925 постановление 223 фз как применять
Применение Постановления Правительства № 925
Применение Постановления Правительства № 925
При осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом №223-ФЗ, заказчики предоставляют приоритет российским товарам/работам/услугам, в соответствии с п.1 ч.8 ст.3 №223-ФЗ. Для реализации такого приоритета принято Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925.
▪ приоритет предоставляется во всех конкурентных закупках;
▪ приоритет не предоставляется при закупке у единственного поставщика (п.1 ПП №925);
▪ в документацию включаются условия его предоставления (п.5 ПП №925);
▪ заказчики предоставляют приоритет российским товарам/работам/услугам (п.1 ПП № 925);
▪ заказчики предоставляют приоритет товарам/работам/услугам из ДНР, ЛНР (п.2 ПП№925);
▪ заказчики предоставляют приоритет товарам/работам/услугам из стран ВТО (п.8 ПП №925; Определение Верховного Суда РФ от 27.01.2022 № 301-ЭС21-27010 по делу № А28-533/2020);
▪ заказчики предоставляют приоритет товарам/работам/услугам из стран ЕАЭС (п.8 ПП №925; письмо ФАС России от 29.11.2019 № ИА/102692/19);
Самые актуальные новости о госзакупках бесплатно Вконтакте
Приоритет не предоставляется:
▪ закупка не состоялась, договор заключается с единственным участником;
▪ в заявках отсутствуют российские товары (ВТО, ЕАЭС); отсутствуют заявки на выполнение работ/оказание услуг от российских лиц (ВТО, ЕЭАС);
▪ в заявках все товары российские (ВТО, ЕАЭС); все заявки на выполнение работ/оказание услуг поступили только от российских лиц (ВТО, ЕЭАС);
▪ при проведении конкурса (или иного аналогичного способа) – стоимость российских товаров (ВТО, ЕАЭС) в заявке менее 50%; стоимость работ/услуг, оказываемых российскими лицами (ВТО, ЕАЭС), менее 50%;
▪ при проведении аукциона (или иного аналогичного способа) — стоимость российских товаров (ВТО, ЕАЭС) в заявке более 50%; стоимость работ/услуг, оказываемых российскими лицами (ВТО, ЕАЭС), более 50%.
Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 (ред. от 16.05.2022) «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами»
В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами (далее — приоритет).
1(1). Указанный в пункте 1 настоящего постановления приоритет применяется к товарам, происходящим из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, на равных условиях с товарами российского происхождения.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.05.2022 N 883)
(см. текст в предыдущей редакции)
Происхождение товаров из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики подтверждается сертификатами о происхождении товара, выдаваемыми уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.05.2022 N 883)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 1(1) введен Постановлением Правительства РФ от 17.02.2022 N 201)
2. При осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.
2(1). При осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, а также интеллектуальных систем управления электросетевым хозяйством (систем удаленного мониторинга и диагностики, интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), автоматизированных систем управления технологическими процессами подстанций, автоматизированных систем технологического управления центров управления сетями) и (или) программного обеспечения, используемого в качестве компонента указанных систем, путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, и (или) программного обеспечения, включенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 30 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.
(п. 2(1) в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2021 N 1382)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. При осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на «шаг», установленный в документации о закупке, в случае, если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены договора.
3(1). При осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, а также интеллектуальных систем управления электросетевым хозяйством (систем удаленного мониторинга и диагностики, интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), автоматизированных систем управления технологическими процессами подстанций, автоматизированных систем технологического управления центров управления сетями) и (или) программного обеспечения, используемого в качестве компонента указанных систем, путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на «шаг», установленный в документации о закупке, в случае если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, не включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, и (или) программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 30 процентов от предложенной им цены договора.
(п. 3(1) в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2021 N 1382)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. При осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на «шаг», установленный в документации о закупке, в случае, если победителем закупки, при проведении которой цена договора снижена до нуля и которая проводится на право заключить договор, представлена заявка на участие в закупке, которая содержит предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, увеличенной на 15 процентов от предложенной им цены договора.
4(1). При осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, а также интеллектуальных систем управления электросетевым хозяйством (систем удаленного мониторинга и диагностики, интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), автоматизированных систем управления технологическими процессами подстанций, автоматизированных систем технологического управления центров управления сетями) и (или) программного обеспечения, используемого в качестве компонента указанных систем, путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на «шаг», установленный в документации о закупке, в случае если победителем закупки, при проведении которой цена договора снижена до нуля и которая проводится на право заключить договор, представлена заявка на участие в закупке, которая содержит предложение о поставке радиоэлектронной продукции, не включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, и (или) программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, договор с таким победителем заключается по цене, увеличенной на 30 процентов от предложенной им цены договора.
(п. 4(1) в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2021 N 1382)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Установить, что условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке следующих сведений, определенных положением о закупке:
а) требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров;
б) положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке;
в) сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки;
г) условие о том, что отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;
д) условие о том, что для целей установления соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения, цены выполнения работ, оказания услуг российскими и иностранными лицами в случаях, предусмотренных подпунктами «г» и «д» пункта 6 настоящего постановления, цена единицы каждого товара, работы, услуги определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы товара, работы, услуги, указанной в документации о закупке в соответствии с подпунктом «в» настоящего пункта, на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора;
е) условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);
ж) указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор;
з) положение о заключении договора с участником закупки, который предложил такие же, как и победитель закупки, условия исполнения договора или предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора, следующие после условий, предложенных победителем закупки, который признан уклонившимся от заключения договора;
и) условие о том, что при исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет в соответствии с настоящим постановлением, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.
6. Приоритет не предоставляется в случаях, если:
а) закупка признана несостоявшейся и договор заключается с единственным участником закупки;
б) в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами;
в) в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами;
г) в заявке на участие в закупке, представленной участником конкурса или иного способа закупки, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем которой признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет менее 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг;
д) в заявке на участие в закупке, представленной участником аукциона или иного способа закупки, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на «шаг», установленный в документации о закупке, содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет более 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг.
7. Действие настоящего постановления не распространяется на закупки, извещения о проведении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены до дня вступления в силу настоящего постановления.
8. Приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
Применение приоритета по 223-ФЗ при закупке радиоэлектронной продукции
Рассмотрим на одном случае пример невнятного описания механизма применения приоритета товаров российского происхождения, установленного постановлением Правительства РФ от 16.09.2016г. №925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее — Постановление №925), что делает Постановление №925 не понятным не только участнику закупки, но и самому заказчику.
Заказчик, являясь организатор закупки, объявил извещение о проведении аукциона в электронной форме в соответствии с требованиями Федерального закона №223-ФЗ на поставку радиоэлектронной продукции.
По окончанию подачи заявок поступило 3 заявки. Два участника заявились с российским товаром, один с товаром иностранного происхождения. По результатам рассмотрения вторых частей одну заявку с российским товаром отклонили.
Победителем аукциона становится участник с товаром иностранного происхождения и как того требует Постановление №925 заказчик снизил цену заключаемого с победителем контракта на 30%.
Победитель не согласился с вышеуказанными действиями заказчика и обратился с жалобой в ФАС.
Основным доводом жалобы явилось предположение
и таким образом на основании подпункта б) пункта 6 Постановления № 925 приоритет не должен был предоставлен, т.к. в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами.
Т.е. заявитель полагал, что в этом случае заказчик должен был применить п.3 Постановления №925 — снизить цену заключаемого контракта не на 30%, а на 15% или не применить приоритет в целом.
При проведении проверки доводов жалобы контрольный орган установил, что предлагаемый «вторым» участником товар хоть и российского происхождения, но не включен в реестр российской радиоэлектронной продукции (это было указано непосредственно в заявке участника), но заказчик посчитал иначе
ФАС России установил, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019г. №878 и постановлением Правительства РФ от 17.07.2015г. №719 включение радиоэлектронной продукции в реестр российской радиоэлектронной продукции носит заявительный характер является делом добровольным.
Итогом рассматриваемого дела стало признание жалобы необоснованной.
ФАС постановил, что т.к. второй участник заявился с товаром российского происхождения, то заказчик обязан был применить п.3.1 Постановления №925, а именно
И не важно включен или нет товар конкурентов в реестр российской радиоэлектронной продукции.
Преференции российским товарам в закупках по 223-ФЗ на примерах
Национальный режим действует в закупках как по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ, так и по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее – Закон № 223-ФЗ). В рамках Закона № 223-ФЗ предоставление приоритета отечественным товарам осуществляется по упрощённой схеме. В статье рассмотрим, как действует приоритет и в каких случаях он предоставляется.
С учётом Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года в закупках по Закону № 223-ФЗ участники из РФ и других стран-участников ЕАЭС находятся в более выгодном положении в сравнении с их зарубежными конкурентами: их товары, работы и услуги (ТРУ) имеют приоритет в размере 15% или 30% (при закупке радиоэлектронной продукции) от цены договора.
Принцип действия приоритета товарам из РФ
В зависимости от способа и предмета закупки предоставляются определённые преимущества.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
При проведении конкурса, запроса котировок, запроса предложений, где обязательно присутствуют заявки с указанием в качестве страны происхождения РФ (ЕАЭС, ДНР, ЛНР) и не РФ:
- цена заявки РФ (ЕАЭС, ДНР, ЛНР) будет оцениваться заказчиком по цене «предложение -15%»
- при победе участника из РФ (ЕАЭС, ДНР, ЛНР) договор будет заключен по предложенной участником цене (не уменьшенной на 15%)
При проведении аукциона, в котором одновременно присутствуют заявки с указанием в качестве страны происхождения РФ (ЕАЭС, ДНР, ЛНР) и не РФ:
- при победе участника не РФ договор будет заключен по цене «предложение -15%»
Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 (далее – постановление № 925) не содержит никаких ограничений в отношении перечня ТРУ, при закупках которых устанавливается приоритет.
Нужно учитывать только отдельные положения, регулирующие нацрежим в рамках закупки радиоэлектроники. При проведении конкурса, запроса котировок, запроса предложений на приобретение радиоэлектронной продукции, где обязательно есть заявки со страной происхождения РФ (ЕАЭС, ДНР, ЛНР) и не РФ:
- цена заявки РФ (ЕАЭС, ДНР, ЛНР) будет оцениваться заказчиком по цене «предложение -30%»
- при победе участника из РФ (ЕАЭС, ДНР, ЛНР) договор будет заключен по предложенной участником цене (не уменьшенной на 30%)
При проведении аукциона на приобретение радиоэлектронной продукции, в котором одновременно присутствуют заявки с указанием в качестве страны происхождения РФ (ЕАЭС, ДНР, ЛНР) и не РФ:
- при победе участника не РФ договор будет заключен по цене «предложение -30%»
Важно: приоритет предоставляется при закупках в рамках Закона № 223-ФЗ, которые осуществляются любым способом, за исключением закупки у единственного поставщика.
Согласно постановлению № 925, участнику закупки для подтверждения российского происхождения (ЕАЭС, ДНР/ЛНР) предлагаемых товаров достаточно будет указать этот факт в заявке на участие в закупке. При этом не нужно будет предоставлять какие-либо документы.
Принадлежность участника к определённой стране будет определяться на основании:
- документа о регистрации юрлица (ИП), если участник закупки — юрлицо (ИП)
- документа, удостоверяющего личность, если участник закупки — физлицо
Примеры действия приоритета
Пример № 1
На участие в конкурсе есть заявки:
- Импортный товар предлагается за 1500 рублей.
- Товар из РФ предлагается по той же цене — 1500 рублей.
Заказчик при рассмотрении заявок будет руководствоваться тем, что должен дать преференцию товару из РФ в 15%, т.е. считать, как будто бы цена товара из РФ – 1275 рублей (1500 рублей минус 15%). Соответственно, победителем признают заявку с российским товаром, т.к. его цена с учётом данной преференции будет дешевле на 225 рублей (1275 против 1500). Но договор будет заключен по цене, которую участник предложил в заявке, — 1500 рублей.
Пример № 2
На участие в запросе котировок есть заявки:
- Импортный товар предлагается за 1500 рублей.
- Товар из РФ предлагается за 1650 рублей.
В данном случае опять действует схема предоставления преференции товару из РФ в 15%: его цена будет считаться равной 1402,5 рублей (1650 рублей минус 15%). Победителем признают заявку с товаром из РФ, т.к. его цена с учётом преференции будет дешевле на 97,5 рублей (1402,5 против 1500). Но договор будет заключен по цене, которую участник предложил в заявке, — 1650 рублей.
Вывод: заказчик обязан приобрести товар дороже на 150 рублей, так как он является российским.
Пример № 3
На участие в аукционе на приобретение радиоэлектронной продукции есть заявки:
- Импортный товар предлагается за 1500 рублей.
- Товар из РФ предлагается за 1700 рублей.
Победителем аукциона в соответствии с принципом предложения самой низкой цены станет участник, предложивший импортный товар.
Однако здесь, согласно п. 3(1) постановления № 925, действует следующая схема: договор будет заключен по цене «предложение -30%».
Случаи, в которых приоритет российским ТРУ не предоставляется
Согласно п. 6 постановления № 925, приоритет товарам из РФ (ЕАЭС, ДНР, ЛНР) не предоставляется в следующих ситуациях:
- закупка не состоялась и была подана только 1 заявка
- по всем поданным заявкам предлагается к поставке только российская продукция
- по всем поданным заявкам предлагается к поставке только иностранная продукция
- в заявке участника конкурса или иной закупки, где победителя выбирают по критериям оценки заявок или им признают участника, который предложил наиболее низкую цену договора, указаны предложения поставить российскую и иностранную продукцию, и доля иностранной продукции в стоимостном выражении равна или превышает 50%
- в заявке участника аукциона или иной закупки, где участники пошагово снижают цену, указаны предложения поставить российскую и иностранную продукцию, и доля иностранной продукции в стоимостном выражении равна или не превышает 50%.
Соблюдение минимальной доли закупок товаров из РФ
Правительство РФ также предусмотрело минимальную долю закупок товаров российского происхождения.
Товарами российского происхождения признаются товары, включённые в один из реестров, упомянутых в постановлениях Правительства РФ от 30 апреля 2020 года № 616 и от 10 июля 2019 года № 878 (п. 2 постановления Правительства РФ от 3 декабря 2020 года № 2013). Это следующие реестры:
- Реестр российской промышленной продукции
- Единый реестр российской радиоэлектронной продукции
Для достижения минимальной доли закупок товаров российского происхождения им нужно предоставить приоритет в порядке, который предусмотрен положением о закупке заказчика. Заказчик вправе установить в документации о закупке требование, согласно которому участник должен предоставить в заявке информацию о нахождении товара в одном из реестров.
Важно: закон устанавливает для отечественных товаров только приоритет над иностранными. При этом не предусмотрены запреты или ограничения допуска иностранных товаров.