На какие скутеры не нужны права в 2020 году
Водительские удостоверения, выданные в РФ до 05.11.2013, действительны до окончания срока их действия (ФЗ от 07.05.2013 N 92-ФЗ).
Статья 25. Основные положения, касающиеся допуска к управлению транспортными средствами
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 92-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 25
1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее — право на управление транспортными средствами):
категория «A» — мотоциклы;
категория «B» — автомобили (за исключением транспортных средств категории «A»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;
категория «C» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
категория «D» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
категория «BE» — автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;
категория «CE» — автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;
категория «DE» — автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы;
категория «Tm» — трамваи;
категория «Tb» — троллейбусы;
категория «M» — мопеды и легкие квадрициклы;
подкатегория «A1» — мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;
подкатегория «B1» — трициклы и квадрициклы;
подкатегория «C1» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
подкатегория «D1» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
подкатегория «C1E» — автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов;
подкатегория «D1E» — автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.
С 01.04.2024 в абз. 1 п. 2 ст. 25 вносятся изменения (ФЗ от 10.07.2023 N 313-ФЗ). См. будущую редакцию.
2. Право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона.
Проведение экзаменов на право управления транспортными средствами (далее — экзамены), определение состава технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требований к указанным техническим средствам и условий их применения, а также выдача водительских удостоверений осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Экзамены принимаются на транспортных средствах с механической или автоматической трансмиссией с учетом имеющихся медицинских ограничений и (или) медицинских показаний.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 437-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с механической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории с любым видом трансмиссии.
Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией.
3. Экзамены проводятся уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации.
Экзамены могут проводиться с применением технических средств контроля теоретических знаний и практических навыков экзаменуемых.
4. Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением.
(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В Российской Федерации выдаются российские национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации.
Действие российских национальных водительских удостоверений, сроки действия которых истекают с 01.01.2022 по 31.12.2023, продлевается на 3 года (Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353).
6. Российское национальное водительское удостоверение выдается на срок десять лет, если иное не предусмотрено федеральными законами.
С 01.04.2024 п. 7 ст. 25 утрачивает силу (ФЗ от 10.07.2023 N 313-ФЗ).
7. Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории «A», подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории «A1» и подкатегории «B1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, категории «B» — подкатегории «B1» (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), категории «C» — подкатегории «C1», категории «D» — подкатегории «D1», категории «CE» — подкатегории «C1E», категории «DE» — подкатегории «D1E».
Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий, перечисленных в настоящей статье, подтверждает право на управление транспортными средствами категории «M».
(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Международное водительское удостоверение выдается на срок до трех лет, но не более чем на срок действия российского национального водительского удостоверения.
Выданное в Российской Федерации международное водительское удостоверение признается недействительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации.
9. Выдача российских национальных и международных водительских удостоверений взамен утраченных (похищенных) иностранных национальных и международных водительских удостоверений, выданных в других государствах, не производится.
10. Образцы российских национальных водительских удостоверений и образцы международных водительских удостоверений утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
11. В случае, если в водительском удостоверении указаны ограничения допуска к управлению транспортными средствами, данное водительское удостоверение признается действительным при условии соблюдения указанных в нем ограничений.
О признании недействительными иностранных национальных и международных водительских удостоверений на территории России, полученных до 01.04.2024, см. Федеральный закон от 10.07.2023 N 313-ФЗ.
С 01.04.2024 п. 12 ст. 25 излагается в новой редакции (ФЗ от 10.07.2023 N 313-ФЗ). См. будущую редакцию.
П. 12 ст. 25 признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 27.10.2022 N 46-П).
12. Лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых — на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении ограничений, указанных в пункте 13 настоящей статьи.
С 01.04.2024 ст. 25 дополняется п. 12.1 (ФЗ от 10.07.2023 N 313-ФЗ). См. будущую редакцию.
13. Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.
С 01.04.2024 в абз. 2 п. 13 ст. 25 вносятся изменения (ФЗ от 10.07.2023 N 313-ФЗ). См. будущую редакцию.
Положение настоящего пункта не распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального, осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность на территории Российской Федерации, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами.
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2017 N 204-ФЗ)
14. Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на территории Российской Федерации на основании международного водительского удостоверения при условии, если оно предъявляется вместе с национальным водительским удостоверением.
С 01.04.2024 п. 15 ст. 25 излагается в новой редакции (ФЗ от 10.07.2023 N 313-ФЗ). См. будущую редакцию.
15. Национальное водительское удостоверение, выданное в иностранном государстве, не являющемся совместно с Российской Федерацией участником международных договоров в области обеспечения безопасности дорожного движения, признается действительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации на основе взаимности при условии, если оно предъявляется вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык, за исключением случаев, если в данном водительском удостоверении все записи произведены или дублируются буквами, совпадающими по написанию с буквами русского или латинского алфавита.
16. Иностранные национальные и международные водительские удостоверения признаются действительными для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации по достижении владельцами указанных водительских удостоверений возраста, предусмотренного статьей 26 настоящего Федерального закона для соответствующих категорий и подкатегорий транспортных средств.
17. Положения, предусмотренные пунктами 13 и 16 настоящей статьи, не применяются в случаях участия транспортного средства в международном движении.
С 01.04.2024 п. 18 ст. 25 излагается в новой редакции (ФЗ от 10.07.2023 N 313-ФЗ). См. будущую редакцию.
18. Порядок обмена иностранных национальных и международных водительских удостоверений на российские национальные и международные водительские удостоверения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Иностранные национальные и международные водительские удостоверения, не соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации, обмену на российские национальные и международные водительские удостоверения не подлежат.
С 01.04.2024 ст. 25 дополняется п. 18.1 — 18.4 (ФЗ от 10.07.2023 N 313-ФЗ). См. будущую редакцию.
19. К транспортным средствам категорий «B», «C» и подкатегории «C1» приравниваются самоходные шасси транспортных средств, используемых для перевозки грузов и относящихся к соответствующим категориям и подкатегории.
20. Классификация транспортных средств и их самоходных шасси, перечисленных в настоящей статье, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
21. Действие требований, установленных пунктами 2 — 20 настоящей статьи, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».
Нужны ли права на скутер: основные сведения о езде на мопедах, скутерах
Что такое скутер, чем он отличается от других видов двух- и трёхколёсной техники? Какие права на него нужны, можно ли обойтись без них? Как сдать экзамен и получить водительское удостоверение, что для этого надо и сколько это стоит? Какие штрафы предусмотрены за езду без прав?
Ответы на все вопросы даны в статье.
Правовые основы управления скутером в 2020 году
Чтобы предметно рассуждать о правовых вопросах, следует для начала определиться с объектом разговора. Желательно это делать со ссылками на официальные документы, которые можно приводить в подтверждение сказанного.
Что такое скутер?
В действующих российских законах, стандартах, постановлениях, инструкциях такого термина нет. Единственное, что можно найти в СМИ, в качестве источника информации – «Википедию». Это, конечно, далеко не то, чему можно безоговорочно верить, но, за неимением лучшего…
В этой электронной энциклопедии утверждается, что скутер – термин для обозначения заграничного аналога мотороллера. Значит, надо на время поменять исходное название и часть дальнейших поисков провести для нового.
Мотороллер в российских законах
В официальных документах термин встречается только в ГОСТах с инструкциями и регламентациями различных испытаний: торможения, скорости, грузоподъёмности и т. д., и т. п. Определения мотороллера, как транспортного средства, в них не встречается. Есть российский стандарт 52051, классифицирующий механический транспорт.
В нём присутствуют определения:
- Двух- и трёхколёсных мопедов (мощность – до 4 кВт, объём – до 50 кубиков, скорость – до 50 км/ч)
- Мотоциклов – двухколёсных одиночных и с коляской и трициклов, с показателями объёма мотора и скорости превышающими 50 куб. см и 50 км/ч соответственно.
Мотороллер, как транспорт, имеющий два или три колеса, подходит под эти описания.
Выпускавшиеся в СССР мотороллеры имели технические характеристики:
- «Вятка» – пассажирский, 148 кубиков, 5,5 кВт, 70 км/ч
- «Муравей» – грузовой, трёхколёсный, 199 куб. см, 11 л. с. (
Теперь можно произвести обратную замену названия – мотороллер именовать скутером и дальнейшие рассуждения вести с ним.
Большая часть сегодняшних моделей по одной из технических характеристик превышает показатели мопедов. Обычно их заявленная скорость больше 50 км/ч. Не исключено, что на рынке есть укладывающиеся в нормы.
Какие права нужно получить для скутера
Категории водительских удостоверений подробно расписаны в российском законе № 196, статья 25.
Посадка на моделях, аналогичных советским «Вятке» и «Муравью» не совсем мотоциклетная, но и руль – не автомобильная баранка. Поскольку в статье 7 закона № 196 для категорий А и А1 определены тип посадки или руля, т. е. какого-нибудь одного из признаков, характерных для мотоцикла, скутер определённо относится именно к этому разделу. Значит для него, в зависимости от технических параметров, нужно мотоциклетное водительское удостоверение категорий М, А1 или А.
Категория водительских прав для управления мопедом и скутером
Более конкретно требования к техническим характеристикам транспортных средства и, в частности скутеров, приведены 1 пункте 25 статьи закона № 196.
Для самых маломощных – до 4 кВт, 50 км/ч и 50 кубиков – требуется категория М. Следующая группа – до 125 куб. см и 11 кВт – подкатегория А1. Самые мощные и скоростные – основная мотоциклетная – А.
Старшая категория разрешает управление транспортными средствами, входящими в младшую. Наличие в водительском удостоверении отметки А позволяет управлять скутером с характеристиками, входящими в диапазон А1. Для младшего класса – М – согласно уточнениям, прописанным в пункте 7, достаточно любой открытой категории в правах.
Иностранное водительское удостоверение при управлении мопедом (скутером)
Права, выданные в других государствах, дают возможность управления транспортом на территории России. Правда, с множеством оговорок. Все их можно найти в той же 25 статье закона № 196 в пунктах с 12 по 17.
- Первая из них – водителем нельзя работать. Для себя ездить и возить можно, для других нет.
Примечание. Гражданам Киргизии и других стран, в которых русский язык является одним из официальных, можно.
- Вторая. Иностранцам и не имеющим гражданства, можно ездить в России с международными правами, но только вместе с ними должны быть национальные.
- Третья. Если страна, в которой выданы права, не участвует вместе с Россией в международных соглашениях по безопасности движения, владелец ВУ должен предъявлять его с нотариально заверенным переводом на русский язык. Но можно обойтись и без этого, если в нём всё написано или продублировано буквами кириллицы или латиницы.
- Четвёртая. Возраст водителя соответствует российским требованиям допуска к определённым категориям ТС.
- Пятая. Если транспортное средство участвует в международном дорожном движении, т. е. едет из другой страны в Россию или из РФ за рубеж, проезжает российскую территорию транзитом, все уточнения отменяются.
Нужны ли права на скутер и мопед
Краткий ответ – обязательно.
Более полный. История вопроса имеет свои корни в правилах дорожного движения, действовавших ещё в Советском Союзе. В те времена разрешалось водить мопеды, мокики и другие транспортные средства с объёмом мотора до 50 кубиков и максимальной скоростью до 50 км/час без водительских прав. При этом не требовалось защитного шлема. О наколенниках, налокотниках и защитных панцирях – «черепахах» – никто даже не слышал.
Времена изменились, вместе с ними поменялись и правила движения. Вопрос «до скольки кубов можно ездить без прав» потерял актуальность.
Внимание! Теперь для вождения любых механических ТС нужны водительские права соответствующей категории. Былая дорожная вольница канула в Лету и объявлена вне закона.
Порядок оформления прав на скутер
В предыдущих разделах было выяснено, что скутер – это тот же самый мотороллер, а он, в свою очередь, является разновидностью мотоцикла. Значит, процесс получения водительских прав на него идентичен подобному транспорту. Соответственно, следует открывать категорию А, А1 или М в зависимости от технических характеристик.
Кто может получить права на мопед или скутер
За получением водительского удостоверения может обратить любой гражданин России. В соответствии с 26 статьёй закона № 196 он должен быть не моложе 16 лет, если испрашиваемая категория – М или А1; 18 лет, для А.
Будущий обладатель водительского удостоверения или новой отметки в нём не должен иметь медицинских ограничений для управления ТС с мотоциклетными посадкой или рулём.
Полный перечень запретов по состоянию здоровья содержится в правительственном постановлении № 1604. Ввиду большого количества пунктов, можно привести наиболее распространённые их них:
- Острота зрения на одном глазу хуже 0,6, на другом – 0,2
- Видит только один глаз, острота зрения в нём ниже 0,8
- Отсутствуют не меньше 2 фаланг пальцев на правой руке или 3 на левой
- Нога укорочена более, чем на 6 см или длиной менее 75 см.
Кроме того, в дополнение к обычному списку врачей-специалистов необходимо получить заключение нарколога и психиатра.
Полученное медицинское заключение предъявляется в РЭО ГИБДД. Без него ВУ выдано не будет.
Необходимые документы
Для получения водительского удостоверения необходимо подтвердить собственную личность, пройденное профессиональное обучение, отсутствие противопоказаний к управлению мототранспортом по медицинской части, внесение положенных платежей, сдачу экзаменов.
Исходя из перечня требований, в комплект предоставляемых документов входят:
- Заявление о выдаче ВУ
- Паспорт или другой документ, подтверждающий личность
- Медицинское заключение
- Справка о прохождении учебного курса и успешной сдаче положенных экзаменов
- 2 фотографии 3*4. В большинстве РЭО ГИБДД снимок делается на месте, поэтому приносить фото не требуется
- Квитанции об уплате госпошлины. Если платёж проводится через Госуслуги (при наличии регистрации на портале), данные о нём поступают в РЭО. Распечатывать и приносить чек не надо.
Стоимость обучения
Эту тему невозможно оставить без внимания.
Профессиональное обучение обязательно для допуска к экзаменам. Подготовиться к ним самостоятельно и сдать экстерном запрещает 26 статья 196 всероссийского закона.
Стоимость учебного курса зависит от категории, региона, конъюнктуры рынка. Средняя стоимость составляет около 10000 рублей. В Москве – вдвое больше. Некоторые автошколы лукавят – заявляют меньшую сумму, а в конце мелким почерком скромно добавляют: «без стоимости ГСМ». В результате выйдет не меньше. Иногда предлагаются индивидуальные занятия. Это, разумеется, дороже, порой кратно.
Не рекомендуется клевать на явный демпинг, когда среднерыночная цена занижается вдвое. Здесь явно халтурят. На такое стоит соглашаться, когда есть знания и навыки и нужны только «корочки» – экстерн-то вне закона.
Ориентироваться надо на средние значения. Не лишним будет навести справки о качестве учёбы в выбранной организации.
Особенности сдачи экзамена для получения прав на скутер
Наслышанные о сдаче практического экзамена на автомобиле будут несколько удивлены отличием этого процесса для скутера. У мотоциклов и мотороллеров нет возможности смонтировать дублирующие органы управления. Водителя некому подстраховать от возможных ошибок. Поэтому обучение и сдача экзамена проходят на автодроме без выезда в город.
Соответственно, экзаменационная программа состоит только из автодромных элементов:
- Маневрирование
- Змейка
- Восьмёрка
- Троганье с места и остановка
- Въезд на парковку и выезд с неё.
Иногда могут предложить проверить готовность мототехники к поездке:
- Проверить давление в шинах
- Исправность тормозов
- Работу светосигнальных приборов.
Ответственность за езду без водительских прав на скутере в 2020 году
Помнящим СССР и отсутствие прав для езды на мопедах и маломощных скутерах рекомендуется ознакомиться с действующими санкциями за нарушение сегодняшних требований закона.
Виды штрафов
За езду без прав существуют денежные взыскания:
- Сесть за руль (в седло), не имея ВУ – 5000-15000 рублей
- То же, будучи лишённым прав, – 30000 рублей. Альтернатива: арест на 15 суток или 100-200 часов принудительных работ
- Пустить за руль заведомо не имеющего прав – 30000 рублей.
Дополнительно скутер может быть задержан и помещён на штрафстоянку с последующей оплатой транспортировки и хранения.
Скутер без прав: какие документы на мотороллер нужны в 2020 году
Многие начинающие райдеры садятся на скутер без прав, и спокойно катаются по городу. Но еще в 2010 году был принят ряд законов, которые регулируют «жизнь» мотолюбителей. Теперь даже на малокубатурные аппараты необходимы документы (права и регистрация). И чтобы избежать проблем, еще перед тем, как посетить магазин по продаже скутеров, нужно озаботиться получением водительского удостоверения.
Чем грозит езда на скутере без прав?
С 2010 года скутеры приравниваются к маломощным мотоциклам. И это касается даже аппаратов до 50 куб. см. Это значит, что теперь всем поклонникам мопедов придется обзавестись правами. Хотя некоторые райдеры думают «проскочить» и игнорируют получение удостоверения.
Однако у такого решения есть ряд неприятных последствий. Если такого «везунчика» остановит представитель ГАИ, тогда его ждет крупный штраф. К примеру, если у райдера нет:
- Водительского удостоверения. В этом случае штраф составит от 510 до 595 грн. Кроме того, технику конфискуют и отвезут на штрафстоянку. А забрать свой аппарат можно будет только после получения прав.
- Страхового полиса. Помимо штрафа за езду без прав на скутере есть и наказание за отсутствие страховки. Если полиса нет, водителю придется оплатить пеню в размере 420 грн.
Кроме того, все мотороллеры нужно зарегистрировать в МРЭО. Для этого даже не понадобится водительское удостоверение, но выезжать на дорогу без прав запрещено.
Какие категории прав подходят для мотороллера?
Итак, мы выяснили, что независимо от объема двигателя скутера без прав обойтись не получится. Осталось только разобраться, какую категорию придется открыть водителю. И тут есть несколько нюансов. Для управления техникой подходят права категории «А1» и «А». Но в чем разница?
- Категория «А1» дает возможность управлять малокубатурными мотоциклами (до 125 кубов). Получить такое удостоверение можно уже в 16 лет.
- Категория «А» позволяет управлять мотоциклами с объемом двигателя более 125 кубов. Такое удостоверение выдается только с 18 лет.
Это значит, что если вы открыли категорию «А1» и сели за руль аппарата со 150 кубовым мотором, технически у вас нет прав на вождение такого скутера.
Какие скутеры подходят под категорию «А1»?
Если вы получили права «А1», можно смело купить скутер с двигателем до 125 кубов. Отличным решением станет аппарат:
- Honda Dio AF 18. Этот классический мотороллер оснащен двухтактным мотором (50 кубов), электростартером, воздушным охлаждением и телескопической вилкой. Подержанный аппарат обойдется вам примерно в 9-9,5 тыс. грн.
- Forte Fantasy 125СС. Если ездить на скутере без прав и регистрации нельзя, тогда обязательно стоит получить удостоверение и купить этого «красавца». Мощный мотороллер со спортивным дизайном практически ничем не уступает топовым 150 кубовым аппаратам. В модели есть все необходимое: светодиодное освещение, комфортабельное двухместное сидение, цифровая приборная панель, электростартер и т.д.
- Honda Crea Scoopy. Этот 50 кубовый аппарат отлично подойдет поклонникам классического европейского дизайна. Кроме внешности, модель может похвастаться своей экономичностью (1,5 л/100 км) и неплохой скоростью (60 км/ч).
Стоит отметить, что купить скутер и ездить без прав можно на даче, где нет дорог общего пользования. И для сельской местности отлично подойдет модель, Yamaha Gear 4T или Motoleader ML 125 Jog. Но в любом случае рекомендуется сделать весь пакет документов (водительское удостоверение, регистрацию, страховой полис).
Какие скутеры подходят для райдеров с категорией «А»?
Водителям, которые получили права «А» можно приобрести мощный 150 кубовый скутер. Хорошим решением станет модель:
- Viper Storm 150. Мотороллер отличается высокой надежностью и мощностью (9,6 л. с.). Такая техника отлично впишется в городской трафик, подойдет для дальних поездок или перевозки малогабаритных грузов. Инженеры бренда установили на модель: информативную приборную панель, эргономичное двухместное сидение, мягкую подвеску и качественное осветительное оборудование. Новый скутер Viper Storm 150 стоит в пределах 27-28 тыс. грн.
- Forte BWS-R 150 CC. Это стильный и комфортабельный мотороллер с четырехтактным движком мощностью 8 л. с. Также на аппарате стоит мягкая подвеска с телескопической вилкой, дисковые тормоза, электронное зажигание, воздушное охлаждение и большие 12 дюймовые колеса. Благодаря этому скутер отлично себя чувствует как на трассе, так и на легком бездорожье. Новый аппарат обойдется покупателю примерно в 27-28 тыс. грн.
И помните, что даже если очень хочется купить скутер на бензине без прав, лучше этого не делать. Первая же встреча с сотрудниками ГАИ принесет вам крупный штраф и конфискацию любимого мотороллера.
ПДД для водителей скутеров, действующие в 2022 году
В рамках правил дорожного движения понятие мопед включает в себя и понятие скутер, т.е. ПДД для скутеров в 2022 году аналогичны для мопедов. Ну, а скутер и мопед с точки зрения правил – это одно и то же: «Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см., или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики».
К мопедам относятся только скутеры, объем двигателя которых не превышает 50 куб. см., а максимальная скорость не превышает 50 км/ч. если ваш скутер имеет большой объем двигателя или может развивать большую скорость, то он является мотоциклом.
Перейдем непосредственно к правилам для водителей скутеров.
Использование ближнего света фар на скутере.
«19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни». Как показывает практика, мопеды и скутеры чрезвычайно редко оборудуются специальными дневными ходовыми огнями. Вместо них водитель должен использовать ближний свет фар.
Данное правило является очень важным с точки зрения безопасности. Оно позволяет водителям других транспортных средств заранее заметить движущийся скутер или мотоцикл. Поэтому от включения ближнего света напрямую зависит безопасность водителя двухколесного транспортного средства.
Во сколько лет можно ездить на скутере в 2022 году?
В настоящее время минимальный возраст для управления скутером ПДД не регламентируется. Однако, для управления мопедом необходимо водительское удостоверение любой категории, которое можно получить только начиная с 16-летнего возраста. Так что на скутер можно садиться только с 16 лет и ни днем раньше.
Можно ли ездить на мопеде без прав в 2022 году?
Пункт 2.1.1 правил дорожного движения обязывает водителя скутера иметь при себе водительское удостоверение: «2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки: водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории». Обратите внимание, водитель должен иметь для скутера права категории «М» либо любой другой категории.
Еще раз процитируем ПДД для скутеров: «24.7. Водитель мопеда должен двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов. Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам». Движение скутеров по проезжей части разрешено только в один ряд по правому краю проезжей части. Правила ПДД для скутеров разрешают объехать остановившийся на остановке троллейбус или автобус.
Правила управления скутером разрешают также и движение по выделенной полосе для велосипедистов и в велосипедной зоне. Не следует путать выделенную полосу для велосипедистов и велосипедную дорожку. По велосипедной дорожке мопед ехать не может. Также движение скутеров возможно и по обочине. При этом не допускается создание помех пешеходам.
Особенности перевозки пассажиров на скутере.
Особенности перевозки пассажиров на скутере регламентируются пунктом 22.2(1). ПДД: «22.2(1). Перевозка людей на мотоцикле должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «А» или подкатегории «А1» в течение 2 и более лет, перевозка людей на мопеде должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами любой категории или подкатегории в течение 2 и более лет». Перевозить пассажиров может только водитель, имеющий водительское удостоверение любой категории в течение как минимум 2-х лет. Т.е. начинающий водитель перевозить пассажиров на скутере не имеет права. Кроме того, требования к перевозке пассажиров устанавливаются пунктом 24.8 ПДД: «24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается :…перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства; перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест».
Таким образом, перевозить пассажиров на мопеде можно только в том случае, если конструкция транспортного средства предусматривает дополнительные пассажирские места. Также информация о количестве пассажиров должна быть указана в документах транспортного средства.
Отдельного внимания заслуживает перевозка детей в возрасте до 7 лет. Для ребенка должно быть предусмотрено специально оборудованное место.
Что запрещается делать водителям скутеров?
24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
— управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
— перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
— поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);
— двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов);
— пересекать дорогу по пешеходным переходам.
Госавтоинспекция надеется, что после изучения данной статьи вы запомните все правила для скутеров и будете лучше ориентироваться в транспортном потоке и не доверять подобные транспортные средства детям.