Что относится к основным задачам таможенных органов
Перейти к содержимому

Что относится к основным задачам таможенных органов

  • автор:

Что относится к основным задачам таможенных органов

1. Деятельность таможенных органов основана на принципах:

2) равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод;

3) единства системы таможенных органов и централизованного руководства;

4) профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов;

5) ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенном законодательстве Союза и законодательстве Российской Федерации о таможенном регулировании;

6) единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций;

7) недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела.

2. Таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают на территории Российской Федерации выполнение задач и функций, установленных статьей 351 Кодекса Союза, а также выполняют следующие функции:

1) обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

2) ведут таможенную статистику Российской Федерации;

3) осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений;

4) проверяют маркировку товаров при проведении таможенного контроля в отношении товаров, обязательная маркировка которых предусмотрена международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

5) выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления и правонарушения, проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях, осуществляют производство по делам об административных правонарушениях;

6) осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-разыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности;

7) оказывают содействие в борьбе с коррупцией, международным терроризмом и экстремизмом, осуществляют противодействие незаконному обороту товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия, боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Союза и (или) через Государственную границу Российской Федерации;

8) осуществляют противодействие коррупции и коррупционным проявлениям в таможенных органах и указанных в части 1 статьи 274 настоящего Федерального закона некоммерческих организациях и государственных унитарных предприятиях;

9) обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение прав и законных интересов лиц при перемещении товаров через таможенную границу Союза и создают условия для ускорения товарооборота через таможенную границу Союза;

10) совершенствуют таможенное декларирование и таможенный контроль, создают условия, способствующие упрощению проведения таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Союза, применяют современные информационные технологии, внедряют прогрессивные методы таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах — торговых партнерах Российской Федерации;

11) участвуют в обеспечении прослеживаемости товаров в соответствии с актами, составляющими право Союза, и (или) законодательством Российской Федерации;

12) обеспечивают совмещение информационных ресурсов таможенных и налоговых органов для противодействия уклонению от уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;

13) внедряют технологии осуществления таможенного и иных видов государственного контроля с использованием механизма «единого окна» и электронного документооборота.

3. При введении Правительством Российской Федерации запрета на оборот в Российской Федерации отдельных категорий товаров таможенные органы обеспечивают в пределах компетенции соблюдение указанного запрета.

4. Федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации на таможенные органы могут быть возложены иные функции.

Цели, задачи и функции таможенных органов

В науке управления под целью следует понимать такое желаемое, возможное и необходимое состояние или развитие социальной системы, которое достигается в результате управленческих воздействий. Отсюда следует вывод о том, что без установленной цели процесс управления теряет всяческий смысл и значение.

Цель в управлении имеет первостепенное значение, так как неправильные, научно не обоснованные постановки целей и попытка их реализации самым пагубным образом сказывается на его эффективности. Действительно, никакая достоверная и своевременная информация, никакие самые совершенные методы принятия решения, никакие автоматизированные системы управления не в силах предотвратить напрасного расходования имеющихся ресурсов, если управление осуществляется для достижения недостаточно обоснованной либо ошибочной цели.

Вместе с тем, говоря о значении цели в социальном управлении, следует помнить, что подлинная демократия всегда отрицает порочный тезис «цель оправдывает средства» и вытекающие из этого тезиса положения о том, что достижение гуманной цели антигуманными средствами приводит к очело­вечиванию самой цели. Безусловное неприятие и активная борьба с проявлениями подобных взглядов особенно актуальны и в деятельности таможенных органов.

Целью таможенных органов является успешная реализация в части их касающейся таможенного регулирования путем обеспечения наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена, участием в реализации задач по содействию внешней торговле, стимулированию развития национальной экономики и ряда других целей.

Эти цели таможенных органов детализируются до непосредственной цели управленческой деятельности — задачи. Под основными задачами необходимо понимать реальные частные цели.

Основными задачами таможенных органов Российской Федерации являются:

— взимание таможенных платежей в полном объеме и их перечисление в федеральный бюджет;

— осуществление государственного контроля соблюдения участниками внешнеторговой деятельности запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу;

— контроль за осуществлением внешнеэкономической деятельности с использованием средств тарифного и нетарифного регулирования;

выявление, пресечение и раскрытие преступлений и административных правонарушений в таможенной сфере.

Важное значение целей управления обусловливается также тем, что цели определяют функции таможенных органов.

Круг функций и конкретных полномочий таможенных органов широк и многообразен.

Анализ их позволяет сделать вывод о том, что содержанием функций таможенного органа является комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных организационно-правовых воздействий субъекта управления, направленных на решение задач и достижение целей, стоящих перед этими органами.

Так, осуществляя функции таможенной деятельности, ГТК России анализи­рует состояние этой деятельности в целом и на этой основе разрабатывает для Президента и Правительства РФ соответствующие предложения; организует и обеспечивает взаимодействие по этим вопросам с другими центральными органами; в строгом соответствии с законодательством устанавливает и обеспечивает порядок оперативно-служебной деятельности подчиненных ему органов и т.д. Следовательно, функции таможенных органов указывают на то, из чего складывается повседневная деятельность рассматриваемых органов, в них как бы находит свое отражение содержание этой деятельности.

Каждая из функций, возложенная на таможенный орган, в свою очередь, может быть детализирована в функциях его структурных подразделений, а функции структурных подразделений подлежат дальнейшей детализации вплоть до определения функциональных обязанностей отдельных сотрудников.

С позиции науки управления все функции, осуществляемые таможенными органами, можно разделить на два вида: основные и функции управления (общие и специфические).

К основным функциям относятся те, ради осуществления которых собственно учреждена и действует государственная система таможенных органов. В соответствии с действующими нормативными актами и в пределах своей компетенции таможенные органы осуществляют следующие основные функции: [1]

1) осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль, создают

условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;

2) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

3) обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

4) обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

5) обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

6) ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;

7) осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле;

8) ведут таможенную статистику внешней торговли;

9) обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

10) осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

11) проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.

Основные функции реализуются всеми таможенными органами. Однако следует иметь в виду, что степень и формы реализации названных функций напрямую зависят от уровня управления, на котором находятся соответствующие таможенные органы.

Для реализации основных функций необходимо, чтобы в таможенных органах были созданы надлежащие условия и предпосылки их осуществления.

В свете рассматриваемых задач особая роль в деятельности таможенных органов принадлежит и эффективному осуществлению функций управления, определяющих сущность и содержание управления, о чем будет изложено в следующих главах.

Система таможенных органов РФ: основные функции и принципы их взаимодействия

Таможенными вопросами в стране занимается единая система таможенных органов, которые относясь к исполнительной власти, имеют конкретные цели формирования, осуществляют государственные исполнительно-распорядительные функции, а также наделены некоторой компетенцией, образуются вышестоящими органами управления подотчётны и подконтрольны им и несут полную ответственность за свою деятельность перед государством и гражданами.

Таможенный орган – это федеральный государственный орган исполнительной власти, который наделён специальной компетенцией в области таможенного дела и выполняет задачу содействия развития внешней торговли.

Важно отметить, что таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему, которая включает в себя:

  • ФТС РФ.
  • Региональные таможенные управления.
  • Таможни.
  • Таможенные посты.

Также стоит отметить, что таможенная система включает в себя учреждения, подведомственные непосредственно ФТС РФ, среди них таможенные лаборатории, учебные заведения, вычислительные центры и пр. Подведомственными ФТС РФ могут быть в том числе государственные унитарные предприятия, деятельность которых всячески способствует решению задач, которые возложены на таможенные органы.

Российская таможенная служба является одной из крупнейших в мире, она насчитывает порядка 70 тыс. сотрудников и состоит из 11 региональных таможенных управлений, 136 таможен и 708 таможенных постов. В структуру российской таможенной службы также входит Российская таможенная академия, которая признана Всемирной таможенной организацией как один из её региональных учебных центров.

В этой связи стоит подчеркнуть, что все звенья системы являются федеральными и не подчиняются органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и общественным объединениям. Любой нижестоящий таможенный орган находится в подчинении только по вертикали вышестоящим таможенным органам, которые, в свою очередь, контролируют его деятельность.

Места нахождения таможенных органов определяются на основе объёма пассажиро- и товаропотоков, транспортных организаций, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных регионов, потребностей, импортёров, других участников внешнеэкономической деятельности, а также некоторых других факторов. Зачастую, таможенные органы находятся в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, в помещениях, которые находятся в федеральной собственности.

В качестве федерального органа исполнительной власти, который осуществляет непосредственное руководство таможенным делом в РФ, выступает ФТС России. Данная служба находится в ведении Правительства РФ.

Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов, в том числе, компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению конкретных таможенных операций, в том числе регион деятельности таможенных органов определяются ФТС РФ.

Таможенная служба управомочена на создание специализированных таможенных органов, компетенция которых может быть ограничена исключительно правомочиями для выполнения лишь нескольких функций, которые возлагаются на таможенные органы, либо с целью совершения таможенных операций в отношении конкретных видов товаров. Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты осуществляют свою деятельность на основе положений, которые утверждены ФТС РФ.

Примечательно, что в систему таможенных органов входят также не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые учреждаются ФТС РФ с целью обеспечения деятельности таможенных органов.

Деятельность таможенных органов

В основе деятельности таможенных органов лежат несколько принципов: законности, равенства лиц перед законом, единства системы таможенных органов и централизованного руководства, профессионализма и компетентности должностных лиц, ясности, предсказуемости и гласности действий, единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности чрезмерных и неоправданных издержек, применения современных информационных технологий.

Таможенные органы Российской Федерации выполняют следующие функции:

  • Осуществляют таможенный контроль, создают условия, которые способствуют товарообороту через таможенную границу.
  • Производят взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, а также следят за правильностью исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры, которые направлены на принудительное взыскание налогов.
  • Обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через государственную границу.
  • Обеспечивают, если не предполагается иное в соответствии с законами РФ, соблюдение установленных в соответствии с международными договорами государств-членов ТС и законодательством РФ запретов и ограничений в отношении товаров, которые перемещаются через государственную границу.
  • Обеспечивают в пределах собственной компетенции защиту прав интеллектуальной собственности.
  • Принимает меры, которые подразумевают борьбу с контрабандой и другими преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, а также пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, которые находятся под угрозой исчезновения, их частей и деривативов, объектов интеллектуальной собственности, а также других товаров, кроме всего перечисленного, оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации.
  • Осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, которые относятся к перемещению товаров и транспортных средств через государственную границу.
  • Ведут учёт таможенных показателей и статистики внешней торговли, а также ведут специальную таможенную статистику.
  • Занимаются обеспечением выполнения международных обязательств РФ в сфере, которая касается таможенного дела, а также осуществляют сотрудничество с таможенными и другими органами в чьей компетенции находятся иностранные государства, международные организации, которые занимаются вопросами таможенного дела.
  • Осуществляют информирование и консультирование в сфере таможенного дела, а также обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам.
  • Проводят научно-исследовательские работы в сфере таможенного дела.

Основные полномочия ФТС России

На основе Положения, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 г. № 459, Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции, направленные на контроль и надзор в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой и другими преступлениями и административными правонарушениями.

К основным полномочиям Федеральной таможенной службы РФ относятся следующие:

  • Обеспечение в пределах собственной компетенции соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, которые перемещаются через таможенную границу.
  • Осуществление таможенного оформления и таможенного контроля.
  • Производство по делам об административных правонарушениях, проведение оперативно-розыскной деятельности и дознания.
  • Осуществление валютного контроля операций, которые относятся к перемещению товаров и транспортных средств через государственную границу.
  • Ведение реестров лиц, которые ведут деятельность в области таможенного дела.
  • Обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением, которого прямо ложится ответственностью на таможенные органы.
  • Осуществление функций главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, который предусматривает их содержание ФТС РФ.
  • Обеспечение участия РФ в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.

Согласно задачам, которые возложены на ФТС РФ, она обязаны выполнять и некоторые иные функции, которые связаны с совершенствованием экономических и организационных механизмов таможенной политики. Среди них повышение эффективности таможенного контроля, организация борьбы с контрабандой, а также иного рода преступлениями и правонарушениями, которые так или иначе посягают на деятельность таможенных органов. Здесь же можно отметить и принятие мер, которые направлены на защиту прав и интересов граждан, предприятий и организаций при осуществлении таможенного дела, а также с участием в деятельности международных организаций и развитием сотрудничества с таможенными органами иностранных государств. В этом контексте также следует упомянуть деятельность, связанную с созданием и развитием сети таможенных органов и обеспечением подготовки и переподготовки персонала, а также выполнение других функций и обязанностей согласно действующего законодательства.

Чтобы в полной мере реализовывать все функции ФТС РФ управомочен:

  • Создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные посты, специализированные таможенные органы.
  • Устанавливать регион деятельности таможенных органов.
  • Утверждать общие или индивидуальные положения о таможенных органах.
  • Взаимодействовать с государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, в том числе, с должностными лицами и гражданами как в РФ, так и за её пределами, а также запрашивать и получать у них документы и сведения, которые необходимы для выполнения возложенных на неё функций.
  • Создавать координационные и экспертные советы, посредством привлечения на договорной основе учёных и специалистов, в том числе зарубежных, с целью решения проблем организации таможенного дела, а также осуществлять издательскую деятельность.

Ограничение правоотношений в сфере таможенного дела

По причине введения ТК ТС полномочия ФТС РФ по регулированию правоотношений в сфере таможенного дела были несколько урезаны. ФТС РФ по-прежнему остаётся механизм реализации тех требований и ограничений, которые непосредственно установлены ТК ТС, порядок совершения действий при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, утверждения некоторых документов, используемых в таможенных целях, технические требования, которые нужны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства ТС.

Региональные таможенные управлениям включены в состав единой системы таможенных органов, непосредственно подчиняются ФТС РФ и одновременно осуществляют свою деятельность на части территории РФ, при этом они не всегда совпадают с её административно-территориальным делением. В непосредственном подчинении региональных таможенных управлений также находятся расположенные на территории их деятельности таможни, а также таможенные посты, помимо тех, которые подчиняются непосредственно ФТС РФ.

Региональное таможенное управление

Региональное таможенное управление – это управленческий орган, который самостоятельно не занимается таможенными процедурами.

Региональное таможенное управление занимается реализацией таможенной практики и контроля на региональном уровне. Среди компетенций данного органа следующие действия: разработка мер, которые концентрируются на сохранении единства таможенной территории; применение в регионе ограничений и запретов в отношении товаров и транспортных средств, которые перемещаются через таможенную границу; обеспечение кадрового, социально-бытового, финансового и материально-технического обслуживания деятельности подчинённых ему таможенных органов, а также взаимодействие с местными органами государственной сласти и органами местного самоуправления, а также осуществление иных функций, которые являются аналогичными функциям ФТС РФ с учётом объёма предоставленных ему полномочий.

Важно отметить, что помимо региональных таможенных управлений в системе таможенных органов функционируют специализированные региональные таможенные управления. Они решают задачи всех таможенных органов, но при этом не входят в его структуру центрального аппарата ФТС РФ. Среди них следующие: оперативно-поисковое управление, управление радиоэлектронной безопасности, управление специальных операций, а также центрально-экспертное криминалистическое управление.

В этой связи стоит отметить, что именно таможни являются нижестоящим звеном по отношению к регистрационным таможенным управлениям. Территория их деятельности определена ФТС РФ в соответствии с установленными правилами Минэкономразвития РФ и может не совпадать с административными границами субъектов РФ. В непосредственном подчинении таможен находятся таможенные посты, кроме тех, которые подчиняются непосредственно ФТС РФ. Чаще всего в региональное таможенное управление входит несколько таможен.

Таможни – это органы, через которые ввозятся в страну и вывозятся из страны все экспортируемые и импортируемые товары, а также багаж, почтовые отправления и другие грузы.

Кроме того, стоит отметить, что таможня представляет собой юридическое лицо, которое управомочено проводить весь спектр операций согласно установленным полномочиям, в том числе таможенное оформление и контроль, борьба с нарушениями таможенных правил, а также содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов РФ, юридических и физических лиц, лицензирование отдельных видов деятельности, обеспечение своевременного и полного перечисления в бюджет таможенных платежей, иных налогов и сборов и иные функции.

В качестве правоохранительного органа таможня реализует полномочия, которые связаны с исполнением законодательства об уголовной и административной ответственности за нарушение таможенных правил. В зависимости от расположения все таможни можно поделить на внутренние и пограничные. Учитывая их спецификацию и спецификацию проводимых операций, их можно классифицировать следующим образом: сухопутные, морские, речные, воздушные и пр.

Некоторые таможни являются специализированными и подчиняются непосредственно ФТС РФ, среди них следующие: Внуковская, Домодедовская, Центральная базовая, Центральная акцизная, Центральная (Кинологический центр ФТС России), Центральная энергетическая и Шереметьевская.

Таможенный пост – это низовое звено системы таможенных органов.

Определение территории деятельности таможенного поста, создание, реорганизация, ликвидация, в том числе, назначение начальника таможенного поста относятся к полномочиям руководителя регионального таможенного управления, помимо тех ситуаций, когда таможенных пост находится в непосредственном подчинении ФТС РФ.

Также стоит отметить, что таможенный пост представляет собой правоохранительный орган и может быть наделён статусом юридического лица. Таможенный пост уполномочен в полном объёме проводить таможенное оформление и таможенный контроль в определённом пункте или на конкретной территории. В тех случаях, когда он получил статус юридического лица, таможенный пост может выступать в качестве структурного элемента таможни. Примечательно, что распределение полномочий и особенности деятельности таможенных органов разного уровня определены положениями, которые утверждены руководителем ФТС РФ.

Характер деятельности сотрудников таможенных органов, который исключительно подчёркивает их правоохранительную функцию, определён Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ». Данный закон говорит о том, что служба в таможенных органах представляет собой вид государственной службы граждан РФ, осуществляющих профессиональную деятельность, направленную на реализацию полномочий таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов РФ.

В соответствии с законом о таможенном регулировании определены обязанности, правомочия и ответственность таможенных органов и должностных лиц, которые осуществляют таможенную деятельность.

Примечательно, что таможенные органы действуют взаимосвязано с различными государственными службами, которые исполняют свои специфические функции, которые одновременно соприкасаются с интересами обеспечения таможенного регулирования и по факту принимают участие в таможенном регулировании внешнеторговой деятельности. Среди них Федеральная пограничная служба, ФСБ России, прокуратуры, МВД РФ, а также органы, осуществляющие наркоконтроль и пр.

Таможня

Таможня – орган государственной власти, который отвечает за перемещение любых товаров, будь то коммерческие партии товаров, транспортные средства или вещи личного пользования через таможенную границу. К каждому товару, в зависимости от его вида или назначения, применяются определенные таможенные процедуры: таможенный транзит, выпуск для внутреннего потребления, экспорт, реэкспорт и другие. В настоящее время законодательством предусмотрено 17 видов таких процедур. Все они перечислены в Таможенном кодексе ЕАЭС (Евразийского Таможенного союза).

Глобальные задачи таможни – защита экономических интересов страны и содействие в обеспечении мер государственной и общественной безопасности. В рамках этих задач можно выделить основные функции таможни:

  • Контроль товарооборота через государственную границу и создание оптимальных условий для ведения бизнеса участникам внешнеэкономической деятельности.
  • Взимание предусмотренных законом пошлин и налогов.
  • Борьба с контрабандой и незаконным оборотом оружия, наркотиков и других запрещенных средств.
  • Взаимодействие с таможенными органами других государств, ведение статистики, информирование и консультирование населения по таможенным вопросам и т.д.

ВАЖНО ПОНИМАТЬ, что как бы не декларировались таможней свои функции, основной всегда была и остается – фискальная функция, иными словами приоритетом для таможни является деятельность, связанная с пополнением Федерального бюджета.

Кроме того, когда мы говорим о таможне, мы подразумеваем под этим термином ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ, так как все функции реализуют должностные лица таможенных органов, а таможня является составной частью структуры таможенных органов РФ.

Но для удобства в литературе для обычного пользователя используется термин «таможня».

Структура таможни

Официальное название Российской таможни – Федеральная таможенная служба России (ФТС). Как и любой госорган, ФТС представляет собой централизованную систему и состоит из ряда подразделений:

  • Центральный аппарат. Ядро федеральной таможенной службы. Находится в подчинении Министерства финансов РФ. Состоит из множества управлений: организационно-инспекторское, таможенного оформления и контроля, по борьбе с контрабандой и т.д. Территориально расположен в Москве.
  • Региональные таможенные управления – по одному на каждый федеральный округ. Всего их восемь.
  • Таможни . Подчиняются региональным таможенным управлениям. Как правило, располагаются в крупных городах и осуществляют контроль за деятельностью таможенных постов с установленными регионами деятельностью.
  • Таможенные посты. Именно на постах непосредственно осуществляется операции документального таможенного оформления и фактического таможенного контроля.

В свою очередь, таможенные посты делятся на:

а) пограничные, которые находятся на пропускных пунктах на границах с другими государствами.

б) внутренние, которые не привязаны к пропускным пунктам.

Также таможенные посты специализируются по видам транспорта: автомобильные, ЖД, морские и воздушные. Отдельные посты имеют статус юридических лиц, собственные расчетные счета и более широкий круг полномочий.

Таможенное законодательство

Россия является членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в который также входят Республики Беларусь и Казахстан, Киргизия и Армения. Сотрудники таможенных органов действуют в соответствии с положениями Таможенного кодекса ЕАЭС, который вступил в силу с 1 января 2018 года. Ранее его заменял Таможенный кодекс Таможенного союза, а еще раньше – Таможенный кодекс РФ. Оба документа уже утратили силу.

Таможенный кодекс ЕАЭС предусматривает единый порядок перемещения товаров через границы государств-членов союза. Его вступление в силу позволило оптимизировать большинство таможенных процедур с учетом отсутствия таможенной границ между указанными государствами. При этом государственные границы между ними не упразднены.

В частности, вместо письменного декларирования товаров применяется электронное, что значительно сокращает срок обработки деклараций и выпуска товаров в свободное обращение. Письменное декларирование актуально только для некоторых таможенных процедур – например, помещении груза под таможенный транзит.

Отдельные положения таможенного законодательства регламентируются Федеральным законом «О таможенном регулировании» № 289-ФЗ, который детализирует и разъясняет отдельные положения таможенного кодекса ЕАЭС, применительно к таможенным органам РФ.

Это два основных нормативных акта в области таможенного дела.

Таможенное оформление грузов

СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ, что все товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС (в т.ч. РФ) подлежат таможенному оформлению. Также эта процедура называется таможенной очисткой. Ее порядок регламентирован нормами Таможенного кодекса ЕАЭС и предусматривает строго определенный комплекс действий, различающихся в зависимости от таможенной процедуры. Например, при импорте товара из-за границы таможенная очистка включает прежде всего декларирование груза – подача Декларации на товары. Вступление в силу ТК ЕАЭС позволило максимально упростить этот этап – многие компании подают декларации в режиме онлайн самостоятельно, с использованием электронной цифровой подписи. Контроль декларации проходит в несколько этапов:

  • Контроль классификационного кода товара в соответствии с Товарной номенклатурой ЕАЭС.
  • Контроль мер нетарифных мер регулирования – разрешительный порядок ввоза товаров (соответствие товаров установленным Техническим регламентам, фитосанитарный контроль, ветеринарный контроль, лицензирование и др.)
  • Определение таможенной стоимости товара, она служит базой для исчисления всех налогов и пошлин.
  • Уплата таможенных платежей.
  • Выпуск товара в свободное обращение. Именно после принятия данного решения должностным лицом таможенного органа владелец товара может распоряжаться грузом без ограничений на всей территории ЕАЭС.

Необходимо отметить, что таможенные операции в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем могут совершать лица, обладающие правом владения (собственности) в отношении товаров, называемых ДЕКЛАРАНТАМИ (или их доверенные лица, находящиеся в их штате). В случае отсутствия специальных познаний для совершения таможенных операций, прежде всего декларирования, такие действия осуществляют специально уполномоченные государством юридические лица – ТАМОЖЕННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ, перечень которых можно уточнить на официальном сайте Федеральной таможенной службы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *