потребитель тепловой энергии
3.19 потребитель тепловой энергии : Лицо, приобретающее тепловую энергию, теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления;
101 потребитель тепловой энергии: Предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка, квартира, у которых приемники тепла присоединены к тепловой сети и используют тепловую энергию.
3.2.7 потребитель тепловой энергии : Дочернее общество, организация, структурное подразделение, территориально обособленный цех, строительная площадка и т.п., у которых приемники тепловой энергии присоединены к тепловым сетям (источнику теплоты) и используют тепловую энергию.
Потребитель тепловой энергии — юридическое или физическое лицо, осуществляющее пользование тепловой энергией (мощностью) и теплоносителями [6].
3.4 потребитель тепловой энергии : Здание или сооружение любого назначения, потребляющее тепловую энергию для целей отопления, вентиляции и горячего водоснабжения, производственное или технологическое оборудование, технологический процесс в котором происходит с потреблением пара, перегретой или горячей воды.
Потребитель тепловой энергии — предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка и т. п., у которых теплопотребляющие установки присоединены к тепловым сетям (источнику теплоты) энергоснабжающей организации и используют тепловую энергию.
3.9 потребитель тепловой энергии: Юридическое или физическое лицо, осуществляющее пользование тепловой энергии (мощностью) и теплоносителями.
Смотри также родственные термины:
Потребитель тепловой энергии (потребитель) — комплекс систем теплопотребления, присоединенных к одному центральному или индивидуальному тепловому пункту.
Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации . academic.ru . 2015 .
Полезное
Смотреть что такое «потребитель тепловой энергии» в других словарях:
Потребитель тепловой энергии — предприятие, территориально обособленный цех, строительная площадка и т.п., у которых теплопотребляющие установки присоединены к тепловым сетям (источнику теплоты) энергоснабжающей организации и используют тепловую энергию. См. также:… … Финансовый словарь
Потребитель тепловой энергии — 9) потребитель тепловой энергии (далее также потребитель) лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо… … Официальная терминология
Потребитель тепловой энергии (потребитель) — комплекс систем теплопотребления, присоединенных к одному центральному или индивидуальному тепловому пункту. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Индивидуальный потребитель тепловой энергии — 3.1. Индивидуальный потребитель тепловой энергии гражданин (или юридическое лицо), распоряжающийся частью помещений жилого или нежилого здания на правах собственности или аренды (субаренды) и пользующийся услугами центрального отопления,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
потребитель тепловой энергии — предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка и т.п., у которых теплопотребляющие установки присоединены к тепловым сетям (источнику теплоты) энергоснабжающей организации и используют тепловую энергию. (Смотри:… … Строительный словарь
Потребитель электрической энергии — 11.2. Потребитель электрической энергии Квартира, жилой дом, общественное здание, в которых приемники электрической энергии присоединены к электрической сети и используют электрическую энергию Источник: ТСН 23 306 99: Теплозащита и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Потребитель электрической энергии (тепла) — 21. Потребитель электрической энергии (тепла) Потребитель D. Verbraucher von Electroenergie E. Consumer F. Usager Предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка, квартира, у которых приемники электрической… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Методика определения фактических потерь тепловой энергии через тепловую изоляцию трубопроводов водяных тепловых сетей систем централизованного теплоснабжения — Терминология Методика определения фактических потерь тепловой энергии через тепловую изоляцию трубопроводов водяных тепловых сетей систем централизованного теплоснабжения: Водяная система теплоснабжения система теплоснабжения, в которой… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
МДК 4-07.2004: Методика распределения общедомового потребления тепловой энергии на отопление между индивидуальными потребителями на основе показаний квартирных приборов учета теплоты — Терминология МДК 4 07.2004: Методика распределения общедомового потребления тепловой энергии на отопление между индивидуальными потребителями на основе показаний квартирных приборов учета теплоты: 3.4. Индивидуальный (поквартирный) учет тепловой… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
потребитель — (относительно услуг здравоохранения) [consumer (in relation to healthcare services)]: Личность, нуждающаяся в оказании, запланированная на оказание которой оказываются или оказаны медицинские услуги. Источник: ГОСТ Р ИСО/ТС 18308 2008:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций. (В редакции федеральных законов от 07.12.2011 № 417-ФЗ; от 28.11.2015 № 357-ФЗ)
2. Отношения, связанные с горячим водоснабжением, осуществляемым с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются настоящим Федеральным законом, за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды. (Дополнение частью — Федеральный закон от 07.12.2011 № 417-ФЗ)
3. К отношениям, связанным с производством, передачей, потреблением горячей воды при осуществлении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие производство, передачу, потребление теплоносителя, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. (Дополнение частью — Федеральный закон от 07.12.2011 № 417-ФЗ)
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) тепловая энергия — энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление);
2) качество теплоснабжения — совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя;
3) источник тепловой энергии — устройство, предназначенное для производства тепловой энергии;
4) теплопотребляющая установка — устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии;
41) теплоноситель — пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии. Теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 07.12.2011 № 417-ФЗ)
5) тепловая сеть — совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок;
51) объекты теплоснабжения — источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупность; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 07.05.2013 № 103-ФЗ)
6) тепловая мощность (далее — мощность) — количество тепловой энергии, которое может быть произведено и (или) передано по тепловым сетям за единицу времени;
7) тепловая нагрузка — количество тепловой энергии, которое может быть принято потребителем тепловой энергии за единицу времени;
8) теплоснабжение — обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности;
9) потребитель тепловой энергии (далее также — потребитель) — лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления;
10) инвестиционная программа организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, — программа мероприятий организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения. В ценовых зонах теплоснабжения инвестиционная программа в отношении деятельности по подключению (технологическому присоединению) к системе теплоснабжения не разрабатывается и не утверждается; (В редакции федеральных законов от 30.12.2012 № 291-ФЗ; от 30.12.2012 № 318-ФЗ; от 29.07.2017 № 279-ФЗ)
11) теплоснабжающая организация — организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);
12) передача тепловой энергии, теплоносителя — совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя; (В редакции Федерального закона от 01.05.2016 № 132-ФЗ)
13) коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя (далее также — коммерческий учет) — установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя (далее — приборы учета) или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами;
14) система теплоснабжения — совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями;
15) режим потребления тепловой энергии — процесс потребления тепловой энергии, теплоносителя с соблюдением потребителем тепловой энергии обязательных характеристик этого процесса в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе техническими регламентами, и условиями договора теплоснабжения;
16) теплосетевая организация — организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей) и соответствующая утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям; (В редакции Федерального закона от 01.04.2020 № 84-ФЗ)
17) надежность теплоснабжения — характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения;
18) регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения — вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию, а именно:
а) реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора, в том числе установление по соглашению сторон договора цены на тепловую энергию (мощность) не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией в ценовых зонах теплоснабжения; (В редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 279-ФЗ)
б) оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены на указанные услуги по соглашению сторон договора; (В редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 279-ФЗ)
в) оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены услуг по соглашению сторон договора;
19) орган регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее также — орган регулирования) — уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее — федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения), уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее — орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо орган местного самоуправления в случае наделения соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, осуществляющие регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения; (В редакции Федерального закона от 28.11.2015 № 357-ФЗ)
191) открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) — технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 07.12.2011 № 417-ФЗ)
20) схема теплоснабжения — документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения), или органа местного самоуправления; (В редакции федеральных законов от 29.07.2017 № 279-ФЗ; от 19.07.2018 № 220-ФЗ)
21) резервная тепловая мощность — тепловая мощность источников тепловой энергии и тепловых сетей, необходимая для обеспечения тепловой нагрузки теплопотребляющих установок, входящих в систему теплоснабжения, но не потребляющих тепловой энергии, теплоносителя;
22) топливно-энергетический баланс — документ, содержащий взаимосвязанные показатели количественного соответствия поставок энергетических ресурсов на территорию субъекта Российской Федерации или муниципального образования и их потребления, устанавливающий распределение энергетических ресурсов между системами теплоснабжения, потребителями, группами потребителей и позволяющий определить эффективность использования энергетических ресурсов;
23) тарифы в сфере теплоснабжения — система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;
231) ценовые зоны теплоснабжения — поселения, городские округа, которые определяются в соответствии со статьей 233 настоящего Федерального закона и в которых цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения потребителям, ограничены предельным уровнем цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 29.07.2017 № 279-ФЗ)
232) предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) — устанавливаемый органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии со статьей 236 настоящего Федерального закона максимальный уровень цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией потребителям в ценовых зонах теплоснабжения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 29.07.2017 № 279-ФЗ)
24) точка учета тепловой энергии, теплоносителя (далее также — точка учета) — место в системе теплоснабжения, в котором с помощью приборов учета или расчетным путем устанавливаются количество и качество производимых, передаваемых или потребляемых тепловой энергии, теплоносителя для целей коммерческого учета;
25) комбинированная выработка электрической и тепловой энергии — режим работы теплоэлектростанций, при котором производство электрической энергии непосредственно связано с одновременным производством тепловой энергии;
26) базовый режим работы источника тепловой энергии — режим работы источника тепловой энергии, который характеризуется стабильностью функционирования основного оборудования (котлов, турбин) и используется для обеспечения постоянного уровня потребления тепловой энергии, теплоносителя потребителями при максимальной энергетической эффективности функционирования такого источника;
27) «пиковый» режим работы источника тепловой энергии — режим работы источника тепловой энергии с переменной мощностью для обеспечения изменяющегося уровня потребления тепловой энергии, теплоносителя потребителями;
28) единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения (далее — единая теплоснабжающая организация) — теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации; (В редакции федеральных законов от 29.07.2017 № 279-ФЗ; от 19.07.2018 № 220-ФЗ)
29) бездоговорное потребление тепловой энергии — потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных (технологически присоединенных) к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения), либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем; (В редакции Федерального закона от 30.12.2012 № 318-ФЗ)
30) радиус эффективного теплоснабжения — максимальное расстояние от теплопотребляющей установки до ближайшего источника тепловой энергии в системе теплоснабжения, при превышении которого подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющей установки к данной системе теплоснабжения нецелесообразно по причине увеличения совокупных расходов в системе теплоснабжения; (В редакции Федерального закона от 30.12.2012 № 318-ФЗ)
31) плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения — плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, подключаемых (технологически присоединяемых) к системе теплоснабжения, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение тепловой нагрузки реконструируемых здания, строения, сооружения (далее также — плата за подключение (технологическое присоединение); (В редакции Федерального закона от 30.12.2012 № 318-ФЗ)
32) живучесть — способность источников тепловой энергии, тепловых сетей и системы теплоснабжения в целом сохранять свою работоспособность в аварийных ситуациях, а также после длительных (более пятидесяти четырех часов) остановок;
33) показатели надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения — показатели, применяемые для определения степени исполнения обязательств концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, обязательств организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по реализации инвестиционной программы, а также для целей регулирования тарифов; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 07.05.2013 № 103-ФЗ)
34) переходный период в ценовых зонах теплоснабжения (далее — переходный период) — период, который начинается со дня вступления в силу решения об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения, принятого в соответствии со статьей 233 настоящего Федерального закона, и заканчивается в день вступления в силу решения об утверждении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), принятого в соответствии со статьей 236 настоящего Федерального закона. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 29.07.2017 № 279-ФЗ)
Статья 3. Общие принципы организации отношений и основы государственной политики в сфере теплоснабжения
1. Общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются:
1) обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов;
2) обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами;
3) обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения;
4) развитие систем централизованного теплоснабжения;
5) соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей;
6) обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала;
7) обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения;
8) обеспечение экологической безопасности теплоснабжения;
9) обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 01.05.2016 № 132-ФЗ)
О потребителе тепловой энергии в многоквартирных домах.
Как правило ЖКО были муниципальными предприятиями, уполномоченными собственником выполнять функции наймодателя жилых помещений. По ст. 676 ГК наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг. Перечень коммунальных услуг определен общероссийским классификатором, и к ним относятся в частности услуги отопления, услуги горячего водоснабжения, услуги вентиляции и кондиционирования. Таким образом, жилищно-эксплуатационные организации обязаны были выполнять вышеперечисленные услуги для жителей, закупая для их выполнения тепловую энергию у теплоснабжающих организаций по договору теплоснабжения.
- Ситуация кардинально изменилась в 1995 году, как из-за начавшейся приватизации жилого фонда, так и вследствие принятия 41 ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию». В этом законе потребителем было определено физическое или юридическое лицо, осуществляющие пользование тепловой энергией (мощностью).
Понятие «пользование» относится к одному из основных правомочий собственника и заключается в праве потребления своего имущества. Так как ЖЭО тепловую энергию сами не потребляют, то под потребителем во многих случаях стали понимать жителей отдельных квартир.
Скорей всего авторы не подразумевали столь далеких последствий и использовали этот термин применительно к регулированию тарифов, но оговорка сделана не была и заработала статья 548 ГК, определяющая, что статьи 539-547 ГК регулирующие энергоснабжение применяются к отношениям связанным со снабжением тепловой энергией, если иное не определено законом или иным правовыми актами. Таким образом, этой статьей дается приоритет в регулировании теплоснабжения другим законодательным актам перед ГК.
В условиях массовых неплатежей многие теплоснабжающие предприятия воспользовались предоставленной возможностью, и пошли на прямые платежи от населения. Дальнейшее введение всякого рода расчетно-кассовых центров ситуацию в принципе не изменило, а только упорядочило финансовые потоки.
- Окончательно зафиксировало признание жителя потребителем тепловой энергии принятие в 2003 году 35 ФЗ «Об электроэнергетике», определившего потребителем тепловой энергии лицо, приобретающее тепловую энергию для собственных бытовых или производственных нужд.
Понятно, что такое определение было принято, чтобы узаконить сложившуюся практику прямого сбора энергоснабжающими предприятиями платежей с населения за электроэнергию. Но парадокс в том, что по электроэнергии в ГК отсутствует норма, отдающая приоритет в регулировании договорных отношений другим законам и, соответственно, в отношении потребителей электрической энергии определение их в законе об электроэнергетике юридически не верно. В отношении же потребителей тепловой энергии оно наоборот имеет приоритет, уточняя определение в 41 ФЗ.
Противоречия в законодательстве
Арбитражная и судебная практика по теплоснабжению многоквартирных жилых домов настолько противоречива, что однозначно можно сказать о несовершенстве действующего законодательства.
- Все по привычке относят договорные отношения между теплоснабжающими организациями и жителями к договорам энергоснабжения считающимися заключенными согласно п.1. ст. 540 ГК с момента первого фактического подключения жителя к присоединенной сети. Но жители непосредственно не присоединены к сетям теплоснабжающей организации, соответственно договор энергоснабжения заключаться не может. Обыкновенный же договор купли-продажи теплоснабжающие организации на условиях ст. 540 ГК заключать не могут, т.е. необходимы персональные договоры с жителями каждой квартиры.
- Согласно ст. 539 ГК потребитель по договору энергоснабжения обязан обеспечить безопасность эксплуатации и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии, но согласно ст. 50.51 жилищного кодекса и 676 ГК за это отвечает жилищно-эксплуатационная организация.
Согласно ст. 539 ГК потребитель обязан согласовать предусмотренный договором режим потребления тепловой энергии, но по п.3. ст. 541 ГК, когда потребителем по договору энергоснабжения выступает гражданин, он освобождается от ограничений по количеству используемой энергии.
- При заключении договоров купли-продажи между ТСО и гражданами возникает необходимость заключения договора между ТСО и ЖЭО на оказание услуг по передаче тепловой энергии по внутридомовым сетям до потребителя. Выполнение таких услуг подразумевает лицензирование деятельности (согласно 17 ФЗ лицензируется прием, передача и распределение тепловой энергии) и государственное регулирование тарифов за оказание этой услуги (согласно 41 ФЗ и 226 Постановлению Правительства в систему регулируемых тарифов применимых для расчетов за тепловую энергию входит плата за услуги по передаче тепловой энергии).
- Изменение понятия потребителя не отменило действие других требований главы ГК «Энергоснабжение»:
- п. 2 ст. 539 требует организовать учет потребления энергии абонентом (потребителем), т.е. по уровню потребления конкретной квартиры, а не по среднему потреблению во всем доме на 1 м2 или на 1 проживающего, даже если среднее потребление рассчитывается по домовым приборам учета.
- этим же пунктом определяется, что договор энергоснабжения заключается при наличии у абонента (потребителя) отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, но, согласно закона «Об основах федеральной жилищной политики» сантехническое и иное оборудование, предназначенное для обслуживания более одного помещения, является общим имуществом кондоминиума и находится в общей долевой собственности.
- в п. 2 ст. 543 определено, что когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, обязанность обеспечить надлежащее техническое состояние и безопасность сетей, а так же исправность приборов учета возлагается на теплоснабжающую организацию, т.е. в этом случае она обязана обслуживать внутридомовые системы.
- Фактически договоры между ТСО и жителями не существуют. Объем платежей определяется различными схемами договоренности с администрациями, а ответственность прописывается в договорах энергоснабжения между ТСО и ЖЭО, которые в отсутствие реальной купли-продажи фактически являются ничтожными.
- Житель в такой ситуации оказывается практически без прав. Договора у него нет ни с кем. Кто за что отвечает непонятно. Судиться может быть и можно, но экономические последствия мизерны. На жалобы в теплоснабжающих организациях отвечают, что у них все в порядке и проблемы в доме, а диспетчер ЖЭО выяснив, что ничего не течет, объясняет, что режимы теплоснабжения регулирует ТСО и т.д. В платежах просчитывается плата за отопление м2, хотя фактически это плата за поставку нерасшифрованного количества Гигакалорий без гарантий теплового комфорта. Плата за ГВС фактически также оказывается платой за неясное количество Гигакалорий, потраченных на нагрев горячей воды. Сама же горячая вода оплачивается как холодная вода.
- Согласно «Правилам пользования системами коммунального водоснабжения в РФ», утвержденным постановлением Правительства РФ № 167, от 12.02.99 г. абонентами определены юридические лица, т.е. для многоквартирных домов – ЖЭО. Ст. 11 этих правил определяет, что отпуск питьевой воды осуществляется на основании договора энергоснабжения, заключаемого абонентом с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
- Получается, что ЖЭО не осуществляют оказание услуг по горячему водоснабжению, а только распределяют между жителями холодную воду, тепловую энергию, на нагрев которой жители покупают самостоятельно, получая ее с нагретой холодной водой как с теплоносителем. Абсурдность ситуации состоит еще в том, что объем холодной воды, использованной для получения горячей нужно определять по приборам учета, установленным на вводах в дом или ЦТП, а объем тепловой энергии, использованной на нагрев этой воды, по нормативам или по приборам учета тепловой энергии, установленным в квартирах. Даже, если удастся согласовать в качестве этих приборов водосчетчики, непонятно, что делать с разницей, образующейся в доме за счет сетевых потерь или проще – хищений? Кто ее будет компенсировать?
- В Постановлении Правительства РФ от 25.08.03 г. № 522 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год» определены стандарты предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 м2 общей площади жилья, включая услуги водоснабжения, горячего водоснабжения, отопления. Методикой определения федеральных стандартов предусмотрен учет в составе услуг, предоставляемых ЖЭО, затрат на закупку питьевой воды и тепловой энергии.
В итоге, в такой экономической системе нет ни рыночного покупателя тепловой энергии, ни организации, отвечающей за тепловой комфорт в квартирах.
Последствия отсутствия рыночного покупателя тепловой энергии (мощности) и теплоносителя
- Отсутствует главная движущая сила любого рынка – контроль покупателя и экономическая ответственность перед ним.
- Отсутствуют экономические стимулы к соблюдению параметров качества теплоснабжения (температурный режим; физические, химические, санитарно-гигиенические характеристики теплоносителя). Результат – повсеместное невыдерживание нормативной температуры теплоносителя, коррозия и накипь во внутренних системах зданий.
- Реальное энергосбережение отсутствует.
- Приборы учета тепловой энергии в муниципальных жилых зданиях практически отсутствуют, хотя в точно таких же, но кооперативных дома они давно установлены.
- Экономическая ответственность за отключение теплоснабжения в лучшем случае сводится к исключению оплаты на срок отключения. В немалой степени это оправдывает низкую надежность, хотя удельные затраты на транспорт тепла в России самые высокие в мире, а тепловые сети (по году замены труб) – самые новые.
- Процент сбора платежей населения очень низок, так как организация, приближенная к жителям конкретного дома и экономически заинтересованная в сборах отсутствует, а теплоснабжающая организация технически не может отключить конкретную квартиру.
Последствия отсутствия организации, отвечающей перед жителем за тепловой комфорт в квартирах
- Жителю со своими проблемами не к кому обратиться. Согласно ст. 542 он теоретически может обратиться в суд общей юрисдикции с иском к ТСО по качеству тепловой энергии, но доказательств при отсутствии записывающих приборов предоставить не сможет.
- Не выполняются даже неполные требования «Правил по эксплуатации жилого фонда» предписывающие необходимость регулировки вентиляции при изменении скорости ветра и температуры наружного воздуха; периодического контроля квартир; постоячной и поэтажной наладки; контроля и постоянного утепления подъездов, чердаков, подвалов и т.д. Нет смысла даже говорить о таких тонких материях как учет и анализ потребления тепловой энергии; определение причин повышенных расходов и их устранение; энергосбережение во всех возможных проявлениях, в том числе и за счет окупаемых кредитов; просвещение населения и т.д.
- Энергосберегающее оборудование, приборы учета тепловой энергии требуют дополнительных затрат на их обслуживание. Отсутствие экономического механизма позволяющего компенсировать эти затраты за счет уменьшения потребления тепловой энергии приводит к тому, что это оборудование эксплуатируется на чрезвычайно низком техническом уровне, а когда наконец-то ломается, всем становится только легче. Таких примеров не счесть. В то же время, все говорят об энергосбережении, сводя его к необходимости выделения дополнительных бюджетных средств.
Реально существующие сегодня жилищно-эксплутационные организации заинтересованы только в отсутствии жалоб, а это достигается за счет обеспечения комфортных условий в самых холодных квартирах при увеличении циркуляции теплоносителя во всем здании, т.е. с массовыми перетопами в теплую погоду и соответствующими потерями энергии и средств.
Сравнение тепловой и электрической энергии
Много лет на теплоснабжение автоматически переносятся нормы, разрабатываемые для электроэнергетики. Необходимо осознать, что тепловая и электрическая энергия – товары имеющие принципиальные различия, особенно при использовании их в многоквартирных жилых домах.
- В электроснабжении отсутствует товар, аналогичный по свойствам теплоносителю.
- Понятие мощности потребления в электроэнергетике позволяет прямо измерять эту мощность в любой момент времени. В теплоснабжении приходится содержать огромные резервные мощности на теплоисточниках для прохождения зимнего максимума, поэтому текущую мощность теплопотребления для ее оценки приходится пересчитывать на расчетную температуру наружного воздуха.
- Объем потребления электрической энергии зависит только от пожеланий жителей, а потребление тепловой энергии зависит также от расположения квартиры, качества утепления дома, регулировки вентиляции.
- Качество электрической энергии редко регулируется на уровне дома. Часто применяются только регуляторы напряжения в квартирах. Качество тепловой энергии, определяемое через качество теплоносителя обязательно должно регулироваться на уровне дома. При отсутствии такого регулирования, жители начинают разрушать единую систему теплообеспечения здания, увеличивая площадь отопительных приборов, или сливая воду из них.
- Отсутствие контроля химических и бактериологических характеристик теплоносителя приводит к накипи и коррозии труб и т.д.
- Принципиально различаются возможности приборного учета.
Несколько проще с водосчетчиками, они относительно дешевы, могут применяться в коммерческих расчетах, но также не лишены недостатков. В первую очередь, это простота изменения (фальсификации) показаний (леской, магнитом, пылесосом, отбором через фильтр, заменой ГВС на воду из батарей). Отсутствует возможность учета расхода тепла на полотенцесушители.
Водосчетчики не позволяют осуществлять контроль температуры горячей воды и исключать из оплаты слив воды при недостаточности ее температуры.
В коммерческих расчетах за тепловую энергию, используемую на нагрев горячей воды приходится использовать температуру холодной воды, измеряемой на вводе дома, ЦТП или даже на теплоисточнике, в зависимости от типа системы теплоснабжения.
Приходится признать, что массовая организация поквартирного коммерческого учета в российских многоквартирных жилых домах, имеющих преимущественно однотрубную разводку, в обозримом будущем не реальна. Применение же простейших приборов не позволяет жителям быть полноправными рыночными покупателями с возможностью контроля качества покупаемого товара и правами на штрафные санкции за повышенную жесткость сетевой воды, несоблюдение температурного графика, некачественную консервацию системы в летний период, несоответствие санитарным нормам горячей воды и т.д.
И последнее. Хотя и осталось выражение «платить за свет», жители покупают не свет, а электрическую энергию. Этот товар им понятен и они самостоятельно используют его в различных приборах и устройствах. Когда электроэнергия используется для отопления электрическими радиаторами никому не придет в голову вызывать электрика с жалобой недостаточную температуру воздуха.
При отсутствии приборов учета в квартирах жители не воспринимают тепловую энергию как товар. Их интересует результат использования этой энергии, то, что они могут измерить – тепловой комфорт, измеряемый термометром и стоимость этого комфорта, измеряемая рублями.
Тепловая энергия используется в многоквартирных домах только для нагрева воздуха и горячего водоснабжения.
Тепловой комфорт это уже не тепловая энергия, это не товар, который можно куда-то дальше продать, это услуга, имеющая конкуренцию только со стороны закаливания и теплой одежды.
Обеспечить сами себе качественно эту услугу жители отдельных квартир не в состоянии. На качество теплового комфорта, включающего кроме температуры воздуха еще много параметров, влияет не только качество работы теплоснабжающих предприятий, но и качество содержания конструктивных элементов здания, регулировка вентиляции, наладка по стокам и этажам и т.д. Осуществление этой услуги при наличии индивидуального теплового пункта подразумевает покупку водопроводной воды, электрической энергии и тепловой энергии из централизованной системы теплоснабжения. В то же время, при применении рекуператоров вентиляционных выбросов, можно обеспечить тепловой комфорт вообще без покупки тепловой энергии до температуры наружного воздуха +8 ОС.
Услуги по обеспечению теплового комфорта
Основное отличие услуги по обеспечению теплового комфорта от услуги по отоплению – наличие конкретного результата понятного каждому жителю. Система отопления здания может работать очень хорошо, а в квартирах будет холодно. С другой стороны можно ли признать хорошей работу системы отопления, если в квартирах тепло, но это обеспечивается за счет избыточного теплопотребления?
В нормативных документах отсутствует понятие услуги по обеспечению теплового комфорта. Нет практики оказания таких услуг, соответственно нет и организаций экономически ответственных перед жителями за качество воздушной среды в квартирах.
Введение в практику таких услуг не потребует никаких дополнительных средств, т.к. это единственная услуга из всего перечня жилищно-коммунальных услуг, позволяющая исполнителю получить существенный дополнительный выход не за счет увеличения платежей населения, а за счет экономии энергоресурсов. Реальная окупаемость инвестиций за счет экономии в многоквартирных жилых домах возможна только по проектам уменьшения теплопотребления.Рынок этих услуг для российских условий практически вечен, он не зависит от вида потребляемой энергии (газ, электроэнергия, тепловая энергия) и типа теплоисточника (ЦТ, крышные котельные, квартирные котлы, тепловые насосы и т.д.). Надо только создать экономический механизм, позволяющий предприятиям, оказывающим эти услуги, зарабатывать в запутанной системе дотаций, субсидий и льгот. Это организационное решение позволит получить экономический эффект больший, чем от всех действующих программ энергосбережения вместе взятых.
Может ли оказывать услуги по обеспечению теплового комфорта и горячего водоснабжения теплоснабжающая организация?
Может, но участвуя в конкурсе наравне с другими организациями и предлагая лучшие условия. Реально это возможно там, где нет конкуренции, т.е. в небольших удаленных поселках, по отдельному договору с товариществами собственников жилья или с администрациями.
В крупных поселениях теплоснабжающие организации не конкурентоспособны:
- лучшие условия могут предложить организации эксплуатирующие дом в комплексе, имеющие реальный возможность обеспечить тепловой комфорт не за счет увеличения потребления, а за счет снижения потерь.
- понятно, что ТСО не могут объективно контролировать сами себя и будут скрывать информацию, а энергосбережение не выгодно ТСО, т.к. уменьшает объем продаж.
- абсурдны ситуации продажи продавцом товара самому себе.
Даже в сегодняшних условиях неурегулированности экономических отношений, наиболее тяжелая ситуация наблюдается там, где теплоснабжение осуществляют комплексные предприятия ЖКХ имеющие в своем составе котельные.
Зарубежный опыт и возможности в России
Практически повсеместно, кроме нескольких стран СНГ, покупателями тепловой энергии в многоквартирных жилых домах являются юридические лица. чаще всего это кооперативы, товарищества, кондоминимумы либо владельцы зданий. Для муниципальных зданий управляющую компанию назначает муниципалитет.
В некоторых бывших социалистических странах пуск тепла в начале отопительного сезона осуществляется только при наличии юридического лица, уполномоченного подписать договор.
Активная административная работа позволила за 1-2 года повсеместно создать организации, представляющие коллективные интересы жителей и автоматически решить проблемы полноты платежей, учета тепловой энергии, распределения разницы между показаниями домовых водосчетчиков и суммой показаний квартирных, стимулирования энергосбережения.
Жители каждого дома через принятую ими процедуру определения коллективного мнения, сами решают свои проблемы.
Например, во многих ТСЖ Таллинна порядок и объем финансирования энергосберегающих проектов определяется общим собранием ответственных представителей от каждой квартиры. На собрании должно присутствовать не менее 50% представителей, в противном случае назначается следующее собрание, решения которого обязательны при присутствии более 3-х представителей от собственников квартир. Невыполнение решений собрания позволяет включить судебную процедуру продажи квартиры с выплатой задолженности и выдачей оставшейся суммы бывшему владельцу. Система бюджетной помощи максимально персонифицирована.
Повсеместный результат – стабилизация тарифов на тепловую энергию и снижение объемов ее потребления.
Часто приходится слышать: «На Западе другой народ, другие традиции», но ведь в российских кооперативных домах, без всяких государственных программ также давно установлены приборы учета.
Совсем необязательно откладывать применение эффективных экономических схем до полной приватизации квартир и создания товариществ. Необходимо обеспечить выполнение ст.5 Закона «Об основах федеральной жилищной политики»: «Граждане, неправительственные, общественные организации и иные добровольные объединения нанимателей, арендаторов и собственников жилых помещений в домах всех форм собственности имеют право участвовать в управлении жилищным фондом по месту жительства с целью защиты своих экономических и социальных прав и интересов, участвовать в выборе эксплуатационных и ремонтных организаций». Т.о. жители могут объединяться для решения любого конкретного вопроса без создания юридического лица, например, на общем собрании и определяться с организацией, представляющей их коллективные интересы по договору энергосбережения.
Кто является потребителем тепловой энергии
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 2
Споры в суде общей юрисдикции:
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) тепловая энергия — энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление);
2) качество теплоснабжения — совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя;
3) источник тепловой энергии — устройство, предназначенное для производства тепловой энергии;
4) теплопотребляющая установка — устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии;
4.1) теплоноситель — пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии. Теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения;
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 07.12.2011 N 417-ФЗ)
5) тепловая сеть — совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок;
5.1) объекты теплоснабжения — источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупность;
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 103-ФЗ)
6) тепловая мощность (далее — мощность) — количество тепловой энергии, которое может быть произведено и (или) передано по тепловым сетям за единицу времени;
7) тепловая нагрузка — количество тепловой энергии, которое может быть принято потребителем тепловой энергии за единицу времени;
8) теплоснабжение — обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности;
9) потребитель тепловой энергии (далее также — потребитель) — лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления;
10) инвестиционная программа организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, — программа мероприятий организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения. В ценовых зонах теплоснабжения инвестиционная программа в отношении деятельности по подключению (технологическому присоединению) к системе теплоснабжения не разрабатывается и не утверждается;
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 318-ФЗ, от 30.12.2012 N 291-ФЗ, от 29.07.2017 N 279-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11) теплоснабжающая организация — организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);
12) передача тепловой энергии, теплоносителя — совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя;
(в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 132-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
13) коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя (далее также — коммерческий учет) — установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя (далее — приборы учета) или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами;
14) система теплоснабжения — совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями;
15) режим потребления тепловой энергии — процесс потребления тепловой энергии, теплоносителя с соблюдением потребителем тепловой энергии обязательных характеристик этого процесса в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе техническими регламентами, и условиями договора теплоснабжения;
16) теплосетевая организация — организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей) и соответствующая утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям;
(в ред. Федерального закона от 01.04.2020 N 84-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
17) надежность теплоснабжения — характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения;
18) регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения — вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию, а именно:
а) реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора, в том числе установление по соглашению сторон договора цены на тепловую энергию (мощность) не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией в ценовых зонах теплоснабжения;
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 279-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены на указанные услуги по соглашению сторон договора;
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 279-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены услуг по соглашению сторон договора;
19) орган регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее также — орган регулирования) — уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее — федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения), уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее — орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо орган местного самоуправления в случае наделения соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, осуществляющие регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;
(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
19.1) открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) — технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети;
(п. 19.1 введен Федеральным законом от 07.12.2011 N 417-ФЗ)
20) схема теплоснабжения — документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения), или органа местного самоуправления;
(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 279-ФЗ, от 19.07.2018 N 220-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
21) резервная тепловая мощность — тепловая мощность источников тепловой энергии и тепловых сетей, необходимая для обеспечения тепловой нагрузки теплопотребляющих установок, входящих в систему теплоснабжения, но не потребляющих тепловой энергии, теплоносителя;
22) топливно-энергетический баланс — документ, содержащий взаимосвязанные показатели количественного соответствия поставок энергетических ресурсов на территорию субъекта Российской Федерации или муниципального образования и их потребления, устанавливающий распределение энергетических ресурсов между системами теплоснабжения, потребителями, группами потребителей и позволяющий определить эффективность использования энергетических ресурсов;
23) тарифы в сфере теплоснабжения — система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;
23.1) ценовые зоны теплоснабжения — поселения, городские округа, которые определяются в соответствии со статьей 23.3 настоящего Федерального закона и в которых цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения потребителям, ограничены предельным уровнем цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом;
(п. 23.1 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 279-ФЗ)
23.2) предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) — устанавливаемый органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии со статьей 23.6 настоящего Федерального закона максимальный уровень цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией потребителям в ценовых зонах теплоснабжения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом;
(п. 23.2 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 279-ФЗ)
24) точка учета тепловой энергии, теплоносителя (далее также — точка учета) — место в системе теплоснабжения, в котором с помощью приборов учета или расчетным путем устанавливаются количество и качество производимых, передаваемых или потребляемых тепловой энергии, теплоносителя для целей коммерческого учета;
25) комбинированная выработка электрической и тепловой энергии — режим работы теплоэлектростанций, при котором производство электрической энергии непосредственно связано с одновременным производством тепловой энергии;
26) базовый режим работы источника тепловой энергии — режим работы источника тепловой энергии, который характеризуется стабильностью функционирования основного оборудования (котлов, турбин) и используется для обеспечения постоянного уровня потребления тепловой энергии, теплоносителя потребителями при максимальной энергетической эффективности функционирования такого источника;
27) «пиковый» режим работы источника тепловой энергии — режим работы источника тепловой энергии с переменной мощностью для обеспечения изменяющегося уровня потребления тепловой энергии, теплоносителя потребителями;
28) единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения (далее — единая теплоснабжающая организация) — теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 279-ФЗ, от 19.07.2018 N 220-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
29) бездоговорное потребление тепловой энергии — потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных (технологически присоединенных) к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения), либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
30) радиус эффективного теплоснабжения — максимальное расстояние от теплопотребляющей установки до ближайшего источника тепловой энергии в системе теплоснабжения, при превышении которого подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющей установки к данной системе теплоснабжения нецелесообразно по причине увеличения совокупных расходов в системе теплоснабжения;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
31) плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения — плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, подключаемых (технологически присоединяемых) к системе теплоснабжения, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение тепловой нагрузки реконструируемых здания, строения, сооружения (далее также — плата за подключение (технологическое присоединение);
(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
32) живучесть — способность источников тепловой энергии, тепловых сетей и системы теплоснабжения в целом сохранять свою работоспособность в аварийных ситуациях, а также после длительных (более пятидесяти четырех часов) остановок;
33) показатели надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения — показатели, применяемые для определения степени исполнения обязательств концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, обязательств организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по реализации инвестиционной программы, а также для целей регулирования тарифов;
(п. 33 введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 103-ФЗ)
34) переходный период в ценовых зонах теплоснабжения (далее — переходный период) — период, который начинается со дня вступления в силу решения об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения, принятого в соответствии со статьей 23.3 настоящего Федерального закона, и заканчивается в день вступления в силу решения об утверждении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), принятого в соответствии со статьей 23.6 настоящего Федерального закона.