Что является высшим представительным органом
Перейти к содержимому

Что является высшим представительным органом

  • автор:

Парламент

Организации и органы управления

Парла́мент (нем. parlament, франц. parlement, от франц. parler – говорить), общее наименование высшего представительного и законодательного органа. В каждом государстве имеет своё название ( Федеральное Cобрание РФ , Конгресс в США, Всекитайское собрание народных представителей, Генеральные кортесы в Испании, Риксдаг в Швеции и т. д.).

Отдалёнными предшественниками современного парламента были представительные органы, формировавшиеся рабовладельцами и другими свободными лицами в Древней Греции и Древнем Риме , позднее – сословно-представительные органы в Европе (генеральные штаты, земские соборы ). Название «парламент» использовалось для местных, в основном судебных, учреждений в средние века во Франции, но родиной парламента в его современном виде считается Англия ( Английский парламент ).

Парламенты (неодинаковые по своей структуре, полномочиям, порядку деятельности, их роли в системе органов государства) действуют почти во всех странах мира независимо от формы правления. Они есть в парламентарных (Италия) и президентских (США) республиках, парламентарных (Испания) и дуалистических (Иордания) монархиях. Местные представительные и законодательные органы – «местные парламенты» действуют также в субъектах федераций (в Германии, США, России и др.) и в некоторых территориальных автономных публично-правовых образованиях (Шотландия и др.). В своеобразном виде (в основном как консультативные органы) парламенты созданы также в некоторых мусульманских государствах (Бахрейн, Йемен, Кувейт).

Большинство парламентов в странах мира двухпалатные (возможны и однопалатные парламенты). Каждая из палат имеет свои названия: одна обычно именуется «нижней» или первой (Палата представителей, Палата депутатов, Национальное собрание, бундестаг и др.), вторая – «верхней» (Сенат и др.). Членами парламента являются избираемые депутаты (представители, члены парламента, конгрессмены и др.) и сенаторы (члены верхней палаты). Наряду с ними, иногда избираются заместители депутатов и сенаторов, имеющие в палате только право совещательного голоса и выступающие с согласия соответствующего депутата или сенатора (в США в Палате представителей есть также несколько представителей федеральных территорий с правом совещательного голоса, в Дании в однопалатном парламенте есть фиксированное представительство от автономных территориальных образований, в Китае – представители от армии и т. д.). В некоторых странах президенты республик назначают в верхнюю палату небольшое число членов (5 в Италии, 12 в Индии, 15 в Казахстане) из среды лиц, имеющих особые заслуги перед страной в области науки, искусства, общественной деятельности и др.

В большинстве стран парламентарии (депутаты и сенаторы) работают в парламенте на постоянной профессиональной основе, они занимаются законотворчеством и как члены коллегиальных органов выполняют другие обязанности (участие в создании иных высших органов государства, парламентский контроль в отношении исполнительной власти и др.). Эта деятельность оплачивается из государственного бюджета (в среднем в развитых европейских странах оклад парламентария в 4–6 раз превышает средний размер заработной платы по стране, в некоторых государствах – больше). В ряде стран члены парламентов работают непостоянно. Они получают заработную плату по месту основной работы, а из государственного бюджета – небольшую доплату для возмещения депутатских расходов (переписка с избирателями, посещение коллективов избирателей и др.), лишь некоторые депутаты – руководители парламентских структур – работают в таких парламентах на штатной, постоянной основе, получая депутатское вознаграждение из государственного бюджета. В двухпалатном парламенте правовое положение членов обеих палат в основном одинаково. В большинстве стран парламентарии имеют свободный мандат, избиратели не могут давать им наказы, но в некоторых странах (Вьетнам, Китай и др.) существует императивный мандат и депутаты обязаны выполнять наказы избирателей. Парламентарии пользуются депутатским (парламентским) иммунитетом и депутатским (парламентским) индемнитетом . Их нельзя задержать, арестовать, привлечь к административной ответственности без разрешения палаты парламента, в состав которой они входят; за ними признана свобода речи и голосования в парламенте (запрещены призывы к насилию, клевета, оскорбление).

Палаты парламента формируются неодинаково. Нижняя палата и однопалатный парламент всегда избираются непосредственно гражданами-избирателями в разных странах на 2–6 лет по мажоритарной, пропорциональной или смешанной системе (частичные назначения существуют в единичных странах Африки, Океании). Верхняя палата формируется обычно на такой же срок, что и нижняя, но часто – на более длительный срок (до 6 лет) или действует без указания срока, периодически частично обновляясь на 1 /3. Сенаты формируются неодинаковыми способами: прямыми выборами гражданами-избирателями (Сенат США – по 2 сенатора от каждого штата), путём косвенных выборов другими, ранее избранными, лицами (по департаментам – территориальным единицам во Франции, провинциальными собраниями депутатов в ЮАР), путём избрания нижней палатой из своего состава (Исландия, Норвегия), путём назначения (полностью назначаются генерал-губернаторами – представителями британского монарха в этих странах верхние палаты в Канаде, на Ямайке, в Барбадосе, других монархических членах Содружества; в Германии члены верхней палаты назначаются правительствами субъектов федерации – земель), в Великобритании членами верхней палаты (лордами) становятся лица в связи с присвоением им монархом высокого дворянского звания, иногда верхняя палата формируется с использованием принципа корпоративного представительства (в Ирландии, частично в Словении и Марокко). Существуют и различные смешанные способы формирования верхней палаты. В России в соответствии с Конституцией РФ (ст. 95) в верхнюю палату – Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ – по одному от представительных и исполнительных органов государственной власти. В некоторых странах (США, Франция) существует ротация верхних палат: при очередных выборах обновляется только треть палаты.

Каждая палата принимает свой регламент, устанавливающий её внутреннюю организацию и порядок деятельности (в некоторых странах, например в Алжире, Канаде, Китае, Японии, действуют законы подобного рода). Внутренними органами являются: руководство палаты (председатель, в англосаксонских странах – спикер; президиум палаты – в Китае, Чехии; заместители председателя, иногда председателем верхней палаты является по должности вице-президент – в Индии, США), партийные фракции парламентариев, принадлежащих к одной партии (редко – к близким партиям), постоянные профильные комитеты палат – обороны, иностранных дел, промышленности, сельского хозяйства, по делам молодёжи и др. (иногда объединённые комитеты палат, обычно по финансовым вопросам), имеется аппарат палаты (в англосаксонских странах в нижней палате его возглавляет клерк палаты), при парламенте создаётся парламентская библиотека, существуют другие учреждения.

Осуществляя законодательную деятельность, некоторые парламенты принимают основные законы – конституции (Китай, Украина, Финляндия и др.) и другие законы (например, органические законы ). Часто парламент определяет основы внутренней и внешней государственной политики (обычно вместе с главой государства и правительством). В некоторых странах (Венгрия, Турция, Чехия и др.) парламент (однопалатный или на совместном заседании палат) избирает президента республики. Парламент (его нижняя палата) в парламентарных монархиях и республиках формирует правительство и вправе уволить его в отставку (в Италии уволить правительство может и верхняя палата); в ряде стран парламент (верхняя палата) назначает судей высших судов, уполномоченных парламентом (парламентских комиссаров, омбудсменов ), генеральных прокуроров, генеральных контролёров, членов счётных палат , некоторых высших гражданских и военных должностных лиц . Используя парламентский контроль , парламент может применить импичмент к президенту, министрам, судьям, другим высшим гражданским и военным должностным лицам; в редких случаях он имеет право отстранить от должности любое должностное лицо и начать расследование против него. Формами парламентского контроля являются также отчёты правительства, вопросы парламентариев на заседаниях парламента к премьер-министру и министрам, другим приглашённым должностным лицам, интерпелляции, парламентские расследования, парламентские слушания и др. Парламент, будучи суверенным представительством народа, несёт ответственность перед ним.

Чиркин Вениамин Евгеньевич . Первая публикация: Большая российская энциклопедия, 2014.

Высший представительный и законодательный орган власти во многих государствах, формируемый полностью или главным образом на выборных началах, 9 букв

Ответ на вопрос в сканворде (кроссворде) «Высший представительный и законодательный орган власти во многих государствах, формируемый полностью или главным образом на выборных началах», 9 букв (первая — п, последняя — т):

п а р л а м е н т

Другие определения (вопросы) к слову «парламент» (66)

  1. полит. (политическое) высшее государственное законодательное собрание, построенное целиком или частично на выборных началах

Значение слова

ПАРЛА́МЕНТ, -а, мужской род
Высшее государственное законодательное представительное собрание в капиталистических странах, построенное целиком или частично на выборных началах.

[Англ. parliament, франц. parlement]

Парла́мент (английское parliament , фр. parlement , от parler — говорить) — высший представительный и законодательный орган в государствах с наличием системы разделения властей.

В Молдавии, Грузии, Бельгии, Великобритании, Греции, Италии, Камбодже, Канаде, Франции, Чехии, Казахстане и некоторых других странах парламенты имеют одноимённое название. В конституциях Азербайджана (Милли меджлис), России (Федеральное собрание), Киргизии (Жогорку Кенеш), Таджикистана (Маджлиси Оли), Туркмении (Милли Генгеш), Абхазии (Народное Собрание), Украины (Верховная рада), Белоруссии (Национальное собрание), Израиля (Кнессет), Монголии (Хурал), Сербии и Черногории (Скупщина), Болгарии (Народно събрание), Северной Македонии (Собрание), Польши, Латвии и Литвы (во всех трёх странах — Сейм), Финляндии (Эдускунта), Швеции (Риксдаг), Германии (Бундестаг), Армении (Национальное Собрание) и некоторых других употребляются собственные наименования для обозначения парламентов (см. основную статью Парламенты стран мира).

Парламент является представительным органом, в котором всё население и регионы страны представлены выбранными представителями. Как правило, весь парламент или нижняя палата парламента (например, в федерациях) формируется путём всеобщих выборов.

В современных государствах парламенты, как правило, являются законодательными органами, то есть наделены полномочиями принимать законы, а также, в той или иной мере формировать и контролировать исполнительную власть (например, выносить вотум недоверия правительству и осуществлять процедуру импичмента президента).

§ 2. Парламент как высший представительный и законодательный орган государственной власти

Понятие и структура парламента. Высшими представительными и законодательными органами государственной власти в подавляющем большинстве современных государств являются парламенты, которые, как уже было отмечено, в разных государствах могут называться по-разному. Термин «парламент», как принято считать, происходит от французского глагола «parler» – говорить, разговаривать, хотя этот термин имеет корень в латинском языке: «parlamentum» – собеседование, переговоры от латинского слова «parlare» – говорить 1 . В средние века парламентами называли, например, народные собрания, на которых могли выступать все граждане (Италия), провинциальные суды (Франция), консультативные органы при монархе (некоторые другие страны).

Вместе с тем родиной парламента в его современном понимании считается Англия. В XI–XIII вв. при короле в качестве вспомогательного органа стали созываться советы, в состав которых входили вначале крупные феодалы (бароны) и высшее духовенство, а затем и представители городов и сельских общин. В XIV в. бароны и духовенство стали собираться отдельно от представителей городов и сельских общин, вследствие чего образовались две палаты – палата лордов и палата общин, ставшие палатами парламента. Впоследствии подобные учреждения, носящие сословный и сословно-представительный характер, возникают и в других странах (Польше, Венгрии, Франции, Испании и т. д.).

Современный парламент – это высший представительный орган государства, носитель верховной законодательной власти. Он призван представлять интересы народа и выражать его волю.

Все современные парламенты характеризуются одно- или двухпалатной структурой, хотя до недавнего времени существовали парламенты и с бóльшим числом палат. Так, Конституция Южно-Африканской Республики, действовавшая в 1984–1993 гг., предусматривала трехпалатный парламент, палаты которого формировались по расовому принципу – Палата собрания из белых, Палата представителей из цветных (мулатов) и Палата из индийцев. По Конституции Социалистической Федеративной Республики Югославии 1963 г. (в редакции 1968 г.) в Союзной скупщине (парламенте) число палат фактически доходило до шести.

С момента своего возникновения парламенты имели, как правило, двухпалатную структуру и состояли из верхней и нижней палат. Такое название палаты получили вследствие того, что в верхних палатах первоначально были представлены высшие слои, «верхи» общества, а в нижних палатах – «низы» общества. Необходимость в подобной структуре диктовалась обычно тем, что верхняя палата, которая традиционно играла роль консервативного тормоза прогрессивных преобразований и формировалась менее демократичным путем, чем нижняя палата (по наследству, путем назначения и т. д.), должна была удерживать нижнюю палату от поспешных, непродуманных решений. В настоящее время в большинстве развитых стран вопрос об одно- или двухпалатной структуре парламента решается уже, исходя из политических соображений в момент проведения конституционной реформы в стране.

В современных государствах двухпалатный парламент характерен в основном для федеративных государств, в которых одна палата (нижняя) формируется на основе представительства всего населения государства, а в другой (верхней) представлены отдельные субъекты федерации. Только в четырех федеративных государствах (Танзании, Сент-Китсе и Невисе, Федеративных Штатах Микронезии, Коморских Островах) существуют однопалатные парламенты. Унитарным же государствам присущи в основном однопалатные парламенты, хотя в ряде унитарных государств (Испании, Италии, Польше, Франции, Японии и некоторых других) встречаются парламенты с двухпалатной структурой. В настоящее время однопалатные парламенты существуют примерно в половине государств Европы (Болгария, Венгрия, Дания, Швеция и др.), во многих малых государствах Америки (Коста-Рика, Сальвадор и др.), в большинстве государств Тропической Африки и, как правило, в авторитарных и тоталитарных государствах Азии.

Для обеспечения нормальной работы парламенты или их палаты создают специальные руководящие органы. К ним в первую очередь относятся председатели и их заместители. Во многих, особенно англо-саксонских странах председатель нижней палаты именуется спикером. Обычно председатель парламента или палаты избирается из среды наиболее многочисленной фракции, а его заместители – из других фракций. В тех палатах, где партийных фракций нет (например, в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации), председатель и его заместители избираются иначе. В некоторых странах (Великобритании, Индии, США) председатель парламента (палаты) не избирается, а занимает это место по должности. Например, в США председателем верхней палаты (Сената) по должности является вице-президент. В других он назначается главой государства. В Нидерландах председатель нижней палаты назначается монархом из числа трех предложенных палатой кандидатур, в Канаде председатель верхней палаты (Сената) назначается генерал-губернатором по рекомендации премьер-министра. В некоторых развивающихся странах председателем парламента выступает сам глава государства. В отдельных странах (например, в странах тоталитарного социализма) функции председателя парламента выполняют коллегиальные органы (президиумы, бюро, комитеты, конференции).

Как руководитель парламента (палаты) председатель обладает целым рядом полномочий. Он представляет парламент во взаимоотношениях с другими органами, обладает дисциплинарной властью, по договоренности с заместителем (заместителями) определяет повестку дня заседаний, обеспечивает первоочередное рассмотрение вопросов, внесенных правительством, руководит прениями, на основе регламента устанавливает процедуру обсуждения вопросов и порядок голосования, координирует работу парламентских органов, ведает парламентским бюджетом и т. д. Большие права дают председателю возможность активно влиять на решения парламента, он обладает различными средствами ограничения инициативы неугодных правящим партиям депутатов, он может не дать согласия на внесение депутатских запросов правительству или его отдельным членам, сократить время выступления и даже запретить депутату участвовать в заседаниях на определенный срок.

К руководящим органам парламента (палаты) относятся также секретари, которые избираются из числа парламентариев. Секретари наблюдают за ведением стенограмм заседаний, делопроизводством, публикуют протоколы заседаний, помогают председателю обеспечивать порядок во время заседаний и т. д.

В некоторых парламентах из числа парламентариев избираются также квесторы, в обязанности которых входит поддержание порядка на заседаниях, в кулуарах, в буфетах парламента. Во Франции и ряде других стран квесторы решают также административно-хозяйственные вопросы.

В качестве вспомогательных органов в парламентах (палатах) из числа парламентариев создаются комитеты и комиссии. Принципиальных различий между ними нет, поэтому в одних парламентах создаются только комитеты, в других – только комиссии, в третьих – и комитеты, и комиссии. В некоторых двухпалатных парламентах создаются как объединенные комитеты или комиссии (например, в США – по экономике, по налогам), так и комитеты (комиссии) палат. Комитеты (комиссии) делятся на постоянные и временные.

Постоянные комитеты (комиссии) создаются на весь период полномочий парламента (палаты). В их составе могут создаваться подкомитеты (подкомиссии). Комитеты (комиссии) обычно подразделяются на отраслевые и специализированные. Система отраслевых комитетов (комиссий) соответствует системе министерств, деятельность которых подконтрольна комитетам (комиссиям). К специализированным относятся комитеты (комиссии) по обороне и безопасности, по иностранным делам, по сельскому хозяйству, по здравоохранению и др. Временные комитеты (комиссии) создаются для выполнения каких-либо отдельных заданий. К ним относятся следственные, ревизионные, редакционные и иные комитеты или комиссии.

Важная роль в структуре парламентов принадлежит партийным фракциям. Фракции объединяют членов одной или нескольких родственных партий. Они призваны формулировать и выражать свою позицию по проектам решений парламента или палаты. В соответствии с регламентом парламента (палат) фракции создаются только при определенной численности парламентариев от одной и той же партии. Так, например, в Италии для создания фракции нужно иметь 20 депутатов от партии в нижней палате и 10 – в верхней. Фракция избирает своего председателя и заместителей. Иногда руководителем фракции является лидер данной партии, избранный в парламент. Члены фракции обычно подчиняются жесткой дисциплине и голосуют в парламенте по решению фракции. Фракции пропорционально представлены в руководстве парламента (палаты), его комитетах (комиссиях), делят между собой места их председателей. Фракция имеет свое помещение в парламенте, выступление от имени фракции предоставляется вне очереди. При так называемых фракционных обсуждениях с трибуны с изложением позиции фракций выступают их лидеры.

Полномочия и функции парламента. Для осуществления своих функций парламент наделяется соответствующими полномочиями – компетенцией. Компетенция парламента зависит от многих факторов: формы правления, формы государственного устройства, политического режима, исторических условий, соотношения политических сил в стране и др. Так, в президентских республиках парламенты не принимают участия в формировании правительства, ограничены в контроле за исполнительной властью. В тоталитарных государствах за парламентом может закрепляться значительный объем полномочий, однако на практике многие из этих полномочий оказываются фиктивными.

Полномочия парламента закрепляется конституцией страны и другими конституционными актами. Однако во многих странах компетенция парламента недостаточно четко регламентируется конституционными актами, хотя все они предоставляют парламенту право издавать законы (самостоятельно или совместно с главой государства), устанавливать налоги, принимать государственный бюджет. В то же время многие конституции закрепляют некоторые формы парламентского контроля за исполнительной властью. В отдельных конституциях (Индия, Испания, Швейцария) компетенция парламента более детализирована. В ряде стран парламент наделяется правом формирования или участия в формировании других органов (Австрия, Бельгия, Португалия, ФРГ и др.).

Конституции и конституционные акты наделяют парламенты, прежде всего, полномочиями по принятию законов. По характеру данных полномочий парламенты принято делить на три группы: с неограниченными, ограниченными и относительно ограниченными законодательными полномочиями.

К первой группе относятся парламенты, обладающие правом принимать законы по любым вопросам (Великобритания, Греция, Ирландия, Италия, Япония). Ни в конституциях, ни в других конституционных актах этих государств не дается перечня вопросов, по которым парламент может принимать законы.

Ко второй группе относятся парламенты преимущественно федеративных государств, конституции которых четко разграничивают компетенцию федерации и ее субъектов. К этой группе примыкает унитарная Франция, конституция которой жестко очерчивает перечень вопросов, по которым может законодательствовать парламент. Причем по одним из этих вопросов он может принимать законы, а по другим – устанавливать только общие принципы (например, в социально-экономической сфере).

В третью группу входят парламенты, законодательная компетенция которых носит относительно ограниченный характер. Это парламенты федеративных государств, имеющих совместную законодательную компетенцию федерации и ее субъектов (Индия, Малайзия, Российская Федерация, ФРГ), а также децентрализованных унитарных государств, где законодательная компетенция парламента ограничена правами соответствующих территориальных образований (например, Испания).

Кроме законодательных парламенты наделяются и другими полномочиями. Это полномочия, связанные с утверждением государственных доходов и расходов, а также установлением налогов, ратификацией и денонсацией международных договоров, назначением референдумов, формированием государственных органов, контролем за деятельностью исполнительных и иных государственных органов и т. д.

Полномочия, связанные с утверждением государственных доходов и расходов, выражаются в принятии государственного бюджета. Государственный бюджет принимается парламентом, как правило, ежегодно. В нем указывается смета всех финансовых потребностей государства и всех доходов, необходимых для покрытия этих потребностей. Утверждая бюджет, парламент тем самым уполномочивает правительство расходовать государственные средства в соответствии с утвержденной сметой и обязывает его собрать необходимые для обеспечения доходов государства налоги и другие поступления. Как правило, бюджет имеет форму закона, однако в некоторых государствах (Великобритания, США, Япония и др.) – это финансовая программа, которая реализуется через систему отдельных законов. Наряду с принятием бюджета в компетенцию парламента обычно входит и утверждение отчета правительства об исполнении бюджета.

Среди финансовых полномочий парламента важное место занимают полномочия по установлению налогов. Установление налогов обычно относится к исключительной компетенции парламента, хотя на установление определенных (например, местных) налогов и сборов могут уполномочиваться нижестоящие органы.

Иногда к полномочиям парламентов в финансовой сфере относится принятие решений о денежной эмиссии (ст. 87 Конституции Турции) или создание внебюджетных фондов (ст. 267 Конституции Индии).

Полномочия парламентов, связанные с ратификацией и денонсацией международных договоров могут выражаться либо в даче согласия на ратификацию или денонсацию договора главе государства, без чего он этого не может сделать, либо в уполномочии его на это, либо в непосредственной ратификации или денонсации договора самим парламентом.

Назначение референдумов относится к исключительной или альтернативной компетенции парламента. В одних государствах референдумы назначаются исключительно парламентом (Куба, Намибия. Хорватия), в других – главой государства (Российская Федерация). В литературе отмечается, что назначение референдумов – нечастое конституционное полномочие парламентов.

Полномочия парламентов по формированию государственных органов в различных государствах определяется по-разному. Различаются как круг формируемых парламентами государственных органов, так и способы их формирования. Так, в парламентарных республиках парламент избирает президента, в парламентарных республиках и парламентарных монархиях образует правительство, во многих государствах полностью (Германия, Россия) или частично (Италия) назначает конституционный суд, назначает (избирает) судей Верховного суда, Генерального прокурора, парламентских комиссаров (омбудсманов) и др.

Полномочия по контролю за деятельностью исполнительных и иных государственных органов осуществляется путем вопросов к правительству, министрам, иным должностным лицам на парламентских слушаниях, заседаниях палат. Самая острая форма контроля выражается в вотуме недоверия правительству и увольнении его в отставку.

Парламенты могут обладать и некоторыми другими полномочиями: полномочиями в области обороны и безопасности, судебными и квазисудебными полномочими и др.

Реализуя свои полномочия, парламенты осуществляют соответствующие функции. К наиболее важным функциям парламента, как представляется, можно отнести следующие.

Во-первых, законодательную функцию. Эта функция является самой главной в деятельности парламента. Она определяется природой парламента как органа законодательной власти и выражается в принятии законов – нормативных правовых актов, обладающих высшей юридической силой и обязательных для всех без исключения, включая и сам парламент. Во многих государствах правом принимать законы обычно обладают народ и парламент. Народ принимает законы на референдумах и довольно редко. Основная же законодательная нагрузка ложится на парламент.

Во-вторых, бюджетно-финансовую функцию. Она заключается в принятии бюджета страны и контроле за его исполнением. Хотя проект бюджета в большинстве стран мира разрабатывает и выдвигает правительство, закон о бюджете принимает парламент, определяя в нем статьи государственных доходов и расходов.

В-третьих, функцию по формированию отдельных государственных органов. Как уже отмечалось парламенты могут избирать президента, формировать правительство, судебные органы, органы контроля, совещательные органы и т. д.

В-четвертых, контрольную функцию. В частности, парламент, так или иначе, контролирует деятельность исполнительных и других государственных органов, контролирует исполнение бюджета, заслушивает и утверждает отчет правительства и т. д.

В литературе отмечаются и некоторые другие функции парламента, например, функция принятия одноразовых ненормативных актов по определенным вопросам, церемониальная функция.

Высший представительный орган государственной власти

Высшим представительным и законодательным органом в Украине является Верховная Рада (парламент). Она правомочна решать любые вопросы государственной жизни, кроме тех, которые решаются исключительно всеукраинским референдумом или отнесены в соответствии с Конституцией Украины к компетенции органов исполнительной или судебной власти.

Верховная Рада принимает законы; утверждает государственный бюджет; определяет основы внутренней и внешней политики; утверждает общегосударственные программы экономического, научно-технического, социального, национально-культурного развития, охраны среды. Она утверждает перечень объектов права государственной собственности, которые не подлежат приватизации; определяет правовые основы изъятия объектов права частной собственности; осуществляет контроль над деятельностью Президента, назначает его выборы и устраняет с поста в порядке импичмента; осуществляет контроль над деятельностью Кабинета Министров.

Верховная Рада назначает на должности председателя и других членов Счетной палаты, председателя Национального банка по представлению Президента, половину состава Совета Национального банка, половину состава Национального Совета по вопросам телевидения и радиовещания. Дает согласие на назначение на должности и освобождение с должностей Президентом председателя Антимонопольного комитета, председателя Фонда государственного имущества, председателя Государственного комитета по телевидению и радиовещанию.

Верховная Рада дает согласие на назначение Президентом на должность Генерального прокурора и выражает ему недоверие, что влечет его отставку с должности; назначает треть состава Конституционного суда; избирает судей бессрочно; досрочно прекращает полномочия Верховного Совета Автономной Республики Крым при наличии заключения Конституционного суда о нарушении ею Конституции или законов Украины.

Верховная Рада образует и ликвидирует районы, устанавливает и изменяет границы районов и городов; назначает очередные и внеочередные выборы в органы местного самоуправления; дает согласие на заключение международных договоров и денонсирует международные договоры Украины и др.

Парламент Украины состоит из 450 народных депутатов, избираемых на 4 года и осуществляющих свои полномочия на постоянной основе. Личность, избранная народным депутатом Украины, не может иметь другого представительского мандата: не может быть избрана в любой другой представительский орган — сельский, городской, районный и др.

Народный депутат должен исполнять свои обязанности парламентария на постоянной основе. Ему запрещена работа на последнем (до избрания народным депутатом Украины) или любом другом месте работы. Текущим законодательством предусмотрена возможность только научной, преподавательской или творческой деятельности во время, свободное от выполнения служебных обязанностей парламентария.

Верховная Рада назначает на должность Уполномоченного Верховной Рады по правам человека, заслушивает его ежегодные доклады о состоянии соблюдения и защиты прав и свобод в Украине. Институт парламентского уполномоченного в вопросах прав человека известен под общим названием омбудсмана (см. «Социально-правовой механизм обеспечения прав человека»). Название данного института происходит из Швеции (1809 г.), по-английски звучит «омбудсмен».

Верховная Рада избирает из своего состава Председателя Верховной Рады, Первого заместителя и заместителя Председателя Верховной Рады.

Парламент Украины проводит свою работу сессионно. Его сессии состоят из пленарных заседаний, на которых принимаются решения, а также из заседаний комитетов, постоянных и временных комиссий, которые готовят и предварительно рассматривают вопросы.

Порядок работы Верховной Рады устанавливается Конституцией Украины (см. раздел IV) и Регламентом от 27.07.1994 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *