Кто финансирует нко в россии
Перейти к содержимому

Кто финансирует нко в россии

  • автор:

Основными источниками финансирования НКО в России в 2022 году стали США

МОСКВА, 15 июня. /ТАСС/. Основными источниками финансирования некоммерческих организаций в России в 2022 году стали США. Об этом сообщил заместитель министра юстиции РФ Олег Свириденко.

"Основными иностранными донорами НКО в 2022 году являлись США — 269,6 млн рублей, Великобритания — 83,9 млн рублей, Германия — 54,2 млн и другие страны", — сказал он в четверг на заседании Комиссии Госдумы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России.

По его словам, в 2022 году на счета 35 НКО, включенных в реестр, поступило от западных спонсоров более 700 млн рублей. Он отметил, что это только выявленные прямые платежи.

Также он добавил, что на конец 2022 года в реестре иноагентов содержались 515 организаций и физических лиц, из которых 347 являлись действующими, в том числе 63 НКО, 35 российских юридических лиц, 14 общественных объединений без юридического лица, 12 иностранных юридических лиц, 8 иностранных структур без образования юридического лица и 213 физических лиц.

Источники финансирования для НКО

Финансирование НКО является важным условиям для осуществления деятельности некоммерческого сектора. Законодательство допускает большой спектр источников финансирования, перечень которых является открытым, что связано с развитием информационных технологий, благодаря которым каждый год появляются новые источники финансирования. В данной статьей будут рассмотрены следующие темы:

Внутренние источники финансирования

Все источники финансирования НКО, в соответствие со статьей 26 ФЗ «О некоммерческих организациях» можно разделить на две группы: внутренние и внешние.

К внутренним источникам относятся регулярные и единовременные поступления от учредителей, членов организации; выручка от продажи товаров, оказываемых услуг; доходы, получаемые по ценным бумагам и вкладам.

Разберем каждый из перечисленных источников финансирования подробнее:

  • Порядок поступления единовременных или регулярных денежных сумм от учредителей и членов организации определяется учредительными документами.
  • Выручка от продажи товаров, оказываемых услуг можно определить как осуществление предпринимательской деятельности, которая, в свою очередь, должна быть закреплена в учредительных документах. В Уставе должны быть прописаны конкретные виды деятельности, которые будет осуществляться на возмездной основе.
  • Доходы, получаемые по ценным бумагам и вкладам, как источник финансирования НКО возможен в случае участия юридического лица в акционерном обществе или создание организацией акционерного общества. Вместе с этим, учреждение общества делегировано только определенным организационно-правовым формам НКО, к которым относятся фонды, учреждения, государственные корпорации.

Внешние источникки финансирования для НКО

К внешним источникам относятся: пожертвования, субсидии, субвенции, гранты.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ «пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях». Если жертвователь определит использование пожертвования по определенному назначению, тогда организация не имеет права пользоваться им иначе. В ином случае, жертвователь, его наследники, правопреемники вправе требовать отмены пожертвования. Также важным условием договора пожертвования является то, что НКО, которой было пожертвовано имущество, чье использование предусматривает определенное назначение, обязана вести учет проведенных операций с ним.

Необходимо обратиться к некоторым особенностям пожертвований, как источникам финансирования НКО на примере политических партий. Политические партии вправе получать пожертвования в виде денежных средств и иного имущества, что должно быть отражено в официальных документах. Пожертвования в виде денежных средств могут быть перечислены с помощью наличного и безналичного способа. При этом ежегодные денежные суммы, перечисляемые наличным способом от одного физического лица, не могут быть больше 4330 рублей.

Еще одна особенность в отношении передачи пожертвований политическим партиям заключается в ограничении круга лиц жертвователей, которыми не могут быть:

  • Иностранные государства и иностранные юридические лица;
  • Иностранные граждане;
  • Лица без гражданства;
  • Граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет;
  • Международные организации и международные общественные движения;
  • Иные лица, перечень которых закреплен в ФЗ «О политических партиях».

Финансирование НКО из бюджета

Государство также поддерживает некоммерческий сектор с помощью:

  • Выделение Грантов победителям специализированного конкурса;
  • Выделение субсидий;
  • Выделение субвенций;

Чтобы стать обладателем гранта, необходимо выиграть конкурс. Наиболее значимым субъектом в сфере проведения грантовых конкурсов является Фонд президентских грантов. На официальном сайте указанной организации размещены этапы конкурса. Сначала подается заявка через сайт, затем проводится профессиональная экспертиза всех поданных заявок, далее составляется рейтинг всех полученных заявок и размещаются итоги конкурса.

Возникает вопрос, все ли НКО могут участвовать в конкурсе Президентских грантов. К сожалению, не все, так как организации должны соответствовать следующим критериям:

  • Быть зарегистрированными не позднее, чем за год до окончания приема заявок на конкурс, а при запросе получения гранта, денежный эквивалент которого не достигает 500 000 р — не позднее чем за полгода;
  • Не находиться в процессе ликвидации, банкротства;
  • В их отношении не вынесено решения суда о приостановлении деятельности;
  • Не имеют просроченной задолженности по налогам и иным платежам в бюджет в размере более 1000 рублей;
  • Учредителями не являются государственными органами и органами местного самоуправления.

Также государство безвозмездно выделяет средства — субсидии, выраженные либо в денежной, либо в натуральной форме на условиях долевого финансирования целевых средств.

Например, государство может выделить субсидии организации на покрытие части расходов, связанных с оплатой электроэнергии, водоснабжения.

В свою очередь такой источник финансирования НКО, как субвенции представляет денежные средства, выделяемые государством на определенные цели НКО на установленный срок.

В свою очередь, примером субвенций являются средства, выделенные из бюджета государства для НКО, участвующей в государственных программах по организации спортивных, культурных, оздоровительных мероприятий для детей.

Иностранное финансирование НКО

Законодательство Российской Федерации допускает иностранные источники финансирования.

Средства могут выделять:

  • Иностранные некоммерческие организации;
  • Иностранных коммерческих организаций;
  • Иностранные физические лица.

НКО обязаны вести учет всех средств, поступивших на их счет и их расходов. Вместе с этим, учет поступивших и расходуемых денежных средств и другого имущества от иностранных источников должен вестись отдельно.

В законодательстве встречается понятие «некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента». Основное отличие НКО с таким статусом от НКО, которые финансируются с помощью иностранных источников является то, что НКО – иностранные агенты участвуют в политической деятельности и получают финансирование из иностранных источников.

Для таких организаций, законодательством установлен особый контроль:

  • Бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту;
  • Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в год.

Вместе с этим, если Ваша НКО планирует осуществлять деятельность в качестве иностранного агента, Вы должны подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.

Резюмируя, необходимо обозначить, что НКО вправе получать финансирование из иностранных источников. Однако, если помимо этого организация занимается политической деятельностью, тогда ей необходимо приобрести статут юридического лица, выполняющего функции иностранного агента. После этого у организации появятся дополнительные права и обязанности, но она не лишится права получать финансирование из иностранных источников.

Современные источники привлечения средств

Фандрайзинг

Как было сказано ранее, перечень источников финансирования некоммерческого сектора является открытым. Главное, чтобы это не нарушало действующее законодательство.

Таким образом, одним из современных источников привлечения средств для НКО является фандрайзинг.

Фандрайзинг – способ привлечения денежных и иных средств,для воплощения социально значимых проектов, связанных с такими сферами, как:

  • Культура;
  • Экология;
  • Образование;
  • Здравоохранение;
  • Спорт;
  • Социальная помощь.

Деятельность специалистов в сфере фандрайзинга связана с такими профессиональными областями, как маркетинг, менеджмент, реклама, связи с общественностью. Главная цель фандрайзинга состоит в том, чтобы привлечь как можно больше средств для развития организаций, такие средства могут выражаться не только в увеличении финансовой базы, но и в появлении нового сотрудничества с профессионалами в различных областях, которые не равнодушны к тематикам НКО и готовы привлечь свои ресурсы для достижения полезно-значимых целей организаций.

Выделяют несколько форм фандрайзинга:

  • Обращения к донорам и благотворителям с помощью телефонной связи;
  • Обращение к донорам и благотворителям с помощью отправки им почтовых сообщений;
  • Проведение личных встреч с донорами и благотворителями;
  • Проведение выставок, презентаций, различных мероприятий, направленное на ознакомление потенциальных доноров и благотворителей с направленностью деятельности НКО.

Эндаумент

Другим источником финансирования, появившимся недавно является эндаумент.

Эндаумент – целевой фонд, формируемый за счет денежных средств на основании договоров пожертвования или завещаний, которые расходуются на цели НКО. Есть одна особенность эндаумента, связанная с тем, что средства данного фонда инвестируются, а не расходуются на повседневные нужды. Это способствует формированию финансовой базы организаций, что позволяет НКО оставаться автономными и независимыми от постоянных и небольших пожертвований меценатов.

Для каждой ли организационно-правовой формы НКО возможно создание целевого фонда, благодаря которому будет формироваться финансовая база НКО?

К таким организациям относятся только:

  • Фонды
  • Автономные некоммерческие организации
  • Общественные организации
  • Религиозные организации

Одним из самых популярных направлений, куда расходуются средства эндаумент – фондов является образовательная сфера.

Средства эндаумент – фондов направляются на:

  • Инновационные технические проекты;
  • Улучшение материально-технической базы;
  • Повышение качества образование;
  • Повышение значимости высшего образования.

Лизинг

Возможно использование лизинга и привлечение крупных активов в виде легкового или коммемческого транспортного средства с оплатов в виде арендных платежей в течении 1-5 лет и правом получения в собственность автомобиля после последнего платежа.

Во время лизинга авто, оно принадлежит лизинговой компании, это не кредит. С 2020 года НКО могут его получить. Партнер-НКО помогла это сделать дружественным и проверенным организациям.

Подробнее о лизинге в отдельной статье "Лизинг для НКО"

НКО и технологии

В современное время невозможно представить передовую НКО, которая не использует современные технологии в своей деятельности. Инновационные средства необходимы не только для ознакомления с тематикой и направлениями деятельности организаций, но и для привлечения дополнительных финансовых средств.

Финансирование с помощью современных технологий, можно разделить на следующие направления:

  • С помощью платформ онлайн-пожертвований;
  • Привлечение средств с помощью сайтов НКО.

Платформы онлайн-пожертвований

Meet for Charity

Проект, который предполагает личную встречу с популярным человеком за определенное пожертвование, которое направляется в один из благотворительных фондов.

На сайте проекта размещены знаменитости, участвующие в аукционе. Любой желающий выбирает человека, с которым он бы хотел встретиться, делает свое пожертвование и если это пожертвование является самым большим, то у человека появляется возможность познакомиться со знаменитой личностью. После этого денежные средства направляются на благотворительность.

«ВCEM»

Компания QIWI создала платформу под названием «ВСЕМ», где размещены благотворительные фонды, которым каждый благотворитель может сделать пожертвование. Денежная сумма будет распределены поровну между всеми фондами.

«СберВместе»

Онлайн платформа «СберВместе» от Сбербанка позволяет жертвовать деньги, как отдельным благотворительным организациям, так и целым направлениям деятельности организаций. После сделанных пожертвований, гражданам приходят отчеты на почту о том, куда были направлены их деньги, что повышает качество такой платформы.

Сбор средств через сайты НКО

Многие НКО создают собственные сайты, на которых размещаются цели деятельности организации, органы управления, мероприятия, а также порядок направления пожертвований.

Страница сбора должна быть оформлена понятно и удобно для каждого гражданина, желающего сделать пожертвования. Поэтому необходимо избегать прохождения регистрации, ввода паспортных данных, ИНН, так как это может показаться небезопасным в отношении раскрытия своих личных данных и может заставить передумать человека делать пожертвования.

Чаще всего опытные НКО отказываются от этого и делают отдельную веб-страницу, где можно сделать пожертвования онлайн, после этого человеку направляется электронный чек о сделанном переводе и информация о том, куда были направлены его денежные средства.

Резюмируя, необходимо сказать, что роль НКО в обществе очень значима, что связано с выполнением организациями социально-значимых задач, разрешением общественных проблем и улучшением жизни многих граждан. Однако без финансовой помощи НКО трудно осуществлять свою деятельность, для этого законодательство закрепляет различные источники финансирования НКО, а техническое развитие позволяет появляться новым источникам финансирования, благодаря чему НКО продолжают заниматься своей направленной деятельностью.

3. Финансирование деятельности некоммерческих организаций

Финансы НКО являются частью национальной финансовой системы, включающей финансы государственных, муниципальных, коммерческих и некоммерческих организаций и финансы домохозяйств, а также международной финансовой системы. Как уже отмечалось, НКО участвуют в движении финансовых потоков, перераспределении денежных средств между физическими и юридическими лицами. В то же время институты, регулирующие правила финансирования деятельности НКО, формируются с учетом социальной направленности их уставной деятельности.

В соответствии со своим статусом большинство НКО осуществляют не только уставную, но и коммерческую деятельность — в той мере, в какой она способствует реализации уставных целей. Следовательно, доходы НКО можно подразделить на две группы:

доходы, получаемые при осуществлении уставной деятельности;

доходы от коммерческой деятельности.

При осуществлении уставной деятельности НКО получают доходы из внутренних и внешних источников. Доходы из внутренних источников — это взносы учредителей и членов организации. Доходы из внешних источников зависят от успешного фандрайзинга.

Фандрайзинг представляет собой сбор средств, выделяемых в виде пожертвований или под конкретные заказы (целевые программы). Работа при этом осуществляется в рамках уставной деятельности, но за плату, которая поступает от государства, различных организаций и частных лиц.

НКО конкурируют между собой в поиске источников финансирования.

Доходы и расходы НКО отражены в их сметах.

В разделе I сметы отражаются различные виды доходов НКО:

регулярные и единовременные поступления от учредителей и членов организации;

добровольные целевые взносы, пожертвования, фанты;

ассигнования из государственного и муниципального бюджетов;

выручка от реализации товаров, работ и услуг;

дивиденды (доходы, проценты) по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

доходы от собственности (сдача в аренду, авторские права и т.п.);

• другие не запрещенные законом поступления (например, труд добровольцев, доходы от лотерей, благотворительных концертов).

К единовременным поступлениям относятся взносы учредителей и вступительные взносы. Членские взносы — это регулярные поступления, характерные для некоторых организационно-правовых форм НКО, предполагающих членство (общественное объединение, ассоциация, союз, некоммерческое партнерство, потребительское общество и т.п.).

Размер и порядок поступления взносов определяются локальными нормативными актами — уставами НКО либо решениями собственника (для учреждений).

Средства из государственного и муниципальных бюджетов могут поступать НКО в виде оплаты выполнения заказов, субсидий на развитие организации или в виде целевого финансирования программ и мероприятий. Средства выделяются на основе нормативного финансирования из бюджета соответствующего уровня.

Существенную роль в формировании доходов НКО играют также целевые поступления (пожертвования): из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, от юридических и физических лиц. Эти поступления могут быть как в натуральной, так и в денежной форме. Их состав определен в Налоговом кодекс РФ. Поступление этих средств отражается на соответствующих субсчетах счета «Целевое финансирование».

Целевые поступления должны расходоваться на цели, указанные жертвователями. Поэтому в каждом случае составляются целевая программа и смета доходов и расходов по ней. Изменение статей расходов возможно только при наличии письменного согласия жертвователя. Если письменного согласия нет, а средства не удалось потратить целевым образом, их лучше вернуть жертвователю. В случае нецелевого использования сумма средств, израсходованных не по назначению, подлежит уплате в доход федерального бюджета.

Таким образом, институт целевого финансирования НКО представляет собой некоммерческий контракт между НКО и жертвователем, который определяет права и обязанности сторон. Особенность некоммерческого контракта состоит в том, что он обеспечивает целевое использование средств жертвователей.

Некоммерческие организации вправе получать доходы не только в денежной, но и в натуральной форме: имущество, услуги, труд добровольцев. Однако в России труд добровольцев пока не имеет существенного значения в отличие, например, от США, где добровольный труд широко распространен.

Особенности финансирования НКО сказываются на порядке осуществления расходов. Их можно подразделить на следующие виды:

расходы по выполнению уставной деятельности;

расходы, связанные с коммерческой деятельностью;

средства, переданные в результате внутрихозяйственных расчетов;

потери и списания.

В состав расходов НКО (раздел II сметы) входят: заработная плата (с начислениями), командировочные расходы, канцелярские и хозяйственные расходы, амортизация основных средств, расходы на аренду зданий и помещений, транспорт, административно-хозяйственные расходы.

НКО являются налогоплательщиками, но имеют некоторые льготы. Эти льготы можно считать дополнительным источником финансирования. Так, например, в США НКО освобождены от федеральных налогов, взноса в фонд занятости (в большинстве штатов), по желанию могут не платить налог на социальное страхование, хотя около 80% НКО предпочитают его платить 1 . В России основные возможности получить льготы имеются по налогам на прибыль, на добавленную стоимость и на имущество. С ними же связан и ряд проблем.

Налоговый кодекс РФ позволяет уменьшить налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль в рамках уставной деятельности. В составе доходов НКО не учитываются денежные средства и иное имущество, полученные в виде безвозмездной помощи и в рамках целевого финансирования (конкретные виды перечислены ранее), при условии раздельного учета доходов и расходов по уставной и по предпринимательской деятельности.

Не подлежит налогообложению прибыль общественных организаций инвалидов, а также предприятий, организаций и учреждений, находящихся в их собственности, хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов общественных организаций инвалидов.

Вместе с тем в рамках Налогового кодекса РФ большинству НКО невозможно получить льготы по налогу на прибыль от предпринимательской деятельности. Они уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.

Согласно Налогового кодекса РФ не подлежит обложению НДС ряд товаров и услуг медицинских и образовательных учреждений, учреждений культуры и искусства и т.п. Такой подход соответствует статусу НКО. Принцип — по социальному назначению товара — отражает социально-экономические функции НКО.

Существуют также льготы для общественных организаций инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, для учреждений и организаций, принадлежащих обществам инвалидов. Не облагаются налогом: передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров; реализация товаров, работ и услуг, за исключением брокерских и иных посреднических услуг, подакцизных товаров, минерального сырья, полезных ископаемых и других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ.

НКО, занимающиеся коммерческой деятельностью, являются плательщиками налога на имущество. В то же время налогом на имущество не облагается ряд НКО (при условии, что они не занимаются коммерческой деятельностью), в том числе бюджетные учреждения и организации, коллегии адвокатов, учреждения образования, науки и культуры, религиозные организации, национально-культурные общества, потребительские кооперативы, общественные организации инвалидов, а также другие предприятия, учреждения и организации, где численность инвалидов составляет не менее 50% общего количества работников, и др.

Следовательно, институты финансирования деятельности НКО в России постепенно приобретают функции, соответствующие особенностям этих организаций, т.е.:

ориентируют НКО на целевое использование средств;

стимулируют развитие организаций в направлении расширения уставной деятельности.

Финансирование некоммерческих организаций

Юридические лица принципиально различаются в зависимости от целевой предназначения организации, хоть и деление на коммерческие и некоммерческие юридические лица кажется критерием формальным, так как некоммерческим организациям не запрещено извлекать прибыль, в то же время коммерческие организации могут преследовать иные отличные от коммерческих цели.

Одним из кардинальных различий в деятельности некоммерческих организаций является их финансирование, которое регулируется ФЗ «О деятельности некоммерческих организаций». В соответствии со ст. 26 можно выделить следующую классификацию источников формирования имущества:

  1. Внутренние – взносы учредителей, выручка от реализации товаров, работ, услуг, доходы от использования имущества, дивиденды по акциям, ценным бумагам и т.д.
  2. Внешние – пожертвования, гранты, субсидии, дотации и т.д.

Отметим, что перечень источников финансирования не является закрытым, основное требование, которое предъявляется к источникам финансирования – законность и разрешенность такого источника. Следовательно, существуют ограничения и особенности финансирования некоммерческих организаций.

Внутренние источники финансирования деятельности

В первую очередь, некоммерческие организации должны получать финансирование из средств учредителей и участников. Законом четко не регламентирован закрытый перечень этих источников, в решении данного вопроса стоит исходить из указанных целей деятельности организации в уставе. Имущество некоммерческой организации, прежде всего, формируется за счет следующих источников:

  1. Единовременные или регулярные взносы учредителей. Порядок выплаты взносов учредителями определяется учредительными документами. При этом обязанность вносить взносы в уставный капитал на сегодняшний день отсутствует, этот вопрос регулируется локальными актами.
  2. Доходы от реализации товаров, работ и услуг. Следует учесть, что такие доходы возможны лишь в организациях, предусмотревших в качестве одной из целей организации извлечение прибыли. Аналогичным образом возможно иметь такой источник финансирования, как доходы, от использования собственности организации.
  3. Дивиденды по акциям, ценным бумагам. Такой вид финансирования собственного юридического лица предполагает участие в акционерном обществе. Чаще всего это происходит вследствие создания акционерного общества, что законом дозволено ограниченному кругу лиц: фондам, учреждениям, некоторым государственным корпорациям (например, Росатом, Внешэкономбанк).

Внешние источники финансирования

Категория сторонних источников финансирования характерна нестабильностью и четкой регламентацией, в особенности относительно вопросов целевого назначения и порядка использования. К таковым источникам финансирования относятся: пожертвования, гранты, целевые капиталы, субсидии, дотации и иные.

Пожертвования физических и юридических лиц. Право на получение пожертвований некоммерческие организации могут получать в соответствии с ч. 1 ст. 582 ГК РФ. Основное отличие пожертвования от дарения — общеполезная цель использования имущества, которой обусловлено пожертвование. Такая цель использования накладывает ограничения на распоряжение пожертвованным имуществом: если организация без разрешения жертвователя изменит порядок использования пожертвованного имущества, то жертвователь и его правопреемники получают право на требование отмены пожертвования. На практике часто одна некоммерческая организация перечисляет другой некоммерческой организации денежные средства по договору пожертвования с целью оказания какой-либо организационной или иной помощи жертвователю. В данном случае отношения скорее партнерские, истинная цель которых удовлетворение потребностей жертвователя услуга, работами одаряемого. Соответственно, у сторон могут возникнуть проблемы, присущие контрагентам, однако подобные вопросы нормами ГК РФ о дарении не урегулированы. Например, по делу № А08-1050/2015 жертвователь обязался по договору пожертвования перечислить на счет одаряемого денежные средства, которые предназначались для организации мероприятия. После чего жертвователь отказался от исполнения договора в части, с чем и обратился в суд одаряемый. Решением Арбитражного суда Белградской области от 22 июня 2015 г. исковые требования истца были удовлетворены. Разумеется, в подобных ситуациях возникают сложности с наложением таких финансовых санкций, как неустойка, упущенная выгода, реальный ущерб.

Более того, существуют требования к форме пожертвований: политическим партиям от юридических лиц они перечисляются исключительно в безналичной форме. Существуют ограничения круга жертвователей для отдельных видов некоммерческих организаций. Так, политическим партиям не могут жертвовать имущество иностранные государства и иностранные юридические лица.

Ввиду отсутствия точного понимания правовой природы, особый интерес представляют гранты. Превалирует мнение, согласно которой грант – разновидность дарения, несколько менее распространена теория, согласно которой грант – вид пожертвования. Так или иначе, существуют характерные отличия данного источника финансирования: отсутствие единой регламентации, более широкий круг грантополучателей. Наиболее важное отличие – грант предоставляется по результатам некого конкурса, отбора соответствующих кандидатов на реализацию гранта. Данные отличия отдаляют понятие гранта как от пожертвования, так и от дарения. Но грант все же можно считать самостоятельной разновидностью дарения, осложненного множеством условий. Существуют категории грантов, которые влекут изъятия по налогу на прибыль получающих их организаций (См. Постановление Правительства РФ № 485 от 28 июня 2008 г.). Примечательно, что в решениях судов можно встретить отождествление пожертвования и гранта (например, решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга Ленинградской области от 31 марта 2015 г. по делу № А56-71269/2014).

Источник финансирования, формируемый за счет средств, полученных в результате пожертвования, завещания или в счет неиспользованного дохода от доверительного управления — целевой капитал некоммерческой организации. Правила о создании целевого капитала касаются лишь таких организационно-правовых форм некоммерческих организаций, как фонд, автономная некоммерческая организация, общественная организация, общественный фонд, религиозная организация. Закон разграничивает понятие собственников целевого капитала и специализированной организации управления целевым капиталом, которая может создаваться только в форме фонда. Специализированная организация создается и действует исключительно в целях формирования целевого капитала, использования дохода от целевого капитала и распределения его среди иных получателей дохода (к которым относятся все некоммерческие организации, кроме государственных корпораций, политических партий и общественных движений). Специализированную организацию следует отличать от управляющей компании, которая является хозяйственным обществом и осуществляет доверительное управление целевым капиталом на основании лицензии на осуществление управления ценными бумагами или инвестиционными фондами.

Этот источник финансирования имеет существенное преимущество перед иными источниками: имущество, переданное на формирование целевого капитала, не является объектом налогообложения по налогу на прибыль и НДС. Более того, налогоплательщик, перечисляющий в порядке пожертвования определенное имущество некоммерческим организациям, получает социальный налоговый вычет в размере произведенных на пожертвование расходов. Указанное правило касается не только пожертвований на формирование целевого капитала некоммерческой организации, но и на иные виды пожертвования в пользу благотворительных, социально ориентированных, религиозных и других организаций.

Характерный для социально ориентированных некоммерческих организаций источник финансирования – субсидии и дотации. Принципиальное отличие дотаций от иных форм межбюджетных трансфертов – отсутствие целевой направленности. Они выделяются бюджетам бюджетной системы в целях повышения уровня благополучия и бюджетной сбалансированности. Что касается субсидий, то это некое софинансирование, которое ранее могло выделяться сразу на реализацию нескольких проектов, Постановлением правительства РФ № 310 от 15 апреля 2014 г. действует программа « одна государственная программа – одна субсидия». Аналогично предоставляются субсидии по отраслевым направлениям (например, Постановление Правительства РФ № 143 от 19 февраля 2013 г., Постановление Правительства РФ № 1074 от 20 декабря 2010 г.).

Выводы

Таким образом, установленные законами источники формирования финансовой основы деятельности некоммерческих организаций разнообразны и создают возможность раскрытия и реализации уставных целей каждой организации. Наиболее выгодно положение тех некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых позволяет создавать целевой капитал, а цели деятельности признаны социально ориентированными, что позволяет таким организациям получать субсидии из бюджетов различных уровней. Помимо государственной помощи некоммерческим организациям предусмотрены меры, стимулирующие частный сектор предпринимателей к осуществлению пожертвований в пользу некоммерческих организаций, — введение налоговых вычетов по НДС и налогу на прибыль организаций.

Помимо получения внешней финансовой помощи некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (с учетом законодательных ограничений): получать доходы от реализации производимых ей товаров, работ, услуг, доходы от имущества некоммерческой организации, дивиденды по акциям и иным ценным бумагам. Таким образом, некоммерческая организация может самостоятельно обеспечивать себя средствами для реализации своих уставных целей.

При изучении нормативного материала по внешним и внутренним источникам финансирования деятельности некоммерческих организаций складывается впечатление о том, что законодатель отдает предпочтение внешним источникам формирования имущественной базы: детальное законодательное регулирование и введение стимулирующих мер говорят о повышенном внимании законодателя именно к этим источникам финансирования. Наделение некоммерческих организаций возможностью осуществления предпринимательской деятельности является необходимостью, гарантией функционирования организации и осуществления общественно полезной деятельности даже при отсутствии внешнего финансирования. К сожалению, законодатель установил довольно нечеткие рамки для возможного «самофинансирования» некоммерческой организации, что может приводить к злоупотреблениям или, наоборот, недостаточному использованию этой возможности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *