VII. Требования охраны труда при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств
56. Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств должны производиться в ремонтно-механических мастерских, постах, оснащенных необходимыми оборудованием, устройствами, приборами, инструментом и приспособлениями.
Во время работы на линии водителю разрешается устранять неисправности, не требующие разборки механизмов. В остальных случаях для проведения ремонтных работ транспортное средство должно быть отбуксировано в ремонтно-механическую мастерскую.
57. Работы с повышенной опасностью в процессе технического обслуживания и ремонта транспортных средств должны выполняться в соответствии с нарядом-допуском на производство работ с повышенной опасностью (далее — наряд-допуск), оформляемым уполномоченными работодателем должностными лицами (рекомендуемый образец наряда-допуска приведен в приложении к Правилам).
Нарядом-допуском определяются содержание, место, время и условия производства работ с повышенной опасностью, необходимые меры безопасности, состав бригады и работники, ответственные за организацию и безопасное производство работ.
Порядок производства работ с повышенной опасностью, оформления наряда-допуска и обязанности должностных лиц, ответственных за организацию и безопасное производство работ, устанавливаются локальным нормативным актом работодателя.
58. Оформленные и выданные наряды-допуски регистрируются в журнале, в котором рекомендуется отражать следующие сведения:
1) название подразделения;
2) номер наряда-допуска;
4) краткое описание работ по наряду-допуску;
5) срок, на который выдан наряд-допуск;
6) фамилии и инициалы должностных лиц, выдавших и получивших наряд-допуск, заверенные их подписями с указанием даты подписания;
7) фамилию и инициалы должностного лица, получившего закрытый по выполнении работ наряд-допуск, заверенный его подписью с указанием даты получения.
59. К работам по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, на производство которых выдается наряд-допуск, относятся:
1) работы, выполняемые внутри цистерн и резервуаров, в которых хранятся взрывоопасные, легковоспламеняющиеся и токсичные вещества;
2) электросварочные и газосварочные работы, выполняемые внутри баков, в колодцах, коллекторах, тоннелях, каналах и ямах;
3) ремонт грузоподъемных машин (кроме колесных и гусеничных самоходных), крановых тележек, подкрановых путей;
4) нанесение антикоррозионных покрытий;
5) работы в местах, опасных в отношении загазованности, взрывоопасности, поражения электрическим током и с ограниченным доступом посещения.
60. Перечень работ, выполняемых по нарядам-допускам, утверждается работодателем и может быть им дополнен.
61. Одноименные работы с повышенной опасностью, проводящиеся на постоянной основе и постоянным составом работников, допускается производить без оформления наряда-допуска с проведением целевого инструктажа по утвержденным для каждого вида работ с повышенной опасностью инструкциям по охране труда.
62. При совместном производстве нескольких видов работ, по которым требуется оформление наряда-допуска, допускается оформление единого наряда-допуска с включением в него требований по безопасному выполнению каждого из вида работ.
63. Транспортные средства, направляемые на посты технического обслуживания и ремонта (далее — посты ТО), должны быть вымыты, очищены от грязи и снега.
Постановка транспортных средств на посты ТО должна осуществляться под руководством работника, назначенного работодателем ответственным за проведение технического обслуживания.
64. После постановки транспортного средства на пост ТО необходимо выполнить следующее:
1) затормозить транспортное средство стояночным тормозом;
2) выключить зажигание (перекрыть подачу топлива в транспортном средстве с дизельным двигателем);
3) установить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение;
4) под колеса подложить не менее двух специальных упоров (башмаков);
5) на рулевое колесо вывесить запрещающий комбинированный знак безопасности с поясняющей надписью «Двигатель не пускать! Работают люди» (на транспортных средствах, имеющих дублирующее устройство для пуска двигателя, аналогичный знак должен быть вывешен и на дублирующее устройство).
65. При проведении технического обслуживания транспортного средства, установленного на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом), на пульте управления подъемником должен быть вывешен запрещающий комбинированный знак безопасности с поясняющей надписью «Не трогать! Под автомобилем работают люди».
В рабочем (поднятом) положении плунжер гидравлического подъемника должен фиксироваться упором (штангой), исключающим самопроизвольное опускание подъемника.
66. В помещениях технического обслуживания с поточным движением транспортных средств должны быть оборудованы сигнализацией (световой, звуковой), своевременно предупреждающей работающих на линии технического обслуживания (в осмотровых канавах, на эстакадах и других участках) о начале перемещения транспортных средств с поста на пост.
Включение конвейера для перемещения транспортных средств с поста на пост разрешается только после подачи сигнала (светового, звукового).
Посты ТО должны быть оборудованы устройствами для аварийной остановки конвейера.
67. Пуск двигателя транспортного средства на посту ТО разрешается осуществлять водителю-перегонщику или специально назначенным работникам при наличии у них водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории.
68. Перед проведением работ, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания (перекрытие подачи топлива для дизельных автомобилей), нейтральное положение рычага переключения передач (контроллера), освободить рычаг стояночного тормоза.
По завершении работ транспортное средство должно быть заторможено стояночным тормозом.
69. При необходимости выполнения работ под транспортными средствами, находящимися вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, работники должны быть обеспечены ремонтными лежаками, а при выполнении работ с упором на колени — наколенниками из материала низкой теплопроводности и водопроницаемости.
70. При вывешивании части транспортного средства (автомобиля, прицепа, полуприцепа) подъемными механизмами (талями, домкратами), кроме стационарных, необходимо вначале установить под неподнимаемые колеса специальные упоры (башмаки), затем вывесить транспортное средство, подставить под вывешенную часть козелки (подставки) и опустить на них транспортное средство.
71. Ремонт, замена подъемного механизма кузова автомобиля-самосвала, самосвального прицепа или долив в него масла должны производиться после установки под поднятый кузов специального дополнительного упора, исключающего возможность падения или самопроизвольного опускания кузова.
72. Убирать рабочее место от пыли, опилок, стружки, мелких металлических обрезков разрешается только с помощью щетки-сметки, пылесоса или специальных магнитных стружкоудаляющих устройств.
Применять для этих целей сжатый воздух запрещается.
73. При работе на поворотном стенде (опрокидывателе) необходимо предварительно укрепить на нем транспортное средство, слить топливо из топливных баков и жидкость из системы охлаждения и других систем, плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею.
74. При снятии и установке агрегатов и узлов, которые после отсоединения от транспортного средства могут оказаться в подвешенном состоянии, необходимо применять страхующие (фиксирующие) устройства и приспособления (тележки-подъемники, подставки, канатные петли, крюки), исключающие самопроизвольное смещение или падение снимаемых или устанавливаемых агрегатов и узлов.
1) работать лежа на полу (на земле) без ремонтного лежака;
2) выполнять работы на транспортном средстве, вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях), кроме стационарных;
3) выполнять работы без установки козелков (упора или штанги под плунжер) под транспортные средства, вывешенные на подъемники (передвижные, в том числе канавные, и подъемники, не снабженные двумя независимыми приспособлениями, одно из которых — страховочное, препятствующие самопроизвольному опусканию рабочих органов транспортных средств);
4) оставлять без присмотра вывешенное транспортное средство на высоте более половины диаметра колеса ремонтируемого транспортного средства;
5) использовать в качестве опор под вывешенные транспортные средства подручные предметы кроме козелков;
6) снимать и ставить рессоры на транспортные средства всех конструкций и типов без предварительной разгрузки кузова от массы путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму транспортного средства;
7) проводить техническое обслуживание и ремонт транспортного средства при работающем двигателе, за исключением работ, технология проведения которых требует пуска двигателя;
8) поднимать (вывешивать) транспортное средство за буксирные приспособления (крюки) путем захвата за них тросами, цепями или крюком подъемного механизма;
9) поднимать (даже кратковременно) грузы, масса которых превышает паспортную грузоподъемность подъемного механизма;
10) снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты путем зацепки их стальными канатами или цепями при отсутствии специальных захватывающих устройств;
11) поднимать груз при косом натяжении тросов или цепей;
12) оставлять инструмент и детали на краях осмотровой канавы;
13) работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;
14) пускать двигатель и перемещать транспортное средство при поднятом кузове;
15) выполнять ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала или самосвального прицепа без предварительного их освобождения от груза и установки дополнительного упора;
16) проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки.
17) выдувать сжатым воздухом пыль, опилки, стружку, мелкие частицы и обрезки материалов.
76. Перед снятием узлов и агрегатов систем питания, охлаждения и смазки транспортных средств, когда возможно вытекание жидкости, необходимо предварительно слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их проливание.
77. Разлитое масло или топливо необходимо немедленно удалять с помощью песка, опилок или органических сорбентов, которые после использования следует помещать в металлические емкости с крышками, устанавливаемые вне помещения.
78. Автомобили-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся, взрывоопасных, токсичных жидкостей, а также резервуары (емкости) для их хранения перед ремонтом должны быть полностью очищены от остатков этих жидкостей.
79. До проведения работ внутри автомобиля-цистерны или резервуара (емкости) должны быть проведены подготовительные и организационные мероприятия, в том числе анализ состояния воздушной среды внутри автомобиля-цистерны или резервуара (емкости) с отметкой результатов анализа в наряде-допуске.
Работник, производящий очистку или ремонт внутри автомобиля-цистерны или резервуара (емкости) из-под легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей, должен быть обеспечен СИЗ, в том числе шланговым противогазом и страховочной привязью со страховочным канатом.
Шланг противогаза должен быть выведен наружу через люк (лаз) и закреплен с наветренной стороны. При этом крышка люка (лаза) должна быть закреплена в открытом положении.
Свободный конец страховочного каната также должен быть выведен наружу через люк (лаз) и закреплен.
Наверху (вне автомобиля-цистерны или резервуара (емкости) должны находиться два специально проинструктированных работника, которые должны наблюдать за работником, находящимся внутри автомобиля-цистерны или резервуара (емкости), и страховать его с помощью страховочного каната.
80. Ремонтировать топливные баки, заправочные колонки, резервуары, насосы, коммуникации и тару из-под легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей необходимо после удаления и обезвреживания остатков легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей.
81. Техническое обслуживание и ремонт холодильных установок автомобилей-рефрижераторов должны выполняться в соответствии с технической (эксплуатационной) документацией организации-изготовителя.
82. В зоне технического обслуживания и ремонта транспортных средств запрещается:
1) мыть агрегаты транспортных средств легковоспламеняющимися жидкостями;
2) хранить легковоспламеняющиеся жидкости и горючие материалы, кислоты, краски, карбид кальция в количествах, превышающих сменную потребность работников в данных веществах;
3) заправлять транспортные средства топливом;
4) хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;
5) загромождать проходы между осмотровыми канавами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами;
6) хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов;
7) выполнять работы с применением открытого огня.
83. Использованные обтирочные материалы (промасленные концы, ветошь) должны быть немедленно убраны в металлические ящики с плотно закрывающимися крышками, а по окончании рабочего дня удалены из производственных помещений в специально отведенные места.
Как убрать бензин или масло с асфальта: варианты решений
Зачем нужно чистить бетонные и асфальтовые покрытия от загрязнений ГСМ
- Нарушение экологической составляющей как внешней среды, так и внутри гаража.
- Понижение уровня пожаробезопасности помещения.
- Снижение прочности покрытия.
На последнем пункте хотелось бы остановиться поподробнее, ведь для лентяя лучше мотивации, чем мощный пинок по его кошельку, сложно придумать. Дело в том, что воздействие нефтепродуктов вызывает ослабление межкомпонентных связей в покрытиях из бетона или асфальта. Такая же картина и с тротуарной плиткой.
Высокомолекулярные смолы, содержащиеся в отработанном моторном масле, способны легко просачиваться в самые мелкие поры и трещины. Чем больше пористость покрытия, тем быстрее происходит его пропитка.
Исследования показали, что колебания температуры еще больше усугубляют положение – прочность образцов после года насыщения маслами снизилась на 7%. После этого хочешь не хочешь, а задуматься, как убрать масло с асфальта придется, и чем раньше, тем лучше.
Вместе с тем, есть и приятная новость – керосин или бензин не влияют на прочностные характеристики бетона, чего, правда, не скажешь об асфальтовом покрытии. Но для рачитого хозяина будет достаточно и эстетической составляющей – завидев в гараже масляное пятно, он сразу же кинется искать способы избавиться от него. Вот здесь-то ему и помогут наши советы.
Классификация способов борьбы с масляными загрязнениями
Существующие методы имеет смысл разделить на три группы:
- Влажная и сухая чистка – схема ее выполнения элементарна: посыпать пролитый ГСМ песком, подмести жесткой щеткой, и смыть мощной струей воды.
- Механические способы – подразумевают применение абразивных шкурок, скребков, металлически щеток и шлифмашин.
- Химическая чистка – чтобы убрать машинное масло с бетона или асфальта, метод предусматривает использование всевозможных кислот, бытовой химии, растворителей и спецсоставов.
Древесные опилки можно применять не только для утепления пола или потолка, но и для уборки пролитых нефтепродуктов. Вариант вполне приемлем и в целях профилактической сухой уборки. Хорошим адсорбирующим сырьем также служит наполнитель для кошачьего туалета. У этих материалов есть один недостаток – они эффективны только в борьбе со свежими пятнами.
Важно! Основное правило при работе с масляными загрязнениями – не затягивать время. Продукты нефтепереработки быстро проникают в дорожное покрытие, бороться с последствиями этого явления со временем становится только сложнее. Поэтому, как только увидим пятно, сразу же беремся за швабру.
Как быстро убрать разлившееся масло с асфальта: простой способ
Предварительно нужно незамедлительно избавиться от маслянистой лужи, пока она не пропитала пористую структуру поверхности. Орудуем быстро и решительно:
- Берем сухой наполнитель, который есть под рукой – песок, опилки, цемент или соду. Покрываем ним всю область разлива и ждем два-три часа. Возможно, для высушивания большой лужи придется менять адсорбирующий материал.
- Удаляем грязный наполнитель при помощи щетки или метлы. Хорошо, если есть моечная машина бренда Керхер, она пригодится вам и в дальнейшем.
- Обрабатываем масляные пятна обычным стиральным порошком. Перед тем, как окончательно убрать следы пролитого масла, ждем 4-5 минут для того, чтобы средство начало подъем загрязнений из верхнего слоя асфальта или бетона.
- В ведре смешиваем 1 часть стирального порошка, 3 части воды и 1 часть хлорной извести. Тщательно перемешать.
- Наносим порцию очистителя на масляное пятно. Втираем смесь круговыми движениями при помощи щетки.
- Промываем поверхность мощной струей воды, проверяем, если пятно осталось, процедуру повторяем.
По отзывам автомобилистов, неплохие результаты показывает обычное моющее средство Фейри, которое знакомо многим хозяйкам. Встречаются положительные оценки и по поводу применения наношампуня Grass, но наши испытания показали, что работает он малоэффективно. Пена довольно слабенькая, да и то, образовалась она под струей Керхера, а затем быстро осела. Хотя, с пятнами от бензина шампунь справился.
В любом случае, описанные решения проблемы подходят для небольших загрязнений, которые появились совсем недавно. Застарелые же пятна можно удалить только при помощи специальных составов.
Спецоперация или как убрать старые пятна масла и бензина с асфальта или бетона
Все мы наблюдали места, где скапливается много техники или работают механизмы – они сплошь покрыты застарелыми масляными пятнами. Да что там говорить, у многих из нас в гараже подобная картина, ведь не всегда получается сразу же вытереть разлитые нефтепродукты.
Зачастую засыпав лужу опилками, мы после этого просто их сметаем, а про «кляксу» забываем. Если протечки имеют регулярный характер, со временем на асфальте образуются жирные пятна от машинного масла, убрать которые весьма непросто.
Первый способ, он же бюджетный
Механическая чистка – самый дешевый метод очищения поверхности. Почему? Для его реализации нужны всего лишь несколько компонентов: вода, лопата или скребок и время.
Пласт жирной грязи снимают острым инструментом, после чего напором воды смывают остатки загрязнений. Сколько по времени вы будете этим заниматься, сказать тяжело. О том, что верхний слой асфальтного покрытия будет нарушен, говорить не приходится – у особо старательных товарищей это гарантированно получится. В итоге может получиться не экономия средств, а новые траты на ремонт пола в гараже.
Второй способ, он же технологичный
Современные приемы очистки подразумевают использование новейших разработок химической отрасли. Они позволяют решить задачу по уборке загрязнений нефтяного характера эффективно и в кратчайшие сроки. Качественный уровень очистки обеспечивают следующие средства:
- Docker Mazbit Turbo.
- Mellerud Ölflecken entfernen.
- Atas Dimer.
- Деталан НФ-130.
- Битумаз.
- Ника-4.
Перечисленные химсредства относятся к профессиональным, не содержат кислоты и быстро работают. Тем самым они обеспечивают экологическую безопасность и экономят наши деньги.
Как ними пользоваться? При работе с препаратами принцип действий практически одинаков. Чтобы убрать с асфальта старое пятно от машинного масла, достаточно внимательно изучить инструкцию от производителя. Принцип применения одинаков практически для всех концентрированных средств. Давайте для примера рассмотрим технологию очистки одним из них.
Рекомендации по применению Docker Mazbit Turbo
В основе средства щелочные и органические компоненты, поэтому он способен разлагаться биологическим путем. Для устранения масляных отложений нужно приготовить раствор в пропорции 1:2 или 1:3 с водой (в зависимости от степени загрязнения). Если воспользоваться водой, подогретой до 30-70°C, то эффективность очистки существенно увеличивается. Нанесение готового раствора может осуществляться двумя способами:
- Ручной метод – смесь наносится на поверхность при помощи щетки или губки, делается выдержка 7-10 минут, после чего обработанная плоскость промывается струей воды.
- Применение агрегата высокого давления – раствор распыляется струей на масляное пятно, выдерживается 7-10 минут и далее смывается струей чистой воды.
Альтернативные решения по борьбе с масляными пятнами
Нельзя пренебрегать опытом определенной части домовладельцев, которые смогли избавиться от масляных загрязнений в своем гараже. Мы систематизировали их отзывы, и составили небольшой список доступных технологичных средств:
- Активная пена «Active Foam Truck» от Grass – щелочной моющий состав для бесконтактной мойки транспорта. Концентрат разбавляется водой, наносится на поверхность, после обработки тщательно смывается водой. Литровая банка стоит в пределах 300 рублей.
- Очиститель тормозной системы Bremsen-Reiniger от Ravenol – выполнен в виде спрея, предназначен для очистки деталей от следов масел и тормозной жидкости. Быстро высыхает. Схема использования проста, как две копейки: баллон встряхнуть, распылить с расстояния 25 см, далее смыть. Цена поллитрового баллончика всего 290 рублей.
- Очиститель двигателя Engine Cleaner от Shell – препарат для внешней чистки подкапотного пространства. Отлично справляется со сложными загрязнениями. Смесь нужно распылить на замасленный участок, подождать 2-3 минуты, и смыть грязь напором воды. Спрей объемом 0,5 литра можно купить за 220 рублей.
Выводы
Небольшие баллоны вполне рациональны для удаления небольших старых пятен от нефтепродуктов. Перечисленные препараты недороги и эффективны в частном гараже. Когда загрязнения носят объемный и застарелый характер, то здесь не обойтись без специальных средств, которые выпускаются в канистрах от 5-ти литров.
Однако осмелимся напомнить: если уж на полу образовалась масляная лужа, необходимо быстро засыпать ее опилками или песком. После впитывания убрать адсорбирующий материал и сразу же приступать к удалению пятен.
С помощью чего необходимо удалять разлитое масло или топливо
Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте в вопросах и ответах: Пособие для изучения и подготовки к проверке знаний
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Область применения и порядок распространения
Вопрос I. На какой контингент работников распространяются настоящие Правила?
Ответ. Распространяются на работников автотранспортных организаций (АТП), автотранспортных цехов, участков иных организаций, предоставляющих услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств (станции технического обслуживания, авторемонтные и шиноремонтные организации, гаражи, стоянки и т. п.), а также на предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров (далее – организации) (п. 1.1.2).[1]
Вопрос 2. Распространяются ли настоящие Правила на грузоотправителей и грузополучателей при осуществлении перевозок автомобильным транспортом?
Ответ. Распространяются в части требований, изложенных в подразделе 2.4 – Погрузка, разгрузка и перевозка грузов (п. 1.1.2).
Вопрос 3. Каковы обязанности работодателя?
Ответ. Обязан обеспечить здоровые и безопасные условия труда, правильно организовать труд работников в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и Трудовым кодексом Российской Федерации (п. 1.1.3).
Вопрос 4. Какие обязательные требования устанавливают настоящие Правила на территории Российской Федерации?
Ответ. Устанавливают требования по охране труда, обязательные для исполнения при организации и осуществлении перевозок автомобильным транспортом, при эксплуатации автотранспортных средств (АТС), производственных территорий и помещений. Правила определяют также мероприятия по предупреждению воздействия опасных и вредных производственных факторов на работников (п. 1.1.4).
Вопрос 5. В каких законодательных документах определяются права и обязанности работодателя и работников?
Ответ. Определяются Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и Трудовым кодексом Российской Федерации (п. 1.1.7).
1.2. Опасные и вредные производственные факторы, действующие на работников
Вопрос 6. Какие факторы являются основными физически опасными и вредными производственными факторами? Ответ. Являются следующие факторы:
движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования;
повышение или понижение температуры воздуха рабочей зоны; повышенный уровень шума на рабочем месте; повышенных уровень вибрации;
повышенная или пониженная подвижность воздуха; повышенная или пониженная влажность воздуха;
отсутствие или недостаток естественного освещения;
недостаточная или повышенная освещенность рабочей зоны (места) (п. 1.2.2).
Вопрос 7. Какой фактор является основным химически опасным и вредным производственным фактором?
Ответ. Является повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны (п. 1.2.3).
2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ
2.1. Техническое обслуживание, ремонт и проверка технического состояния автотранспортных средств
2.1.1. Общие положения
Вопрос 8. Кто должен осуществлять въезд АТС в производственное помещение станций и пунктов государственного технического осмотра (СГТО, ПГТО) и их постановку на рабочие посты проверки?
Ответ. Должны осуществлять контролеры технического состояния АТС, которые должны иметь удостоверения водителя АТС соответствующей категории (п. 2.1.1.3).
Вопрос 9. Что необходимо предпринять после постановки АТС на пост?
Ответ. Необходимо затормозить его стояночным тормозом, выключить зажигание (перекрыть подачу топлива в автомобиле с дизельным двигателем), установить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение, под колеса подложить не менее двух специальных упоров (башмаков). На рулевое колесо долина быть повешена табличка с надписью «Двигатель не пускать – работают люди!». На АТС, имеющих дублирующее устройство для пуска двигателя, аналогичная табличка должна вывешиваться и у этого устройства (п. 2.1.1.3).
Вопрос Ю. Какая табличка должна быть вывешена на пульте управления подъемником при обслуживании АТС на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом)?
Ответ. Должна быть вывешена табличка с надписью «Не трогать – под автомобилем работают люди!» (п. 2.1.1.4).
Вопрос II. Чем должен надежно фиксироваться в рабочем (поднятом) положении плунжер гидравлического подъемника?
Ответ. Должен фиксироваться упором (штангой), гарантирующим невозможность самопроизвольного опускания подъемника (п. 2.1.1.5).
Вопрос 12. Какое устройство сигнализации обязательно в помещениях технического обслуживания с поточным движением АТС?
Ответ. Обязательно устройство световой, звуковой или другой сигнализации, своевременно предупреждающей работающих на линии обслуживания (в осмотровых канавах, на эстакадах и т. д.) о моменте начала перемещения АТС с поста на пост (п. 2.1.1.6).
Вопрос 13. Когда разрешается включение конвейера для перемещения АТС с поста на пост?
Ответ. Разрешается только после включения сигнала (звукового, светового) диспетчером или специально выделенным работником, назначаемым приказом по организации. Посты должны быть оборудованы устройствами для аварийной остановки конвейера (п. 2.1.1.7).
Вопрос 14. Кому разрешается осуществлять пуск АТС на постах технического обслуживания или ремонта?
Ответ. Разрешается осуществлять только водителю-перегонщику, бригадиру слесарей или слесарю, назначаемым приказом по организации и прошедшим инструктаж при наличии у них удостоверения водителя АТС (п. 2.1.1.8).
Вопрос 15. Какова последовательность операций при вывешивании части автомобиля, прицепа, полуприцепа подъемными механизмами (домкратами, талями и т. п.), кроме стационарных?
Ответ. Необходимо вначале подставить под неподнимаемые колеса специальные упоры (башмаки), затем вывесить АТС, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них АТС (п. 2.1.1.12).
Вопрос 16. Чем должны быть обеспечены работники при ремонте и обслуживании верхней части автобусов и грузовых автомобилей?
Ответ. Должны быть обеспечены подмостями или лестницами-стремянками. Применять приставные лестницы не разрешается (п. 2.1.1.14).
Вопрос 17. Чем необходимо пользоваться при снятии и установке деталей, узлов и агрегатов массой 30 кг – мужчинами 10 кг – женщинами (до 2 раз в час) и 15 кг – мужчинами и 7 кг – женщинами (более 2 раз в час)?
Ответ. Необходимо пользоваться подъемно-транспортными механизмами (п. 2.1.1.17).
Вопрос 18. Что не допускается в процессе обслуживания и ремонта АТС?
Ответ. Не допускается:
работать лежа на полу (земле) без лежака;
выполнять какие-либо работы на автомобиле (прицепе, полуприцепе), вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т. п.), кроме стационарных;
выполнять какие-либо работы без подкладывания козелков (упора или штанги под плунжер) под вывешенный АТС (автомобиль, прицеп, полуприцеп) на передвижные (в том числе канавные) подъемники, не снабженные двумя независимыми приспособлениями, одно из которых – страховочное, препятствующие самопроизвольному опусканию их рабочих органов в соответствии с требованиями государственного стандарта;
5. Безопасность труда при то и ремонте автомобиля
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей выполняются, как правило, в помещениях, в предназначенных для этого местах (на постах), оборудованных необходимыми для выполнения работ устройствами (осмотровыми канавами, эстакадами, подъемниками и т.п.), а также подъемно-транспортными механизмами, приборами, приспособлениями и инвентарем.
Расположение рабочих мест в помещениях технического обслуживания автомобилей должно исключать возможность наездов автомобилей на работающих. Канавы и эстакады должны иметь направляющие предохранительные реборды для предотвращения возможности падения автомобиля в канаву или с эстакады во время его передвижения. Площадки эстакад, на которых работают рабочие, должны надежно ограждаться перилами.
В помещениях для обслуживания автомобилей запрещается оставлять порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов. Разлитое масло или топливо необходимо немедленно удалять при помощи песка или опилок, которые после употребления следует ссыпать в металлические ящики с крышками, установленные вне помещения. Отработавшее масло разрешается хранить вне помещений в железных бочках, либо в специальном огнестойком помещении, либо в подземных цистернах.
Помещения для ремонта автомобилей должны обеспечивать нормальные санитарные условия труда.
В ремонтной зоне запрещается:
пользоваться открытым огнем, переносными горнами, паяльными лампами и т.п. в тех помещениях, где применяются легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (бензин, керосин, краски, лаки разного рода и пр.), а также в помещениях с легковоспламеняющимися материалами (деревообделочных, обойных и других цехах);
мыть детали бензином и керосином (для этого должно быть специально приспособленное помещение);
хранить легко воспламеняющиеся и горючие жидкости в количествах, превышающих сменную потребность; ставить автомобили при наличии подтекания топлива из бака (топливо необходимо сливать), а также заправлять автомобили топливом;
хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;
пользоваться ломами при перекатывании бочек с горючими жидкостями;
загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой и т. п.
Хранить в общих складах и кладовых краску, лаки, кислоты, карбид кальция (краски и лаки должны содержаться отдельно от кислот и карбида кальция) запрещается.
При обслуживании автомобиля на подъемнике любой конструкции на механизме управления подъемником вывешивают табличку с надписью: «Не трогать — под автомобилем работают люди!». В рабочем положении плунжер подъемника надежно фиксируют упором, гарантирующим самопроизвольное опускание подъемника.
При постановке автомобиля на ремонт без принудительного перемещения, когда не требуется регулировка тормозов, автомобиль затормаживают ручным тормозом и включают низшую передачу, выключают зажигание (подачу топлива) и под колеса подкладывают упоры.
При ремонте автомобилей вне осмотровой канавы, эстакады или подъемника лиц, производящих ремонт, обеспечивают подкатными тележками (лежаками). В случае выполнения ремонтных операций, связанных со снятием колес, следует поставить под вывешенный автомобиль козелки, а под неснятые колеса— упоры (башмаки). Производить какие-либо работы на автомобиле со снятыми колесами, вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.д.), запрещается. Категорически запрещается подкладывать под вывешенный автомобиль диски колес, кирпичи и прочие предметы.
Техническое обслуживание и ремонт автомобиля с работающим двигателем не разрешается за исключением регулировки двигателя и опробования тормозов при условии отвода отработавших газов из помещения.
В случае необходимости ремонта днища кузова легкового автомобиля на поворотном стенде, автомобиль надежно укрепляют, топливо из топливных баков и воду из системы охлаждения сливают, плотно закрывают маслозаливную горловину двигателя, аккумуляторную батарею снимают. Если снятие агрегатов и деталей связано с большим физическим напряжением, а также создает неудобства в работе (например, тормозные и клапанные пружины, барабаны, рессорные пальцы и т.д.), следует применять приспособления (съемники), обеспечивающие безопасность при выполнении этой работы. Применять съемник следует только для той операции, для которой он предназначен. При работе со съемником необходимо следить за правильной установкой съемника на детали. Захваты должны надежно и правильно держать деталь. При применении съемника не следует употреблять никаких дополнительных рычагов с целью удлинения воротка съемника. При разборке автомобиля на агрегаты снимать, транспортировать и устанавливать двигатель, коробку передач, задний мост, передний мост, кузов и раму необходимо при помощи подъемно-транспортных механизмов, оборудованных приспособлениями (захватами), обеспечивающими полную безопасность работ. Запрещается поднимать (даже кратковременно) грузы массой, большей, чем это указано для данного подъемного механизма. Запрещается снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросом и канатами без специальных захватов. Тележки для транспортирования должны иметь стойки и упоры, предохраняющие агрегаты от падения и самопроизвольного перемещения по платформе. До снятия двигателя, коробки передач, заднего моста, радиатора и других агрегатов или деталей, связанных с системами охлаждения и смазки автомобиля, обязателен предварительный слив масла и воды в специальную тару.
Стенды для монтажно-демонтажных работ при ремонте агрегатов должны соответствовать своему назначению и быть удобными. Устройства для закрепления агрегатов должны исключать возможность смещения или падения агрегатов. Инструменты и приспособления для технического обслуживания и ремонта машин должны быть исправными и соответствовать своему назначению. Нельзя пользоваться неисправными инструментами и приспособлениями.
Список используемой литературы
Погребной С. Н. «Ремонт, техническое обслуживание и эксплуатация автомобилей ВАЗ -2108, -21081, -21083, -21083-20, -2109, -21093, -21093-20, -21099, -21099-20»
Башелов В. Ю. «ВАЗ 2108, 2109 (бенз.1.1, 1.3, 1.5) Руководство по ремонту»