Кто осуществляет контроль за деятельностью сро
Перейти к содержимому

Кто осуществляет контроль за деятельностью сро

  • автор:

Кто осуществляет контроль за деятельностью сро

ГрК РФ Статья 55.19. Федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее — орган надзора за саморегулируемыми организациями) в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Предметом федерального государственного надзора является соблюдение саморегулируемой организацией требований к саморегулируемым организациям и их деятельности, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Плановая проверка деятельности саморегулируемой организации проводится в соответствии с планом, утвержденным органом надзора за саморегулируемыми организациями. Данный план не требует согласования и утверждается органом надзора за саморегулируемыми организациями самостоятельно.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 359-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения саморегулируемой организацией выданного органом надзора за саморегулируемыми организациями предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации;

2) поступление в орган надзора за саморегулируемыми организациями обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа надзора за саморегулируемыми организациями), органов местного самоуправления, соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций, из средств массовой информации о фактах:

(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 359-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) совершения саморегулируемой организацией и ее должностными лицами действий (бездействия), нарушающих требования настоящего Кодекса, других федеральных законов и права членов саморегулируемой организации;

б) неисполнения саморегулируемой организацией обязательств о возмещении вреда, причиненного третьим лицам в результате действий (бездействия) членов саморегулируемой организации;

в) неисполнения или ненадлежащего исполнения саморегулируемой организацией полномочий по контролю за деятельностью своих членов, выявленных органом надзора за саморегулируемыми организациями при рассмотрении документов, представляемых саморегулируемыми организациями в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

3) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа надзора за саморегулируемыми организациями о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

5. В случае поступления в орган надзора за саморегулируемыми организациями предусмотренного частью 10 статьи 55.20 настоящего Кодекса уведомления соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций, обращений и заявлений граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей), юридических лиц о допущенных саморегулируемой организацией нарушениях в части отсутствия у саморегулируемой организации сформированных с учетом положений статьи 55.16 настоящего Кодекса компенсационного фонда возмещения вреда и (или) компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств (в случае принятия саморегулируемой организацией решения о формировании такого фонда), необеспечения саморегулируемой организацией доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами орган надзора за саморегулируемыми организациями в срок не позднее чем в течение двадцати дней со дня поступления указанных уведомления, обращений и заявлений обязан принять решение о проведении внеплановой проверки деятельности такой саморегулируемой организации или об отказе в проведении внеплановой проверки деятельности такой саморегулируемой организации с обоснованием причин принятого решения и направить заявителю уведомление о принятом решении.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Срок проведения проверки составляет не более чем десять рабочих дней со дня начала ее проведения. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа надзора за саморегулируемыми организациями, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на десять рабочих дней.

7. Утратил силу. — Федеральный закон от 24.11.2014 N 359-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. В соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном контроле (надзоре) саморегулируемая организация обязана представлять в орган надзора за саморегулируемыми организациями по его запросу информацию и документы, необходимые для осуществления им своих функций, в том числе документ (выписку) кредитной организации по форме, установленной Банком России, содержащий сведения о движении средств компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации, размещенных на специальном банковском счете (специальных банковских счетах), а также об остатках средств на таких счетах, заверенный соответствующей кредитной организацией.

(часть 8 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. Национальное объединение саморегулируемых организаций обязано предоставлять органу надзора за саморегулируемыми организациями по его выбору для осуществления им своих функций доступ к единому реестру сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах в режиме просмотра без возможности удаления или редактирования в нем сведений или предоставлять по его запросу необходимые сведения из указанного реестра.

(часть 8.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 447-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. При выявлении нарушений, указанных в части 5 статьи 55.2 настоящего Кодекса, орган надзора за саморегулируемыми организациями выдает предписание саморегулируемой организации об устранении выявленных нарушений.

(часть 9 введена Федеральным законом от 24.11.2014 N 359-ФЗ)

10. В случае неисполнения указанного в части 9 настоящей статьи предписания в установленный им срок орган надзора за саморегулируемыми организациями в течение пяти рабочих дней со дня истечения установленного срока вправе обратиться в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций в целях получения заключения Национального объединения саморегулируемых организаций о возможности исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций или об отсутствии оснований для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций и направить в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций необходимую для подготовки этого заключения информацию.

(часть 10 введена Федеральным законом от 24.11.2014 N 359-ФЗ)

11. Национальное объединение саморегулируемых организаций в течение тридцати дней со дня поступления указанных в части 10 настоящей статьи обращения и информации утверждает заключение о возможности исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций или об отсутствии оснований для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, которое подлежит направлению на бумажном носителе или в форме электронного документа (пакета электронных документов), подписанного Национальным объединением саморегулируемых организаций с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, в орган надзора за саморегулируемыми организациями в течение пяти дней со дня его утверждения.

(часть 11 введена Федеральным законом от 24.11.2014 N 359-ФЗ; в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 263-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. При поступлении в орган надзора за саморегулируемыми организациями заключения соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций о возможности исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, подготовленного в соответствии с частью 11 настоящей статьи или частью 11 статьи 55.20 настоящего Кодекса, орган надзора за саморегулируемыми организациями в течение тридцати дней со дня поступления указанного заключения вправе принять во внесудебном порядке решение об исключении сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.

(часть 12 введена Федеральным законом от 24.11.2014 N 359-ФЗ)

13. При поступлении в орган надзора за саморегулируемыми организациями заключения соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций об отсутствии оснований для исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, а также в случае, если решение об исключении саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций не было принято в установленный частью 12 настоящей статьи срок, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях орган надзора за саморегулируемыми организациями вправе обратиться в суд с требованием об исключении сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.

Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций (государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций операторов электронных площадок)

Субъектами государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций являются саморегулируемые организации арбитражных управляющих, саморегулируемые организации оценщиков, саморегулируемые организации кадастровых инженеров, национальное объединение саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и саморегулируемые организации операторов электронных площадок.

31. Предметом проверок саморегулируемой организации является соблюдение саморегулируемыми организациями требований, установленных федеральными законами от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее — Федеральный закон о саморегулируемых организациях), от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», другими федеральными законами, устанавливающими требования к деятельности саморегулируемых организаций, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в установленной сфере деятельности саморегулируемых организаций, касающиеся в том числе:

а) соответствия числа членов саморегулируемой организации числу указанных членов, предусмотренному обязательными требованиями;

б) разработки и установления условий членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях;

в) стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;

г) обеспечения саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами;

д) осуществления саморегулируемой организацией контроля за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований, установленных федеральным законом, регулирующим соответствующий вид предпринимательской или профессиональной деятельности, иными федеральными законами, стандартами и правилами саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации, правил деловой и профессиональной этики (в случаях, установленных федеральными законами), а также применения мер дисциплинарного воздействия;

е) обеспечения информационной открытости деятельности саморегулируемой организации и ее членов, соблюдения стандартов раскрытия информации, а также способов получения, использования, обработки, хранения и защиты информации;

ж) аттестации работников — членов саморегулируемой организации или сертификации произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг) в случае, если саморегулируемая организация обязана осуществлять аттестацию работников — членов такой саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг);

з) рассмотрения жалоб на действия членов саморегулируемой организации и дел о нарушении ее членами требований, установленных федеральным законом, регулирующим соответствующий вид предпринимательской или профессиональной деятельности, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в случае, если такое требование предусмотрено федеральным законом), стандартами и правилами саморегулируемой организации (в том числе в случаях, установленных федеральными законами, федеральными стандартами), а также условий членства в саморегулируемой организации;

и) осуществления мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, установленных уставом некоммерческой организации, стандартами и правилами саморегулируемой организации;

к) выполнения предписаний, выданных саморегулируемой организации органом по контролю (надзору).

Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного надзора (контроля), утвержден приказом Росреестра от 7 июня 2019 г. N П/0225.

32. Количество подконтрольных субъектов.

По состоянию на 13 декабря 2019 г. в государственных реестрах саморегулируемых организаций содержатся сведения о 81 саморегулируемой организации, функции по контролю и надзору за которыми возложены на Росреестр (48 саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, 13 саморегулируемых организаций оценщиков, 3 саморегулируемые организации операторов электронных площадок, 16 саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и 1 национальное объединение саморегулируемых организаций кадастровых инженеров).

33. Данные о проведенных мероприятиях по контролю.

В отчетном периоде проведены плановые проверки 5 саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее также — СРО АУ) (в первом полугодии 2018 года — 5 организаций) и 5 саморегулируемых организаций оценщиков (в первом полугодии 2018 года — 4 организации), по результатам которых выдано 9 предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации (в первом полугодии 2018 года — 11 предписаний).

Плановые проверки саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и саморегулируемых организаций операторов электронных площадок в отчетном периоде не проводились, поскольку формирование саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и саморегулируемых организаций операторов электронных площадок осуществлялось во втором полугодии 2016 года, учитывая периодичность проведения плановых проверок, к их проведению Росреестр приступил во втором полугодии 2019 года.

На второе полугодие 2019 года запланировано проведение 6 плановых проверок саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и 3 саморегулируемых организаций операторов электронных площадок.

В первом полугодии 2019 года на основании поступивших в Росреестр и его территориальные органы 308 жалоб на действия (бездействие) саморегулируемых организаций (в первом полугодии 2018 года — 225 жалоб) проведена 41 внеплановая проверка саморегулируемых организаций, из них 16 проверок в форме документарных (в первом полугодии 2018 года — 61 проверка, из которых 10 — документарных), выдано 3 предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований (в первом полугодии 2018 года — 1 предостережение).

В связи с установлением в соответствии пунктом 2 статьи 25.1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ (далее — Закон о банкротстве) с 1 января 2019 г. минимального размера компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих в размере 50 млн рублей (ранее 20 млн рублей) из указанных внеплановых проверок 12 проведены в отношении саморегулируемых организаций арбитражных управляющих с целью установления соответствия компенсационного фонда требованиям пункта 2 статьи 25.1 Закона о банкротстве.

По итогам контрольных мероприятий, проведенных Росреестром, из 50 саморегулируемых организаций арбитражных управляющих по состоянию на 1 января 2019 г. подтверждено наличие компенсационного фонда в установленном размере у 48 СРОАУ.

В отчетном периоде также проведены 6 внеплановых проверок в связи с неисполнением ранее выданных предписаний Росреестра об устранении выявленных нарушений обязательных требований (в первом полугодии 2018 года — 2 проверки). Общее количество внеплановых проверок, по итогам проведения которых выявлены правонарушения, составило 32 (в первом полугодии 2018 года — 38 проверок).

По итогам одной внеплановой проверки на основании поданного в суд заявления Росреестра из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих исключены сведения об одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Общее количество проверок, по итогам проведения которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях, составило 13 (в первом полугодии 2018 года — 3).

В результате проведенных плановых и внеплановых проверок выявлено 135 нарушений законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность саморегулируемых организаций (в первом полугодии 2018 года — 137 нарушений).

По сравнению с первым полугодием 2018 года в первом полугодии 2019 года увеличилось количество административных производств в отношении саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, что связано с установлением административной ответственности за нарушение саморегулируемой организацией арбитражных управляющих и ее должностными лицами требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих (статья 14.52.1 КоАП).

По итогам анализа результатов надзорных мероприятий в отношении саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее — СРО КИ) следует констатировать, что нарушения, выражающиеся в неосуществлении контроля за деятельностью своих членов, за их соответствием обязательным условиям членства, несоблюдении правил деятельности СРО КИ и актов, утвержденных национальным объединением СРО КИ, выявлены практически во всех случаях проведения внеплановых проверок СРО КИ.

Также по итогам проведенных надзорных мероприятий особо следует отметить нарушения СРО КИ, допускаемые при исполнении обязанности по исключению кадастровых инженеров из СРО КИ в порядке и по основаниям, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее — Федеральный закон N 221-ФЗ).

В практике имеются случаи массового выхода кадастровых инженеров из состава одной СРО КИ и вступления в другую, в результате которых возникает риск снижения численности СРО КИ ниже минимально необходимой в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ и исключения СРО КИ по указанному основанию из государственного реестра СРО КИ.

Во избежание указанных последствий СРО КИ реализуются различные меры и в ряде случаев незаконные механизмы сохранения численности, в том числе искусственное сохранение численности — непринятие мер по исключению членов при наличии оснований для этого (включая членов, не осуществляющих кадастровую деятельность более трех лет). Также СРО КИ создаются препятствия для добровольного выхода кадастрового инженера из СРО КИ путем затягивания сроков рассмотрения заявлений кадастровых инженеров о выходе, открытия дисциплинарных производств, инициирования проведения внеплановых проверок в отношении кадастровых инженеров, подавших заявления о добровольном выходе. Вместе с тем СРО КИ реализуются демпинговые меры по привлечению членов из других СРО КИ (снижение размеров членских взносов). Как показала надзорная практика, данные обстоятельства влекут жалобы и обращения заинтересованных лиц (как кадастровых инженеров, так и самих СРО КИ) в надзорный орган и необходимость проведения внеплановых проверок деятельности соответствующих СРО КИ.

В настоящее время по результатам исполнения вынесенных Росреестром предписаний по выявленным нарушениям порядка исключения кадастровых инженеров из СРО КИ возможно исключение двух СРО КИ из государственного реестра СРО КИ в связи с несоответствием требованию к минимальной численности (СРО Ассоциация «КИРС», АСРО «КИР»).

34. Данные о проведенных мероприятиях по профилактике нарушений и их результатах в отношении поднадзорных СРО.

В первом полугодии 2019 года Росреестром реализовывались мероприятия по профилактике правонарушений в поднадзорной сфере, в том числе:

на официальном сайте Росреестра опубликован и поддерживается в актуальном состоянии перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного надзора (контроля);

на официальном сайте Росреестра опубликован перечень наиболее часто встречающихся в деятельности подконтрольных СРО нарушений обязательных требований и рекомендации в отношении мер, принимаемых подконтрольными субъектами в целях недопущения нарушения обязательных требований;

при проведении проверочных мероприятий сотрудниками Росреестра (территориальных органов Росреестра) подконтрольным субъектам разъяснялись обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, порядок проведения контрольного мероприятия, права и обязанности подконтрольного субъекта и должностных лиц Росреестра;

проводился мониторинг сведений Единого федерального реестра сведений о банкротстве на предмет соблюдения арбитражными управляющими сроков размещения информации, предусмотренной законодательством о банкротстве;

в средствах массовой информации опубликованы 186 материалов по вопросам соблюдения обязательных требований, а также проведены 53 консультации поднадзорных субъектов в форме семинаров, конференций горячих линий, круглых столов;

на официальном сайте Росреестра размещена информация о результатах контрольно-надзорной деятельности;

проведение личных приемов по следующим вопросам: «Вопросы осуществления арбитражными управляющими профессиональной деятельности, складывающейся административной и судебной практики», «Порядок раскрытия информации саморегулируемой организацией и порядок проведения контрольно-надзорных мероприятий», «Разъяснение порядка проведения внеплановой проверки СРО», «Деятельность СРО в части реализации полномочий по защите прав членов СРО», «Соблюдение законодательства о банкротстве», «Обязательность исполнения требований законодательства о несостоятельности (банкротстве) членами СРО и непосредственно СРО АУ», «Основания выдачи арбитражному управляющему копий договоров отчуждения имущества должников», «Порядок погашения требований кредиторов второй очереди», «Вопросы распределения при реализации имущества супругов-банкротов», «О компенсационном фонде СРО АУ», «Профилактика нарушения арбитражными управляющими законодательства о несостоятельности (банкротстве)», «Порядок информирования о результатах административного расследования», «Порядок приобретения имущества предприятия-должника на торгах» «Обучение арбитражных управляющих», «Предложения по совершенствованию законодательства о несостоятельности (банкротстве)»;

в саморегулируемые организации для сведения и учета в работе направлено обобщение практики осуществления в 2018 году Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного контроля (надзора).

С целью опроса всем подконтрольным субъектам направлены анкеты и предложено оценить уровень информированности об обязательных требованиях, соблюдение которых оценивается Росреестром; понятность обязательных требований; доступность информации о принятых и готовящихся изменениях обязательных требований, размещенных на сайте Росреестра в сети «Интернет»; работу Росреестра (его территориальных органов) по предоставлению информации о порядке проведения проверок, в том числе о правах подконтрольных субъектов, при проведении проверочных мероприятий; доступность обратной связи (взаимодействии) с территориальным органом Росреестра, в том числе оперативность реагирования на обращения, обмена информацией и получения информации.

В анкетировании приняли участие 11 подконтрольных субъектов. Согласно представленным анкетам:

по показателю уровня информированности подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, соблюдение которых оценивается Росреестром 91,9% респондентов поставили оценку 100%, 9,09% респондентов поставили оценку 90 — 70%;

по показателю вовлечения подконтрольных субъектов во взаимодействие с Росреестром все респонденты поставили оценку 100%;

по показателю понятности обязательных требований, соблюдение которых оценивается Росреестром, 81,8% респондентов поставили оценку 100%, 18,1% респондентов — оценку 90 — 70%;

по показателю доступности информации о принятых и готовящихся изменениях обязательных требований, размещенных на официальном сайте Росреестра, 63,6% респондентов поставили оценку 100%, 27,27% респондентов — оценку 90 — 70%, 9,09% респондентов — оценку 70 — 50%;

уровень работы Росреестра (его территориальных органов) по предоставлению информации о порядке проведения проверок, в том числе о правах подконтрольных субъектов при проведении проверочных мероприятий, все респонденты оценили на 100%;

уровень доступности обратной связи с территориальным органом Росреестра, в том числе оперативность реагирования на обращения, обмена информацией, получения информации, все респонденты оценили на 100%.

35. Должностные лица Росреестра и его территориальных органов, уполномоченные на осуществление и участие в осуществлении мероприятий по профилактике нарушений:

начальники структурных подразделений центрального аппарата Росреестра, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственных функций по государственному контролю (надзору), и их заместители;

сотрудники структурных подразделений центрального аппарата Росреестра, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственных функций по государственному контролю (надзору);

руководители территориальных органов Росреестра и их заместители;

начальники структурных подразделений территориальных органов Росреестра, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственных функций по государственному контролю (надзору), и их заместители;

сотрудники структурных подразделений территориальных органов Росреестра, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственных функций по государственному контролю (надзору).

Разъяснения Минстроя о контроле СРО за деятельностью своих членов

Федеральными законами от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» регулируются отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, под которым понимается деятельность уполномоченных органов власти (федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов.

При этом под обязательными требованиями понимаются содержащиеся в нормативных правовых актах требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»).

Кроме того, следует учитывать, что согласно пункту 17 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) 2 саморегулируемые организации в области инженерных изысканий, архитектурностроительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства — это некоммерческие организации, и вышеуказанными органами не являются.

В этой связи положения постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» на контроль саморегулируемой организацией за деятельностью своих членов, осуществляемый в соответствии со статьей 55.13 Кодекса, не распространяются.

Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ

1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций, деятельностью саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществлением взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

2. Особенности приобретения, прекращения статуса саморегулируемых организаций, правового положения саморегулируемых организаций, деятельности саморегулируемых организаций, порядка приема в члены саморегулируемой организации и прекращения членства в саморегулируемой организации, порядка осуществления саморегулируемыми организациями контроля за деятельностью своих членов и применения саморегулируемыми организациями мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов, а также порядка осуществления федерального государственного надзора за соблюдением саморегулируемыми организациями, объединяющими субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности определенных видов, требований законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность указанных субъектов, и законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях могут устанавливаться федеральными законами. (В редакции федеральных законов от 22.07.2008 № 148-ФЗ, от 25.06.2012 № 93-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

21. Особенности саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства устанавливаются законодательством о градостроительной деятельности. (Часть введена — Федеральный закон от 24.11.2014 № 359-ФЗ; в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ)

22. Особенности саморегулирования в сфере аудиторской деятельности, осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов устанавливаются Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». (Часть введена — Федеральный закон от 02.07.2021 № 359-ФЗ)

3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на саморегулируемые организации в сфере финансового рынка, объединяющие юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка», а также на саморегулируемые организации кредитных организаций, бюро кредитных историй. Отношения, возникающие в связи с приобретением или прекращением статуса указанных в настоящей части саморегулируемых организаций, их деятельностью, осуществлением надзора за саморегулируемыми организациями, а также в связи с осуществлением взаимодействия между саморегулируемыми организациями и их членами, клиентами членов саморегулируемых организаций, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации (Банком России), регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» и федеральными законами, регулирующими соответствующий вид деятельности. (В редакции федеральных законов от 03.07.2016 № 292-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

Статья 2. Понятие саморегулирования

1. Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

2. Саморегулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.

3. Для целей настоящего Федерального закона под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие определяемую в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательскую деятельность, а под субъектами профессиональной деятельности — физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами. (В редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 148-ФЗ)

Статья 3. Саморегулируемые организации

1. Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. (В редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 148-ФЗ)

2. Объединение в одной саморегулируемой организации субъектов предпринимательской деятельности и субъектов профессиональной деятельности определенного вида может предусматриваться федеральными законами.

3. Саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», при условии ее соответствия всем установленным настоящим Федеральным законом требованиям. К числу указанных требований помимо установленных в части 1 настоящей статьи относятся: (В редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 148-ФЗ)

1) объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами в отношении саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, не установлено иное;

2) наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;

3) обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 148-ФЗ)

4. В случае, если иное не установлено федеральным законом, для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами саморегулируемой организации. (В редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 148-ФЗ)

5. Требования, предусмотренные пунктами 1 — 3 части 3 настоящей статьи и предъявляемые к саморегулируемым организациям, и требования, предъявляемые к некоммерческим организациям для признания их саморегулируемыми организациями, являются обязательными, если иное не установлено федеральным законом. Федеральными законами могут быть установлены иные требования к некоммерческим организациям, объединяющим субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, для признания их саморегулируемыми организациями, а также могут быть установлены повышенные требования по сравнению с указанными в настоящем Федеральном законе требованиями к саморегулируемым организациям. (В редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 148-ФЗ)

6. Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра. (В редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 148-ФЗ)

Статья 4. Предмет саморегулирования, стандарты и правила саморегулируемых организаций

1. Предметом саморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации.

2. Саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности (далее — стандарты и правила саморегулируемой организации), под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. Федеральными законами могут устанавливаться иные требования, стандарты и правила, а также особенности содержания, разработки и установления стандартов и правил саморегулируемых организаций. (В редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 148-ФЗ)

3. Стандарты и правила саморегулируемых организаций должны соответствовать федеральным законам и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам. Стандартами и правилами саморегулируемой организации могут устанавливаться дополнительные требования к предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида.

4. Саморегулируемая организация от своего имени и в интересах своих членов вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующим не соответствующего федеральному закону нормативного правового акта, обязанность соблюдения которого возлагается на членов саморегулируемой организации, в том числе нормативного правового акта, содержащего не допускаемое федеральным законом расширительное толкование его норм в целом или в какой-либо части.

5. Саморегулируемая организация должна установить меры дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации за нарушение требований стандартов и правил саморегулируемой организации, а также обеспечить информационную открытость затрагивающей права и законные интересы любых лиц деятельности членов саморегулируемой организации. (В редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 148-ФЗ)

6. Стандарты и правила саморегулируемой организации должны соответствовать правилам деловой этики, устранять или уменьшать конфликт интересов членов саморегулируемой организации, их работников и членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации.

7. Стандарты и правила саморегулируемой организации должны устанавливать запрет на осуществление членами саморегулируемой организации деятельности в ущерб иным субъектам предпринимательской или профессиональной деятельности, а также должны устанавливать требования, препятствующие недобросовестной конкуренции, совершению действий, причиняющих моральный вред или ущерб потребителям товаров (работ, услуг) и иным лицам, действий, причиняющих ущерб деловой репутации члена саморегулируемой организации либо деловой репутации саморегулируемой организации.

Статья 5. Членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях

1. Членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях является добровольным.

2. Федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях. (В редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 148-ФЗ)

3. Субъект, осуществляющий различные виды предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом нескольких саморегулируемых организаций, если такие саморегулируемые организации объединяют субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности соответствующих видов.

4. Субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности такого вида.

5. Сведения о членстве в саморегулируемой организации (вступление в члены, прекращение членства) подлежат внесению членом саморегулируемой организации в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц с указанием наименования (фамилии, имени и, если имеется, отчества) члена саморегулируемой организации, его идентификаторов (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета и, если имеется, идентификационный номер налогоплательщика для физических лиц), контактного адреса для связи с членом саморегулируемой организации, наименования саморегулируемой организации, ее идентификаторов (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер), видов деятельности, которые могут осуществляться в связи с членством в такой саморегулируемой организации. (Часть введена — Федеральный закон от 03.07.2016 № 360-ФЗ)

Статья 6. Основные функции, права и обязанности саморегулируемой организации

1. Саморегулируемая организация осуществляет следующие основные функции:

1) разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации; (В редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 148-ФЗ)

2) применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;

3) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 29.12.2015 № 409-ФЗ)

4) осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации; (В редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 148-ФЗ)

5) представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

6) организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;

7) обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации;

8) осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации; (Пункт введен — Федеральный закон от 22.07.2008 № 148-ФЗ)

9) рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации; (Пункт введен — Федеральный закон от 22.07.2008 № 148-ФЗ)

10) ведет реестр членов саморегулируемой организации в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом. (Пункт введен — Федеральный закон от 07.06.2013 № 113-ФЗ)

2. Саморегулируемая организация наряду с установленными частью 1 настоящей статьи основными функциями вправе осуществлять иные предусмотренные федеральными законами и уставом некоммерческой организации функции. (В редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 148-ФЗ)

3. Саморегулируемая организация имеет право: (В редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 148-ФЗ)

1) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 22.07.2008 № 148-ФЗ)

2) от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;

3) участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в форме документов на бумажном носителе или в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных саморегулируемой организацией с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов; (В редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 263-ФЗ)

4) вносить на рассмотрение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования;

5) запрашивать в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке.

4. Саморегулируемая организация наряду с определенными частью 3 настоящей статьи правами имеет иные права, если ограничение ее прав не предусмотрено федеральным законом и (или) ее учредительными документами. (В редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 148-ФЗ)

5. Саморегулируемая организация обязана осуществлять функции саморегулируемой организации, предусмотренные пунктами 1, 2, 4, 7 — 10 части 1 настоящей статьи. (В редакции федеральных законов от 22.07.2008 № 148-ФЗ; от 07.06.2013 № 113-ФЗ)

6. Саморегулируемая организация не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *