Административное и гражданское дело в чем разница
Перейти к содержимому

Административное и гражданское дело в чем разница

  • автор:

Административное и гражданское дело в чем разница

Официальный сайт администрации города Боготола

Официальный сайт администрации

города Боготола Красноярского края

О разграничении административного и гражданского судопроизводства при рассмотрении дел в судах общей юрисдикции

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), принятие которого обусловлено необходимостью повышения уровня доступности правосудия для граждан, организаций и объединений граждан при рассмотрении споров с органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления, введен в действие с 15.09.2015. Однако единый подход судебных инстанций, согласно которым дела с тождественным предметом судебного разбирательства в одних случаях квалифицируются в качестве гражданских (рассматриваются по правилам ГПК РФ), а в других — в качестве административных дел (рассматриваются в соответствии с КАС РФ) до сих пор не выработан.

В силу общего правила, изложенного в части 1 статьи 1 КАС РФ, в порядке административного судопроизводства в судах общей юрисдикции подлежат рассмотрению дела, возникающие из административных и иных публичных отношений и связанные с судебным контролем за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

После вступления в силу КАС РФ актуален вопрос о том, какие виды споров, разрешаемых в судах общей юрисдикции, относятся по своему характеру к гражданско-правовым и не могут рассматриваться в порядке административного судопроизводства.

К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

По смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Наибольшие сложности в выборе надлежащих судопроизводственных процедур возникают в случаях оспаривания частными лицами решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления.

Ключевым при таком подходе для определения вида судопроизводства является отнесение либо неотнесение судом спорных правоотношений к публичным.

В значительном количестве ситуаций для правильного определения вида судопроизводства при выборе между процедурами КАС РФ и ГПК РФ применимы вышеуказанные критерии разграничения частноправовых и публично-правовых споров.

В настоящее время судебная практика исходит из того, что институциональные и процедурные условия осуществления права на доступ к механизмам правосудия должны не только предотвращать неоправданные задержки при рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения.

Исходя из изложенного, судья суда первой инстанции, придя к выводу о том, что поступившее к нему в порядке административного судопроизводства заявление подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, обязан самостоятельно при решении вопроса о его принятии руководствоваться теми процессуальными нормами, которые регламентируют процедуру рассмотрения таких исков, если не имеется иных препятствий для рассмотрения дела в том же суде в ином судебном порядке».

Прокурор разъясняет — Прокуратура Тверской области

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), принятие которого обусловлено необходимостью повышения уровня доступности правосудия для граждан, организаций и объединений граждан при рассмотрении споров с органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления, введен в действие с 15.09.2015. Однако единый подход судебных инстанций, согласно которым дела с тождественным предметом судебного разбирательства в одних случаях квалифицируются в качестве гражданских (рассматриваются по правилам ГПК РФ), а в других — в качестве административных дел (рассматриваются в соответствии с КАС РФ) до сих пор не выработан.

В силу общего правила, изложенного в части 1 статьи 1 КАС РФ, в порядке административного судопроизводства в судах общей юрисдикции подлежат рассмотрению дела, возникающие из административных и иных публичных отношений и связанные с судебным контролем за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

После вступления в силу КАС РФ актуален вопрос о том, какие виды споров, разрешаемых в судах общей юрисдикции, относятся по своему характеру к гражданско-правовым и не могут рассматриваться в порядке административного судопроизводства.

К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

По смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Наибольшие сложности в выборе надлежащих судопроизводственных процедур возникают в случаях оспаривания частными лицами решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления.

Ключевым при таком подходе для определения вида судопроизводства является отнесение либо неотнесение судом спорных правоотношений к публичным.

В значительном количестве ситуаций для правильного определения вида судопроизводства при выборе между процедурами КАС РФ и ГПК РФ применимы вышеуказанные критерии разграничения частноправовых и публично-правовых споров.

В настоящее время судебная практика исходит из того, что институциональные и процедурные условия осуществления права на доступ к механизмам правосудия должны не только предотвращать неоправданные задержки при рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения.

Исходя из изложенного, судья суда первой инстанции, придя к выводу о том, что поступившее к нему в порядке административного судопроизводства заявление подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, обязан самостоятельно при решении вопроса о его принятии руководствоваться теми процессуальными нормами, которые регламентируют процедуру рассмотрения таких исков, если не имеется иных препятствий для рассмотрения дела в том же суде в ином судебном порядке».

Начальник отдела по обеспечению

участия прокуроров в гражданском

и арбитражном процессе Н.И. Пахомова

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Тверской области

Прокуратура Тверской области

13 ноября 2020, 08:34

Разграничение административного и гражданского судопроизводства при рассмотрении дел в судах общей юрисдикции

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), принятие которого обусловлено необходимостью повышения уровня доступности правосудия для граждан, организаций и объединений граждан при рассмотрении споров с органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления, введен в действие с 15.09.2015. Однако единый подход судебных инстанций, согласно которым дела с тождественным предметом судебного разбирательства в одних случаях квалифицируются в качестве гражданских (рассматриваются по правилам ГПК РФ), а в других — в качестве административных дел (рассматриваются в соответствии с КАС РФ) до сих пор не выработан.

В силу общего правила, изложенного в части 1 статьи 1 КАС РФ, в порядке административного судопроизводства в судах общей юрисдикции подлежат рассмотрению дела, возникающие из административных и иных публичных отношений и связанные с судебным контролем за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

После вступления в силу КАС РФ актуален вопрос о том, какие виды споров, разрешаемых в судах общей юрисдикции, относятся по своему характеру к гражданско-правовым и не могут рассматриваться в порядке административного судопроизводства.

К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

По смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Наибольшие сложности в выборе надлежащих судопроизводственных процедур возникают в случаях оспаривания частными лицами решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления.

Ключевым при таком подходе для определения вида судопроизводства является отнесение либо неотнесение судом спорных правоотношений к публичным.

В значительном количестве ситуаций для правильного определения вида судопроизводства при выборе между процедурами КАС РФ и ГПК РФ применимы вышеуказанные критерии разграничения частноправовых и публично-правовых споров.

В настоящее время судебная практика исходит из того, что институциональные и процедурные условия осуществления права на доступ к механизмам правосудия должны не только предотвращать неоправданные задержки при рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения.

Исходя из изложенного, судья суда первой инстанции, придя к выводу о том, что поступившее к нему в порядке административного судопроизводства заявление подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, обязан самостоятельно при решении вопроса о его принятии руководствоваться теми процессуальными нормами, которые регламентируют процедуру рассмотрения таких исков, если не имеется иных препятствий для рассмотрения дела в том же суде в ином судебном порядке».

Уголовные, административные, гражданские и прочие дела: все аспекты и подробности

Система права включает в себя несколько различных видов дел, каждый из которых имеет свои особенности и устанавливает определенные правила и санкции для нарушителей. Наиболее известными и широко обсуждаемыми видами дел являются уголовные, административные и гражданские дела. Каждый из них имеет свою сферу применения и регулирует определенные области общественных отношений.

Уголовные дела касаются самых серьезных преступлений, таких как убийства, грабежи или наркотические преступления. В уголовном деле подозреваемый имеет право на адвоката и все судебные процедуры проводятся с учетом презумпции невиновности. В случае признания виновным, нарушитель подвергается наказанию, которое может включать лишение свободы, штрафы или назначение других санкций.

Административные дела связаны с нарушениями административного законодательства, такими как нарушения ПДД, правил миграции или нарушения общественного порядка. Решение по административному делу может принимать не только суд, но и обычные полицейские или специальные административные комиссии. Санкции в административных делах могут включать штрафы, лишение водительских прав или административный арест на определенный срок.

Гражданские дела затрагивают интересы граждан и юридических лиц, таких как раздел имущества, споры о договорах или компенсации ущерба. Решение по гражданскому делу принимается судом на основе доказательств и применяемого права. В случае выигрыша, сторона может получить компенсацию в виде денежной суммы или других компенсаций в зависимости от ситуации.

Уголовные дела: основные аспекты и уровни ответственности

Уголовные дела: основные аспекты и уровни ответственности

Уголовные дела – это особый вид дел, связанных с расследованием и судебным разбирательством преступлений. В отличие от гражданских или административных дел, уголовные дела имеют особый характер и носят карательный характер.

В уголовном законодательстве определены различные виды преступлений и уровни ответственности за их совершение. В зависимости от тяжести преступления и степени нарушения общественного порядка, могут быть применены различные меры наказания.

  • Уголовная ответственность – это юридическая ответственность лица за совершение преступления. Она предусматривает применение мер наказания, таких как лишение свободы, штрафы, исправительные работы и т.д.
  • Основные аспекты уголовной ответственности включают в себя следующие элементы:
    • Объект уголовной ответственности – это то, на что направлено преступление. Объектом может быть жизнь, здоровье, имущество или другие права и интересы человека.
    • Субъект уголовной ответственности – это лицо, совершившее преступление. За совершение преступления может быть привлечено физическое лицо или юридическое лицо.
    • Состав преступления – это совокупность признаков и условий, которые определяют, что совершено преступление. Уголовное законодательство определяет разные виды составов преступлений: объективный, субъективный и квалифицированный.
    • Мера наказания – это вид и степень наказания, назначаемого за совершение преступления. Меры наказания могут включать лишение свободы, штрафы, исправительные работы, обязательные работы, лишение права занимать определенные должности и другие.

    Уголовная ответственность может быть разделена на различные уровни, в зависимости от тяжести совершенного преступления:

    1. Малая или легкая тяжесть – это преступления, за которые предусмотрены более мягкие меры наказания, такие как штрафы или исправительные работы. Примерами таких преступлений могут быть кража незначительного имущества или легкая телесная повреждение.
    2. Средняя тяжесть – это преступления, совершение которых наказывается более серьезными мерами, такими как лишение свободы в тюрьме на определенный срок. К таким преступлениям можно отнести грабеж, причинение средней тяжести телесных повреждений или наркотрафик.
    3. Тяжкая тяжесть – это наиболее серьезные преступления, за которые предусмотрено длительное лишение свободы или даже пожизненное заключение. К таким преступлениям относятся убийство, изнасилование, тяжкие наркотические преступления или терроризм.

    Рассмотрение уголовных дел и применение мер наказания в каждом конкретном случае осуществляются судом на основе доказательств и соблюдения процессуальных правил. Цель такого рассмотрения – установить обстоятельства преступления, вынести справедливый и законный приговор и нанести максимальный урон преступнику, равно как и предотвратить возможность повторения подобных преступлений в будущем.

    Административная ответственность: виды правонарушений и наказания

    Административная ответственность — это вид юридической ответственности, применяемый при совершении административных правонарушений. Административные правонарушения регулируются соответствующими нормами административного права и подлежат рассмотрению в административном порядке. Наказания за совершение административных правонарушений налагаются в форме административных взысканий.

    Виды административных правонарушений различаются в зависимости от характера нарушения и степени общественной опасности. Рассмотрим некоторые основные виды административных правонарушений:

    Нарушения в сфере дорожного движения: вождение в состоянии алкогольного опьянения, превышение скорости, проезд на запрещающий сигнал светофора и другие.

    Нарушения в сфере государственного управления: неправильное оформление документов, злоупотребление служебным положением, нарушение правил оплаты налогов и другие.

    Нарушения в сфере экономики и предпринимательства: незаконная деятельность, нарушение правил товародвижения, недобросовестная реклама и другие.

    Нарушения в сфере охраны окружающей среды: выбросы вредных веществ, незаконная вырубка леса, нарушение правил обращения с отходами и другие.

    Нарушения в сфере общественного порядка и безопасности: хулиганство, драки, посягательства на жизнь и здоровье людей и другие.

    Административные наказания могут быть назначены с учетом степени общественной опасности и обстоятельств совершения правонарушения. Рассмотрим основные виды административных наказаний:

    Лишение специального права: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

    Административное приостановление: временное прекращение деятельности юридического лица или предпринимателя.

    Дисквалификация: лишение права занимать определенные должности в органах управления или организациях.

    Использование административной ответственности позволяет государству эффективно бороться с административными правонарушениями и поддерживать общественный порядок и безопасность.

    Гражданские дела: основные категории и прецеденты

    Гражданские дела — это разновидность правовых споров, которые возникают между физическими лицами, юридическими лицами или между ними. В отличие от уголовных дел, где преследуется нарушение общественного порядка, гражданские дела касаются возмещения ущерба или защиты гражданских прав и интересов.

    Основные категории гражданских дел включают:

    1. Дела о возмещении вреда: Эти дела имеют целью компенсировать материальный или моральный ущерб, нанесенный одной из сторон. Например, дела о дтп, медицинских ошибках, порче имущества и т.д.
    2. Дела о защите прав потребителей: Эти дела возникают при нарушении прав потребителей и требуют возмещения ущерба или исполнения обязательств со стороны предприятий, оказывающих товары или услуги потребителям.
    3. Дела о наследстве: В этих делах регулируются вопросы о передаче имущества наследникам после смерти физического лица.
    4. Дела о разводе и определении опеки: Эти дела касаются расторжения брака, раздела имущества, установления порядка общения с детьми и определения суммы алиментов.
    5. Дела о договорных спорах: Эти дела возникают, когда одна из сторон не выполняет свои обязательства по договору.

    В гражданских делах были зарегистрированы исторические прецеденты, которые стали основополагающими для правовой практики:

    • Дело «McDonald’s»: один из самых известных прецедентов в области гражданских дел, которое установило стандарты ответственности предприятий за качество продуктов и услуг, а также обязательства отвечать за причинение ущерба.
    • Дело «Brown v. Board of Education»: это дело решало вопрос о недопустимости сегрегации в школах и установило прецедент в борьбе за гражданские права.
    • Дело «Plessy v. Ferguson»: в этом деле был установлен прецедент, разрешающий расовую сегрегацию в общественных местах.

    Гражданские дела играют важную роль в обеспечении справедливости и защите прав граждан. Они позволяют разрешать споры и предотвращать беззаконие в обществе.

    Судебная система: органы и порядок рассмотрения дела

    Судебная система является важным институтом правосудия, который обеспечивает справедливость и защищает права и интересы граждан. В Российской Федерации судебная система основана на принципе разделения властей и состоит из нескольких уровней и органов.

    Основными органами судебной системы являются:

    • Конституционный Суд Российской Федерации;
    • Верховный Суд Российской Федерации;
    • Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации;
    • Арбитражные суды;
    • Суды общей юрисдикции.

    Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет контроль за соответствием законов и иных нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации. Он занимается разрешением конституционных споров и рассмотрением жалоб на нарушение конституционных прав.

    Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом в стране для рассмотрения дел по гражданским и уголовным делам. Он занимается контролем судопроизводства и надзором за исполнением судебных решений.

    Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации специализируются на рассмотрении дел по определенным категориям дел, например, уголовным, гражданским или административным.

    Арбитражные суды рассматривают дела, связанные с разрешением экономических споров, таких как споры между предпринимателями или оспаривание действий государственных органов в сфере экономики.

    Суды общей юрисдикции рассматривают дела, связанные с уголовными, гражданскими, семейными и иными спорами, не относящимися к экономической области.

    Порядок рассмотрения дела в судебной системе предусматривает несколько стадий:

    1. Подача искового заявления или обращение в суд;
    2. Предварительное рассмотрение дела, включающее подготовку документов, ознакомление сторон с материалами дела, определение состава суда и назначение судебного заседания;
    3. Рассмотрение дела на судебном заседании, включающее допрос свидетелей, экспертов и сторон дела, представление доказательств и аргументов сторон, вынесение решения;
    4. Обжалование решения суда, если сторона не согласна с ним;
    5. Исполнение решения суда, если оно вступило в законную силу.

    Каждая из этих стадий предусматривает определенные процедуры и правила, которые стороны должны соблюдать. Судебное разбирательство может занимать разное количество времени, в зависимости от сложности дела и его особенностей.

    Важно отметить, что судебная система играет ключевую роль в обеспечении справедливости и защите прав граждан. Знание ее структуры и порядка рассмотрения дела может помочь гражданам успешно защитить свои интересы в суде.

    Правозащитные организации: права и возможности

    Правозащитные организации: права и возможности

    Правозащитные организации являются важной составляющей общественного уклада, стремящейся защитить права и свободы граждан. Они осуществляют свою деятельность с целью защиты конституционных прав каждого человека, независимо от его положения в обществе.

    Правозащитные организации имеют возможность выполнять ряд функций. В частности:

    • Предоставление юридической помощи пострадавшим и обеспечение их правовой защиты в суде.
    • Мониторинг соблюдения прав человека и предотвращение их нарушений. Организации осуществляют наблюдение за судебными процессами, контролируют законность их проведения и раскрывают случаи нарушений прав граждан.
    • Информационная работа, направленная на просвещение населения в области прав и свобод.
    • Обращение к правительству и международным организациям с призывами к усилению защиты прав человека.

    С помощью юридической помощи правозащитные организации помогают гражданам в случае нарушения их прав. Они предоставляют бесплатные юридические консультации и помогают оформить документы для обращения в суд. Также они ведут дела о нарушении прав граждан в суде и представляют интересы клиентов в правоохранительных органах.

    Мониторинг деятельности судов и правоохранительных органов является важной задачей правозащитных организаций. Они следят за судами и органами внутренних дел, анализируют их работу и выявляют факты нарушений прав граждан. При наличии подтверждающих доказательств они обращаются в юридические органы для возбуждения уголовных дел против виновных лиц.

    Важную роль также играет информационная работа правозащитных организаций. Они публикуют отчеты о нарушениях прав человека, проводят пресс-конференции и акции, информируя общественность о ситуации с правами и свободами граждан. Они также популяризируют правовую культуру и образование в области прав человека.

    Правозащитные организации активно взаимодействуют с правительством, представляя интересы граждан и призывая к усилению защиты и соблюдения прав человека. Они также сотрудничают с международными организациями, их деятельностью занимаются специальные комиссии и миссии.

    В заключение, правозащитные организации выполняют важную роль в обществе, защищая права и свободы граждан. Они предлагают юридическую помощь, осуществляют мониторинг правонарушений, информируют население и выступают в защиту интересов граждан.

    Конституционные споры: процесс и решения

    Конституционные споры: процесс и решения

    Конституционные споры представляют собой ситуации, когда возникают разногласия в толковании и применении Конституции государства. Такие споры могут возникать между государственными органами, между государственными органами и гражданами, а также между различными гражданами.

    Процесс рассмотрения конституционных споров обычно осуществляется в специализированном органе, называемом Конституционным судом. В некоторых странах этой функцией может быть наделен Верховный суд или иной судебный орган.

    Конституционный суд занимается разрешением конституционных споров путем вынесения решения. Определение конституционности действий или законов является основной задачей этого суда. Для принятия решения суд проводит анализ Конституции, судебной практики и других нормативных правовых актов, а также проводит слушания сторон и выслушивает аргументы их представителей.

    Решение Конституционного суда по конституционному спору является окончательным и обязательным для исполнения всеми сторонами. Это означает, что если суд признал действия или закон несоответствующими Конституции, то эти действия или закон должны быть отменены или изменены. Если суд подтвердил конституционность действий или закона, то стороны обязаны соблюдать его решение.

    Решения Конституционного суда могут иметь большое значение для государства и общества. Они формируют правовое поле, определяют границы власти различных органов, обеспечивают защиту конституционных прав и свобод граждан. Поэтому работа Конституционного суда является важной составляющей правовой системы государства.

    В заключение, процесс рассмотрения конституционных споров имеет свои особенности. Он осуществляется специализированным органом, таким как Конституционный суд, и включает анализ нормативных актов, проведение слушаний и вынесение решения. Решения Конституционного суда имеют обязательную силу и определяют правовое поле в обществе.

    РАЗГРАНИЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА И ГРАЖДАНСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ В СУДАХ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

    С 15.09.2015 введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), принятие которого обусловлено необходимостью повышения уровня доступности правосудия для граждан, организаций и объединений граждан при рассмотрении споров с органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления.

    В силу общего правила, изложенного в ч. 1 ст. 1 КАС РФ, в порядке административного судопроизводства в судах общей юрисдикции подлежат рассмотрению дела, возникающие из административных и иных публичных отношений и связанные с судебным контролем за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

    После вступления в силу КАС РФ актуален вопрос о том, какие виды споров, разрешаемых в судах общей юрисдикции, относятся по своему характеру к гражданско-правовым и не могут рассматриваться в порядке административного судопроизводства.

    К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

    По смыслу ч. 4 ст. 1 КАС РФ и ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

    До 15.09.2015 при наличии спора о праве гражданском, когда частным лицом ошибочно вместо иска предъявляемые требования оформлялись в форме заявления по правилам гражданского процессуального законодательства, регулирующим рассмотрение дел, возникающих из публичных правоотношений, такому лицу не могло быть отказано в принятии требований к рассмотрению в суде. То есть ошибка в выборе вида судопроизводства не влекла за собой отказ в доступе к суду. Однако после указанной даты ситуация изменилась.

    В настоящее время ошибочное обращение в суд с административным исковым заявлением за разрешением частноправового спора является основанием для отказа в принятии заявления на основании п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ. При этом и неправильное предъявление искового заявления вместо административного искового заявления также служит препятствием в доступе к суду, поскольку в этом случае суд отказывает в принятии заявления к своему производству по п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.

    Ошибка в выборе процедур рассмотрения дел между КАС РФ и ГПК РФ, выявленная на стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции, влечет за собой прекращение производства по делу, а если она установлена в суде апелляционной инстанции, то решение суда подлежит отмене с прекращением производства по делу.

    Наибольшие сложности в выборе надлежащих судопроизводственных процедур возникают в случаях оспаривания частными лицами решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления.

    Ключевым при таком подходе для определения вида судопроизводства является отнесение либо неотнесение судом спорных правоотношений к публичным.

    В значительном количестве ситуаций для правильного определения вида судопроизводства при выборе между процедурами КАС РФ и ГПК РФ применимы указанные критерии разграничения частноправовых и публично-правовых споров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *