Определите форму обучения это включенное обучение детей с овз в общеобразовательное учреждение когда
Перейти к содержимому

Определите форму обучения это включенное обучение детей с овз в общеобразовательное учреждение когда

  • автор:

Формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Инклюзивное обучение предполагает максимальное включение детей с ОВЗ в активную общественную жизнь. При такой форме обучения ребёнок должен посещать занятия каждый день. Материал осваивается на уроке и закрепляется выполнением домашних заданий. Оценка знаний производится посредством выполнения самостоятельных и контрольных работ. Возможно выбрать дневную или вечернюю форму обучения. По окончании школы выдаётся стандартный аттестат.

Выделяются следующие типы инклюзивных форм обучения:

Класс с инклюзивным обучением в школе. Организовывается специальное учебное помещение с нужным оснащением. Сразу несколько детей с ОВЗ учатся в таком классе.

Полная форма обучения. Ученик с ОВЗ посещает занятия вместе со здоровыми одноклассниками. Участвует во всех школьных и внеклассных мероприятиях.

Частичная форма обучения.Синтез домашнего обучения и посещения занятий в школе. Участие во внеклассных мероприятиях. Количество предметов и учебных часов рекомендует Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (ЦПМПК).

Точечная форма обучения. Школьник с ОВЗ посещает только внеклассные мероприятия.

В первую очередь — социализация. Ребёнок с ОВЗ не чувствует себя ущемлённым, общается со сверстниками, адаптируется в обществе. У здоровых детей развиваются чувства милосердия, взаимовыручки, толерантности.

Стоит признать, что не все школы в плане оснащения и квалификации педагогов готовы принимать в свои стены детей с ОВЗ.Отсутствие элементарных пандусов и лифтов, специального медицинского оборудования, психологов в штате, отсутствие специальных образовательных программ — всё это препятствует вовлечению ребёнка с ограниченными возможностями в обычный образовательный процесс в школе.

Также стоит отметить и школьную атмосферу. К сожалению, не все дети и учителя способны правильно вести себя в обществе детей с ОВЗ. Отсюда наблюдаются две крайности: либо снисхождение и завышенные оценки, либо озлобленность и пренебрежение.

Другие материалы по теме:

Домашнее обучение

Существует два вида индивидуальных программ для обучения детей с ОВЗ преподавателями на дому.

Общая. Ребёнок с ОВЗ учится точно так же, как и его одноклассники: занятия (от 10 минут до 2 часов, в зависимости от психофизического состояния ребёнка), контрольные, экзамены — только всё проводится дома. В конце обучения ребёнок получает стандартный аттестат об окончании школы.

Вспомогательная. Создаётся специальная программа, учитывающая состояние здоровья ребёнка. В конце обучения выдаётся аттестат особого образца с указанием программы обучения.

«Дома и стены помогают» — это про домашнее обучение. Домашняя комфортная обстановка, исключение физических и психологических травм, индивидуальный подход к обучению — всё будет подстроено под особенности здоровья ребёнка с ОВЗ.

Отсутствует социализация, приспособленность к плюсам и минусам жизни «вне дома».

Расписание изучаемых предметов обычно претерпевает сильные изменения: чаще всего, это один предмет в день, причём даётся сразу несколько новых тем этого предмета, что влечет переизбыток однотипной информации.

Сосредоточенность родителей и учителей вокруг ребёнка способствует развитию у него эгоистичности и инфантильности.

Если с ребенком трудно

Заочное семейное обучение. Экстернат

Ребёнок с ОВЗ обучается по индивидуальной программе. Родители самостоятельно организовывают учёбу, предварительно согласовав этот вопрос с органами местного самоуправления.

Чаще всего учёба проходит посредством дистанционного обучения частных организаций. Основой такого обучения становится самостоятельная работа ребёнка, который посредством современного оборудования организовывает себе занятия в удобное для него время.

Для сдачи промежуточных экзаменов и полной аттестации следует выбрать один из предложенных вариантов. Первый вариант состоит во временном прикреплении к любой школе, сдаче нужных экзаменов и последующем отчислении ученика. Второй вариант предполагает сдачу платных экзаменов в онлайн-школах.

Обучение экстерном отличается от вышеописанного более короткими сроками обучения.

Удобный режим обучения, подстроенный под конкретного ребёнка; оперативность работы педагога с учеником, индивидуальная методика — значительные плюсы такого обучения. Также ребёнок может изучать курс по одному и тому же предмету в нескольких школах, что обеспечивает более глубокое и всестороннее знание предмета. Богатый выбор в использовании источников информации для учёбы, укрепление коммуникативных навыков благодаря онлайн-общению с педагогами и другими детьми также являются положительными сторонами заочного семейного обучения.

К сожалению, интернет-общение не способно заменить общение эмоциональное и живое при реальном контакте. Поскольку прохождение работы зависит от самостоятельности ученика, результаты могут быть неудовлетворительными. Постоянное использование интернет-ресурсов, банков информации, презентаций создаёт некую однобокость обучения, способную утомить ребёнка.

Наиболее оптимальная форма обучения для детей с ОВЗ подбирается при прохождении ЦПМПК. Специалисты оценивают психофизическое состояние здоровья и помогают подобрать лучший вариант обучения, в том числе и инклюзивные формы.

Всё включено: что такое инклюзивное образование

Закон гарантирует одинаковые права на образование всем детям без исключения. Но в случае с инвалидами, особенно ментальными, на практике реализация этого права не всегда складывается просто. Нередко в интернатах и школах к таким детям лепят ярлык «необучаемых» и не делают попыток объяснить им хотя бы основы арифметики, чтения и письма. В итоге во взрослую жизнь выходят люди не только без предметных знаний, но и часто без элементарных навыков самообслуживания. Как же устроена система образования для детей с нарушениями умственного развития, разбирались «Известия».

Не всё включено

Под определением «ментальная инвалидность» обычно понимают самые разные отклонения: аутизм, дефекты речи, шизофрению, эпилепсию, умственную отсталость. Людей с подобными заболеваниями сложно объединить в одну группу, что в свою очередь затрудняет и разработку единых подходов к их образованию. Кто-то в состоянии освоить программу 5–6-х классов общеобразовательной школы, а у кого-то могут возникнуть сложности даже с чтением и письмом.

Долгое время основными образовательными учреждениями для детей с особенностями развития были коррекционные школы и интернаты. Они должны были обеспечивать и обучение, и воспитание, и лечение, способствуя дальнейшей интеграции в общество. В отличие от обычных школ, в таких учреждениях к работе подключается целый штат специалистов — дефектологи, тифло- и сурдопедагоги, логопеды, олигофренопедагоги. Они могли оказывать помощь детям по разным направлениям.

Главным минусом такого формата обучения эксперты называют изолированность, которая не позволяет ребенку оценивать свои возможности, сравнивать себя со здоровыми сверстниками. В качестве решения проблемы предлагается инклюзивное обучение, которое подразумевает создание безбарьерной образовательной среды и активное вовлечение инвалидов в жизнь общества.

Занятия в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе

В последние годы такую модель стали развивать и в России.

— Первые инклюзивные классы появились усилиями родителей. Сейчас в Москве уже более 300 школ, которые работают по этой системе, — рассказывает «Известиям» эксперт фонда «Обнаженные сердца», клинический психолог Татьяна Морозова. — Важно понимать, что инклюзивные классы — это не те места, где «все равны» и особенности ребенка игнорируют. Это класс, где детям с этими особенностям помогают участвовать в обучении, общении, социальной жизни.

По закону родители могут прийти в общеобразовательную школу с заключением медико-педагогической комиссии и их ребенку должны создать все необходимые условия для обучения, начиная с технического оснащения, заканчивая сопровождающим его специалистом-тьютором.

Правда, на деле всё складывается не так легко. Специалистов, которые знают, как работать с такими детьми, в обычных школах нет.

— Ребенку с ментальной инвалидностью показаны особое обучение, специально разработанные способы подачи учебного материала. Притом для каждого типа нарушения методы свои. Это и подобранная визуализация, и частая повторяемость, и постепенность нагрузки.

Большая разница у детей и в темпе усвоения нового материала. Например, знакомство с буквой «А» в обычном классе проходит за один урок. Ребенку с умственной отсталостью на это нужна неделя. Кроме того, такие дети быстро устают и начинают скучать, сидеть под партой, ходить по классу, кричать, хулиганить, — рассказывает Марина Сторина, педагог вспомогательной школы, работающая в своей сфере более 20 лет.

Справляться с такими ситуациями учителям приходится своими силами. Даже тьюторов, которые должны сопровождать детей и помогать в образовательном процессе, в России пока не хватает. Так, на деле инклюзивность чаще всего оборачивается тем, что руководство школы просит родителей забрать ребенка на домашнее обучение, тем самым уничтожая сам принцип включения в социум.

Занятия в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья

Занятия в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья

Инклюзивное и интегрированное обучение: в чем отличия

Главная картинка статьи Инклюзивное и интегрированное обучение: в чем отличия

В России законодательно закреплено право на образование с учетом особенностей психофизического развития обучающегося. Это значит, что родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) или инвалидностью могут подать документы в любую ближайшую школу и ребенка зачислят в общий класс.

Такой принцип обучения называется инклюзивным или интегрированным. Эти термины имеют много сходств и их часто считают взаимозаменяемыми, хотя это не так. В статье дадим сравнительную характеристику интегрированного и инклюзивного образования, а также расскажем, как учителям работать с особенными детьми.

Зачем включать детей с ОВЗ в общеобразовательный процесс

В июне 2012 года президент РФ принял «Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012–2017 гг.» Этот документ законодательно закреплял права детей-инвалидов на следующее:

включение в образовательную среду наравне со всеми детьми;

свободу от дискриминации в сфере образования.

Чтобы реализовать эти права, в общеобразовательных школах создали условия для обучения детей с ОВЗ:

запустили программы социально-психологической помощи;

создали условия для разработки персональных учебных планов в рамках школьной программы.

Эти меры позволяют детям с инвалидностью учиться в обычных школах и не замыкаться в малой группе, а значит, иметь равные возможности с другими детьми в своей возрастной категории.

Особенности интегрированного обучения

При интегрированном обучении школьник учится в обычном общеобразовательном классе и старается освоить школьную программу. В этом ему помогают педагоги:

проводят персональное обучение;

организуют дополнительные занятия;

поддерживают на разных этапах подготовки.

При этом в школе не всегда создаются условия для детей с ОВЗ, особенностями развития или инвалидностью. Например, в классах нет специального оборудования или выделенных зон для работы и отдыха. При такой модели ребенок с особенностями развития включается в общую систему обучения и старается ее догнать. В этом основное отличие интеграции от инклюзии в образовании.

Особенности инклюзивного обучения

При инклюзивном обучении для детей с ОВЗ создают более подходящие условия: оборудуют классы, используют специальные дидактические материалы и обозначения, кроме того, ребенка сопровождает тьютор, который помогает с обучением. Однако меру различий между детьми и необходимость особых условий и персонального сопровождения определяет комиссия медиков и психологов. Для этого они общаются с ребенком и дают ему персональную характеристику.

Чем отличается инклюзивное обучение от интегрированного, так это необязательным освоением школьной программы. Школьник с ОВЗ чаще всего учится по особой программе, которая отличается от массовой. Учебные планы для таких детей составляют персонально.

Инклюзия и интеграция: сходства и отличия

Дадим сравнительную характеристику инклюзивного и интегрированного обучения.

Ребенок учится в общем классе

Ребенку необязательно осваивать общую программу в полном объеме

Классы переоборудуют под нужды детей с ОВЗ

Ребенок с ОВЗ занимается с тьютором, который помогает ему в освоении программы

Ребенок учится в общем классе

Ребенку обязательно освоить общую образовательную программу

Классы остаются обычными

Для ребенка с ОВЗ организуют дополнительные занятия, персональные консультации и помощь

Сложности для педагогов

Несмотря на разницу интеграции и инклюзии, педагогам одинаково непросто работать с детьми в смешанных классах. Педагогу требуется искать разный подход к группам детей и стараться избегать конфликтных ситуаций. Чаще всего учителям предстоит решить несколько вопросов:

чему обучать школьников;

как выстроить процесс обучения;

как проверять знания, которые освоили ученики.

Чтобы достичь поставленных целей, независимо от сходств и отличий интеграции и инклюзии, педагоги могут применять альтернативные методы обучения и проверки знаний. Например, использовать не только письменные экзамены, но и тестирования с применением жестов, карточек и других наглядных пособий. Важно следить за распорядком дня, чтобы дети не переутомлялись. Тогда можно свести к минимуму нежелательное поведение.

Где педагогу научиться работать с детьми с ОВЗ

Чтобы обучать детей в обеих системах образования, несмотря на отличия инклюзивного обучения от интегрированного, педагогу необходимы курсы повышения квалификации. Сегодня можно пройти курсы коррекционной педагогики сравнительно быстро — максимальный срок обучения по дистанционным программам 144 часа.

На таких курсах педагоги учатся приемам по воспитанию детей с ОВЗ, методике вовлечения учеников в образовательный процесс, основам конфликтологии и другим дисциплинам. После курсов педагог получает удостоверение установленного образца, которое позволяет работать коррекционным педагогом в общеобразовательных школах и других учебных заведениях.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении. Родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательное учреждение, защищать законные права и интересы ребенка.
К детям с ограниченными возможностями здоровья относятся дети:

  • с нарушением слуха;
  • с нарушением зрения;
  • с тяжелыми нарушениями речи;
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • с задержкой психического развития;
  • с нарушением интеллекта;
  • а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями). В число детей с ограниченными возможностями здоровья входят и дети – инвалиды.

Мировая практика инклюзивного образования

За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия, т.е. включение (inclusion). Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.

В 1990-х гг. в США и странах Европы вышел ряд публикаций, посвященных проблеме самоорганизации родителей детей-инвалидов, общественной активности взрослых инвалидов и защитников их прав, способствовавшие популяризации идей инклюзивного образования.

Исследования экономической эффективности инклюзивного образования, проведенные в 1980 – 1990-х гг. и демонстрируют преимущества интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений.

На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился определенный консенсус относительно важности интеграции детей-инвалидов. Государственные, муниципальные и школы получают бюджетное финансирование на детей с особыми потребностями, и, соответственно, заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды.

Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года.

Ситуация с инклюзивным образованием в России

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 – 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования «Ковчег» (№1321).

С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные конференции (1995, 1998). 31 января 2001 года участники Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая была направлена в органы управления образования субъектов РФ Министерством образования РФ 16 апреля 2001 года. С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования РФ приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья». Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.

В настоящее время в нашей стране рынок образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно ограничен, в малых городах и селах дети-инвалиды нередко остаются вне системы образования по сугубо экономическим причинам. Традиционной формой обучения детей-инвалидов остаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения.

Для обучения детей с ограниченными возможностями на современном уровне требуется решение ряда проблем, в том числе совершенствование системы образования. Сегодня существуют явные пробелы в законодательной базе, а также в системе социальной поддержки.

Значительная часть трудностей в обучении и воспитании детей-инвалидов связана с острым дефицитом квалифицированных кадров — коррекционных педагогов (педагогов-дефектологов), психологов, воспитателей и социальных педагогов, недостаточным уровнем их подготовки.

Развитию инклюзивного образования препятствует отсутствие необходимого материально-технического обеспечения школ. Особое место среди проблем детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата занимают трудности доступа к учреждениям образования и здравоохранения, жилым зданиям и транспорту, спортивным и культурным учреждениям, что делает их жизнь фактически изолированной от общества.

Как отметил уполномоченный по правам человека в РФ В.П. Лукин в докладе, посвященном проблемам детей-инвалидов, в России до сих пор не создана единая система раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционно-педагогической помощи. И только немногие дети с ограниченными возможностями, включая детей-инвалидов, получают коррекционно-педагогическую помощь в раннем возрасте, хотя в ряде регионов (например, в Псковской, Свердловской, Самарской областях, Москве, Санкт-Петербурге) положительный опыт такой работы существует. Более половины детей, прошедших через систему качественной дошкольной коррекционно-педагогической помощи, могут обучаться в общеобразовательных учреждениях, а не в специальных (коррекционных) школах или классах, затраты на обучение в которых значительно выше.

Сегодня большинство учителей и директоров школ мало знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей с ограниченными возможностями в процесс обучения в обычных классах. Тем не менее, в некоторых регионах России уже есть положительный опыт по внедрению инклюзивного образования.

Практика работы некоторых образовательных, муниципальных и общественных организаций показывает, что дети-инвалиды способны заниматься в драматических и танцевальных кружках и спортивных секциях, участвовать в конкурсах и олимпиадах, реализовывать себя в живописи и музыке. В этих случаях школьники с ограниченными возможностями здоровья испытывают меньшее чувство неполноценности, психологического дискомфорта, впоследствии легче интегрируются в общество. Таким образом, назрела необходимость ориентировать государственную систему дополнительного образования на работу с детьми-инвалидами.

Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

— основополагающим государственным документом, устанавливающим приоритет образования в государственной политике, определяющим стратегию и основные направления его развития, служит постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. «О национальной доктрине образования в Российской Федерации». Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 г. Она предусматривает многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно-ориентированное обучение и воспитание.

Другие варианты обучения детей-инвалидов

Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов:

Спецшколы и интернаты – образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Также на территории РФ существует система домов-интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются силами социальных педагогов. Однако де-юре такие дома-интернаты не являются образовательными учреждениями и не могут выдавать документ об образовании. В 2009 году для домов-интернатов начал разрабатываться специальный образовательный стандарт.

Коррекционные классы общеобразовательных школ
– форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

Домашнее обучение – вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

Основные спорные вопросы инклюзивного дифференцированного образования на сегодняшний день.

Не все родители детей с особенностями развития хотят отдавать своих детей в обычную школу, опасаясь насмешек, конфликтов с одноклассниками и учителями, непонимания особенностей своих детей, неадекватной реакции на особенности детей, неприспособленности помещений и учебного процесса к особым потребностям их детей и т.д. Наиболее проблематичными при совместном обучении они считают отношения с одноклассниками. Такое мнение высказали не только родители, но и дети. Настораживающим фактом является не желание детей инвалидов учиться вместе со здоровыми детьми, что говорит о сомнениях в переходе к совместному обучению и страхе.
Родители «обычных» детей опасаются, что ребенок с особенностями развития (особенно с тяжелыми нарушениями) будет мешать, отвлекать учителя и детей, что снизит уровень знаний всего класса. Безусловно, у родителей здоровых детей вызывает опасения, что при смешанном обучении здоровых детей с детьми с ОВЗ меньше внимания будет уделяться здоровым детям, снизится уровень обучения здоровых детей, ухудшится дисциплина.
Учителя признают то, что они не готовы обучать ребенка даже с незначительными нарушениями развития и поведения. Они признаются, что не знают, как организовать его обучение и, вообще, «что с ним делать».
Важным условием организации образовательного процесса для детей с ОВЗ является учитель. Однако на сегодняшний день единицы учителей имеют специальную подготовку для работы с детьми с ОВЗ. В школах отсутствуют или в недостаточном количестве такие специалисты, как логопед, дефектолог, а также медицинские работники, психологи, социальные педагоги.
Интегрированное (инклюзивное) обучение возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки кадров как педагогов массовых, так и специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Как учителя и воспитатели массовых учреждений должны быть готовы к новой для них деятельности – обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями, так и учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в новых условиях – в условиях массовой школы.

Подлинная интеграция (с полноценным вложением средств в техническое переоснащение массовых школ) в конечном итоге должна оказаться дороже дифференцированного специального образования.

— Обучение (переобучение) педагогических кадров на дефектологов
— Специальные технические средства и средства реабилитации (слуховые аппараты индивидуального и коллективного пользования и других технических средствах для детей с нарушением слуха, учебники с крупным шрифтом для детей с нарушением зрения и т.д.)
— Оборудование доступа к школе и оборудование самой школы для детей с ограниченными возможностями здоровья, в особенности с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Вход в школу. Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата – пандусы, ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски, двери должны открываться в противоположную сторону от пандуса, во избежание скатывании коляски вниз. Для детей с нарушением зрения контрастные цвета на лестнице и двери.
Внутреннее пространство школы. Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Коридоры по всему периметру школы необходимо оснастить поручнями. Ширина дверных проемов должна быть увеличена. Для того чтобы человек на коляске смог подняться на верхние этажи, в школьном здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт, а также подъемники на лестницах. Для детей с нарушением зрения названия классных кабинетов должны быть написаны на табличках крупным шрифтом контрастных цветов. Необходимо дублировать названия шрифтом Брайля.
Школьная раздевалка. Нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать ее поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д.
Школьная столовая. В столовой следует ширину прохода между столами для свободного передвижения на инвалидной коляске.
Школьный туалет. В школьных туалетах надо предусмотреть одну специализированную туалетную кабинку для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата. Кабина должна быть оборудована поручнями, штангами и т.д. Все эти элементы должны быть прочно закреплены. Раковина, зеркало и электросушилка, полотенце и туалетная бумага расположить ниже.
Школьная библиотека. В читальном зале школьной библиотеки часть кафедры выдачи книг и столы для чтения необходимо понизить. Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку рекомендуется располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки).
Классные кабинеты. В учебных классах ребенку-инвалиду необходимо дополнительное пространство для свободного перемещения (с учетом разворота инвалидной коляски). Детям-инвалидам по зрению необходимо уделить внимание освещению рабочего стола. Пособия, которые используются на разных уроках, должны быть не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать. Детям с нарушением слуха необходимо оборудовать ученические места электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками. Для того чтобы слабослышащие дети лучше ориентировались, в классе следует установить сигнальные лампочки, оповещающие о начале и конце уроков.

Территория школы также подлежит переустройству. Это лишь часть затрат, необходимых для перехода к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями. Таким образом, интеграция обойдется намного дороже, либо (как всегда) произойдет экономия при непонимании необходимости таких затрат.
А будет ли цель оправдывать средства? Может так случится, что в спешке мы не только не получим истинной интеграции детей с проблемами в развитии в сообщество здоровых детей, но при этом какую-то часть детей, имеющих особые потребности, (ранее обучающихся в специальных коррекционных школах) напротив, лишим возможности социализироваться и интегрироваться в общество, приобрести профессию и возможность самостоятельно жить и создавать семьи. При этом мы успеем сломать старую систему специального образования, потерять отработанные коррекционные технологии, создававшиеся десятилетиями целой плеядой талантливых и самоотверженных ученых. Все это может произойти очень быстро.

Глухие и слабослышащие дети, приходя в специализированную школу-интернат говорят несколько слов или не умеют разговаривать вообще. У детей в речи отсутствует большая часть звуков. Обучаясь в нашей школе, ребёнок научится разговаривать, читать, пересказывать, узнает много слов и будет обучен и социализирован. Это результат огромного труда специальных педагогов. Для того, чтобы слабослышащий ребёнок освоил новое слово, его нужно написать, поставить ударение, показать на дактиле, объяснить значение, показать произношение, повторить миллион раз на индивидуальных занятиях с логопедом, уроках, воспитательских часах, общешкольных мероприятиях, и т. д. Надо отдавать себе отчет, что никто не будет заниматься в массовой школе с нашими детьми так, как это делают в специализированной школе. Чем закончится этот эксперимент? Изуродованной психикой? Кучей комплексов? Или ещё каким кошмаром? О каких правах детей может идти речь, если дети с ОВЗ, учась в общеобразовательных школах, не смогут получить должного образования?
Дети-инвалиды останутся не обученными, морально уничтоженными людьми, которые пополнят ряды криминала и асоциальных граждан. Тем, кто работает с детьми с ОВЗ трудно представить, как дети с ОВЗ будут смотреться в массовой школе. Наше общество не готово воспринимать людей с ограниченными возможностями такими, какие они есть (даже не все педагоги могут работать с детьми с ОВЗ). В специальных школах учитель-дефектолог дает знания и прививает умения своим детям нисколько не хуже, чем в обычной школе, только все происходит пролонгировано, в щадящем режиме, с учетом особенностей ребенка. Стоит зайти в нашу коррекционную школу и сразу видно, что дети в ней счастливы, а вот будут ли они счастливы в массовой школе?
Сегодня ни дети, ни родители, ни педагоги, ни общество в целом не готовы принять в свое сообщество ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Эта неготовность имеет психологическую, морально-этическую и материально-техническую основу. Сегодняшняя массовая школа ориентирована не на личность, а на успешный результат. Партнерство в школе подменено конкуренцией, где побеждают самые умные, здоровые, сильные и красивые. Устоявшаяся система школьных ценностей массовой школы находится сегодня в глубоком противоречии с идеей инклюзивного образования. Отсюда следует, что необходимо формировать в обществе правильное (не просто терпимое, толерантное) отношения к детям (к людям) с недостатками в физическом и (или) психическом развитии. Только это позволит не просто существовать рядом или параллельно, а жить вместе. Для этого нужны годы. Для этого необходимо создание серьезной многоуровневой правовой базы, создание определенных условий в школах, позволяющих сделать пребывание ребенка-инвалида комфортным, а также принятие населением, каждым человеком людей с ОВЗ. Это длительный процесс воспитания всего общества. Это выращивание с раннего детства нового поколения (а возможно, и не одного поколения), для которого совместное равное проживание с людьми с ОВЗ станет частью мировоззрения.

В заключение можно сделать вывод о том, что в настоящее время наша страна находится лишь на дальних подступах к действительно инклюзивному образованию, дорога к которому лежит через преодоление или непреодоление. Развитие инклюзивного образования требует терпения и терпимости, последовательности, непрерывности, поэтапности.
А сегодня государству необходимо повернуться лицом к специальным коррекционным школам, которые на протяжении многих лет доказали свою состоятельность.
Для развития образования в целом необходимо учитывать следующие факторы:

  1. государство должно резко увеличить финансирование образования, поскольку на практике оказалось, что подлинная интеграция дороже дифференцированного специального образования (проблемным детям нужно больше, чтобы быть равными);
  2. учителя массовых школ, не обладая достаточными профессиональными знаниями для оказания адекватной психолого-педагогической помощи, не готовы к интеграции и попадут в ситуацию профессионального и психологического дискомфорта;
  3. только при колоссальной финансовой поддержке школы можно организовать в каждой общеобразовательной школе оптимальные условия для проблемного ученика (В классе ему необходимо обеспечить двух педагогов, основного и дополнительного для индивидуальной помощи. Для решения его бытовых проблем — специальные технические приспособления и обучение персонала.).
  4. дополнительное внимание учителя к интегрированному ребенку приводит к снижению качества обучения его одноклассников и рейтинга школы, оттоку наиболее способных учеников.

В настоящее время идея инклюзивного образования выглядит как неквалифицированный энтузиазм (преимущественно управленческих структур). Специалисты, говоря об интеграции, ясно понимают обязательную систему условий, необходимых для развития проблемного ребенка в массовой школе.
Расширение функций специальной школы, ее превращение в своего рода центр оказания квалифицированной специализированной профильной помощи детям города, области, региона положит начало налаживанию взаимодействия специального и массового образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *