Что такое государственный банк данных о детях
Перейти к содержимому

Что такое государственный банк данных о детях

  • автор:

Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей

совокупность информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов Российской Федерации; предназначен для сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  • Telegram
  • Whatsapp
  • Вконтакте
  • Одноклассники
  • Email

Научные статьи на тему «Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей»

Проблемы сиротства в России

, лишившихся в несовершеннолетнем возрасте попечения со стороны своих родителей.
Банк данных детей сирот”, показывают ежегодное сокращение количества детей, которые остались без родительского.
попечения.
В первую очередь это можно объяснить немалым количеством детей, которые остались без попечения со стороны.
Указанные формы предоставляют для детей, которые остались без попечения родителей, возможность иметь

АНАЛИЗ ХОДА ИСПОЛНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 28 ДЕКАБРЯ 2012 Г. № 1688 "О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ" ЗА 2015 ГОД И 4 МЕСЯЦА 2016 ГОДА

В Республике Калмыкия по состоянию на 1 мая 2016 г. на учете в органах опеки и попечительства и региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, находится 510 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 0 до 18 лет, из них: — под опекой (попечительством) — 468 детей, в том числе 35 детей-инвалидов; — из них в приемных семьях — 40 детей, в том числе 11 детей-инвалидов; — обучаются и находятся на полном государственном обеспечении в учреждениях профессионального образования — 16 чел.; — под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — 26 детей.

Реализация государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: тенденции и перспективы

В статье рассматривается государственная политика в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Анализируется беспрецедентная тенденция сокращения государственного банка данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исследуются методы и подходы к реализации данной политики на эмпирической основе.

2. Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» 2001) — совокупность информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов Российской Федерации (региональный банк данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных о детях), а также информационные технологии, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственный банк данных включает в себя:

региональный банк данный — часть государственного банка данных о детях, содержащая документированную информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории одного из субъектов Российской Федерации и не устроенных органами опеки и попечительства на воспитание в семьи по месту фактического нахождения таких детей, а также документированную информацию о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к региональному оператору государственного банка данных о детях;

федеральный банк данных о детях — часть государственного банка данных о детях, включающая в себя совокупность региональных банков данных о детях, а также документированную информацию о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к федеральному оператору государственного банка данных о детях.

Целями формирования и использования государственного банка данных о детях являются:

1. осуществление учета детей, оставшихся без попечения родителей;

2. оказание содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации;

3. создание условий для реализации права граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, на получение полной и достоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей.

Для формирования регионального банка данных о детях органы опеки и попечительства обязаны предоставлять региональному оператору сведения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей и не устроенном на воспитание в семью по месту его фактического нахождения в срок, установленный статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации.

Для формирования федерального банка данных о детях региональные операторы обязаны предоставлять федеральному оператору сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, если в срок, установленный статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации, им не удалось организовать устройство таких детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Предоставление сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, региональным операторам или федеральному оператору не освобождает органы опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации от обязанности по устройству или организации устройства таких детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Что такое государственный банк данных о детях

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

С 01.07.2024 в абз. 2 ст. 1 вносятся изменения (ФЗ от 04.08.2023 N 488-ФЗ).

государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее — государственный банк данных о детях), — совокупность государственных информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов Российской Федерации (региональные банки данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных о детях), и информационные технологии, позволяющие осуществлять процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, первичного учета данных о детях, оставшихся без попечения родителей, предоставления документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации, гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, а также предоставления документированной информации о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые в случаях, установленных статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации, организуют устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи, и органам опеки и попечительства;

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 319-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.07.2024 в абз. 3 ст. 1 вносятся изменения (ФЗ от 04.08.2023 N 488-ФЗ).

региональный банк данных о детях — часть государственного банка данных о детях, содержащая информацию первичного учета и документированную информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории одного из субъектов Российской Федерации и не устроенных органами опеки и попечительства на воспитание в семьи по месту фактического нахождения таких детей, а также документированную информацию о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине;

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 167-ФЗ, от 02.08.2019 N 319-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.07.2024 в абз. 4 ст. 1 вносятся изменения (ФЗ от 04.08.2023 N 488-ФЗ).

федеральный банк данных о детях — часть государственного банка данных о детях, включающая в себя совокупность региональных банков данных о детях, а также документированную информацию о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине;

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 167-ФЗ, от 02.08.2019 N 319-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

федеральный оператор государственного банка данных о детях (далее — федеральный оператор) — федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации;

региональный оператор государственного банка данных о детях (далее — региональный оператор) — орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который в случаях, установленных статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации, организует устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи;

граждане, желающие принять детей на воспитание в свои семьи, — граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации и желающие усыновить (удочерить) детей, оставшихся без попечения родителей, принять их под опеку (попечительство) или в приемные семьи, а также граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, желающие усыновить (удочерить) детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии оснований, установленных законодательством Российской Федерации.

Что такое государственный банк данных о детях

Основная цель формирования регионального и федерального банков данных о детях, оставшихся без попечения родителей, — оказание содействия в поиске каждому ребенку семьи на территории РФ.

Порядок формирования и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, предусмотрен ФЗ от 16 апреля 2001г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», а также Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002г. № 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием: постановление Правительства РФ от 04.04.2002 №217 (ред. от 11.04.2006) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — №15. — Ст.1434., устанавливающим порядок организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

В статье 3 названного закона целями создания государственного банка данных о таких детях названы: осуществление учета детей, оставшихся без попечения родителей; оказание содействия в устройстве таких детей в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на ее территории; создание условий для реализации права граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, на получение полной и достоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей.

В статье 4 Закона устанавливаются следующие обязательные требования к формированию и использованию государственного банка данных о детях:

— стандартизация документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, и ее программно-техническое обеспечение (в том числе унификация процессов ввода, обработки, хранения, восстановления, дублирования и предоставления информации) в целях создания единой коммуникационной среды региональных банков данных о детях и федерального банка данных о них;

— защита документированной информации от утечки, хищения, утраты, подделки, искажения и несанкционированного доступа к ней и другие требования.

Государственный банк данных о детях формируется как информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении РФ и субъектов Федерации, с учетом ст.122 СК РФ.

Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» содержит подробное описание требований, предъявляемых к документированной информации (ст.6 и 7). На каждого ребенка, оставшегося без попечения родителей, а также на граждан, желающих принять на воспитание детей в свои семьи, заполняются анкеты установленной формы.

Для обеспечения унификации процессов ввода, обработки, хранения и предоставления информации государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее именуется — банк данных о детях), региональные операторы и федеральный оператор — Министерство образования Российской Федерации используют специальную систему управления базой данных «Надежда».

Органы опеки и попечительства ведут учет сведений о детях, оставшихся без попечения родителей (далее именуются — дети), в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, и по истечении установленных законом сроков передают региональному оператору анкеты детей. К анкетам детей прилагается сопроводительное письмо, в котором указывается список детей (фамилия, имя, отчество, дата рождения). Региональный оператор передает в Министерство образования Российской Федерации сведения о детях в электронном виде по электронной почте (либо по модемной связи, либо на магнитных или лазерных дисках). К анкетам детей прилагается сопроводительное письмо, в котором указывается список детей (фамилия, имя, отчество, дата рождения). При обмене служебной информацией по модемной связи либо электронной почте в сопроводительных письмах, запросах, иных документах в обязательном порядке указываются наименование органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, на который возложены функции регионального оператора, фамилия, имя, отчество руководителя (полностью), подписавшего документ, номер и дата документа, фамилия и телефон исполнителя.

При изменении данных о ребенке, содержащихся в анкете ребёнка: места нахождения ребенка, медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка, данных о физическом и умственном развитии, сведений о родителях, несовершеннолетних братьях и сестрах и других совершеннолетних родственников, правовых оснований к передаче ребенка на воспитание в семью, информации о мерах по устройству и оказанию содействия в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, предпринятых органами опеки и попечительства, региональным оператором, а также при уточнении иных сведений о ребенке (фамилии, имена, отчества, даты рождения, гражданства и др.), орган опеки и попечительства, региональный оператор в 3-дневный срок информируют об этом соответственно регионального оператора и Министерство образования РФ.

Для обеспечения преимущественного устройство детей в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, в случаях, когда указанным гражданам не представилась возможность подобрать ребенка в регионе по месту их жительства, региональный оператор может обратиться в Министерство образования Российской Федерации с запросом для получения информации о детях, находящихся на учете в федеральном банке данных о детях и соответствующих пожеланиям гражданина.

Основанием для направления региональным оператором запроса является письменное заявление гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью, о предоставлении сведений о ребенке (детях), состоящих на учете в федеральном банке данных о детях. Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня подачи гражданином заявления направляет в Министерство образования Российской Федерации запрос о предоставлении сведений о ребенке (детях), состоящих на учете в федеральном банке данных о детях в соответствующем субъекте Российской Федерации, указанном в запросе Муратова, С.А. Семейное право: учебник / С.А. Муратова. — М.: Эксмо-Пресс, 2004. — С.139..

Министерство образования Российской Федерации не позднее чем через 10 рабочих дней со дня получения указанного запроса направляет региональному оператору производную информацию о детях, сведения о которых содержатся в федеральном банке данных о детях, соответствуют запросу. В анкете ребенка, информация о котором направлена региональному оператору, делается соответствующая отметка.

Региональный оператор доводит полученную из Министерства образования Российской Федерации производную информацию до сведения гражданина в трехдневный срок со дня ее получения и в семидневный срок со дня ознакомления гражданина с вышеуказанной информацией письменно уведомляет Министерство образования Российской Федерации о решении гражданина посетить выбранного им ребенка или продолжить поиск ребенка в соответствии с пожеланиями гражданина.

После получения уведомления о решении гражданина посетить выбранного им ребенка Министерство образования Российской Федерации письменно в пятидневный срок информирует регионального оператора по месту нахождения выбранного ребенка о направлении региональному оператору по месту жительства гражданина анкеты ребенка и направления в учреждение, в котором находится ребенок.

В случае необходимости продолжения поиска ребенка Министерство образования Российской Федерации не реже одного раза в месяц направляет региональному оператору производную информацию о детях, сведения о которых вновь поступили в федеральный банк данных о детях и соответствуют запросу. Уведомление региональным оператором Министерства образования Российской Федерации о желании гражданина продолжить поиск ребенка является обязательным условием для его продолжения.

Орган опеки и попечительства до ознакомления гражданина с анкетой ребенка, сведения о котором находятся на учете в региональном банке данных о детях, обязан в оперативном порядке выяснить у регионального оператора, выдавались ли ранее направления на посещение данного ребенка.

Для решения вопроса об усыновлении (удочерении) (далее именуется — усыновление) ребенка гражданином Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства (далее именуется — иностранный гражданин) региональный оператор в установленном порядке направляет в Министерство образования Российской Федерации письменный запрос о подтверждении нахождения на учете в государственном банке данных о детях сведений об усыновленном ребенке. Министерство образования РФ письменно подтверждает нахождение на учете в государственном банке данных о детях сведений об усыновляемом ребенке и невозможность в установленный законом срок передать ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации и обратившихся в федеральный банк данных о детях.

Орган опеки и попечительства, региональный оператор обязаны сообщать соответственно федеральному оператору, Министерству образования Российской Федерации информацию о прекращении учета сведений о ребенке в государственном банке данных о детях.

Таким образом, государственный банк данных о детях. Оставшихся без попечения родителей — совокупная информация о детях сиротах, оставшихся без попечения родителей. Существуют федеральный и региональные банки данных. Данные о ребенке — анкета и фотография — передаются в банк данных органами опеки и попечительства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *