Рф субъекты рф и муниципальные образования как субъекты гражданского права
Перейти к содержимому

Рф субъекты рф и муниципальные образования как субъекты гражданского права

  • автор:

Статья 124. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования — субъекты гражданского права

1. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.

2. К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

<< Глава 5.
Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским.
Статья 125. >>
Порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых.
Содержание
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2023. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования как субъекты гражданского права.

Согласно п. 1 ст. 124 ГК РФ в качестве субъектов гражданских правоотношений могут выступать Российская Федерация, субъекты Российской Федерации — республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения; муниципальные образования — городское, сельское поселение, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления1.

Названным субъектам присущи все признаки, необходимые для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях: организационное единство, наличие обособленного имущества, самостоятельная имущественная ответственность, право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде. Организационное единство, отражающее наличие цели создания и функционирования государственного или муниципального образования, его территориальная структура, структура управления и т.п. определяются в Конституции РФ, иных законах, конституциях и уставах субъектов РФ, уставах муниципальных образований и в других нормативных актах. Обособление имущества проявляется в принадлежности им имущества либо на праве государственной собственности — Российской Федерации, ее субъектам, либо на праве муниципальной собственности — муниципальным образованиям (ст. 214, 215 ГК РФ).

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в гражданских отношениях не только самостоятельно, но и на равных началах с физическими и юридическими лицами — участниками этих отношений, не пользуясь в гражданских правоотношениях привилегиями, основанными на властных полномочиях. Прежде всего это означает отсутствие с их стороны властного воздействия на иных участников, отказ во внутреннем гражданском обороте от иммунитета государства, от иных преимуществ верховной власти. Более того, к Российской Федерации, ее субъектам, муниципальным образованиям как к субъектам гражданского права применяются нормы о юридических лицах, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 1,2 ст. 124 ГК РФ).

Вместе с тем все названные субъекты — особые участники гражданских правоотношений. Их особые качества проистекают от объединения в одной структуре и политической организации, облеченной властными полномочиями, и участника гражданских правоотношений, хозяйствующего субъекта. Как носители властных полномочий они в нормативном порядке определяют содержание и пределы правоспособности не только граждан и юридических лиц, но и своей собственной, формируют правила гражданского оборота (устанавливая правовое регулирование отношений собственности, обязательственных отношений и других отношений в сфере гражданского права) и т.п.

Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в гражданских правоотношениях осуществляется через органы государственной власти, участие муниципальных образований — через органы местного самоуправления. Названные органы действуют в рамках компетенции, установленной актами, определяющими их статус (ст. 125 ГК РФ).

Статья 124 ГК РФ. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования — субъекты гражданского права (действующая редакция)

1. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.

2. К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 124 ГК РФ

1. Одним из субъектов гражданских правоотношений является Российская Федерация, под которой согласно ст. 1 Конституции РФ понимается демократическое федеральное правовое государство с республиканской формой правления.

Основное назначение любого государства, в том числе и Российской Федерации, состоит в реализации его функций. Осуществление большинства внутренних и части внешних функций современного Российского государства требует использования последним гражданско-правовых средств — отсюда вытекает необходимость использования им гражданско-правовых форм и институтов, из чего и следует выступление государства в качестве самостоятельного гражданско-правового субъекта.

В отличие от законодательства советского периода, когда государство рассматривалось как единый субъект гражданских отношений, действующее законодательство, таким образом, исходит из признания наряду с Российской Федерацией других публичных образований (государственных и муниципальных), также являющихся самостоятельными субъектами права.

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования являются самостоятельными участниками гражданского оборота (ст. 2 ГК РФ). В п. 1 комментируемой статьи указывается, что данные субъекты участвуют в гражданских правоотношениях на равных началах с юридическими и физическими лицами, что следует из принципов, закрепленных в ст. 1 Кодекса. Однако принцип равенства выдерживается не всегда в силу особого статуса государства как публичного образования, выполняющего прежде всего политические, социальные и иные задачи.

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях как субъекты со специальной правоспособностью, которая в силу их особой природы не совпадает с правоспособностью других субъектов гражданского права — граждан и юридических лиц, преследующих частные интересы.

Государство, являясь участником частноправовых и публично-правовых отношений, очень часто оказывается в таком положении, когда, с одной стороны, оно должно соблюсти публичные интересы, за которыми стоит все общество в целом, а с другой — подчиниться нормам гражданского права, отражающим интересы частного лица в конкретном деле, что часто приводит к конфликту указанных интересов. Особенность государства как участника гражданских правоотношений заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета и поэтому может в нормативном порядке определять характер и порядок участия субъектов права в гражданских правоотношениях (в том числе и самого государства как участника этих отношений). Участвуя в гражданских правоотношениях, оно в добровольном порядке ограничивает свой иммунитет, что приводит к выводу о «раздвоении» правосубъектности государства при его участии в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.

В гражданских правоотношениях государство не пользуется властными полномочиями: оно выступает на равных началах со своими контрагентами.

Муниципальное образование составляют территориальные образования, круг которых очерчен в ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

2. Согласно п. 2 комментируемой статьи к публичным образованиям, в том числе к Российской Федерации, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Таким образом, Российская Федерация не является юридическим лицом, вместе с тем на нее распространяются нормы о юридических лицах, если иное не вытекает из закона или особенностей рассматриваемых субъектов.

К примеру, не могут быть применены к публичным образованиям положения о создании и ликвидации юридических лиц, их делении на коммерческие и некоммерческие и др. Вопросы создания публичных образований, изменения их статуса определяются нормами конституционного права. Так, порядок создания нового субъекта РФ определяется ФКЗ от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Правовой режим имущества публичных образований, порядок формирования этого имущества также определяются, прежде всего, нормами финансового права.

Необходимость участия в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, предопределяет обладание публичных образований признаками юридического лица, позволяющими названным субъектам выступать в гражданских правоотношениях в качестве самостоятельных субъектов права.

Рассматриваемая норма должна толковаться как прием юридической техники, позволяющий избежать дублирования тех положений, которые аналогичны для юридических лиц и публичных образований, и вовсе не означает признания публичных образований юридическими лицами.

В то же время наличие статуса юридического лица позволяет государственному органу становиться самостоятельным участником гражданского оборота. Государственные органы могут наделяться правами юридического лица при необходимости выступления в имущественном обороте в целях удовлетворения их собственных экономических потребностей. При этом следует иметь в виду, что понятие органов государственной власти, или государственных органов, используемое в статье 125 ГК РФ, не тождественно понятию органов юридического лица (хотя к гражданско-правовому статусу публично-правовых образований по общему правилу пункта 2 статьи 124 ГК РФ и применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в гражданско-правовых отношениях).

Субъекты гражданского права

Участники гражданских правоотношений именуются их субъектами. Это могут быть как отдельные люди, так и коллективы, а также различные организации. В юридической науке выделяют следующие три основные группы субъектов:

  1. граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства;
  2. отечественные и иностранные юридические лица;
  3. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

Все субъекты гражданских правоотношений охватываются понятием «лица», которое используется в Гражданском кодексе и в других нормативных актах. Эти самые лица являются носителями различных прав и обязанностей.

Физические лица как субъекты гражданского права

Для обозначения человека как участника правоотношений в юридической практике используется термин «физическое лицо». Это может быть не только гражданин России, но и иностранец, и лицо без гражданства.

В теории права качества физических лиц отличаются правоспособностью и дееспособностью. Первая возникает в момент рождения и исчезает только со смертью. Это возможность людей иметь гражданские права и нести обязанности. Вторая (дееспособность) реализуется по достижении совершеннолетия и предполагает ответственность за совершаемые действия, осознанное принятие тех или иных решений.

По общепризнанному правилу никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и порядке, установленных законом. Невозможен полный или частичный отказ гражданина от правоспособности и дееспособности. Не следует смешивать с ограничением правоспособности лишение гражданина тех или иных субъективных прав.

Закон предусматривает постепенное расширение дееспособности несовершеннолетних. Если дети до 6 лет полностью недееспособны, то ребята в возрасте 6-14 лет могут самостоятельно совершать сделки, не требующие специального оформления и регистрации, без цели корыстного обогащения. С этого же возраста обязательно согласие ребенка на усыновление.

Дееспособность подростков (с 14 до 18 лет) максимально приближена к возможностям совершеннолетних. Подростки вправе совершать крупные сделки, требующие нотариального оформления и регистрации, с письменного согласия родителя или попечителя, делать вклады в финансово-кредитные учреждения и пользоваться ими, самостоятельно распоряжаться авторскими и интеллектуальными правами. Однако родители или попечители несут ответственность при недостатке у ребенка финансовых средств.

Совершеннолетние граждане также могут быть ограничены в дееспособности, если вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение. Над такими людьми устанавливается попечительство.

Гражданин, который вследствие психического расстройства не понимает значения своих действий или не руководит ими, тоже может быть признан судом недееспособным. Общество обязано взять на себя заботы о жизненном статусе душевнобольного и сделать это в форме, гарантирующей гражданину сохранность его прав. В таком случае, все сделки от имени недееспособного гражданина совершает его опекун.

Опекуны и попечители, которыми могут быть только совершеннолетние дееспособные граждане, обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.

Возможны и такие случаи, когда человек длительное время отсутствует, и никаких сведений в месте его постоянного жительства нет. Попытки отыскать гражданина также оказываются безрезультатными. Тогда он может быть официально признан безвестно отсутствующим или умершим. Орган опеки и попечительства назначает доверительно управляющего имуществом пропавшего человека.

Отсутствие гражданина или сведений о нем в течение пяти лет дает право заинтересованной стороне обратиться в суд с иском о признании человека умершим. Этот срок может быть сокращен до 6 месяцев, если в момент исчезновения лица существовала реальная угроза его гибели.

Юридические лица как субъекты гражданского права

Наряду с физическими лицами, субъектами гражданского права являются также юридические лица – организации, которые могут от своего имени приобретать имущество и личные неимущественные права, иметь обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, арбитраже или в третейском суде.

Юридические лица отличаются следующими характеристиками:

  1. организационное единство;
  2. имущественная обособленность;
  3. самостоятельная гражданско-правовая ответственность;
  4. выступление в гражданском обороте от своего имени.

В отличие от таких субъектов гражданских правоотношений, как физические лица, юридическое лицо обладает не общей правоспособностью, а специальной, предполагающей наличие лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в учредительных документах.

Правоспособность и дееспособность юридического лица возникают одновременно, в момент его государственной регистрации и прекращается с исключением его из единого государственного реестра юридических лиц.

Наименование юридического лица обязательно должно включать в себя указание на его организационно-правовую форму. Все некоммерческие, а также некоторые коммерческие организации должны указать в своем названии также и характер деятельности.

Каждое юридическое лицо должно быть зарегистрировано в соответствии с законом. Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица.

В зависимости от формы собственности, лежащей в основе юридического лица, можно выделить государственные и частные организации. По цели своей деятельности юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие. К числу коммерческих относятся те, целью деятельности которых является извлечение прибыли и распределение ее между участниками такой организации. Некоммерческие вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но только в той степени, которая необходима для достижения их уставных целей.

Государственные и муниципальные образования как субъекты гражданского права

Наряду с физическими и юридическими лицами, участниками отношений, регулируемыми гражданским правом, являются государство и другие публично-правовые образования. Однако правоспособность государства обладает рядом особенностей, связанных с тем, что оно является также и главным субъектом публичного права, носителем власти.

Государство, как таковое, неспособно своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, а также создавать и исполнять обязанности. От его имени всегда действуют органы власти и должностные лица. Именно их сознание и воля позволяют государству являться субъектом права.

В гражданско-правовых отношениях участвуют все три уровня власти: федеральный центр; субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Существуют такие юридические лица, которые могут одновременно действовать и от имени государства, и от своего собственного имени. Например, министерство финансов РФ способно представлять в гражданском обороте федеральную власть, но в тоже время оно действует и как самостоятельная структура.

От имени государства могут выступать как представительные, так и исполнительные органы власти Российской Федерации. Главным ведомством, осуществляющим управление и распоряжение государственной собственностью, являются Министерство государственного имущества РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *