Зачем нужны фракции в государственной думе
Перейти к содержимому

Зачем нужны фракции в государственной думе

  • автор:

Депутатские объединения Государственной Думы Федерального Собрания РФ и их роль в законодательном процессе

Депутатские объединения Государственной Думы Федерального Собрания РФ – это группы депутатов, которые объединяются для осуществления совместной деятельности и выражения единой позиции по проблемам, рассматриваемым нижней палатой Парламента.

Сущность и назначение депутатских объединений Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации

Нижняя Палата Парламента осуществляет законотворческую деятельность, решение задач которой облегчается с помощью различных инструментов, используемых депутатами. К числу таких инструментов относятся депутатские объединения, представляющие собой группы депутатов, объединенных общими взглядами на решение различных проблем и осуществляющих совместную деятельность.

В соответствии с регламентом Государственной Думы основу формирования депутатского объединения нижней палаты Парламента составляют избирательные объединения, которые прошли в эту палату по федеральному избирательному округу, а также депутаты, которые избраны по одномандатным избирательным округам и желают принять участие в работе объединения. Депутатские объединения представляют собой органы Государственной Думы, призванные реализовать программы политических движений, партий, получивших место в российском парламенте.

Депутат наделен правом выхода из депутатского объединения. Для этого он должен подать письменное заявление о выходе или переходе в другое зарегистрированное депутатское объединение. Также депутат может быть исключен из состава депутатского объединения на основании решения большинства его членов.

Депутатские объединения обеспечивают единство своей позиции в процессе принятия законопроектов.

Организационные формы депутатских объединений Государственной Думы

Депутатские объединения Государственной Думы могут формироваться в рамках двух организационных форм:

  • во-первых, фракция;
  • во-вторых, депутатская группа.

Фракция – это депутатское объединение Государственной Думы, формируемое избранными депутатами в рамках федеральных списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в данной палате Парламента. Фракция включает в себя всех депутатов Государственной Думы, которые избраны в составе федерального списка кандидатов, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством.

Депутатские фракции Государственной Думы подлежат регистрации в соответствии с порядком, предусмотренным регламентом нижней палаты Парламента.

Депутат определенной депутатской фракции может быть только членом той политической партии, по федеральному списку кандидатов которой он был избран в Государственную Думу.

Правовую основу функционирования депутатской фракции Государственной Думы составляют Федеральные законы «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации», «О политических партиях», а также регламент нижней палаты Парламента.

Депутатские группы формируются теми депутатами, которые не вошли в состав депутатских фракций. Требования относительно регистрации депутатской группы распространяется на те объединения, в состав которых включается минимум 35 депутатов Государственной Думы. В том случае, если в последующем численность депутатской группы станет менее 35 членов, в течение месяца по установлению этого факта может быть рассмотрен вопрос о прекращении деятельности этой группы.

Депутаты, которые не вошли ни в одной депутатское объединение при его регистрации или выбыли из депутатского объединения, в последующем при наличии согласия депутатского объединения могут войти в состав любого из них.

Обе указанные формы объединений наделены равными правами. Организационные аспекты внутренней деятельности депутатских объединений определяются ими самостоятельно.

Порядок регистрации депутатских объединений Государственной Думы

В соответствии с регламентом Государственной Думы функция регистрации фракций возложена на Временный секретариат нижней палаты Парламента на основании сообщения Центральной избирательной комиссии РФ о результатах выборов в рамках федеральных избирательных округов, а также письменных заявлений депутатов нижней палаты Парламента, которые избраны по одномандатным избирательным округам и желают войти в определенную фракцию. Также основанием для регистрации выступает письменное уведомление о создании фракции, включающее в себя списочный состав этой фракции.

Политический ликбез: почему депутаты изменяют своим партиям

В переводе с латинского слово fractio означает «преломление», «дробление». В физике и химии под фракцией понимают выделенную по определенным признакам часть жидкого или сыпучего вещества. О процессе «дробления и преломления» депутатской массы в политике – читайте в нашем ликбезе.

Согласно букве закона

Избранные в представительные органы власти люди объединяются в группы в соответствии со своей партийной принадлежностью. При этом депутат необязательно должен числиться членом той или иной политической структуры. В парламенты проходят не только партийцы, но и сторонники партий, избравшиеся при их официальной поддержке .

В Заксобрании Свердловской области работают четыре фракции – «Единая Россия», «Справедливая Россия», ЛДПР и КПРФ, по партийной структуре облдума повторяет Государственную Думу. А в екатеринбургской думе, например, работают фракции ЕР, КПРФ, ЛДПР и «Гражданской платформы». Справедливороссы и депутаты от «Российской партии пенсионеров за справедливость» до сих пор официально не объединились, хотя муниципальный парламент проработал уже больше половины срока.

Цель создания и работы фракции, говоря простым языком, – продавливать решения, нужные партии.

Процесс группировки депутатов имеет добровольно-принудительный характер. Так, в том же Екатеринбурге прокуратура полтора года добивалась создания фракций, но, как видим, всех к порядку призвать не смогла.

«Создавать фракции обязательно в тех парламентах, где есть депутаты, избранные по партийным спискам. Собственно, они и должны в них входить, а одномандатники, избранные при партийной поддержке, – по желанию. Если дума сформирована исключительно по мажоритарной системе, то есть депутаты избраны по одномандатным или многомандатным округам, можно обойтись без них.

Добавлю, что ответственности за отказ от создания фракций пока не предусмотрено. Тут ситуация похожа на вопрос с посещаемостью. На депутатов законом возложена обязанность ходить на заседания, но ответственность за ее неисполнение не наступит. Поэтому некоторые позволяют себе не являться в думу по полгода»

— пояснил председатель екатеринбургского избиркома, доцент кафедры конституционного права УрГЮУ Илья Захаров.

Кружки по интересам

Следует отметить, что нежелание однопартийцев объединяться в рамках муниципальных дум объясняется тем, что

на местном уровне депутаты стремятся защищать интересы не столько партий, сколько аффилированного с ними бизнеса либо других политических сил.

Из-за этого получаются расколы. Например, из семи депутатов екатеринбургской думы, имеющих отношение к «Справедливой России», четверо – Александр Караваев, Илья Лобов, Антон Швалев и Сергей Ковальковский – сейчас поддерживают линию губернаторской администрации. Александр Смолин остается верен мэрии, Евгений Боровик также склоняется в сторону «городского» лагеря, но всячески подчеркивает свою независимость.

Сын основателя «Атомстройкомплекса» Виктор Ананьев, ранее лоббировавший интересы мэрии, числится в думе лишь формально – он написал заявление о сложении полномочий еще осенью и с тех пор не посещает заседания.

По этой же причине долгое время не могла сформироваться и начать работать самая многочисленная фракция «Единая Россия».

Да и сейчас объединение носит скорее формальный характер. Гораздо лучше отражает сложившийся политический расклад создание двух «кружков по интересам» — межпартийной депутатской группы и межфракционного объединения «Большой Екатеринбург».

Считается, что в первую входят депутаты, присягнувшие на верность горадминистрации, во вторую – защитники губернатора.

В среднеуральском Заксобрании дела обстоят примерно так же и ровно по тем же причинам. Самой неоднородной фракцией считается КПРФ. В конце 2013 года по этой причине даже сменился ее лидер – «прообластному» Дмитрию Шадрину пришлось уступить пост «прогородскому» Нафику Фамиеву.

А уставшая от противостояния Елена Кукушкина и вовсе поменяла конфликтный свердловский парламент на ямальский.

Сегодня развивается конфликт внутри фракции «Единая Россия».

Сергей Семеновых, избравшийся при поддержке ЕР по Серовскому одномандатному округу, готовится покинуть партийную группу, так как его инициативы не находят понимания у коллег. После выхода из фракции он получит статус внефракционного депутата. Один такой в Заксо уже есть: ни в одну фракцию не входит Максим Серебренников. В случае выхода Семеновых из рядов единороссов ему ничего не грозит – он одномандатник.

А вот его нынешний коллега по фракции, прошедший по списку ЕР беспартийный Евгений Артюх, по-настоящему рисковал два с половиной года назад. Он позволил себе резкие высказывания в СМИ о единороссах, после чего региональное отделение партии поставило вопрос о лишении Артюха мандата.

Одноразовая верность

Впрочем, бывают случаи, когда идеологическое единение достигается не только в рамках одной фракции, но и условной думской оппозиции, когда несколько фракций выступают единым фронтом. Часто это бывает при решении вопросов о выборах.

Так случилось, например, летом 2012 года, когда в Заксобрании произошла «итальянская забастовка».

Тогда ЛДПР и «Справедливая Россия» подготовили больше сотни поправок к законопроекту «Единой России» об установлении муниципального барьера (количества подписей депутатов местных дум, необходимых для выдвижения кандидатов, – прим. ЕАН) на выборах губернатора на уровне, предложенном ЕР. Таким образом оппозиция добилась выхода единороссов на диалог, и барьер в итоге был снижен.

Нынешний созыв Госдумы сформирован исключительно из «списочников».

Этим инструментом пользовался и нынешний созыв Госдумы. Кстати, он сформирован исключительно из «списочников» и, хотя были случаи исключения депутатов из фракций, ни один из них не потерял мандат по указанной причине. Европейско-Азиатские Новости.

Фракция (политика)

  • Фракция (нем. Fraktion) — группа политических деятелей, объединённая сходными политическими взглядами внутри более широкой организации.

Парламентская группа или парламентская фракция — это группа депутатов в парламенте. Во фракцию могут входить депутаты либо из одной политической партии, либо из нескольких. Объединяются депутаты во фракцию с целью проведения совместной политической линии. Правила создания парламентских фракций различны в каждой стране, обычно это регулируется конституцией страны и регламентом парламента.

В российской Государственной думе фракции формируются на основе списков кандидатов в депутаты, получивших поддержку более 5% избирателей в соответствии с принципом пропорциональности относительно числа полученных голосов. Депутатское объединение имеет право на представительство в органах управления парламента (в практике — на должность Заместителя председателя Госдумы), участвует в работе Совета Государственной Думы. В соответствии с численностью фракции, ей выделяются вакансии в штате Госдумы (для формирования собственного аппарата) и рабочие помещения. Фракции предоставляется также эфирное время для общения с избирателями в государственных электронных СМИ (в том числе в региональных телерадиокомпаниях, входящих в систему ВГТРК).

В Государственной Думе I и II созывов исходя из численности депутатских объединений пропорционально распределялись также должности председателей парламентских комитетов.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Левый центри́зм — система политических взглядов и действий, ориентирующаяся на социалистические или социал-демократические идеалы и придерживающаяся концепции эгалитаризма. Также может толковаться как совмещение умеренно левых политических взглядов и методов социальных преобразований, по некоторым вопросам объединяясь с центристами. По своему происхождению левоцентризм связан с идеями социального реформизма и профсоюзными движениями, переросшими в политические партии.

Зачем нужны фракции в государственной думе

Статья 7.1. Фракции в Государственной Думе

(введена Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ (ред. 12.07.2006))

1. Фракцией является объединение депутатов Государственной Думы, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе. Во фракцию входят все депутаты Государственной Думы, избранные в составе соответствующего федерального списка кандидатов, за исключением случая, предусмотренного частью пятой настоящей статьи. Во фракцию могут входить также депутаты Государственной Думы, избранные в составе федерального списка кандидатов политической партии, указанной в части пятой настоящей статьи. Фракции в Государственной Думе регистрируются в соответствии с Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

(часть первая в ред. Федерального закона от 12.05.2009 N 94-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Депутат Государственной Думы, входящий во фракцию в соответствии с частью первой настоящей статьи, может быть членом только той политической партии, в составе федерального списка кандидатов которой он был избран депутатом Государственной Думы.

(в ред. Федерального закона от 12.05.2009 N 94-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Деятельность фракции в Государственной Думе организуется ею в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях» и Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

4. Утратил силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 20.10.2011 N 287-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией деятельность фракции данной политической партии в Государственной Думе, а также членство депутатов Государственной Думы в этой фракции либо действие ограничений, установленных частью четвертой настоящей статьи, прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.

(часть пятая введена Федеральным законом от 12.05.2009 N 94-ФЗ)

6. Депутат Государственной Думы, избранный в составе федерального списка кандидатов политической партии, указанной в части пятой настоящей статьи, и входящий во фракцию в Государственной Думе, может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит.

(часть шестая введена Федеральным законом от 12.05.2009 N 94-ФЗ)

7. Депутат Государственной Думы, избранный в составе федерального списка кандидатов политической партии, указанной в части пятой настоящей статьи, и вступивший в политическую партию, которая имеет свою фракцию в Государственной Думе, входит в данную фракцию и не вправе выйти из нее.

(часть седьмая введена Федеральным законом от 12.05.2009 N 94-ФЗ)

8. Депутаты Государственной Думы, избранные в составе федерального списка кандидатов политической партии, указанной в части пятой настоящей статьи, и не входящие во фракции в Государственной Думе, вправе образовывать депутатские объединения, не являющиеся фракциями. Порядок деятельности указанных депутатских объединений устанавливается Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *