Точка подключения и точка присоединения в чем разница
Перейти к содержимому

Точка подключения и точка присоединения в чем разница

  • автор:

Точка подключения и точка присоединения в чем разница

// Электрика. – 2007. – № 11.– С. 3–13.

О разъяснении понятий "точка подключения" и "точка присоединения"

Н.В. Булатова, И.В. Буров

Масштабность реструктуризации электроэнергетики Российской Федерации, принятие множества законов и подзаконных актов, ведомственных и иных разъяснительных документов неизбежно порождают различия в понимании, трудности (иногда принципиальные) эффективного развития электротехники, электроэнергетики, электрики и в целом – реализации энергетической стратегии, обеспечивающей энергетическую безопасность страны. Для потребителей электрической энергии большое значение имеет правильное понимание терминологии, используемой в их взаимоотношениях с субъектами электроэнергетики: это необходимо, прежде всего, при определении применяемых тарифов, при исполнении договорных обязательств и др. Предлагаем рассмотреть с этой точки зрения два из основополагающих ключевых терминов, широко используемых в этих взаимоотношениях, в частности – при решении вопросов технологического присоединения и электроснабжения потребителей: точка подключения и точка присоединения.

Оба термина имеют определяющее значение при обеспечении норм права, вытекающих из законодательных и нормативных документов в области электроэнергетики, принятых в 2003–2007 гг. Опыт взаимодействия с субъектами электроэнергетики и потребителями электроэнергии показал, что необходимо рассматривать эти понятия в комплексе с рядом других: субъект электроэнергетики; энергоснабжающая организация; гарантирующий поставщик; энергосбытовая организация; потребитель и потребители с блок-станциями; границы собственности потребителя на землю, здания, сооружения; граница раздела "потребитель – энергетическая сеть (энергоснабжающая организация, энергосистема)"; граница балансовой принадлежности; граница эксплуатационной ответственности; точка присоединения; точка приёма; точка поставки; точка учёта; производитель (поставщик) электрической энергии; покупатель электрической энергии; субъекты розничных рынков; точка поставки на розничном рынке и др.

Субъекты электроэнергетики. Реструктуризация отрасли заставляет потребителя вступать во взаимоотношения с различными субъектами электроэнергетики, которые в Федеральном законе "Об электроэнергетике" (далее – ФЗ-35) определены как лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической и тепловой энергии, поставку (продажу) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, предоставление услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии, организацию купли-продажи электрической энергии. Если раньше потребитель имел дело только с энеpгоснабжающей оpганизацией (которой являлась любая коммеpческая оpганизация независимо от оpганизационно-пpавовой фоpмы, осуществляющая продажу потребителям произведённой или купленной электpической и/или тепловой энергии), то теперь это понятие сужено: энергоснабжающие организации осуществляют продажу потребителям произведённой или купленной электрической энергии, совмещая эту деятельность с деятельностью по передаче электрической энергии (постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г . № 530) [1] . Кроме них на рынках электроэнергии могут работать:

энеpгосбытовые организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности пpодажу другим лицам произведённой или приобретённой электрической энергии (ФЗ-35); это коммеpческие оpганизации, не имеющие в собственности электpических сетей (за исключением случаев использования их для обеспечения собственных нужд) и осуществляющие на конкуpентных пpинципах пpедпpинимательскую деятельность по пpодаже pозничным покупателям электpической энеpгии на основании заключаемых с ними договоpов купли-пpодажи электpической энеpгии, либо иных договоpов по поводу пpиобpетения электpической энеpгии pозничными покупателями;

гарантирующие поставщики электрической энергии, обязанные в соответствии с ФЗ-35 или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя и желающим приобрести электрическую энергию (ФЗ-35);

сетевые организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, используя которые, они оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям (постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г . № 861, в редакции постановления Правительства РФ от 21 марта 2007 г . № 168) [2] ;

субъекты оперативно-диспетчерского управления , осуществляющие управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и уполномоченные на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений, обязательных для других субъектов оперативно-диспетчерского управления, субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой (см. постановление № 861).

Услуги по пеpедаче электpоэнеpгии выделены как самостоятельный вид деятельности – это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с техническими регламентами. Для получения электрической энергии потребитель должен быть технологически присоединён к электрическим сетям сетевой организации.

Границы раздела. Если рассматривать технологическое присоединение к электрической сети с начала формирования инвестиционного замысла и разработки инвестиций, то после определения потребителем расчётной часовой (получасовой) мощности намечается граница раздела. Для выполнения тендера, бизнес-проекта, технико-экономического обоснования субъект электроэнергетики задаёт (при согласовании с потребителем) питающее напряжение, источники питания, требования к линиям электропередач, что и определяет схему электроснабжения потребителя вниз от границы раздела (обозначаемой как шестой уровень 6УР). Тогда граница раздела "потребитель – субъект электроэнергетики" − намечаемая пространственная линия (не детализируемая до отдельных элементов электрической схемы), которая определяется на начальных стадиях инвестиционного проектирования (или начального решения о присоединении) и является результатом документально оформленного предпроектного соглашения о схеме электроснабжения потребителя по всем его объектам, которые планируется технологически присоединить к электрической сети субъекта электроэнергетики (до начала реструктуризации электроэнергетики граница раздела была ключевым понятием взаимоотношений потребителя с электроснабжающей организацией, зачастую заменяющим собой существующие и сегодня понятия граница эксплуатационной ответственности и граница балансовой принадлежности).

Затем последовательно определяются: точка подключения к электрической сети, граница балансовой принадлежности; граница эксплуатационной ответственности; точка присоединения; точка приёма; точка поставки; точка учёта. Во всех случаях речь идёт об абстракции, поскольку, в частности, точка – одно из фундаментальных понятий математики и физики, не имеющее, поэтому, определения. Согласно словарям, точка – абстрактный объект в пространстве, обладающий координатами, но не имеющий размеров, массы, направленности и каких-либо других геометрических или физических характеристик.

" Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг " (постановление № 861) дают определение точки присоединения к электрической сети − это место физического соединения энергопринимающего устройства потребителя услуг по передаче электрической энергии с электрической сетью сетевой организации. Точка подключения в действующей нормативной документации понимается как место соединения сетей инженерно-технического обеспечения с устройствами и сооружениями, необходимыми для присоединения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к системам электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения. В проекции на схему электроснабжения потребителя таким местом (точкой) подключения электрических сетей является подстанция энергоснабжающей организации.

Понятия точка (место) подключения и точка (место) присоединения следует различать. Точка (место) подключения одной электрической сети к другой в пределах одного питающего центра может быть только одна (одно), в то время как точек (мест) присоединений электроустановки потребителя в пределах одного питающего центра может быть несколько. Конкретное указание точки (места) присоединения потребителя к электрической сети энергоснабжающей организации и способ присоединения фиксируются в акте разграничения балансовой принадлежности. При этом, к примеру, если границей балансовой принадлежности являются кабельные наконечники двух фидеров какого-либо распределительного устройства подстанции, то потребитель присоединён к электрической сети энергоснабжающей организации в двух точках (местах) присоединения (по двум фидерам), но в одной точке (месте) подключения – на подстанции.

Граница балансовой принадлежности нормативно определена как линия раздела объектов электроэнергетики между владел ьцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается такой договор) за состояние и обслуживание электроустановок (см. постановление № 861). На практике г раницей балансовой принадлежности сети (или других энергоустановок субъектов энергосистемы) считают линию имущественного раздела сетей (или других энергоустановок) между их владельцами, обозначенную на схеме и зафиксированную совместным юридическим актом разграничения прав собственности, хозяйственного вéдения или оперативного управления.

Граница фиксируется Актом разграничения балансовой принадлежности электросетей – документом, составленным в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических и юридических лиц к электрическим сетям. На основании этого акта составляется Акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, который определяет границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства.

Существенные моменты при определении точки подключения к электрической сети: 1) что понимается под электрической сетью (и что, соответственно, её образует); 2) что есть потребитель электрической энергии.

Понятие объект электросетевого хозяйства определено законодательно – это линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (ФЗ-35). Электрической сетью, в соответствии с ГОСТ 19431–84, называется совокупность подстанций, распределительных устройств и соединяющих их электрических линий, размещённых на территории района, населённого пункта, потребителя электрической энергии. Электроустановка (по ГОСТ 23875–88) предназначена для производства или преобразования, передачи, распределения или потребления электрической энергии.

Электрическая подстанция – электроустановка, служащая для преобразования и распределения электроэнергии и состоящая из трансформаторов или других преобразователей энергии, распределительных устройств, устройств управления и вспомогательных сооружений. В случае прохождения границы балансовой принадлежности на подстанции сетевой организации, электрической сетью этой организации следует считать территорию подстанции со всеми электроустановками, находящимися на ней (РУ с коммутационными аппаратами и шинами, КРУ со встроенным в них оборудованием, открытыми (закрытыми) распределительными устройствами ОРУ (ЗРУ), зданиями и сооружениями, трансформаторами, маслосборниками).

Потребители электроэнергии. ФЗ-35 разделил субъектов электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии, которые законом определены как лица, приобретающие электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд. Следовательно, по этому закону потребители не являются субъектами электроэнергетики. В то же время существует понятие потpебители услуг по передаче электрической энергии, которыми могут быть различные субъекты оптового и розничных рынков электроэнергии (например, в пpоцессе получения электpической энеpгии от поставщиков).

ГОСТ 23875–88 определяет энергоснабжение (электроснабжение) как обеспечение потребителей энергией (электрической энергией); при этом потребитель электрической энергии (тепла) – предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка, квартира, у которых приёмники электрической энергии (тепла) присоединены к электрической (тепловой) сети и используют электрическую энергию (тепло) (ГОСТ 19431–84). Рынок ввёл термины квалифициpованный потpебитель (участник рынка, имеющий пpаво получать электpоэнеpгию непосpедственно с pынка, чьё электpическое обоpудование оснащено одним или более коммеpческими пpибоpами для измеpения потpебления электpоэнеpгии); конечный потpебитель (pозничный покупатель электpической энеpгии, пpиобpетающий электpическую энеpгию для собственных пpоизводственных и(или) бытовых нужд); потребитель с блок-станцией (владеющий генерирующими объектами и энергопринимающими устройствами, находящимися внутри единых границ балансовой принадлежности данного потребителя и соединёнными принадлежащими ему сетями, по которым осуществляется передача всего или части объёма потребления электрической энергии).

Факт единства генерации, передачи, распределения и потребления электрической энергии при различии объектов по физическим, экономическим, юридическим показателям (критериям) объективно порождает насущную необходимость принятия Федерального закона "О потребителе электрической энергии", где более чётко были бы определены само понятие потребителя, его права и обязанности. Как вариант предлагаем:

" Потребители электрической и тепловой энергии − юридические и физические лица, приобретающие электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд; производящие электрическую и (или) тепловую энергию, осуществляющие поставку, продажу электрической и (или) тепловой энергии, электроснабжение других потребителей, предоставление услуг по передаче электрической и (или) тепловой энергии, если эта деятельность не является основной".

В законе следует учесть классификацию потребителей по уровню системы электроснабжения, зафиксировать различие требований по присоединению и по снабжению электроэнергией квартиры, мелкого бизнеса или предприятия, потребляющего в год миллиарды киловатт-часов (ГВтч, ТВтч). Теоретически и практически, на законодательном уровне необходимо различать уровни (ступени) системы электроснабжения [3] :

первый уровень (1УР) – отдельный электроприёмник – аппарат, механизм, установка, агрегат (станок) с многодвигательным приводом или другой группой электроприёмников, связанных технологически или территориально и образующих единое электротехническое изделие с определённой (документально обозначенной заводом-изготовителем) паспортной мощностью; электроприёмник 1УР питается по одной линии (отдельным приёмником электрической энергии могут быть трансформатор или преобразователь, преобразующие электроэнергию в электроэнергию же, но с другими параметрами по напряжению, роду тока, частоте, и питающие, обычно блочно, специфические электроприёмники или их группы);

второй уровень (2УР) – щиты распределительные и распределительные пункты напряжением до 1 кВ переменного и до 1,5 кВ постоянного тока, щиты управления и щиты станций управления, шкафы силовые, вводно-распределительные устройства, установки ячейкового типа, шинные вводы, сборки, магистрали;

третий уровень (3УР) – щит низкого напряжения трансформаторной подстанции 10(6)/0,4 кВ или сам трансформатор ( при рассмотрении следующего уровня – загрузка трансформатора с учётом потерь в нём);

четвёртый уровень (4УР) – шины распределительной подстанции РП 10(6) кВ ( при рассмотрении следующего уровня – загрузка РП в целом);

пятый уровень (5УР) – шины главной понизительной подстанции, подстанции глубокого ввода, опорной подстанции района предприятия;

шестой уровень (6УР) – граница раздела предприятия и энергоснабжающей организации ; заявляемый (договорной), присоединяемый, лимитируемый, контролируемый и отчётный уровень по объёму электропотребления (величине мощности).

Каждый потребитель как юридическое или физическое лицо, подключённое на своём уровне, совмещает этот уровень с границей раздела 6УР, договорно оформляя границу балансовой и эксплуатационной ответственности. Разная масштабность и сложность электрического хозяйства потребителей предполагает различные решения по электроснабжению, а также организационно-технические и экономические подходы к решению проблем их электрообеспечения и электросбережения. Следует различать группы потребителей в зависимости от типа сетей (электрооборудования) и уровня напряжения этих сетей, примыкающих к границе балансовой принадлежности со стороны энергоснабжающей организации.

· Потребитель, подключённый через считающийся точкой подключения счётчик (коммутирующее устройство) до 5 А, к ЩР, ПР, РП, ВРУ и проч., обычно на напряжении 380/220 В. Это мини-потребитель (их

90 % от числа всех потребителей РФ), подключённый к сетям низкого напряжения, т. е. питающийся со 2УР и не имеющий электрослужбы.

· Потребитель, имеющий собственные ТП – трансформаторные подстанции (один трансформатор или несколько, до четырёх) – и подключённый к шинам распределительной подстанции напряжением 10(6) кВ. Учитывая, что к границе балансовой принадлежности примыкают сети 10(6) кВ, потребитель подключён к сетям среднего ( второго ) напряжения (СН2). Точкой подключения потребителя является распределительная подстанция напряжением 10(6) кВ. Это мелкий потребитель (их около 9 % от общего числа абонентов), имеющий собственные ТП, но не имеющий распределительного устройства (распределительной подстанции) РП 10(6) кВ и персонала, обслуживающего сеть среднего второго напряжения.

· Потребитель, имеющий собственные распределительные подстанции РП 6–10 кВ и подключённый к шинам понизительной подстанции среднего первого напряжения 35 кВ (тогда точкой подключения является понизительная подстанция 35 кВ) или к сетям высокого напряжения 110 (220) кВ энергоснабжающей организации. Здесь точкой подключения является подстанция сетевой организации напряжением ВН (110 — 220 кВ). Учитывая, что к границе балансовой принадлежности примыкают сети более высокого уровня напряжения, чем напряжение сети потребителя, потребитель считается подключённым в первом случае к сетям среднего первого уровня напряжения 35 кВ, во втором – к сетям высокого напряжения 110 (220) кВ. Точкой подключения является понизительная подстанция. Это средний потребитель (

0,9 % всех абонентов РФ), имеющий распределительные подстанции и развитое электрохозяйство со своей электрослужбой.

· Наконец, крупный потребитель, имеющий главную понизительную подстанцию (подстанции) с высоким напряжением 110–330 кВ и специализированные цеха (подразделения в составе электрослужб), подключаемый к шинам понизительной подстанции (например, 110/35 кВ, 110/6 кВ, 220/10 кВ). Потребитель подключён к сетям высокого уровня напряжения ВН. Точкой подключения является подстанция потребителя.

Такая классификация принципиально отличается от распространённых классификаций, основанных на величине потребляемой (расчётной) электрической мощности [4] : во-первых, в каждой отрасли "крупность" по площади, штатам, объёму продукции и потребляемым ресурсам понимают различно; во-вторых, и внутри отрасли следует считаться с территориальными и административными особенностями. Например, металлургическое предприятие с нагрузкой 10 МВт (технологически – мелкое) следует отнести к крупным потребителям, так как из-за удалённости от подстанции субъекта энергетики оно питается на напряжении 110 кВ и является градообразующим.

Точка поставки. Создание оптового рынка электроэнергии вызвало к жизни ещё множество терминов, одним из которых является точка поставки – место в электрической сети, используемое для определения объёмов произведённой (потреблённой) участниками оптового рынка электрической энергии (мощности) (постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г . № 529). Оно определяется для каждого участника оптового рынка системным оператором и администратором торговой системы по согласованию с сетевыми компаниями и указанным участником оптового рынка, используется для определения и исполнения участником оптового рынка обязательств по договорам купли-продажи электрической энергии, а владельцем объектов электросетевого хозяйства – обязательств по оплате потерь электрической энергии. Сетевая точка поставки – точка соединения между электpоэнергетической системой и дpугой магистpальной сетью или pаспpеделительной системой. Следует понимать, что точка поставки – физическая точка на элементе сети, в которой происходит отчуждение товарной продукции субъектом рынка; она зафиксирована в системе действующих договоров и, как правило, совпадает с точкой раздела (границей) балансовой принадлежности сети субъекта рынка, но может приниматься и иной, по согласованию заинтересованных сторон.

Уточнено и понятие покупатель оптового pынка электpоэнеpгии – юpидическое лицо, имеющее пpаво покупки на оптовом pынке электpоэнеpгии (выполняющее технические тpебования и тpебования к финансовому состоянию, пpошедшее пpоцедуpу доступа на pынок, заключившее все необходимые договоpы и имеющее в соответствии с законодательством лицензию на осуществление деятельности, связанной с участием в pынке).

Узел электpической сети – элемент pасчётной схемы электpической сети (соответствующий pеально существующему сетевому объекту, напpимеp – шине подстанции), для котоpого пpи опpеделении объёмов и цены используется уpавнение баланса мощности. К узлам отнесены точки поставки и точки потpебления участников pынка.

Введение понятия точка поставки не закрыло проблему, а потребовало введения понятия группа точек поставки (ГТП) – это совокупность нескольких точек поставки участника оптового рынка, относящаяся к одному узлу расчётной модели и (или) к единому технологически неделимому энергетическому объекту. Точки поставки могут объединяться в группу точек поставки при условии: в случае одновременного размыкания электрических цепей во всех точках поставки, включаемых в данную группу, объект или группа объектов, принадлежащих субъекту оптового рынка электроэнергии и относящихся к данной группе точек поставки, полностью отделяется от электрической сети; точки поставки относятся к одному узлу расчётной модели и (или) к единому, технологически неделимому энергетическому объекту.

Каждая группа точек поставки оптового рынка электроэнергии может быть только одного из следующих типов: ГТП генерации – если сальдо перетоков данной группы точек поставки может быть только отрицательным (генерирующим) за любой период времени; ГТП потребления – если сальдо перетоков данной группы точек поставки может быть только положительным (потребляющим) за любой период времени (за исключением аккумулирующих гидроэлектростанций ГАЭС). ГТП потребления может иметь подтип – ГТП потребления с регулируемой нагрузкой – в случае, если потребление объекта, представляемого такой группой точек поставки потребления, может быть изменено в режиме, близком к реальному времени, дежурным персоналом объекта по команде Системного оператора в пределах заявленного диапазона регулирования.

Позже, с принятием правил розничного рынка, было определено и понятие точка поставки на розничном рынке как место в электрической сети на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств покупателя (продавца) электроэнергии, которое является местом исполнения обязательства субъекта электроэнергетики по поставке электрической энергии и(или) оказанию услуг.

Недискриминационный доступ к электрическим сетям. Понятие точка присоединения является важнейшим как при подключении потребителя к сетям, так и при пользовании услугами по передаче электрической энергии. Так, в заявке на технологическое присоединение, направляемой потребителем, должны содержаться, в числе прочих, следующие сведения (постановление № 861):

• наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

• максимальная мощность энергопринимающих устройств (для заявителей, суммарная присоединённая мощность энергопринимающих устройств которых превышает 750 кВА, должны быть также указаны их технические характеристики, количество, мощность генераторов и присоединяемых к сети трансформаторов);

• количество точек присоединения с указанием технических параметров элементов энергопринимающих устройств;

• заявляемый уровень надёжности энергопринимающих устройств;

• заявляемый характер нагрузки;

• величина и обоснование величины технологического минимума (для генераторов), технологической и аварийной брони (для потребителей электрической энергии).

Сетевая организация обязана в установленные сроки подготовить и направить заявителю технические условия, в которых указываются: а) схемы выдачи или приёма мощности и точки присоединения к электрической сети (вводные распределительные устройства, линии электропередачи, базовые подстанции, генераторы); б) обоснованные требования по усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей, обязательные для исполнения сетевой организацией, а также требования к устройствам релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, к приборам учёта электрической энергии и мощности и др. Требования обязательны для выполнения как заявителем, так и сетевой организацией, при этом разграничение обязательств определяется в договоре и учитывается при расчёте платы за технологическое присоединение.

Договор о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии должен содержать следующие существенные условия (постановление № 861):

величину максимальной мощности энергопринимающих устройств, технологически присоединённых к электрической сети, с распределением указанной величины по каждой точке присоединения;

величину заявленной мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии в указанных в договоре точках присоединения;

ответственность потребителя услуг и сетевой организации за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства, фиксируется в актах разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон;

обязательства сторон по оборудованию точек присоединения средствами измерения электрической энергии, обеспечению их работоспособности и соблюдению в течение всего срока действия договора эксплуатационных требований к ним.

В приведённых положениях используется ряд понятий, связанных с мощностью, которые оговорены в постановлении № 861:

заявленная мощность – предельная величина потребляемой в текущий период регулирования мощности, определённая соглашением между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах;

максимальная мощность – величина мощности, обусловленная составом энергопринимающего оборудования и технологическим процессом потребителя, исчисляемая в мегаваттах;

присоединённая мощность – совокупная величина номинальной мощности присоединённых к электрической сети (в том числе опосредованно) трансформаторов и энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии, исчисляемая в мегавольт-амперах;

пропускная способность электрической сети – технологически максимально допустимая величина мощности, которая может быть передана с учётом условий эксплуатации и параметров надёжности функционирования электроэнергетических систем.

В общем случае эти понятия не совпадают, и их значения не равны, поэтому потребитель должен чётко понимать, о какой именно мощности идёт речь. Отметим, что требование указывать для каждой точки присоединения величину заявленной мощности содержит противоречие, заключающееся в том, что сумма этих заявленных величин будет больше величины заявленной мощности потребителем как юридическим лицом в целом по предприятию. Это особенно проявится для крупных (и части средних) предприятий, имеющих более трёх (до нескольких десятков) вводов (точек присоединения), на разных напряжениях, причём максимумы каждого ввода в течение года не совпадают.

Понятие присоединённая мощность также требует разъяснения. Оно восходит к 30-м годам прошлого века, когда ещё имело физический смысл, поскольку применялось для единичного объекта в условиях неразветвлённой сети и отсутствия резерва (превышающего сейчас 100 %). В настоящее время присоединённая мощность должна определяться: номинальным током (или по договору – уставкой) автомата (предохранителя) на вводе 2УР по 0,4 кВ в увязке с сечением питающего ответвления (кабельного присоединения, воздушного спуска); или мощностью трансформатора подстанции 3УР (для удалённых и маломощных потребителей ряд начинается не с 750 кВА, а с 10, 16, 25, 30, 40, 63, 100 кВА и т. д. до 1600 (2500); или током номинальным (1000, 1500 А и др.) вводного высоковольтного выключателя центральной распределительной подстанции РП 10(6) кВ среднего предприятия; или мощностью трансформатора 35, 110 (154), 220 (330) кВ пятого уровня системы электроснабжения крупного предприятия.

Хотя в постановлении № 861 уже сделаны некоторые различия в подходах, учитывающие "величину" потребителей, этого явно недостаточно. В Федеральном законе "О потребителе электроэнергии" должны найти отражение базовые различия в подходах к подключению потребителей разного уровня системы электроснабжения, предельно ясно сформулированные Б. И. Кудриным. Перечислим их.

Потребитель 2УР должен иметь право присоединиться (подключиться) к сетям электроснабжающей организации. Согласно принципам публичного договора, ему в этом не должны отказывать, а срок подключения следует оговорить, связав его с наличием или отсутствием инфраструктуры. Оплата производится с момента подключения (когда фиксируются и место подключения, и точка присоединения) и только за расход электроэнергии. Обслуживание электрики потребителя (ведь ему экономически нецелесообразно содержать электротехнический штат) производится по разовому или абонентскому договору, который потребитель заключает по своему усмотрению и с кем угодно.

Потребитель 2УР вправе использовать энергию в необходимом ему количестве, технически ограничиваемом пропускной способностью его ввода (но не магистрали!). Точка подключения к электрической сети для 2УР имеет мало вариантов: а) ввод (спуск) от воздушной магистральной ЛЭП 380/220 В (или отдельная линия) к вводно-распределительному устройству потребителя; б) кабельный или проводной ввод к автомату (шкафу, щиту, ВРУ), который устанавливается на территории потребителя или в месте общественного пользования. Во всех случаях счётчик на 2УР должен устанавливать субъект энергетики за свой счёт (и проверять его).

Появление трансформатора 10–2500 кВА 10(6)/0,4 кВ (или нескольких трансформаторов) у потребителя 3УР меняет ситуацию, ограничивая потребляемую мощность мощностью питающего трансформатора (именно здесь уместно говорить о присоединённой мощности, кВА) и предполагая обязательное заключение договора с субъектом электроэнергетики на обслуживание этого оборудования. Сама же установка трансформатора, необходимость которого определяется величиной нагрузки или территориальной удалённостью, может рассматриваться двояко:

если потребитель и есть то лицо, для которого, собственно, и возникает необходимость в трансформаторе, логичны приобретение и установка трансформатора за его счёт, имея в виду, что трансформатор (разъединитель) служит вводным устройством (точкой – местом подключения и точкой присоединения, которыми могут быть, например, изоляторы высокой стороны трансформатора) и является границей раздела "предприятие–сетевая организация" с высокой стороны. В этом случае с низкой стороны все сети принадлежат потребителю (малому предприятию, офису, супермаркету, садовому товариществу и др.), им же и обслуживаются. Счётчик устанавливается на границе раздела, и по нему производится оплата энергосбытовой организации;

если от трансформатора 3УР необходимо питать ряд самостоятельных потребителей − физических или юридических лиц (например, жилые дома посёлка или предприятия сферы услуг, малого бизнеса), установку трансформатора и сеть с низкой стороны должен выполнять субъект электроэнергетики, который должен будет обслуживать и сети 0,4 кВ, беря плату в этом случае с каждого абонента, которые, питаясь с 2УР, становятся мини-потребителями.

Потребитель 4УР имеет в качестве границы раздела распределительную подстанцию 10(6) кВ, которую он же строит и обслуживает самостоятельно. В этом случае создаётся электротехническая служба, и может возникнуть вопрос о дефиците генерирующих мощностей, решаемый двояко: или как для 3УР (заявил максимум нагрузки − в оговорённые сроки подключился), или как для 5УР (долевое участие в инвестиционных проектах). Местом подключения может быть как подстанция субъекта энергетики, так и подстанция потребителя, а точкой присоединения – например, место присоединения кабельного ввода.

Потребитель 5УР требует безусловного создания генерирующих мощностей. Однако и в этом случае изыскивать инвестиции в свои объекты должен субъект электроэнергетики. При необходимости, по отдельному договору потребитель может финансировать субъекта электроэнергетики, получая соответствующий пакет акций или договорно определяя для себя условия оплаты впоследствии, что компенсирует произведённые расходы на генерацию, строительство сетей и сооружений. Но такой крупный потребитель, договорно заявляя мощность (измеряемую десятками и сотнями мегаватт) и величину расхода электроэнергии (миллиарды киловатт-часов), должен гарантировать, в отличие от потребителя 3УР и 4УР, "взятие" мощности и энергии в согласованные календарные сроки, возмещая в противном случае субъекту электроэнергетики понесённые им убытки из-за "невзятия". Крупный потребитель имеет право создавать дочернюю или иную компанию для строительства электростанции, в том числе и ТЭЦ, которая полностью или частично обеспечит его потребность в электроэнергии (для них и введён термин потребитель с блок-станциями).

Потребители с блок-станциями при их работе на рынках электроэнергии могут продавать электроэнергию (мощность), произведённую на своих генерирующих объектах и не использованную для удовлетворения собственных производственных нужд. При этом количественные характеристики, предъявляемые к участникам оптового рынка, в данном случае относят к размеру превышения производимой мощности над потребляемой в какой-либо час. Под объёмом производства электроэнергии (мощности) понимается величина превышения производства над потреблением, определяемая на границе балансовой принадлежности электрических сетей (энергопринимающих устройств) такого потребителя и соответствующей сетевой (энергоснабжающей) организации. Поскольку такие потребители могут покупать недостающую электроэнергию (в отдельные часы), то для них определено и понятие объём потребления.

Важно подчеркнуть, что потребители с блок-станциями законодательно приравнены к производителям (поставщикам) электрической энергии по возможностям работы на оптовых и розничных рынках, по условиям заключения договоров купли-продажи (поставки) электроэнергии с покупателями. Необходимо поставить вопрос в иную плоскость: любой потребитель, который установил сертифицированную генерирующую установку от нескольких киловатт до предела возможности низковольтной сети по пропускной способности (здесь также неверно использование величины 750 кВА), должен заявительно подключаться к сети и иметь возможность продавать, а субъект электроэнергетики обязан оплачивать выработанную потребителем электроэнергию. Иначе проблемы использования малой энергетики и вторичных ресурсов не будут решёны, как и проблемы энергосбережения, самодостаточности глубинки, развития регионов, энергетической безопасности России в целом. Эти вопросы также должны найти отражение в новом Федеральном законе "О потребителе электрической энергии".

Учет электроэнергии . Под т очкой учёта (измерения) понимается место расположения и приборов коммерческого учёта на элементе электрической сети, значение измерений физической величины электроэнергии в котором используется в целях коммерческого учёта участниками рынка. В общем случае точка учёта не совпадает с точкой подключения; чаще всего прибор коммерческого учёта размещается со стороны потребителя.

В состав пpибоpа учёта входит основное и вспомогательное обоpудование (измеpительные тpансфоpматоpы тока и напpяжения, счётчики электpической энеpгии, телеметpические датчики, инфоpмационно-измеpительные системы и их линии связи); как пpавило, они оснащёны техническими сpедствами записи и пеpедачи данных для обеспечения удалённого доступа к измеpениям. Следует обратить внимание на ряд противоречий. Трансформаторы тока и напряжения имеют систематические погрешности; в то же время границы собственности обычно проводят внутри измерительного канала, что обусловлено привычкой считать, что в состав технических средств учёта входят только счётчик и устройство сбора и передачи данных. Не осознаются возможность и необходимость установки счётчиков с "внутренним" расчётом потерь в случаях несовпадения точек поставки и точек измерений – точек учёта. Простое сальдирование показаний счётчиков по границам сетевого элемента или электрической сети не может служить в качестве представительной оценки потерь из-за неприемлемо большой относительной погрешности совокупного измерения (что отражает ценологические свойства систем электроснабжения). Подчеркнём, что нет обоснованной позиции даже по принципам оценки потерь электроэнергии в отдельно взятом сетевом элементе (линии или трансформаторе). Поэтому важно определиться с целевой схемой расстановки средств измерений, которая позволила бы обеспечить достоверную расчётную оценку потерь для всех точек присоединения.

Если обратиться к розничным рынкам, то главный принцип учётной политики должен заключаться в наличии счётчика у каждого мини-потребителя – как само собой разумеющееся требование к процессу электропотребления. Отсутствие прибора учёта должно рассматриваться как аварийное состояние, подлежащее немедленной ликвидации. Счётчики должны быть доступны для обслуживания и снятия показаний без санкции владельца. Во всех ВРУ зданий должны быть установлены счётчики, измеряющие полную нагрузку многоквартирного дома, крупного административного, офисного, коммунально-бытового здания (сооружения).

Надёжность электроснабжения. В заключение ещё раз подчеркнём, что правильное понимание рассмотренной терминологии чрезвычайно важно при заключении и исполнении договоров между потребителями и субъектами электроэнергетики. Поскольку надёжность электроснабжения конкретного потребителя может зависеть от нескольких субъектов электроэнергетики, то законодательно определена их ответственность за нарушение электроснабжения.

Если договором энергоснабжения или иным договором предусмотрены обязательства гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии и оперативно-диспетчерским управлением, то именно гарантирующий поставщик несёт ответственность перед потребителем за неисполнение (ненадлежащее исполнение) соответствующих обязательств по указанному договору и, в том числе, за действия (бездействие) третьих лиц, на которых было возложено их исполнение (например, сетевой организации). Если потребитель присоединён к сетевой организации через электроустановки лиц, не оказывающих услуги по передаче, либо к бесхозным объектам электросетевого хозяйства, то гарантирующий поставщик, энергосбытовая и (или) сетевая организация несут ответственность только в пределах границ балансовой принадлежности объектов сетевой организации, хотя в договоре фиксируется точка присоединения потребителя к объекту сетевого хозяйства лица, не оказывающего услуги по передаче.

Таким образом, потребителю необходимо чётко определить свои точки присоединения, границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, поскольку это определяет его договорные и финансовые обязательства, а в ряде случаев может стать предметом судебного разбирательства.

1. Переход к рыночным отношениям субъектов электроэнергетики с потребителями потребовал введения новой терминологии и уточнения существовавших понятий, в частности, "точка подключения" и "точка присоединения"

2. Количественное и качественное изменение электрического хозяйства потребителей электрической энергии, включая схему электроснабжения на границе раздела с субъектом электроэнергетики, увеличение специфики разных групп потребителей по мощности и способу присоединения к электрическим сетям требуют их классификации, определяющей стратегические, инвестиционные, проектные, строительные, эксплуатационные, ликвидационные стадии принятия решений.

3. Необходимо принятие Федерального закона "О потребителе электрической энергии", охватывающего все стадии принятия решений, определяющего юридические и технические особенности электроснабжения потребителей от субъектов электроэнергетики, от собственных блок-станций или от малой генерации (с выдачей и невыдачей электроэнергии), в том числе автономного электроснабжения.

4. Потребитель должен знать основные положения нормативно-правовой базы функционирования электроэнергетики и уметь отстаивать свои права и интересы.

От редакции. Приведём пример необходимости внимательного отношения к терминологии. Согласно "Методическим указаниям по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" (утверждены приказом ФСТ от 06.08.2004 г. № 20-э/2), тариф на услуги по передаче электроэнергии дифференцируется по четырём уровням напряжения (110 кВ и выше, 35 кВ; 20–1 кВ; 0,4 кВ и ниже). При этом в п. 45 сказано: "При расчёте тарифа на услуги по передаче электрической энергии за уровень напряжения принимается значение питающего (высшего) напряжения центра питания (подстанции) независимо от уровня напряжения, на котором подключены электрические сети потребителя (покупателя, ЭСО), при условии, что граница раздела балансовой принадлежности электрических сетей рассматриваемой организации и потребителя (покупателя, ЭСО) устанавливается на: выводах проводов из натяжного зажима портальной оттяжки гирлянды изоляторов воздушных линий (ВЛ), контактах присоединения аппаратных зажимов спусков ВЛ, зажимах выводов силовых трансформаторов со стороны вторичной обмотки, присоединении кабельных наконечников КЛ в ячейках распределительного устройства (РУ), выводах линейных коммутационных аппаратов, проходных изоляторах линейных ячеек, линейных разъединителях". Таким образом, потребитель при составлении Акта разграничения балансовой принадлежности должен обратить внимание на чёткие формулировки, чтобы иметь возможность получить более низкий тариф на услуги по передаче электрической энергии.

В редакцию обратился за разъяснением спорной ситуации один из потребителей. В подписанном им "Акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок и сооружений напряжением выше 1000 В" границей балансовой принадлежности определены кабельные наконечники фидеров ГРУ1 и ГРУ2. Главные распределительные устройства ГРУ1 и ГРУ2 примыкают непосредственно к главным понизительным подстанциям ГПП1 и ГПП2 соответственно и фактически являются составной частью главных понизительных подстанций 110/10/6 кВ. Соответственно центрами питания в данной схеме электроснабжения являются ГПП1 и ГПП2. Поэтому за значение высшего (питающего) напряжения центра питания для применения п. 45 "Методических указаний …" в данном случае следует принимать напряжение 110 кВ, а не напряжение отходящих линий 6 кВ.

Таким образом отсутствие в акте слова присоединение, на что ссылался в спорной ситуации владелец сети, к которой подключён потребитель, не может считаться несоответствием указанному п. 45.

Технологическое присоединение. Часть 1. Скучная

Я очень люблю тему технологического присоединения. Вопросы тех.присоединения сложны не только отсутствием единообразия в правовом регулировании тех.присоединения в зависимости от подключаемого ресурса (тепло, вода, газ, электрическая энергия). Сложность также кроется в технических моментах самого процесса.

Это первая часть заметок по теме: немного оторванная от практики. Скажем так, вводная!

Любое новое строительство предполагает присоединение строящегося объекта к системам коммунального обеспечения, а именно подключение к системам теплоснабжения, водоснабжения и энергоснабжение. Не смотря на наличие имеющейся нормативно-правовой базы, регулирующей данные вопросы, стоит констатировать наличие ряда проблем, с которыми сталкивается заявитель при осуществлении технологического присоединения.

Основными проблемами в правовом регулировании в РФ в данной области автор рассматривает:

— отсутствие кодифицированных унифицированных правил регулирования вопросов технологического присоединения (в зависимости от регулируемого правоотношения по присоединению в зависимости от подключаемой сети для потребления того или иного ресурса (вода, тепло и т.д) в РФ действуют различные Правила, содержание которой и правовое регулирование различны;

— отсутствие должного регулирования терминологии в указанных Правилах, что свидетельствует о некоторой правовой неопределенности в вопросах правового регулирования;

— нестабильность в определении правовой природы договора технологического присоединения;

— отсутствие должного и понятного регулирования в вопросах возникновения права собственности на созданные объекты сетевого хозяйства при реализации договора технологического присоединения;

— отсутствие проработанных механизмов перераспределение мощности до этапа осуществления технологического присоединения;

— непрозрачные механизмы ценообразования при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному тарифу;

— императивное государственное регулирование вопросов технологического присоединения, позволяющее в недостаточной мере свободу договорного регулирования отношения заявителя и исполнителя под угрозой применения мер административного принуждения к сетевой организации.

ТЕРМИНОЛОГИЯ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА

В настоящее время в законодательстве РФ отсутствует четкое и емкой определение технологического присоединения к инфраструктурным сетям, и, следовательно, отсутствует единый термин для договора технологического присоединения и процесса технологического присоединения.

Первым значимым вопросам в данной области является факт различия понятия «присоединения» и «подключения».

Некоторые авторы разводят понятия присоединение и подключение следующим образом.

Например, А. В, Смагин указывает на следующее.
«Правовое регулирование деятельности по технологическому присоединению энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики к объектам электросетевого хозяйства необходимо отличать от правового регулирования деятельности по подключению объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Деятельность по подключению, в отличие от деятельности по технологическому присоединению, регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ»[i].

Исходя из содержания части 10.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации можно констатировать, что большинство требований Кодекса, регулирующих деятельность по подключению, не применяется к технологическому присоединению объектов капитального строительства к электрическим сетям. При этом указанный Кодекс содержит прямую отсылку в отношении правового регулирования технологического присоединения к законодательству Российской Федерации об электроэнергетике.

Далее, автор в указанной статье, указывает, что не смотря на схожесть терминологии, правовое регулирование «присоединения» и «подключения» различается. При этом, автор выделяет, что термин «присоединение» применим к электроэнергетике и правовое регулирования в данной области обусловлено исторически сложившейся спецификой технологического присоединения в электроэнергетике.

В качестве аргументов различного правового регулирования «присоединения» и «подключения» приводится функциональная роль, а именно, как отмечает С.М. Корнеев, энергоснабжающая организация не только проверяет уже существующие технические средства, но и наблюдает за проектированием и сооружением соответствующих сетей и установок и дает разрешение на их присоединение к своей сети[ii]. С другой стороны, как отмечается в новой судебной практике, на сетевую организацию возлагается обязанность по осуществлению не только собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, включая усиление существующей сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии)[iii].

Как указано в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее — ВАС РФ) от 28 июня 2012 г. N ВАС-4355/12, сфера действия статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и раздела 2 Правил № 861, регламентирующего порядок заключения договора технологического присоединения, различны. Правила № 861 принимались Правительством Российской Федерации не во исполнение норм Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Вопрос об идентичности понятие технологического присоединения и технологического подключения является открытым.

Какие-то Правила отождествляют данные понятия[iv], а какие-то разводят данные понятия. В частности, Правила № 787 различают понятия точки подключения и точки присоединения. В то время как в других Правилах – это равнозначные понятия[v].

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" (далее – Постановление № 83) подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" — процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов.

При этом, прослеживая изменения в Правила № 83, начиная с момента их принятия, следует констатировать, что сам законодатель испытывал некоторую неуверенность в вопросе определения распространение действия данных Правил на подключение к тем или иным сетям (в первоначальной редакции 2006 года Правила регулировали отношения в сфере подключения к следующим ресурсам: холодная и горячая вода, сетевой газ, электрическая и тепловая энергия, используемые для предоставления услуг по электро-, тепло-, газо- и водоснабжению; далее в редакции 2010 года из сферы регулирования исчезла электрическая энергия; в редакции 2014 года исключен газ, из действующей редакции убрано тепло и горячая вода).

Вместе с тем, отсылки на Градостроительный кодекс РФ, регулирующий вопросы технологического присоединение и в развитие положений которого приняты указанные Правила, имеются в Законе о теплоснабжении.

Подобные операции с внесением изменений в Правила 83 отчасти объясняются поступательным принятием Правил в отношении каждого ресурса. Вместе с тем, вопрос о необходимости принятия таких Правил для каждого ресурса без разработки единых Правил с указанием особенностей относительно каждого ресурса не имеет значимого ответа.

Каждые отраслевые Правила подключения содержат собственные определения.

подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения" — совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения (Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314"Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", далее – Правила № 1314)

документы о технологическом присоединении — документы, составляемые (составленные) в процессе технологического присоединения (после завершения технологического присоединения) энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства, в том числе технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон (Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861"Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее — Правила № 861).

"подключение" — совокупность организационных и технических действий, дающих возможность подключаемому объекту после подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения потреблять тепловую энергию из этой системы теплоснабжения, обеспечивать передачу тепловой энергии по смежным тепловым сетям или выдавать тепловую энергию, производимую на источнике тепловой энергии, в систему теплоснабжения Постановление Правительства РФ от 05.07.2018 N 787» О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее — Правила № 787).

Анализируя все вышеприведенные определения, можно сделать вывод, что технологическое присоединение представляет собой комплекс организационных и технических мероприятий, имеющей своим результатом подключение заявителя к системе обеспечения ресурсом.

Анализируя все Правила можно выделить примерно одни и те же стадии заключения и исполнения договора технологического присоединения:

1. Подача заявки на осуществление технологического присоединения физическим или юридическим лицом на технологическое присоединение новых объектов или увеличение объема максимальной присоединяемой мощности.

2. Заключение договора на осуществление технологического присоединения между потребителем и электросетевой организацией.

3. Реализация сторонами мероприятий, предусмотренных договором технологического присоединения.

4. Получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов

5. Фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям, осуществляемое сетевой организацией (комплекс организационных и технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение объектов электросетевого хозяйства и объектов заявителя).

6. Фактический прием (подача) напряжения и мощности путем включения коммутационного аппарата.

7. Подписание сторонами акта об осуществлении технологического присоединения, а также актов о разграничении границ балансовой принадлежности, эксплуатационной ответственности[vi]

Одним из ключевых признаков всех правоотношений технологического присоединения является высокая роль государства, как регулятора данных правоотношений.

Укрупненно существует два подхода на предмет государственного регулирования деятельности по осуществлению технологического присоединения. Тот или иной подход превалирует в разных странах. Изучение опыта зарубежных стран позволит сделать вывода о важности и пользе государственного регулирования, либо напротив, о губительности излишнего императивного вмешательства.

Первый подход заключается в том, что обеспечение технологического присоединения является обязательной функцией соответствующей сетевой компании. Осуществление технологического присоединения не требует от заявителя совершения каких-либо действий. Более того, в некоторых странах, такое присоединение носит безвозмездный характер. Сегодня такая модель присоединения к электросетям свойственна, например, для рынка Японии.

В соответствии со вторым подходом, технологическое присоединение рассматривается как обязательство заявителя. В Казахстане присоединение к электрическим сетям производится заявителем самостоятельно с разрешения уполномоченной организации[vii].

Российская Федерация идет по пути мирового опыта, в соответствии с которым деятельность по осуществлению технологического присоединения, генерации и передачи ресурса подлежит разделению. В частности, такая же модель по разделению видов деятельности существует во многих странах: Германия, Швеция.

Вместе с тем в РФ роль государства как регулятора крайне высока. Учитывая, что деятельностью по присоединению в нашей стране занимаются компании, которые подпадают под регулирование антимонопольного законодательства, с этой точки зрения подобное вмешательство представляется обоснованным. Однако, наличие ограничений на какое-либо отступление от разработанных Правил, даже в том случае, когда такое отступление не ставит заявителя в невыгодное положение, — стоит рассматривать как крайне негативный пережиток ранее существующей экономики.

Немаловажной проблемой в правовом регулировании технологического присоединения, является взгляд на правовую природу договора технологического присоединения.

На вопрос правовой природы договора технологического присоединения существует три точки зрения:

Первая точка зрения, которая преобладала ранее: договор технологического присоединения- договор, не поименованный гражданским законодательством и регулируемый специальным отраслевым законодательством.

Данная позиция переживала свой расцвет после изложенной правовой позиции Президиумом ВАС РФ. Президиумом ВАС РФ в постановлении от 10 июля 2012 г. № 2551/12 по делу № А56-66569/2010 приведена позиция, согласно которой договор технологического присоединения не относится ни к договору подряда, ни к договору возмездного оказания услуг, не является также и смешанным договором, а должен рассматриваться как договор непоименованный в ГК РФ. Так как электроэнергетическим законодательством регламентирована процедура технологического присоединения и определены все существенные условия договора технологического присоединения, по мнению ВАС РФ, данный договор по своей правовой природе является договором технологического присоединения.

В соответствии со второй позицией, договор технологического присоединения — договор об оказании услуг.

И третья позиция — договор является смешанным видом договоров, включая элементы как договора об оказании услуг, таки договора подряда.

Долгое время вопрос о правовой природе указанного договора был дискуссионным.

Учитывая предмет договора технологического присоединения в виде осуществления ряда мероприятий, одной из точек зрения было, что технологическое присоединение необходимо рассматривать как работу, поскольку имеет значение именно процесс присоединения.

Такого мнения, в частности, придерживается О.А. Городов, указывая, что ряд косвенных признаков договора технологического присоединения позволяет рассматривать его как договор подряда[viii].

Выделяя в технологическом присоединении ряд мероприятий, в части действий по осуществлению работ по технологическому присоединению, ряд авторов также усматривает признаки договора подряда, в части технического осмотра (обследования) присоединяемых энергопринимающих устройств — договор возмездного оказания услуг.[ix]

В Определении Верховного Суда РФ от 25.12.2017 N 305-ЭС17-11195 по делу N А40-205546/2016 суд сделал вывод о том, что договор технологического присоединения по всем своим существенным условиям соответствует договору о возмездном оказании услуг; к правоотношениям сторон по договору технологического присоединения применяются помимо специальных норм положения главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также общие положения об обязательствах и о договоре (раздел III Гражданского кодекса Российской Федерации).

Однако, такой узкий взгляд на природу договора технологического присоединения, как договор об оказании услуг, представляется не совсем полным.

Очевидно, что в вышеприведенном Определении, делая вывод о наличии в договоре технологического присоединения признаков договора об оказании услуг, ВС РФ анализировал положения правового института технологического присоединения сквозь призму возможности заявителя в одностороннем порядке отказаться от договора в любое время с исполнением обязанности по компенсации затрат Исполнителя.

Данный вывод подтверждается не только анализом условий договора технологического присоединения, но также иными позициями ВС РФ, изложенными в его судебных актах, которые не противореча Определению ВС РФ от 25.12.2017 года указывают на то, что природа договора технологического присоединения является, в том числе, подрядной.

Так, в Определении от 19.07.2016 года № 304-ЭС16-10628 ВС РФ указывает на смешанную природу договора, содержащего элементы как договора подряда, так и договора об оказании услуг.

Следует отметить, что занимая такую позицию на предмет правовой природы договора технологического присоединения, ВС РФ тем самым идет по иному пути, нежели ВАС РФ, который в знаменательном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 2551/12 определил правовую природу договора технологического присоединения, как договора, подлежащего регулированию специализированными нормами. Своими Определениями ВС РФ перечеркнул правовую позицию Президиума ВАС РФ, который со ссылкой на специальную правовую природу договора технологического присоединения отказала в возможности одностороннего отказа иначе как по основаниям ,изложенным в тех или иных правилах присоединения.

В настоящий момент высшая судебная инстанция позволяет отказаться от договора при условии компенсации затрат сетевой организации.

Интересна позиция зарубежных цивилистов на природу договору технологического присоединения.

Как отмечает С.А. Свирков, «в германской доктрине считается, что “обязательство по осуществлению технологического присоединения является выражением социальной ответственности собственности.[x]

С этой точки зрения, договор технологического присоединения рассматривается как обязанность заявителя, как собственника объекта права, осуществить присоединение последнего к сетям в целях потребления ресурса.

Анализируя все позиции на договор технологического присоединения, с учетом его правовой природы, целей сторон при его заключении, автор склоняется к мнению, что договор технологического присоединения представляет собой договор, обладающий смешанной природой и содержащий в себе элементы договора об оказании услуг и договора подряда, при этом не лишенный правовых институтов, подлежащих регулированию специальными нормами.

[i] А. В. Смагин.Договор об осуществлении технологического присоединения как самостоятельная сделка в электроэнергетике: актуальные проблемы/"Энергетика и право", 2013, N 2/

[ii] Корнеев С.М. Юридическая природа договора энергоснабжения // Закон. 1995. N 6.

[iii] См.: решение ВАС РФ от 12 августа 2011 г. по делу N ВАС-9742/11

[iv] См., например, Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314"Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"

[v] См,, например, Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 642 "Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83"

[vi] Выделено: Репетюк С.В., Файн Б.И., Мозговая О.О., Темная О.В. Сравнительный анализ практики технологического присоединения потребителей к электрическим сетям в России и зарубежных странах

[vii] Семенович Кристина Сергеевна. Договор технологического присоединения к электрическим сетям. диссертация, стр. 24

[viii] Городов О.А. Договоры в сфере электроэнергетики: Научно-практическое пособие. М.: Волтерс Клувер, 2007.

[ix] "Комментарий к Федеральному закону от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (постатейный) (Матиящук С.В.)("Юстицинформ", 2012)

[x] Свирков С.А. Основные проблемы гражданско-правового регулирования оборота энергии : монография. М. : Статут, 2013. 479 с..

Термины и определения

Бестарифник — лицо, владеющее объектами электросетевого хозяйства, но не оказывающее услуги по передаче.

Вид договора на продажу электрической энергии (мощности) — это договор энергоснабжения или договор.

Вид техприсоединения к сетям СО – это обозначение того, каким образом энергопринимающие устройства.

Гарантирующий поставщик электрической энергии (далее — гарантирующий поставщик) — коммерческая организация.

Группа потребителей "НАСЕЛЕНИЕ" — это:

  • граждане, использующие электроэнергию.

Группа точек поставки (ГТП) – это совокупность точек поставки, имеющая в своём составе одну .

Договор на продажу электрической энергии (мощности)
Договор на продажу электрической энергии (мощности) – это либо договор энергоснабжения, либо договор.

Единая национальная (общероссийская) электрическая сеть представляет собой комплекс электрических .

Заявленная мощность — величина мощности, планируемой к использованию в предстоящем расчетном периоде.

Иной владелец сетей (ИВС) – это лицо, не оказывающее услуги по передаче электрической энергии.

Интегральная цена на электроэнергию – это цена, применяемая к суммарным за месяц или за зону.

Интервальная цена на электроэнергию – это цена, применяемая к почасовым объёмам потребления.

Коммерческий учет электрической энергии (мощности) — процесс измерения количества электрической энергии.

Купля-продажа электрической мощности
Купля-продажа электрической мощности – это, по сути, стыковка продавца и покупателя электрической.

Максимальная мощность (максимальная электрическая мощность, кратко, МЭМ) – это максимум нагрузки.

Напряжение
Напряжение – это техническая характеристика энергоустановки, оно указывает, для приёма какого .

Непосредственное техприсоединение – это когда ЭПУ потребителя непосредственно подключены к ОЭСХ.

Объекты ЭлектроСетевого Хозяйства (ОЭСХ) – это электроустановки, а именно: линии электропередачи.

Опосредованное присоединение к электрической сети — это, когда энергопринимающие устройства потребителя.

Опосредованное техприсоединение – это когда ЭПУ потребителя, присоединённых к ОЭСХ СО опосредованно.

Потребитель – потребитель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность).

Пропускная способность электрической сети — технологически максимально допустимая величина мощности.

ПУНЦЭМ
ПУНЦЭМ – Предельный Уровень Нерегулируемых Цен на Энергию и Мощность

Сетевая организация — организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии (мощности).

Стоимость электроэнергии – это конечная стоимость всего объёма проданной или купленной за расчётный.

Субабонент (транзитник) — это потребители, получающие электроэнергию НЕ напрямую от сетевой организации.

Территориальная распределительная сеть — комплекс не входящих в состав единой национальной (общероссийской).

Тип точки поставки
Тип точки поставки – это обозначение того, в каких целях используется точка поставки в энергосбытовой.

Точка присоединения — место физического соединения энергопринимающего устройства потребителя электрической.

«Уровень напряжения» (иногда «диапазон напряжения» или «тарифный уровень напряжения», .

Энергосбытовая компания – это либо гарантирующий поставщик, либо энергосбытовая организация.

Термины и определения 1 — 46 из 46
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | Все

Екатеринбург, ул. Сибирский тракт, 12

Режим работы: Будние дни: 08:00 — 18:00
Суббота и воскресенье — выходной

Горячие факты ГОРЯЧИЕ ФАКТЫ

ТОЧКА ПРИСОЕДИНЕНИЯ и ГРАНИЦЫ БАЛАНСОВОЙ и ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

Поскольку вопрос с местом точки присоединения является краеугольным местом в договоре и ТУ, то он рассматривается отдельно и с разных сторон.

Обычно СО указывает в п.7 ТУ точку присоединения на опоре ЛЭП, которая проходит мимо вашего участка и следом за этим навешивает на вас обязательство по монтажу ответвления. В ТУ под ответвлением СО понимает кусок СИПа от проводов ЛЭП (как правило от ближней к ЗУ опоры) до ВРУ заявителя. Ну и тогда иди заявитель в магазин покупать СИП потребной длины и шесть разных зажимов к нему. Что здесь не так?

1. Пройдемся по определениям что есть что.

Согласно определения ПТП: «точка присоединения к электрической сети» — место физического соединения энергопринимающего устройства (ЭПУ) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации.

Т.е. точка присоединения это место где встречаются (прикасаются, соединяются) ЭПУ заявителя с сетью СО.

Согласно определения ПНД: «энергопринимающие устройства потребителя » — находящиеся у потребителя аппараты, агрегаты, механизмы, устройства и иное оборудование (или их комплекс), предназначенные для преобразования электрической энергии в другой вид энергии в целях использования (потребления) и имеющие между собой электрические связи.

Ну как то кусок СИПа под это определение не очень подходит, т.к. не предназначен для преобразования энергии, а только для ее передачи. Смотрим дальше.

Согласно определений ПУЭ-7:

1.2.6 — Электрическая сеть — совокупность электроустановок для передачи и распределения электрической энергии, состоящая из подстанций, распределительных устройств, токопроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, работающих на определенной территории.

Часть электрической сети после подстанции называется — 7.1.10 — Питающая сеть — сеть от распределительного устройства подстанции или ответвления от воздушных линий электропередачи до ВУ, ВРУ, ГРЩ.

Внимание! В определении сети появилось слово ответвление, но не будем торопиться, а посмотрим чем же заканчивается это ответвление.

Что же такое ВУ или ВРУ? Согласно — 7.1.3 — Вводное устройство (ВУ) — совокупность конструкций, аппаратов и приборов, устанавливаемых на вводе питающей линии в здание или в его обособленную часть. Вводное устройство, включающее в себя также аппараты и приборы отходящих линий, называется вводно-распределительным (ВРУ). Т.е. это как раз наше ЭПУ согласно п.5 поданной заявки и для СИПа тут места не оставлено.

Читаем определения дальше и доходим до определений воздушных линий (ВЛ). До этого у нас были определения сетей, теперь же сеть вполне определенного типа. А именно воздушная.

2.4.3. Магистраль ВЛ — участок линии от питающей трансформаторной подстанции до концевой опоры. К магистрали ВЛ могут быть присоединены линейные ответвления или ответвления к вводу.

Линейное ответвление от ВЛ — участок линии, присоединенной к магистрали ВЛ, имеющий более двух пролетов.

Ответвление от ВЛ к вводуучасток от опоры магистрали или линейного ответвления до зажима (изолятора ввода).

Все, задача решена. Ответвление это часть электрической сети (а не нашего ВРУ), которое и подводится к нашему ВРУ. Сетями занимается СО и значит монтировать и владеть этим куском провода должна именно СО. Попытка навязывать это провод нам очевидно подпадает под п.19 о запрете навязывать нам обязательства не предусмотренные настоящими Правилами.

2. Согласно п.25(1). В технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны:

а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя; СО любит трактовать этот пункт как 25 метров СНАРУЖИ от границы. Многочисленные решения различных инстанций всех уровней указывают на ошибочность этого мнения. Речь в 25(1)а идет только о 25 метрах от границы ВНУТРЬ земельного участка. Вот только некоторые из них:

— ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 18 мая 2011 года N 16008/10

— Определение Верховного Суда РФ от 25.02.2014 N АПЛ14-12

— Ленинградский УФАС — ПРЕДСТАВЛЕНИЕ об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № 66-05-Ш/16 «11» июля 2016 г. — г. Санкт-Петербург

Таким образом точка присоединения может находится только на участке заявителя и тянуть к ней свои провода и подключать их должна однозначно СО.

Часто СО в споре про точку присоединения в пику заявителю на отказ от точки на опоре, начинает настаивать на размещении ее на границе ЗУ ссылаясь на п.13 договора – заявитель несет балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, сетевая организация — до границ участка заявителя. Ведь граница балансовой принадлежности — линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности … определяющая границу эксплуатационной ответственности… Что совершенно логично. В точке присоединения встречаются два имущества, соответственно именно по ней и проводится в дальнейшем балансовая граница, а кто владеет, тот и чинит и поэтому и эксплуатационная граница там же. Это все правильно НО. П.13 договора пишется на основании п.16.1. — Заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию. А вот этим ЕСЛИ и является ваша заявка с приложенным к ней планом, на котором указано размещение вашего ВРУ не на границе, а в пределах 25 метров от нее. Поэтому, если доходит до написания МО от подписания договора, то стоит изменять и этот пункт договора, а не только ТУ. П.13 СО несет балансовую и эксплуатационную ответственность до точки присоединения (на вводных контактах АВ, установленного в ВРУ заявителя), заявитель – после точки присоединения.

Часто СО начинает ссылаться на невозможность присоединить оборудование заявителя опять таки из за этой пресловутой границы, ведь для присоединения им придется зайти на участок заявителя. Это лукавство ибо:

Ответственность между СО и заявителем относительно границы в ПТП и ТУ разные. Если по п.25(1)г)) — распределение обязанностей между сторонами по исполнению ТУ (мероприятия по ТП в пределах границ участка, на котором расположены ЭПУ заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены ЭПУ заявителя, …, осуществляются СО). Т.е. СО согласно п.10 ТУ строит ЛЭП, а заявитель согласно п.11 ТУ монтирует ВРУ и прибор учета и при этом границу ЗУ не пересекают и ТУ именно так и должно быть составлено, что б не пересекали. А вот уже после выполнения сторонами ТУ наступает этап описанный в п.7.г.1) — осуществление СО фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства СО, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (ЭПУ) …

Т.е. это комплекс технических и организационных мероприятий по физическому соединению, который включает в себя согласно п.18:

д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией ТУ в соответствии с разделом IX настоящих Правил, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии…

е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств

ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").

Т.е. для осуществления этих проверок, осмотров и присоединений монтеру СО по любому придется пересекать границу ЗУ. И он это сделает с вашего согласия, которое вы с удовольствием ему дадите. Ведь электричество вы же хотите получить, да?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *