Что является объектом системы управления охраной труда
ТК РФ Статья 217. Система управления охраной труда
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 311-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Система управления охраной труда — комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда.
Примерное положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Система управления охраной труда (СУОТ) – что это такое и как внедрить?
СУОТ – это система управления охраной труда в организации, обеспечивающая безопасность и охрану здоровья всех работников предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве.
Положение СУОТ на предприятии СКАЧАТЬ
Приказ 776 н “Примерное положение СУОТ” ЗДЕСЬ
Приказ 77 “Методические рекомендации СУОТ” ЗДЕСЬ
Инструкция для специалиста по охране труда:
I Разработка положения СУОТ
Положение “СУОТ” на предприятии разрабатывается на основе примерного положения Минтруда N 776 н от 29.10.2021 г., используя алгоритм (блок-схему), изложенную в методических рекомендациях Минтруда N 77 от 23.12.2019 г.
СУОТ может разработать работодатель самостоятельно, либо с привлечением сторонней организации.
II Внедрение СУОТ на предприятии
Каждая организация России, независимо от размера и формы собственности обязана внедрить у себя систему управления охраной труда (СУОТ) согласно статьи 214 Трудового Кодекса Российской Федерации.
Чтобы внедрить систему управления охраной труда на своем предприятии, необходимо предварительно оценить, как сейчас ведется охрана труда на предприятии, разработать политику в области охраны труда, подготовить план мероприятий реализации процедур по охране труда, для оценки эффективности и непрерывных улучшений.
1. Проведите предварительную оценку охраны труда
Специалист по охране труда проверяет как ведется на предприятии:
-
; (СОУТ – не путать с СУОТ) ;
- учет травматизма и профзаболеваний;
- прохождение всеми работниками инструктажей и обучения по охране труда; ; .
Все эти направления должны быть реализованы. Если есть пробелы, но и нужно наладить каждое направление в рамках внедрения системы управления охраной труда в организации.
2. Распределите обязанности по охране труда
Распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами – элемент обеспечение функционирования СУОТ.
Закрепите обязанности и полномочия каждого работника в рамках СУОТ документально в локальных актах и трудовых договорах. Если этого не сделать, вся ответственность ляжет исключительно на специалиста по охране труда.
Составьте список всех обязанностей по охране труда предприятия, и распределите обязанности по сферам деятельности.
Оформите приказом ответственных на каждом уровне управления. Кадровик отвечает за все виды обучение по охране труда, руководители структурных подразделений – за управление рисками на своих участках, аудиторы – за проверку СУОТ на предприятии, уполномоченные лица – за планирование мероприятий по улучшению СУОТ, работники – за выполнение требований ОТ и предложения по улучшению системы охраны труда.
Специалист по охране труда отвечает только за координацию и контроль выполнения работ по охране труда (см. профессиональный стандарт специалиста по охране труда).
Согласно ст. 214 ТК РФ за организацию работ отвечает работодатель. В свою очередь, работодатель распределяет эти обязанности по охране труда по службам в соответствии с организационным уровнем.
В качестве уровней управления может рассматриваться уровень производственной бригады, уровень производственного участка, цеха, филиала, службы или работодателя в целом.
Поэтому специалисту по охране труда, вместе с вышестоящими сотрудниками необходимо расписать обязанности по охране труда для руководителей структурных подразделений соответствующих уровней, ну и для самих работников.
Каждый начальник структурного подразделения должен отвечать за безопасность своих сотрудников!
3. Разработайте политику по охране труда
Политика в области охраны труда – это важнейший локальный документ, в котором организация декларирует, какие мероприятия она будет совершать в рамках непрерывного улучшения системы охраны труда.
Политика является неотъемлемой частью СУОТ, поэтому она оформляется в виде раздела положения о СУОТ либо как отдельный локальный нормативный акт.
В политике организация указывает свои цели в области охраны труда и какие обязательства берет на себя, чтобы достичь этих целей.
4. Поставьте цели в области охраны труда
Специалист по охране труда встречается с руководителями подразделений, работниками, чтобы совместно поставить цели в области охраны труда на предстоящий год.
Цель должна соответствовать политике, должна быть понятна, достижима, и измерена в цифрах. Например, сократить травматизм на производстве, уменьшить количество несчастных случаев, снизить число профзаболеваний на столько-то процентов, обучить столько-то сотрудников и т.д.
Основные цели политики в области охраны труда:
– предупреждение несчастных случаев.
– предупреждения профессиональных заболеваний.
– выполнение нормативно-правовых актов по охране труда.
– исполнение обязательств коллективного договора.
– обязательство учитывать мнения работников организации.
– обязательство совершенствовать систему управления охраной труда.
5. Установите процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда
Чтобы достичь все поставленные цели, необходимо подробно расписать, какие процедуры будем для этого делать. Проведите и закрепите в положении о СУОТ организации следующие обязательные процедуры:
- процедура подготовки работников по охране труда согласно постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 г. N 2464. Для этих целей разработайте:
– документ в виде таблички по каждой профессии, какие виды обучения должен проходить тот или иной специалист;
– перечень профессий должностей специалистов, которые проходят стажировку по охране труда на рабочем месте с указанием ее продолжительности по каждой профессии;
– перечни профессий должностей работников, проходящих обучение в учебном центре, и у работодателя;
– перечень работников, освобожденных от первичного инструктажа;
– перечень работников, ответственных за проведение инструктажей на рабочих местах;
– вопросы, включаемые в инструктажи по охране труда;
– вопросы, включаемые в обучение требованиям ОТ внутри организации;
– приказ об организации оказания помощи пострадавшим;
– порядок организации и проведения инструктажа по охране труда.
- процедура организации и проведения специальной оценки условий труда с учетом закона 426-ФЗ;
- процедура управления профессиональными рисками;
- процедура проведения медосмотров, психиатрических освидетельствований и пр.
- процедура информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;
- процедура обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников (описываются в трудовых договорах, правилах внутреннего распорядка и проч.);
- процедура обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами на основании Приказа 766н от 29.10.2021 г.;
- процедура обеспечения работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами на основании Приказа Минздрава 45н;
- процедура безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией.
6. Составьте план мероприятий
После проведения планирования, необходимо совместно с руководителями подразделений составить план мероприятий по охране труда на год. В план мероприятий будут входить процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда.
7. Организуйте контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур
Контроль функционирования СУОТ на предприятии позволяет получить обратную связь от работников, чтобы узнать на сколько эффективно ведется система управления охраной труда в организации. А также выявить недостатки в области охраны труда для последующего их устранения.
По сути, контроль по охране труда – это непрерывный процесс. Он проводится как на постоянной основе (контроль за своим рабочим местом), так и периодично (оценка рисков, обучение, при несчастном случае и т.д.)
Контроль должен соответствовать уровням. Поэтому после запуска СУОТ в организации проведите трехступенчатый контроль по охране труда. Его можно проводить специалисту по охране труда совместно с профсоюзной организацией, уполномоченными лицами.
Обсудите результаты контроля с работниками, а по итогам составьте соответствующий отчет, в котором будет анализ эффективности СУОТ.
8. Запланируйте улучшения СУОТ
Планирование улучшений функционирования СУОТ проходит не реже одного раза в год.
Важные требования по эффективности функционирования СУОТ на преприятии прописаны в ГОСТ 12.0.230.2-2015 «Системы управления охраной труда».
Чтобы оценить эффективность СУОТ, используйте всю возможную информацию в области охраны труда на своем предприятии (отчет аудитов СУОТ, несчастных случаев, профзаболеваний, предписания проверок инспекцией по труду, аналитические обзоры по отрасли, опыт других организаций и т.д.).
По результатам анализа эффективности СУОТ оформите отчет, в котором запланируйте мероприятия по улучшению системы управления охраной труда.
9. Определите, как будете реагировать на аварии, несчастные случаи и профзаболевания
Для этих целей разработайте внутренний порядок расследования несчастных случаев, аварий и профзаболеваний.
10. Наладьте документооборот по СУОТ
Чтобы наладить документооборот по СУОТ в организации, руководствуемся приказом 77 “Методические рекомендации СУОТ”. В правилах указано, что лица, ответственные за разработку документов по охране труда определяются на всех уровнях управления. Определите правила, по которым происходит разработка документов, их согласование, утверждение, пересмотра, сроки хранения.
Какие документы по СУОТ должны быть в организации?
- Приказ об утверждении Положения о системе управления охраной труда.
- Положение о системе управления охраной труда.
- Приказ об утверждении Политики в области охраны труда.
- Политика в области охраны труда.
- Программа действий по улучшению условий и охраны труда.
- Комплект нормативно-правовых актов с требованиями охраны труда.
- Приказ о проведении внутреннего аудита СУОТ.
- План проведения внутреннего аудита СУОТ.
- Отчет о результатах внутреннего аудита СУОТ.
- Журнал регистрации отчетов по внутренним аудитам СУОТ.
Что проверит ГИТ по СУОТ?
При плановых проверках организаций, инспектор руководствуется проверочными листами ГИТ. Для проверки системы управления охраной труда существует проверочный лист №31.
В этом листе прописано лишь два пункта: “Инспектор должен проверить наличие в организации положения о системе управления охраной труда (СУОТ), утвержденного приказом, и наличие политики в области ОТ”.
При внеплановых проверках в связи с несчастными случаями, инспектор руководствуется Приказом Роструда 77 от 21 марта 2019 года “Методические рекомендации по СУОТ”. Инспектор проведет анализ документов СУОТ организации и условий рабочих мест на предмет соответствия примерного положения о СУОТ. Соответственно, будет обязательно проверена работа по спецоценке и профрискам.
Все, что будет проверять инспектор, указано в блок-схеме Приказа Роструда 77:
Какие штрафы за необеспечение СУОТ?
Согласно статье 214 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить функционирование системы управления охраной труда (СУОТ) на своем предприятии. За несоблюдение этих требований, на организацию могут наложить штрафы согласно статье 5.27.1 КоАП.
При этом, штрафы по СУОТ могут быть наложены по одному и тому-же мероприятию. Например, если в положение о системе управления охраной труда в организации нет раздела об обеспечении средствами индивидуальной защиты, то организацию могут оштрафовать согласно части 1 статьи 5.27.1 КоАП. А если работникам не выдаются СИЗ, то штраф будет соответствовать части 4 статьи 5.27.1 КоАП.
Размер штрафов по части 1 статьи 5.27.1 КоАП:
- для должностного лица – до 5000 руб.;
- для организации – до 80 000 руб.
По части 4 статьи 5.27.1 КоАП:
- для должностного лица – до 30 000 руб.;
- для организации – до 150 000 руб.
Особенности СУОТ для малых предприятий
Согласно примерного положения 776 н, система управления охраной труда для организаций, со штатом работников менее 15 человек, может быть упрощенной.
Соответственно, если организация не ведет деятельность на вредном и опасном производстве, в штате нет работников специфических профессий, то можно использовать СУОТ для микропредприятий.
В нее могут входить элементы СУОТ:
• положение “СУОТ”;
• политика в области охраны труда;
• подготовка работников по охране труда;
• управление профессиональными рисками;
• информирование работников об условиях труда;
• планирование мероприятий по реализации процедур системы;
• реагирование на аварии и несчастные случаи;
• контроль функционирования СУОТ на предприятии.
В этой статье вы узнали что такое система управлением охраной труда в организации, как внедрить СУОТ на предприятии, какие штрафы предусмотрены за необеспечение СУОТ.
Система управления охраной труда
Федеральное законодательство в сфере охраны труда с каждым годом прилагает все больше требований по отношению к работодателям, направляет в сторону обеспечения максимальной безопасности персонала.
29.10.2021 г. вступил в силу Приказ Министерства труда России от 29.10.2021 N 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда»
Приказ №776н обязывает каждого работодателя разработать у себя в организации «Положение о системе управления охраной труда».
Разработка обязательного для каждого работодателя «Положения о системе управления охраной труда» следует из статьи 241 ТК РФ, где прописаны обязанности работодателя, а Приказ №776н является вспомогательным документом, в котором даются рекомендации о том, как должно быть разработано Положение о СУОТ у того или иного работодателя.
Мы предлагаем нашим Заказчикам документарный, безвыездной аудит + Положение СУОТ.
СУОТ — Основные задачи
Система управления охраной труда (СУОТ) является не только частью общей системы менеджмента, но и одним из ключевых элементов, обеспечивающим безопасность трудовой деятельности сотрудников производства. Направленная на защиту жизни и здоровья персонала, СУОТ представляет собой комплекс мероприятий, внедряемых и проводимых с целью установления политики предприятия в сфере охраны труда.
СУОТ разрабатывается (восстанавливается) не накануне проверок инспекционными органами, а для поддержания безопасных условий труда на рабочих местах, снижения уровня травматических повреждений работников и поддержания здоровья работников.
СУОТ строится (основывается, базируется) как на отечественных нормативных документах, так и на международных стандартах, включая руководство МОТ-СУОТ 2001, которые разработаны для последовательного и планомерного внедрения и применения.
СУОТ, чья главная цель заключается в обеспечении безопасных условий труда и минимизации несчастных случаев на производстве, направлена на решение следующих задач:
- отбор профессионалов с документально подтвержденной квалификацией; обучения персонала инновационным методам работы;
- периодическое проведение инструктажей по охране труда;
- пропаганда охраны труда среди сотрудников предприятий; обеспечение безопасного использования оборудования и его утилизации при выходе из строя;
- создание максимально безопасных технологических процессов и условий эксплуатации зданий и строений на территории предприятия;
- создание санитарно-эпидемиологических условий в соответствии с правилами и нормативными документами;
- обеспечение оптимального режима труда и отдыха; обеспечение персонала индивидуальными средствами защиты (СИЗ).
Реализация функций
Обязательность наличия штатного специалиста по охране труда
Если на предприятии работает до 50 человек, то они могут сами решать, нужна ли им Система Управления Охраной Труда (СУОТ). Если работников больше, чем 50, то им обязательно нужен специалист по охране труда. Ответственного за ОТ назначает Руководитель предприятия вместе с комиссией.
Обучение и инструктаж
Когда сотрудники работают на опасных рабочих местах, для них обязательно проводится инструктаж о том, как работать безопасно. Этот инструктаж повторяется каждые шесть или три месяца в зависимости от того, насколько опасно место работы.
Внеплановый инструктаж или переподготовка сотрудников в специализированных учебных центрах проводятся при установке нового технологического оборудования или изменениях, касающихся условий труда. Ответственность за проведение мероприятий возлагается на специалиста по охране труда, который составляет соответствующие списки работников, заверяющиеся подписью руководителя предприятия.;
Информационное обеспечение по ОТ
Внедрение на производстве методов СУОТ сопровождается обязательным оповещением персонала об изменениях в политике охраны труда посредством собраний, внеплановых инструктажей и размещения информации на специальных стендах. Сотрудники, чьи рабочие места связаны с риском для жизни и здоровья, должны быть проинформированы в отношении своих прав на материальную компенсацию, сокращенный рабочий день и увеличенное время отдыха (руководство организовывает ознакомление сотрудников с соответствующими документами под личную роспись). Работники могут также оформлять подписку на получение периодических изданий, посвященных изменениям и нововведениям в ОТ.
Документальное оформление
О наличии на производстве СУОТ свидетельствуют нормативные документы, в которых излагается политика предприятия в сфере охраны труда и методы, обеспечивающие защиту здоровья персонала. От правильности документального оформления во многом зависит эффективность планирования и безопасность функционирования производственных процессов, являющихся основными задачами современного менеджмента.
Документооборот
Эффективное функционирование СУОТ требует ведение целого массива разнообразной документации:
Система управления охраной труда (СУОТ)
СИСТЕМА УПРАСЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА ( СУОТ ) – это часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации.
Система включает:
- организационную структуру;
- деятельность по планированию;
- распределение ответственности;
- процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий по охране труда в организации (ГОСТ 12.0.230–2007 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Общие требования»).
Основу нормативно-правовой базы создания и функционирования СУОТ организации составляют ФЗ, в т. ч. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и др., а также ТК РФ, постановления Правительства РФ по вопросам охраны труда, нормативные правовые акты и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ в соответствии с их компетенцией.
Традиционный подход к управлению охраной труда.
Нормативно-методические, организационные документы, разрабатываемые в организации по вопросам функционирования СУОТ, должны обеспечивать выполнение следующих требований:
- постоянно оценивать состояние ОТ в своих подразделениях;
- формулировать цели и политику в области ОТ;
- разрабатывать и реализовывать способы их достижения;
- осуществлять предусмотренные действующим законодательством РФ контрольные функции;
- оценивать работу руководителей и специалистов организации и ее подразделений по улучшению условий труда и ОТ, стимулировать их деятельность в этом направлении.
В соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, Положения о СУОТ в организации установлены следующие основные задачи, решаемые СУОТ:
- уточнение целей и политики организации в области ОТ;
- разработка и реализация программ, планов, иных организационно-распорядительных документов исходя из стратегических целей и политики организации в области ОТ;
- подготовка и аттестация персонала организации по ОТ;
- оценка, учет и контроль основных рисков;
- анализ причин аварий, аварийпроизводственных травм и профессиональных заболеваний;
- координация работ, направленных на предупреждение аварий;
- расследование несчастных случаев на производстве, осуществление компенсации обусловленных ими потерь.
Важное значение имеет распределение обязанностей в области ОТ всех должностных лиц, начиная с руководителя организации. Более полное изложение функций не только позволяет лучше организовать работу подразделений, но и повысить эффективность контроля. Постоянный профилактический контроль состояния ОТ на рабочих местах, являясь одним из средств предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний, осуществляется путем оперативного выявления отклонений от требований ОТ и принятия необходимых мер по их устранению.
Информационное обеспечение СУОТ осуществляется в соответствии с действующими в организации нормативными документами. Происходит:
- взаимодействие и обмен информацией с информационными фондами органов государственного управления;
- формирование и ведение информационных систем по аварийности и производственному травматизму;
- формирование информационных ресурсов организации, в т. ч. информационного фонда документов;
- координация работ по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
СУОТ организации получает сведения о тяжелых и смертельных случаях, авариях, крупных пожарах – незамедлительно (предварительная информация направляется электронной почтой или факсом в течение суток); акты и приказы спецрасследований по групповым и тяжелым несчастным случаям, пожарам , случаям со смертельным исходом – по истечении недели со дня завершения расследования; сведения по формам статистической отчетности об аварийности, травматизму и пожарам – ежеквартально.
Профсоюзный комитет организации через уполномоченных по ОТ принимает участие в решении задач СУОТ:
- готовит предложения по улучшению работы СУОТ;
- осуществляет контроль за соблюдением законодательства о труде, законов и иных нормативных правовых актов об ОТ, за состоянием ОТ;
- организует и проводит обучение уполномоченных и членов совместных комитетов по ОТ;
- оказывает необходимую консультационную помощь работникам по вопросам ОТ, здоровья и окружающей природной среды;
- информирует работников о происшедших несчастных случаях и авариях, о мерах по их предупреждению.
Профком также участвует:
- в работе комитета (комиссии) по охране труда, в проведении административно-общественного контроля за состоянием ОТ на всех уровнях, за выполнением мероприятий, предусмотренных коллективным договором и соглашением;
- в разработке нормативных документов, регламентирующих вопросы ОТ;
- в расследовании несчастных случаев и аварий на производстве, анализе обстоятельств и причин аварий, производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
- в работе комиссий по приемке в эксплуатацию вновь построенных или реконструированных зданий и сооружений.
Планирование мероприятий в рамках СУОТ происходит на основе фактического состояния ОТ в организации. При разработке планов учитываются:
- травматизм, заболеваемость (общая и профессиональная), имевшие место аварии, инциденты и вероятности риска их возникновения;
- результаты аттестации рабочих мест по условиям труда;
- техническое состояние оборудования, зданий и сооружений;
- санитарно-гигиенические УТ;
- предписания государственных органов надзора, законы, постановления и др. нормативные документы.
Осуществляется прогнозирование ОТ, перспективное и текущее планирование работ по ОТ.
Целью прогнозирования является вероятностная оценка снижения динамики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Прогнозирование базируется на исследовании производственных рисков и поддержания ОТ на уровне, обеспечивающем безопасность.
Целью перспективных планов является коренное улучшение условий и охраны труда на основе 3–5-летних программ и с учетом результатов финансово-экономической деятельности организации. Планы и мероприятия по ОТ должны иметь финансовое, материально-техническое, проектно-конструкторское и кадровое обеспечение. В организационно-распорядительных документах (приказы, постановления, протоколы и др.) указываются сроки и ответственные исполнители.
Текущее планирование мероприятий (год, квартал, месяц) по ОТ включает разработку планов мероприятий по ОТ. Годовые планы разрабатываются на уровне организации, ее структурных подразделений, а текущие (квартальные, месячные) планы – на уровне подразделений, цехов и служб. В таких планах предусматриваются следующие мероприятия:
- повышение квалификации кадров, проверка знаний по охране труда инженерно-технических работников, рабочих, служащих;
- аттестация рабочих мест по условиям и охране труда ранее не аттестованных или вновь организуемых объектов;
- нормализация санитарно-гигиенических УТ с учетом результатов аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда;
- лечебно-профилактическое и санитарно-бытовое обслуживание работников;
- механизация, автоматизация тяжелых и трудоемких работ;
- комплексные и целевые проверки состояния ОТ в подразделениях организации.
В каждом пункте плана должны быть указаны сроки, объемы, финансовое обеспечение и ответственный исполнитель. Мероприятия по ОТ, включаемые в перспективные, годовые и текущие планы, разрабатываются в соответствии с Рекомендациями по планированию мероприятий по охране труда (постановление Минтруда России от 27 февраля 1995 г. № 11).
В коллективный договор (соглашение) включаются наиболее важные мероприятия, обеспеченные (подтвержденные в соответствующих планово-экономических документах) материальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для их реализации.
Соглашение по ОТ составляется с учетом годового плана, состояния ОТ в подразделениях организации и включает следующие вопросы: состояние ОТ, режим труда и отдыха, обучение и подготовка кадров, пособия, компенсации за причиненный вред здоровью, а также условия контроля за состоянием ОТ.
Внесение изменений и дополнений в соглашение производится по взаимному согласию сторон. Контроль за выполнением соглашения осуществляется непосредственно сторонами или уполномоченными представителями, контроль за выполнением планов по ОТ – это соответствующими руководителями и специалистами организации, ее подразделений, а также профсоюзными комитетами и комитетами (комиссиями) по ОТ. Ход выполнения мероприятий периодически рассматривается на совещаниях и собраниях по вопросам ОТ.
Новые принципы управления охраной труда. В современных условиях возможен переход на новые принципы управления ОТ в организациях. Постепенно укрепляются рыночные отношения, предопределяющие необходимость формирования нового подхода к управлению ОТ, который отличался бы от существовавшего в централизованной экономике. Некоторыми российскими компаниями внедряются принципы управления, принятые в мировой практике. Появились разработки российских научных и образовательных организаций (в т. ч. Академии труда и социальных отношений), позволяющие формировать элементы СУОТ, адекватные западным.
В конце 90-х гг. прошлого столетия в западных странах стал резко меняться подход к политике безопасности на производстве. Появилась тенденция при оценке обеспечения безопасности делать акцент не на конструктивных особенностях машин и механизмов (что само по себе очень важно), а на таких факторах, как организационная культура, изменение поведения, повышение ответственности, приверженность организации определенным целям.
Научные разработки Академии труда и социальных отношений направлены на создание принципиально новой СУОТ в организациях. Необходимо было пересмотреть сформировавшиеся и длительно действовавшие в стране отношения к отдельным процедурам в сфере ОТ, таким, как расследование и учет (микро)травм, инцидентов, идентификация опасных факторов и рисков, оценка работы руководителей и специалистов, персонала по предупреждению аварийности, травматизма и профессиональных заболеваний, а также создание стимулов к положительным результатам этой работы.
Исследования показывают, что одному смертельному случаю предшествуют 10–30 тяжелых травм, около 100–300 легких травм (с потерей трудоспособности на 1 день и более), 1–3 тыс. микротравм и 10–30 тыс. опасностей, возникающих на производстве. Гипотетически каждый из 10–30 тыс. опасных факторов при определенных условиях может привести к тяжелому или смертельному случаю. Чтобы определить реальный риск этих опасных факторов, надо их идентифицировать. На 1-м этапе можно использовать результаты аттестации рабочих мест по УТ и травмоопасности. Это позволит резко сократить количество опасных факторов. Затем следует провести детальный анализ рисков и выделить наиболее неприемлемые риски.
Результаты оценки рисков используются для определения целей и задач в области ОТ организации, для составления программ мероприятий по улучшению УТ и ОТ. Новизна подхода заключается в том, что именно на основании анализа рисков устанавливаются цели, направленные на решение проблем ОТ, и определяются задачи, сроки их выполнения.
Изменилась также оценка работы руководителей высшего и среднего уровней управления, мастеров и рабочих. При выработке метода оценки были приняты во внимание т. н. неписаные правила в обеспечении ОТ.
С документами (за подписью руководителей высшего уровня) должны быть ознакомлены все работники организации. Они вывешиваются на рабочих местах, постоянно обсуждаются с работниками на различных совещаниях, семинарах, итоговых мероприятиях.
Роль руководителей среднего уровня – обеспечение безопасности работ, контроль за выполнением всеми работниками структурного подразделения задач в области ОТ, а также требований ОТ, стимулирование выполнения всех процедур, обеспечивающих безопасность работников. Наказание (за невыполнение поручений, несоблюдение требований и т. п.) должно быть адресным. Руководители среднего уровня обеспечивают связь между различными производственными группами подразделения (технологами, механиками, электриками и т. д.) в решении вопросов ОТ, информируют их и высшее руководство организации о решаемых проблемах ОТ.
Оценивая роль рабочих, мастеров, начальников участков (и т. п.) в СУОТ, следует предусматривать различные формы поощрения и исключать меры наказания за несчастные случаи, аварии, др. происшествия тех лиц, которые не имеют к ним прямого отношения. Это позволяет создать в организации климат доверия, социального партнерства, социального удовлетворения, ощущения чувства заботы, в чем особенно нуждаются мастера и рабочие, от которых и зависит во многом обеспечение безопасности, соблюдение дисциплины и порядка на рабочих местах.
Многие из этих положений легли в основу принятого стандарта ССБТ по управлению ОТ в организации (ГОСТ Р 12.0.006–2002). С 1 января 2003 г. указанный стандарт вводится в организациях. Особенно важными являются: разработка СУОТ, оценка рисков, проведение аудитов, документирование системы, обучение специалистов по охране труда на основе новых принципов управления ОТ в организации.
Разработка системы управления охраной труда. Для разработки СУОТ требуются подробный анализ и оценка состояния ОТ в организации. Анализ начинается с изучения обстановки в подразделениях и на рабочих местах, а также с изучения документации по всем направлениям ОТ:
- изучают итоги идентификации опасных факторов, выявления и оценки рисков;
- изучают документально оформленные отчеты о состоянии травматизма, профессиональной заболеваемости, аварийности, об их причинах и о мерах, принятых с целью их исключения в будущем;
- выявляют наличие документов, регламентирующих действия персонала при возникновении аварий и несчастных случаев;
- выясняют, каково положение с расследованием и учетом несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий;
- определяют структуру (а также численность, должностные обязанности работников) службы ОТ и др. подразделений – пожнадзора, экологической безопасности, производственного контроля и т. п.;
- анализируют данные результатов аттестации рабочих мест по УТ, сертификации работ по ОТ и сертификации объектов, сведения об аварийности, травматизме и заболеваемости;
- изучают действующие в организации системы управления качеством продукции и защиты окружающей среды;
- выясняют, насколько эффективны информационное обеспечение ОТ, система обучения и проверки знаний (руководителей и починенных) по ОТ, системы оценки результатов работы по улучшению ОТ и материального поощрения всех категорий работников;
- проводят опрос (интервьюирование) персонала и руководителей разных уровней управления.
План опроса:
- Изучение существующей практики управления ОТ и определение сильных и слабых сторон действующих регламентов и стандартов.
- Изучение всех производственных операций и определение проблем в области ОТ.
- Определение требований, предъявляемых к СУОТ заинтересованными лицами (пользователями).
- Выявление барьеров на пути формирования культуры труда.
Работникам организации задают вопросы с учетом их компетенции. Опрос проводится в течение 2–3 недель. Всех работников заранее предупреждают об опросе, но содержание вопросов не разглашается. Информация, собранная в ходе опроса, считается конфиденциальной. Результаты анализа состояния ОТ и опроса работников организации учитывают при составлении спецификации СУОТ. Дополнительно используют опросные листы по специально разработанной форме. С помощью таких листов можно опросить практически всех работников организации.
Новый подход к формированию СУОТ в организации основан на принципах доступности, открытости, гласности. Это означает: общедоступность данных о состоянии УТ и ОТ, открытость работы контролирующих органов, информирование всех работников о происшествиях (авариях, инцидентах, микротравмах, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях), создание условий, способствующих участию в управлении безопасностью труда – для всех работников организации и для работников др. организаций (поставщики и подрядчики), а также для потребителей продукции (работ, услуг).
Исходя из этих принципов была выстроена «звезда безопасности». Наличие ее составляющих в организации формирует основу безопасности и возможность создания комфортных УТ.
ГОСТ Р 12.0.006–2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации» позволяет разработать СУОТ в соответствии с международными стандартами. К их числу следует отнести также стандарты серии ISO 9000–2000 «Управление качеством» и серии ISO 14000–1996 «Управление окружающей средой» (защита окружающей среды). Это позволяет объединить в организации в качестве подсистем 3 системы управления (управление ОТ, качеством, защитой окружающей среды) и минимизировать убытки от аварий, травм и загрязнения окружающей среды.
Документация. Следует определить, каким образом документировать СУОТ. Опыт показывает, что целесообразно разработать следующую документацию:
- Руководство по СУОТ – это своеобразный путеводитель по системе, включающий краткое описание системы и взаимосвязей между управлениями (отделами), должностными лицами организации.
- Стандарты – более подробное описание взаимосвязей при осуществлении общих для организации процедур (напр., методика оценки рисков, регламент проведения внутреннего аудита СУОТ) и процедур управления конкретными операциями, которые являются значимыми для организации (напр., безопасность эксплуатации грузоподъемных машин, безопасность газового хозяйства, электробезопасность и т. п.).
- Инструкции по ОТ – это содержат требования, обеспечивающие безопасное выполнение работ на конкретных местах.
- Отчеты (о деятельности в области ОТ) и формы (документы установленного образца).
В качестве дополнительного уровня документации (на крупных предприятиях) вводят, напр., агрегатные журналы, технологические карты, наряды-допуски и т. п.
Оценка работы. В мировой практике при оценке эффективности СУОТ используют данные об опасных факторах или возможных рисках. Оценка по показателям аварийности и травматизма (реактивные показатели) не всегда корректна. Целесообразно учитывать т. н. активные показатели, т. е. оценивать работу руководителей по достигнутым результатам в области ОТ. С активными показателями должны быть связаны и поощрения работников. Оценка работы руководителей и специалистов подразделений должна осуществляться ежемесячно. Руководитель подразделения (совместно с профсоюзной организацией) разрабатывает и утверждает Положение о стимулировании работ по ОТ, учитывает активные показатели (факторы) в этой сфере. Реактивные показатели (пассивные факторы) могут влиять на оценку работы лишь тех лиц, которые имеют непосредственное отношение к тому или иному происшествию (несчастному случаю и др.).
К активным факторам относятся:
- обеспечение выполнения нормативных требований ОТ;
- соответствие УТ на рабочих местах санитарно-гигиеническим нормативам;
- динамика в оценке классов УТ, качество выполнения задач, планов по ОТ;
- проверка знаний руководителей и специалистов, состояние нормативно-технической и др. документации;
- своевременность и качество обучения персонала; число обходов, проверок, совещаний и т. п.;
- организация рационализаторской работы;
- эффективность работы по рассмотрению жалоб; кадровое обеспечение СУОТ;
- финансирование мероприятий по ОТ; организация и техническое обеспечение аудита.
К пассивным факторам относятся сведения о травматизме, профессиональных заболеваниях, об экономическом ущербе от несчастных случаев, аварий и пожаров , от загрязнения окружающей среды и др. происшествий, связанных с нарушениями действующих норм и правил по ОТ. Эту группу факторов подразделяют:
- на связанные (полностью или частично) с недостатками в работе СУОТ;
- связанные только с недостатками межотраслевой и отраслевой нормативной документации;
- связанные с несоблюдением установленных правил и норм самим пострадавшим.
Экономическое стимулирование подразделений, отдельных работников, специалистов и руководителей должно определяться по вкладу в реализацию политики организации в области охраны труда. При неудовлетворительной работе по ОТ руководители и специалисты привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности, а в определенных законом случаях к административной и уголовной ответственности. Лишение премий и др. меры воздействия должны применяться не только при ухудшении показателей травматизма, заболеваемости, аварийности, но и при выявлении нарушений, способных привести к угрозе жизни и здоровью персонала.
К формам индивидуального материального стимулирования относятся:
- дифференцированное премирование руководителей с учетом рейтинговых оценок состояния ОТ на основе активных показателей;
- премирование работников за длительную безаварийную работу;
- выплаты за рационализаторские предложения, направленные на улучшение ОТ (оригинальные и сформулированные на основе изучения специальной литературы, сообщений в прессе, опыта отечественных и зарубежных предприятий);
- выплаты за предложения и разработки по совершенствованию структуры ОТ, нормативно-технической документации;
- выплаты за выполнение дополнительных обязанностей, связанных, напр., с информационным обеспечением, разработкой компьютерных программ, обучением персонала, пропагандой охраны труда, переводом иностранной литературы;
- введение коэффициентов к заработной плате за повышение квалификации, улучшение знаний по ОТ.
Неудовлетворительная оценка выставляется, если в подразделении (на участке, в смене, службе) происходили: