Форсаж на Патриках: Как укротить дрифтеров в Москве
Лихач с Аминьевского шоссе по решению Дорогомиловского суда просидел за решеткой 15 суток за хулиганство. Правда, его не лишили прав, а значит, можно ждать новых «танцев» на дороге. Как рассказал «РГ» руководитель движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, и на видео с Патриарших прудов видны нарушения ПДД: отсутствие номеров, проезд на красный, выезд на полосу встречного движения и на тротуар. «Нужно только желание, чтобы выявить такого дрифтера, — считает Шкуматов. — А список его нарушений потянет на наказание в виде лишения прав».
Бороться с дрифтерами, считает он, нужно не показательными порками. По его словам, надо идти тем же путем, каким пошли любители боев без правил. Сейчас это официальный вид спорта — ММА, со своей федерацией, сеткой боев, зрелищными состязаниями и чемпионами. Но начинался-то он с нелегальных драк в подвалах. По словам Шкуматова, на всю страну дрифтеров и стритрейсеров не более 50 тысяч человек, все они состоятельные люди. Ведь один заезд минимум стирает покрышки, а максимум — требует последующего ремонта автомобиля. Он посоветовал любителям экстрима самим объединиться, создать официальный клуб и устраивать официальные гонки, выбирая сильнейших, собирая тысячи зрителей.
Житель Пресненского района и руководитель адвокатского бюро Анатолий Юшин уверен, что дрифт в жилых кварталах на узких улицах города — это реальная угроза для населения. «Патриаршие пруды привлекают всех обилием клубов и ресторанов на крошечной территории, это место пафосное, за пафосом сюда и приезжают люди, — рассуждает Юшин. — На Малой Бронной улице удалось ввести локальное ограничение скорости и закрыть доступ для сторонних авто в вечерние часы выходных. Но это полумера, гонять приезжают на соседние улицы. А закрыть все — нереально. Думаю, стоит проработать вопрос и ввести дополнительные штрафы для дрифтеров. И поскольку это субкультура, попробовать найти в городе место под автодромы».
По словам председателя комиссии Мосгордумы по законодательству, регламенту, правилам и процедурам Александра Семенникова, стоит просто следовать букве существующего закона. «В Правилах дорожного движения прописаны запрет на движение транспортных средств по тротуарам и пешеходным дорожкам, выезд на полосу встречного движения и прочее, — говорит он. — Нарушителей ждет административное наказание. Выявив подобные случаи, гражданам следует обращаться в органы ГИБДД».
Как законно пресечь гонки на федеральной дороге
Статья 30. Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 30
1. Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться:
1) при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог;
2) в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
2.1) в период повышенной интенсивности движения транспортных средств накануне нерабочих праздничных и выходных дней, в нерабочие праздничные и выходные дни, а также в часы максимальной загрузки автомобильных дорог;
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 21.04.2011 N 69-ФЗ)
2.2) в целях обеспечения эффективности организации дорожного движения в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
(п. 2.2 введен Федеральным законом от 29.12.2017 N 443-ФЗ)
3) в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, а в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения в границах населенных пунктов, в том числе в целях повышения их пропускной способности, законами субъектов Российской Федерации.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 21.04.2011 N 69-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 21.04.2011 N 69-ФЗ)
3. В случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов.
4. В случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничения или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом.
Наказание для стритрейсеров: как прекратить "уличные гонки" по закону
Sobesednik.ru выяснил у экспертов, как сломать моду на безнаказанные безумные гонки по улицам городов на дорогих машинах.
Недавно на Ростовской набережной Москвы произошла авария: сверхдорогой автомобиль Maserati врезался в столб. После столкновения машина загорелась, молодой водитель, находившийся внутри, не смог выбраться и погиб. СМИ сообщали, что автомобиль мог набрать большую скорость, проехав камеру видеофиксации.
Жители крупных городов уже привыкли к «гонкам» на улицах на дорогих машинах. В большинстве таких случаев жертвами оказываются обычные прохожие. Например, 16 августа 2012 года автомобиль Mercedes Gelandewagen влетел на огороженный участок Кутузовского проспекта и сбил насмерть двух дорожных работников. В машине находился иеромонах Илия (Павел Семин). С места аварии он скрылся, однако позже сам пришел в полицию. Илию посадили тогда на 3 года, хотя потерпевшая сторона настаивала на 7 годах тюрьмы.
Стала известна и погоня сотрудников ДПС за группой молодых людей на внедорожнике той же марки. Заезд проходил по московским улицам, в ходе него стритрейсеры нарушили правила дорожного движения около 20 раз. Общественный резонанс вызвало циничное отношение молодых людей к ситуации: было очевидно, что гонка спровоцирована ими специально, а один из пассажиров автомобиля вел видеотрансляцию погони через мобильное приложение Periscope. Позже стало известно, что в кроссовере находились три человека, среди них — сын топ-менеджера компании «Лукойл» и молодая жительница столицы Мара Багдасарян, которая за 2015 год получила 150 штрафов за нарушение ПДД общей суммой свыше 1 млн рублей. Молодых людей задержали, обязали выплатить штраф, а заодно дали нарушителям в качестве наказания от 10 до 15 суток ареста.
Порой ареной для гонок становятся уже не улицы и тротуары, а другие, более экзотичные места. 21 декабря в здание казанского аэропорта въехал на автомобиле бывший сотрудник полиции. Его удалось остановить уже после того как он проехал здание насквозь и протаранил несколько дверей. Видеозапись «дрифта в аэропорту» в Сети посмотрело более миллиона человек, на самого водителя завели два уголовных дела и посадили под арест на 15 суток.
Ночью 10 апреля бывший мэр Архангельска Александр Донской устроил заезд на красной Ferrari по торговому центру «Весна» в Москве. Сам Донской объяснил, что считает свой поступок перформансом и планирует теперь полет на огромном квадрокоптере перед зрителями. Подобные заявления свидетельствуют о том, что гонки скорее становятся модой, а не воспринимаются как нарушение закона, чреватое трагическими случаями.
Экзамен для идиотов
По словам адвоката Оксаны Михалкиной, уличные гонщики действительно стараются подобными выходками привлечь к себе внимание и набирают популярность, выкладывая видео. Для того, чтобы сделать подобные акции непопулярными, стоит задуматься о новых запретах и тестах, говорит юрист:
— Возможно, нужно вводить норму о лишении водительских прав пожизненно. Это может остудить многие горячие головы. Кроме того, стоит обратить внимание на немецкий Idiotentest (экзамен для идиотов), когда проверяется предрасположенность водителей к правонарушениям. Также необходимо, чтобы имеющиеся правовые механизмы реализовывались. Зачастую стритрейсеры — дети обеспеченных родителей, они думают, что могут коррумпировать сотрудников правоохранительных органов и уходить от ответственности за свои правонарушения.
Стоит ли ужесточать наказания?
Возможно, германский опыт действительно стоит изучить. Так, когда в ночь на 1 февраля 2016 года в Берлине «уличные гонщики» неслись мимо светофоров на огромной скорости и врезалась во внедорожник, водитель которого в результате аварии скончался, суд Берлина тогда квалифицировал это преступление по статье «убийство». Возможно, стоит вводить именно такие меры?
Сейчас в России действует статья 264 УК — «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека». По ней нарушитель наказывается (в зависимости от конкретных обстоятельств) принудительными работами или лишением свободы на срок до девяти лет — разброс наказаний очень сильный.
По словам Оксаны Михалкиной, нужно различать наезд, повлекший смерть по неосторожности, и предумышленное убийство, в котором были предъявлены обвинения в Германии:
— Сложно представить человека, умышленно давящего кого-то на автомобиле. Если вводить в России такую статью, может появиться очень большая путаница в квалификации преступлений, а это приведет к необоснованным злоупотреблениям. Можно применять и работающее законодательство: например, иеромонаха Илию осудили именно по 264-й статье. Однако изменения в законодательстве не изменят практику применения законов и не уменьшат количества случаев, когда из-за связей богатых родителей их дети-нарушители будут оказываться на свободе, — сетует юрист.
По мнению адвоката Всеволода Свободы, стоит вводить ответственность не только за конкретные правонарушения, но и за само участие в уличных гонках. Известно, что недавно в Госдуму был внесен подобный законопроект, но пока в России ничего подобного нет.
Свобода считает, что стоит начать действовать по двум направлениям: к организаторам уличных гонок нужно применять жесткие санкции, а к обычным участникам — применять штрафы, но после неоднократного нарушения ими закона вводить уже уголовную ответственность. Адвокат приводит пример системы, когда выгодно быть законопослушным:
— Во многих странах люди не идут даже на самые незначительные правонарушения. Там подобные моменты накапливаются и со временем могут превратиться в реальный тюремный срок.
Законный стритрейсинг. Можно ли легализовать уличные гонки?
Как сообщил член комитета Государственной думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Дмитрий Свищев, стритрейсинг можно легализовать и поставить в законные рамки. Чтобы дисциплинировать гонщиков, необходимо оборудовать специальные места для гонок, где нет жилых домов и людей, которым мешает громкий звук по ночам. Это могут быть места для гонок на набережной Воробьевых гор, на Ходынском поле, то есть на месте бывшего аэродрома, в Мневниках и в других местах.
Как боролись со стритрейсингом
Страсти вокруг стритрейсинга развиваются давно. Сначала на них пытались закрывать глаза, затем договориться, но после серии крупных аварий началось давление на клубы, и гонщиков-любителей стали вытеснять в безлюдные места. Памятен случай, когда после проезда одного из уличных гонщиков со скоростью в 360 км/ч по Киевскому шоссе депутаты Государственной думы решили закрутить гайки и перекрыть кислород уличным гонкам. Первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков предложил внести в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) отдельную статью, которая должна была призвать к ответу стритрейсеров. Но предложение посчитали слишком радикальным.
Предлагалось также наказывать отдельно на 10 тысяч рублей за установку на автомобиль громкой прямоточной системы выпуска, мешающей спать по ночам жителям домов, под окнами которых и проводятся нелегальные гонки. Запретами победить уличные гонки не получилось. Заезды продолжают проводиться, хотя прежних масштабов уже нет.
Сейчас чаша весов качнулась в другую сторону. Как отметил Дмитрий Свищев в интервью агентству городских новостей «Москва», уличные гонки можно легализовать, но не на всех улицах, а только на выделенных площадках и при условии, если они подчиняются законам Российской Федерации и правилам автоспорта.
Как создать новую субкультуру вокруг автоспорта
Можно ли вывести стритрейсинг из тени и легализовать уличные гонки, рассказывает автогонщик команды G-Drive Racing, победитель Европейской серии Ле-Ман 2018 года и Азиатской серии Ле-Ман 2020 года, чемпион мира по автогонкам на выносливость в классе LMP2 2015 года и призер марафона «24 часа Ле-Мана» Роман Русинов.
«Уличные гонки имеют свою субкультуру и подчиняются особым негласным правилам. Стритрейсинг — это нелегальные уличные соревнования, это вызов обществу, который так манит некоторых молодых ребят, и я плохо представляю, как стритрейсинг может быть легальным. Если он легальный, то это уже другие гонки, и найдется масса молодых людей, которые вместо легального стритрейсинга захотят заниматься нелегальным. Так происходит даже сейчас.
В Москве есть места, где можно заниматься автоспортом. Это автодром Moscow Raceway, трасса в Печатниках и другие площадки. Есть даже отечественные гоночные автомобили стоимостью около миллиона рублей, которые позволяют заниматься автоспортом и добиваться неплохих результатов — это Shortcut, который построен командой DK Racing. На профессиональных трассах можно ездить с инструктором и повышать навыки в вождении. И было бы здорово, если бы на них обращалось больше внимания. Но стритрейсинг не перестает собирать поклонников на ночные уличные соревнования. И эту энергию молодежи необходимо направить в здравое русло.
У нас немало делается для популяризации автоспорта, но этого еще недостаточно. По телевидению не всегда показываются даже те гонки, в которых российские спортсмены становятся победителями крупных международных соревнований. Информационное освещение международных чемпионатов пока не такое широкое, как хотелось бы, из-за чего вокруг автоспорта в России не сформировалась особая субкультура, которую можно противопоставить субкультуре стритрейсинга. В итоге молодежь, жаждущая скорости, просто не знает, куда приложить свою энергию, и обращает внимание на то, что ярче и громче заявляет о себе. А это стритрейсинг.