Что такое спо, во, впо и дпо
В современной образовательной системе представлено несколько уровней и ступеней профессиональной подготовки, направленной на выпуск кадров различной квалификации. При выборе учебного заведения и направления профессиональной деятельности, стоит изучить классификацию доступного профессионального образования и разобраться с тем, что такое спо, во, впо и дпо.
Ступени профессионального образования
С выбором учебного заведения сталкиваются выпускники 9-го, 11-го класса, колледжа или действующие специалисты, желающие пройти переквалификацию или повышение квалификации. Каждой цель и каждому начальном уровню подготовки соответствуют определенные ступени профессионального образования.
- Начальное профорбазование;
- Среднее профессиональное образование;
- Высшее профобразование;
- Допообразование.
Внутри каждого блока есть собственные классификации, разделяющие профподготовку по уровня осваиваемых компетенций и навыков, получаемому разряду и квалификации.
Начальное профобазование (НПО)
Первая ступень, знакомящая вчерашних школьников с особенностями обучения и изучения ключевых дисциплин по определенным специальностям.
НПО низкий уровень квалификационной подготовки, позволяющий студентам получить одну из актуальных и востребованных рабочих специальностей:
- Водитель;
- Заготовитель продуктов и сырья;
- Кладовщик;
- Дозиметрист;
- Машинист;
- Литейщик;
- Сварщик;
- Токарь;
- Слесарь;
- Секретарь-референт;
- Библиотекарь;
- Автомеханик.
Полный перечень направлений обучения в рамках НПО отображен в Постановлении Правительства Российской Федерации № 1362.
- Поступление после 9-го или после 11-го класса;
- Учеба 2 – 3 года;
- Получение 1 – 4 трудового квалификационного разряда после защиты диплома на итоговой аттестации;
- Обучение по программам ФГОС для НПО.
Учреждения начального образования
Учебные заведения, реализующие подготовку на ступени НПО, представлены ограниченным перечнем организаций:
- Профессиональные училища – образовательные учреждения, направленные на подготовку кадров по рабочим специальностям и служащих низшего звена, по программам с уклоном на практическую составляющую и отработку навыков по должностным обязанностям.
- Лицеи – учебные заведения при вузах, позволяющие за время обучения в старших классах пройти профильную подготовку по ограниченному перечню профессий. Выпускники получают преимущества при прохождении конкурсного отбора в вуз при условии набора одинаковой суммы баллов с другими абитуриентами.
Среднее профессиональное образование (СПО)
Образовательная система среднего профессионального обучения позволяет выпускникам 9-го и 11-го класса освоить современные и актуальные профессии на уровне квалифицированных профессионалов. СПО считается второй ступенью профподготовки.
Актуальные образовательные программы и направления:
- Юриспруденция;
- Робототехника;
- Медицина;
- Педагогика;
- Менеджмент;
- Маркетинг;
- Дизайн;
- Психология;
- Финансы;
- Технологическое предпринимательство.
Отличительные особенности среднего профобразования:
- Многофункциональность средних специальных учебных заведений;
- Участие колледжей в федеральном проекте «Профессионалитет»;
- Производственные кафедры и базы;
- Комплексное изучение теоретических знаний и практических компетенций, позволяющих специалисту после получении диплома колледжа не только приступить к работе по специальности, но и при желании поступить и продолжить обучение в вузе;
- Вариант учебы высшем образовательном учреждении по сокращенной программе, при условии автоматического перезачета по дисциплинам изученным в ссузе;
- Высокое качество подготовки выпускников колледжей и техникумов;
- Конкурентное преимущество при трудоустройстве перед соискателями на должность после НПО или курсов;
- Раннее начало накопления стажа, за счет короткого срока обучения от 1 года 10 месяцев, до 4 лет;
- Выбор разных областей профессиональной реализации;
- Востребованность выпускников со средним профобразованием на рынке труда;
- Накопление авторских проектов и документов для портфолио, подтверждающих квалификацию специалиста.
Типы учреждений СПО
- Техникум – учебное заведение, работающее по программам ФГОС в рамках среднего профессионального образования, с уклоном на практическую составляющую. Техникумы предоставляют обучение многим рабочим специальностям наравне с организациями НМО, однако их выпускники получают более высокие квалификационные разряды и более востребованы на рынке труда.
- Колледжи – современные учебные заведения, реализующие максимально качественные и комплексные образовательные программы по подготовке специалистов со средним специальным образованием Наряду с ключевыми дисциплинами по профессии, студенты осваивают soft skills, изучают траекторию карьерного роста, участвуют в программах стажировки и обмена.
Высшее профессиональное образование (ВПО)
ВПО доступно только выпускникам школ после 11-го класса, а также абитуриентам с дипломами ссуз и действующим специалистам.
Зачисление организовано на конкурсной основе по сумме баллов за ЕГЭ по профильным предметам. Перечень вступительных испытаний зависит от конкретного вуза.
Поступающие после колледжа имеют право на альтернативный вариант прохождения аттестации, представляющий предоставление результатов ГИА по русскому языку и дополнительную внутренню экзаменами в вузе по ключевым дисциплинам, в зависимости от выбранного факультета и специальности.
Особенности учебы в вузе:
- Разные формы посещения занятий;
- Получение высшего образования и преимущества при трудоустройстве перед претендентами после колледжей;
- Котируемость дипломов бакалавриата и магистратуры во всем мире по условиях действия Болонской конвенции;
- Углубленное изучение компетенций и навыков;
- Участие в научно-исследовательской и проектной деятельности;
- Разные программы по развитию и поддержке студентов и выпускников вузов.
Престижные направления обучения в вузе:
- Гражданское право;
- Программирование;
- Психология;
- Лечебное дело;
- Игровая индустрия и киберспорт;
- IT;
- Отраслевой менеджмент;
- Предпринимательство;
- E-commerce;
- Дизайн;
- Лингвистика;
- Экономика;
- Бизнес;
- Кино и телевидение.
В вузах представлен ряд профессий, которые невозможно получить в рамках других образовательных ступеней.
Виды высших учебных заведений
- Университеты;
- Академии;
- Институты.
Все вузы работают по программам ФГОС. При выборе абитуриентам стоит отталкиваться от наличия желаемого направления обучения, характеристик приемных кампаний и проходных баллов, сложности поступления. Главное – у вуза обязательно должны быть действующая лицензия и аккредитация.
Неполное высшее образование и бакалавриат
Высшее профессиональное образование внутри группы разделяется на ряд подступеней:
- Неполное высшее образование – вариант неоконченного обучения, когда студент отчисляется позднее 2 курса. За учащимся сохраняется право на восстановление или повторное зачисление на другую специальность, но диплома о профессиональной подготовке он не получает.
- Бакалавриат – общие образовательные программы, рассчитанные на учебы 3,5 – 4,5 года в зависимости от формата посещения лекций и практических занятий. Это конченное высшее образование, подтвержденное документом – дипломом бакалавра с указанием специализации.
Примеры актуальных направлений бакалавриата:
- Full-stack разработка;
- Data Science;
- Теория и практика перевода;
- Международная торговля;
- Графический дизайн;
- Интернет-маркетинг;
- Искусственный интеллект;
- Беспилотные технологии;
- Художник графических искусств.
Специалитет и магистратура
Две высшие ступени высшего образования в вузе.
Специалитет – профессиональная подготовка, рассчитанная на 5 – 6 лет, предусмотренный для получения профессий, требующих углубленного изучения компетенций в виду сложности должностных обязанностей и навыков.
- Врач-лечебник;
- Артист кино;
- Провизор;
- Кинооператор;
- Музыкальный звукорежиссер;
- Эксперт по специальному переводу.
Магистратура – высший уровень образования в вузе, позволяющий на базе бакалавриата или специалитета получить новую профессию или освоить научную деятельность по первичной специализации. Магистры учатся 2 года. Для поступления проходят собеседование по профильным предметам.
- Управление собственным бизнесом;
- Коучинг и психологическое консультирование;
- Программное обеспечение, Интернет и облачные технологии;
- Актерское мастерство;
- Финансы;
- HR-менеджмент;
- Межъязыковые и межкультурные коммуникации.
Послевузовское образование
Ступень, позволяющая людям с дипломами вузов продолжить получать образование для узкой специализации или научной степени.
- Очная или заочная аспирантура;
- Ординатура для медицинских направлений;
- Адъюнктура для юристов.
Аспиранты вместе с разбором ключевых дисциплин и отработкой навыков, занимаются научно-исследовательской деятельностью и авторскими разработками, представленными в итоговой диссертации на знание кандидата наук.
Дополнительное профессиональное образование (ДПО)
Учеба профессионалов в разных отраслях, включающая профпереподготовку и повышение квалификации. Организуется на базе курсов. Слушатели выбирают подходящую программу и записываются на очный, заочный или дистанционный формат.
Курсы формируются на базе университетов, институтов, академий или центров ДПО в качестве отдельных образовательных организаций или учебных учреждений при биржах труда.
- Краткосрочные теоретические и экспресс-курсы – 72 академических часа;
- Проблемные семинары;
- Полноценные программы профпереподготовки и повышения квалификации в 100 ак. часов и больше.
- Длительность подготовки;
- Получаемый квалификационный уровень;
- Конкурентные преимущества при трудоустройстве;
- Образовательные учреждения;
- Преподавательский состав;
- Направленность учебных программ;
- Перечень ключевых дисциплин;
- Доступные специальности и профессии;
- Доппрограммы для студентов и выпускников;
- Области и сферы профессиональной реализации.
Различия ступеней образования
Чтобы достичь вершин карьерного роста в любой профессии требуется профильная подготовка по специальности. Максимум возможностей для проф. реализации открывает учеба по программам СПО и ВО, но для высокой заработной платы и постоянного продвижения по карьерной лестнице стоит не забывать про ДПО и постоянно осваивать инновационные технологии и современные компетенции.
Значение словосочетания «высшее профессиональное образование»
Вы́сшее образова́ние, или вы́сшее профессиона́льное образова́ние — уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования. Включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. Под термином «высшее образование» понимается также подготовка специалистов высшей квалификации для отраслей экономики, науки, техники и культуры в различного типа высших школах. (Википедия)
Значение словосочетания «дополнительное профессиональное образование»
Дополнительное профессиональное образование (ДПО) — вид образования в Российской Федерации, профессиональное образование, получаемое дополнительно к среднему профессиональному или высшему образованию. (Википедия)
Значение словосочетания «начальное профессиональное образование»
Начальное профессиональное обучение (НПО) — начальный уровень профессионального образования, обучение рабочих. В основном, представлен ГОУ НПО (Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования) и НОУ НПО (Негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования). В советское время состоял из ПТУ (полное название — Среднее Городское Профессионально-техническое училище — СГПТУ). В настоящее время значительная часть российских ПТУ переименована в ПТЛ (Профессионально-технические лицеи). Некоторые ПТУ переименованы в колледжи. Приём осуществляется на базе 9-ти и 11-ти классов. (Википедия)
Значение словосочетания «среднее профессиональное образование»
Сре́днее профессиона́льное образова́ние (СПО) — средний уровень профессионального образования. (Википедия)
Значение словосочетания «профессиональное образование»
Профессиона́льное образова́ние — процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением установленными знаниями, умениями, навыками и педагогическими компетенциями по конкретным специальностям и профессиям. (А. Н. Лейбович) (Википедия)
Делаем Карту слов лучше вместе
/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: исповедальный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к словосочетанию «высшее образование»
Ассоциации к слову «высший»
Ассоциации к слову «профессиональный»
Ассоциации к слову «образование»
Синонимы к словосочетанию «высшее профессиональное образование»
Предложения со словосочетанием «высшее профессиональное образование»
- Эта книга – результат впервые выполненной разработки курса теории спорта для завершающего уровня высшего профессионального образования по физической культуре и спорту.
Сочетаемость слова «высший»
Сочетаемость слова «профессиональный»
Сочетаемость слова «образование»
Понятия, связанные со словосочетанием «высшее профессиональное образование»
Афоризмы русских писателей со словом «высший»
- Высочайшее достоинство басен Крылова заключается в том, что они и по содержанию и по изложению, и по языку, в высшей степени русские басни
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение словосочетания «высшее образование»
Вы́сшее образова́ние, или вы́сшее профессиона́льное образова́ние — уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования. Включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. Под термином «высшее образование» понимается также подготовка специалистов высшей квалификации для отраслей экономики, науки, техники и культуры в различного типа высших школах.
Значение словосочетания «дополнительное профессиональное образование»
Дополнительное профессиональное образование (ДПО) — вид образования в Российской Федерации, профессиональное образование, получаемое дополнительно к среднему профессиональному или высшему образованию.
Значение словосочетания «начальное профессиональное образование»
Начальное профессиональное обучение (НПО) — начальный уровень профессионального образования, обучение рабочих. В основном, представлен ГОУ НПО (Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования) и НОУ НПО (Негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования). В советское время состоял из ПТУ (полное название — Среднее Городское Профессионально-техническое училище — СГПТУ). В настоящее время значительная часть российских ПТУ переименована в ПТЛ (Профессионально-технические лицеи). Некоторые ПТУ переименованы в колледжи. Приём осуществляется на базе 9-ти и 11-ти классов.
Значение словосочетания «среднее профессиональное образование»
Сре́днее профессиона́льное образова́ние (СПО) — средний уровень профессионального образования.
Значение словосочетания «профессиональное образование»
Профессиона́льное образова́ние — процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением установленными знаниями, умениями, навыками и педагогическими компетенциями по конкретным специальностям и профессиям. (А. Н. Лейбович)
Предложения со словосочетанием «высшее профессиональное образование»
Эта книга – результат впервые выполненной разработки курса теории спорта для завершающего уровня высшего профессионального образования по физической культуре и спорту.
Другими словами высшее профессиональное образование может быть любым, а не исключительно специальным.
Её структура соответствует разделу «Компьютерная графика» Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по данной специальности.
Статья 24. Высшее профессиональное образование
Об обучении в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по образовательным программам бакалавриата, программам подготовки специалиста и программам магистратуры соответствующих уровней высшего профессионального образования см. пункты 2-6 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ
О высшем профессиональном образовании см. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ
1. Целями высшего профессионального образования являются подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.
Подготовка лиц с высшим профессиональным образованием для получения квалификации (степени) «бакалавр» и квалификации (степени) «специалист» осуществляется на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования, а для получения квалификации (степени) «магистр» — на базе бакалавриата.
2. Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях).
3. Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, а также лица, уровень образования или способности которых являются достаточным основанием для получения высшего профессионального образования по сокращенным или по ускоренным программам бакалавриата, могут получать высшее профессиональное образование по таким программам. Получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается.
4. Получение образования по следующим образовательным программам высшего профессионального образования рассматривается как получение второго высшего профессионального образования:
1) по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста — лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 16 июня 2011 г. N 144-ФЗ в подпункт 2 пункта 4 статьи 24 внесены изменения
2) по программам магистратуры — лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра, если иное не установлено федеральными законами.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 24 настоящего Закона
<< Статья 23. Среднее профессиональное образование |
Статья 25. >> Послевузовское профессиональное образование |
Содержание Закон «Об образовании» |
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 24. Высшее профессиональное образование
1. Целями высшего профессионального образования являются подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.
Подготовка лиц с высшим профессиональным образованием для получения квалификации (степени) «бакалавр» и квалификации (степени) «специалист» осуществляется на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования, а для получения квалификации (степени) «магистр» — на базе бакалавриата.
2. Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях).
3. Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, а также лица, уровень образования или способности которых являются достаточным основанием для получения высшего профессионального образования по сокращенным или по ускоренным программам бакалавриата, могут получать высшее профессиональное образование по таким программам. Получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается.
4. Получение образования по следующим образовательным программам высшего профессионального образования рассматривается как получение второго высшего профессионального образования:
1) по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста — лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра;
2) по программам магистратуры — лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра, если иное не установлено федеральными законами.
В результате исследования была достигнута поставленная цель: раскрыты педагогические и социокультурные факторы процесса высшего профессионального образования. Выполненное исследование не исчерпывает всех проблем историко-педагогического процесса развития высшей профессиональной школы. Представляется перспективным изучение сравнительного аспекта развития профессионального образования в России и за рубежом, исследование региональных и отраслевых особенностей в истории развития высшего профессионального образования.
В стране стали складываться новые социально-экономические отношения, которые повлияли на формирование содержания высшего профессионального образования. Оно стало развиваться путем количественных — появление новых профессий (специальностей) и специальностей (специализаций) и качественных изменений — гуманитаризации содержания обучения.
В определении профессионального образования «Российской педагогической энциклопедией» акцент сделан лишь на «подготовке специалистов». Другие возможные атрибуты профессионального образования не учитываются. В нашем рассмотрении в системе профессионального образования выделены следующие элементы: 1) сеть профессиональных учебных заведений, занимающихся подготовкой специалистов для работы в определенной сфере деятельности; 2) сеть учебных заведений по переподготовке и повышению квалификации профессиональных кадров; 3) органы управления, координирующие деятельность профессиональных учебных заведений; 4) наличие нормативно-правовой и материальной основы для деятельности всей системы профессионального образования; 5) осуществление практики профориентационной и пропедевтической работы; 6) определение целей, задач, содержания и методов профессионального образования; 7) развитие научной мысли, касающейся проблем профессионального образования
Высшее профессиональное образование осуществляется с целью подготовки и переподготовки специалистов соответствующего уровня на базе среднего (полного) общего образования, среднего профессионального образования или начального профессионального образования со средним (полным) общим. В Российской Федерации долгосрочные профессиональные программы осуществляются в соответствии с Перечнем направлений и специальностей высшего профессионального образования и в итоге обучающимся, успешно завершившим соответствующую программу подготовки присваиваются квалификационные академические степени «бакалавров» или «магистров» по направлениям подготовки, либо квалификация дипломированного специалиста по соответствующей специальности ВПО.
Бакалавр — в большинстве стран мира первая академическая степень, присваиваемая выпускникам образовательных учреждений после освоения ими программы 2-го уровня высшего профессионального образования. Во Франции бакалаврами называют лиц, сдавших выпускные экзамены за курс средней школы и получивших право на поступление в институты и университеты. В России квалификационная академическая степень бакалавра утверждена в 1994 году в связи с введением комплекса государственных образовательных стандартов высшего професси-онального образования (ГОС ВПО) постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 940. В соответствии с действующими ГОС ВПО нормативный срок обучения по бакалаврским программам высшего профессионального образования составляет 4 года. Магистр представляет собой вторую академическую квалификационную степень, присваиваемую лицам, имеющим степень бакалавра, которые успешно освоили магистерскую профессиональную образовательную программу, включающую теоретические дисциплины, а также научно-исследовательскую и/или педагогическую деятельность и за-щитили магистерскую диссертацию. Нормативный срок освоения образовательной программы в магистратуре составляет не менее 2-х лет. В России квалификационная академическая степень магистра введена одновременно с бакалавром в 1994 году упомянутым постановлением Правительства.
Список используемой литературы
Большая советская энциклопедия, 1989г.
Батышев С.Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации. М., 1979.
Дудников, С.М. Создание педагогических условий для развития профессионального учреждения / С.М. Дудников, Е.Е. Деев // Первые шаги молодых ученых: сб. науч. статей.– М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1999.
Деев, Е.Е. Организация методической работы в профессиональном образовательном учреждении / Е.Е. Деев // Учебно-воспитательный процесс в условиях модернизации образования: сб. науч. статей.– М.: АПСН, 2004.
Деев, Е.Е. Создание педагогических условий для развития профессионального учреждения / Е.Е. Деев // Учебно-воспитательный процесс в условиях модернизации образования: сб. науч. статей.– М.: АПСН, 2004.
Деев, Е.Е. Роль библиотеки в духовно-нравственном воспитании студентов педагогического колледжа / Е.Е. Деев, Е.А. Умнова // Формирование личности подрастающего поколения на основе духовно-нравственных ценностей и культурно-исторического опыта народа.– М.: Изд. отдел ИПР СПО, 2005.
Дружинин Н.М. Генезис капитализма в России. — М., 1955.
Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963.
Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. — М., 1982. — С. 14; он же. Методология и методика социально-педагогического исследования. — Тюмень, 1995. -С. 17; Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. — М., 1978.
Константинов Н. А., Мединский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. М.,1982.
Малькова 3. А. Школа и педагогика за рубежом. М., 1983
Пряникова В. Г., Рыбкин 3. И. История образования и педагогической мысли. М.,1995.
«История образования и педагогики» под редакцией А.Спивакова, Москва, 2005г.
История педагогики. Часть 2 / Под ред. Пискунова А.И. — М.: ТЦ СФЕРА, 1998
История профессионального образования в России / Российская академия образования. Ассоциация» Профессиональное образование». Центр непрерывного образования. Института истории и теории педагогики РАО; Под науч. ред. С. Я. Батышева и др. -М.: Профессиональное образование, 2003.
«Психология и педагогика» под редакцией В. А. Сластёнина, Москва, 2008г.
«Педагогика профессионального образования» под редакцией В. А. Сластёнина, Москва, 2006г.