Источники права
Для успешного осуществления своих функций право, так же, как и государство, должно иметь внешнее выражение.
Это внешнее выражение права в отечественной и зарубежной литературе в одних случаях называется формой права, в других случаях – источниками права, а в третьих – и формой, и источниками одновременно.
Анализируя юридическую литературу и правовую жизнь разных стран, мы можем прийти к выводу, что в мире существовало и продолжает существовать большое количество источников права.
В римском праве важными источниками права являлись деловые обыкновения – правила, которые вырабатывались повседневной деловой практикой консулов, преторов и других должностных лиц.
Романо-германское право характеризовалось таким источником права, как правовая доктрина.
Важнейшими источниками мусульманского права являются Коран – священная книга ислама, сунна, «единое соглашение мусульманского общества» и кияс.
Основными источниками права в континентальных государствах являются нормативные акты.
Представления об источниках права и об их видах во все времена менялись.
Такие источники права, как правовой обычай, закон и прецедент совершили значительную эволюцию, начиная с древности и сохранившись в правовых системах и в настоящее время. Другие источники права исчезли бесследно. Третьи сохранили лишь свою историческую ценность, утратив какую-либо практическую значимость. К таковым относятся сочинения римских юристов, имеющие раньше большое практическое значение и представляющие собой в настоящее время лишь теоретическую и историческую значимость.
Источником права в юридической науке является специальный правовой термин, обозначающий способ, внешнюю форму воплощения и закрепления юридических норм. Он является местом нахождения юридических норм, вместилищем, из которого люди черпают общеобязательные правила поведения и затем используют и применяют их.
Под источником права в научных изданиях иногда понимают внешнюю форму права. Вместе с ней рассматривается и внутренняя форма, которую определяют как систему, внутреннее строение права и распределение правовых норм по отраслям.
В юридической литературе термин «источник права» имеет два значения: «материальный источник права» и «формальный источник права». «Материальный источник права» подразумевает всё то, что порождает и формирует позитивное право — те или иные материальные или духовные факторы, общественные отношения, природу человека, природу вещей, божественный или человеческий разум, волю бога или законодателя и т.д.
«Формальным источником права» является форма внешнего выражения положений действующего права.
Источник права составляют официальные государственные документы (законы, указы), закрепляющие правовые нормы.
Виды источников права
Применительно к разным системам права, все источники позитивного права можно подразделить на (рис. 1):
- правовой обычай (обычное право);
- судебный прецедент;
- юридическая доктрина (так называемое «право юристов»);
- религиозный памятник («священные книги» различных религий);
- нормативно-правовой договор;
- нормативно-правовой акт.
Рисунок 1. Источники права
Правовым обычаем является неписаное правило поведения, которое сложилось в результате его фактического и многократного применения в течение длительного времени и которое признается государством в качестве общеобязательного правила. Правовой обычай является исторической формой права.
Этот источник права характеризуется рядом черт, которые отличают его от других источников права.
- Продолжительность существования. Эта черта говорит о том, что обычай формируется постепенно, и чтобы обычай приобрел силу, должно пройти определенное время с момента его возникновения. Обычай закрепляет в себе то, что создавалось в течение длительного времени в обществе, он отражает общие позитивные моральные ценности народа, а так же разные предрассудки и расовые разногласия. На смену устаревшим обычаям всегда приходят новые, более приспособленные к окружающей действительности.
- Устный характер. Эта особенность отличает правовой обычай от других источников права и заключается в том, что он сохраняется в сознании народа и передается в устной форме из поколения в поколение.
- Формальная определенность. Ее особенность состоит в том, что правовой обычай, существующий в устной форме, требует более или менее точной определенности его содержания: ситуации, в которой он применяется, круга лиц, на которых распространяется, последствий, которые следуют в результате его применения.
- Локальный характер. Правовой обычай действует в определенной местности в отношении сравнительно небольшой группы людей и является своеобразной традицией данной местности. Прослеживается тесная связь обычая с религией.
- Санкционированность государством. Для применения правового обычая в обществе требуется признание его юридической силы государством. Право существует только совместно с государством, поэтому обычай может носить общеобязательный характер наряду с другими источниками права, только если государство придаст ему законность.
По степени юридической значимости правовые обычаи могут быть основными и дополнительными (субсидиарными).
Судебным прецедентом является судебное решение по конкретному делу, которое имеет значение общеобязательного правила для такого же решения всех подобных дел. Правом принимать решения, которые имеют значение прецедента, наделены лишь высшие судебные инстанции. Судебный прецедент является основным источником права в национальных системах права, которые относятся к правовой семье общего (прецедентного) права.
Нормативно-правовой договор содержит новые формы действующего права и имеется как в сфере частного, так и публичного права.
Для нормативно-правового договора как источника права характерны следующие черты:
- взаимный интерес сторон;
- равенство сторон;
- добровольное заключение;
- возмездность;
- взаимная ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств;
- правовое регулирование.
Нормативно-правовые договоры делятся на:
- конституционно-правовые;
- административные;
- трудовые и коллективные.
Нормативно-правовой акт стал новым источником, способным удовлетворить растущие потребности общества в правовых инструментах. Его отличием от обычая, который по мере развития общества потерял роль единственного источника права, стало то, что его нормы стали записываться, а не сохраняться в памяти. Его формулировки стали более четкими и удобными в использовании. В наши дни нормативно-правовой акт является самой удачной формой выражения правовых норм и самым распространенным способом доведения этих норм до граждан. Нормативно-правовой договор является официальным письменным документом, который исходит от компетентного органа и содержит решение об установлении, изменении либо отмене правовых норм.
11. Источники права: понятие и виды
Источники права — это внешнее выражение правотворческой деятельности или деятельности законодателя. По-другому можно сказать, что источник права — это то, откуда черпаются нормы права. Иногда вместо термина «источник права» употребляется термин «форма права». Несмотря на некоторые семантические тонкости, различающие данные понятия, их допустимо считать синонимичными, эквивалентными.
Существуют следующие источники права:
в идеальном смысле слова (правосознание);
в материальном смысле слова (материальные условия жизни общества, которые объективно вызвали появление права как регулятора общественных отношений);
в формальном смысле слова (формы права).
Виды источников права.
В зависимости от особенностей внешних форм выражения и существования правовых норм, а также от зависимости от того, каким образом воля субъекта правотворчества становится правом, законом, различают как минимум следующие виды источников права:
1. Нормативно-правовой акт. Это наиболее распространённый вид источника права, имеющий место быть практически во всех государствах мира. В большинстве случаях именно нормативно-правовые акты обладают наибольшим социальным значением. Нормативно-правовой акт – это акт-документ, исходящий от субъекта правотворчества, содержащий в себе в словесно-письменной форме правовые нормы, либо изменяющий или отменяющий действие правовых норм, содержащихся в других нормативных актах, в других источниках права.
Например, Конституция РФ, закон РФ «О прокуратуре РФ», положение «О МИДе РФ». Это нормативные акты, в которых непосредственно сформулированы правовые нормы. В то же время могут быть и такие нормативные акты, которые не содержат в себе правила поведения правовых норм, они лишь отменяют или отменяют действия уже существующих правовых норм, по этой причине мы их тоже относим к разряду нормативно-правовых актов. Например, закон РФ «О внесении дополнений и изменений в Трудовой кодекс РФ» может состоять всего из одного предложения, смысл которого в том, что он отменяет действие какой-то статьи и даже части статьи в этом кодексе.
2. Судебный прецедент – это решение суда по конкретному делу, ставшее обязательным эталоном, образцом для судов низшей или той же инстанции при разрешении ими аналогичных дел. Судебное решение в качестве одного из источников права признаются в т. н. англо-саксонских странах и в некоторых других (например, Великобритания, США, Канада, Австралия, Индия, Израиль и некоторые др.).
В большинстве стран мира (в том числе и в РФ) официально судебные решения не признаются источниками права (по этому поводу идут всякого рода дискуссий, споров), существуют проблемы, противоречия. Признание некоторых судебных решений в качестве возможного источника права означает, что некоторые суды (обычно это суды только высших инстанций) при определённых обстоятельствах по сути занимаются правотворчеством и, соответственно, некоторые судебные решения выполняют функцию источника права, функцию правовой нормы.
3. Правовой обычай – это обычай, которому государство придало юридическое значение, общеобязательный характер.
Правовой обычай называют также санкционированным обычаем, в том смысле, что государство санкционирует, провозглашает его в качестве общеобязательного. Основная особенность правового обычая состоит в том, что составляющие его правила поведения, его содержание не созданы государством, другими субъектами правотворчества, не придуманы ими, они возникли независимо от государства, от других субъектов правотворчества, а государство лишь «задним числом» придало ему юридическую силу, сделало его правовым.
Правовой обычай – это обычай, которому государство придало юридическое значение, общеобязательный характер.
Обычай становился правовым обычаем следующим образом:
Обычай, его смысл воспроизводился в тесте закона, в другом источнике права.
Закон отсылал к обычаю, который он рассматривал в качестве общеобязательного правила поведения.
Состоялось судебное или административное решение, в основу которого был положен обычай, после чего, на будущее, такой обычай уже считался общеобязательным, становился правовым.
Правовой обычай в качестве одного из возможных источников права признаётся и в современной РФ. Например, ГК РФ признаёт в качестве одного из возможных источников гражданского права т. н. обычай делового оборота.
Обычай делового оборота – это сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, не зафиксированное в каком-либо документе.
4. Нормативный договор – это акт-документ, выражающий согласованную волю нескольких субъектов правотворчества и содержащий в себе правовые нормы.
Основная особенность данного источника права состоит в том, что он создаётся не одним субъектом правотворчества, а сразу несколькими, как минимум двумя.
Наиболее характерный и распространённый пример нормативного договора как источники как права – это многочисленные международные договоры, заключаемые между государствами.
В настоящее время нормативные договоры имеют большое значение в системе источников современного российского права. При этом считается (и во многом справедливо), что заключение договоров – это наиболее демократическая форма правотворчества, поскольку через создание таких договоров к правотворчеству привлекаются самые различные субъекты. Например, в РФ заключены многочисленные договоры о разграничении компетенции между РФ и её субъектами, распространены договоры, заключаемыми между субъектами РФ. Важное значение имеют и многочисленные коллективные договоры на предприятиях, заключаемыми между работниками и работодателями.
5. Юридическая доктрина (юридическая наука). Под юридической доктриной в качестве источника права понимают различные правовые концепции, теории, мнения и суждения, такие явления выполняют функцию источников права в тех случаях, когда государство заранее признаёт за теми или иными их них общеобязательное юридическое значение, соответственно этому суды, другие органы государства при принятии властных решений могут непосредственно ссылаться не только на законы, указы, постановления и т. п. традиционные источники права, но и именно на мнения, суждения, доктрин, научные труды тех или иных юристов, учёных.
Такая практика имела место в Древнем Риме, когда согласно воле императора властные органы получили возможность принимать решения, ссылаясь в т. ч. и непосредственно на мнения, суждения, научные труды наиболее авторитетных римских юристов (перечень таковых также был определён императором).
В настоящее время в абсолютном большинстве государств мира (в т. ч. и в РФ) юридическая доктрина не признаётся источником права, и призвана исполнять хоть и очень важную, но всё-таки лишь вспомогательную функцию в процессе правотворчества, наука даёт свои рекомендации, разработки, советы и т. п.
Существуют и государства, в которых официально доктрина как возможный источник права не исключается, например, в Великобритании.
6. Религиозные тексты. Иногда в качестве источников права называют различные религиозные тексты, различные священные писания. Действительно, такое возможно, всё зависит лишь от того, признаёт или нет конкретное государство, народ за этими писаниями юридическую силу, общеобязательное значение. Если признают, то, кончено, соответствующие тексты следует считать источниками права.
7. Общие принципы права. Например, принцип справедливости, принцип гуманизма, принцип доброй совести. Считается, что в некоторых случаях при принятии властных решений можно непосредственно ссылаться на эти очень абстрактные идеи, принципы.
Если в какой-то стране это есть, эти принципы провозглашаются в качестве источников права, то в этой правовой системе они могут быть источником права. При этом всё-таки важно понимать, что наличие таковых в качестве источников права – это вопрос не бесспорный. Более того, практически всегда эти абстрактные красивые идеи, принципы где-то выражены, сформулированы, записаны, например, в декларациях, конституциях, законах, поэтому, строго говоря, источниками права выступают соответствующие тексты, в которых эти принципы выражены, а не сами принципы непосредственно. Принципы, идем здесь – это содержание, смысл соответствующих текстов.
В настоящее время в РФ в качестве источников права официально признаются следующие:
конечно, функцию источника права выполняют и некоторые постановления Конституционного суда РФ, а именно те, которыми те или иные законы, другие акты или их отдельные положения признаются неконституционными, после чего утрачивают свою юридическую силу. Это т. н. негативное, фактическое правотворчество.
Что качается выделения, выявления других источников права в РФ, то всё это очень спорно и, главное, официально, юридически, чётко и однозначно никакие другие юридические акты в РФ источниками права не называют, не считаются.
Источники права
Исто́чники пра́ва, признаваемые национальной правовой системой юридические формы внешнего выражения (закрепления) правовых норм . В зависимости от того, каким способом тому или иному правилу придаётся нормативный, общеобязательный характер, различают правовой обычай , нормативный правовой акт ( статут ), судебный прецедент , нормативный договор , общие принципы права (« революционное правосознание »), идеи и доктрины . Каждая система права признаёт обычно несколько источников права, однако их значение в конкретный момент применительно к конкретной стране может быть неодинаковым и меняться в зависимости от разных исторических этапов, специфических черт правовой системы, особенностей национального права в рамках одной правовой семьи и конкретной отрасли права . Как правило, источники права представляют собой иерархичную и соподчинённую систему, где каждый из нисходящих источников права действителен лишь в той мере, в какой соответствует предписаниям вышестоящих источников права. Россия исторически принадлежала к континентальной (европейской) правовой семье, в которой закон является основным источником права, а все подзаконные нормативные акты должны соответствовать закону. В странах англосаксонского права важнейший источник права – судебный прецедент. В Великобритании и некоторых других странах признаются и т. н. доктринальные источники права – мнения наиболее авторитетных учёных-юристов (главным образом прошлого), к которым обращаются в случае, когда пробелы в праве не могут быть заполнены статутом или судебным прецедентом (например, труды У. Блэкстона , Дж. Локка , Дж. Милля и др.). Правовая доктрина – основной источник мусульманского права . К источникам права в РФ относятся Конституция РФ , федеральное законодательство , законодательство субъектов РФ, акты органов местного самоуправления . Кроме того, Конституция РФ закрепляет в качестве источников права общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ ( ст. 15 ).
Термин «источники права» употребляется также для обозначения источников познания права, т. е. материалов, которые содержат данные, позволяющие определить характер и содержание права различных государств в разные эпохи (тексты законов, записи обычаев, судебные дела, выступления юристов, летописи и исторические хроники, археологические памятники и т. д.); в этом смысле впервые термин «источники права» применил римский историк Тит Ливий , назвавший Законы двенадцати таблиц «источником всего публичного и частного права ».
Глава 1.3. Основные понятия теории права.
Понятие «правовая норма» является абстрактным, существующим в пространстве других абстрактных понятий типа «правило поведения» (см. раздел 1.1.3.).
Формой существования правовых норм, так сказать, на «физических носителях» (глиняные таблички, бумага, компьютерные файлы. ) являются законы, указы, решения судов и другие источники права.
Источники права — это акты органов государства, устанавливающие или санкционирующие (признающие) правовые нормы.
В научной и учебной литературе обычно выделяют следующие виды источников права.
- Правовой обычай: исторически сложившееся путем многократного повторения правило поведения, санкционированное государством в качестве общеобязательного правила. Большинство древних юридических памятников представляют собой записанные правовые обычаи (например, древнеримские «Законы XII таблиц», древнерусская «Русская Правда»).
- Юридический прецедент: конкретное решение по определенному делу судебного или административного органа, которое становится обязательным при решении аналогичных дел в будущем.
- Нормативный акт: документ, принимаемый специально уполномоченным органом государства, который устанавливает, изменяет или отменяет правовые нормы. Отличается от правового обычая специальным механизмом принятия, формальной и структурной четкостью.
- Нормативный договор: двустороннее или многостороннее соглашение субъектов права, содержащее правовые нормы (например, международно-правовой договор или договор об образовании федерации или конфедерации).
Обычно в конкретном государстве преобладает какой-то определенный вид источников права. Например, в древних государствах, когда еще не сложились специальные органы, уполномоченные разрабатывать и принимать нормативные акты, преобладающим видом являлся правовой обычай. Издание специальных документов, представлявших собой свод правовых обычаев, воспринималось современниками не как собственно создание правовых норм, а как чисто техническая операция, направленная на сохранение и систематизацию уже существующих правовых норм.
В большинстве современных государств (кроме государств с правовой системой англо-саксонского типа — см. раздел 1.3.ХХХХ.) основной формой существования правовых норм являются нормативные акты.
1.3.2. Нормативные акты
Нормативные акты принимаются различными органами государства, специально уполномоченными устанавливать правовые нормы.
В современных государствах сложилась достаточно четкая и универсальная иерархия нормативных актов, связанная с иерархией органов государства. В применении к нормативным актам иерархия обозначается понятием «юридическая сила»: одни акты обладают большей юридической силой, то есть «главнее», чем другие.
С этой точки зрения можно классифицировать нормативные акты следующим образом (в порядке убывания юридической силы): конституция, законы, подзаконные акты.
1. Конституция — основной закон государства.
Конституция закрепляет наиболее фундаментальные вопросы организации государства (чаще всего также и общества данной страны).
В частности, большинство современных конституций содержат положения по следующим вопросам: основы общественного строя, правовое положение личности (в том числе права и свободы человека), порядок формирования и деятельности высших органов государства, порядок принятия законов, территориальное устройство государства.
С точки зрения формы конституции, она может представлять собой:
- Отдельный акт (собственно Конституция страны — например, Конституции США, Франции, России). Первые конституции как отдельные документы появились в штатах будущих США в 70-е годы XVIII века. Самая старая из действующих в современных государствах конституций такого типа — Конституция США 1787 года. Иногда отдельные вопросы конституционного уровня детализируются в специальных законах, на которые дается ссылка в Конституции (например, «федеральные конституционные законы» в России, «органические законы» во Франции).
- Набор связанных актов (например, в Финляндии — 4 «органических закона», в Швеции — 3 «основных закона», ни один из которых не называется собственно «конституцией»).
- Совокупность правовых норм, содержащихся в некоторых исторических документах или даже в неписаных правовых обычаях (Великобритания, Израиль). В этом случае правильнее говорить не о конституции как основном законе, а о системе конституционных норм.
В федеративных государствах, помимо общегосударственной Конституции, существуют конституционные акты субъектов федерации, например: Конституции штатов США; Конституции республик, уставы краев, областей в Российской Федерации.
«Особость» конституции как основного закона, определяющего фундаментальные вопросы государства и общества, фиксируется особым порядком принятия и изменения конституции, отличающимся от порядка принятия и изменения других законов государства. Особый порядок изменения конституции направлен на то, чтобы конституцию было сложно изменить, что обеспечивает стабильность фундаментальных основ государства и общества.
Некоторые конкретные способы принятия конституций:
- Принятие квалифицированным большинством парламента (то есть не просто большинством голосов депутатов, а 2/3 или даже 3/4 голосов). Так были приняты, например, Конституции СССР 1977 г. и Греции 1975 г.
- Принятие специально созванным конституционным представительным органом. Так были приняты, например, Конституции Италии 1947 г., Португалии 1976 г.
- Принятие на референдуме (всенародном прямом голосовании). Так были приняты, например, Конституции Франции 1958 г., России 1993 г.
- Дарование монархом (так называемое «откроирование») — например, Конституции Катара, Кувейта.
Некоторые конкретные способы изменения конституции:
- Квалифицированное большинство парламента.
- Двойное (повторное) голосование в парламенте, в т.ч. с обязательными перевыборами парламента и утверждением изменений новым составом парламента (Бельгия, Финляндия);
- Утверждение принятых парламентом изменений конституции субъектами федерации (например, поправки к конституции соответствующих стран должны одобрить более 1/2 штатов Индии; 3/4 штатов США; 2/3 республик, краев, областей и прочих субъектов федерации России).
- Утверждение поправок на референдуме (Швейцария).
- Изменение конституции специально созываемым конституционным представительным органом (Россия, США).
2. Законы — нормативные акты, принятые высшим законодательным органом (парламентом) и подписанные главой государства.
В современных государствах существуют достаточно жестко установленные и весьма сложные процедуры принятия законов, в которых можно выделить следующие стадии:
- Законодательная инициатива. Существуют субъекты, обладающие правом законодательной инициативы, т.е. возможностью вносить в парламент законопроекты, которые парламент обязан рассмотреть. Обычно таким правом обладают депутаты парламента, президент, правительство и прочие высшие государственные органы и должностные лица. Иногда такое право предоставлено общественным организациям. Прочие лица, желающие внести законопроект, должны использовать свое влияние на субъектов законодательной инициативы.
- Подготовка проекта. Кто-то должен написать текст законопроекта, согласовать его с действующим правом, подготовить всевозможные справки о необходимости законопроекта и о последствиях его принятия или непринятия. Обычно это делают либо те, кто заинтересован в проекте, либо аппараты правительства или министерств, либо сами депутаты или аппарат парламента.
- Обсуждение в парламенте. Парламенты имеют внутреннюю структуру: они разбиты на комитеты, комиссии и другие подмножества депутатов по направлениям работы (например, по бюджету, налогам, экономики, промышленности, обороне и т.д.). Поступившие в парламент законопроекты после включения в план работы направляются соответствующим профильным комитетам или комиссиям парламента. Эти органы готовят заключения по законопроектам, привлекая правительство, экспертов, проводя парламентские слушания, опросы общественности и заинтересованных лиц и пр. При этом снимаются разногласия, учитываются различные интересы. Крайне редко в развитых парламентах на голосование выносится проект, не прошедший подробной предварительной «обкатки». В большинстве случаев еще до голосования выясняется мнение основных фракций парламента. Заведомо «непроходные» проекты не доходят до пленарных заседаний парламента.
- Принятие закона. Обычно в двухпалатных парламентах (см. раздел 1.2.2.) требуется набрать большинство голосов в каждой из палат. В некоторых странах палаты в этом смысле равноправны: законопроект может сначала быть принят любой палатой, потом отправиться в другую. Если другая палата тоже принимает законопроект, он поступает на подпись главе государства. Если другая палата отклоняет проект, либо вносит в него изменения, запускается согласительная процедура. В некоторых странах путь законопроекта установлен более жестко: сначала обязательно нижняя палата, потом — верхняя (например, в России законы принимаются Государственной Думой, после чего направляются на утверждение Совету Федерации). Совместные заседания палат по принятию закона (как было в СССР и в РСФСР) проводятся в мировой практике очень редко.
- Подписание и обнародование закона. Конституции обычно устанавливают, что законы вступают в силу после их подписания главой государства и опубликования. Право главы государства подписать (или не подписать — право вето) принятый парламентом закон бывает как формальным (европейские монархии), так и вполне реальным и применяемым на практике (США, Россия). Обычно конституции устанавливают процедуры преодоления вето главы государства квалифицированным большинством голосов парламента.
Практически на всех стадиях законодательного процесса имеются возможности для лоббирования лицами, заинтересованными в принятии (или, наоборот, в провале) законопроекта. Конкретные формы лоббирования чрезвычайно разнообразны — от мягкой просветительской работы с законодателями (большинство из которых не являются специалистами по вопросам большинства законопроектов) до жестких и иногда, мягко говоря, не очень законных способов. С последними везде борются, но еще нигде не победили.
В федеративных государствах помимо федеральных законов имеются законы субъектов федерации. Эти законы принимаются по предметам ведения регионов — субъектов федерации (например, региональный бюджет, региональные налоги, программы развития региона) и действуют на территории этих регионов. Процедура их принятия аналогично описанной выше. Например, закон Московской области принимается Московской областной Думой и подписывается Губернатором Московской области.
3. Подзаконные акты — акты главы государства и органов исполнительной власти, содержащие правовые нормы: указы президента, постановления правительства, распоряжения министерств, постановления губернаторов и пр.
Подзаконные акты имеют свою собственную иерархию, соответствующую положению издавшего их должностного лица или органа в системе органов государства.
Завершая раздел о нормативных актах, сделаем три замечания.
- От нормативных актов следует отличать акты ненормативные (исполнительно-распорядительные решения по конкретным ситуациям, индивидуальные предписания), которые в строгом юридическом смысле не являются источниками права, хотя издаются теми же органами, что и нормативные акты. Нормативные акты отличаются от ненормативных по следующим признакам: 1) Адресование неопределенному или широкому кругу лиц. Например, постановление о налоговых льготах для всех предприятий с участием инвалидов — акт нормативный; постановление о налоговых льготах для предприятия «ОАО Инвалид» — не нормативный акт. 2) Возможность неоднократного применения акта. Например, нормативный акт Уголовный Кодекс можно применять неоднократно; указ о помиловании конкретных лиц или постановление об амнистии — один раз. Бывают ситуации, когда в одном документе имеются как правовые нормы, так и индивидуальные предписания. В этом смысле такой документ следует считать «нормативным актом», но «источником права» будет, строго говоря, только та его часть, где устанавливаются правовые нормы.
- В некоторых случаях нормативные акты принимаются не уполномоченным государственным органом, а непосредственно населением, на референдуме. В частности, на референдуме приняты некоторые конституции (Франции 1958 года, России 1993 года); на местных референдумах в ряде штатов США устанавливаются местные налоги; по различным вопросам референдумы постоянно проводятся в Швейцарии. Юридическая сила таких решений всегда выше, чем у решений государственных органов. От референдумов, на которых утверждаются конкретные нормативные акты, следует отличать консультативные референдумы, не имеющие прямого юридического значения и обычно проводящиеся с политическими целями — например, референдум 1991 года о сохранении СССР или референдум 1993 года об экономической политике России.
- О терминологии. Очень часто под словами «законы, законодательство» понимают не только законы в собственном значении этого слова (акты, принятые парламентом), но и всю совокупность нормативных актов или даже всех вообще документов по конкретному вопросу. Например, если вы откроете любой сборник типа «Законодательство России о труде», то обнаружите в нем не только собственно законы, но и указы Президента, постановления Правительства, приказы Министерства труда и социального развития, разъяснения Пленума Верховного Суда и даже, возможно, совместные постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС (некоторые из них все еще действуют). Бывает и наоборот, некоторые документы, являющиеся законами в собственном значении этого слова, имеют конкретные названия другого типа, например: Гражданский кодекс, Кодекс законов о труде.
1.3.3. Система права
Система права — это строение права, деление его на составные части с точки зрения содержания правовых норм, то есть определенных общественных отношений, которые эти нормы регулируют.
Правовые нормы можно группировать в некоторые множества правовых норм, регулирующие более или менее широкие сферы общественных отношений.
В научной и учебной литературе обычно выделяют следующую иерархию общности:
- Правовая норма — элементарное общеобязательное правило поведения — так сказать, «квант» права.
- Правовой институт — совокупность относительно обособленных норм, регулирующих близкий круг общественных отношений (например, институт выборов в государственном праве, институт права собственности в гражданском праве, институт преступления в уголовном праве. ).
- Отрасль права: совокупность правовых институтов (иногда включают подотрасли), регулирующих однородную область общественных отношений (например, государственное право, гражданское право, уголовное право. ).
Понятно, что деление права на составные части происходит в абстрактном «пространстве» правовых норм. Нигде не существует никакого официально утвержденного полного списка правовых норм, сгруппированных по правовым институтам и по отраслям права. Поэтому конкретная структура права — в том числе перечень отраслей права, набор правовых институтов — определяется разными авторами по разному даже для права конкретного государства в конкретный период времени.
В то же время в научной и учебной литературе сложились достаточно универсальные критерии для выделения отраслей права, среди которых основными являются следующие:
- Предмет правового регулирования — то есть определенная, достаточно широкая и вместе с тем более или менее отделенная от других сфера общественных отношений. Например, есть отношения супругов, родителей и детей — отсюда семейное право; есть отношения между государством и налогоплательщиками по поводу налогов — отсюда налоговое право; есть отношения между работниками и работодателями — отсюда трудовое право.
- Метод — то есть способы регулирования общественных отношений, которые могут быть для одних отраслей преимущественно жесткими, закрытыми (запрещено все, что прямо не разрешено), а для других отраслей — напротив, преимущественно мягкими, открытыми (разрешено все, что прямо не запрещено). Для одного типа объектов в различных отраслях права применяются различные методы правового регулирования. Например, финансы являются объектом общественных отношений как в налоговом праве, так и в гражданском, однако налоговое право устроено гораздо более жестко, чем гражданское.
- Наличие базовых источников права Например, в российском законодательстве базовым источником государственного права является Конституция России, гражданского права — Гражданский кодекс, семейного права — Семейный кодекс.
Конкретная система отраслей для права конкретных государств выглядит весьма разнообразно. В большинстве государств можно выделить государственное (конституционное) право, гражданское право, трудовое право, семейное право, налоговое право. В некоторых государствах отдельно выделяются торговое право, земельное право, административное право. В СССР в отдельные отрасли выделялись колхозное право и хозяйственное право.
Система права современной России подробно рассмотрена во второй части настоящего учебника.
Завершая раздел о системе права, сделаем два замечания.
- Понятия «система права» и «система законодательства» не совпадают. Во-первых, это понятия из разных «пространств»: система права — из абстрактного пространства правовых норм; система законодательства — из конкретного пространства физически существующих документов. Во-вторых, конкретный нормативный акт может содержать нормы различных отраслей права. Например, Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» содержит нормы государственного и административного права (устанавливает систему органов приватизации и компетенцию органов государственной власти по вопросам приватизации), нормы гражданского права (устанавливает порядок заключения сделок приватизации), нормы трудового права (устанавливает гарантии трудовых отношений для работников приватизируемых предприятий).
- Помимо отраслей внутреннего права конкретного государства, существует международное право. Оно не входит в систему какого-либо внутригосударственного права, поскольку устанавливается не отдельным государством, а соглашениями государств. Международное право обычно подразделяется на международное публичное право, регулирующее отношения между государствами, и международное частное право, регулирующее отношения (прежде всего гражданско-правовые) с участием иностранных физических или юридических лиц, либо по поводу объектов, находящихся за границей. Источниками международного права являются международные конвенции и договоры, уставы и акты международных организаций, международные правовые обычаи.
1.3.4. Структура и виды правовых норм
Вернемся теперь к рассмотрению элементарного абстрактного понятия «правовая норма».
Идеальная правовая норма выглядит примерно следующим образом: описание ситуации, когда она применяется (например, у налогоплательщика был доход за отчетный год); описание собственно правила поведения в этой ситуации (надо подать налоговую декларацию и уплатить налог); определение ответственности за невыполнение правила (штраф за неподачу декларации или за неуплату налогов).
Соответственно, в научной и учебной литературе обычно рассматривают следующую структуру правовой нормы:
- Гипотеза — описание условий действия нормы;
- Диспозиция — описание правила поведения;
- Санкция — мера ответственности за нарушение правила поведения.
Аналогично нетождественности понятий «система права» и «система законодательства», понятие правовой нормы не тождественно, например, понятию статьи закона.
Тут возможны самые разные соотношения.
В конкретной статье закона могут содержаться несколько норм разного содержания.
Разные структурные части одной нормы могут быть в разных статьях и даже в разных законах. Например, в вышеприведенном примере о налоговой декларации (применительно к России) гипотеза и диспозиция содержатся в законе о подоходном налоге с физических лиц, а некоторые санкции — в Уголовном кодексе. Наконец, отдельные структурные части нормы могут вообще формально отсутствовать. Например, в статьях Уголовного кодекса с точки зрения структуры правовых норм есть только гипотезы (конкретные составы преступлений — например: кража, убийство) и санкции (конкретные виды наказаний — например: лишение свободы, смертная казнь). Что касается диспозиций, то они в данном случае подразумеваются и прямо не указываются (например: «не укради», «не убий»).
Поэтому надо ясно понимать, что когда мы говорим о структуре правовой нормы, речь идет о некоторой «идеальной» норме в абстрактном пространстве системы права. Более того, даже в рамках теории одни структурные части «идеальной» нормы могут рассматриваться как отдельные нормы или другие части норм в конкретном контексте. Например, санкция в вышеприведенном примере о налоговой декларации является диспозицией для налогового инспектора или суда, которые определяют меру ответственности для нерадивого налогоплательщика.
В то же время, понятие «структура правовой нормы» имеет большое прикладное значение, в частности — для совершенствования того, что юристы называют «юридическая техника». Например, сам факт понимания того, что у норм бывают гипотезы, диспозиции и санкции, заставляет юристов при разработке текстов нормативных актов так или иначе отражать все эти составляющие.
Правовые нормы могут делиться на виды по различным критериям.
- С точки зрения предмета правового регулирования (содержания нормы) правовые нормы делятся на нормы государственного (конституционного), гражданского, уголовного и иных отраслей права.
- С точки зрения метода правового регулирования нормы могут быть управомочивающие (в диспозиции указываются права; например: каждый имеет право на труд); обязывающие (в диспозиции указываются обязанности; например: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»); запрещающие (в диспозиции указываются запреты; например: «Принудительный труд запрещен»). Бывают также нормы, содержащие не собственно правила поведения, а определение понятий, принципов — дефинитивные нормы; например: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
- С точки зрения источника права (см. разделы 1.3.1-1.3.2) нормы могут быть в законах, в подзаконных актах, в решениях судов и пр.
1.3.5. Правоотношения. Юридические факты
Установленные или санкционированные государством правовые нормы представляют собой общие правила поведения, призванные регулировать определенные общественные отношения. Когда такие отношения возникают фактически, их участники обязаны подчиняться соответствующим правовым нормам. При этом фактические отношения приобретают характер правоотношения — то есть, по определению, конкретного общественного отношения, регулируемого правовыми нормами.
Как уже говорилось выше, не всякое общественное отношение регулируется правом. Например, обязанности платить партийные взносы или соблюдать религиозные посты не относятся к правоотношениям (хотя могут в принципе быть таковыми соответственно в тоталитарных коммунистических или религиозных режимах).
Правоотношение характеризуется следующими элементами:
- Объект правоотношения — то, по поводу чего складывается правоотношение. Это могут быть имущество, работы и услуги, нематериальные блага (честь, достоинство и пр.), власть и другие объекты.
- Субъекты правоотношения — стороны, участники правоотношения. Это могут быть физические лица, организации (в том числе юридические лица), государство, отдельные органы государства и другие субъекты.
- Содержание правоотношения составляют два взаимосвязанных элемента:субъективное право и юридическая обязанность, которыми связаны субъекты правоотношения. Субъективное право — это возможность определенного поведения; юридическая обязанность — соответствующая обязанность определенного поведения.
Для иллюстрации понятия элементов правоотношения приведем конкретные примеры.
Пример 1. Иванов должен Петрову 100 рублей. Объект правоотношения: деньги. Субъекты правоотношения: физические лица Иванов и Петров. Содержание правоотношения: у Петрова — субъективное право получить от Иванова деньги; у Иванова — соответствующая юридическая обязанность долг возвратить. В этом примере у одной стороны (Иванова) есть только юридическая обязанность, а у другой стороны (Петрова) — только субъективное право.
Пример 2. Иванов заключил договор купли-продажи автомобиля с ООО «Авто», согласно которому ООО «Авто» обязуется продать автомобиль Иванову, а Иванов — оплатить ООО «Авто» стоимость автомобиля. Объекты правоотношения: автомобиль и деньги. Субъекты правоотношения: физическое лицо Иванов и юридическое лицо ООО «Авто». Содержание правоотношения: у Иванова — субъективное право получить автомобиль и юридическая обязанность уплатить деньги; у ООО «Авто» — субъективное право получить деньги и юридическая обязанность передать автомобиль. В этом примере стороны имеют взаимные права и обязанности.
Пример 3. Студенту Сидорову пришла повестка из военкомата. Объект правоотношения: служба в армии Субъекты правоотношения: гражданин Сидоров и государство. Содержание правоотношения: у Сидорова — юридическая обязанность нести военную службу (для начала — явиться в военкомат); у государства — субъективное право призвать Сидорова на военную службу.
В реальной жизни правоотношения могут носить достаточно сложный, многоуровневый характер; особенно — правоотношения по поводу сложных объектов и при большом количестве участников, когда возникает система взаимных прав и обязанностей участников правоотношения. Например, в вышеприведенном примере о призыве Сидорова на военную службу можно сколь угодно подробно детализировать объект правоотношения и участников правоотношения — в частности, отдельно рассматривать отношения Сидорова и военкомата по поводу явки в военкомат; отношения Сидорова и медицинской комиссии по поводу здоровья Сидорова; отношения института, где учится Сидоров, и военкомата по поводу отсрочки для студентов; отношения родителей Сидорова и командования воинской части по поводу отправки Сидорова в «горячую точку» и т.д.
Основанием возникновения правоотношений являются юридические факты, т.е. конкретные, наступающие в жизни обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают возникновение, изменение, прекращение правоотношений. Эти обстоятельства указываются в гипотезах правовых норм (см. раздел 1.3.4).
С точки зрения наличия или отсутствия воли участников юридические факты делятся на действия и события.
- Действия — юридические факты, зависящие от воли сторон. Например, заключение договора, передача вещи, принятие закона, совершение умышленного преступления. В этом контексте термин «действие» понимается в широком смысле — действие может носить в том числе характер отказа от определенного «действия» в прямом смысле этого слова (например, неподача налоговой декларации в широком смысле тоже действие — ср. термины «деяние» и «бездействие» в разделе 1.3.6).
- События — юридические факты, наступающие независимо от воли тех субъектов, для которых наступают юридические последствия. Например, достижение определенного возраста, наступление определенной даты или истечение определенного срока, землетрясение.
Бывают ситуации, когда определенное наступившее обстоятельство для одних правоотношений или участников является действием, а для других — событием. Например, если Иванов поджег дом Сидорова, то для правоотношений Иванова с правоохранительными органами факт поджога является действием; а для правоотношений Сидорова с пожарными — событием.
Понятия «элементы правоотношения» и «юридические факты» имеют большое значение как для юридической техники при подготовке нормативных актов, так и при рассмотрении конкретных ситуаций, в частности — в ходе судебных разбирательств. Необходимо всегда четко определить, что именно является объектом правоотношения, кто конкретно стороны правоотношения, каковы конкретные субъективные права и юридические обязанности сторон, какие конкретно юридические факты породили наступление соответствующих прав и обязанностей.
1.3.6. Правонарушения и юридическая ответственность
Наряду с правомерной деятельностью (т.е. соответствующей нормам права) отдельные субъекты права порой кое-где еще пока допускают правонарушения.
Правонарушение — это деяние (т.е. действие или бездействие) субъекта права, нарушающее нормы права, являющееся виновным и общественно опасным.
Основные виды правонарушений (по Российскому праву):
- Уголовное правонарушение или преступление — виновное, общественно опасное, противоправное деяние, предусмотренное уголовным законом и влекущее уголовное наказание.
- Административное правонарушение — виновное, общественно опасное, противоправное деяние, за которое предусмотрена административная ответственность (см. Кодекс об административных правонарушениях России, а также разделы многих законов, устанавливающие всевозможные санкции за их нарушение).
- Дисциплинарное правонарушение — нарушение должностными лицами и работниками должностных обязанностей, правил служебной дисциплины и трудового распорядка (см. Кодекс законов о труде России, законодательство о государственной службе, о военной службе и пр.).
- Гражданское правонарушение — нарушение норм гражданского права, влекущее имущественную ответственность (см. Гражданский, Гражданский процессуальный и Арбитражный процессуальный кодексы России).
В России действует принцип наказания только за виновное деяние (за некоторыми исключениями — например, гражданская ответственность владельцев источников повышенной опасности).
Основные формы вины — умысел и неосторожность. Особенно подробно вопросы вины проработаны в уголовном праве, где от формы вины часто зависит квалификация преступления по той или иной статье Уголовного кодекса (прямой и косвенный умысел; преступная самонадеянность или преступная небрежность). За правонарушения наступает соответствующая ответственность, т.е. наступление для правонарушителя определенных нормами права неблагоприятных последствий.
Виды ответственности соответствуют видам правонарушений. Конкретные меры ответственности могут затрагивать самые разные интересы и блага правонарушителя (свобода, имущество и пр.; как исключение — даже сама жизнь).
Контрольные вопросы к Главе 1.3.
Какие из следующих документов являются источниками права:
- Указ Президента России о призыве на действительную военную службу юношей 1970 года рождения;
- Постановление Правительства России о правилах оказания бытовых услуг в Российской Федерации;
- Федеративный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации;
- Постановление Конституционного Суда России о признании несоответствующими Конституции некоторых положений части первой статьи 325 Гражданского процессуального кодекса РСФСР;
- Решение Московской городской Думы о назначении досрочных выборов Мэра Москвы.
Опишите элементы правоотношения и юридические факты для следующих ситуаций: