Кто является правопреемником ссср после его распада
Перейти к содержимому

Кто является правопреемником ссср после его распада

  • автор:

Является ли Россия правопреемницей СССР?

В международном праве под правопреемством понимается переход прав и обязанностей от одного субъекта права к другому, обычно от государства к государству. В начале 70-х годов ХХ века Комиссия ООН по международному праву разработала универсальную конвенцию, касающуюся правопреемства международных договоров в отношениях между государствами.

Какими документами определяется правопреемство на международном уровне?

Разработанная в ООН конвенция была принята на дипломатической конференции в Вене 23 августа 1978 года и получила название Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров. Позже, 8 апреля 1983 года, на конференции в Вене была еще принята Конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов. На сегодняшний день эти два документа являются единственными универсальными международными договорами в области международного правопреемства. Согласно им Российская Федерация является по отношению к СССР государством-преемником, а СССР по отношению к ней — государством-предшественником.

Судья Конституционного суда РФ Константин Арановский.

Факт правопреемства также подтверждается обязательствами, принятыми Россией в соответствии с международными договорами, заключенными между государствами, являвшимися республиками в составе СССР. Так, в Договоре о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР от 4 декабря 1991 года предусмотрено, что СССР выступает государством-предшественником по отношению к его бывшим субъектам. В течение 1992–1994 годов произошло юридическое переоформление обязательств по всему внешнему долгу бывшего СССР на Российскую Федерацию.

Почему еще Россию считают правопреемницей СССР?

Существует ряд других международных договоров, заключенных по вопросам правопреемства между государствами-участниками СНГ. Среди таких документов, в частности, Меморандум о взаимопонимании в отношении договоров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес, от 6 июня 1992 года и многочисленные двусторонние соглашения, заключенные Российской Федерацией с государствами, входившими в состав СССР, по вопросу об урегулировании правопреемства в отношении госдолга и активов бывшего Союза ССР.

С 24 декабря 1991 года РФ продолжила членство СССР в ООН, включая членство в Совбезе. А 13 января 1992 года появилось официальное письмо МИД России «О выполнении Российской Федерацией обязательств по заключенным СССР международным договорам» на имя глав дипломатических представительств, аккредитованных в Москве. В нем сообщалось: «Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных Союзом Советских Социалистических Республик».

Таком образом, на сегодняшний день отдельного нормативного правового акта федерального уровня, который бы определял переход всех прав и обязанностей от СССР к Российской Федерации, нет. Многие международные договоры РФ и федеральные законы РФ сегодня содержат ссылку на то, что РФ является либо преемником СССР, либо продолжателем. О правопреемственности в отношении международных договоров, в частности, упоминается в Федеральном законе от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». В нем сказано, что настоящий закон распространяется на международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства-продолжателя СССР (часть 3 статьи 1).

По словам пресс-секретаря президента РФ Владимира Путина Дмитрия Пескова, в Кремле исходят из того, что «Россия и де-юре, и де-факто является правопреемницей Советского Союза».

Правопреемство после распада СССР

Правопреемство государств — это переход прав и обязанностей государства к другому государству или смена государства другим государством в ответственности за международные отношения.

Одним из ключевых вопросов после распада СССР был вопрос о правопреемстве СССР, включавший договоры государства, государственную собственность, архивы страны и долги.

Континуитет — это непрерывность существования государственного образования как субъекта международного права при его временном исчезновении как социального организма.

Принцип континуитета работает в случае глобальных государственных изменений — революция или смена существующего государственного режима, полный распад государства.

Российская Федерация относится к государствам-продолжателям. Как продолжатель имущественных и территориальных прав РСФСР, она является продолжателем СССР в вопросах выполнения обязательств по договорам СССР. Россия заняла место СССР в Совете Безопасности ООН, стала обладателем советского оружия массового поражения, зарубежных имущества и долгов СССР.

Особенности правопреемства государств в связи с распадом СССР

В Соглашении о создании СНГ, которое было заключено в Минске 8 декабря 1991 года, страны-участники приняли обязательства по выполнению международных обязательств, оставшихся после распада СССР. Всеми государствами был признан факт, что членство СССР в ООН продолжится Российской Федерацией.

Все страны-участники СНГ имели право выразить согласие или несогласие с теми или иными договорами, заключенными советским государством, и многие бывшие республики СССР активно это право использовали. К примеру, Решения 1992 года об участии стран-участниц СНГ в Договоре СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (от 1987 года) и в Договоре СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (от 1972 года), страны-правопреемники Советов выразили согласие на соблюдение своих обязательств с учетом территорий республик и национальных интересов.

Страны СНГ, кроме Украины и Белоруссии, обладали независимостью при заключении соглашений о разоружении, правах человека, вступлении в ООН и так далее. Для решения вопросов, касающиеся урегулирования правопреемства государств после распада СССР, Совет глав государств Содружества 20 марта 1992 года сформировал Комиссию по правопреемству договоров, представляющих взаимные интересы, государственную собственность, долги и активы бывшего СССР. Как результат функционирования комиссии между странами бывшего СССР было заключено большое количество договоров.

Среди прочих многосторонних соглашений, регламентирующих аспекты правопреемства, следует выделить:

  • Договор о правопреемстве бывшего государственного долга и внешних активов СССР от 1991 года;
  • Договор стран СНГ о собственности СССР от 1991 года;
  • Договор о распределении собственности СССР за рубежом от 1992 года;
  • Декларация государств СНГ о международных обязательствах в сфере прав человека и основных свобод от 1993.

Соглашение о распределении собственности СССР за рубежом от 1992 года регулировало аспекты правопреемства движимого и недвижимого имуществ Советского Союза за границей, находившегося в момент правопреемства в государственном владении, пользовании или распоряжении. Под имуществом понимались:

  • недвижимость, использовавшаяся дипломатическими или консульскими представительствами страны;
  • инфраструктура страны за границей и прибыли от эксплуатации этого имущества;
  • доходы от реализации государственного имущества;
  • имущество СССР и доходы от предприятий юридических лиц, находившихся в ведомстве страны;
  • доход от выполнения различных работ по международным договорам СССР.

Собственность СССР была разделена и распределена во владение стран в следующем процентном отношении:

  • Белоруссия получила 4,13%;
  • Казахстан получил 3,86%;
  • Россия получила 61,36%;
  • Украина получила 16,37%.

Общая доля не вошедших в Содружество Независимых Государств Грузии, Литвы, Латвии, Эстонии составила 4,77%, что не было предусмотрено вышеописанным Соглашением.

В 1992-94 годах были заключены соглашения между Россией с одной стороны, и Арменией, Азербайджаном, Молдовой, Узбекистаном, Таджикистаном, и Украиной – с другой. В соглашениях затрагивались вопросы правопреемства внешних долговых обязательств прекратившего существование СССР. Большая часть соглашений действует с 1996 года.

Соглашение между РФ и Украиной о вопросах правопреемства в отношении внешних государственных долгов и активов СССР до сих пор не действует в связи с невыполнением украинской стороной всех необходимых процедур.

Правопреемство архивов и документов СССР

В Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов СССР 1992 года вошли все участники СНГ кроме Грузии. Исходя из положений этого Соглашения, его участники не претендуют на различные архивы Российской Империи или СССР, находящиеся вне страны. В том случае, если архивы и документы находятся на территории бывших республик, то владение ими переходит новым государствам. Участники Соглашения гарантировали обеспечить исследователям доступ к архивам при соблюдении законодательства, а также подтверждать юридическую силу справок и документов, выданных архивами стран-участниц СНГ.

Внешние долги СССР

Относительно долгов перед «Парижским клубом» правительство РФ 4 января 1992 года подписало Соглашение об отсрочке задолженности СССР и его правопреемников всем официальным внешним кредиторам.

Российское Правительство 2 апреля 1993 года заявило, что признает весь внешний долг СССР, подтвердило связанные с ним обязательства и намерения в полном объеме погасить внешний долг СССР.

Для исполнения взятых долговых обязательств российское Правительство подписало:

Статья 67.1

1. Российская Федерация является правопреемником Союза ССР на своей территории, а также правопреемником (правопродолжателем) Союза ССР в отношении членства в международных организациях, их органах, участия в международных договорах, а также в отношении предусмотренных международными договорами обязательств и активов Союза ССР за пределами территории Российской Федерации.

2. Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство.

3. Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается.

4. Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.

Является ли Россия правопреемником СССР: ликбез

Не думал — не гадал, что "скандал" с особым мнением судьи Конституционного Суда России Константина Арановского выйдет за пределы совсем уж маргинальных околоюридических слоёв в духе "СССР до сих пор существует, поэтому России налоги платить не буду", ан нет: все комментируют, есть даже оскорбившиеся.

Понятно, что "для массового использования" существует миф о том, что Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (переименованная в 1992 году в Российскую Федерацию" является "единственным правопреемником" СССР, состоявшего из 15 республик, в которых у РСФСР в скором времени не было даже большинства населения, равно как "правопреемником" Российской Империи, Киевской Руси и прочих государственно-правовых образований, существовавших на этой территории. Иногда даже появляются мнения к правопреемству с Золотой Ордой, но это уже к психиатрам, как я считаю. А вот с СССР разберёмся поподробнее.

Правопреемством в юридической науке называют переход прав и обязанностей от одного лица (субъекта права) к другому. Правопреемство может возникать в силу закона, договора или иных юридических оснований.

Практика в отношении правопреемства государств является крайне противоречивой и разнообразной. Основополагающими международно-правовыми документами в отношении правопреемства можно обозначить Венскую конвенцию о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 года и Венскую конвенцию о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8 апреля 1983 года. Оба этих документа в отношении России в силу не вступили, но на них ссылаются как Европейский суд по правам человека, так и иные межгосударственные органы, в том числе органы СНГ при разделе СССР между союзными республиками.

Конвенции определяют четыре вида государств применительно к рассматриваемым правоотношениям: "государство-предшественник", "государство-преемник", "новое независимое государство" и "третье государство", более подробно можно уточнить в их текстах.

Одним из основных вопросов, для которых используются эти понятия, являются вопросы преемственности территории, гражданства, внешнеэкономических связей. По вопросам гражданства при разделении государств есть целый ряд международных актов — Резолюция N 55/153 Генеральной Ассамблеи ООН "Гражданство физических лиц в связи с правопреемством государств", Конвенция Совета Европы о недопущении безгражданства в связи с правопреемством государств (CETS N 200), и т.д.

Теперь обратимся к Советскому Союзу. Первичным документом о разделе Союза ССР являются, на самом деле, не Беловежские соглашения, подписанные 8 декабря 1991 года, а подписанный четырьмя днями ранее в Москве между СССР и 8 бывшими союзными республиками Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР. В соответствии с указанным договором СССР был указан как "государство-предшественник", а все 15 бывших союзных республик — как государства-преемники, а также разделены долги и имущество СССР в определённых процентах.

В дополнение к вышеуказанному Договору 13 марта 1992 года было подписано Соглашение о дополнениях к Договору о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР, в соответствии с которым был создан Межгосударственный совет по наблюдению за обслуживанием долга и использованием активов Союза ССР во главе с Россией и Украиной, уполномоченным банком был назначен Внешэкономбанк.

20 марта 1992 года в Киеве было принято Решение Совета глав государств СНГ
"О правопреемстве в отношении Договоров, государственной собственности, архивов, долгов и активов бывшего СССР", в котором государства-участники СНГ были названы в качестве правопреемников прав и обязательств бывшего Союза ССР. В его развитие 6 июля 1992 года было подписано Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом с определёнными процентами долгов и актовов всех союзных республик, кроме Грузии и Прибалтики, а также, по мере развития двухсторонних связей России и других бывших республик СССР, двухсторонние соглашения между ними о реализации схемы "долги в обмен на имущество".

Также есть можнество других соглашений в рамках СНГ — от раздела инвентарного парка вагонов до морских судов. государственных архивов, культурных ценностей и активов Госбанка СССР. При этом в некоторых из них участвовали даже государства Прибалтики, ведь имущество при "разводе" делить как-то надо, Россия и Украина делили друг с другом Черноморский флот ещё несколько лет после раздела СССР, а всё это время на боевых кораблях поднимали флаги СССР и играл гимн давно уже не существующего государства.

Но это про экономику. С политикой всё несколько проще и сложнее одновременно. Нотой Министерства иностранных дел России от 13 января 1992 г. N 11/Угп были уведомлены иностранные государства о том, что Российская Федерация является "государством-продолжателем Союза ССР" в отношении международных договоров СССР. Понятно, что в одностороннем порядке такие дела не делаются, но в течение последующих нескольких лет такая формулировка прослеживалась в целом ряде двусторонних договоров России с государствами, не входившими с состав СССР, особенно при ревизии международных договоров. При этом интересна формулировка в двустороннем договоре между Россией и Словакией об инвентаризации нормативно-правовой базы и действии двусторонних договоров от 31 октября 1995 году, где Россия названа "государством-продолжателем" СССР, а Словакия — "одним из Правопреемников Чешской и Словацкой Федеративной Республики". Государством-продолжателем СССР Россия, в частности, названа в двусторонних договорах с Францией, Венгрией, Японией, ФРГ, Италией и многими другими государствами. То есть, говоря внешнеполитически, "Россия — это и есть СССР".

Фактически, внешне так оно и было: послы СССР в иностранных государствах стали послами России (другие республики в посольства не пустили), все советские конвенции и международные договоры продолжили действовать для России, фактически даже бывших советских граждан за рубежом СССР паспортизировали паспортами Российской Федерации (что привело к последующему выборочному пересмотру решений, так как законом России о гражданстве это предусмотрено не было). Представитель СССР при ООН с 1990 года Юлий Воронцов с 24 декабря 1991 года "явочным порядком" стал представителем России и пробыл на своём посту до 1994 года (операция "по смене таблички", как он потом скажет в одном из интервью). Вместе с тем, даже "смене таблички" предшествовало принятие Решения Совета глав государств СНГ от 21.12.1991 о членстве государств Содружества в ООН и других международных организациях, в соответствии с которым Государства Содружества "поддерживают Россию в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и других международных организациях", а "Республика Беларусь, РСФСР, Украина окажут другим государствам Содружества поддержку в решении вопросов их полноправного членства в ООН и других международных организациях."

Это, кстати, резко отличается от преемства дипломатических представительств Российской Империи и РСФСР: молодой советской республике пришлось назначать новых послов, а за старые здания посольств ещё долго бороться. При этом Украина и Беларусь вполне себе продолжили занимать представительства УССР и БССР при ООН, так же точно "поменяв таблички" на кабинетах и столах заседаний.

При этом термин "государство-продолжатель" явно не означает полной ответственности по долгам и обязательствам предшествующего государства (Постановление ЕСПЧ от 08.07.2004
"Дело "Илашку и другие (Ilascu and others) против Молдавии и Российской Федерации"), в каждом конкретном случае его надо рассматривать отдельно.

Что можно сказать по итогам:

— Является ли Россия государством-правопреемником СССР? Несомненно, равно как и Украина, Беларусь или Туркменистан, как бы они сейчас от этого ни открещивались: СССР является государством-предшественником в отношении всех республик, на которые он распался.

— Является ли государство-продолжатель "правопреемником № 1"? Не является: России пришлось индивидуально с остальными правопреемниками решать вопросы правопреемства по долгам и имуществу бывшего СССР.

— Должна ли Россия продолжать политику СССР на международной арене и во внутренних отношениях? Нет, потому что Россия — это самостоятельное независимое государство, действующее на основании Конституции, Декларации о государственном суверенитете и преследующее иные цели, чем СССР.

— Была ли возможность у России стать правопреемником не СССР, а Российской Империи или Золотой Орды? Конечно нет, ведь каждое правопреемство уникально и идёт по отношению к предшественнику, а не к древним государствам. Нельзя при универсальном правопреемстве взять "наследство" прадеда, не приняв при этом наследства отца.

— Что с того, что прошёл этот спор? А ничего, прошло уже почти 30 лет, в международном праве давно уже всё устаканилось, это просто ликбез такой был.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *