Иностранные водительские права у гражданина РФ
В этой статье речь пойдет о возможности использования иностранных водительских прав гражданином РФ. Такая ситуация иногда встречается на практике.
Например, гражданин Российской Федерации может пройти обучение и получить водительское удостоверения во время проживания за границей. Еще один пример — это человек, который имеет одновременно 2 гражданства. Также возможен вариант, при котором иностранец, имеющий водительское удостоверение, переезжает в Россию и получает российское гражданство.
Использование иностранных прав в 2023 году
Возможность использования удостоверения, полученного в другом государстве, регламентируется пунктом 12 статьи 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»:
12. Лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых — на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении ограничений, указанных в пункте 13 настоящей статьи.
Обратите внимание, лицо, постоянно или временно проживающее на территории РФ (а именно таким лицом и является гражданин РФ), в первую очередь может управлять транспортными средствами на основании российского национального водительского удостоверения. Однако если национальных прав нет, то можно воспользоваться иностранными национальными или иностранными международными водительскими правами.
Т.е. до тех пор, пока гражданин России не получил российские водительские права, он может использовать иностранное удостоверение.
Возможность использования иностранных водительских удостоверений гражданами РФ подтверждается также и ответом Генеральной прокуратуры, который датирован октябрем 2019 года:
Внимание! В 2023 году стало поступать много жалоб от водителей по поводу того, что не смотря на пункт 12 статьи 25 закона «О БДД» сотрудники ГИБДД и суды различных уровней накладывают штрафы при использовании иностранных прав. Если Вы еще не столкнулись с такой проблемой и лишь изучаете законодательство, то рекомендую заменить иностранные права на российские. Это гораздо проще, чем впоследствии оспаривать штраф.
60 дней после получения российского гражданства
Напомню, что до 4 ноября 2014 года гражданин России мог использовать иностранные права только в течение 60 дней. Однако правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений утратили силу, и данное требование больше не применяется. Т.е. иностранные права могут использоваться сколь угодно долго.
Тем не менее, некоторые сотрудники ГИБДД до сих пор не в курсе данного изменения законодательства. В связи с этим возникает вопрос по поводу того, что делать водителю, если его автомобиль пытаются эвакуировать на штрафстоянку.
Все достаточно просто:
1. Снимите действия сотрудников ГИБДД на видео.
2. Сообщите сотруднику ГИБДД, что Вы планируете обратиться в прокуратуру, т.к. он незаконно ограничивает Ваше право управления транспортными средствами. За данное нарушение полицейский получит штраф в размере 20 000 рублей.
3. Позвоните по телефону доверия, указанному на полицейском автомобиле. Сообщите, что сотрудник ГИБДД ограничивает Ваше право управления автомобилем в нарушение действующего законодательства. Вполне возможно, что этого звонка будет достаточно, чтобы прекратить эвакуацию.
Если автомобиль все же эвакуируют, а штраф будет наложен, то его нужно оспорить. Это не должно вызвать проблем, т.к. не существует нормативного документа, на который могли бы сослаться сотрудники ГИБДД. Если они будут ссылаться на утратившие силу Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, то достаточно будет указать, что документ утратил силу в соответствии с Постановлением Правительства от 24 октября 2014 г. N 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» (пункт 2 документа и пункт 1 приложения).
2. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.
.
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. N 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 52, ст. 6396).
Кроме того, параллельно напишите заявление в прокуратуру по поводу незаконного ограничения права управления транспортными средствами. Будет справедливо, если за свои незаконные действия сотрудник ГИБДД заплатит штраф 20 000 рублей.
Как оспорить штраф в суде?
Если Вам не удалось убедить сотрудников ГИБДД в собственной правоте, то постановление о наложении штрафа можно оспорить в суде. Данная процедура подробно рассмотрена в следующей статье:
Список стран, подписавших Венскую конвенцию «О дорожном движении»
Австрия, Азербайджан, Албания, Армения, Багамы, Бахрейн, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Вьетнам, Гайана, Гана, Германия, Греция, Грузия, Дания, Демократическая Республика Конго, Зимбабве, Израиль, Индонезия, Ирак, Иран, Испания, Италия, Кабо-Верде, Казахстан, Катар, Кения, Киргизия, Коста-Рика, Кот-д’Ивуар, Куба, Кувейт, Латвия, Литва, Либерия, Люксембург, Македония, Марокко, Мексика, Молдавия, Монако, Монголия, Нидерланды, Нигер, Нигерия, Норвегия, ОАЭ, Пакистан, Перу, Польша, Португалия, Республика Корея, Российская Федерация, Румыния, Сан-Марино, Саудовская Аравия, Сейшелы, Сенегал, Сербия, Словакия, Словения, Таджикистан, Таиланд, Тайвань, Тунис, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Уругвай, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, ЦАР, Черногория, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Эквадор, Эстония, ЮАР.
Какие иностранные водительские удостоверения можно использовать в РФ?
Если Ваше водительское удостоверение соответствует требованиям Приложения 6 к Венской конвенции о дорожном движении, то Вы можете использовать его при управлении автомобилем на территории РФ.
Кроме того, есть еще несколько типов водительских удостоверений, не соответствующих требованиям Венской конвенции, которые можно использовать в России:
- Иностранное водительское удостоверение, в котором не указан срок действия, соответствующее Венской конвенции по всем остальным пунктам.
- Иностранные права, выданные до 28 марта 2011 года и соответствующие прежней редакции Приложения 6 к Венской конвенции о дорожном движении.
- Иностранные права, выданные до 28 марта 2011 года и составленные на русском языке либо сопровождающиеся заверенным переводом на русский язык.
- Иностранное удостоверение, выданное государством, не подписавшим Венскую конвенцию, все записи в котором выполнены буквами латинского или русского алфавита либо сопровождаемое заверенным переводом.
Если Ваше удостоверение не попадает в указанный список, то использовать его на территории Российской Федерации невозможно. Кроме того, нельзя использовать в России удостоверения государств, в которых не признаются российские национальные водительские удостоверения.
Ограничения при работе водителем
Существуют ограничения на использование иностранных прав, действующие с 1 июня 2017 года:
13. Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.
Положение настоящего пункта не распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального, осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность на территории Российской Федерации, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами.
Однако начиная с 26 июля 2017 года запрет не распространяется на граждан Российской Федерации, т.к. в соответствии со статье 68 Конституции РФ государственным языком является русский язык. Т.е. приведенный выше пункт 13 на граждан России не действует. Поэтому замена прав на российские не требуется. Работать можно в том числе с иностранными правами.
Тем не менее, если у Вас есть желание получить российское национальное удостоверение, то рекомендую Вам прочитать следующую статью:
Какие водительские права действительны в россии
Водительские удостоверения, выданные в РФ до 05.11.2013, действительны до окончания срока их действия (ФЗ от 07.05.2013 N 92-ФЗ).
Статья 25. Основные положения, касающиеся допуска к управлению транспортными средствами
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 92-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 25
1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее — право на управление транспортными средствами):
категория «A» — мотоциклы;
категория «B» — автомобили (за исключением транспортных средств категории «A»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;
категория «C» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
категория «D» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
категория «BE» — автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;
категория «CE» — автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;
категория «DE» — автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы;
категория «Tm» — трамваи;
категория «Tb» — троллейбусы;
категория «M» — мопеды и легкие квадрициклы;
подкатегория «A1» — мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;
подкатегория «B1» — трициклы и квадрициклы;
подкатегория «C1» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
подкатегория «D1» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
подкатегория «C1E» — автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов;
подкатегория «D1E» — автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.
С 01.04.2024 в абз. 1 п. 2 ст. 25 вносятся изменения (ФЗ от 10.07.2023 N 313-ФЗ). См. будущую редакцию.
2. Право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона.
Проведение экзаменов на право управления транспортными средствами (далее — экзамены), определение состава технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требований к указанным техническим средствам и условий их применения, а также выдача водительских удостоверений осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Экзамены принимаются на транспортных средствах с механической или автоматической трансмиссией с учетом имеющихся медицинских ограничений и (или) медицинских показаний.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 437-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с механической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории с любым видом трансмиссии.
Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией.
3. Экзамены проводятся уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации.
Экзамены могут проводиться с применением технических средств контроля теоретических знаний и практических навыков экзаменуемых.
4. Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением.
(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В Российской Федерации выдаются российские национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации.
Действие российских национальных водительских удостоверений, сроки действия которых истекают с 01.01.2022 по 31.12.2023, продлевается на 3 года (Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353).
6. Российское национальное водительское удостоверение выдается на срок десять лет, если иное не предусмотрено федеральными законами.
С 01.04.2024 п. 7 ст. 25 утрачивает силу (ФЗ от 10.07.2023 N 313-ФЗ).
7. Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории «A», подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории «A1» и подкатегории «B1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, категории «B» — подкатегории «B1» (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), категории «C» — подкатегории «C1», категории «D» — подкатегории «D1», категории «CE» — подкатегории «C1E», категории «DE» — подкатегории «D1E».
Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий, перечисленных в настоящей статье, подтверждает право на управление транспортными средствами категории «M».
(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Международное водительское удостоверение выдается на срок до трех лет, но не более чем на срок действия российского национального водительского удостоверения.
Выданное в Российской Федерации международное водительское удостоверение признается недействительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации.
9. Выдача российских национальных и международных водительских удостоверений взамен утраченных (похищенных) иностранных национальных и международных водительских удостоверений, выданных в других государствах, не производится.
10. Образцы российских национальных водительских удостоверений и образцы международных водительских удостоверений утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
11. В случае, если в водительском удостоверении указаны ограничения допуска к управлению транспортными средствами, данное водительское удостоверение признается действительным при условии соблюдения указанных в нем ограничений.
О признании недействительными иностранных национальных и международных водительских удостоверений на территории России, полученных до 01.04.2024, см. Федеральный закон от 10.07.2023 N 313-ФЗ.
С 01.04.2024 п. 12 ст. 25 излагается в новой редакции (ФЗ от 10.07.2023 N 313-ФЗ). См. будущую редакцию.
П. 12 ст. 25 признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 27.10.2022 N 46-П).
12. Лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых — на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении ограничений, указанных в пункте 13 настоящей статьи.
С 01.04.2024 ст. 25 дополняется п. 12.1 (ФЗ от 10.07.2023 N 313-ФЗ). См. будущую редакцию.
13. Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.
С 01.04.2024 в абз. 2 п. 13 ст. 25 вносятся изменения (ФЗ от 10.07.2023 N 313-ФЗ). См. будущую редакцию.
Положение настоящего пункта не распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального, осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность на территории Российской Федерации, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами.
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2017 N 204-ФЗ)
14. Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на территории Российской Федерации на основании международного водительского удостоверения при условии, если оно предъявляется вместе с национальным водительским удостоверением.
С 01.04.2024 п. 15 ст. 25 излагается в новой редакции (ФЗ от 10.07.2023 N 313-ФЗ). См. будущую редакцию.
15. Национальное водительское удостоверение, выданное в иностранном государстве, не являющемся совместно с Российской Федерацией участником международных договоров в области обеспечения безопасности дорожного движения, признается действительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации на основе взаимности при условии, если оно предъявляется вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык, за исключением случаев, если в данном водительском удостоверении все записи произведены или дублируются буквами, совпадающими по написанию с буквами русского или латинского алфавита.
16. Иностранные национальные и международные водительские удостоверения признаются действительными для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации по достижении владельцами указанных водительских удостоверений возраста, предусмотренного статьей 26 настоящего Федерального закона для соответствующих категорий и подкатегорий транспортных средств.
17. Положения, предусмотренные пунктами 13 и 16 настоящей статьи, не применяются в случаях участия транспортного средства в международном движении.
С 01.04.2024 п. 18 ст. 25 излагается в новой редакции (ФЗ от 10.07.2023 N 313-ФЗ). См. будущую редакцию.
18. Порядок обмена иностранных национальных и международных водительских удостоверений на российские национальные и международные водительские удостоверения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Иностранные национальные и международные водительские удостоверения, не соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации, обмену на российские национальные и международные водительские удостоверения не подлежат.
С 01.04.2024 ст. 25 дополняется п. 18.1 — 18.4 (ФЗ от 10.07.2023 N 313-ФЗ). См. будущую редакцию.
19. К транспортным средствам категорий «B», «C» и подкатегории «C1» приравниваются самоходные шасси транспортных средств, используемых для перевозки грузов и относящихся к соответствующим категориям и подкатегории.
20. Классификация транспортных средств и их самоходных шасси, перечисленных в настоящей статье, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
21. Действие требований, установленных пунктами 2 — 20 настоящей статьи, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».
Иностранные права на территории РФ: можно ли ездить, как заменить и какой срок?
Для управления транспортным средством у любого водителя должно быть в/у. В каждой стране выдаётся своё национальное водительское удостоверение. Однако закон 2023 года разрешает гражданам других стран ездить по территории России с иностранными правами. И всё бы ничего, но есть ограничения. Например, если вы иностранец – вам можно водить машину с зарубежными правами, не меняя их на российские. А вот гражданам РФ запрещено управлять транспортными средствами на основании украинских, финских, немецких и любых других иностранных в/у. В противном случае грозит штраф до 15 000 рублей с перспективой эвакуации автомобиля. Да и судебная практика по таким делам безжалостна. Впрочем, Конституционный Суд внёс ясность по этому вопросу и вскоре наказания могут быть временно приостановлены. В статье выясним, как обстоят дела с иностранными правами в России, можно ли по ним ездить, кому запрещено, какие штрафы за нарушения и как обменять зарубежное ВУ на документ нашего образца.
Можно ли ездить в России с иностранными водительскими правами?
Да, но есть нюансы.
Действующее законодательство РФ разрешает использовать иностранные права на территории России. Однако это возможно далеко не всегда. Вернее, почти всегда – за исключением двух случаев.
В 2023 году запрещается управлять автомобилем, имея иностранное в/у:
- если вы гражданин РФ или недавно получили такое гражданство,
- если у вас зарубежное гражданство и вы осуществляете предпринимательскую деятельность на территории России.
И если со вторым условием всё однозначно, то насчёт первого могут быть исключения. Но давайте по порядку!
Если у меня гражданство РФ
Водительские права тоже должны быть российскими.
Поскольку речь идёт о дорожном движении в пределах РФ, правила устанавливаются российским законодательством. Основным законом здесь выступает ФЗ № 196 О Безопасности дорожного движения.
Так, пункт 12 ст. 25 ФЗ О БДД указывает:
12. Лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых — на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении ограничений, указанных в пункте 13 настоящей статьи.
По факту это универсальный пункт закона, дающий возможность ездить за рулём авто либо с российскими, либо с иностранными правами. И многие водители трактуют его именно в таком понимании. Их не смущает, что в пункте 12 ст. 25 ФЗ О БДД не говорится о гражданстве – ведь упоминается о постоянном или временном проживании на территории РФ, что фактически идентично.
Однако трактовка закона судами прямо противоположная… Они считают, что текст данного пункта распространяется только на иностранцев, тогда как о гражданах РФ ничего не сказано – отсюда следует, что наши водители обязаны иметь при себе в/у именно российского образца.
Такое положение вещей обусловлено Венской конвенцией о дорожном движении от 29 апреля 1974 года – международный договор, заключённый между несколькими странами с целью повышения безопасности дорожного движения и упорядочивания правил. Подписав такое соглашение, государства договорились, в частности, признавать национальные водительские удостоверения друг друга.
Здесь нас интересует п. 7 статьи 41 Венской конвенции. Она даёт право не признавать иностранные в/у, если те были выданы водителю с гражданством одной страны на территории другого государства. Таким образом, как считают суды, граждане РФ не могут ездить по зарубежным правам в пределах России.
Именно по такому пути идёт судебная практика 2023 года. Один только Верховный Суд уже принимал два схожих решения, где разъяснял, что гражданин РФ не может использовать иностранные ВУ при управлении автомобилем – вначале появилось наделавшее шуму Постановление ВС № 38-АД18-8 от 27.12.2018 года, а затем Постановление № 31-АД20-6 от 9 декабря 2020 года.
Вот выдержка из второго решения ВС РФ:
Положения приведенных выше правовых норм, позволяющие управлять в Российской Федерации транспортным средством на основании иностранного национального водительского удостоверения, в отношении Петрусева И.В. неприменимы, поскольку распространяются на временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан.
При таких обстоятельствах лицо, ставшее гражданином Российской Федерации, не вправе управлять транспортным средством на основании водительского удостоверения, выданного в государстве, гражданином которого он ранее являлся (национального водительского удостоверения).
Ещё большую путаницу вносят трактовки ведомств:
- в 2021 году Главное управление ГИБДД рассылало в региональные подразделения сообщение № 13/12-П-6333 об использовании иностранных прав, где было прямо указано, что при отсутствии ВУ российского образца граждане РФ могут ездить с зарубежными правами,
- чуть ранее такую же точку зрения можно было найти в Письме Генеральной прокуратуры РФ №74/2-361-2019 от 14.10.2019 года, где указывалась более частная ситуация: если человек вначале получил иностранное водительское удостоверение, а затем стал гражданином РФ – ему разрешается ездить со своим национальным ВУ, не получая российские права.
Тем не менее, разъяснения в письмах остались на бумаге, а на практике водителям сплошь и рядом выписывались штрафы. Обжаловать их было практически невозможно.
Важное Постановление Конституционного Суда!
Казалось бы, кто мог противостоять решениям Верховного Суда? Но вскоре на авансцену вышел Конституционный Суд, усмотревший недоработки закона.
Гражданин Казахстана по фамилии Брашкин у себя на родине получил права в 2013 году – а в 2017 году переехал в Россию и оформил гражданство РФ. Но ездил он с казахским водительским удостоверением, посчитав, что нарушения закона тут нет. Однако это не устроило инспектора ДПС, который выписал ему штраф по части 1 ст. 12.7 КоАП. Мужчина не согласился с наказанием и обжаловал его. Нижестоящие суды по сложившейся практике синхронно признали правоту сотрудника ГИБДД, указав, что после смены гражданства Брашкин должен был заменить и в/у.
В итоге дело дошло до Конституционного Суда, который на основе апелляции истца рассматривал легитимность положения пункта 12 ст. 25 Закона О БДД. И, к удивлению многих, «неопределённость» таки была найдена.
По мнению КС РФ, в законодательстве отсутствует прямо прописанная обязанность менять иностранные права на российские, а также отсутствуют сроки этой процедуры. Поэтому наказания водителей за неисполнение – противоречат принципам Конституции РФ.
К слову о сроках. 9 июня 2022 года на рассмотрение Госдумы был внесён соответствующий законопроект. Если его в итоге примут, автолюбителям можно будет ездить по иностранным ВУ лишь в течении 1 года со дня получения РВП или гражданства РФ. После этого придётся произвести замену на права российского образца. А весь этот год ИДПС нельзя будет штрафовать таких водителей по статье 12.7 КоАП.
Таким образом, в скором времени этот вопрос должен быть решён. Положения ФЗ О БДД дополнятся уточнением по срокам, а российские водители с иностранными ВУ получат отсрочку на замену прав.
Если я – гражданин другой страны
А вот тут можно ездить с иностранным в/у.
Пункт 12 ст. 25 ФЗ О БДД прямо указывает, что проживающие или пребывающие на территории РФ лица могут участвовать в дорожном движении на основании российских или иностранных прав.
Единственное требование, помимо возраста от 18 лет – соответствие зарубежных прав требованиям российского законодательства.
Таких требований всего 3 – их можно найти в пункте 15 той же ст. 25:
- Соответствие утверждённым правилам международного договора с РФ, коим является Венская конвенция о дорожном движении,
- Все записи в ВУ совпадают/дублируются буквами латинского алфавита или написаны кириллицей,
- Водитель имеет при себе иностранные права с нотариально заверенным переводом на русский язык.
Выполнение любого из вышеперечисленных требований даёт возможность садиться за руль автомобиля на территории РФ при наличии иностранных прав. В противном случае управлять транспортным средством вам нельзя, и за это может последовать штраф по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ.
Также для вождения авто с иностранными правами придётся оформить ОСАГО. Страховые не вправе отказать в продаже полиса на том основании, что у заявителя иностранное, а не российское в/у. Соответствующие уточнения были даны компаниям в Письме Банка России № ИН-06-59/168 от 08.12.2020 года. Если вам вдруг отказали, вы можете обжаловать решение страховой, запросив письменный отказ или засняв инцидент на видео в офисе страховой.
Можно ли работать водителем с иностранными правами?
С 1 июня 2017 года в России действует ограничение на предъявление иностранных водительских прав. Они могут быть у водителя, если тот использует ТС в личных целях. А вот если иностранец планирует работать у нас шофёром или заниматься коммерческой деятельностью с использованием автомобиля – ему придётся получить российское ВУ.
Однако в пункте 13 ст. 25 ФЗ О БДД есть два исключения из правил. Запрет не распространяется на граждан Киргизии, а также жителей тех стран, где русский язык признан государственным языком (Белоруссия, Южная Осетия, Приднестровская Молдавская Республика Нагорный Карабах).
Кроме того, если, например, у вас узбекские права, а сами вы гражданин РФ – заниматься предпринимательской деятельностью на территории России с иностранным ВУ закон не запрещает. И это вполне очевидно – русский язык признан официальным языком в России.
Какие штрафы?
За езду на автомобиле при отсутствии права управления (которое подтверждается водительским удостоверением) грозит ответственность по части 1 ст. 12.7 КоАП РФ. Размер минимального штрафа здесь составляет 5 000 рублей, а максимального – 15 000 рублей. Итоговое решение о сумме наказания принимает инспектор ДПС. Ещё одной мерой является эвакуация автомобиля на спецстоянку.
Если у вас есть права, но вы забыли их дома, грозит штраф в меньшем размере – 500 рублей по части 1 ст. 12.3 КоАП. В редких случаях есть шанс отделаться предупреждением. А с 1 октября 2022 года можно предъявлять водительское удостоверение в электронном виде, скачав приложение «ГосуслугиАвто».
Также предусмотрен штраф для работодателей, допустивших водителей с иностранными правами до трудовых работ. Ответственным лицам за это правонарушение грозит денежное взыскание в 50 000 рублей по статье 12.32.1 КоАП.
Как поменять иностранные водительские права на российские в 2023 году?
В соответствии с порядком замены водительских удостоверений.
Данный порядок регламентируется Постановлением Правительства № 1097 от 24.10.2014 года. Исключений для граждан другой страны при обмене иностранного в/у на права российского образца не предполагается. То есть в любом случае придётся сдавать экзамены и проходить медкомиссию.
Ещё один важный нюанс касается возраста водителя. Если в некоторых штатах США разрешено иметь права и водить машину с 14 лет, то в России иной возрастной ценз. Управлять транспортным средством можно лишь по достижении 18 лет (но сдать экзамен можно и годом раньше). Исключений в этом вопросе ни для кого не предусмотрено.
А теперь подробнее о порядке.
Есть ли сроки замены?
Как мы указали выше, депутаты Госдумы уже рассматривают законопроект о прекращении действия ВУ иностранцев в течение 12 месяцев после получения ими ВНЖ или паспорта РФ. В настоящее время закон еще не принят и сроки отсутствуют. Но, с большой долей вероятности, это вскоре произойдёт.
Нужно ли учиться в автошколе?
Если иностранное водительское удостоверение соответствует требованиям Венской конвенции, проходить обучение в автошколе не придётся. Вместо этого можно сразу записаться на сдачу теории и практики в ГАИ. А вот если зарубежное ВУ не соответствует международным договорам с Россией, то для замены на российский документ в 2023 году придётся пройти всю процедуру от и до – и первым этапом будет как раз учёба в автошколе.
Прохождение водительской медкомиссии
При замене в/у требуется предоставить медсправку о состоянии здоровья. В неё указывается, есть ли у водителя противопоказания к управлению транспортными средствами. Если их вдруг найдут, то переоформить ВУ вы не сможете – в ГИБДД вам попросту не выдадут российский документ.
Для прохождения медицинской водительской комиссии нужно посетить любое медицинское учреждение, где оказывают подобную услугу (хоть бюджетное, хоть коммерческое). Вначале придётся получить справки от двух врачей – психиатра и нарколога. Делается это по месту жительства. Затем кандидату на получение российского ВУ придётся посетить кабинеты офтальмолога, невролога, ЛОРа, а затем подойти к своему терапевту для подписи и печати на медсправке 003-ВУ.
Сдача экзаменов в ГИБДД
Следующим этапом станет запись на сдачу теоретического и практического экзамена в МРЭО ГИБДД. Сделать это можно через Госуслуги. Если вы проходили обучение в автошколе, то, скорее всего, вас приведут на сдачу целой группой.
Водитель сдаёт два экзамена:
- теорию – ответы на 20 вопросов в электронном билете (сидя перед компьютером в ГИБДД),
- практику – которая включает в себя сдачу площадки и езду на автомобиле в условиях города.
Если в иностранном водительском удостоверении открыты несколько категорий и/или подкатегорий, экзамен проводится по высшей из имеющихся. Но допускается и другой вариант – выбор категории на проверку знаний самим водителем, о чём нужно указать в заявлении (пункт 38 ППРФ № 1097).
Впоследствии в новые российские права переносятся все категории из иностранного ВУ. Аналогично и с ограничениями – их тоже перепишут точь-в-точь.
Документы для замены иностранных прав
Список документов для обмена иностранного водительского на российский документ расписан в пункте 39 Постановления Правительства 1079:
- заявление в свободной форме,
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность,
- медсправка в формате 003-ВУ,
- меняемое иностранное удостоверение водителя,
- нотариальный перевод данных из паспорта и зарубежного ВУ.
Фотографии отдельно прикладывать не требуется. После того, как вы сдадите документы на замену прав, вас сфотографируют прямо в «окошке» МРЭО ГИБДД.
Далее останется получить готовый документ с печатями РФ.
Сколько госпошлина?
Замена иностранного в/у на российское облагается госпошлиной.
В 2023 году размер госпошлины единый для всех и составляет 2 000 рублей (пп. 43.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). При наличии аккаунта на Госуслугах есть шанс сэкономить – оплата через сайт даёт 30% скидки, а значит госпошлина составит 1 400 рублей.
В 2024 начнется массовая замена прав. Но дадут их не всем
С 1 апреля 2024 года владельцев иностранных водительских удостоверений, постоянно проживающих в России, обяжут получить российские права. В соответствии с принятым законом, на это им будет дано не более 12 месяцев. Всем придется сдать экзамены в ГИБДД разной степени сложности. Но на этом испытания не заканчиваются.
Среди прочего, для получения российских водительских прав придется пройти медкомиссию и получить соответствующую справку. Для многих это будет первым опытом взаимодействия с российскими врачами. Как станут выявлять тех, кого по здоровью к вождению допускать опасно, узнал Autonews.ru.
Кого обязали получить российское водительское удостоверение
В пояснительной записке к законопроекту говорилось, что он принимается с целью обязать всех водителей, постоянно проживающих в России, заменить иностранные права на отечественные. Это касается трех категорий водителей.
- Граждан России, получивших права за границей.
- Новых граждан России, недавно получивших гражданство
- Иностранцев, получивших вид на жительство в России.
Исключение сделано для следующих групп.
- Граждан Республики Беларусь с национальными водительскими удостоверениями.
- Граждан России с водительскими удостоверениями Республики Беларусь.
- Сотрудников дипломатических миссий, аккредитованных при Министерстве иностранных дел России международных организаций и членов их семей — им российские права выдадут автоматически.
На самом деле речь идет не совсем о замене прав, а об обязанности получить российские.
Для водителей категорий A и B, а также подкатегорий A1, B1 и M иностранное водительское не заменяется, а лишь выступает основанием для допуска к теоретическому экзамену и получения российского документа, становясь таким образом аналогом свидетельства об окончании автошколы. Иными словами, документ иностранного государства остается у водителя наряду с российскими правами и может пригодиться при выезде за границу.
Водителей грузовых и автобусных категорий C и D, а также подкатегорий CE, DE, C1, D1 и C1E, D1E обяжут повторно пройти обучение в российских автошколах, то есть сам факт наличия у них иностранных водительских удостоверений оказывается для них недостаточным основанием для получения российских документов.
Правда, иностранные права таким водителям все же пригодятся. Дело в том, что по закону экзамен проводится один раз и только по самой «высшей» категории в правах, а остальные категории переписываются в Российское удостоверение автоматически. Иными словами, если у водителя в иностранном документе были открыты грузовая категория D и легковая B, то после обучения в автошколе и сдаче экзамена на грузовике, доказывать способность водить еще и легковушку не придется — эту категорию впишут автоматически.
Каких врачей придется пройти кандидатам в водители
Для легковых и мотоциклетных категорий A и B, а также подкатегорий A1, B1 и M, достаточно будет пройти четверых специалистов медиков, из которых двое являются наиболее критичными. Это:
- Терапевт
- Офтальмолог
- Психиатр
- Нарколог
Самым важным является то, что психиатр и нарколог должны быть либо сотрудниками профильных государственных медицинских учреждений по месту жительства кандидата в водители, либо врачами частной клиники, но тогда клиенту нужно предоставить им справки из соответствующих государственных диспансеров, иначе их заключения не действительны. Остальных врачей можно пройти и в частной клинике.
На практике, терапевт начинает и заканчивает медкомиссию. Именно он направляет кандидата на получение российского водительского удостоверения по остальным докторам.
Как на условиях анонимности рассказал Autonews.ru терапевт одной из московских государственных больниц, в случае отсутствия данных об истории болезней бывшего иностранца, у водителя лишь спрашивают о его самочувствии и проверяют на инвалидность: отсутствие руки, ноги и даже фаланги пальца означает ограничение в годности к вождению (хотя водить все равно можно, просто машину со специальными органами управления).
Также терапевт может проверить температуру тела и давление, и, в случае возникновения подозрений, отправить к профильному врачу на проверку слуха. Но на практике проверка у терапевта важна не при получении справки для ГИБДД, а при, например, ежедневной медкомиссии для водителей автобусов перед их выходом на смену, говорит источник Autonews.ru. Здесь важен именно терапевт, который «отсечет» водителей с признаками острых респираторных заболеваний (простуды), проверит давление и температуру тела, а также сделает экспресс-тест на алкогольное опьянение.
На медкомиссии офтальмолог проверяет зрение, и его прием представляется наиболее прозрачным. Так, у водителя проверяется острота зрения и способность различать цвета. При этом допускается управление транспортными средствами в очках или контактных линзах
В теории при проблемах со зрением водитель может попытаться заучить буквы на стандартной таблице, но, как говорит источник Autonews.ru, у врача могут возникнуть подозрения, и он вправе усложнить проверку, например показав другую таблицу. Однако сложнее всего пройти именно психиатра и нарколога.
Закон сразу не изменит ситуацию на дорогах
Согласно уже упомянутой пояснительной записке к принятому законопроекту, одной из целей является как раз привлечение водителей с иностранными правами в российскую медицинскую систему, которая в том числе ведет учет за заболеваниями граждан и, что важно именно для автомобилистов, за их психическим здоровьем и наличием проблем с алкоголем и запрещенными наркотическими веществами.
Однако из-за того, что водители из других государств никогда не попадали в поле зрения российской медицины, выявить людей с соответствующими заболеваниями будет не просто, предупреждает психиатр-нарколог Александр Ковтун.
«К сожалению между Россией и нашими коллегами из других стран не налажено взаимодействие касательно обмена данными о пациентах, обращавшихся за психиатрической или наркологической помощью. Хотя при желании, на государственном уровне такое взаимодействие можно наладить.
Потому, если целью нового закона является выявление водителей, которые по медицинским показаниям не должны садиться за руль, то стопроцентного эффекта сразу ожидать не стоит. Однако у нарколога все же есть способы выявить заболевание даже без данных из базы диспансера», — говорит Ковтун.
По его словам, ответственный врач всегда воспользуется возможностью взять соответствующие анализы и обратит внимание на другие важные симптомы.
«Во-первых, в обязательном порядке берется анализ мочи для обнаружения запрещенных веществ. Правда, водители могут подготовиться к сдаче анализа, например проверив свои анализы в независимой клинике. Только убедившись, что сейчас они чисты, они направляются на государственную медкомиссию.
Во-вторых, врач обязательно посмотрит состояние вен и кожи. На венах могут быть следы от уколов, а некоторые наркотики и вовсе выжигают вены, оставляя следы навсегда. Конечно, в паховую область врач осматривать не станет, но в остальном он может увидеть многое.
Психиатр также может обратить внимание на нарушения в психической деятельности», — предупреждает эксперт.
Отметим, что для водителей, претендующих на получение удостоверений для управления грузовыми автомобилями и автобусами также требуется прохождение невролога, отоларинголога и специалиста ЭЭГ — в теории к этим врачам терапевт может направить и претендентов на категории A и B в случае подозрений на состояние здоровья.