Какая категория прав нужна водителю вилочного погрузчика
Нередко возникает вопрос — нужны ли права на погрузчик? Согласно действующему законодательству работа на самоходной технике, имеющей двигатель (ДВС) объемом более 50 куб. см или электродвигатель свыше 4 кВт возможна только при наличии у водителя специальных прав на управление ТС. Права на вилочный погрузчик при соответствующем уровне квалификации открывают отличные перспективы для профессионального роста. Квалифицированные машинисты автопогрузчика без труда находят высокооплачиваемую работу в производственной и строительной сфере.
Категории прав на автопогрузчик
Вилочный погрузчик представляет собой транспортное средство, содержащее переднюю платформу с механическим приводом. В действие техника приводится двигателем или электрическим аккумулятором, управление осуществляется рулем или джойстиком. Для перемещения груза происходит поднимание и опускание платформы. Машина дополняется навесным оборудованием — телескопическими вилами, листовыми приспособлениями, захватами для бочек, весами и пр. Возможность управления агрегатами подтверждается удостоверением тракториста-машиниста или временными правами на вождение спецтехники (код профессии 11453).
Согласно ПП РФ №351 от 06.05. 2011 при выдаче удостоверения также учитывается мощность и тип машины, на которой предполагается работать:
-
,
- бобкэт, , ,
- кара,
- штабелер,
- электроштабелер,
- ричтрак, .
Категория прав необходимая водителю вилочного погрузчика зависит от вида дорожно-строительной техники. Типы категорий водительских удостоверений отличаются наличием соответствующих навыков и уровня квалификации. Для управления автопогрузчиком потребуется открытие новой категории B, C или D.
Типы категорий прав на погрузчик:
- A (III) — внедорожные ТС мощностью 4-25,7 кВт, весом более 3,5 тонн, могут потребоваться права на кара;
- B- гусеничные и колесные машины мощностью до 25,7 кВт;
- С — гусеничная и колесная техника 25,7-110,3 кВт;
- D — колесные транспортные средства мощностью свыше 110,3 кВт;
- E — гусеничные погрузчики от 25,7 кВт;
По окончании обучения выдается удостоверение водителя погрузчика, в котором указывается не только категория, но и разряд на управление ТС.
Разряды на вилочные погрузчики
Выдача разрядов производится согласно ЕТКС (Единому тарифно-квалификационному справочнику). Данный справочник позволяет определить уровень запланированных работ и присвоить разряд с учетом сложности управления и обслуживания транспортного средства. ЕТКС также применяется при разработке программ по обучению и переквалификации. Водители погрузчиков могут иметь следующую квалификацию:
- 2 разряд — для управления погрузочной техникой и всеми другими грузозахватными механизмами и приспособлениями, применяемыми при перемещении, штабелировании грузов;
- 3 разряд — для работы на аккумуляторных погрузчиках и другой грузозахватывающей техники, загрузки, укладки и штабелирования грузов;
- 4 разряд — управление тракторными погрузчиками мощностью менее 73,5 кВ (до 100 л.с.), другими механизмами и приспособлениями, применяемыми при погрузке-выгрузке, штабелировании, перемещении, укладке грузов в отвал;
- 5 разряд — для эксплуатации тракторных погрузчиков мощностью 73,5-147 кВт (свыше 100 л.с. и до 200 л.с.) и работе с погрузчиками до 73,5 кВт (до 100 л.с.) при использовании их в качестве экскаватора, скрепера и других машин; при управлении автопогрузчиками грузоподъемностью 3-5 тонн;
- 6 разряд — для работы на тракторных погрузчиках мощностью более 147 кВт (свыше 200 л.с.) до 200 кВт (250 л.с.) с применением их в качестве экскаватора, бульдозера и других машин, для управления автопогрузчиками весом более 5 тонн;
- 7 разряд — для эксплуатации тракторных погрузчиков мощностью более 200 кВт (свыше 250 л.с.) со сложной системой управления электронного типа, оборудованные фронтальной/телескопической стрелой, предназначенной для работы с контейнерами.
Инструкция по получению прав для погрузчика
В последнее время упростилась процедура получения прав нового образца. Оформить документ можно, не переставая совершенствовать навыки управления ТС. Ранее реальный опыт водителя в учет не брался.
Для получения удостоверения водителя погрузчика требуется:
- выбрать учебный центр, сертифицированный на оказание образовательных услуг (автошколу);
- пройти обучение по нужной категории (длительность курса приблизительно 45 дней);
- изучить правила дорожного движения;
- сдать теоретический экзамен;
- сдать практический экзамен на полигоне и затем в реальных условиях.
После того как подтверждены навыки, необходимо подать заявление с пакетом документов для получения разрешения Гостехнадзора на выдачу прав на управление погрузчиком.
Требования
Для управления погрузчиком водитель обязан знать технику безопасности вождения, противопожарные нормы и правила, обладать практическими навыками и понимать отличие работы на открытой площадке и в закрытом пространстве. Кроме этого водитель должен уметь оценивать вес и габариты груза при управлении машинами разных модификаций.
Перед началом обучения для получения соответствующего допуска обязательно проводится осмотр наркологом, офтальмологом, терапевтом, отоларингологом, психиатром.
Документы
При выборе обучающего центра необходимо убедиться в том, что он располагает государственной лицензией. Далеко не все заведения могут проводить занятия и выдавать временные свидетельства. Постоянное удостоверение оператора вилочного погрузчика выдается Гостехнадзором, контролирующим использование самоходных машин.
После окончания обучения для обмена временных прав на постоянные необходимо предоставить следующие документы:
- паспорт гражданина РФ;
- временное свидетельство на управление техникой;
- копию бланка о сдаче экзамена;
- фото (3х4 см);
- квитанцию об уплате госпошлины;
- справку о состоянии здоровья.
Оформив документы и успешно пройдя итоговый тест, в течение 7-10 дней водитель получает удостоверение нового образца и может приступать к работе.
Обучение
Граждане, желающие получить водительские права на вилочный погрузчик, обязаны пройти соответствующие учебные курсы. Обучение состоит из следующих частей:
- практической,
- теоретической.
Продолжительность курсов — 6 недель. Теоретический экзамен проводится в текстовой форме. Для сдачи практической части водитель должен продемонстрировать навыки и умение управлять ТС — сначала на полигоне, после чего в условиях настоящей работы. Если 3 попытки сдать экзамен оказались неудачными, придется проходить переподготовку. После сдачи экзамена выдаются временные правы, действие которых составляет 8 недель. В течение этого времени водитель должен пройти стажировку. Далее выдаются документы для управления погрузчиком на срок до 10 лет.
Ранее подтверждение квалификации проходило в виде экзамена и было обязательно для всех водителей. Сейчас процедура получения прав не требует проверки Гостехнадзором напрямую и проводится довольно быстро.
Для получения прав на фронтальный погрузчик необходимо обучаться на протяжении 1,5 месяцев. Предполагается освоение теоретической и практической части, сдача экзаменов ПДД, получение временного свидетельства и оформление постоянных прав с открытой категорией.
Чтобы получить права на погрузчик склада дизельного типа потребуется пройти 3-месячное обучение. Для водителей дизельной техники предусмотрена обязательная ежегодная переаттестация, подтверждающая необходимый уровень квалификации.
Обучение управлению вилочными электропогрузчиками займет 2 месяца. После успешной сдачи экзамена выдаются водительские права на автопогрузчик с открытыми категориями B, C. В документе указываются виды автопогрузчиков, отличающихся функциональными особенностями и устройством.
Стоимость получения прав
Стоимость курсов зависит от необходимой категории и, соответственно, длительности обучения. Общее время занятий может составлять 160-320 академических часов. Цена рассчитывается с учетом внутренних особенностей автошколы, специфики региона, в котором она расположена, количества претендентов, уровня преподавания и многого другого. В среднем стоимость курсов для получения прав на погрузчик в России составляет 7000-11000 руб. Прибавьте к этому оплату госпошлины.
Какая категория прав нужна на экскаватор или погрузчик
Существуют специальные категории прав для спецтехники на гусеничном и колесном ходу. Водитель, имеющий удостоверение со специальной категорией B, C, D, E или F, может управлять такой техникой и рассчитывать на трудоустройство во многих строительных, коммунальных или сельскохозяйственных компаниях. Фирмы же, в свою очередь, могут обучать персонал для достижения высокой мобильности и взаимозаменяемости многих специалистов. В определенных сферах бизнеса это просто необходимо.
Удостоверение машиниста-тракториста нужной категории
Для эксплуатации спецтехники понадобится не просто получить специальные права машиниста-тракториста, но и узнать, какая категория нужна на экскаватор. Вы сможете обучиться в специальной школе и получить удостоверение только после сдачи экзамена. Если вы не знаете, какие права нужны на экскаватор конкретной модели, стоит учесть ряд особенностей каждой существующей категории специальных удостоверений:
- B – открывает возможности эксплуатации малой гусеничной или колесной техники до 25.7 кВт мощности;
- C – служит для специализированных машин колесного типа с мощностью до 110.3 кВт;
- D – необходима для управления колесной спецтехникой с потенциалом двигателей свыше 110.3 кВт;
- E – открывается для гусеничной техники, двигатели которой мощнее 25.7 кВт;
- F – используется для управления некоторыми видами сельхозтехники особого назначения.
Выбрать необходимый тип водительского удостоверения вы можете достаточно просто – сопоставьте мощность аппарата, которым необходимо управлять, с требованиями конкретного типа удостоверения. Вы получите необходимые допуски только при наличии определенного возрастного ценза. Для учебы на большинство специальных удостоверений необходимо быть совершеннолетним.
Как получить права на экскаватор-погрузчик?
Для работы на высокооплачиваемой должности в строительстве или коммунальной сфере необходимо обладать определенными преимуществами среди других претендентов на работу. Многие компании с удовольствием возьмут в штат человека, имеющего допуски на управление спецтехникой.
Чтобы получить такие документы, претенденту потребуется пройти такие стадии:
- выучить теоретическую часть правил и особенностей агрегатов в автошколе, предлагающей специальные услуги;
- провести ряд практических занятий под присмотром опытного экскаваторщика и получением отзыва о практике;
- сдать необходимые экзамены для получения доступа к самостоятельному управлению необходимой спецтехникой;
- при необходимости повышения категории снова подать документы на сдачу экзамена по другой специальности.
Каждая модель спецтехники может выставлять свои требования к правам и разрешениям. Поэтому перед обучением следует уточнить, какие именно задачи вы будете выполнять. Можно получить наиболее общие категории, которые помогут управлять фактически любой спецтехникой с мощными силовыми агрегатами и с любой спецификой, но это потребует длительного обучения и немалых финансовых затрат.
Спецтехника для компаний – поставки от производителя
Если вы хотите обзавестись не только профессиональным персоналом для администрирования техники в вашей компании, но и отличными функциональными агрегатами, обращайтесь в компанию «Лида-Регион». Мы предлагаем белорусские экскаваторы для выполнения различных работ, а также ряд навесных устройств и дополнений к техническому арсеналу. Вы можете оставить заказ, позвонив по телефону +7 (495) 626-59-51.
Категории самоходных машин и удостоверения, необходимые для управления ими
Как преподавателю учебного центра мне приходится регулярно сталкиваться с фактами, когда учащиеся, да что там учащиеся – руководители предприятий, направляющие специалистов на обучение вождению той или иной техники, не представляют себе, какие удостоверения им для этого требуются. Между тем этот вопрос обеспечения безопасности труда на предприятии крайне важен как для рабочих, так и для самих руководителей. Ведь в случае каких-либо инцидентов на складе проводится расследование, и управление самоходной машиной одной категории водителем, имеющим удостоверение тракториста-машиниста другой, квалифицируется как управление без прав.
К ответственности, а в зависимости от последствий она может быть вплоть до уголовной, в таких случаях привлекаются как непосредственные исполнители, так и руководители (должностные лица), допустившие управление техникой не имеющим на это права персоналом. Между тем разобраться в категориях самоходных машин и удостоверениях, необходимых для управления ими, достаточно просто. Нам поможет в этом Постановление № 796 от 12.07.1999 г. Правительства РФ «Об утверждении Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)», где типы машин и необходимые удостоверения разложены по полочкам.
Итак, документ, разрешающий управление самоходной машиной и выдаваемый на руки водителю, называется удостоверением тракториста-машиниста. В нем присутствуют записи о следующих категориях техники.
Категория A – автомототранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования либо имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее. В нее входят:
• I – внедорожные мототранспортные средства (под эту категорию попадают квадроциклы и снегоходы);
• II – внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3,5 тыс. кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми (в нее входят так называемые болотоходы – четырехколесные машинки с двумя местами типа side-by-side и, как правило, с кузовом);
• III – внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тыс. кг (за исключением относящихся к категории A IV). Примером машин этой категории может послужить карьерный самосвал или вездеход типа «Урал – Полярник»;
• IV – внедорожные автотранспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие помимо сиденья водителя более восьми сидячих мест (в частности, перронный автобус, который применяется в аэропортах).
Категория B – гусеничные и колесные машины с двигателем мощностью до 25,7 кВт, неважно какого типа – хоть дизельным, хоть бензиновым или электрическим. Под нее попадают как мини-тракторы и мини-экскаваторы, так и большинство электропогрузчиков. Наиболее распространенные особые отметки – «машинист экскаватора», «тракторист», «водитель электропогрузчика».
Категория C – колесные машины с двигателем мощностью от 25,7 до 110,3 кВт. Это пожалуй, самая популярная категория: к ней относятся как большинство вилочных дизельных погрузчиков, так и фронтальные ковшовые погрузчики, начиная от их мини-варианта – «бобкэта» – до некоторых моделей «Амкодор». Наиболее распространенные особые отметки – «водитель погрузчика», «машинист экскаватора», «тракторист». Особые отметки могут быть такими же, как и в категории С.
Категория D – колесные машины с двигателем мощностью свыше 110,3 кВт. Мощные фронтальные погрузчики таких марок, как Dresta, Volvo, Caterpillar и др., предназначенные для перегрузки крупнотоннажных морских контейнеров, – вот представители этой категории. Особые отметки могут быть такими же, как и в категории С.
Категория E – гусеничные машины с двигателем мощностью свыше 25,7 кВт. Наиболее распространены такие особые отметки, как «машинист экскаватора» и «тракторист».
Категория F – самоходные сельскохозяйственные машины.
Пункты постановления определяют, какие записи и отметки допускается делать в удостоверении:
5. В целях обеспечения контроля за соответствием выполняемых работ присвоенной квалификации в графе для особых отметок удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) делается ограничительная или разрешительная запись о наличии квалификации (квалификациях).
6. При наличии в удостоверении тракториста-машиниста (тракториста) разрешающей отметки (отметок) в графах «B», «C», «D» и «E» не требуется внесения дополнительных записей для выполнения работ, соответствующих квалификации тракториста.
Что же такое особые отметки? Дело в том, что все трактористы-машинисты, как и любые рабочие, обучаются в учебных заведениях по определенным программам. Есть программы обучения на трактористов, есть – на машинистов экскаватора, есть – на водителей погрузчика. Существуют и другие, но эти – самые распространенные. Считается, что во время обучения учащиеся получают знания и навыки, необходимые для безопасной эксплуатации именно погрузчика, трактора или экскаватора. То есть водителю погрузчика или штабелера мало иметь права соответствующей категории: чтобы допустить его до работы, нужна и соответствующая особая отметка в удостоверении. Но отсутствие особых отметок – вовсе не сигнал о том, что «права» куплены на ближайшем рынке. В пункте «6» Правил сказано, в каком случае ее может и не быть – если у водителя открыты категории B, C, D и E.
Есть ли возможность не учиться 2,5 месяца (а именно такая продолжительность обучения на тракториста-машиниста)? Да, есть. Если у вас есть погрузчики с мощностью двигателя до 4 кВт, «гостехнадзоровские» права для их вождения не нужны. Достаточно иметь удостоверение водителя электропогрузчика либо штабелера мощностью до 4 кВт. Обучение на эту специальность занимает меньше времени и стоит дешевле. Но у такого удостоверения имеется один недостаток: если владельцы обычных прав тракториста-машиниста просто меняют их раз в 10 лет, то для водителей погрузчиков мощностью до 4 кВт предусмотрена ежегодная переаттестация. Ее можно пройти как в учебном центре, так и в комиссии предприятия.
Надо ли иметь отдельное удостоверение на право управления погрузчиком мощностью до 4 кВт, если у водителя уже есть права категории В с особой отметкой «водитель электропогрузчика»? Нет, не надо. Ведь в удостоверении такого водителя написано: «колесные и гусеничные машины с мощностью двигателя до 25,7 кВт». Никакого упоминания о технике «от 4 кВт» там нет. Как определить мощность электропогрузчика, ведь у него есть электродвигатель механизма передвижения, и зачастую не один, электродвигатель гидросистемы, который может быть даже мощнее электродвигателей хода, и отдельный двигатель электроусилителя руля? По мощности двигателя или суммарной мощности двигателей передвижения машины.
Еще один момент, на который следует обращать внимание, – это разряд водителя. У него помимо прав, выдаваемых Гостехнадзором, должно быть еще свидетельство об окончании курсов. В нем и написано, какой разряд ему присвоен. Водители погрузчиков категории В имеют третий, водители категории С – четвертый разряд. На категории А, В и С можно выучиться первоначально, остальные категории можно открыть после повышения квалификации. Отсутствие свидетельства об окончании курсов – повод проверить удостоверение тракториста-машиниста на подлинность. В любом случае такому работнику придется его восстанавливать, так как удостоверения тракториста-машиниста без него не меняют, и чем скорее инспектор отдела кадров обнаружит такой непорядок, тем лучше для самого работника. Учебные комбинаты могут ликвидироваться, присоединяться к другим организациям. Архив в таком случае должен сохраняться, но поиски нужного документа могут занять немало времени.
Итак, мы определились с необходимыми (но не достаточными) для работы на погрузчике или штабелере документами. Подведем итоги.
Для тех, кто управляет техникой мощностью до 4 кВт, достаточно удостоверения, выданного учебным центром. Переаттестация – один раз в год.
Если работник управляет электрическим погрузчиком мощностью свыше 4 кВт, но не более 25,7 кВт, то ему необходимо иметь при себе удостоверение тракториста-машиниста с открытой категорией В и особой отметкой «водитель электропогрузчика». В свидетельстве об окончании учебных курсов необходима запись о присвоении 3 разряда.
Кандидат в водители дизельного погрузчика должен иметь удостоверение тракториста-машиниста категории С, 4 разряд и особую отметку «водитель погрузчика». Но только в том случае, если погрузчик не мощнее 110, 3 кВт, а говоря по-русски – не более 150 «лошадей».
Еще один момент: у всех работников склада, управляющих погрузчиками, электротележками и штабелерами (ричтраками) должны быть действующие медицинские справки. У имеющих удостоверение тракториста-машиниста они должны быть такие, как у водителей автомобилей, с отметкой об отсутствии противопоказаний к управлению самоходными машинами. В них должно быть написано: «годен к управлению тракторами и другими самоходными сельскохозяйственными машинами». Следует разъяснять персоналу, что, проходя водительскую комиссию, работник может и должен сообщить комиссии об имеющейся у него категории «обычного» водительского удостоверения. Зачем 10 раз проходить комиссию, если отсутствие медицинских противопоказаний к управлению как автомобилями и мотоциклами, так и самоходными машинами может быть отражено в одной медсправке?
Для работников, управляющих техникой мощностью до 4 кВт, подойдут и обычные справки, выдаваемые в любой поликлинике. Наличие у использующего погрузчики, тележки и штабелеры персонала удостоверений на право управления ими и медицинских справок – необходимые, но далеко не достаточные условия безопасной работы. Поэтому продолжение следует.
Категория в правах на погрузчик
Для работы на любом из типов погрузчиков, включая складские электрические штабелеры и ричтраки, требуются права водителя погрузчика. Эти машины могут отличаться одна от другой по множеству параметров: категория в правах на погрузчик, которая зависит от мощности двигателя, тип двигателя (электрический, бензиновый, дизельный, газовый), ходовая часть (колеса или гусеницы), вид оборудования (вилочные, фронтальные, погрузчики-экскаваторы и т. д.). Но основным параметром является все-таки мощность двигателя, от которой и зависит категория машины.
Категория в правах на погрузчик и мощность
Погрузчики могут относиться к четырем из шести существующих основных категорий самоходных средств:
— В: колесная и гусеничная самоходная техника с двигателем мощностью до 37,4 л. с. (27,5 кВт);
— С: колесная самоходная техника с двигателем мощностью от 37,4 до 150 л. с. (110,3 кВт);
— D: колесная самоходная техника с двигателем свыше 150 л. с.;
— Е: гусеничная самоходная техника с двигателем от 37,4 л. с. и выше.
Категория в правах на погрузчик ставится в соответствии с техникой, на которую обучен работник.
Обучение на водителя погрузчика отличается по продолжительности, содержанию учебных программ и стоимости прохождения курсов в зависимости от категории.
Категория в правах на погрузчик и ЕТКС
Еще одна немаловажная составляющая в профессии тракториста, в том числе, оператора погрузчика – разряд, который присваивается ему экзаменационной комиссией Гостухнадзора одновременно с выдачей удостоверения тракториста-машиниста. Как правило, в случае первичного обучения в правах водителя погрузчика ставится отметка о получении второго, третьего или четвертого рабочего разряда из шести существующих. Для подтверждения дальнейшего совершенствования мастерства с отметкой в правах требуется прохождение курсов переквалификации.
Разряд присваивается в строгом соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС).
Категория в правах на погрузчик и рабочий разряд
2-й разряд оператора погрузчика (первого с некоторых пор в природе не существует) допускает проведение ремонта погрузочно-разгрузочных приспособлений, а также управление погрузчиком под присмотром наставника. 3-й разряд дает «добро» на самостоятельное вождение электропогрузчика. 4-й позволяет управлять машинами мощностью до 100 л. с. (73,5 кВт) и присваивается владельцам категорий В, С, Е. 5-й — свыше 100 л. с. для категорий С, D, Е. И, наконец, шестой дается специалисту, работающему на погрузчике с функциями бульдозера или экскаватора, с двигателем мощностью более 200 л. с.
Все изменения по разрядам также фиксируются в удостоверении тракториста-машиниста, как и категория в правах на погрузчик.
Жол катокдун болгон укук бул жол техникасынын тиби жөнүндө белги коюу менен белгилүү категориядагы тракторист-машинисттин күбөлүгүн билдирет. Өзү жүрүүчү катокгдун сызыктуу катарына жылмакай каток жана пневматикалык дөңгөлөктүү машиналар кирет. Башка түрлөрү бар. [ninja_tables ] . Подробнее
Ҳуқуқи кати роҳ шаҳодатномаи тракторист-машинисти категорияи муайянро бо қайди намуди ин техникаи роҳ ифода мекунад. Силсилаи хаттии каткаҳои худгард мошинҳои дорои валҳои ҳамвор ва чархҳои пневматикиро дар бар мегирад. Намудҳои дигар низ мавҷуданд. Ҳуқуқҳои яхмолакбозӣ роҳ ва категория . Подробнее
Барои гирифтани ҳуқуқи экскаватор Дар Маскав, ба яке аз ташкилотҳои махсуси таълимӣ, ки аз ҷониби мақомоти Вазорати Илм ва Маориф иҷозатнома доранд (дар пойтахт Ин Департаменти маорифи шаҳр аст) барои фаъолияти омӯзгорӣ муроҷиат кардан лозим аст. Чунин сохторҳои омӯзишӣ зиеданд, бинобар ин ба инт. Подробнее