Какое определение соответствует понятию социальное партнерство
Перейти к содержимому

Какое определение соответствует понятию социальное партнерство

  • автор:

Особенности взаимодействия властных структур в рамках социального партнерства

Правовые основы социального партнерства способствуют определению порядка взаимодействия в трудовых правоотношениях. Социальное партнерство базируется на определенных принципах, среди которых основными являются следующие:

  • обеспечение работающим гражданам адресной социальной помощи;
  • недопустимость внедрения социальных реформ за счет ухудшения качества жизни определенных категорий работников;
  • доступность и предоставление ключевых социальных благ, медицинского обслуживания, общего и профессионального образования и т.д.

Основные аспекты социального партнерства отражены на рисунке ниже.

Содержание понятие «социального партнерства»

Главнейшими целями социального партнерства в сфере труда являются:

  • координация и защита интересов работников;
  • помощь в решении актуальных экономических, материальных и социально-бытовых задач работников;
  • усиление демократизации;
  • организация социальной стабильности и формирование сплоченности коллектива.

Формы и технологии социального партнерства

Можно выделить следующие технологии и формы социального партнерства, направленные на решение социальных проблем сотрудников организаций социальной сферы:

  • разработка и осуществление совместных социально важных программ и проектов;
  • система контрактов и соглашений;
  • создание и апробация инновационных социальных технологий;
  • консультирование и обмен информацией (конференции, форумы, круглые столы, семинары и т.п.);
  • проведение различных совместных мероприятий и акций;
  • формирование попечительских советов, создание некоммерческого партнерства с целью достижения социально-культурных, благотворительных, образовательных, управленческих и научных целей в удовлетворении нематериальных потребностей населения, законных интересов граждан, а также в области защиты прав, разрешения конфликтов и оказания юридической поддержки;
  • инвестирование (финансовая помощь, которая выделяется на осуществление совместных социальных программ и проектов, направленных на минимизацию социальной напряженности и улучшения качества жизни работников учреждений социальной сферы);
  • целевое безвозвратное и безвозмездное финансирование социально важных проектов, программ и мероприятий, реализуемых некоммерческими организациями либо физическими лицами, которые не являются предпринимателями (грант).

Сущность и правовая регламентация социального партнерства

Система социального партнерства, базирующаяся на консультациях, посредничестве, сотрудничестве, переговорах, экспертизе, играет существенную роль в решении большинства проблем социально-трудовой области. Социальное партнерство представляет собой основу взаимоотношений между работодателями (их ассоциациями, объединениями), работниками (их объединениями, профсоюзами, ассоциациями), органами власти, необходимую для обсуждения, разработки и принятия решений по социально-трудовым и экономическим вопросам, обеспечения социального лада и развития. Данный вид партнерства реализуется посредством переговоров, взаимных консультаций, заключения коллективных договоров, соглашений и выработки совместных решений.

Итогом реализации новой государственной политики в области регулирования трудовых отношений стало расширение договорных основ, повышение значения коллективных договоров. В настоящее время, происходит переход к договорному регулированию отношений, осуществляется трансформация «единства интересов» работодателей и работников в поиск приемлемых обеими сторонами условий совместной деятельности, в социальное партнерство.

Статьей 26 Трудового кодекса Российской Федерации регламентирован территориальный уровень социального партнерства, определяющий условия регулирования трудовых отношений в одной муниципальной единице. Кодексом регламентированы права и обязанности трудящихся граждан, определены взаимоотношения сторон при заключении трудового соглашения между работником и работодателем, содержание коллективного соглашения, а также порядок его разработки.

Кроме того, кодекс регулирует длительность рабочего времени, перерывов, вопросы, касающиеся оплаты труда, определяет круг обязанностей работников относительно соблюдения трудовой дисциплины, включая и охрану труда. Также данный нормативный акт регулирует вопросы, связанные с трудом несовершеннолетних граждан, инвалидов, беременных женщин, а также устанавливает, что на предприятиях и в организациях независимо от формы собственности должны создаваться безопасные условия трудовой деятельности.

В сфере трудового взаимодействия значимая роль отводится коллективным переговорам, которые представляют собой переговоры, с одной стороны между работодателем, а с другой — организацией трудящихся в целях установления условий труда и (или) регламентации отношений между работником и работодателем, и (или) регламентации отношений между организацией работников и работодателями (их организациями).

Согласно действующему законодательством (статься 27 Трудового кодекса Российской Федерации) коллективные переговоры представляют собой одну из разновидностей социального партнерства. Общеустановленный документ в организациях социальной сферы в России – коллективный договор – это правовой документ, который регулирует трудовые отношения и заключается между работодателем и работниками.

Согласно законодательству, создаются органы социального партнерства – комиссии по регулированию трудовых отношений, формирующиеся для обеспечения регламентации трудового взаимодействия, проведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективного соглашения, их заключения и организации контроля за соблюдением условий коллективного договора на всех уровнях.

Особенности охраны труда

Существенное значение в системе трудового взаимодействия и социального партнерства имеет деятельность в отношении охраны труда. Данный вид деятельности реализуется различными ведомствами, наделенными полномочиями государственного контроля (Госэнергонадзор, Госгортехнадзор, Госпожнадзор, Госатомнадзор), также, осуществляется профсоюзный контроль за охраной труда. Обеспечение безопасности трудовой деятельности в организации социальной сферы в настоящее время представляет собой одну из актуальных проблем. Несчастные случаи и травмы, полученные при выполнении трудовых обязанностей, приносят физические страдания и, нередко, приводят к летальному исходу.

Кроме того, они влекут за собой немалые экономические потери. При этом, ответственность за соблюдения норм охраны труда лежит на работодателе. Согласно действующему законодательству, условия трудовых соглашений, которые ухудшают положение работников в сравнении с условиями, установленными нормативно-правовыми актами, являются недействительными.

Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает право работающих граждан на:

  • получение компенсаций и льгот за работу с опасными и вредными условиями труда, возмещение урона, причиненного нарушением здоровья вследствие трудовой деятельности;
  • отдых, (данное право обеспечивается установлением граничной продолжительности рабочего времени);
  • укороченный рабочий день (для отдельных работ и профессий);
  • объединение в профсоюзы;
  • социальное обеспечение вследствие утраты трудоспособности и иных случаев, установленных законом;
  • судебную защиту трудовых прав.

Социальное партнерство: понятие и история развития

Понятие «социальное партнерство»

В органах социальной защиты создается и развивается социально-трудовое взаимодействие, трактуемое в качестве разнообразия правовых, экономических и психологических взаимосвязей граждан и социальных групп, которые возникают в процессах трудовой или социальной деятельности, в связи с обеспечением рабочими местами и оказанием других социальных услуг. К субъектам социально-трудового отношения следует отнести: социального работника, профсоюз, работодателя, союз работодателей и государство.

Многолетняя деятельность Международной организации труда и мировой опыт демонстрируют, что социальное партнерство является не только средством стабилизации экономического и политического развития. Сегодня стало понятным, что важным условием результативности рыночной экономики является формирование и развитие условий для социального партнерства, базирующегося на взаимоуважении сторон в трудовом взаимодействии, понимании проблем друг друга и поиске компромиссных вариантов решения.

Вероятно, более верным был бы термин «социальный диалог» в качестве системы взаимодействия экономически неравноправных сторон, заинтересованных в нахождении взаимоприемлемых условий сотрудничества. Однако в законодательстве Российской Федерации принята формула «социальное партнерство».

Сегодня понятие «социальное партнерство» трактуется гораздо шире, чем в период индустриализации – концепция включает не только на области строительства, производства, транспорта, но и гуманитарную отрасль работы с человеком, связь государственных органов с социальными институтами.

История формирования социального партнерства

Становление социального партнерства в качестве специфического типа общественного взаимодействия формировалось прошло длительный путь социальной эволюции и сопровождалось поиском вариантов разрешения конфликтов между противоборствующими сторонами.

Первые попытки провести системный анализ социального взаимодействия в условиях конфликтов и способов воздействия на них принадлежать итальянскому политическому деятелю Н. Макиавелли (1469 — 1527). Теоретический анализ системы социально-трудового взаимодействия провел английский философ и государственный деятель Ф. Бэкон (1561 — 1626). Шотландский философ и экономист Адам Смит (1723 — 1790) считал противоборство сторон источником поступательного развития социума. Немецкие философы И.Кант (1724-1804) Г. Лейбниц и (1646-1716) утверждали, что мир и согласие между людьми в общественно-экономическом бытие должны достигаться при помощи компромисса и договора.

В России первым документом, регламентирующим социальное взаимодействие, стало «Положение об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оные по найму», изданное в 1835 г. После обострения взаимоотношений владельцев ткацких фабрик и рабочих в 1882 и 1885 гг. были приняты первые законы о труде. В1904 – 1905 гг. в России были заключены первые коллективные договора в промышленности бакинскими нефтяниками, петербургскими металлургами, а также представителями иных отраслей промышленности.

Профессиональные союзы в начале XX в. постепенно легализовали собственную деятельность. В царской России только после создания профсоюзов в 1906 г. начало оформляться трудовое законодательство.

В 1919 г. была создана Международная организация труда (МОТ) с целью разрешения противоречий. Она является основной организацией ООН, в которой представители работодателей, трудящихся и правительств на равных правах участвуют в выработке и принятии решений по социально-экономическим проблемам.

Социальное партнерство можно считать довольно молодым явлением. Данный термин возник после Первой мировой войны. Однако, последовавший за ней в 1929 – 1933 гг. мировой экономический кризис и Вторая мировая война спровоцировали в развитых капиталистических странах серьезные социально-экономические потрясения.

В Советском Союзе была сформирована общественная система, в которой профсоюзы играли важную роль в части распределении благ посредством общественных фондов потребления. При этом, функция переговоров относительно размеров заработной платы не действовала, не было также и объединений работодателей: трудящиеся являлись совместными собственниками средств, существовал общий интерес к экономическому прогрессу в интересах всей страны. Новый КЗоТ, принятый 1922 г., утвердил нормативный характер колдоговорной кампании. Коллективные договоры с 1934 по 1937 гг. не заключались вовсе и восстановились только после принятия 4 февраля 1947 г. Постановления Совета Министров.

В СССР к 1980 г. сложилась обширная практика коллективных договоров. В 1983 г. после принятия Закона «О трудовых коллективах» колдоговоры были провозглашены важной формой участия трудовых коллективов в управлении организацией.
Указом Президента Российской Федерации № 212, принятым 15 ноября 1991 г., «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» впервые была регламентирована юридическая основа для развития социально-партнерского взаимодействия в постсоветской России. Законодательными актами были определены также механизмы реализации и основные принципы социального партнерства.

Российская модель социального партнерства

Особенности Российской модели социального партнерства

Российская модель характеризуется:

  • превалирующей ролью государства в регулировании социально-трудового взаимодействия;
  • ролью региональных специфик для формирования социального партнерства;
  • многоуровневостью партнерства;
  • широкой разновидностью заключаемых соглашений, а также некоторыми другими особенностями.

Одна из особенностей российской модели социального партнерства заключается в том, что в отличие от западных стран, она начала развиваться не в условиях зрелого капиталистического социума, а на начальной стадии становления рыночных отношений в Российской Федерации.

На ее развитие оказали непосредственное влияние следующие негативные факторы:

  • резкий спад экономики после распада Советского Союза;
  • неразвитость нормативно-правовой базы рыночных взаимоотношений и социального партнерства;
  • низкий уровень ассоциированности работодателей;
  • ухудшение социальной ситуации в государстве;
  • слабость профессиональных союзов, которые сформировались в условиях иного общественно-политического строя и т.д.

Характеристика устройства социального партнерства в России

В России социальное партнерство реализуется на нескольких уровнях, а именно, на:

  • федеральном;
  • межрегиональном;
  • региональном;
  • территориальном;
  • локальном;
  • отраслевом.

Осуществляется оно в формах:

  • переговоров относительно подготовки проектов коллективных соглашений и их заключения;
  • взаимных консультаций относительно вопросов регулирования трудового взаимодействия и иных, связанных с ними отношений;
  • участия работников, их представителей в управлении предприятием;
  • участия представителей рабочих коллективов и работодателей в разрешении трудовых споров.

Социальное партнерство может классифицироваться по:

  • механизму правовой регламентации договорного процесса;
  • роли и месту в системе социального партнерства органов публичного управления;
  • степени участия работников в управлении организацией;
  • характеру взаимодействия профессиональных союзов с государственными институтами и органами местного самоуправления;
  • специфике взаимодействия профсоюзов и ассоциаций работодателей;
  • политической ориентации (консервативная, социал-демократическая, социалистическая и др.).

Можно выделить следующие основные формы осуществления социального партнерства:

  • проведение консультаций между сторонами;
  • заключение трехсторонних (двухсторонних) соглашений;
  • обмен информацией, относительно проблем, интересующих обе стороны;
  • издание совместных нормативных актов и документов.

Принципы и механизмы социального партнерства

В мировой практике приняты нижеприведенные основные принципы социального партнерства:

  • принцип трипартизма – равноправное участие работодателей, работников, органов публичной власти в обсуждении вопросов трудовой области и принятии надлежащих документов;
  • принцип бипартизма – взаимодействие работодателей и работников без прямого участия в процессе представителей властных структур.

Помимо приведенных принципов социального партнерства выделяют также следующие:

  • законность, демократичность, равноправие сторон, добровольность;
  • многоуровневое сотрудничество – взаимодействие государственных органов, работодателей и работников в организациях, отраслях, регионах и общенациональном масштабе;
  • обязательность исполнения заключенных коллективных договоров;
  • социальная справедливость, уважение, защита интересов сторон, полномочность их представителей;
  • социальный диалог, свободный выбор обсуждаемых вопросов, составляющих основу договоров, ответственность за неисполнение заключенных договоров;
  • компромисс, толерантность, консенсус.

В России можно выделить следующие механизмы функционирования социального партнерства:

  • нормативное оформление социального партнерства в законодательных и иных актах Российской Федерации и ее субъектов, а также в актах соответствующих органов публичной власти;
  • систематическое взаимодействие представителей сторон, экспертов, которые изучают и анализируют состояние и существующие проблемы социального партнерства;
  • работа постоянно действующих комиссий (трехсторонних) по урегулированию социально-трудового взаимодействия;
  • нормативное закрепление и следование процедурам согласования интересов сторон;
  • систематический переговорный процесс между профсоюзами (представителями работников), ассоциациями работодателей и органами публичной власти;
  • система контроля выполнения принятых договоров.

Большая роль в организации и дальнейшем развитии социального партнерства отводится государству, которое выступает в трех статусах: законодателя, арбитра, то есть посредника между работодателями и работниками, собственника средств производства (работодателя).

Социальная ответственность публичной власти заключается в:

  • создании эффективно работающей системы социальных гарантий для представителей всех групп и слоев общества;
  • обеспечении определенных условий для раскрытия творческого потенциала индивида, а также свободного развития;
  • обеспечении безопасности граждан, создании дли них здоровой среды.

Социальная ответственность бизнеса заключается в обеспечении работодателем надлежащих условий труда наемных работников и его оплаты, а также во внесении существенного вклада в повышение общественного благосостояния.

Профсоюзы несут социальную ответственность, обусловленную задачами, которые они должны решать, являясь защитниками экономических интересов и социально-трудовых прав работников. Правовой статус профсоюзов регламентирован Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», который также устанавливает правовые основы организации профсоюзов, определяет круг их прав и гарантии деятельности, а также регулирует взаимодействие профессиональных союзов с органами публичной власти, работодателями и их ассоциациями, иными общественными организациями, юридическими лицами и гражданами.

В России и зарубежной практике социальное партнерство рассматривается в качестве системы взаимодействия в области социально-трудовых отношений и общественной сфере.

В области социально-трудового взаимодействия социальное партнерство рассматривается в качестве системы взаимоотношений между работодателями, работниками, органами публичной власти, направленная на координирование интересов относительно вопросов регулирования трудового взаимодействия.

В области общественных отношений социальное партнерство рассматривается в качестве системы взаимодействия негосударственных структур, некоммерческих организаций с ассоциациями предпринимателей, органами публичной власти, направленной на согласование и защиту интересов различных профессиональных и социальных групп, бизнеса и органов власти на базисе договоров по существующим проблемам социально-экономического, политического и духовного развития.

Социальное партнерство

Под социальным партнерством подразумевается система общественных институтов, формирующих механизмы согласования интересов всех участников взаимоотношений, как в производственном процессе, так и в других видах сотрудничества.

Основные его участники – работники и работодатели. Партнерство осуществляется на принципах равного сотрудничества. Социальное партнерство – это важнейший элемент социальной направленности в современной рыночной экономике.

Понятие и уровни социального партнерства

В социальном партнерстве интересы работников представляют профсоюзные организации, интересы работодателей, соответственно – союзы предпринимателей. При трипартистской системе третьей стороной выступает непосредственно государство, которое гарантирует выполнение всех достигнутых соглашений. Интересы всех сторон согласовываются путем переговоров, в процессе которых стороны договариваются обо всех вопросах партнерства (условия труда, его оплата, социальные гарантии).

Социальное партнерство – понятие, закрепленное в Трудовом кодексе, и являющееся новым методом современного регулирования трудовых отношений.

Согласно Трудовому кодексу социальным партнерством называется система определенных взаимоотношений, которые осуществляют работники и работодатели, а также органы государственной власти. Направлена эта система на обеспечение согласованности все вопросов урегулирования всех взаимоотношений в обществе, связанных с трудом.

Сторонами данного партнерства являются сотрудники и работодатель либо их законные представители. Государственная власть через регулирующие органы также может выступать в роли одной из сторон партнерства, в том случае, если сама является работодателем. Социальное партнерство происходит в следующих формах:

  • Взаимные консультаций или переговоры по вопросам трудовых отношений;
  • Обеспечение гарантий для сторон трудовых отношений;
  • Совершенствование трудового законодательства;
  • Осуществление коллективных переговоров в целях заключения коллективных договоров и соглашений;
  • Участие работников либо их представителей в управлении организацией;
  • Участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых конфликтов и споров.

Социальное партнерство происходит на шести уровнях, куда входят:

  • Федеральный уровень, где устанавливаются основы для регулирования отношений в сфере труда на территории всей страны;
  • Региональный уровень. Здесь устанавливаются нормы регулирования отношений в данном субъекте рф;
  • Отраслевой уровень – в рамках той или иной отрасли;
  • Территориальный уровень – регулирование на муниципальном уровне;
  • Локальный уровень – устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Основные принципы социального партнерства

Органами социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Они следят за соблюдение добровольности в принятии обязательств. Эти обязательства, которые стороны принимают на себя, должны быть реально выполнимы. Выполнение условий коллективных договоров и соглашений обязательно, и должно подвергаться систематическому контролю.

Некоторые принципы, на которых осуществляется социальное партнерство, закреплены законодательством. Это соблюдение всеми сторонами партнерства существующих норм и законодательных актов, а также полномочность для представителей любой из сторон. К тому же, без уважения к участникам процесса, и без учета интересов всех сторон, в течение переговоров невозможно обеспечить равноправие. Равноправие является обязательным условием при подписании коллективных договоров и соглашений, и в процессе контроля над их выполнением. Запрещается любое вмешательство, ограничивающее права сторон, особенно сотрудников, что обеспечивает свободу выбора и обсуждения вопросов. Все стороны должны быть заинтересованы в участии в договорных отношениях.

Какое определение соответствует понятию социальное партнерство

ТК РФ Статья 23. Понятие социального партнерства в сфере труда

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

1.Социальное партнерство (понятие, принципы)

Социальное партнерство в сфере труда – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Отношения социального партнерства:

а) двусторонние – между представителями работников и работодателей); б) трехсторонние – с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Система социального партнерства – совокупность мер организационного, правового, экономического характера, которые должны функционировать на всех уровнях экономики, от общефедерального уровня до уровня отдельно взятой организации в области социально-трудовых отношений, разрешения социально-трудовых конфликтов. Система социального партнерства включает федеральный, региональный, отраслевой, территориальный уровень и уровень организации.

Основные принципы социального партнерства:

уважение и учет интересов сторон;

заинтересованность сторон в участии вдоговорных отношениях;

содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

полномочность представителей сторон;

свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

2.Стороны социального партнерства. Уровни и формы социального партнерства

В соответствии со ст. 25 ТК РФ сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Законодатель подчеркивает особую роль органов государственной власти и органов местного самоуправления в системе социального партнерства. Они участвуют в создании и работе постоянно действующих органов социального партнерства, подготовке проектов и заключении соглашений различного уровня, однако не принимают на себя никаких обязательств. Их участие в системе социального партнерства объясняется необходимостью учитывать интересы общества в целом, координировать развитие коллективно-договорного регулирования трудовых отношении на различных уровнях, согласовывать государственное и договорное регулирование.

Кроме того, они осуществляют своеобразное посредничество, помогают сторонам достичь соглашения и заключить взаимоприемлемые и сбалансированные договорные акты. Поэтому они не признаются сторонами социального партнерства. Единственным исключением из этого правила являются случаи, когда соответствующие органы сами выступают в качестве работодателей (для работников, занятых в них) или представляют работодателей в соответствии со ст. 34 ТК РФ.

Постановлением Правительства РФ от 10.08.2005 N 500 «О наделении федеральных органов исполнительной власти правом представления работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне» федеральные органы исполнительной власти наделены правом представлять работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне. Установлено, что федеральные органы исполнительной власти имеют право представлять работодателей, подведомственных указанным органам, при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне (п. 1).

В сложном комплексе взаимоотношений по социальному партнерству существуют индивидуальные и коллективные отношения, которые возникают между разными субъектами. Поэтому следует различать стороны трудового отношения, которыми являются работник и работодатель, и стороны социального партнерства — работодатель (работодатели) и работники в лице их представителей, уполномоченных в установленном порядке.

Как было указано, норма ч. 1 ст. 25 ТК РФ различает стороны социального партнерства и их представителей.

Стороны социального партнерства — работники и работодатели — могут вступать в соответствующие взаимоотношения лишь через своих представителей, круг которых и их правовой статус определены в гл. 4 (ст. ст. 29 — 34 ТК РФ).

Работник и работодатель

Понятие сторон социального партнерства имеется во многих законах субъектов Российской Федерации о социальном партнерстве. Данное понятие определяется через такие центральные понятия, как «работник» и «работодатель».

При этом, как правило, понятие «работодатель» в большинстве случаев с различными вариантами формулировок воспроизводится из ТК РФ (ст. 20).

Уровни социального партнерства:

федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в РФ;

межрегиональный уровень (в двух и более субъектах РФ);

региональный уровень в субъекте РФ;

территориальный уровень (в муниципальном образовании);

уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем (локальный).

Формы социального партнерства:

коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

участие работников, их представителей в управлении организацией;

участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Органами социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Они создаются для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров, соглашений. На федеральном уровне действует Российская трехсторонняя комиссия (согласно Федеральному закону от 1 мая 1999 г. «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»), состоящая из общероссийских объединений профсоюзов, объединений работодателей и Правительства РФ. На региональном и территориальном уровне создаются комиссии, действующие на основании закона субъекта РФ, положений органов местного самоуправления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *