Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.
2. Положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;
2) попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;
3) подопечный — гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство;
4) недееспособный гражданин — гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации;
5) не полностью дееспособный гражданин — несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных статьями 21 и 27 Гражданского кодекса Российской Федерации) или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статья 3. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства
1. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются Семейным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.
3. Отношения, указанные в части 1 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом. Отношения, указанные в части 2 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом, и по вопросам, не урегулированным непосредственно настоящим Федеральным законом. Нормы, которые регулируют отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, и содержатся в законах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.
4. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
5. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
6. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Дополнение частью — Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)
Статья 4. Задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству
Задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются:
1) обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;
2) защита прав и законных интересов подопечных;
3) обеспечение достойного уровня жизни подопечных;
4) обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;
5) обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.
Статья 5. Основные принципы государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству
Деятельность по опеке и попечительству осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1) свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей;
2) контроль за деятельностью по опеке и попечительству;
3) обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных.
Глава 2. Органы опеки и попечительства, их задачи и полномочия
Статья 6. Органы опеки и попечительства
1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 167-ФЗ)
11. Органы местного самоуправления поселений, муниципальных округов, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства. (Дополнение частью — Федеральный закон от 02.07.2013 № 167-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 29.05.2019 № 107-ФЗ, от 30.04.2021 № 114-ФЗ)
12. Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. (Дополнение частью — Федеральный закон от 02.07.2013 № 167-ФЗ)
2. В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства.
3. Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.
4. Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
5. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти утверждает требования к профессиональным знаниям и навыкам работников органов опеки и попечительства, необходимым для исполнения ими должностных обязанностей, примерные дополнительные профессиональные программы для работников органов опеки и попечительства, а также осуществляет разработку методических материалов по вопросам деятельности по опеке и попечительству и контроль за деятельностью органов опеки и попечительства. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 167-ФЗ)
Статья 7. Задачи органов опеки и попечительства
1. Основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются:
1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;
2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. На органы опеки и попечительства возлагаются также иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства
1. К полномочиям органов опеки и попечительства относятся:
1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;
3) установление опеки или попечительства;
4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
5) освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;
6) выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;
7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;
8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;
9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;
10) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;
11) проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона; (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 167-ФЗ)
12) информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 02.07.2013 № 167-ФЗ)
13) оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 02.07.2013 № 167-ФЗ)
14) ведение учета опекунов, попечителей в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 01.03.2020 № 35-ФЗ)
2. Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные полномочия органов опеки и попечительства наряду с указанными в части 1 настоящей статьи полномочиями.
3. По вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают акты. Указанные акты могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
Статья 9. Обязанности органа опеки и попечительства при перемене места жительства подопечного
1. Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган опеки и попечительства, который установил опеку или попечительство в соответствии со статьей 35 Гражданского кодекса Российской Федерации.
2. При перемене места жительства подопечного орган опеки и попечительства, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в орган опеки и попечительства по его новому месту жительства в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного.
3. Полномочия органа опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки и попечительства со дня получения личного дела подопечного.
Глава 3. Правовой статус опекунов и попечителей
Статья 10. Порядок определения лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями
1. Требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации, а при установлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан также Семейным кодексом Российской Федерации.
2. В целях получения сведений о личности предполагаемого опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях. Орган опеки и попечительства вправе требовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя. Перечень документов, предоставляемых гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем, сроки предоставления таких документов определяются Правительством Российской Федерации.
21. Документы и информация, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваются органами опеки и попечительства в указанных органах и организациях, если такие документы и информация не были представлены самостоятельно гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем. (Дополнение частью — Федеральный закон от 01.07.2011 № 169-ФЗ)
3. Документы или копии документов и иная необходимая для установления опеки или попечительства информация предоставляются по требованию органов опеки и попечительства безвозмездно.
4. Сведения о личности предполагаемого опекуна или попечителя, полученные органом опеки и попечительства, относятся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных к персональным данным граждан (физических лиц).
5. Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.
6. У каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один опекун или попечитель, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Одно и то же лицо, как правило, может быть опекуном или попечителем только одного гражданина. Передача несовершеннолетних братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам эти
Кому подчиняются органы опеки и попечительства в москве
Статья 6. Органы опеки и попечительства
1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. Органы местного самоуправления поселений, муниципальных округов, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 167-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 29.05.2019 N 107-ФЗ, от 30.04.2021 N 114-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.2. Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
(часть 1.2 введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 167-ФЗ)
2. В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства.
3. Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.
4. Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
5. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти утверждает требования к профессиональным знаниям и навыкам работников органов опеки и попечительства, необходимым для исполнения ими должностных обязанностей, примерные дополнительные профессиональные программы для работников органов опеки и попечительства, а также осуществляет разработку методических материалов по вопросам деятельности по опеке и попечительству и контроль за деятельностью органов опеки и попечительства.
Что делать, если к вам пришли представители опеки
Я работаю в органах опеки и попечительства и помогаю защищать и даже спасать детей, которые в этом нуждаются.
По опыту я знаю, что многие боятся представителей опеки. Возможно, это из-за стереотипа, что в госорганах работают бессердечные люди-функции . Таких часто показывают в фильмах. Но на самом деле в опеке, как и везде, работают разные люди. В том числе профессиональные, добрые и искренне стремящиеся помочь.
В статье расскажу, какие полномочия есть у органов опеки, в каких ситуациях они приходят к семьям, как вести себя, если они пришли к вам, и почему этих визитов не нужно бояться.
Что вы узнаете
Рассылка о том, как растить детей
Что такое органы опеки и попечительства
В России нет ювенальной юстиции — так называют объединение социальных служб и общественных организаций вокруг специального суда, который защищает права несовершеннолетних. Но есть госорганы, которые этим занимаются. В их числе — органы опеки и попечительства.
Главная задача органов опеки — защищать права и законные интересы людей любого возраста, которые находятся под опекой или попечительством либо нуждаются в них. Также они следят за тем, как работают опекуны, попечители и организации, которые помогают недееспособным или не полностью дееспособным людям. А еще помогают сохранять имущество подопечных и управлять им.
Чтобы органы опеки могли выполнять эти задачи, государство наделило их большим набором полномочий. Например, они:
- выявляют людей, которые нуждаются в опеке или попечительстве, в том числе детей, и назначают для них опекунов и попечителей;
- обращаются в суд, чтобы признать человека недееспособным или ограниченно дееспособным — а также полностью дееспособным, если исчезли основания, из-за которых он нуждался в опеке;
- выдают разрешения на имущественные сделки подопечных;
- в судах представляют интересы детей и подопечных, если их родители, опекуны или попечители нарушают закон;
- проверяют, в каких условиях живут подопечные.
В каждом регионе или муниципальном образовании органы опеки могут называться по-своему . Например, орган опеки Московской области — областное министерство социального развития, а Волгоградской области — областной комитет социальной защиты населения.
На местах это управления или отделы опеки и попечительства. И они могут быть как отдельными органами в системе муниципальной власти, так и частью каких-то других. Например, я работаю в управлении социальной защиты населения, и именно оно в нашем муниципальном образовании выполняет функции органа опеки и попечительства.
В каких случаях опека приходит к семьям
Сотрудники опеки никогда не приходят с проверками без оснований. Если в семье есть люди под опекой или попечительством, а также усыновленные дети, мы наблюдаем за ними регулярно. В первом случае, если нет жалоб, мы навещаем их два раза в год. А во втором — раз в год в течение трех лет после усыновления.
К обычным семьям органы опеки приходят только по чьей-то жалобе: мы обязаны реагировать на все тревожные сообщения. Например, мы часто получаем информацию от школьных учителей и психологов, воспитателей, педиатров и случайных граждан, которые заподозрили, что в какой-то семье с детьми плохо обращаются. Вот несколько ситуаций, в которых, скорее всего, в семью придет опека:
- родители разводятся и у них есть спор о детях. В этом случае органы опеки по запросу суда готовят заключения, например, о порядке общения с ребенком или о месте проживания ребенка с одним из родителей после развода;
- у ребенка проблемы в школе. Вероятно, к нам обратится его учитель или директор школы;
- у семьи конфликт с соседями. По моему опыту, в этом случае соседи часто жалуются в опеку по поводу и без;
- родители отказались делать ребенку прививки или лечат его нетрадиционными способами. Об этом нам сообщит педиатр.
По правилам, в течение трех дней после того, как органы опеки получили сообщение, они должны прийти домой к ребенку, чтобы выяснить, в каких условиях он живет. В некоторых ситуациях проверку проведут незамедлительно. Например, если соседи сообщили, что ребенок уже долго дома один или его родители несколько дней пьют, это значит, что ребенок фактически остался без попечения и ему угрожает опасность. Поэтому мы обязаны быстро ему помочь.
- Приведу три примера из практики. В первом случае нам написала учительница. Она увидела на руках и теле ученика синяки. Мы отреагировали — пришли домой к ребенку с проверкой. Опасения учительницы подтвердились: отец запирал мальчика в комнате, избивал, заставлял тяжело работать за еду. В результате отца осудили по статье 156 УК РФ за неисполнение обязанностей по воспитанию ребенка, сопряженное с жестоким к нему отношением, и лишили родительских прав. А мальчика отправили в детский дом.
- Во втором случае к нам обратилась педиатр детской поликлиники. Она сообщила, что в больницу поступил грудной ребенок с коликами и дефицитом веса. Общаясь с матерью ребенка, она заметила, что та халатно относится к здоровью дочери. Во время проверки мы выяснили, что у женщины не было денег, чтобы покупать ребенку смеси, и она собирала травы, заваривала их и поила этими отварами дочь. В итоге девочку вылечили, но мать от нее отказалась.
- В третьем случае к нам поступил анонимный звонок. Женщина рассказала, что в одной семье семилетняя девочка живет с бабушкой, а ее родители работают в другом городе и редко приезжают. Из-за этого девочка просит еду у соседей. Мы поехали на проверку и застали дома почти всю семью, кроме мамы: родители работали вахтами и приезжали домой поочередно. Девочка выглядела ухоженной, не пропускала школу, а папа и бабушка охотно шли на контакт и ничего не скрывали. Оказалось, что это был ложный звонок от соседки, с которой у семьи был конфликт.
Чтобы избежать неожиданных визитов опеки, я рекомендую соблюдать базовые правила ухода за детьми. Например, не стоит уходить из роддома без выписки, игнорировать прививки из официального списка Минздрава, пренебрегать плановыми осмотрами у детских врачей, тянуть с оформлением свидетельства о рождении ребенка. Это самые распространенные ситуации из моей практики, когда опека начинала интересоваться семьями.
- Представим, что беременная женщина не стояла на учете в женской консультации и родила дома. А потом не торопилась зарегистрировать рождение ребенка в загсе. Это может значить как то, что она придерживается теории естественного родительства и на бюрократические процедуры у нее не было времени, так и то, что она пропустила сроки для аборта и хочет избавиться от ребенка после его рождения. Во втором случае опека обязана защитить новорожденного.
Также рекомендую сообщать в детскую поликлинику и в школу или садик обо всех важных моментах из жизни ребенка. Например, учителям и врачам стоит сказать, что ребенок занимается в секции бокса. Иначе синяк, полученный на тренировке, они могут принять за побои от родителей. А если вы не хотите делать ребенку прививки, не стоит просто игнорировать педиатров. Лучше напишите отказ от вакцинации: вы имеете на это право.
Как обратиться в органы опеки
Обратиться в опеку может каждый, кто подозревает, что законные представители несовершеннолетнего плохо с ним обращаются. Обязательно стоит сообщить опеке, если:
- родители оставили ребенка без присмотра и это угрожает его здоровью или жизни;
- взрослые жестоко обращаются с ребенком;
- члены семьи ребенка злоупотребляют алкоголем или наркотиками;
- ребенка выгнали на улицу и не пускают домой;
- за ребенком никто не следит и он проводит много времени без взрослых;
- ребенок выглядит неопрятно, на нем одежда не по сезону, он просит еду у чужих людей или очевидно нуждается в медицинской помощи.
Во всех этих ситуациях ребенок может пострадать, поэтому не стоит оставаться равнодушным. Но все же перед тем, как обращаться в опеку, я рекомендую уточнить у него и родителей, что происходит на самом деле. Например, крики ребенка за стеной не всегда означают, что родители его бьют, а грязная одежда — это не обязательно признак неблагополучной семьи.
Выяснить реальные обстоятельства важно, потому что за любым обращением в опеку последуют проверки, визиты в семью и возможные последствия.
Куда обращаться. Можно позвонить или написать в городское или районное отделение органов опеки и попечительства. Найти контакты можно в интернете по запросу «опека [ваш район и/или город]» — у каждого отделения есть сайт.
В обращении важно кратко, но содержательно описать ситуацию. Так ответственный сотрудник сможет оценить ее и решить, насколько быстро нужно отреагировать.
Можно ли обратиться анонимно. Можно. Но нужно помнить, что по закону госорганы имеют право не реагировать на анонимные обращения. Даже если ваше обращение не ложное и ребенку действительно нужна помощь, есть риск, что ему не помогут только из-за того, что вы не захотели назвать свое имя.
При этом если по какой-то причине вы не можете обратиться в опеку открыто, то лучше все-таки сообщить о ваших подозрениях, чем проигнорировать тревожные сигналы. Потому что на практике органы опеки все равно реагируют на любые анонимные обращения: лучше съездить на проверку по такому звонку, чем поставить под угрозу жизнь и здоровье ребенка.
Как вести себя, если к вам пришли органы опеки
Можно ли не впустить сотрудников опеки. По закону жилище неприкосновенно. Это значит, что сотрудники опеки могут зайти в него в трех случаях:
- Если проживающие в нем люди это разрешили.
- Если есть решение суда или постановление опеки об отобрании детей.
- Если есть основания считать, что в жилище совершено или совершается преступление. Например, слышно, как ребенок кричит и просит о помощи. В этом случае с сотрудником опеки обязательно будет полицейский по делам несовершеннолетних.
То есть при желании вы можете не пускать домой сотрудников опеки, если у них нет оснований войти без вашего разрешения. И даже если они утверждают, что в доме совершается преступление, вы можете выяснить, почему они так считают, и объяснить, что происходит на самом деле.
Обычно сотрудники опеки приходят без предупреждения и ближе к вечеру, чтобы определить реальное положение дел в семье. Если визит застал вас врасплох, попробуйте договориться с сотрудниками и перенести встречу на удобный вам день.
Как проверить сотрудников опеки. Если вы готовы пообщаться с опекой, рекомендую сначала убедиться, что к вам действительно пришли сотрудники госоргана, а не мошенники. Для этого попросите их показать документы — удостоверение и паспорт. Родители отвечают за безопасность детей, поэтому должны быть уверены, что впускают в квартиру именно представителей опеки.
Если остаются сомнения, можно позвонить в орган опеки и уточнить, работают ли там эти люди и отправлялись ли они с проверкой по вашему адресу. Также рекомендую записать ФИО всех, кто к вам пришел. Это пригодится, если потом нужно будет вспомнить, с кем именно вы общались.
Что делать, если опека ведет себя некорректно. По внутренним регламентам сотрудники опеки, приходя домой к семьям, должны следовать принятым там правилам. Например, снять обувь и верхнюю одежду на входе, вымыть руки.
Также нельзя позволять сотрудникам ходить там, где они пожелают. Им стоит указать, что перемещаться по дому можно только с разрешения и в присутствии его хозяина.
У родителей во время встречи с опекой есть право не подписывать никакие документы без адвоката, а также не соглашаться на то, чтобы ребенка забрали в больницу, если он очевидно хорошо себя чувствует. Во втором случае можно сказать, что вы сами сходите к педиатру и после передадите справку от него в органы опеки.
Забрать ребенка во время визита опека может, только если есть явная угроза его жизни или здоровью. То есть, если прямо сейчас не забрать ребенка, он пострадает физически или психически. Например, когда родители оставили его без еды, воды, одежды или избили. Подробности — в статье о том, какие семьи считаются неблагополучными.
Если сотрудники опеки угрожают родителям лишить их прав и отнять ребенка, не нужно бояться. Ограничение и лишение родительских прав — это сложные процедуры, к которым прибегают в ситуациях, когда родители действительно плохо справляются со своими обязанностями и вредят ребенку. Подробно об этом написано в статье Т—Ж о лишении родительских прав.
Если сотрудники опеки ведут себя некорректно, например угрожают, запугивают, требуют подписать документы, нужно незамедлительно сообщить об этом в прокуратуру. Вот статья о том, как правильно подать жалобу в любое ведомство. Также можно рассказать об этом случае близким, друзьям и общественности, например привлечь журналистов. Но ни в коем случае не нужно проявлять агрессию и оскорблять сотрудников опеки: это никак не поможет и только усугубит ситуацию.
Родителям важно показать сотрудникам опеки, которые превышают полномочия, что они знают свои права, любят своего ребенка и не отдадут его без законных на то оснований.
Что проверяют органы опеки
Когда сотрудники опеки приходят домой к семьям, они проверяют, в каких условиях живут дети. Вот на что обычно смотрят.
Состояние здоровья ребенка — от него зависит, как опека будет вести себя во время визита. Например, если ребенку нужна срочная медпомощь, то опека сразу вызовет педиатра и тот решит, нужно ли забирать ребенка в больницу.
- Как-то нам позвонила соседка семьи и рассказала, что мать новорожденной девочки пьет и часто оставляет ее одну. А девочка нуждается в особом уходе: питается через зонд.
- Когда мы приехали на проверку, сразу вызвали участкового педиатра. Он оценил состояние девочки и отправил ее на госпитализацию. Впоследствии мы лишили мать родительских прав, потому что она совсем перестала заботиться о дочке. В суде мать против лишения не возражала.
Если ребенку прямо сейчас не требуется врач, то сотрудник опеки все равно осмотрит его и попытается найти признаки насилия — синяки, царапины, рубцы, ожоги, ссадины, раны, переломы. А также проверит, соответствует ли возрасту уровень его физического развития: дефицит веса можно определить на глаз.
Внешний вид ребенка. Например, чистый ли он, в какой он одежде и какая у него есть обувь. Вполне нормально, если у ребенка будет простая недорогая одежда. Но важно, чтобы она была чистой, соответствовала его возрасту и полу.
Жилищно-бытовые условия. Сотрудник опеки обязательно уточнит, кому принадлежит жилье. А потом осмотрит его и оценит, хватает ли площади для всех членов семьи, есть ли у ребенка место для сна, игр, занятий, хорошо ли оно обустроено, безопасно ли там, нет ли у ребенка доступа к опасным предметам, медикаментам, электроприборам.
Есть мнение, что помещение, в котором живет ребенок, обязано быть стерильно чистым — иначе оно не понравится сотрудникам опеки. А в холодильнике должно быть много разнообразных продуктов. Но это не так. Для опеки важно, чтобы жилье соответствовало минимальным требованиям:
- Нужен условный порядок. Никто не обратит внимания на пару немытых тарелок или пыль на подоконнике, сотрудники опеки не будут ходить по квартире как ревизоры. Но вот груда немытой посуды, ворох грязного белья, насекомые, отсутствие света и газа вызовут вопросы.
- У ребенка должно быть собственное спальное место и уголок для занятий — кухонный стол не подойдет.
- На кухне должны быть продукты и приготовленная еда. Определенных требований нет. Хорошо, если дома есть фрукты и овощи, но достаточно и запасов круп, свежего супа, набора замороженных полуфабрикатов, а для грудных детей — запаса смеси для вскармливания, если ребенок в ней нуждается.
- У ребенка должна быть сезонная одежда. Чтобы это проверить, сотрудники опеки заглянут в шкаф или попросят родителей ее показать.
Финансовое положение семьи — это еще один важный вопрос. Поэтому нормально, если сотрудник опеки спросит у родителей, сколько они зарабатывают, получают ли они алименты на ребенка, пенсии, пособия или другие социальные выплаты, какое имущество у них есть и какие у ребенка на него права.
Отношения в семье. Сотрудник опеки выяснит, кто живет вместе с ребенком и заботится о нем, какие отношения между членами семьи и как они влияют на ребенка, где живут другие близкие родственники.
Чтобы узнать все это, опека поговорит с ребенком, родителями и другими членами семьи. А еще может расспросить соседей.
В течение трех дней после проверки сотрудники опеки составляют акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи. Акт подписывает сотрудник, который приезжал к семье, и утверждает руководитель органа опеки и попечительства.
Самое интересное в акте обследования — выводы, которые сделал сотрудник опеки. От них зависит, какие меры примут в отношении семьи. Выводы делают по нескольким вопросам:
- Угрожает ли что-то жизни, здоровью, нормальному воспитанию и развитию ребенка?
- Заботятся ли родители о ребенке?
- Нуждается ли ребенок в помощи? Если да, то в какой — социальной, правовой, психолого-педагогической, медицинской, материальной?
- Нуждается ли семья в медицинской, психологической, педагогической, юридической или социальной помощи?
Заверенную копию акта в течение трех дней опека направляет родителям ребенка. Если они не согласны с выводами, результаты проверки можно оспорить в суде. Вот статья о том, как подать иск в суд.
Как органы опеки могут помочь
Из акта обследования условий жизни несовершеннолетнего и его семьи видно, что от впечатлений и выводов сотрудника опеки, который проверял семью, зависит ее дальнейшая судьба. Но пугаться плохих выводов не нужно: родителей не лишат прав, а детей не заберут сразу же — семье обязательно дадут возможность и время исправить выявленные недостатки.
Чтобы помочь семье, опека может направить родителей к любым нужным специалистам. В структуре органов опеки их, как правило, нет. Но зато всегда есть организации-партнеры, которые помогают их подопечным, — например службы сопровождения семьи.
Вот что опека может сделать для семьи:
- проконсультировать, где семья может получить помощь, к какому врачу, психологу, педагогу, юристу или соцработнику обратиться — в том числе бесплатно;
- помочь родителям получить лечение от алко- или наркозависимости — направить в службу сопровождения, чтобы там подобрали подходящий реабилитационный центр;
- помочь устроить детей в детский сад или школу — разъяснить родителям, какие у них есть льготы и возможности для этого;
- на время поместить детей в специализированное учреждение — реабилитационный центр или центр помощи, если они в этом нуждаются;
- устроить детей в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, — если родители отказались от них или не справляются со своими обязанностями;
- направить родителей в центр занятости населения, чтобы они устроились на работу или прошли переобучение;
- предоставить детям из малообеспеченных семей бесплатные путевки в городские лагеря, а родителям — материальную помощь, например сертификаты на продукты, бытовую технику, одежду.
Приведу два примера из практики.
В первом случае к нам в опеку позвонила женщина — соседка семьи. Она рассказала, что родители не заботятся о шестилетнем сыне. Из-за этого мальчик выглядит неопрятно, бродит по улицам и просит еду у незнакомых людей. Мы выехали на проверку, и сообщение подтвердилось.
Родители мальчика несколько дней выпивали — и были нетрезвыми, когда мы приехали. Они сказали, что у них трудная жизненная ситуация и им нужна помощь. И мы помогли.
Родителям мы предложили:
- Медицинскую помощь — направили их на лечение от алкогольной зависимости.
- Психологическую помощь — направили всю семью к психологу.
- Материальную помощь — направили родителей в отдел по оказанию материальной помощи малоимущим гражданам. Там им выдали продукты на 5000 ₽ и б/у вещи.
А мальчика мы временно устроили в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.
Через полгода родителям удалось вылечиться от зависимости и наладить свою жизнь. После этого ребенок вернулся в семью.
Во втором случае нам сообщили, что мать четырех детей злоупотребляет алкоголем. Также семья жила в очень запущенном доме — без света и газа, потому что их отключили за неуплату. В школу и обратно дети ходили по 6 километров пешком.
Чтобы помочь семье, мы обратились во все возможные службы. Благодаря этому администрация сельского поселения нашла для семьи благоустроенный дом в селе, где есть школа, и помогла купить его на материнский капитал. Служба занятости нашла для матери работу в детском саду: по образованию та была педагогом. Также мы помогли устроить младших детей в детский сад, а старших — в новую школу.
Все эти меры позволили матери наладить жизнь, а детям — остаться в родной семье.
Что в итоге
- Органы опеки защищают права людей любого возраста, которые находятся под опекой или попечительством либо нуждаются в них. В том числе права детей, родители которых не справляются со своими обязанностями.
- Сотрудники опеки никогда не приходят к семьям без оснований. Если в вашей семье нет людей под опекой или попечительством, а также усыновленных детей, то они могут прийти к вам только по чьей-то жалобе.
- Пожаловаться на семью могут школьные учителя и психологи, воспитатели, педиатры и случайные люди, которые заподозрили, что с детьми плохо обращаются. После каждого сообщения опека обязательно проводит проверку.
- Если к вам пришли сотрудники опеки, проверьте их паспорта и служебные удостоверения. А если они ведут себя некорректно, сообщите об этом в прокуратуру.
- Во время проверки опека выясняет, в каких условиях живет семья и как выглядят и чувствуют себя дети.
- Если окажется, что семье требуется какая-то помощь, опека направит ко всем нужным специалистам.
Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety.
О том, как написать статью о своем родительском опыте, рассказываем в нашем мануале: прочитайте его и станьте нашим автором.
лучший совет, который я использовала, касающийся органов опеки —
попросите их снять при входе в квартиру обувь — так им сложнее будет скрыться из квартиры с вашим ребенком
вот уж институт полиции как себя в России дискредитировал за последние 30 лет, но опека дает полиции сто очков вперед в терроре слабозащищенных слоев населения абсолютно заслуженно. у меня опека кроме как с опричниной больше ни с чем не ассоциируется. не знаю ни одной истории где бы они хотя бы попытались помочь детям.
Златеника, вы прям незаслуженно негативно к ним. к вас лично приходили? Детей уводили? А между тем, а некоторых случаях вмешательство опеки — спасение для семей. Опека — штука нужная, важная, без злоупотреблений полезная
ТиграБенгальская, ко мне лично — приходили
детей не уводили — я же им сказала обувь снять )
"Опека — штука нужная, важная, без злоупотреблений полезная" — ох, ваша правда, но если бы она в РФ хоть когда-нибудь так работала
Златеника, интересненько. А че пришли? Кто накляузичал? Насколь правдиво? Есть информация?
ТиграБенгальская, ооо, это интересная история
средняя дочь играла на площадке рядом с ИКЕА Дыбенко, и умудрилась сломать там ногу — оторвался железный поручень, на котором она висела, и она рухнула с высоты (к — качество западной компании)
областная скорая отказалась ехать потому что "нам из Всеволожская до вас три часа вызывайте городскую", городская отказалась ехать потому что "это Ленобласть мы из города туда не поедем" (ехать минут шесть), в итоге муж плюнул, взял ребенка на руки, погрузил в машину самостоятельно и через 15 минут был в травме. гипс, все дела, все в порядке, ребенок жив.
уже на следующий день у нас дома была комиссия из опеки в составе восьми (!) человек — многодетная семья же, ребенка со сломанной ногой привезли в травму, все дела! с тех пор нас регулярно "проверяли" — сначала раз в неделю, через 3 месяца — раз в месяц, и так до того самого момента как мы покинули страну. я так понимаю мы теперь навечно у них на учете, потому что приехали в травму не со скорой, а самостоятельно — экое своеволие.
п.с. суд с ИКЕА состоялся в итоге, они упирались до последнего и по решению суда и экспертизе нам даже компенсацию выплатили, но опеке на это посрать — ходят и ходят )))
с тех пор (четвертый год пошел) я очень все понимаю про опеку и очень ее не люблю.
Златеника, просто трешанина какая-то. Тем временем куча историй, когда дети живут с алкашами и всем вокруг срать.
No, на детей бомжей, алкоголиков, мигрантов и прочих маргиналов им откровенно насрать. Другое дело здоровый и развитый ребёнок с хороршей наследственностью — именно на таких самый большой спрос у торговцев детьми.
Златеника, мрак. лучше бы делом занялись
Златеника, да, захватывающее. Я так понимаю,то практика при травмировании детей и попадании в травмопункты. По историями знакомых где то сразу участковый приходит на беседу
ТиграБенгальская, да, участковый тоже был, но только один раз, а опека у нас просто прописалась )
Дейнерис, почти такая же история. Почти два года живём "под прицелом". Могут прийти в любое время, ну ни как" ближе к вечеру", вот вчера, например, в 8.45утра. Какое :разденьтесь, разуйтесь, помойте руки-о чем вы? Как доберман по всему дому давай бегать с телефоном. А у нас в дальней половине дома перестройка идёт, ванну увеличиваем и Что-то типа прачечной. Ой! Это что такое? Простите, не сдержалась:"комната пыток"- говорю. В общем ничего хорошего не пообещала, вот ждём теперь.
user2446197, на хер пошли те их, этих тёток, скажи — ещё раз придёшь жалобу подам, охота отпадёт!
Дейнерис, а расскажите, если не сложно что именно проверяют и к чему цепляются?
Еее, цепляются ко всему. Могут, так незаметненько пальчиком провести- у вас столько пыли, как вы живете?
Еее, холодильник, спальные места для детей, аптечку етс
Еее, стандартно. Например, "рабочее место" ребёнка (стол с лампой) для выполнение домашних заданий и т.д.
ТиграБенгальская, опека — это антисемейный орган антинародной "власти". Первое место по преступлениям против собственности (когда ребёнок — наследник квартиры), второе — по торговле живым товаром (незаконному отобранию у семьи и усыновлению).
На детей бомжей, алкоголиков, мигрантов и прочих маргиналов им откровенно насрать. Другое дело здоровый и развитый ребёнок с хороршей наследственностью — именно на таких самый большой спрос у торговцев детьми.
Откровенная ложь, хамство, запугивание, угрозы, грубейшее нарушения закона — "фирменный стиль" работы большинства работников опеки.
То же самое со школьной администрацией. Повод номер один для обращения в КДН/опеку — это ЗАКОННЫЙ отказ родителей регистрировать ребёнка на любой из многочисленных электронных "платформ" эрзац-образования для бедных: РЭШ, МЭШ, Сферум, ФГИС Моя школа, из которых нет ни одной обязательной, все только добровольные.
Типичный разговор с директором школы:
— Здравствуйте. Я мама ученика Фамилия Имя. Сотрудник вашей школы в чате, где присутствуют только дети без ведома родителей СОВРАЛ своим ученикам, что они ДОЛЖНЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО зарегистрироваться в информационной системе Кипрско-британского ООО, сообщив свои персональные данные. Назовите мне пожалуйста нормативный акт (федеральный закон или решение суда), прямо обязывающий регистрироваться на "образовательной платформе" (или в Госуслугах)? .
— Вы неправильная мама, неправильно воспитывающая детей, я на вас пожалуюсь в органы опеки.
Т.е. опека в школе — это такое пугало, которое школа использует для угроз совершенно нормальным детям и родителям когда хочет совершить уголовные преступления типа самоуправства, превышения полномочий или принуждения к сделке.
УК РФ Статья 179. Принуждение к совершению сделки (например, регистрации на "образовательной" платформе) или к отказу от ее совершения
1. Принуждение к совершению сделки под угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно распространения сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких, при отсутствии признаков вымогательства —
наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 27.12.2009 N 377-ФЗ, от 07.03.2011 N 26-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
Поэтому всё общение с администрацией школы — только под полную аудио и видео запись, а лучше письменно.
Превышение своих полномочий органами опеки и попечительства: как написать жалобу и куда ее направить?
Согласно действующему законодательству Российской Федерации, органы опеки и попечительства должны защищать права несовершеннолетних граждан, а также детей, находящихся под опекой. В их обязанности входит контроль за опекунами и лицами, которые намерены усыновить ребенка. Эти государственные органы выполняют и другие немаловажные задачи.
Если органы опеки превышают свои полномочия (например, берут взятку), нужно немедленно писать жалобу на таких сотрудников. При возникновении других претензий гражданин РФ имеет право обратиться в соответствующие органы с заявлением о том, что уполномоченное лицо плохо справляется со своими основными обязанностями. Так куда жаловаться на органы опеки?
Кому подчиняется отдел опеки и попечительства?
Органы опеки и попечительства подчиняются прокуратуре, уполномоченному при президенте РФ, а также уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.
Куда жаловаться на органы опеки и попечительства в отношении детей?
Составленное по всем правилам заявление можно отправить по почте или воспользоваться электронной приемной. Жаловаться на превышение полномочий сотрудниками данной государственной структуры рекомендуется в суд, прокуратуру, а также уполномоченному по правам ребенка и человека.
Прокуратура
Как известно, прокуратура тщательно отслеживает соблюдение свобод и прав граждан Российской Федерации. Она также следит за тем, чтобы все законы скрупулезно исполнялись определенными структурами и службами. Это касается и органов местного самоуправления, контроля.
Должностные лица этих учреждений должны соблюдать нормы и законы. Жалоба в прокуратуру регистрируется в течение трех суток с момента поступления. Решение, которое не нуждается в дополнительном сборе данных и сведений, принимается в течение двух недель.
Максимальный срок рассмотрения заявления составляет тридцать дней. На исправление ошибок и неточностей, если они присутствуют, выделяется ровно одна неделя.
При составлении жалобы на органы опеки и попечительства следует учитывать:
- все указанные сведения обязательно должны быть полными, достоверными. Нужно обратить внимание, что заявления, оставленные анонимно, рассматриваться не будут;
- текст следует писать исключительно на русском языке. Он должен быть разделен на предложения и абзацы;
- изложенная информация должна быть полной, емкой. Если сведений будет недостаточно, то жалобу вернут обратно;
- если заявление направлено в онлайн приемную, то заявитель может прикрепить к нему аудио, видеозаписи, а также различные текстовые доказательства;
- в случае, если присутствуют материалы, которые имеют объем больше допустимого, то их можно отправить по почте.
Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка
Еще индивидуально ведется страница в социальных сетях. Нужно обратить внимание, что на официальном сайте предусмотрена электронная приемная. Здесь можно составить онлайн жалобу на органы опеки и попечительства, а также заполнить соответствующую форму.
Писать жалобу рекомендуется по адресу уполномоченного в регионе вашего проживания. Здесь также предусмотрен свой срок подачи жалобы. Она должна быть подана не позднее одного года со дня нарушения прав и свобод конкретного гражданина.
Уполномоченный по правам человека в РФ
Существует несколько вариантов обращения при помощи сети интернет:
- электронное письмо;
- обращение в социальных сетях.
Еще при желании можно отравить электронное письмо почтой России. При этом рекомендуется обязательно соблюдать нормы этики и переписки.
Как правильно написать жалобу?
Нужно обратить внимание, что текст заявления может быть написан как от руки, так и набран на компьютере. Последний вариант воспринимается значительно легче. Необходимо разбивать его на абзацы, предложения.
Рекомендуется придерживаться логики повествования. Только так суть проблемы будет значительно яснее, четче прослеживаться. Крайне важно оформить документ так, чтобы ничто в нем не отвлекало внимание читателя от главного вопроса, заданного в письме.
Следует избегать предоставления недостоверной, ложной информации. Рекомендуется писать разборчиво, без грамматических, орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок. В тексте не должно быть ругательств, пустых рассуждений.
Вся информация должна быть краткой и максимально емкой. После написания обязательно нужно поставить дату и подпись. Еще рекомендуется оставить адрес для связи. Во всех остальных случаях письма останутся без рассмотрения и не будут приняты.
Уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребенка занимается решением вопросов, касающихся нарушения прав несовершеннолетних.
Вероятнее всего, если ваше обращение не имеет отношения к данной теме, его просто отправят в ведомство без вашего участия.
Заявление вовсе не будет рассмотрено.
+7 (499) 288-73-46;
8 (800) 600-36-19
Это быстро и бесплатно!
Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам:
Обжалование отказа на установление опекунства
Каждый человек имеет право обжаловать отказ органов опеки относительно установления опекунства. При этом рекомендуется обращаться в суд с соответствующим заявлением.
Не нужно забывать о том, что несовершеннолетние дети причисляются к одной из наиболее незащищенных категорий граждан. Это несмотря на то, что они обладают полным набором прав и свобод взрослого человека. Государственные органы и всевозможные структуры отстаивают права детей, а также тщательно следят за тем, чтобы они не были нарушены.