Как считать абзацы в тк рф
Перейти к содержимому

Как считать абзацы в тк рф

  • автор:

Как считать абзацы в тк рф

Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 46, ст. 5419; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 52, ст. 7554; 2019, N 31, ст. 4451; 2020, N 22, ст. 3378; 2022, N 41, ст. 6938; N 52, ст. 9375) следующие изменения:

а) часть первую изложить в следующей редакции:

«Трудовые договоры на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, заключаются на неопределенный срок или на определенный срок, соответствующие срокам избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности, которые определяются в порядке, установленном частью второй настоящей статьи.»;

б) часть вторую изложить в следующей редакции:

«Заключению трудового договора на замещение должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, а также переводу на такую должность предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности с указанием срока избрания. Срок избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности определяется коллегиальным органом управления организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, в соответствии с локальными нормативными актами данной образовательной организации и может быть неопределенным или определенным в пределах не менее трех лет и не более пяти лет. В случае, если трудовой договор между педагогическим работником, относящимся к профессорско-преподавательскому составу, и данной образовательной организацией заключается для выполнения определенной работы, носящей заведомо срочный (временный) характер, допускается избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности на срок менее трех лет, но не менее чем на один год.»;

в) в части восьмой слова «на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок» заменить словами «на неопределенный срок или на срок избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности, определяемые в соответствии с частью второй настоящей статьи»;

г) в части девятой слова «на определенный срок не более пяти лет» заменить словами «на срок избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности, определяемый в соответствии с частью второй настоящей статьи,»;

а) в части шестой слово «дополнительное» заменить словами «в том числе дополнительное»;

б) дополнить новой частью седьмой следующего содержания:

«Работодатель в период приостановления действия трудового договора вправе выплачивать работнику материальную помощь.»;

в) часть седьмую считать частью восьмой;

г) часть восьмую считать частью девятой и дополнить ее предложением следующего содержания: «При отсутствии оснований для прекращения срочного трудового договора, предусмотренных частью одиннадцатой настоящей статьи, срочный трудовой договор возобновляется на период, равный остатку срока действия данного трудового договора, исчисляемого на день приостановления его действия.»;

д) часть девятую считать частью десятой;

е) часть десятую считать частью одиннадцатой и дополнить ее словами «в соответствии с частью первой и абзацами третьим, пятым, девятым — одиннадцатым части второй статьи 59 настоящего Кодекса»;

ж) части одиннадцатую — тринадцатую считать соответственно частями двенадцатой — четырнадцатой.

Оформление текстовых документов: новые требования ГОСТ

Наши коллеги из clubtk.ru написали материал: оформление текстовых документов: новые требования ГОСТ. С их разрешения мы перепечатываем статью полностью.

Общие требования к текстовым документам ГОСТ 2.105-95 и ГОСТ Р 2.105-2019 — это свод правил, призванный стандартизировать форму заполнения конструкторской документации. Они содержат нормы, которым должны подчиняться структура и состав текстов в сфере строительства, приборостроения и машиностроения.

Общие моменты

С 1 июля 2020 года вступит в силу приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.04.2019 № 175-ст, которым предусмотрено два нововведения:

ГОСТ 2.105-95 утрачивает силу в качестве национального стандарта, но сохраняет действие в качестве межгосударственного;

ГОСТ Р 2.105-2019 признают национальным.

Дополнительно в этой сфере приняты:

ГОСТ Р 2.106-2019 «Единая система конструкторской документации. Текстовые документы», утв. приказом Росстандарта от 29.04.2019 № 176-ст;

ГОСТ Р 2.601-2019 «Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы», утв. приказом Росстандарта от 29.04.2019 № 177-ст;

ГОСТ Р 2.610-2019 «Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов», утв. приказом Росстандарта от 29.04.2019 № 178-ст;

ГОСТ Р 2.711-2019 «Единая система конструкторской документации. Схема деления изделия на составные части», утв. приказом Росстандарта от 29.04.2019 № 179-ст.

На практике при выполнении работы применяются те стандарты, которые выставляет заказчик, поскольку требования ЕСКД (единых систем конструкторской документации) и в целом ГОСТы в РФ считаются добровольными. Если документация оформляется для российского рынка, используйте правила оформления из национального свода. Если вы готовите бумаги для партнеров из ЕАЭС, стоит продолжать работу по ГОСТ 2.105-95. В ситуациях, когда документами пользуются компании и из России, и из других стран, укажите наименование стандарта, который использован при их подготовке.

Способы оформления

Разрешается заполнять документацию:

машинописным способом в соответствии с ГОСТ 13.1.002-2003. Межгосударственный стандарт. Репрография. Микрография. Документы для микрофильмирования. Общие требования и нормы (введен в действие Постановлением Госстандарта России от 26.02.2004 № 63-ст);

рукописным методом, используя положения ГОСТ 2.304-81. Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Шрифты чертежные (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 28.03.1981 № 1562);

применяя ЭВМ, согласно ГОСТ 2.004-88. Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Общие требования к выполнению конструкторских и технологических документов на печатающих и графических устройствах вывода ЭВМ (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 28.11.1988 № 3843);

на электронных носителях информации.

Дополнительно в новом национальном стандарте предусмотрены правила подготовки текстовых документов электронных (ТДЭ). Их допускается готовить с использованием стандартизованных информационных моделей программ. Данные либо самостоятельно набираются, либо автоматически генерируются с помощью специализированных программных средств из заранее подготовленных фрагментов.

Техническое оформление: общие требования

Формулировки основных правил ГОСТ оформления текстовых документов несколько отличаются в зависимости от того, как утвержден стандарт. Таблица покажет, в чем разница и сходство редакций:

Межгосударственный стандарт ГОСТ 2.105-95

Национальный стандарт ГОСТ Р 2.105-2019

Высота символов — не менее 2,5 мм

· шрифт Times New Roman или Arial размером 14 для основного текста и размером 12 для приложений, примечаний, сносок и примеров;

· допускается использование шрифта размером 13 и 11 для основного текста и размером 12 и 10 для приложений, примечаний, сносок и примеров соответственно.

Расстояние между боковыми линиями формы и текстом должно составлять минимум 3 мм

Абзац начинается с красной строки, минимальный отступ — 15 — 17 мм

Абзацы начинается с отступа, равного 12,5 — 17 мм

От нижней и верхней границ следует отступать не менее 10 мм

Интервал между строками — не менее 8 мм

· текст оформляют с использованием полуторного межстрочного интервала;

· допускается использование двойного межстрочного интервала.

· расстояние между заголовком и текстом при выполнении документа машинописным способом равно 3, 4 интервалам, при выполнении рукописным способом — 15 мм;

· расстояние между заголовками раздела и подраздела — 2 интервала, при выполнении рукописным способом — 8 мм.

· расстояние между заголовком и текстом, между заголовками раздела и подраздела — не менее 4 высот шрифта, которым набран основной текст. Расстояние между строками заголовков подразделов и пунктов принимают таким же, как в тексте;

· при выполнении машинописным способом интервал равен 3 или 4 интервалам, при выполнении рукописным способом — не менее 15 мм.

При переносе части таблицы на ту же или другие страницы наименование помещают только над первой частью таблицы.

Относительно копий в ГОСТ 2.105-95 заявлено, что их (здесь и далее приведены выдержки из текста):

выполняют одним из следующих способов:

типографским — в соответствии с требованиями, предъявляемыми к изданиям, изготовляемым типографским способом;

ксерокопированием — рекомендуется размножать способом двустороннего копирования;

на электронных носителях данных.

В национальном стандарте на этот счет добавлены способы изготовления электронных копий:

сканированием исходного бумажного документа;

конвертированием или трансформированием ТДЭ из одного формата в другой или из одной схемы данных в другую;

Отдельно следует выделить установленные стандартами требования к текстовым документам, касающиеся структуры последних. Они могут состоять из:

частей с присвоенным наименованием и обозначением. За исключением первой, каждой из них присваивается порядковый номер;

книг, у которых тоже есть номера и наименования;

разделов. Обязательно проставляется номер каждого, отделенный точкой от основного названия. Точка в конце названия не используется, перенос слов не допускается. Начало каждого раздела оформляется на новом листе;

подразделов. Первая цифра обозначает принадлежность к конкретному разделу, вторая — порядковый номер конкретного подраздела.

Что касается нумерации, ЕСКД при оформлении документов позволяет сделать ее как сквозной, так и отдельной для каждого раздела.

Чего делать нельзя

Внимательно посмотрите требования ЕСКД к содержанию и оформлению документации. В документах содержится исчерпывающий список того, что нельзя употреблять в тексте. Так, недопустимо:

применять обороты разговорной речи, техницизмы, профессионализмы;

применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

применять произвольные словообразования;

применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, соответствующими государственными стандартами, а также в данном документе;

сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в заголовках и боковиках таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки.

Помимо этого, требования ЕСКД 2020 года запрещают:

ставить знак минус для обозначения отрицательных чисел;

перечеркивать круг в качестве обозначения диаметра;

писать математические знаки без числового сопровождения;

указывать индексы стандартов без обозначения присвоенного им регистрационного номера.

Любой элемент текста следует оформлять в соответствии с правилами, отклонение от обязательных требований не допускается.

2.2. Порядок употребления ссылок на нормативные правовые акты в тексте муниципального нормативного правового акта

Ссылкой признается указание в тексте муниципального акта на другой нормативный правовой акт или его структурную единицу. Ссылки на ранее принятые нормативные правовые акты (а также их структурные единицы) рекомендуется применять в случае, если необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать их дублирования.

Ссылки в муниципальном акте проставляются на нормативные правовые акты высшей или равной юридической силы (федеральное законодательство, законодательство субъекта Российской Федерации, устав муниципального образования). Ссылки на нормативные правовые акты меньшей юридической силы или их отдельные структурные единицы не допускаются.

Ссылки рекомендуется проставлять только на действующие нормативные правовые акты, т.е. на нормативные правовые акты, вступившие в силу.

В тексте муниципального акта недопустимы ссылки на нормативные предписания других нормативных правовых актов, которые, в свою очередь, являются отсылочными, поскольку это создает трудности для понимания сути нормативного предписания.

При необходимости сделать ссылку в муниципальном акте на другой нормативный правовой акт указываются следующие реквизиты в следующей последовательности:

вид нормативного правового акта;

наименование органа принятия;

дата и номер подписания (принятия, издания);

наименование нормативного правового акта.

При оформлении ссылок на Конституцию Российской Федерации, кодексы Российской Федерации указывается только их наименование с прописной буквы.

При указании ссылки в тексте муниципального акта на акты, обладающие высшей юридической силой, вид правового акта рекомендуется указывать с прописной (заглавной) буквы для постановлений, определений Конституционного Суда Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, уставов муниципальных образований, а для иных актов, как правило, со строчной (маленькой) буквы.

Для проставления ссылок на нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации рекомендуется использовать вид и наименование законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, установленные конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, а для органов местного самоуправления — установленные уставом муниципального образования и законом соответствующего субъекта Российской Федерации о наименованиях органов местного самоуправления.

в соответствии с Конституцией Российской Федерации

руководствуясь пунктом 1 части 10 статьи 35, статьей 44 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

в соответствии со статьями 3 и 6 Федерального закона от 3 апреля 2017 г. N 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции»

в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства»

на основании статьи 18 Устава Пушкинского муниципального района Воронежской области, принятого решением Совета депутатов Пушкинского муниципального района Воронежской области от 15 июля 2017 г. N 26

руководствуясь Законом Ставропольского края от 10 апреля 2006 г. N 19-кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны»

регулируются Законом Пермского края от 4 мая 2008 г. N 28-ПК «О муниципальной службе в Пермском крае»

Основания для предоставления муниципальной услуги:

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 июля 2015 г. N 527н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 сентября 2015 г., регистрационный номер N 38897)

При ссылке на нормативный правовой акт, который полностью был изложен в новой редакции, рекомендуется указывать его реквизиты в следующей последовательности:

вид нормативного правового акта,

наименование органа принятия;

дата и номер подписания (принятия, издания);

наименование правового акта;

в скобках указываются вид нормативного правового акта, дата и номер подписания (принятия, издания) нормативного правового акта, полностью изложившего данный нормативный правовой акт в новой редакции.

в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ)

в соответствии с постановлением Правительства Рязанской области от 27.04.2011 N 48 «О разработке и утверждении исполнительными органами государственной власти Рязанской области административных регламентов предоставления государственных услуг и административных регламентов исполнения государственных функций» (в редакции постановления Правительства Рязанской области от 28.06.2014 N 62)

Ссылки на Конституцию Российской Федерации оформляются следующим образом:

В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации

При ссылке на кодекс Российской Федерации дата подписания и его номер не указываются.

в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации

в соответствии с частью 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации

в порядке, установленном статьей 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации

При неоднократных ссылках на один и тот же нормативный правовой акт при первом его упоминании и далее рекомендуется неоднократно указывать полные реквизиты нормативного правового акта, на который производятся ссылки.

При необходимости дать ссылку не на весь нормативный правовой акт, а только на его структурную единицу сначала указывается эта конкретная структурная единица (начиная с наименьшей), а затем реквизиты самого нормативного правового акта.

предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации

Не рекомендуется при первом упоминании в тексте муниципального акта делать следующую запись:

Указ Президента Российской Федерации от 29.12.2008 N 1873 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов» (далее — Указ Президента Российской Федерации от 29.12.2008 N 1873).

Это позволит в дальнейшем избежать трудностей при внесении изменений в муниципальный акт, поскольку в процессе внесения изменений первая ссылка на нормативный правовой акт с записью «(далее — Указ Президента Российской Федерации от 29.12.2008 N 1873)» может поменять свое месторасположение и перейти из одной структурной единицы нормативного правового акта в другую.

Ссылку в тексте муниципального акта на структурную единицу этого же муниципального акта рекомендуется оформлять следующим образом: «настоящего пункта», «настоящей статьи», «настоящего решения».

При ссылках обозначения структурных единиц указываются так, как они определены в самом нормативном правовом акте либо в нормативном правовом акте, вносящем изменения в данный нормативный правовой акт.

Если в нормативных правовых актах части статей и пункты нумеруются цифрами, то обозначение в ссылках части или пункта печатается цифрами (например, часть 1, пункт 1, раздел IV).

Если в нормативных правовых актах части статей не пронумерованы, то в этом случае обозначение в ссылках части печатается словом (например, часть вторая).

Если подпункты пронумерованы строчными буквами русского алфавита, то обозначаются в ссылках буквой в кавычках (подпункт «а»). Абзацы обозначаются словом (например, абзац первый).

При этом первым считается тот абзац, с которого начинается структурная единица, в составе которой он находится.

Если при проставлении ссылок подсчет абзацев осуществить неправильно, это приведет к технической ошибке и воля законодателя будет оформлена неверно.

Обозначения частей, пунктов, абзацев и других структурных единиц печатаются полностью, сокращения (ст., ч., п., абз.) не допускаются.

на основании пункта 1 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации

в соответствии с абзацем вторым пункта 3 решения Собрания депутатов Дмитровского района Челябинской области от 12 марта 2007 г. N 35 «Об управлении муниципальным имуществом»

регулируются пунктом 4 части 2 статьи 10 Устава муниципального образования Петровский сельсовет Михайловского муниципального района Самарской области, принятого Советом депутатов муниципального образования Петровский сельсовет Михайловского муниципального района Самарской области от 10 апреля 2012 г. N 36

Если требуется сослаться на приложение к нормативному правовому акту, указывается наименование приложения и нормативный правовой акт, которым данное приложение утверждено.

При ссылках на примечания к статьям или пунктам нормативного правового акта рекомендуется использовать следующую формулировку:

1. Под грубым нарушением норм и правил в области использования атомной энергии в настоящей статье понимается нарушение, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей и окружающей среде, указанное в примечании к части 3 статьи 9.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При оформлении ссылок на нормативные правовые акты рекомендуется избегать следующих ошибок юридико-технического характера:

нарушение порядка указания реквизитов нормативного правового акта;

грамматических и стилистических ошибок в наименовании нормативного правового акта;

неверное обозначение структурной единицы нормативного правового акта;

неверно приведенной ссылки на абзац (при неправильном подсчете);

ошибочно приведенные реквизиты нормативного правового акта;

проставление ссылки на недействующие нормативные правовые акты;

проставление ссылок на неправильно указанный нормативный правовой акт, вместо подлежащего применению;

проставление ссылки на ненормативные правовые акты;

неверное указание официальных наименований органов государственной власти или указание наименований органов государственной власти, которые на момент принятия муниципального акта реорганизованы или упразднены.

С примерами неправильного оформления дат в муниципальных актах можно ознакомиться в разделе 4 практического пособия (Приложение)

О технике ссылок на нормы права

Давайте поговорим о нормотворческой технике. Похоже, что её больше нет в России. Ну, тогда хотя бы о том, какой она могла бы быть. На примерах.

Я вижу большую проблему в том, что у нас нет надлежащих слов, которые позволили бы сослаться на некую подрубрику внутри абзаца. На мой взгляд, надо называть такие части, содержащие самостоятельные нормы, «подабзацами». Но можно и придумать какое-то новое слово.

Приведу пример. Вот, что написано в п.3 ст.111 Закона о банкротстве.

«3. Продаже на торгах, проводимых в электронной форме, подлежат:

предметы, имеющие историческую или художественную ценность;

вещь, рыночная стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, в том числе неделимая вещь, сложная вещь, главная вещь и вещь, связанная с ней общим назначением (принадлежность).

Регулирующим органом могут быть определены иные виды имущества (в том числе имущественных прав), подлежащие обязательной продаже на торгах, проводимых в электронной форме.»

Как правильно сослаться на последнее предложение в этой норме?

Думаю, большинство скажет, что это абзац восьмой пункта третьего. И полагаю, что оно ошибётся. Дело в том, что абзац заканчивается там, где заканчивается предложение. Точка должна стоять, иными словами. Меня так учили, раз, и это логично, два. Дополнительные аргументы будут ниже.

Таким образом, последнее предложение в этой норме это второй абзац пункта третьего, а никак не восьмой.

Но как же тогда сослаться на идею, например, о том, что продаже на торгах, проводимых в электронной форме, подлежат ценные бумаги? Тут мы должны сказать так: подабзац третий абзаца первого пункта 3 статьи 111 ЗоБ. Почему это важно, хоть и новое слово любому режет слух?

Потому что, например, просто сказать «третий абзац пункта 3 ст. 111» это очень неточно. Ведь там написаны слова «ценные бумаги». И что. Что, «ценные бумаги»?? Мы ничего не поймём, если не начнём читать предложение в целом. Тогда получается надо ссылаться на первый «абзац», который даёт затравку, и на третий, из которого становится ясно, что эта затравка относится и к ценным бумагам тоже. Странная техника ссылки, нет?

Главное, что здесь происходит? Происходит подмена понятий. То, что мы привыкли считать абзацем (там, где стоит точка), на деле совсем не то. Абзацем становится просто любой текст с красной строки. И это совсем другой подход к абзацу.

Тогда, например, в ст.1002 ГК РФ надо выделять не две части, в первой из которых есть несколько абзацев, а исходить из того, что в этой статье нет частей (зачем они??), а есть шесть абзацев. Каждый начинается с красной строки.

Запутались? Представляете, а нам, преподавателям, как студентов учить правильным ссылкам??

Но это ещё не всё ) Есть ещё одна проблема техники. Иногда в один смысловой кусок, выделенный в законе с красной строки, записывают несколько предложений, содержащих РАЗНЫЕ нормы.

Возьмём п.1 ст.138 Закона о банкротстве:

«1. Из средств, вырученных от реализации предмета залога, семьдесят процентов направляется на погашение требований кредитора по обязательству, обеспеченному залогом имущества должника, но не более чем основная сумма задолженности по обеспеченному залогом обязательству и причитающихся процентов. Денежные средства, оставшиеся от суммы, вырученной от реализации предмета залога, вносятся на специальный банковский счет должника в следующем порядке:

двадцать процентов от суммы, вырученной от реализации предмета залога, — для погашения требований кредиторов первой и второй очереди в случае недостаточности иного имущества должника для погашения указанных требований;

оставшиеся денежные средства — для погашения судебных расходов, расходов по выплате вознаграждения арбитражным управляющим и оплаты услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим в целях обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей.»

В первом абзаце этого пункта есть два предложения. Они содержат самостоятельные нормы. И, строго говоря, то, что принято считать абзацами 2 и 3 пункта 1, на самом деле относятся только ко второму предложению абзаца 1, а не ко всему абзацу. Это неправильно. Просто нелогично. И показывает давний пробел в методологии написания правовых норм. Условно говоря, Дума делает свою работу плохо, с технической точки зрения.

Ещё один пример из той же статьи (третий абзац пункта 4):

«В случае разногласий между конкурсным кредитором по обязательству, обеспеченному залогом имущества должника, и конкурсным управляющим или лицами, участвующими в деле о банкротстве, по вопросам начальной продажной цены, порядка и условий проведения торгов по реализации предмета залога, порядка и условий обеспечения сохранности предмета залога каждый из них в течение десяти дней с даты включения сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве вправе обратиться с заявлением о разрешении таких разногласий в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, по результатам рассмотрения которого арбитражный суд выносит определение об определении начальной продажной цены, утверждении порядка и условий проведения торгов по реализации предмета залога, порядка и условий обеспечения сохранности предмета залога, которое может быть обжаловано. Если реализация предмета залога осуществляется совместно с продажей иного имущества должника, порядок и условия такой продажи не могут быть установлены без согласия в письменной форме конкурсного кредитора, требования которого обеспечены залогом реализуемого имущества.»

Здесь мы видим два предложения. Второе предложение вообще никак не связано с первым! Почему оно не стало самостоятельным абзацем??

Оставив его в одном абзаце с первым предложением, законодатель фактически создал предпосылки для ошибок. Кто-то может подумать, что второе предложение как-то связано с первым и работает только в случаях, описанных в первом предложении. И – формально – будет прав. А по существу допустит ошибку, потому что его неправильно направил законодатель.

Вообще почему у нас нет техники ссылок на первое предложение абзаца и второе предложение абзаца? Почему немцы, например (пресловутые, разумеется) позволят себе ссылаться и на предложения, и на подпредложения, и на «альтернативы» так называемые. Последняя имеет место, когда в предложении написано «или, или». И они показывают тем самым, о какой именно альтернативе они рассуждают.

Какая мораль, спросите?

Я считаю, надо начинать нормально ссылаться на нормы, не дожидаясь милости законодателя. Просто брать вопрос в свои руки и всё. Судам, сторонам и т.д. Потому что очень важно, чтобы юридический текст был понятен. А у нас до сих пор, увы, даже ВС РФ в своих определениях иногда ссылается на статью в целом, хотя в ней может быть пять пунктов, а норм штук 10, условно говоря. Это определённости не даёт. Да здравствует И.А. Покровский с этой идеей определённости права (и В. Прохоренко, который своим проектом «юристы читают классику», надеюсь, вдохнул новую жизнь в работу Покровского).

Если у кого-то есть ещё посложнее примерчики, буду признателен за ссылки в комментариях.

  • 12396
  • рейтинг 19

Международные санкции. Работа с санкционными рисками в России

Международные санкции. Работа с санкционными рисками в России

Комплексное повышение квалификации юристов

Комплексное повышение квалификации юристов

Журнал «Закон»

Журнал «Закон»

Похожие материалы

Комментарии (27)

Наверно, классический пример ст. 431 ГК РФ:

"Если правила, содержащиеся в части (. ) первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон".

В подавляющем большинстве федеральных законов, принятых до разработки упомянутых в других комментариях методических рекомендаций 2003 года, использовался такой принцип: если в статье есть нумерация абзацев, то абзацы, относящиеся к одному и тому же номеру, образуют пункт. Если абзацы не пронумерованы, то они являются частями.

Это относится и к ГК РФ. В ст. 255 ГК РФ, например, 3 части (на что указывается в абз. 2 п. 1 ст. 250 ГК РФ). Части есть в статьях 79, 80, 81 ГК РФ и во многих других. Это следует из текста самого ГК РФ, не говоря уже о текстах федеральных законов, которые вносят изменения в статьи, разделенные на части.

НК РФ также следует этому принципу, и в нем некоторые статьи разделены на части. Например, ст. 250 разделена на 3 части, на что идет указание в части 3 этой статьи. Соответственно, часть 2 ст. 250 НК РФ разделена на ряд пунктов.

Спасибо за подробный ответ.
Однако, я хочу выразить альтернативное мнение.

Прежде всего у меня есть некоторые вопросы к правовой природе упомянутых Вами методических рекомендаций.
Как Вы считаете, это нормативный правовой акт?

А ещё я привык доверять тому, как толкует (в т.ч. ссылается на нормы) Верховный суд РФ. Например, в Обзоре судебной практики ВС РФ #3 (2020) есть ссылка на абзац 1 ст. 431 ГК РФ, никак не на часть. В абзаце 4 пункта 63 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 #50 Суд также ссылается на абзац 2 ст. 255 ГК РФ, снова никак не на часть.

Конституционный суд в Определении от 24.12.2020 #2973-О, ссылаясь на норму без структурных единиц (ст. 411 ГК РФ) также использует слово Абзац.

По поводу статуса методических рекомендаций: не исследовал этот вопрос подробно, но навскидку полагаю, что это не НПА.
Впрочем, для рассматриваемого вопроса это не имеет значения. Имеет значение то, что после того, как этот документ появился, все новые федеральные законы получили ту структуру норм, которая описана в этих рекомендациях. А до этого во многих (но не во всех) законах применялся принцип, который я описал выше.

Важно то, как сам закон ссылается на себя. Пока что я не встречал ни одного закона, который бы делал это "двойственно". Иногда, но очень редко, другой закон в отсылочной норме или закон, вносящий правки, может допустить такой недочет, но сам закон — никогда.

Что касается того, как суды (в том числе высшие) делают ссылки на нормы права, то в описанных вами случаях (и во многих других) мы просто имеем дело с некорректными отсылками. Я уверен, что мы сможем найти разные судебные акты, в которых структурные единицы одного и того же закона именуются как правильно, так и неправильно. Я не считаю, что такие отсылки являются "толкованием", я считаю это некоторым недостатком техники написания судебного акта. Всё-таки при написании судебного акта это не вопрос первой важности, поэтому и проскакивают такие вещи.

Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов (п. 27) (http://www.consultant.ru/law/review/lawmaking/rekomend/).

При этом первым считается тот абзац, с которого начинается структурная единица, в составе которой он находится.

Статья 33. Сертификация

1. . (абзац первый части 1)

. ; (абзац второй части 1)

. ; (абзац третий части 1)

. . (абзац четвертый части 1)

Идея с "подабзацами" не лишена логики.

Всё просто. Не нужно длинных статей. Одна норма – одна статья. И не должно быть фрагментов без номера.

Статья N. Обязательность продажи имущества на электронных торгах

1. Продаже на торгах, проводимых в электронной форме, подлежат:
1) недвижимое имущество;
2) ценные бумаги;
3) имущественные права;
4) заложенное имущество;
5) предметы, имеющие историческую или художественную ценность;
6) вещь, рыночная стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, в том числе неделимая вещь, сложная вещь, главная вещь и вещь, связанная с ней общим назначением (принадлежность).
2. Регулирующий орган может определить иные виды имущества (в том числе имущественных прав), подлежащие обязательной продаже на торгах, проводимых в электронной форме.

Есть вот такой акт и странно, что даже нет его упоминания, не говоря о том, критика должна быть направлена именно в его адрес

В этом акте есть, например, такой пассаж

Корректным вариантом использования абзацев в тексте статьи считается такой, когда часть делится на пункты, пункт делится на подпункты, а подпункт (при необходимости дальнейшего расширения) может делиться на абзацы (не более пяти), например:

(абзац первый части 2)

(пункт 1 части 2)

(абзац первый пункта 2 части 2)

(абзац первый подпункта "а" пункта 2 части 2)

(абзац второй подпункта "а" пункта 2 части 2)

(абзац третий подпункта "а" пункта 2 части 2)

(абзац четвертый подпункта "а" пункта 2 части 2)

(подпункт "б" пункта 2 части 2)

Деление частей в статье либо частей в разных статьях одного законопроекта и на пункты, и на абзацы, которые в тексте частей будут следовать после двоеточия, не допускается.

Там в примере есть такое: абзац первый пункта 2 части 2

Из этого следует, что в приведенном пункте 3 ст. 111 два абзаца, а перечень в абз. 1 должен обозначаться как-то еще. Возможно даже, абзацы абзаца, но скорее всего части. Рекомендации в этом отношении, видимо, неполные.

Тему можно было бы расширить до всей юридической техники.
На самом деле, Аппаратом ГД еще в 2003 г. были приняты (в 2020 г. они обновлены) "Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов" — это вполне добротный акт, трудно сказать, почему Аппарат ГД при подготовке законопроектов игнорирует свои собственные рекомендации.
Но если посмотреть на исследования, теоретические и практические, — мне неизвестно ни одной работы, в которой корректно бы описывались правила, приемы и средства юридической техники — развернуто, системно, с обоснованием.
В этом смысле вполне закономерно, что когда юридическая мысль не в состоянии ни сформировать корпус предложений, ни должным образом осмыслить положительную юрпрактику — в массовой практике будут проявляться и накапливаться ошибки и недостатки.

Но есть еще один пласт проблемы — юртехника, будучи формой, не может быть отвлечена от содержания, которое оно объемлет. Владение формой без владения содержанием не позволит корректно перевести идею в текст статьи, структурировать ее, сделать необходимые отсылки.
А не-владение содержанием — это уже более глубокая проблема — проблема юридического образования.

Но эти Рекомендации, на самом деле, не единственный правовой акт. К этим Рекомендациям есть Комментарии, которые так же разработаны Аппаратом ГД — https://www.mosoblduma.ru/upload/site1/document_file/2vEgIfEiYC.pdf, они также есть в СПС.

Кроме этого, имеются:

1. Приказ МИД России от 04.12.2020 N 21949 "Об утверждении Порядка подготовки текстов международных договоров Российской Федерации";
2. Постановление Правительства РФ от 02.08.2001 N 576 (ред. от 13.03.2015) "Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов";
3. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 (ред. от 02.02.2019) "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".

То есть материала для эмпирического анализа достаточно.

"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности
 
1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, в области персональных данных, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, о геодезии и картографии, о наименованиях географических объектов, патентного, антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса), законодательства в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.12.1 и 19.7.15 настоящего Кодекса), о средствах массовой информации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 13.15 настоящего Кодекса), об информации, информационных технологиях и о защите информации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 13.41 настоящего Кодекса), об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о потребительском кредите (займе), о кредитных историях, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о теплоснабжении, в сфере водоснабжения и водоотведения, о газоснабжении, о лотереях, законодательства о физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях), о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр), о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, страхового законодательства, законодательства о клиринговой деятельности, об организованных торгах, об инвестиционных фондах, о негосударственных пенсионных фондах, законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о сельскохозяйственной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях, о ломбардах, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе, об открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, о заключении договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.39 настоящего Кодекса), а также за нарушение трудового законодательства, иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.4 настоящего Кодекса), порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, законодательства в сфере государственного оборонного заказа (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.1, частями 1, 2 и 2.1 статьи 14.55, статьями 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.4.2, частью 7.1 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.7.2 настоящего Кодекса), о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 — 7.32, 7.32.5, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса), об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, об основах государственного регулирования торговой деятельности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о пожарной безопасности, о промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, о применении контрольно-кассовой техники, об оружии, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об исполнительном производстве, об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о противодействии экстремистской деятельности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3.1, 20.3.2 настоящего Кодекса), а также за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, а также в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации), в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 7.5 настоящего Кодекса) по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее — Таможенный союз) и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1 настоящего Кодекса, за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.1.1 настоящего Кодекса), об участии в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.33 настоящего Кодекса) по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64 — 5.68 настоящего Кодекса), о несостоятельности (банкротстве), об аккредитации в национальной системе аккредитации, за нарушение в области воинского учета по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 настоящего Кодекса) и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции — по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.

(в ред. Федеральных законов от 30.10.2002 N 130-ФЗ, от 04.07.2003 N 94-ФЗ, от 11.11.2003 N 138-ФЗ, от 20.08.2004 N 118-ФЗ, от 30.12.2004 N 214-ФЗ, от 27.12.2005 N 193-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 08.05.2006 N 65-ФЗ, от 27.07.2006 N 139-ФЗ, от 05.11.2006 N 189-ФЗ, от 29.12.2006 N 262-ФЗ, от 09.02.2007 N 19-ФЗ, от 19.07.2007 N 141-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 09.02.2009 N 9-ФЗ, от 17.07.2009 N 160-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 28.12.2009 N 380-ФЗ, от 30.04.2010 N 69-ФЗ, от 23.07.2010 N 171-ФЗ, от 27.07.2010 N 224-ФЗ, от 04.05.2011 N 97-ФЗ, от 03.06.2011 N 120-ФЗ, от 21.07.2011 N 252-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 06.12.2011 N 409-ФЗ, от 08.06.2012 N 65-ФЗ, от 30.12.2012 N 316-ФЗ, от 05.04.2013 N 49-ФЗ, от 07.05.2013 N 96-ФЗ, от 02.07.2013 N 186-ФЗ, от 23.07.2013 N 196-ФЗ, от 23.07.2013 N 198-ФЗ, от 23.07.2013 N 249-ФЗ, от 23.07.2013 N 252-ФЗ, от 02.11.2013 N 285-ФЗ, от 25.11.2013 N 311-ФЗ, от 21.12.2013 N 363-ФЗ, от 21.12.2013 N 365-ФЗ, от 21.12.2013 N 375-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ, от 02.04.2014 N 69-ФЗ, от 05.05.2014 N 112-ФЗ, от 05.05.2014 N 122-ФЗ, от 05.05.2014 N 130-ФЗ, от 28.06.2014 N 189-ФЗ, от 24.11.2014 N 355-ФЗ, от 22.12.2014 N 434-ФЗ, от 08.03.2015 N 46-ФЗ, от 30.03.2015 N 67-ФЗ, от 29.06.2015 N 159-ФЗ, от 05.10.2015 N 275-ФЗ, от 03.11.2015 N 304-ФЗ, от 03.11.2015 N 307-ФЗ, от 29.12.2015 N 391-ФЗ, от 30.03.2016 N 77-ФЗ, от 05.04.2016 N 89-ФЗ, от 03.07.2016 N 273-ФЗ, от 03.07.2016 N 290-ФЗ, от 03.07.2016 N 293-ФЗ, от 03.07.2016 N 326-ФЗ, от 19.12.2016 N 459-ФЗ, от 28.12.2016 N 510-ФЗ, от 26.07.2017 N 189-ФЗ, от 29.07.2017 N 267-ФЗ, от 20.12.2017 N 414-ФЗ, от 29.07.2018 N 237-ФЗ, от 29.07.2018 N 262-ФЗ, от 27.12.2018 N 521-ФЗ, от 18.03.2019 N 27-ФЗ, от 24.04.2020 N 132-ФЗ, от 08.12.2020 N 420-ФЗ, от 30.12.2020 N 511-ФЗ, от 24.02.2021 N 19-ФЗ, от 26.05.2021 N 141-ФЗ, от 28.06.2021 N 232-ФЗ).

Если смотреть некоторые акты МСУ, то они этот вопрос с подабзацами преодолели дефисами. Это ужасная конструкция и в плане чтения, и в плане отсылок. Особенно, когда "Дефис 37 п.4 ст.21 изложить в следующей редакции".

Мне кажется, что в будущем стоит нормы материального право излагать структурно близко к нормам процессуального. Не бояться, с одной стороны, увеличения статей (если это возможно), в т.ч. с условными примами или значками. Не бояться роста частей в статьях. Думаю, что следует, по возможности, отказаться от лишних ссылок в пользу дублирования одного и того же текста. Вот, например, ту же самую главу об оказании возмездных услуг переписать полностью, адаптировав подряд под нее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *