Какую отчетность сдавать в военкомат в 2023 году
Вести воинский учет и сдавать отчетность в военкоматы должны все организации, где есть хотя бы один работник призывного возраста или сотрудник в запасе. С 1 октября 2023 года значительно увеличены штрафы за невыполнение этой обязанности. Например, неоповещение работника о вызове в военкомат по повестке может стоить компании до 400 000 рублей. Рассказываем, какие сведения нужно подавать о военнообязанных и в какие сроки, чтобы избежать штрафов.
В этой статье:
- Обязанности работодателя по ВУ
- Форма 18. Карточка учета организации
- План работ по воинскому учету
- Сведения при приеме на работу и увольнении
- Сведения о работниках
- Отчетность компаний, ведущих бронирование
- Сверка данных с военкоматом
- Изменения в воинском учете в 2023 году
- Новые штрафы за нарушения в воинском учете
Обязанности работодателя по ВУ
Граждане России должны состоять на воинском учете, за исключением:
- освобожденных от воинской обязанности (негодных по состоянию здоровья);
- отбывающих наказание в местах лишения свободы;
- проходящих военную службу;
- женщин без военно-учетной специальности (ВУС);
- постоянно проживающих за пределами России (ст. 8 Федерального закона от 28.03.98 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Воинский учет граждан ведут военкоматы по месту жительства или месту пребывания (п. 2 ст. 8 53-ФЗ). По сути цепочка ВУ простая «Гражданин — военный комиссариат». В ней первый обязан встать на учет, а второй — осуществлять учет.
Но законодатели часть обязанностей по организации ВУ переложили на работодателей. В том числе потому, что сами граждане не всегда доходят до военкомата, чтобы обновить учетные сведения о себе.
Руководитель или ответственный за ВУ, которые не передадут в комиссариат сведения о трудоустройстве военнообязанного или прекращении с ним трудового договора, рискуют получить штраф от 40 000 до 50 000 рублей (ст. 21.4 КоАП РФ в ред. Федерального закона от 31.07.2023 № 404-ФЗ — действует с 1 октября 2023 года).
В рамках военно-учетной работы руководители и назначенные ими должностные лица обязаны.
Проверять у всех принимаемых на работу отношение к воинской обязанности по документам воинского учета:
- военному билету или выданному взамен него удостоверению;
- удостоверению гражданина, подлежащего призыву на воинскую службу;
- справке взамен военного билета.
Документы ВУ входят в перечень обязательных, предъявляемых кандидатом при поступлении на работу (ст. 65 ТК РФ).
Ответственные за ВУ проверяют у вновь принятых работников не только наличие и подлинность военного билета или удостоверения, но и отметки в них о постановке на воинский учет по месту жительства или по месту пребывания (п. 30 «а» Положения № 719).
Отчитывайтесь по сотрудникам через Экстерн. В сервисе всегда актуальные формы и встроенные проверки
Организовать и вести воинский учет работников. Здесь работодатели руководствуются тремя основными документами:
- Положением о воинском учете № 719; Генштаба ВС РФ от 11.07.2017 — в части форм ВУ применяются ограниченно из-за изменений в нормативном регулировании;
- Инструкцией в ред. Приказа Министра обороны РФ от 22.11.2021 № 700 — ей определена форма личной карточки военнообязанного № 10 и порядок ее заполнения.
Воинский учет делится на общий (для большинства работников) и специальный (для забронированных сотрудников). Большинство компаний ведут только общий учет. Примерное содержание работ по ВУ приведено в Плане (приложение 17 к МР).
Выдавать работникам направления в военкомат для постановки на воинский учет при приеме на работу или увольнении (п. 30 «д» Положения № 719). Это касается граждан, у которых нет постоянной прописки или регистрации по месту пребывания, а также прибывших на срок более трех месяцев и не имеющих временной регистрации по месту пребывания.
Вручать работникам повестки, включая электронные,при получении их от военкомата в адрес организации (ст. 4 53-ФЗ). Закон 53-ФЗ и Положение № 719 обязывают работодателя информировать работников, в том числе об ответственности за неявку, но не вести за руку в военный комиссариат. Повестки и направления выдаются под личную подпись сотрудника. Если ее нельзя получить (работник в отпуске, трудится дистанционно), то нужно сообщить об этом в военкомат.
Обеспечить своевременную явку работника по повестке (ст. 4 53-ФЗ). Это значит освободить его от работы на время посещения призывной комиссии или военкомата для сверки данных, прохождения медкомиссии (ст. 170 ТК РФ).
Направлять в течение трех рабочих дней в военкоматы сведения о гражданах, не состоящих на ВУ, но обязанных состоять (ст. 4 53-ФЗ, п. 32 «а» Положения № 719). Для информирования может использоваться Портал госуслуг.
В течение 5-ти дней сообщать в военкомат об изменении сведений о гражданах, состоящих на ВУ, а также не состоящих, но обязанных состоять на ВУ (ст. 4 53-ФЗ). Это означает информировать военный комиссариат о работниках по его запросу, а также информировать о приеме и увольнении военнообязанных, изменении их личных данных. Для передачи сведений также может использоваться Портал госуслуг.
До 14 апреля 2023 года сообщать в военкомат о о гражданах, состоящих на ВУ, а также не состоящих, но обязанных состоять на ВУ, нужно было в течение двух недель. Но с этой даты сроки сократились (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 14.04.2023 № 127-ФЗ).
Работодатели сообщают в военкомат об увольнении забронированного сотрудника в пятидневный срок (приложение 17 к МР); забронированного работника оборонно-промышленного комплекса — в течение недели (п. 6 Правил в ред. Постановления Правительства РФ от 30.09.2022 № 1725). Это сообщение об аннулировании брони.
Также организация постоянно взаимодействует с военным комиссариатом — отправляет регулярную отчетность и проводит сверку личных данных работников в ВУ.
Таблица. Какие отчеты нужно сдавать в военкомат
План работ по воинскому учету и бронированию
Сведения при приеме на работу или увольнении
Приложение 9 к МР от 11.07.2017
Приложение 2 к Положению № 719
п. 1 ст. 3 127-ФЗ
Сведения о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году:
списки — приложение 6 к Положению № 719
анкеты — приложение 7 к Положению № 719
Сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете
Приложение 10 к МР от 11.07.2017
п. 1 ст. 3 127-ФЗ
В течение 5 дней со дня изменения сведений; 3-х рабочих дней — при выявлении не состоящих на ВУ граждан; 2 недель — по запросу военкомата
Списки работников 15- и 16-летнего возраста
Сведения об изменении учетных данных работника
приложение 2 к Порядку в ред. Приложения 13 к МР от 11.07.2017
п. 1 ст. 3 127-ФЗ
Сверка учетных данных работников с данными военкомата
Приложение 23 к Инструкции № 700
Форма 18. Карточка учета организации
Форма 18 — это общий отчет о видах деятельности компании и состоянии ВУ. Первоначально ее заполняют при постановке организации на учет, а в дальнейшем представляют ежегодно в военкомат и (или) районную комиссию по бронированию — это уточняется в военкомате.
Формы 18 нет в федеральных нормативных документах по воинскому учету, поэтому бланк в муниципалитетах может незначительно различаться. Надежнее всего запросить ее в местном военкомате и там же уточнить сроки сдачи. По общему правилу форма 18 сдается вместе с проектом Плана работ по воинскому учету на следующий год (ноябрь-декабрь), но где-то могут требовать ее раньше.
Карточку учета организации составляют на одном листе А4, внося данные с двух сторон (лицевая и оборотная стороны). Можно заполнить ее от руки на готовом бланке или подготовить в электронном виде и распечатать. Форма 18 составляется в трех экземплярах:
- для районной комиссии по бронированию;
- для военкомата;
- для самой организации.
Все экземпляры подписываются руководителем и скрепляются печатью компании.
Отчитывайтесь легко и без ошибок
Удобный сервис для подготовки и сдачи отчетов через интернет. Дарим доступ в Экстерн на 14 дней!
План работ по воинскому учету
Это основной документ по ВУ, который разрабатывают все организации (п. 37 МР). План работ по воинскому учету согласовывают с военкоматом и утверждают не позднее 31 декабря года, предшествующего планируемому периоду. Конкретный срок нужно уточнять в местном военкомате.
Также могут быть муниципальные особенности по составу мероприятий в Плане и времени их выполнения. Приведенный в приложении 17 к МР образец носит рекомендательный характер.
Документ составляется работником, ответственным за ВУ в организации, и подписывается начальником отдела кадров. По сути это будет годовая программа работы военно-учетного специалиста (подразделения). После выполнения каждого мероприятия в документе проставляется соответствующая отметка.
Сведения при приеме на работу и увольнении
При трудоустройстве военнообязанного сотрудника или прекращении с ним трудового договора нужно уведомить военкомат в течение пяти дней с даты издания соответствующего приказа работодателя (п. 1 ст. 3 127-ФЗ, п. 32 «а» Положения № 719). Сообщение оформляют в бумажном виде по форме приложения 9 к МР.
Сведения о приеме или увольнении подписываются ответственным за ВУ, руководителем компании и скрепляются печатью организации. Документ отправляют по почте, а копию квитанции хранят вместе с личной карточкой № 10 работника. Так работодатель всегда сможет доказать, что выполнил обязанность по уведомлению военкомата.
Руководитель или ответственный за ВУ, которые не передадут в комиссариат сведения о трудоустройстве военнообязанного или прекращении с ним трудового договора, рискуют получить штраф от 1000 до 5000 рублей (п. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).
Сведения о приеме или увольнении по по форме приложения 2 к Положению № 719 выдаются на руки военнообязанным гражданам, которые не имеют регистрации по месту жительства или пребывания, либо прописаны в другом населенном пункте, а прибыли на работу на срок более трех месяцев (п. 30 «д» Положения № 719). Предполагается, что с этим документом они дойдут до военкомата и встанут на учет.
Сведения о работниках
Ежегодно, с 1 января по 31 марта, муниципальные комиссии формируют списки граждан для первоначального воинского учета из числа тех, кому в этом году исполнится 17 лет (п. 34 Положения № 719). Для этих целей работодатели до 1 ноября предшествующего года направляют в военкомат:
- списки сотрудников, подлежащих первоначальной постановке на военный учет (приложение 6 к Положению № 719) — тех, кому в следующем году исполнится 17 лет;
- анкеты работников из списка (приложение 7 к Положению № 719).
Также работодатель ежегодно, до 15 сентября, направляет в военкомат списки работников 15- и 16-летнего возраста мужского пола (п. 29 «в» МР). Документ оформляется на бумажном носителе по форме приложения 11 к МР.
Руководители и ответственные за ВУ, которые не передадут в срок сведения о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на ВУ, или о гражданах мужского пола 15- и 16-летнего возраста, заплатят штраф от 40 000 до 50 000 рублей. Санкции за это нарушение для юридического лица составят уже от 350 000 до 400 000 рублей (ст. 21.1 в в ред. Федерального закона от 31.07.2023 № 404-ФЗ — действует с 1 октября 2023 года).
По запросу военкомата работодатель направляет в пятидневный срок сведения о гражданах, которые состоят на воинском учете, или не состоят, но обязаны состоять (п. 1 ст. 3 127-ФЗ, п. 29 МР). Информацию направляют в бумажном виде по форме приложения 10 к МР.
Также в течение пяти дней нужно сообщать в военкомат об изменении в личных данных работника, состоящего на ВУ, — например, о разводе или рождении детей, смена места жительства (п. 29 «е» МР). Сведения оформляют на бумажном носителе по форме приложения 2 к Порядку, приведенному в приложении 13 к МР.
Ответственный за ВУ при изменении учетных данных вносит соответствующие изменения в личную карточку по форме 10 и заполняет листок сообщения (приложение 1 к Порядку). Его он отдает под личную подпись самому работнику. Данные о передаче листка сообщения приводят в графе 7 сведений в военкомат.
Сведения о работниках, необходимые для ведения воинского учета, можно будет передавать через Портал госуслуг в электронном виде (ст. 4 53-ФЗ в ред. от 14.04.2023). В полной мере эта функция заработает, когда будет сформирован электронный Реестр воинского учета (ст. 8.1 53-ФЗ в редакции от 14.04.2023). Порядок его ведения определит Правительство РФ. В апреле 2023 года такой документ еще не принят.
Автоматизируйте работу с сотрудниками: рассчитывайте зарплату, НДФЛ, взносы, оформляйте кадровые документы прямо в Экстерне
Отчетность компаний, ведущих бронирование
Работодатели обязаны сдавать отчетность по бронированию (ст. 9 Федерального закона от 26.02.97 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке…»). Компании, которые бронируют своих сотрудников, сдают в военкомат две формы:
- Форма № 6. Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе. Унифицированного бланка нет. Можно использовать образец и рекомендации по заполнению, приведенные в Письме Минкультуры РФ от 03.11.2003 № 125-01-16/24. Но самый надежный вариант — запросить бланк в местном военкомате. Форма № 6 заполняется и сдается ежегодно до 1 января.
- Форма № 19. Сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами… Актуальный бланк нужно получить в местном военкомате. Форма № 19 приведена в Инструкции по бронированию с грифом «с». Сотрудники комиссариата выдадут выписку из нее вместе с формами и рекомендациями по заполнению.
Формы № 6, № 18 и № 19 связаны между собой. Значения в них по работающим в организации гражданам, в том числе забронированным или имеющим мобилизационные предписания, должно совпадать.
Сверка данных с военкоматом
Работодатели помогают комиссариатам поддерживать воинский учет в актуальном состоянии. С этой целью они ежегодно сверяют данные в личных карточках работников с данными военкомата (п. 32 «д» Положения № 719, раздел V Инструкции № 700). Дату и время мероприятия устанавливают комиссариаты.
Организации составляют списки работников для сверки данных (приложение 23 к Инструкции № 700) в двух экземплярах:
- один направляется в военкомат;
- второй список с регистрационным номером и датой отправки хранится в течение года в организации.
Отметка о сверке ставится простым карандашом в графе «Сверка с военным комиссариатом». В ней указывается номер списка, дата, подпись ответственного за ВУ (п. 36 Инструкции № 700).
Изменения в воинском учете в 2023 году
14 апреля 2023 года вступили в силу поправки в 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», внесенные Федеральным законом от 14.04.2023 № 127-ФЗ. Самое значимое изменение — появление цифрового Реестра воинского учета, который будет формироваться по сведениям из ФНС, социальных фондов, ГИБДД, МВД, от учебных заведений и работодателей. Призывники будут получать электронные повестки.
По 127-ФЗ изменились некоторые обязанности работодателя:
- Организации будут оповещать призывника о получении электронных повесток, а не только на бумажном носителе.
- Если работник-водитель не явится в военкомат по вызову, то его нужно будет отстранять от работы. 127-ФЗ ввел меры, направленные на обеспечение явки по повестке, в том числе ограничение на управление транспортным средством (ст. 7.1 53-ФЗ в редакции от 14.04.2023).
- Сроки направления сведений в военкомат о работниках, состоящих на ВУ или не состоящих, но обязанных состоять, сокращены с 2-х недель до 5 дней. О выявленных гражданах, не состоящих на воинском учете, нужно будет сообщать в течение 3-х рабочих дней. Мы уже отразили эти поправки в действующей редакции этой статьи.
- Появилась новая обязанность — уведомлять военкомат об увольнении государственного или муниципального служащего в течение 10 дней со дня увольнения (п. 2 ст. 4 53-ФЗ в редакции от 14.04.2023). Речь идет о тех сотрудниках, которые не прошли военную службу по призыву без законных оснований (п. 1.1 ст. 28 53-ФЗ).
Нормы о цифровом Реестре воинского учета, в том числе правила его формирования отражены в обновленной редакции Положения о ВУ № 719 (Постановление Правительства РФ от 25.07.2023 № 1211 — действует с 5 августа 2023 года). Этим же документом утверждена форма электронной повестки в военкомат (приложение 1.1 к Положению № 719).
Изменения в ВУ предполагают, что большая часть сведений о военнообязанных будет направляться в «цифре», через Портал госуслуг. Но до начала полномасштабной эксплуатации электронного Реестра организациям придется давать все данные по-старому — на бумажном носителе (п. 3 Постановления № 1211).
Новые штрафы за нарушения в воинском учете
Повторим, что с 1 октября 2023 года ужесточается административная ответственность работодателей за несоблюдение правил ВУ (ст. 1 Федерального закона от 31.07.2023 № 404-ФЗ). Смотрите в таблице, за что и в каких размерах могут оштрафовать должностных лиц или компанию.
Санкции за нарушения в ВУ с 1 октября 2023 года
1. Не оповестили работника о вызове по повестке при мобилизации.
2. Не освободили сотрудника от работы в день явки в военкомат.
60 000 — 80 000 рублей — на должностных лиц
400 000 — 500 000 рублей — на юрлицо
3. Не представили в военкомат списки граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет
40 000 — 50 000 рублей — на должностных лиц
350 000 — 400 000 рублей — на юрлицо
4. Не оповестили работника о вызове по повестке.
5. Не освободили сотрудника от работы в день явки в военкомат, на медкомиссию
40 000 — 50 000 рублей — на должностных лиц
350 000 — 400 000 рублей — на юрлицо
6. Не сообщили в военкомат о приеме или увольнении военнообязанного сотрудника.
7. Не представили иные сведения для ведения ВУ
В заключение отметим, что обязанность по ведению воинского учета касается только организаций. ИП-работодатели от нее освобождены.
Индивидуальный предприниматель несет ответственность за неисполнение обязанностей по воинскому учету, если сам является военнообязанным. Например, за неявку в военкомат по повестке без уважительной причины он заплатит штраф от 10 000 до 30 000 рублей (ст. 21.5 КоАП РФ в ред. с 1 октября 2023 года).
Список нуждающихся в брони (Форма 8)
Открыть в формате Word
С П И С О К
Граждан, пребывающих в запасе, работающих в ____________________________________________________________ _____________________________
(наименование организации)
на которых необходимо оформить отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время в соответствии с перечнем должностей и профессий № _______________ от _______ ___________________________ _________ г.
Фамилия, имя, отчество
Состав (профиль) и № ВУС
Годность к военной службе по состоянию здоровью
№ разделов и пунктов перечня, по которым граждане, пребывающие в запасе, подлежат бронированию
Воинский учет в организации — пошаговая инструкция 2023
Воинский учет — это система приемов и методов, с помощью которой обеспечивается регистрация всех лиц призывного возраста в единой базе данных, отражение в ней основных сведений о каждом таком лице, а также последующая актуализация этой информации. Система воинского учета позволяет компетентным органам следить за тем, насколько своевременно каждый военнообязанный исполняет воинский долг, и отслеживать случаи незаконного уклонения от него.
Основными нормативными актами, которые регламентируют процесс осуществления воинского учета, являются закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ и положение о воинском учете, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.
Для чего же конкретно нужен воинский учет, каково его предназначение? Ответ на этот вопрос можно найти в положении № 719, в п. 2 которого цель воинского учета сформулирована примерно следующим образом:
- в периоды, когда обстановка в стране спокойная, основная задача воинского учета — обеспечить выполнение воинского долга каждым призывником, т. е. своевременно следить за наполняемостью армии и препятствовать незаконному уклонению от службы;
- если же случается военный конфликт либо возникает реальная угроза безопасности страны, то с помощью механизма воинского учета уполномоченные органы должны своевременно мобилизовать военнообязанных лиц, а также обеспечить потребность госструктур в трудовых ресурсах.
ВАЖНО! Потребность в трудовых ресурсах обеспечивается путем прикрепления военнообязанных граждан, находящихся в запасе, к определенным госструктурам, чтобы при мобилизации они не были отправлены в место боевых действий, а исполняли бы определенные трудовые функции в таких госструктурах.
Чтобы воинский учет отвечал своему предназначению, как было указано выше, государство должно иметь актуальную информацию о каждом призывнике. С этой целью специальные ответственные органы (военные комиссариаты) обязаны обеспечить учет всех потенциальных призывников (мужчин в возрасте 18–27 лет, а с 2024 года 18-30) и военнообязанных (запасников; лиц, которые имеют отсрочку вплоть до достижения ими 27-летнего (с 2024 года 30-летего) возраста; женщин, получивших военные специальности, а также некоторых других лиц, перечисленных в п. 14 положения № 719).
ВАЖНО! Верхняя граница призывного возраста повышена до 30 лет с 2024 года (п. 1 ст. 1 закона от 04.08.2023 № 439-ФЗ).
Для этого законодатель обязал всех лиц мужского пола в год, когда им исполняется 17 лет, явиться по повестке в военкомат и пройти процедуру первоначальной постановки на воинский учет, в процессе которой специальная комиссия определит, годен ли призывник к службе в армии и в какой степени (без ограничений или ограниченно годен).
ВНИМАНИЕ! Первоначальная постановка на воинский учет осуществляется в период с 1 января по 31 марта того года, в котором призывнику исполнится 17 лет (п. 1 ст. 9 закона № 53-ФЗ). Это значит, что даже еще не достигшие по факту 17-летнего возраста призывники должны явиться в военкомат в указанные сроки, если они получили повестку.
За функционирование механизма воинского учета ответственность несут как крупные ведомства (Минобороны, МВД, СВР, ФСБ), так и органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также организации (п. 5 положения № 719).
Но кто же именно осуществляет воинский учет по каждому военнообязанному? Как было указано выше, это военные комиссариаты (либо, если их нет на определенной территории, органы местного самоуправления). Но не только. Если потенциальный призывник работает в какой-либо организации, то именно она должна вести по нему воинский учет.
Пошаговую инструкцию по ведению военного учета в организации подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ и переходите к Путеводителю по кадровым вопросам.
Что под собой подразумевает воинский учет в организации и для чего он нужен, расскажем далее.
Ведение воинского учета и бронирование в организации: общая информация
Прежде всего стоит заметить, что вести воинский учет следует не только по призывникам, но и по всем военнообязанным, которые трудятся/обучаются в организации. К таковым закон № 53-ФЗ (п. 1 ст. 52) относит всех лиц, пребывающих в запасе:
-
тех, кто был уволен из армии в запас;
С 01.01.2024 предельный возраст пребывания в запасе подняли. Подробности здесь.
ВНИМАНИЕ! Если в компании трудятся лица, освобожденные от воинской обязанности в силу закона, либо женщины, не имеющие военной специальности, то вести в отношении них воинский учет работодателю не нужно.
Подробнее о том, кто должен вести воинский учет в компании, см. в статье «Что относится к обязательной кадровой документации?».
Порядок и основные правила, которыми компании должны руководствоваться в данном контексте, установлены в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом ВС РФ 11.07.2017.
Итак, в отношении указанных выше лиц компании должны осуществлять воинский учет. Для этого они так же, как и военкоматы, собирают, систематизируют и поддерживают в актуальном состоянии информацию об исполнении военнообязанными работниками воинского долга. Кроме того, важной целью воинского учета в организации выступает корректный анализ, насколько компания будет обеспечена трудовыми ресурсами, если вдруг возникнет военный конфликт и будет объявлена мобилизация военнообязанной части населения.
Воинский учет в компании должны осуществлять столько специалистов, сколько того требуют нормы п. 12 положения № 719. Так, к примеру, если в компании трудится менее 1500 военнообязанных граждан, то учет ведет один специалист, и то по совмещению.
ВАЖНО! При этом если в фирме учет военнообязанных сотрудников должны вести двое и более специалистов, то компании следует создать отдельное структурное подразделение — военно-учетный стол (п. 13 положения № 719).
Для того чтобы документально закрепить ведение воинского учета в компании, следует издать приказ об организации воинского учета, в котором за подписью руководителя указывается, кто именно из сотрудников будет осуществлять воинский учет.
ВНИМАНИЕ! Кандидатуры специалистов, которые будут осуществлять воинский учет, должны быть согласованы с военкоматом, которому подведомственная территория, где располагается фирма. Кроме того, компании должны направлять туда копии приказов о назначении/увольнении специалистов с должности по ведению воинского учета (п. 22 Методических рекомендаций).
Инструкция по ведению воинского учета в организациях
Конкретный перечень функций, которыми наделяются работники, занимающиеся учетом военнообязанных сотрудников в компании, должен быть закреплен в специальной инструкции по ведению воинского учета.
Такая инструкция очерчивает требования к сотруднику, занимающемуся учетом военнообязанных: какие нормы законодательства он должен знать и чем ему следует руководствоваться в своей работе. Кроме того, в этом документе определяются основные должностные обязанности и права работника, осуществляющего воинский учет в фирме, а также прописываются положения в отношении мер ответственности такого специалиста за нарушения, которые он может допустить при ведении учета.
Методические рекомендации по ведению воинского учета в 2023 году
Для корректного ведения воинского учета компания должна составить план соответствующих работ на год (который также должен быть согласован с военкоматом). В таком плане следует указать все сроки мероприятий по учету сотрудников.
Воинский учет граждан в организациях осуществляется по документам, перечень, формы, порядок хранения и заполнения которых устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации (п. 27 положения № 719). И ведется он на основании следующих документов (п. 25 Методических рекомендаций):
- приписное свидетельство — для призывников, которые еще не отслужили;
- военный билет — для военнообязанных лиц в запасе.
Поэтому при приеме на работу в 2023 году ответственный за учет специалист должен проконтролировать, все ли указанные документы в порядке: нет ли где неточностей, поддельных записей, вырванных листов, все ли необходимые отметки на месте. И если нет — сообщить в военкомат.
Внимание! С 14.04.2023 вступил в силу Федеральный закон от 14.04.2023 № 127-ФЗ, который сократил сроки подачи сведений работодателем в военкомат.
Итак, в течение года специальный сотрудник в организации должен следить за полнотой и актуальностью информации о работниках, подлежащих воинскому учету. Для этих целей такой сотрудник заводит по каждому военнообязанному работнику личную карточку, в которой отражается вся информация о нём: семейное положение, занимаемая в организации должность, уровень образования, место жительства и т. д. (п. 28 Методических рекомендаций).
О форме, с помощью которой работодатель осуществляет воинский учет работников, см. в статье «Унифицированная форма № Т-2 — бланк и образец заполнения».
Если какому-либо работнику приходит повестка из военкомата, военно-учетный стол фирмы должен оповестить его об этом, а также поспособствовать, чтобы он своевременно явился в военкомат. Если же на работу устраивается женщина, имеющая военную специальность, то фирма должна направить ее в военкомат для первоначальной постановки на учет.
Кроме того, компании следует разъяснять своим сотрудникам, как именно они должны исполнить воинский долг в случае мобилизации, а также какая ответственность наступит, если они этого не сделают.
Важной функцией специалистов, ведущих воинский учет в организации, является бронирование работников, т. е. закрепление необходимых специалистов за организацией на время военного конфликта.
ВНИМАНИЕ! Как правило, инструмент бронирования доступен только для стратегически важных предприятий, т. е. осуществляющих военные или госзаказы, непосредственно влияющих на жизнедеятельность населения и т. д. Узнать, может ли компания бронировать за собой сотрудников в случае введения военного положения, можно в военкомате.
Военно-учетный стол фирмы подотчетен военкомату. Поэтому в военкомат организация должна направлять все сведения, касающиеся:
-
принятия на работу (увольнения) военнообязанных сотрудников;
С 05.08.2023 действует новая форма, которую используют для уведомления военкомата о приеме и увольнении сотрудников.
Кроме того, компания обязана ежегодно извещать военкомат о численности и составе работников в возрасте 15 и 16 лет, а также о тех, кто только что достиг возраста, когда должна быть проведена первоначальная постановка на воинский учет.
Какую отчетность организации обязаны сдавать в военкомат, разъяснила инспектор Государственной инспекции труда в Нижегородской обл. В. И. Неклюдова. Получите пробный доступ к КонсультантПлюс и бесплатно ознакомьтесь с точкой зрения чиновника.
Не реже раза в год сведения военно-учетного стола организации следует сверять с информацией, имеющейся в военкомате. Для этих целей в компании должен быть заведен специальный журнал проверок.
Приказ об организации воинского учета: образец
Как было указано выше, военный учет в фирме организуется с момента издания приказа, подписанного руководителем, об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования сотрудников, пребывающих в запасе.
Форму такого приказа вы можете скачать на нашем сайте по ссылке ниже.
В этом приказе необходимо прописать, кто именно будет осуществлять воинский учет в компании, а также кто будет замещать основного специалиста в период, когда тот будет по каким-либо причинам отсутствовать.
Ответственность за нарушение правил ведения воинского учета в компании
Поскольку ведение воинского учета в организации — это ее обязанность, а не право, то соответственно, за неисполнение/некорректное исполнение этой обязанности законодатель предусматривает меры ответственности.
С 05.05.2020 ответственность за нарушения с воинским учетом для должностных лиц организаций, ответственных за военно-учетную работу, усилена. Соответствующие изменения в КоАП РФ внесены законом от 24.04.2020 № 132-ФЗ. Так:
- за непредставление в установленный срок в военкомат или иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, штраф будет составлять 1000-3000 руб. вместо 300-1000 руб. (ст. 21.1);
- неоповещение граждан о вызове их по повестке военкомата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке — 1000-3000 руб. вместо 500-1000 руб. (ст. 21.2);
- несообщение сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, — 1000-5000 руб. вместо 300-1000 руб. (п. 3 ст. 21.4).
С 01.10.2023 ответственность существенно ужесточается (закон от 31.07.2023 № 404-ФЗ):
- за необеспечение своевременного оповещении и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части либо неоказание содействия в организации таких оповещения и явки, штраф составит:
- для должностного лица — от 60 тыс. до 80 тыс. руб.;
- юрлица — от 400 тыс. до 500 тыс. руб.
- за непредставление в установленный срок в военкомат списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, штраф:
- для должностных лиц — от 40 тыс. до 50 тыс. руб.;
- юрлиц — от 350 тыс. до 400 тыс. руб.
- за неоповещение граждан при поступлении вызова (повестки) либо необеспечение гражданам возможности своевременно явиться по такому вызову (повестке) штраф:
- для должностных лиц — от 40 тыс. до 50 тыс. руб.;
- юрлиц — от 350 тыс. до 400 тыс. руб.
- за непредставление или несвоевременное представление должностными лицами сведений, необходимых для ведения воинского учета (например, о приеме на работу), штраф от 40 тыс. до 50 тыс. руб.
Итоги
Методические рекомендации по ведению воинского учета, а также положение № 719 и закон № 53-ФЗ требуют в 2023 году от всех организаций, где трудятся военнообязанные граждане, вести учет таких работников. Для этого фирма должна выделить специального сотрудника (или нескольких специалистов) и издать соответствующий приказ, закрепляющий его функции. Непосредственно же сам воинский учет в компании выражается в поддержании в актуальном состоянии информации обо всех военнообязанных работниках. С этой целью в фирме создаются специальные личные карточки по каждому сотруднику, информацию в которых следует периодически передавать в военкомат.
Кроме того, если организация имеет стратегически важную значимость, она вправе забронировать себе некоторых сотрудников на период возможного военного конфликта; тогда такие сотрудники не будут призваны в армию, а останутся трудиться в фирме.
Важно также помнить, что за нарушение правил воинского учета в организациях предусмотрены меры ответственности к работодателю. С 1 октября 2023 года штрафы за нарушения при воинском учете возрастают многократно.
Бронирование граждан, пребывающих в запасе в 2022 году
Бронирование граждан позволяет обеспечить бесперебойную работу предприятий в период мобилизации. Расскажем, что представляет собой эта процедура и какую отчетность предполагает.
Для чего необходимо бронирование граждан в запасе
Мобилизация — перевод экономики, органов власти, Вооруженных Сил и организаций на работу в режиме военного времени (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).
Процедура требует привлечения военнообязанных граждан, пребывающих в запасе (ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»):
- прошедших военную службу;
- закончивших обучение в военных образовательных учреждениях;
- освобожденных от службы, но годных к ней в военное время и т. д.
Бронирование — временное освобождение сотрудников от призыва на мобилизацию и мобилизационную подготовку для обеспечения работы предприятия.
Как уволить сотрудника в связи с призывом в армию — узнаете здесь.
Кто бронирует граждан в запасе
Если воинский учет ведут все работодатели, то бронируют работников организации:
- выполняющие госзаказы;
- участвующие в выполнении мобилизационных заданий по кооперации;
- обеспечивающие безопасность РФ и жизнедеятельность населения и др.
Чтобы узнать, обязана ли фирма бронировать сотрудников, необходимо обратиться в территориальную комиссию по бронированию при администрации муниципального образования. Например, в Москве сведения о комиссиях доступны на сайте https://www.mos.ru (вкладка «Территориальные органы власти»).
Такая комиссия предоставит информацию о:
- порядке бронирования граждан запаса;
- документах, необходимых для бронирования;
- перечне должностей и профессий, по которым бронируют работников.
Процедуру бронирования проводит назначенный приказом сотрудник. Специальных требований к ответственному нет: это может быть кадровик, табельщик или ведущий воинский учет работник. Но приказ о назначении ответственного согласовывается с военным комиссаром муниципалитета (п. 22, п. 39 Методических рекомендаций по ведению воинского учета, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).
Пошаговая процедура бронирования граждан запаса в 2021 году
Порядок бронирования работников сводится к нескольким этапам.
Шаг 1. Запрос сведений в комиссии по бронированию, которая предоставит информацию по процедуре и список подлежащих бронированию должностей.
Шаг 2. Издание приказа о назначении ответственного за бронирование сотрудника и согласование документа с военкоматом.
Шаг 3. Разработка Плана работы по ведению воинского учета и бронированию граждан запаса (п. 39 Рекомендаций от 11.07.2017).
Допускается дополнение существующего Плана по ведению воинского учета мероприятиями по бронированию с учетом рекомендаций, полученных в территориальной комиссии, т. е. отдельный План по бронированию утверждать необязательно.
План и его изменения согласовываются с военкоматом (п. 37 Рекомендаций от 11.07.2017).
Шаг 4. Составление списка забронированных работников.
Перечень оформляется в свободной форме с указанием ФИО, должности или профессии и заверяется подписью руководителя и печатью. Дополнительно список может утверждать военкомат либо территориальная комиссия по бронированию, поэтому рекомендуется обратиться к ним с готовым перечнем и заодно проверить его.
Шаг 5. Оформление отсрочки от призыва.
Подготовка списка бронированных сотрудников еще не означает предоставление им отсрочки от призыва — работодателю необходимо оформить удостоверения об отсрочке и сделать отметки в личных карточках.
Такие удостоверения признаются БСО и выдаются военкоматом после подачи пакета документов, среди которых:
- список работников для бронирования;
- военные билеты;
- личные карточки и др.
Удостоверения об отсрочке хранятся у работодателя, а при объявлении мобилизации или военного времени передаются забронированным сотрудникам согласно утвержденному плану и ведомости на выдачу удостоверений.
Ведение специального воинского учета
Основные моменты спецучета:
- если отсрочка аннулирована (например, по истечении срока, на который она предоставлена, или в связи с признанием работника не годным к службе по состоянию здоровья), работодатель обязан сообщить об этом в 5-дневный срок в военкомат (п. 14 Приложения № 17 к Рекомендациям от 11.07.2017);
- при аннулировании отсрочки отметки в личных карточках аннулируются, а удостоверения сдаются в военкомат для уничтожения;
- сдача отчетности (п. 35 Рекомендаций от 11.07.2017).
Об ответственности за отказ от ведения воинского учета вы узнаете из статьи.
Основные отчеты по воинскому учету:
- руководители;
- специалисты;
- служащие;
- рабочие
- штате организации;
- бронировании граждан;
- числе военнообязанных и призывников
Подробнее об отчетных формах читайте этот материал.
Полезная информация от КонсультантПлюс
Смотрите готовое решение о том, как работодателю организовать бронирование граждан, пребывающих в запасе (это бесплатно).