Зачем нужно среднее профессиональное образование
Перейти к содержимому

Зачем нужно среднее профессиональное образование

  • автор:

А зачем нужно СПО (средне- профессиональное образование) России XXI века? В классической модели. Мне интересно мнение сообщества ⁠ ⁠

Для начала, пожалуй, стоит отделить: последствия ломания дров с дровником и колодой, осуществленное Минобразования, которые в общую кучу дров отправили и классические советские техникумы и ПТУ, дискретирововав: идеи, рождённые ещё в 19м веке так и общий уровень образования личностей лет до 40. И вспомнить: с чего все начиналось и что пошло не так. Сиречь, где дрова, а где бывший дровник.

Что пошло не так?

Нарушена иерархия обучения. Можно вспомнить что ПТУ ставило себе в задачу подготовку рабочих, знающих правила выполнения технологических операций и процессов, выработку навыков и умение их применять на практике. В случае лиги электриков это: простые электромонтёры, операторы установок, слесари и т.п. То есть люди, уверенно, в полтретьего ночи собирающие пускатели, под руководством выстоящего персонала- схемы электроснабжения и прочия и прочия.

Следующая ступень — техникум. Люди, уже обученные не просто поставить в полтретьего ночи пускатель, но и ещё понять какого собственно черта он захандрил и не надо ли начать искать совсем другой пускатель и собственно говоря почему. То есть специалисты, которых пять лет то мордовозили по кульману, то заставляли что-то изобразить руками. Надеясь что с кульманом и библиотекой они лучшие друзья навек. Лет через 5-10 можно было стать мелкими демоном производства — мастера, энергетики участков и цехов, начальники рембаз и тому подобное или очень крепким специалистом — связисты, КИПиА.

Ну и вышка. Как выглядит этот пускатель знаешь только теоретически, но физику плазмы и поведение камеры дугогашения — в совершенстве. Большего и не нужно.

Где теперь дрова, а где дровник?!

Итак, рухнул Союз, WindowsME уже никто не помнит, девушкам 95 года рождения уже давно не 18, а Marwell не ассоциируется с легендарным процессором. И мы имеем следующий рынок вакансий, где:

ПТУ? Что это такое?!

Колледж/техникум? Иди канавы копай, бестолочь! Ещё специалистом себя называет.

Вышка? Ну гайки года три покрути, потом карьера у тебя попрет как на дрожжах. Если не уже. Если вдруг понадобится.

Если посмотреть рынок вакансий, то не побоюсь сказать что 98-99 процентов вакансий специалистов требуют вышку даже на стартовых позициях.

И вот, назревают вопросы:

Зачем вы прошли в техникум?

На основании современного спроса-предложения не возникало желание запихнуть диплом в печь и начать всё с нуля?

Какая сейчас по вашему мнению востребованность специалистов без ВО с получением дензнаков больше чем на прокорм хомячка?

Зачем оно сейчас нужно?

Не кажется что у нет даже обозримого будущего?

Как работодатель, через которого за два года прошли практику 40+ студентов техникума, могу сказать что спрос на рабочие профессии есть и он огромен. Но, как говорится, есть нюансы.

1. Устаревшие знания. Студенты автомеханики до сих пор учатся на советских макетах. Мне было дико слышать от студента, что они на втором курсе проходят конструкцию двигателя ваз 2106. Некоторые преподаватели пытаются дать современную терию, но материальной базы нет. Соответственно получаем выпускника с бесполезными знаниям. Если человек грамотный и целеустремлённый, то за пару лет практической работы он научится. Отсюда вытекает пункт второй;

2. Повальное неумение работать руками. Ни один из практикантов не умел пользоваться полуавтоматом, хотя сварочное дело они проходили. Но опять же в теории. Не беда, научим, было бы желание.

3. Нет желания работать. Совсем нет, никакого. Большинство пошло учиться «после 9го, т.к. школа заебала». Из сорока человек я предложил работу восьмерым, согласились трое, хотя зарплата при неполном рабочем дене более чем достойная для студента. (25к, Поволжье).

Я искренне надеюсь, что из этих троих получатся хорошие специалисты, но, через год они заканчивают учёбу и идут в армию. Придут ли они после — большой вопрос. Значит летом опять берём практикантов и ищем тех, кто действительно хочет работать и пытаемся сделать из них специалистов.

1. В России обязательное основное среднее образование (11 классов или до 18 лет надо учится). Куда идти балбесу, который не потянет 10 класс/которого не взяли в 10 класс?

2. СПО принимает без экзаменов, по среднему баллу аттестата

Результат — на одного толкового студента интересующегося профессией, где то 5-10 балбесов отсиживающих время.

Сама я с вышкой, но подруга закончила колледж градостроительный на архитектора и пошла работать в строительную фирму, внезапно, архитектором) и у нее все за-ши-бись, аж завидки берут))

Что вы знаете о Румынии?⁠ ⁠

Приветствую! Если вы давно смотрите мои подборки «Сегодня на планете Земля», то более-менее представляете себе предысторию. Если нет — вот кратко напишу.

Я — учитель географии. Последние 4 года работал в Нью-Йорке. В конце прошлого года график сна дочки установился так удачно, что часов в 20 вечера я уже был свободен и мог посидеть за ноутбуком. Но просто сидеть скучно — так появились подборки 🙂

Еще мы с братом вдвоем делаем Чемпионат России по географии. Шестой сезон будет по традиции в январе, если у вас есть дети школьного возраста (5-11 классы), обязательно им посоветуйте поучаствовать — это сложно, интересно и бесплатно для детей (для взрослых платно).

Вернемся ближе к теме поста. С 10 по 24 сентября я хочу провести географический онлайн-марафон про Румынию. Географический марафон имеет две цели. Первая — это попробовать новый для себя формат. Вторая — собрать деньги на другие свои проеты. В течение 14 дней мы с участниками рассмотрим Румынию со всех сторон. План видится примерно такой по дням:

1. Старт. Визитная карточка.

2. Общая информация. Географическая характеристика, история.

3. Румыния в мире.

4. Знаменитые румыны.

7. Неделя новостей.

15. Финал/итоги/обратная связь

Все вроде просто, но всяких интересностей набирается огромное количество. Вот, например, камбала и Румыния — как они связаны? 🙂

Что вы знаете о Румынии? Опрос, Нужно ваше мнение, Образование, Румыния, География, Онлайн-курсы, Анонс, Саморазвитие, Интересное, Длиннопост

Или вот, скажем, флаг:

Что вы знаете о Румынии? Опрос, Нужно ваше мнение, Образование, Румыния, География, Онлайн-курсы, Анонс, Саморазвитие, Интересное, Длиннопост

Все это дело будет проходить в Телеграме, в закрытом канале для участников. От нас информация в виде текстовых постов с иллюстрациями, картами, диаграммами, мемами, видеороликами и цыганскими танцами. От пользователей — зайти в удобное для себя время и посмотреть интересное. А еще будут задания. Все задумки раскрывать не буду, одну расскажу.

Вот, например, 9 день. Тема дня «Кухня». Самое очевидное — это приготовить национальное румынское блюдо. Но, если учесть, что в Румынии развито виноделие, то можно к этому блюду поискать и местное вино (это уже квест). А затем еще и поделиться с другими участниками и выбрать лучшее блюдо. Мне кажется, звучит интересно. И, конечно же, задания выполнять не обязательно — все по желанию.

Дальше такой момент — чтобы марафон состоялся и всем было интересно, нужен некоторый критический минимум участников. Я для себя решил, что это 20 человек. При таком количестве у меня будет возможность дать каждому необходимое внимание, получить объективную обратную связь (не забывайте — делаю такое в первый раз). У участников будет чувство коллективного дела и дух соревнования (не забывайте про задания).

Ну и про финансовую составляющую. Я решил, что 1000 рублей за двухнедельный марафон — нормальная стоимость. Несколько человек уже записались, но пока 20 еще нет.

Сам себе задаю вопросы такие.

Зачем это нужно участнику? Ну, узнать новые для себя интересные факты, попробовать новый вариант досуга.

Зачем платить, если все и так есть в Интернете? Есть, конечно. Мы и сами при подготовке все берем из Сети. Но, во-первых, надо знать, где искать. А во-вторых, ну мало кто целенаправленно полезет изучать историю города Сибиу и как это связано с современной Румынией и причем там вообще немцы. А тут все в концентрированной форме, отобранное специально для вас — бери и узнавай.

3. Зачем это мне? Ну, мне это просто интересно (люблю географию с детства и до сих пор). Плюс это возможность какие-то средства заработать и потратить их на реализацию более глобальных проектов. Например, моего лекционного тура.

Про лекции я тут постоянно пишу в последних постах (извините, если уже поднадоел). Да, я хочу ездить по стране и проводить географические лекции в школах или где еще получится. Мне кажется, что в регионах дефицит подобных событий и что это будет интересно детям. Чтобы свою гипотезу проверить, я уже договорился о 6 лекциях в сентябре. Но, очевидно, что кроме желания это делать, нужны деньги. Со школ их не возьмешь, тратить свои (помимо времени на подготовку) — довольно странно, поэтому мне кажется неплохой идеей организовать сбор, тем более, это сделать легко теперь. Вот он:

Да, вы можете взнос за марафон перевести в качестве доната. То есть, и себе приобрести новые знания, и хорошее дело поддержать.

Напишите в комментариях ваше мнение и о марафоне, и о лекциях. Открытый диалог и конструктивная критика всегда приветствуются.

Спасибо за внимание, увидимся!

Результаты Учебного исследования пикабушников на тему «РЕЛИГИОЗНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ»⁠ ⁠

Два месяца назад я попросила пользователей принять участие в опросе. С обещанием опубликовать результаты к 1 июня. Каюсь. Сдалась на все пятерки, но к первому не опубликовала. Исправляюсь. Делаю отчет в картинках.

Результаты Учебного исследования пикабушников на тему «РЕЛИГИОЗНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ» Исследования, Студенты, Пикабу, Религия, Наука и религия, Опрос, Социология, Образование, Экзамен, Белгу, Соцопрос, Длиннопост

Это был первый блинчик, и спасибо большое всем, кто не только прошел опрос, но и конструктивно покритиковал. Тема будет продолжаться, в будущем учту!

Выкладываю основное, если кому-то интересно всю работу целиком — я выгрузила сюда в доступ.

Актуальность исследования

В Российской Федерации созданы беспрецедентно благоприятные условия для обеспечения свободы религиозного самоопределения граждан. В законодательном порядке и судебной практике закреплено право на защиту религиозных убеждений, вне зависимости от конфессиональной принадлежности. В учебных заведениях в обязательном порядке ведется просветительская работа по обеспечению бесконфликтного взаимодействия различных культур и вероисповеданий. В общественных местах определяются места для исполнения религиозных ритуалов. При этом, по мнению автора исследования, остается малоизученным вопрос о вовлеченности населения в религию, о том, как меняется отношение россиян к вере и религии. Изучение этого вопроса крайне важно проводить на регулярной основе, а результаты учитывать при долгосрочном планировании социально-культурной жизни общества, корректировке демографической политики, планов по социальному обеспечению граждан и идеологических программ.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что на данный момент многие вопросы религиозности воспринимаются обществом и ответственными руководителями априорно, без оглядки на конкретные исследования. К примеру, принято считать, что уровень религиозной самоидентификации в России достаточно высокий: с христианством, православием в опросах ФОМ и ВЦИОМ устойчиво себя отождествляет порядка 65% опрошенных. Нет информации о возможности сохранить полную анонимность для респондентов. В данных опросах не ставился вопрос о внеконфессиональных верующих. Более того, на момент данного исследования не удалось найти результатов масштабных исследований за последние пять лет, а период с 2020 по 2023 год для многих стал временем пересмотра убеждений и личностных установок. Таким образом, на фоне исторически значимых общественно-политических событий нельзя считать, что мы располагаем всем необходимым объемом информации о такой важной части жизни российского общества.

Проблема данного социологического исследования заключается в изучении достоверности декларируемого отношения активных пользователей сети Интернет к религии и мистике.

Тип выборки

Предложение пройти опрос получили сперва участники рабочего чата, из 19 прошли опрос 13. Затем предложение пройти опрос получили пользователи популярного интернет-портала Пикабу. За время опроса было зафиксировано 9530 просмотров страницы, посвященной исследованию, в опросе приняли участие 256 человек (2,68%). Ежедневно на сайт Пикабу заходит в среднем 1 млн человек из Российской Федерации, аудитория сайта на 80% состоит из российских пользователей. Таким образом, можно считать участников опроса либо жителями России, либо лицами, хорошо знакомыми с Россией, образом жизни, культурным кодом.

Возраст респондентов.

В исследовании приняли участие только совершеннолетние респонденты.

Результаты Учебного исследования пикабушников на тему «РЕЛИГИОЗНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ» Исследования, Студенты, Пикабу, Религия, Наука и религия, Опрос, Социология, Образование, Экзамен, Белгу, Соцопрос, Длиннопост

Как видно из диаграммы, наибольшую активность проявили лица в возрасте 35-50 лет – 46,1% опрошенных.

Результаты Учебного исследования пикабушников на тему «РЕЛИГИОЗНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ» Исследования, Студенты, Пикабу, Религия, Наука и религия, Опрос, Социология, Образование, Экзамен, Белгу, Соцопрос, Длиннопост

Мужчины и женщины практически в равной степени заинтересовались опросом.

Уровень образования.

Результаты Учебного исследования пикабушников на тему «РЕЛИГИОЗНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ» Исследования, Студенты, Пикабу, Религия, Наука и религия, Опрос, Социология, Образование, Экзамен, Белгу, Соцопрос, Длиннопост

Наибольшую активность проявили респонденты с высшим образованием – более 80% опрошенных. Согласно данным медиа-кит ресурса Пикабу, аффинитивность пользователей с высшим образованием составляет 149,3, т.е. число лиц, обладающих высшим образованием в выборке на сайте будет на 49% выше, чем в стандартной случайной выборке.

Сфера деятельности.

Результаты Учебного исследования пикабушников на тему «РЕЛИГИОЗНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ» Исследования, Студенты, Пикабу, Религия, Наука и религия, Опрос, Социология, Образование, Экзамен, Белгу, Соцопрос, Длиннопост

Так как у респондентов была возможность указать собственный вариант ответа, мы получили 47 различных вариантов. Наибольшую активность проявили специалисты в области науки и образования – 18,6%, сферы новых технологий – 17,1%, а также учащиеся и работники сферы производства и сельского хозяйства – по 16%. Из этого можно сделать вывод, что вопросы веры и религиозности привлекают тех, чья деятельность подразумевает постоянный процесс познания и обучения.

Религиозность

Для целей интерпретации данного исследования принимается, что регулярное посещение богослужений является важным атрибутом принадлежности к религиозной организации.

Результаты Учебного исследования пикабушников на тему «РЕЛИГИОЗНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ» Исследования, Студенты, Пикабу, Религия, Наука и религия, Опрос, Социология, Образование, Экзамен, Белгу, Соцопрос, Длиннопост

На вопрос, как часто вы посещаете богослужения, большинство респондентов ответили «никогда» — 79.9%. Только 1,5% (4 человека) указали, что посещают богослужения регулярно.

Считаете ли Вы себя верующим человеком и, если да, какую веру Вы исповедуете?

Результаты Учебного исследования пикабушников на тему «РЕЛИГИОЗНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ» Исследования, Студенты, Пикабу, Религия, Наука и религия, Опрос, Социология, Образование, Экзамен, Белгу, Соцопрос, Длиннопост

Чуть более половины опрошенных – 53,9% указали, что не являются верующими, а большинство верующих отнесли себя к внеконфессиональным верующим. Среди тех, кто указал конфессиональную принадлежность, заметно большое количество указали «христианство, православие» — 14,1%. Всего о своей принадлежности к той или иной вере сообщили 65 человек (24.16% опрошенных). 58.46% из этого числа указали православие. По данным ВЦИОМ от 2010 г православными себя назвали 75% россиян, а по данным Левада-Центр[1] от 2022 года – 71%, что указывает на общие тенденции в общественном мнении.

Можно ли сказать, что Ваши религиозные воззрения сформировались под влиянием членов семьи, родственников?

Результаты Учебного исследования пикабушников на тему «РЕЛИГИОЗНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ» Исследования, Студенты, Пикабу, Религия, Наука и религия, Опрос, Социология, Образование, Экзамен, Белгу, Соцопрос, Длиннопост

Большинство опрошенных (56,9%) указали, что их религиозные воззрения отличаются от принятых в семье, что можно интерпретировать как снижении роли преемственности поколений в вопросах религиозности.

Отношение к суевериям и магии описаны в двух вопросах. В октябре 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные исследования, согласно которых треть опрошенных (36%) признается, что считает определенных людей способными наводить порчу, сглаз и пр., из них четверть (27%) заявили, что сталкивалась с его проявлениями лично. Не верили в колдовство 41%, а 23% не могут сказать определенно. Более актуальных результатов в открытом доступе не предоставлено.

В опросе респонденты ответили, считают ли себя суеверными.

Результаты Учебного исследования пикабушников на тему «РЕЛИГИОЗНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ» Исследования, Студенты, Пикабу, Религия, Наука и религия, Опрос, Социология, Образование, Экзамен, Белгу, Соцопрос, Длиннопост

Результаты Учебного исследования пикабушников на тему «РЕЛИГИОЗНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ» Исследования, Студенты, Пикабу, Религия, Наука и религия, Опрос, Социология, Образование, Экзамен, Белгу, Соцопрос, Длиннопост

Из диаграмм видно, что большинство опрошенных так или иначе существование суеверий допускают – 47,6% самостоятельно создают личные приметы и 9,7% следуют приметам.

Количество участников данного опроса, кто допускает негативное сверхъестественное воздействие, и тех, кто лично столкнулся со сглазом, порчей и т.п., среди опрошенных достаточно велико – в сумме – 42,8%.

Интерес к духовным традициям и практикам сложно оценить в ограниченном поле вопросов из-за слишком широкого понимания в обществе самого термина «духовность» и слишком большого числа толкований. Для нужд данного исследования варианты ответов были максимально конкретизированы.

Результаты Учебного исследования пикабушников на тему «РЕЛИГИОЗНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ» Исследования, Студенты, Пикабу, Религия, Наука и религия, Опрос, Социология, Образование, Экзамен, Белгу, Соцопрос, Длиннопост

В результате опроса большинство респондентов указали полное равнодушие к изучению норм и традиций религии (61.7%). Пятая часть опрошенных (22,7%) интересуются религией как культурным явлением.

Могли бы Вы в данный момент стать приверженцем какого-либо религиозного направления?

Результаты Учебного исследования пикабушников на тему «РЕЛИГИОЗНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ» Исследования, Студенты, Пикабу, Религия, Наука и религия, Опрос, Социология, Образование, Экзамен, Белгу, Соцопрос, Длиннопост

Абсолютное большинство опрошенных полностью отвергли возможность принятия той или иной религии – 57,6% не готовы присоединятся к религиозным группам, а 32,3% — позиционируют себя как атеистов. Число тех, кто готов вступить в религиозную общину для получения социальных бонусов (по просьбе близкого человека (0,7%) или для продвижения по карьерной лестнице (2,2%)) ничтожно мало.

Как вы относитесь к «новым религиозным движениям»?

Результаты Учебного исследования пикабушников на тему «РЕЛИГИОЗНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ» Исследования, Студенты, Пикабу, Религия, Наука и религия, Опрос, Социология, Образование, Экзамен, Белгу, Соцопрос, Длиннопост

Исходя из результатов опроса, ответы на вопрос об отношении к новым религиозным движениям выглядят более чем предсказуемо. Большинство опрошенных не проявляют интереса к духовным поискам и изучению религий, и, закономерно, не интересуются новыми религиозными движениями – 37,2%. 17,1% подозревают новые религиозные движения в корысти. В комментариях к опроснику были заданы вопросы о том, что именно следует понимать под «новыми религиозными движениями», но, как показал анализ источников, ни в российском правовом поле, ни в мировой практике точных критериев для отнесения религиозных групп к новым не закреплено.

[1] МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ АНО «ЛЕВАДА-ЦЕНТР»

[2] Более четверти респондентов выбрали вариант «Терпимо! Я за свободу вероисповедания и культурное разнообразие».

Краткие выводы

Таким образом, исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что роль религиозной принадлежности на данный момент в Российской Федерации излишне переоценивается. При реализации государственных функций и долгосрочном планировании, разработке стратегий развития социальной сферы, работе по информированию населения и обратной связи (ведение соцсетей, пропаганда, отладка патриотической работы, расстановка акцентов в информационных сообщениях) следует учитывать, что отсылки к религиозной традиции в подавляющем большинстве случаев не будут иметь на целевую аудиторию ожидаемого влияния.

В процессе исследования часть респондентов воспользовались возможностью прокомментировать анкету-опросник и указали, что вопросы не позволили им в достаточной мере описать свою позицию по данным вопросам, сочли недостаточно развернутыми пояснения к терминам и отсутствие необходимых вариантов. Из чего можно сделать вывод о том, что составление опросников для массовых исследований само по себе требует глубокого изучения вопроса.

Почему образование лучше начать в колледже, а продолжить в вузе

Участникам форума предложили всерьез задуматься, как выстроить личную образовательную стратегию.

На съезд юных умников, уже обдумывающих и даже реализующих собственные проекты, в этом году приехали более 400 ребят и их наставников из многих регионов России. Кроме того, еще пять тысяч человек онлайн подключались к проходившим в рамках форума тренингам, мастер-классам, вебинарам, мотивационным дискуссиям. Многие из этих дискуссий так или иначе касались насущной для будущих выпускников школ темы выбора дальнейшего образовательного пути, причем не только собственно специальности, но и типа учебного заведения, где ее можно получить.

— В Ярославле я посетил один из местных колледжей, где познакомился с инфраструктурой, оснащением. Побывал в лабораториях с современнейшим оборудованием. Например, мне показали 3D-сканер самого последнего поколения, каких, по словам коллег, даже на промышленных предприятиях пока немного, — рассказал ребятам заместитель министра просвещения РФ Денис Грибов. — Мы провели на нем экспериментальное сканирование помещения, в котором находились, получив его размеры и размеры всех находившихся там объектов с погрешностью от одного до пяти миллиметров. И это заняло 40 секунд. Более точное сканирование заняло бы немного больше времени. Это к вопросу о том, насколько быстро развиваются технологии. Сегодня в отраслях экономики происходит фундаментальное обновление и материально-технической базы, и средств труда, отрасли делают большой запрос на соответствие кадров тем условиям, которые созданы.

По словам замминистра, сегодня среднее профессиональное образование подчас дает выпускникам тот уровень квалификации, который еще вчера соответствовал планке высшего образования.

— Сегодня оператор станка с ЧПУ — это, по сути, программист, который закладывает в станок программу, и тот работает в трех проекциях, вытачивая деталь с точностью до 0,1-0,3 микрона. Это уникальная, тонкая работа, — подчеркнул Денис Грибов.

Тем не менее большинство ребят, когда их спросили, что они выберут для поступления — колледж или вуз, назвали второе. Аргументировали этот выбор все по-разному, но основными доводами против колледжа были такие: среднее профобразование менее престижно, при поступлении в эти учебные заведения, куда сейчас подчас тоже уже очень большой конкурс, учитывается средний балл аттестата. То есть по всем предметам желательно иметь хорошие отметки, тогда как для сдачи ЕГЭ можно сосредоточиться лишь на нескольких нужных (хотя многие идут в СПО как раз, чтобы не сдавать ЕГЭ, — это тоже факт). Но главное — работодатели, по мнению старшеклассников, в перечне предъявляемых к соискателю требований часто указывают именно высшее образование. Были и такие откровения:

— Почему огромное число людей не хотят поступать в СПО, а хотят в вуз? Да потому что, честно признаемся, мы все хотим ничего не делать, но получать много денег. Мало кто хочет работать физически и реальным физическим трудом зарабатывать себе на жизнь, — заявил молодой человек, приехавший на форум из Москвы. — Мы хотим сидеть в кабинете, ничего не делать, но хорошо зарабатывать. Это одна из главных причин, по которой мы идем в вузы.

Практик с дипломом вуза

По мнению председателя комиссии по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Общественной палаты РФ Натальи Кравченко, отношение к СПО как к не очень привлекательному образовательному формату изменилось пять — семь лет назад благодаря развитию движения WorldSkills и тому, что в колледжах заметно улучшилась материально-техническая база, появилось современное оборудование, туда пришли специалисты из реального сектора экономики. Кроме того, сейчас реализуется федеральная программа «Профессионалитет», которая еще плотнее соединяет СПО с работодателями, делая среднее профобразование максимально предметным и практико-ориентированным.

— На мой взгляд, если к девятому классу человек определился и понимает, чем хочет заниматься, то СПО можно рассматривать в том числе и как ступень к получению высшего образования, — считает эксперт. — Человек может пойти в колледж, который готовит специалистов-практиков, погрузиться в выбранную сферу деятельности, а потом уже для себя решить, нужно ему вообще высшее образование или нет.

Проректор по молодежной политике Московского государственного университета пищевых производств Владимир Шутенко с коллегой согласен. Более того, он убежден, что «самые уникальные специалисты получаются именно из выпускников колледжей, которые потом перешли в университет».

— Это так называемые интегрированные образовательные программы, — поясняет эксперт. — То есть человек на уровне СПО получает рабочую профессию, а высшее образование готовит управленцев. Но хорош тот управленец, который может все сделать своими руками. В этом и состоит уникальность этих программ. Потому что руководить каким-либо процессом и при этом не знать на практике, как, например, восстанавливается кирпичная кладка либо каким образом замесить тесто, — это не совсем верный подход. Поэтому я рекомендую идти после девятого класса в СПО, но нацеливаться таким образом, чтобы потом продолжить учиться и развиваться в вузе. Именно таких специалистов наши предприятия-партнеры забирают сразу после выпуска.

Не в ущерб настоящему

Более того, заместитель директора Центра Национальной технологической олимпиады НИУ ВШЭ Игорь Барсуков вообще считает, что противопоставление среднего и высшего профобразований — искусственное.

— На самом деле никакого противопоставления нет, — говорит он. — Все зависит от того, чего молодой человек хочет. И самое плохое, что может произойти, — если он свой выбор будет делать неосознанно, просто для того, чтобы, как говорят, пересидеть. Очень плохая жизненная стратегия — к чему-то готовиться в ущерб настоящему.

Все взрослые и статусные участники дискуссии посоветовали ребятам выбирать профессию, «слушая сердце».

— Самое грустное и обидное — спустя четыре-пять лет учебы в вузе понять, что профессия неинтересна и работать по специальности желания нет. Поэтому нужно слушать сердце, быть в гармонии с собой. Главное — это осознанный выбор, — согласен с коллегой заместитель начальника департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Александр Збарский.

По словам управляющего директора Фонда гуманитарных проектов Ивана Есина, на самом деле в современном мире профессиональные траектории могут быть совершенно разными, но «те, кто пойдет в СПО, точно не ошибутся», потому что в стране сейчас ощущается огромная нехватка таких специалистов.

— Статистика показывает, что во многих регионах есть спрос в первую очередь на рабочие профессии — это примерно 70 процентов вакансий. И только 30 процентов составляют служащие. При планировании индивидуальной траектории, при выборе вуза или СПО это тоже необходимо учитывать, — подчеркивает эксперт. — Мы недавно подготовили специальный профориентационный сериал, где собрали очень интересных ребят-блогеров, которые начинали и как блогеры, и как представители каких-то профессий. Один из них, например, сварщик. И на данный момент жизни это совершенно счастливый человек, потому что он создал свою собственную компанию, они занимаются сваркой по всей стране, зарабатывают очень большие деньги — я даже не буду говорить, какие. Но он окончил колледж. А другой молодой человек выучился на повара, и к 29 годам он стал обладателем звезд Мишлен. Это его собственная траектория в СПО. Он тоже состоявшийся, мотивированный и потрясающий человек.

Эксперт посоветовал тем, кто не слышал о том, как СПО изменилось за последние годы, очень внимательно к нему присмотреться.

Иван Есин, управляющий директор Фонда гуманитарных проектов, руководитель проекта «Билет в будущее»:

Что дает среднее профессиональное образование

Учеба в рамках СПО пользуется спросом среди выпускников 9-го и 11-го класса. Абитуриенты выбирают учебные заведения по специализации, правилам приемных кампаний, контрольным цифрам приема и доппрограммам для студентов. Перед принятием решения остаться в школе, поступить в вуз или колледж стоит узнать, что дает среднее профессиональное образование и почему ежегодно спрос на специалистов с СПО растет.

Что такое СПО

Среднее профессиональное образование (СПО) – уровень профподготовки на базе 9-го, 11-го класса школы или начального профообразования, позволяющий освоить специальность, не требующую обязательного наличия вышки.

В системе ссузов выделяют три варианта учебных учреждений:

Училища

Образовательные организации, позволяющие получить рабочую специальность и начальные квалификационные разряды. Уровень подготовки выпускников – начальное профессиональное образование.

  • Парикмахер;
  • Повар;
  • Швея;
  • Дворник;
  • Маляр;
  • Каменьщик и другие.

Обучение характеризуется уклоном в сторону практической подготовки с минимальными затратами учебных часов на общегуманитарные, социально-экономические и общественные дисциплины.

Техникумы

Организации СПО, специализирующиеся на подготовке профессионалов в области рабочих специальностей, выпускающие студентов с высокими квалификационными разрядами (3 и более).

  • Бетонщик;
  • Арматурщик;
  • Сварщик;
  • Слесарь;
  • Токарь;
  • Автомеханик;
  • Электромонтер;
  • Делопроизводитель.

Студенты изучают расширенный по сравнению с НПО перечень компетенций.

Колледж

Модернизированный вариант среднего специального образования, включенного в образовательную системы бывшего СССР, объединивший качественную теоретическую и практическую подготовку по профессии.

Именно колледжи позволяют получить качественную подготовку в рамках СПО. Данная ступень образования охватывает инновационные и высокотехнологичные компетенции, позволяющие выпускникам реализоваться в престижных отраслях промышленности и торговли. Обучение позволяют освоить общепредметные и специализированные ключевые дисциплины на уровне, достаточном для легкого дальнейшего поступления в вуз и продолжения учебы по специальности по сокращенной программе.

Современные факультеты колледжей:

  • Киберспорт;
  • Умные города;
  • Комиксы;
  • Комьюнити-менеджмент;
  • Робототехника;
  • Геймдизайн;
  • Реклама;
  • Музыкальная индустрия;
  • HoReCa;
  • Бизнес и технологическое предпринимательство.

Преимущества среднего профессионального образования

Проще поступить

Востребованных профессиональных направлений в рамках СПО не меньше, чем актуальных программ высшего образования. При этом конкурсный отбор и правил поступления в колледжи и техникумы меньше.

Абитуриенты зачисляются на общих основаниях по среднему баллу аттестата. Предоставлять результаты ОГЭ или ЕГЭ для поступления будущим специалистам не требуется.

Ряд колледжей при зачислении на специальность с высоким конкурсом проводит дополнительный учет результатов ЕГЭ по профильному предмету, с целью отбора лучших поступающих, набравших одинаковые средние баллы аттестата.

Для поступления в ссуз по определенным направлениям подготовки по профессиям моет проводиться внутренний отбор будущих студентов, состоящий из:

  • Устного собеседования по 1 – 2 профильным предметам;
  • Творческих просмотров талантов абитуриентов;
  • Конкурса портфолио и авторских проектов;
  • Сдачи спортивных нормативов.

В целом, поступить в колледж гораздо проще, чем в институт, а диплом ссуза котируется не меньше документа об образовании вуза.

На СПО меньше учиться

Общая длительность обучения зависит от выбранной профессии и места учебы. Рабочие профессии в техникумах в рамках среднего профессионального образования требуют изучения компетенций 2 – 3, 5 года. С полученным СПО проще поступить на технические и инженерные факультеты вузов.

Учеба в колледже до получения диплома занимает 1 год 10 месяцев – 2 года 10 месяцев для выпускников после 11-го класса, 3 года 10 месяцев – 4 года для девятиклассников.

Для сравнения, обучение в вузе по программе бакалавриата занимает 3,5 – 4,5 года минимум, по специалитету 4 – 6 лет. Продолжение учебы в магистратуре для получения следующей ступени образования потребует еще 2 года.

Можно поступить в вуз без ЕГЭ

Выпускники колледжей и техникумов, прошедшие обучение по программам СПО могут продолжить профподготовку в вузе по одноименной или новой специальности.

Общие правила зачисления в университеты характеризуется конкурсом по сумме баллов за ЕГЭ по профильным предметам. Абитуриентам ссуза для получения высшего ПО и поступления в ВУЗ сдавать единый госэкзамен по всем дисциплинам не обязательно. Будущие специалисты предоставляют сертификат ГИА только по русскому языку. Остальные предметы экзаменуются на внутривузовской аттестации. Форматы экзаменации в высших учебных заведениях:

  • Устные ответы по билетам;
  • Выполнение письменных заданий;
  • Тестирование;
  • Сдача практических навыков.

Знания оцениваются преподавательской комиссией высшего учебного заведения по 100-балльной школе и суммируются с цифрой в сертификате ГИА, для составления единой рейтинговой таблицы поступающих.

Будущие специалисты с дипломами ссузов, желающие продолжить обучение по первичной специализации имеют возможность подать заявление на автоматический перезачет дисциплин, освоенных ранее. При совпадении учебной нагрузки обучение ведется по сокращенной программе.

Возможность в дальнейшем получить вторую профессию

Расширить профессиональные знания и навыки после обучения можно на специализированных курсах или в рамках поучения ВПО.

Курсовая подготовка позволят получить новую или смежную специальность в максимально короткие сроки. Единственный минус данной формы обучения – получение после курсов удостоверения или сертификата, а не диплома.

Выпускники ссузов могут поступить в вуз на бюджет по любому направлению, вне зависимости от наименования профессии освоенной в рамках СПО, что позволяет профессионалам получить сразу две разные профессии.

Наличие стипендии

Учащиеся, демонстрирующие таланты к учебе, сдавшие сессии на «хорошо» и «отлично» получают стипендии. Средний размер материальной выплаты составляет 928 рублей. Дополнительные меры господдержки предусматривают также выплату социальных стипендий и материальное стимулирование лучших учеников в формате губернаторских и президентских стипендий. Целевики, участвуют в отдельной программе обучения и получения дополнительных денежных начислений от будущих работодателей.

Получение СПО дает возможность выпускникам 9-го и 11-го класса получить престижную и востребованную профессию, после обучения раньше приступить к трудовой деятельности и накоплению стажа и до 25 лет получить 2 и больше разных специальностей.

Среднее профессиональное: кто и зачем поступает в колледж

Фото: Unsplash

Об авторе: Наталья Рощина, руководитель Всероссийского учебно-тренировочного центра профессионального мастерства «Парк Будущего» Всероссийского детского центра «Смена».

Кто поступает в колледжи?

По данным опроса SuperJob в 2021 году только 43% родителей вчерашних школьников, говорили, что их дети собираются поступать в вуз, против 80% в 2010 году. При этом каждый пятый опрошенный (21%) сообщил, что их ребенок намерен поступать в среднее профессиональное учебное заведение. Это заметно больше, чем десятилетие назад, когда учиться в техникумах и колледжах собирался лишь каждый десятый выпускник.

Мнение, что в колледжи идут только те ребята, которые слабо учатся в школе, уже не имеет под собой жестких оснований. Конечно, поступление в техникум освобождает ребенка от необходимости сдавать ЕГЭ (конкурсный отбор проходит на основании среднего балла аттестата по профильным предметам), а родителей — от трат на репетиторов. Но дело не только в этом. У современных подростков нет культа высшего образования, они прагматичней родителей и не видят прямой зависимости между дипломом о высшем образовании и уровнем заработной платы, который они получат с его помощью. Их цель — реальная профессия и ускоренный выход на рынок труда. Обучение в колледжах и техникумах короче, а стоимость платного обучения — ниже на 30–50%. К тому же сеть среднего профессионального образования (СПО) шире вузовской. Это особенно важно для жителей отдаленных регионов России и жителей малых городов, так как для них довольно дорого приезжать на сессии два раза в год при получении заочного образования или переезжать на новое место жительство для очного обучения.

Фото:Unsplash

Выбор специальности

В первую очередь нужно обратить внимание на предпочтения и способности ребенка. Можно пройти профориентационное тестирование онлайн или в специализированном центре. Во многие школы сегодня приходят педагоги из колледжей. Они рассказывают о своем учебном заведении, приглашают на экскурсии на предприятия, знакомят с профессией. Хорошо зарекомендовали себя профильные смены в детских центрах и лагерях. Можно отправить ребенка на летний отдых, где его познакомят с рабочими профессиями и дадут попробовать себя в деле на современном оборудовании. В ВДЦ «Смена», например, участники некоторых образовательных программ посещают профориентационные занятия-экскурсии в Центре профессий «Парк Будущего».

Жителям аграрных регионов стоит присмотреться к аграрным же специальностям. Потребность в кадрах там постоянно растет.

Траектория поступления

Когда определились с направлением, надо посмотреть, какие колледжи и техникумы есть в вашем регионе. Родители подростков, особенно поступающих после 9-го класса, не очень любят отпускать их далеко от дома. По возможности, лучше выбрать несколько учебных заведений, с разным уровнем требований, чтобы создать «запасной аэродром».

Принимая окончательное решение, проверьте, входит ли колледж в программу «Профессионалитет». В 2022 году в нее вошло 70 средних профессиональных заведений. Полный список есть на сайте «Профессионалитета» в разделе «Где учиться». Можно просто поискать там выбранный колледж, а можно ориентироваться на этот список, если не очень понятно, куда именно поступать.

Что такое «Профессионалитет»

«Профессионалитет» — это новая экспериментальная программа подготовки кадров, которая стартует в России 1 сентября 2022 года. Подразумевается, что через два года она будет принята повсеместно, а сейчас ее тестируют в действии. Главных нововведений — три:

  • обучение станет интенсивнее и короче, это сократит затраты из госбюджета и позволит быстрее выпускать кадры на рынок труда;
  • в учебных заведениях будут создаваться разнообразные центры молодежных инициатив;
  • в сам процесс обучения начнут плотно включаться предприятия и представители профессиональных обществ.

Подготовка к старту программы «Профессионалитет»

Еще до начала программы предприятия могли сформировать запрос на конкретные компетенции и помогать улучшать технологическую базу. Так, например, произошло с Анапским сельскохозяйственным техникумом. Здесь и раньше работали с партнерами («Абрау-Дюрсо», «Кубань-Вино») — отправляли студентов на практику и водили школьников на экскурсии. Теперь эта коллаборация станет еще серьезнее и в техникуме ждут полной «перезагрузки» образовательной системы. В частности — сокращения технологического разрыва между учебным оборудованием и тем, с которым выпускники встречаются на производстве. Предприятия охотно откликнулись и предложили организовать несколько новых мастерских, например, мастерскую винификации, то есть производства вина. Теперь в техникуме появится мини-завод, где студенты не в теории, а на практике будут отрабатывать технологии бродильного производства.

Иван Чернышов, директор Анапского сельскохозяйственного техникума:

«Еще у нас появится мастерская почвоведения и земледелия. Агрономы-технологи будут проводить полный анализ почвы и воды для того, чтобы рекомендовать, какой сорт винограда лучше всего посадить в этой местности. Предприятие «Кубань-Вино» выходит с инициативой создания новой специальности — энология. Предлагают готовить энологов — специалистов, которые занимаются оценкой виноградников, пробой почвы, воды и вина. То есть, как агроном, этот специалист рекомендует тот или иной сорт винограда для посадки, а затем отслеживает результат вплоть до получения конечного продукта — вина».

Чтобы справляться с новыми методологическими вызовами, в частности, с увеличением учебной нагрузки студентов, классные руководители (кураторы) Анапского сельскохозяйственного техникума прошли курсы по организации воспитательной работы на базе ВДЦ «Смена». В программе — практики тайм-менеджмента, разрешение конфликтных ситуаций, основы публичных выступлений. Всего участниками программы «Профессионалитет» станут 3,4 тыс. педагогов со всей России.

Жизнь после колледжа

По замыслу программы, «Профессионалитет» должен по максимуму сблизить будущие кадры с запросами рынка. Студент будет учиться для выхода на конкретное рабочее место, где его уже ждут. Это должно увеличить трудоустройство выпускников до 80-90%. Сейчас эта цифра сильно ниже. В Анапском сельскохозяйственном техникуме, например, после получения диплома на работу устраивается примерно 50%. И не все — по специальности. Но здесь нужно учесть, что большинство выпускников — юноши и они сначала уходят в армию, а только потом выходят на рынок труда.

Фото:Pexels

Около 10% выпускников колледжей поступают в вузы. Правда, правила приема абитуриентов после колледжей изменились в 2021 году и теперь сложнее избежать сдачи ЕГЭ. Если раньше выпускники СПО могли сдать либо ЕГЭ, либо экзамены по общеобразовательным предметам (по правилам вуза), либо экзамены, установленные вузом, то сейчас осталось только два варианта. Теперь — или ЕГЭ, или экзамены вуза. В принципе, это должно облегчить поступление, в том смысле, что от абитуриента ждут сдачи тех предметов, которые он изучал в колледже. Но если подавать документы в разнопрофильные вузы, то количество предметов может сильно увеличиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *