Какие локальные акты при утверждении требуют учета мнения первичной профсоюзной организации
Перейти к содержимому

Какие локальные акты при утверждении требуют учета мнения первичной профсоюзной организации

  • автор:

Статья 372 ТК РФ. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов (действующая редакция)

Работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 372 ТК РФ

1. Комментируемая статья посвящена процедуре учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов. Законодательство о труде, действовавшее до принятия ТК, не содержало ни порядка получения согласия, ни порядка учета мнения органов профсоюзов по поводу решений, затрагивающих существенные интересы работников. Сложилась интересная ситуация: предоставляя профсоюзам право на участие в принятии почти всех решений, принимаемых работодателем, законодатель не выработал механизмов его реализации.

Этот законодательный пробел использовали не только недобросовестные работодатели, но и некоторые профсоюзы. Они могли блокировать принятие работодателем решения, что создавало препятствия для реализации собственником предоставленных ему законом прав, затрудняя предпринимательскую деятельность. По сути, профсоюз мог отклонить любое решение, предлагаемое работодателем, даже не мотивируя причины несогласия с его действиями. Причем предприниматели не имели права обжаловать подобные решения. Все это побуждало работодателя нарушать законодательство о труде.

2. В настоящее время законодательно установлено, что далеко не каждое решение, принимаемое работодателем, должно обсуждаться с профсоюзами или иными представительными органами работников, а только то, которое прямо названо в законе или коллективном договоре (см. коммент. к ст. 371). В предусмотренных законом случаях работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Под первичной профсоюзной организацией законодатель понимает добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза (ст. 3 Закона о профсоюзах).

Выборный орган первичной профсоюзной организации или профсоюзный орган образуется в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации.

Процедура учета мнения профсоюзного органа предусматривает не только направление этому органу проекта соответствующего акта. Направляя ему проект локального нормативного акта, работодатель обязан представить обоснование необходимости принятия как подобного акта, так и содержащихся в нем положений, которые затрагивают существенные интересы работников.

Профсоюзный орган обязан рассмотреть обращение работодателя коллегиально, с соблюдением кворума, необходимого для принятия решения. В противном случае решение такого органа может быть признано нелегитимным.

Не позднее пяти рабочих дней с момента получения проекта локального нормативного акта профсоюзный орган направляет работодателю свое письменное мотивированное мнение.

Все значимые обстоятельства выборный профсоюзный орган вправе обсуждать с участием представителей работодателя и специалистов, разрабатывавших проект данного акта. Эти лица могут дать пояснения, необходимые для принятия профсоюзным органом взвешенного и грамотного решения.

Если профсоюзный орган в своем мотивированном мнении не согласен с проектом локального нормативного акта либо предлагает его усовершенствовать, работодатель может либо согласиться с ним, либо в трехдневный срок после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с профсоюзным органом.

3. Важно помнить, что при обосновании своего мнения профсоюзный орган должен ссылаться на положения законодательства, коллективный договор, локальные нормативные акты, уже действующие в организации, на положения трудовых договоров, заключенных с работниками, нормы Генерального, отраслевого тарифного и иных соглашений, на правовые обычаи и обыкновения, сложившиеся в данной сфере, отрасли, местности.

Если такие мотивировки отсутствуют, являются неполными или противоречивыми, работодатель вправе расценить их как уклонение профсоюзного органа от согласования позиций и потому принять локальный акт в той редакции, которая предлагалась профсоюзному органу на согласование. При этом действия профсоюзного органа по обжалованию или отмене безмотивно отклоненного решения должны быть признаны неправомерными.

Таким образом, именно мотивация решения профсоюзного органа должна стать предметом дополнительных переговоров и консультаций, а не просто отказ согласовать локальный нормативный акт.

Разногласия, возникшие в ходе переговоров, оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права.

В соответствии с ч. 4 ст. 372 такой акт может быть обжалован в государственную инспекцию труда или суд. Кроме того, выборный профсоюзный орган работников имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном гл. 61 ТК.

При получении жалобы (заявления) выборного профсоюзного органа государственная инспекция труда обязана в течение месяца провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи это предписание обязательно для исполнения. Предписание об отмене локального нормативного акта может быть обжаловано в судебном порядке, т.к. только суд в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством может провести полную, всестороннюю и объективную проверку всех обстоятельств дела, с учетом позиций и доводов сторон, защиты их законных прав и интересов.

4. Законодатель прямо распространяет порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, установленный комментируемой статьей, на случаи, когда учитывается мнение выборного представительного органа работников. Так, правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 для принятия локальных нормативных актов (ст. 190 ТК).

Подобный подход устраняет существовавшую ранее несогласованность, усиливает правовую защищенность работников.

Система локальных нормативных актов в организации

Система локальных нормативных актов в сфере трудовых отношений позволяет регламентировать такие вопросы, которые в Трудовом кодексе не раскрыты или являются спорными.

В каждой организации действуют собственные нормативные акты, регулирующие внутреннюю деятельность.

Согласно части 1 ст. 8 ТК РФ работодатели (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), в пределах своей компетенции и в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

Статья 22 ТК РФ к правам работодателя относит принятие локальных нормативных актов, а к основным обязанностям – ознакомление работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

Для работника локальные нормативные акты работодателя относятся к общим условиям найма и определяют содержание трудовых обязанностей в дополнениек требованиям закона и трудового договора. Именно поэтому работодатель при приеме на работу (до заключения трудового договора) обязан ознакомить работника под роспись с действующими в организации локальными нормативными актами, имеющими отношение к его трудовой функции (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).

Локальные нормативные акты могут приниматься уполномоченным представителем работодателя единолично, а в случаях, предусмотренных нормами ст. 8 и 372 ТК РФ – с учетом мнения представительного органа работников или по согласованию с ним (Таблица 1).

Таблица 1 – Участие представительного органа работников в процедуре принятия локальных нормативных актов

Мнение какого представительного органа требуется учитывать

Принимаемый локальный нормативный акт (ЛНА)

Требуется учет мнения представительного органа работников (в т.ч. выборного органа первичной профсоюзной организации)

ЛНА, устанавливающий порядок проведения аттестации

ЛНА, устанавливающий перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем

ЛНА, устанавливающий системы оплаты труда

ЛНА, устанавливающий конкретные размеры повышения оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда

ЛНА, устанавливающий конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день

ЛНА, устанавливающий конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время

ЛНА, определяющий применение систем нормирования труда

ЛНА, предусматривающий введение, замену и пересмотр норм труда

Правила внутреннего трудового распорядка

ЛНА, определяющий формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей

ЛНА, устанавливающий нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения

Случаи, в которых требуется учет мнения именно выборного органа первичной профсоюзной организации

ЛНА, устанавливающий разделение рабочего дня на части

ЛНА, определяющий размер и порядок выплаты дополнительного вознаграждения работникам (за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад)) за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе

ЛНА, устанавливающий порядок и условия предоставления дополнительных отпусков работникам

Правила и инструкции по охране труда для работников

ЛНА, устанавливающий порядок применения вахтового метода

ЛНА, устанавливающий размер и порядок выплаты надбавки за вахтовый метод работы работникам работодателей, не относящихся к бюджетной сфере

ЛНА, устанавливающие размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

ЛНА, устанавливающие размер. условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

ЛНА, устанавливающие особенности регулирования труда спортсменов, тренеров

Часть 3 ст. 348 1

Если в организации нет представительного органа работников, то работодатель принимает локальный нормативный акт самостоятельно.

В следующем номере подробнее будут рассмотрены обязательные и «факультативные» локальные нормативные акты, а также процедура их принятия.

В предыдущей статье «Система локальных нормативных актов в организации» было рассмотрено понятие локальных нормативных актов, принимаемых в организации, а также случаи принятия таких актов, в которых требуется учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или представительного органа работников.

Теперь необходимо подробнее рассмотреть состав локальных нормативных актов (далее – ЛНА), обязательных для работодателя, и «факультативных», наличие которых у работодателя необязательно, но необходимо для регулирования трудовых отношений.

Состав локальных нормативных актов, обязательных для каждого работодателя, установлен законом. Эти документы прямо названы в тексте отдельных статей ТК РФ (Таблица 1).

Таблица 1 – Локальные нормативные акты, наличие которых обязательно у всех работодателей (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями)

Наименование локального нормативного акта (ЛНА)

Применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации

Документы, устанавливающие порядок обработки персональных данных, например Положение о порядке обработки и защите персональных данных

Устанавливают порядок обработки персональных данных работников, порядок передачи персональных данных работников пределах одной организации, у одного индивидуального предпринимателя, а также права и обязанности работника и работодателя в этой области

Определяет ежегодную очередность предоставления оплачиваемых отпусков

Документы, устанавливающие систему оплаты труда, например Положение об оплате труда и премировании

Закрепляют применяемую работодателем систему оплаты труда работников, в т.ч. решение вопроса о составных частях заработной платы, их размерах, порядке и условиях выплаты

Правила внутреннего трудового распорядка

Регламентируют в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя

Правила и инструкции по охране труда для работников

Закрепляют общие требования безопасности, включающие условия допуска работников к самостоятельной работе; перечень опасных и вредных производственных факторов; перечень специальной одежды и обуви и других средств индивидуальной защиты; правила по обеспечению пожаро- и взрывобезопасности, оказанию первой (доврачебной) помощи, личной гигиены; требования безопасности перед началом работы, во время работы и по окончании работы; требования безопасности в аварийных ситуациях

Некоторые локальные нормативные акты становятся обязательными для отдельных работодателей с учетом особенностей их деятельности, установленных в организации условий труда и других факторов (Таблица 2).

Таблица 2 – Локальные нормативные акты, наличие которыхобязательно у отдельных работодателей(с учетом специфики их деятельности)

Документы, устанавливающие порядок проведения аттестации, например, Положение об аттестации

Устанавливают порядок аттестации, круг подлежащих ей работников (перечень должностей), сроки и правовые последствия аттестации и другие вопросы

Перечень должностей с ненормированным рабочим днем

Определяет перечень должностей работников, которым устанавливается работа с ненормированным рабочим днем, может также предусматривать продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого за работу в режиме ненормированного рабочего дня

Устанавливает число смен, начало и окончание работы каждой смены, перерывы для отдыха и порядок чередования смен при сменной работе

Документы, устанавливающие разделение рабочего дня на части, например Положение о разделении рабочего дня на части

Устанавливают разделение рабочего дня на части на работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы

Документ, устанавливающий порядок применения вахтового метода, например Положение о вахтовом методе работ

Регламентирует порядок организации вахтовых поселков, продолжительность вахты, учет рабочего времени, режимы труда и отдыха, гарантии и компенсации, предоставляемые лицам, работающим вахтовым методом, и другие вопросы

Таблица 3 – Локальные нормативные акты, наличие которых у работодателейнеобязательно, но необходимо для регулирования трудовых отношений

Положения о структурных подразделениях организации

Определяют правовой статус, задачи, функции, права, обязанности и ответственность структурных подразделений, входящих в состав организации

Устанавливают функции, права, обязанности и ответственность по отдельным должностям

Документы, предусматривающие правила установления и прохождения испытания, например Положение об испытании

Регламентируют процедуры установления испытания при заключении трудового договора, порядок его прохождения, способы оформления результатов, последствия неудовлетворительных результатов испытания и другие вопросы, связанные с проверкой соответствия работника выполняемой им работе

Учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации

Процедура, которую обязан выполнить работодатель при принятии некоторых решений, локальных нормативных актов (статья 372 ТК РФ ).

Работодатель должен учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации (как представительного органа работников) при принятии следующих решений:

  • введение режима неполного рабочего времени в случае массового увольнения работников по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда; а также отмена такого режима ранее срока, на который он был установлен (статья 74 ТК РФ);
  • привлечение к сверхурочной работе (кроме случаев, указанных в статье 99 ТК РФ);
  • установление локальным нормативным актом перечня должностей с ненормированным рабочим днем (статья 101 ТК РФ);
  • составление графиков сменности (статья 103 ТК РФ);
  • разделение рабочего дня на части (статья 105 ТК РФ);
  • привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (кроме случаев, указанных в статье 113 ТК РФ);
  • определение порядка и условий предоставления дополнительных отпусков с учетом финансовых и производственных возможностей предприятия (статья 116 ТК РФ);
  • утверждение графика отпусков (статья 123 ТК РФ);
  • все локальные нормативные акты, связанные с системой оплаты труда , в т. ч.: размеры тарифных ставок , окладов, доплаты и надбавки компенсационного характера, стимулирующего характера, премирование;
  • конкретные размеры повышения оплаты труда за работу во вредных и тяжелых условиях, размер оплаты за работу в выходной, ночное время ; а также утвержденные формы расчетного листка (статьи 135, 136, 147, 153, 154 ТК РФ);
  • введение, замена и пересмотр норм труда — нормы выработки, времени, норматив численности и др. (статья 162 ТК РФ);
  • принятие необходимых мер при угрозе массовых увольнений (статья 180 ТК РФ);
  • утверждение ПВТР (статья 190 ТК РФ);
  • определение форм профессиональной подготовки, повышения квалификации работников, а также перечня необходимых профессий и специальностей (статья 196 ТК РФ);
  • разработка и утверждение правил и инструкций по охране труда (статья 212 ТК РФ);
  • установление (с учетом финансовых возможностей предприятия) норм выдачи работникам спецодежды, СИЗ , улучшающих условия труда (статья 221 ТК РФ);
  • утверждение порядка применения вахтового метода, увеличение срока вахты, утверждение графика работы на вахте и регламент труда и отдыха в этом периоде, установление премиальной надбавки за вахтенный метод работы (статьи 297, 299, 301, 302 ТК РФ);
  • установление порядка и размеров компенсации за проезд к месту проведения отпуска и обратно, а также проезда для работы в места (кроме работников бюджетной сферы; статьи 325, 326 ТК РФ);
  • увольнение работника, являющегося членом профсоюза (статья 373 ТК РФ).

В случае, если мотивированное мнение выборного органа ППО не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение 3 дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом ППО для достижения взаимоприемлемого решения. При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом ППО в гострудинспекцию или в суд. Выборный орган ППО также вправе начать процедуру коллективного трудового спора .

В Челябинской областной организации ГМПР накоплен опыт восстановления прав работников в судах, когда работодатель принимал в отношении их решения без учета мнения профсоюза. Чаще всего мотивированные мнения профкомы готовят по проектам локальных нормативных актов, в т. ч. при изменении существующих режимов рабочего времени , увольнении членов профсоюза.

Статья 372 ТК РФ. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов

Статья 372 ТК описывает порядок учёта мнения выборного органа первичной профорганизации при принятии нанимателем локальных актов. Частично она имеет отсылочный характер.

Статья 372 ТК РФ

Структура ст. 372 ТК

В её начале говорится, что наниматель в ситуациях, предусмотренных соответствующими источниками, перед принятием решения направляет проект локального акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профорганизации, представляющий всех или большинство сотрудников.

К этим источникам относятся:

  • статьи ТК;
  • законы и иные акты;
  • коллективные договора и соглашения.

Указано, что упомянутому профсоюзному органу, получившему этот проект, даётся пять дней на рассмотрение. Его мотивированное мнение, принятое по итогам рассмотрения, вручается нанимателю в письменном виде.

Подчёркнуто, что в ситуации, когда данное мнение не содержит согласия с вышеуказанным проектом локального акта или содержит мнения по его улучшению, у нанимателя есть два пути:

  • согласиться с пожеланиями профсоюза;
  • в течение трёх дней после получения письма организовать дополнительные консультации с профсоюзом для выработки компромиссного соглашения.

Если после переговоров стороны так и не пришли к согласию, то неурегулированные моменты фиксируются в протоколе. После этого наниматель вправе самостоятельно принять первоначальный вариант локального акта. В этой ситуации у профсоюза имеются следующие варианты ответа:

  • обжаловать акт в соответствующей госинспекции труда;
  • обратиться в суд;
  • начать коллективный трудовой спор в порядке, прописанном в ТК.

Подчёркнуто, что госинспекции труда для проведения проверки даётся месяц с момента получения вышеупомянутой жалобы от профсоюзного органа. При идентификации нарушения нанимателю вручается обязательное к исполнению предписание об отмене вышеуказанного локального акта.

Рассмотренная статья, как видно из её содержания, подробно разбирает вариант с возникновением споров между профсоюзом и нанимателем о корректности новых локальных актов. Особенно важным представляется содержащееся в ней чёткое указание на варианты действий профсоюза.

Основные вопросы по использованию ст. 372 ТК

О каком порядке рассмотрения коллективного трудового спора упоминается в статье?

Данный порядок разобран в гл. 61 ТК. В ней рассмотрены следующие моменты, относящиеся к коллективным трудовым спорам:

  • процесс выдвижения требований сотрудников;
  • принципы рассмотрения нанимателем этих требований;
  • сроки и другие составляющие примирительных процедур;
  • участие примирительной комиссии и посредника в процессе урегулирования;
  • участие соответствующих госструктур в процессах урегулирования и пр.

Стоит отметить, что гл. 61 предусматривает в качестве крайней меры воздействия и опцию проведения забастовки. Её нюансы разбираются в статьях 409-417 ТК.

Что подразумевается в статье под мотивированным мнением профорганизации?

Имеется в виду, что при составлении этого мнения профсоюз должен опираться на соответствующие внутренние документы, профильные законы и иные актуальные источники. Их примеры:

  • нормативы внутреннего распорядка;
  • статьи ТК;
  • судебные постановления, в том числе уровня ВС;
  • положения отраслевых соглашений;
  • нормы других локальных актов и т.д.

Следует подчеркнуть, что упомянутые источники должны использоваться квалифицированно, без нестыковок и противоречий. Без учёта этого момента в дальнейших разбирательствах профорганизации будет трудно доказать, что она добросовестно подходила к выражению своего мнения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *