет произведение в свой частный архив, а взамен отдает вам какую-то самодельную бумажку. С таким же успехом можно «заверить» произведение печатью любой ООО «Рога и Копыта».
Чтобы происходящее выглядело презентабельнее, «частный депозитарий» обмазывают рекламным соусом. Например, могут наворотить умных слов про блокчейн и инновационность, или другой вариант — преподнести как что-то страшно международное а-ля «международный реестр авторских прав». Да, за рубежом таких умельцев тоже пруд пруди, еще больше, чем у нас.
На деле же никто не знает наверняка, поверит ли суд бумажке из частного «депозитария». Убедительной судебной практики по таким делам еще не накопилось. Да и вообще, исключительное право на произведения действует как минимум 70 лет, а проживет ли очередной лигалтех-блокчейн-стартап хотя бы пять — большой вопрос.
Отдельный котёл в местах с повышенным температурным режимом заготовлен для тех, кто пытается подменить своими филькиными «регистрациями авторских прав» получение прав на те объекты, которые действительно нужно регистрировать.
О чем я: все это время мы говорили только про объекты авторских прав — произведения. Но авторские права это одно, а патентные права и товарные знаки — совершенно другое, три разных мира. И если по закону авторские права возникают без всяких регистраций, то вот право на изобретение или товарный знак возникает исключительно после госрегистрации и никак иначе. Нет регистрации — нет и права.
Так вот, самые страшные обманщики — это те, кто пытаются своей «регистрацией» заменить настоящую регистрацию в Роспатенте.
Классика жизни: предприниматель хочет зарегистрировать товарный знак, обращается к патентному поверенному — это такой аттестованный Роспатентом специалист, грубо говоря как нотариус или адвокат, только в сфере интеллектуальных прав. Тот проводит проверку и выясняет, что куча похожих знаков уже давно зарегистрированы — надо менять название, чтобы не нарушить чужие права. Менять название не хочется, и вместо этого предприниматель начинает ходить по другим юристам и искать «вариантики».
Рано или поздно «вариантик» находится: умельцы предлагают ему «зарегистрировать товарный знак» не в «нашем бюрократизированном Роспатенте», а в каком-нибудь святейшем международном реестре прав в Германии — да еще и в три раза быстрее.
Слова звучат красиво, предложение выглядит помпезно, деньги обмениваются на красивую бумажку. Естественно, никаких прав эта «регистрация» не дает. Только вот по факту предприниматель продолжает работу под обозначением, которое на самом деле нарушает чужие права. Как вы понимаете, хорошего конца в таких историях не бывает.
Итого: никакое депонирование само по себе не дает вам авторских прав. Не стоит переоценивать значимость полученного из депозитария документа.
Даже если речь идет про нормальный депозитарий, свидетельство из него — это не какое-то супер-доказательство авторства, а просто одно из возможных. Никакое доказательство не имеет для суда заранее установленной силы, и чем больше разных доказательств наличия права у вас будет, тем надежнее. Те, кто не знает об этом, отдают деньги обманщикам, а потом еще и проигрывают суды.
Если вы автор — храните исходники, если вы заказчик автора — подписывайте и храните договоры, акты и приложения к ним (потому что если нет договора, то и права не перешли, писал недавно про это отдельный пост).
Если вам интересны такие разборы интеллектуальных прав — ставьте «вверх», буду писать еще о всяких таких вещах, благо за годы работы довелось столкнуться много с чем.
Еще у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей», там я рассказываю всякие полезные штуки для предпринимателей и авторов. В основном речь о том , как грамотно пользоваться интеллектуальными правами, чтобы зарабатывать на них деньги и не терять — авторские права, бренды, патенты и секреты. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.
Миф: сколько нот или секунд видео можно использовать
Меня зовут Иван Бардов, я юрист по интеллектуальным правам. Сегодня хотел бы рассказать про крайне популярное заблуждение о допустимом объёме использования. Для тех, кто «любит ушами» или просто не любит читать — в нижней части поста есть ссылка на видео.
Многие так или иначе слышали такие высказывания, вроде:
«можно использовать X секунд видео и точно ничего за это не будет».
Или аналогичное выражение, но уже про музыку:
«можно использовать последовательность из X нот, и нарушения не будет».
Оба тезиса неверные
При этом в случае с музыкой так и вообще возникает масса вопросов, как предлагается эти самые ноты считать:
• сколько нот учитывать, если речь про аккорд, например, мажорное трезвучие?
• нужно учитывать ли те же ноты в других октавах?
• что делать со стандартными аппликатурами, которые используются повсеместно «блоками» (например, арпеджио по системе CAGED на гитаре)?
Можно продолжать полёт фантазии с подобными вопросами, но это крайне неблагодарное занятие. И абсолютно непонятно откуда такие цифры в X нот или секунд вообще берутся.
Если говорить про законодательство США или России, то в обоих случаях никаких жёстких критериев ни по количеству секунд используемого видео, ни по количеству последовательно сыгранных нот нет. И это логично, ведь закон обычно стараются сделать наиболее общим и универсальным. Как правило, в законе устанавливаются общие правила в отношении целого ряда объектов: фотографий, фильмов, музыки, софта и т.п.
Поэтому при законодательном регулировании используется общий термин «произведение» в праве РФ или термин «работа» в праве США. А потому установить отдельные требования для всего и сразу не представляется возможным, и не приводится расчётов в секундах, нотах, кадрах, пикселях, строках кода и так далее.
Сразу подкрепим сказанное судебной практикой, чтобы не быть голословными. Начнём с показательного российского дела..
В деле А40-112902/2019 мы можем увидеть, что суд привлёк к ответственности телекомпанию НТВ за использование нескольких фрагментов видео.
Вот что указал Арбитражный суд города Москвы в своём решении по делу.
Примечание: в цитате изменён формат времени для наглядности и простоты.
Ответчик в своих передачах № 4 и № 5 на участке хронометража с 47:30 по 47:33 и с 47:35 по 47:49 незаконно использовал фрагменты Произведения 1 истца.
Также Ответчик в своём видеоролике на участке хронометража с 47:33 по 47:34 незаконно использовал фрагменты Произведения 2.
Как видим, речь идёт об использовании двух произведений. В каждом случае использованный фрагмент имел длительность менее 5 секунд. При этом из «Произведения 2» был использован лишь 2-секундный фрагмент. Тем не менее и за такое использование тоже наступила ответственность.
В сумме же суд взыскал с телекомпании НТВ 1 320 000 рублей, несмотря на доводы о несоразмерности компенсации объёму использования: использовали несколько секунд, а тут такая значительная компенсация.
Обжалование также было безуспешным, вышестоящие суды оставили решение без изменения.
А вот другое дело, уже от зарубежных партнёров в лице США. Точнее, не дело, а «кейс», раз уж на то пошло – Bridgeport Music, Inc. v. Dimension Films.
Ответчик использовал 2-секундный фрагмент аудио несколько раз, т. е. сделал так называемый «луп» (loop). Есть более точный, пусть и неблагозвучный для нашего уха термин, но не буду его писать 🙂
Поначалу Окружной суд США по Среднему округу штата Теннесси указал, что нарушения тут нет, ибо использование было незначительным. То есть, судом была применена доктрина de minimis.
Апелляционный суд шестого округа США с этим не согласился и отменил решение.
Specifically, a two-second sample from the guitar solo was copied, the pitch was lowered, and the copied piece was «looped» and extended to 16 beats. Kling states that this sample appears in the sound recording «100 Miles» in five places; specifically, at 0:49, 1:52, 2:29, 3:20 and 3:46. By the district court’s estimation, each looped segment lasted approximately 7 seconds.
Суд указал, что так делать нельзя, и что на такое использование всё равно нужно по-хорошему бы получить лицензию.
Get a license or do not sample. We do not see this as stifling creativity in any significant way
Bridgeport Music v. Dimension Films, 410 F.3d 792, 801 (6th Cir. 2005)
The portion of the song at issue here is an arpeggiated chord — that is, three notes that, if struck together, comprise a chord but instead are played one at a time in very quick succession — that is repeated several times at the opening of «Get Off.» The arpeggiated chord is played on an unaccompanied electric guitar. The rapidity of the notes and the way they are played produce a high-pitched, whirling sound that captures the listener’s attention and creates anticipation of what is to follow.
Bridgeport Music v. Dimension Films, 410 F.3d 792, 796 (6th Cir. 2005)
И опять же, обратим внимание на то, что здесь речь идёт про три ноты, трезвучие, один аккорд, сыгранный арпеджио.
Исходя из этого, сразу можно сделать вывод о том, что в вопросе правомерности использования чужого материала, объём использования — это не единственный и не основной критерий.
И это главная мысль. Вопросы в духе «а сколько секунд / нот / кадров и т. п. можно использовать» изначально вкладывают ошибочную установку, что объём использования — это единственный критерий правомерности использования. А он, как мы видим, не единственный.
В праве США, например, для оценки правомерности использования применяется известная доктрина добросовестного использования (Fair Use), которая устанавливает 4 критерия:
1. Цель и характер использования, в том числе, коммерческое использование или же нет
2. Природа использованной работы
3. Количество и значительность использованного фрагмента
4. Влияние использования на потенциальный рынок или стоимость работы
И в конкретных случаях, например в нашумевшем деле Google LLC v. Oracle America, Inc., суды всегда оценивают совокупность этих факторов при принятии решения.
В праве РФ таким эквивалентом является свободное использование произведений. И если мы откроем, например, пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ, то увидим следующие критерии:
1. Обязательное указание авторства
2. Обязательное указание источника заимствования
3. Соблюдение целей использования
4. Использование в объёме, оправданном целью цитирования.
То есть и в РФ объём использования является не основным и не единственным критерием использования.
На всякий случай, стоит напомнить, что в РФ также можно «цитировать» даже фото и видео. Причём такое цитирование предполагает зачастую использование фото именно целиком. Подробнее изложено об этом в моей статье про цитирование: https://bardov.legal/qanda/mozhno-li-citirovat-video-foto
Кстати, вот вам фото котейки на всякий случай.
Canon 250D, 50mm 1.8 STM, F1.8 ISO 400 1/45
Резюмируем сказанное.
Объём использования — один из критериев, который будет учитываться судом в случае спора.
Но это не единственный и не основной критерий правомерности использования. А потому высказывания в стиле «можно использовать 10 секунд и ничего не будет» крайне далеки от реальности, и доверять им не следует.
А на этом у меня всё, благодарю за внимание.
Зачем фотографу юрист или как не получить административный штраф за видео для блога. Разбираемся с оформлением авторских прав
Присылают мне на согласование макет рекламы. На макете(плакате) изображена девушка, слоган заказчика и его рекламные предложения. Спрашиваю дизайнера — пришлите договор с девушкой, которая позировала для этого фото. Давала ли она согласие на то, что мы ее лицо по всей стране разместим на билбордах? В ответ дизайнер сообщает, что с девушкой на фото никакого договора не было, она ее вообще не знает т. к. фото девушки она скачала в интернете.
На каких условиях и с какого сайта , объяснить не может — просто нашла в гугле картинку, скачала, обработала и все. Молодец.
По закону использовать изображение человека можно только по его письменному согласию определенным в согласии образом (это написано в статье 152.1 Гражданского кодекса). Фотостудии, например, именно для этого берут у заказчиков согласие в договорах на использование фотографий в портфолио, потому, что без согласия — такое использование будет незаконным.
Но это по общему правилу, есть и исключения. Например, без согласия можно использовать фото или видео изображение человека, которому заплатили за позирование(так работают с фотомоделями), или если такой гражданин является публичной фигурой, государственным деятелем, известным политиком, или если изображение человека сделано в «массовке» в общественных местах и местах открытых для свободного посещения.
Кстати, если человек обнародовал свою фотографию или видео в сети Интернет, то это также не дает право использовать это фото без его согласия. В законе это, правда, не написано, но такую позицию выработал Верховный суд.
С фото понятно, а если я хочу видео снять?
Если Вы решили снять видео (фильм, рекламный ролик,) с музыкальным сопровождением и сюжетом помимо договора с актером(ами), нужно оформить договор о предоставлении Вам прав на результаты творческого труда, которых Вы намерены использовать в фильме — с автором музыки, которая используется в ролике, с автором сценария и режиссером — при создании видео, или как его называет закон — аудиовизуального произведения и т. д. Интересующиеся могут почитать статью 1263 Гражданского кодекса.
Правда у этого правила тоже есть исключение — есть такие произведения, которые считаются «народным достоянием» и их можно использовать без получения согласия автора или его наследников. Но для того, чтобы произведение стало общественным достоянием нужно, чтобы прошло более 70 лет со дня смерти автора.
Однажды коллега попросил прислать форму договора с актером, который будет участвовать в съемках рекламного видеоролика. Договор я прислал и уточнил — нужны ли договоры с другими участниками этого процесса? С композитором? Исполнителем песен? Автором сценария? Где будет использоваться музыка?
В таких договорах должен быть зафиксирован способ использования результатов интеллектуальной деятельности или их фрагментов любыми способами с правом сообщения в эфир, по кабелю, на распространение путем продажи, на доведение до всеобщего сведения, на публичное исполнение, на использование образа в печатных материалах для распространения в местах продаж товаров, наружной рекламе неограниченным тиражом, в профессиональных публикациях, стендах, на выставках и т.д. на территории России на конкретный срок. Кроме того, не лишним будет заранее договориться и предусмотреть использование изображений в составе видео являющихся его фрагментами для создания трейлеров, тизеров, рекламных роликов и т. п.
За нарушение этих требований можно получить административный штраф до 40 тыс. руб. с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм (см. 7.12 КоАП РФ) или лишение свободы сроком до 2 лет (статья 146 Уголовного кодекса РФ).
Кроме государева «ока» за соблюдением авторских прав бдят и видеосервисы и по заявлению правообладателей достаточно оперативно удаляют видео.
А как понять, что тот, с кем я заключаю договор — законный собственник прав на музыку или текст,а не шарлатан?
Если Вы хотите узнать, кто собственник помещения, здания или земельного участка — Вы обращаетесь к единому Государсвенному реестру недвижимости Росреестра. Если хотите узнать собственника товарного знака — Вы обращаетесь к сайту Роспатента.
Какого-то единого реестра прав на музыку или текст песен нет.
Поэтому проверку легальности продажи вам прав на произведение придется проводить самомус определенным допуском достоверности.
Для уже опубликованных произведений можно проверить дату когда была первая публикация музыки или текста (если она публиковалась) с указанием автора или текста опубликовать с указанием депонирование.
Если произведение не публиковалось рекомендуется пользоваться услугой по «депонированию произведения», то есть фиксацию того, что вы являетесь автором в конкретную дату. Депонированием занимаются нотариусы, отдельные некоммерческие
организации. Но риск купить контрафакт у мошенника в любом случае имеет место.
Ок, а кто с кем должен заключать договоры?
При создании фильма порядок оформления отличается от оформления прав на фото. Договор с правообладателями музыки, сценария и т. п. заключает лицо, которое организовывает создание фильма — продюсер. Это лицо занимается организацией создания фильма — приобретением прав на использование музыки в видео, права на использование сценария, на экранизацию(если необходимо), ищет актеров и заключает с ними договоры, заключает договор с режиссером, решает организационные вопросы. Кроме того, продюсер получает права на фильм в целом — это единственный «собственник» фильма, только он, как правило, впоследствии может распоряжаться видео, продавать его или сдавать в прокат. У остальных авторов фильма/видео — композитора, автора сценария, актеров, режиссеров и иных соавторов есть право быть указанными в качестве авторов и право на вознаграждение, но распоряжаться таким видео т. е. продавать права на него другим людям они не могут.
В этом смысле нет существенной разницы между полнометражным художественным фильмом, рекламным роликом и коротким видео в Youtube, Instagram или на ином сервисе. Регулирование рекламного ролика и художественного фильма одинаковое.
Как доказать авторство фотографии?
Если предпочитаете видео, то посмотреть его можно тут.
Доказательства могут быть разными, их перечень не ограничен законом, и не существует каких-либо более важных или значимых доказательств, имеющих однозначный приоритет над остальными, поскольку процессуальным законодательством (ч. 2 ст. 67 ГПК РФ, ч. 5 ст. 71 АПК РФ) прямо предусмотрено, что:
Никакие доказательства не имеют для (арбитражного) суда заранее установленной силы.
Верховный суд РФ в п. 110 Постановления Пленума ВС РФ №10 от 23.04.2019 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — «Постановление №10») также указывает:
При этом отсутствует исчерпывающий перечень доказательств авторства.
Следовательно, чем у Вас больше доказательств хороших и разных, тем лучше — вырастают шансы убедить суд в своей правоте. Причём, такие доказательства могут абсолютно любыми, главное, чтобы они были достоверными.
Исходные материалы
Поскольку Вы — автор, то, скорее всего, у Вас есть необработанный оригинал фотографии в высоком разрешении. Никому его не давайте и храните в надёжном месте, а лучше в нескольких. Если Вы ещё не делаете резервные копии важных данных — самое время начать прямо сейчас.
Для использования в блоге, на личном сайте и т.д. всегда можно и нужно использовать уменьшенные фото. Причём даже незначительное изменение разрешения позволяет сильно снизить размер файла, и, следовательно, нагрузку на сеть для посетителей. А ещё таким образом полноразмерный файл остаётся только у Вас.
В случае спора об авторстве Вы всегда сможете предъявить оригинал в большем разрешении, даже если это не RAW-файл. У Вас он будет — необработанный, в полном размере, необрезанный, а у нарушителя — нет.
Такую позицию поддерживает и Верховный суд РФ в пункте 110 Постановления №10:
Например, об авторстве конкретного лица на фотографию может свидетельствовать в числе прочего представление этим лицом необработанной фотографии.
Кстати, в законодательстве нет никаких требований, что обязательно нужно иметь RAW-файл, делать экспертизу в подтверждение того, что фото сделаны такой-то камерой и т.п.
Водяной знак (Watermark)
Классический для фотографов способ. Ст. 1257 ГК РФ предусматривает презумпцию авторства:
Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом в соответствии с пунктом 1 статьи 1300 настоящего Кодекса, считается его автором, если не доказано иное.
Указывать данные об авторе можно в любом удобном виде, достаточно имени и фамилии, либо псевдонима (никнейма). Разумеется, чем ближе данные будут к паспортным, тем проще это будет обосновать в суде.
Знак охраны авторских прав — указывать абсолютно нет необходимости, дополнительной магической охраны он не добавит.
Сам watermark имеет смысл ещё и потому, что если нарушители его обрезают или стирают (с использованием пикселизации, размывания и т.п.), то это представляет собой отдельное нарушение — удаление информации об авторстве (п. 3 ст. 1300 ГК РФ), за которое можно дополнительно взыскать компенсацию.
Кроме того, если фото нарушителями обрезано с целью удалить информацию об авторе, то это ещё сильнее упрощает доказывание при помощи бережно хранимого полноразмерного файла фотографии.
Метаданные EXIF
Практически все современные камеры и другие устройства (включая смартфоны) позволяют автоматически вносить EXIF-метаданные, в том числе, данные об авторстве, в сам цифровой файл снимка при создании. В зависимости от модели устройства может быть доступно несколько подходящих полей ( Artist, Copyright, OwnerName, UserComment, XPAuthor и т.п. ) — использовать можно любые подходящие.
А40-18849/2016 мы убеждали Суд по интеллектуальным правам, ссылаясь в кассационной жалобе в числе прочего на то, что:
в EXIF-данных экземпляров фотографических произведений указано авторство истца в виде записи Artist <ФИО>
К тому же, даже если эти метаданые и удалят, то у Вас всё равно будет оригинал фото с правильными данными и датой.
Публикация под своим именем
Например, на фотостоках, в блогах, в личном профиле в социальной сети или иных ресурсах. В случае публикации в блоге, желательно иметь не автономный блог (где можно самостоятельно указать любую дату публикации), а блог на какой-то платформе, где такая возможность исключена.
Стоит отметить, что на некоторых ресурсах происходит автоматическое удаление/изменение EXIF-метаданных, поэтому для целей последующего доказывания авторства лучше указывать действительные данные (достаточно фамилии и имени).
Для доказывания авторства таким способом можно сослаться на публикацию своего фото на таком-то ресурсе на определённую дату.
Согласно п. 3.5.8 информационной справки по вопросам, возникающим при оценке доказательств, содержащих информацию, размещенную в сети «Интернет» (утв. постановлением президиума Суда по интеллектуальным правам от 14.09.2017 № СП-23/24):
По спорам, вытекающим из гражданских правоотношений, оценка достоверности указанной информации как в отношении даты ее размещения в сети «Интернет» (если эта дата является юридически значимой применительно к конкретному делу), так и в отношении ее содержания осуществляется на основании состязательности с учетом доводов и возражений лиц, участвующих в деле. Данная информация признается достоверной при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле. Вместе с тем в случае, когда лицо, участвующее в деле, ссылается на размещение этой информации во всеобщем доступе в сети «Интернет» (а не на личную переписку посредством электронной почты или иным электронным каналам связи), при оценке такого доказательства и наличии возражений лиц, участвующих в деле, суды проверяют, находилась ли эта информация во всеобщем доступе в сети «Интернет» (например, указаны сетевой адрес, доменное имя, IP адрес либо информация сайта обнаруживается в поисковых системах иных сайтов, сохраняющих информацию и т.п.).
То есть, если нарушитель не опровергнет факт размещения конкретной фотографии на фотостоке (что крайне маловероятно), то это доказательство будет признано достоверным.
Снимки экрана (скриншоты) приобщаются в качестве письменных доказательств (в том числе, согласно п. 1.1.3 указанной справки) к материалам дела.
Помимо непосредственно скриншотов ресурса с публикацией, можно дополнительно усилить свою позицию данными из кэша поисковых систем или снимков страниц блога / фотостока ресурсом archive.org.
Резервная копия
Резервные копии (бэкапы) — не только средство сохранения данных и многих часов работы при отказе / утере оборудования, но при использовании онлайн-сервисов это ещё возможность подтвердить временной приоритет, наличие спорного объекта (в т.ч. фотографии) на определённую дату, предшествующую дате использования нарушителем.
Дело в том, что при загрузке объектов в онлайн-хранилище (Google Drive, Dropbox и т.п.), сервис фиксирует дату загрузки, а иногда и дату изменения. Это также можно использовать впоследствии при доказывании авторства: у Вас файл на определённую дату есть, а у нарушителя — нет.
Поскольку у многих сервисов хранения есть бесплатные тарифы и многие так или иначе уже пользуются такими сервисами, то упускать возможность усиления доказательной базы было бы в высшей степени неправильно.
Депонирование
Депонирование упоминается в последнюю очередь, т.к. этот способ, как правило, напрямую связан с неизбежными финансовыми затратами. К тому же, некоторые сервисы, оказывающие услуги по депонированию, откровенно обманывают пользователей, бесцеремонно предлагая «зарегистрировать авторство» или «зарегистрировать авторские права», что противоречит ст. 1259 ГК РФ, и о чём неоднократно указывалось на страницах этого сайта.
При этом есть вполне добросовестные депозитарии, использующие современные технологии (e.g. blockchain) для удостоверения предъявления файла, которые не разбрасываются громкими лозунгами, и не обманывают, не запугивают авторов. Но в любом случае необходимо проверять надёжность такой организации: давно ли она существует, помогает ли авторам с доказыванием, какие лица являются создателями. Ценность депонирования будет равна нулю, если, например, потребуется получить свидетельство о депонировании или какой-то отчёт, а сервис уже не работает, и организация прекратила деятельность.
При этом стоит отметить ещё раз, что депонирование — ни в коем случае не регистрация, не имеет правоустанавливающего значения и не должно быть единственным доказательством.
Выводы
У фотографов есть масса возможностей для того, чтобы в случае возникновения спора можно было доказать своё авторство. При этом большинство из таких способов не требуют дополнительных финансовых затрат.
Поскольку ни одно из доказательств не имеет заранее установленной силы для суда, то рекомендуется использовать максимум удобных способов. В случае спора всегда проще убедить суд с большим количеством доказательств, чем с одним.