Реестр взысканий налоговой где посмотреть
ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРА РЕШЕНИЙ О ВЗЫСКАНИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
И РАЗМЕЩЕНИЯ В УКАЗАННОМ РЕЕСТРЕ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ
ПУНКТОМ 3 СТАТЬИ 46 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Настоящий Порядок определяет общие правила ведения реестра решений о взыскании задолженности (далее — Реестр) и размещения в указанном Реестре решений о взыскании задолженности, поручений налогового органа банкам, в которых открыты счета налогоплательщику (налоговому агенту) — организации или индивидуальному предпринимателю, на списание и перечисление суммы задолженности в бюджетную систему Российской Федерации и поручений налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации в размере, не превышающем отрицательное сальдо единого налогового счета, с указанием информации о счетах, по которым подлежат приостановлению операции в соответствии с пунктом 2 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации, а также информации об изменении суммы задолженности, подлежащей перечислению по поручению налогового органа на перечисление суммы задолженности или по поручению налогового органа на перевод электронных денежных средств, в том числе в случае формирования положительного либо нулевого сальдо единого налогового счета.
2. В Реестре размещаются следующие документы (сведения из таких документов):
2.1. Решения о взыскании задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств;
2.2. Поручения налогового органа:
2.2.1. На списание и перечисление суммы задолженности со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в бюджетную систему Российской Федерации;
2.2.2. На перевод электронных денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в бюджетную систему Российской Федерации;
2.2.3. На продажу иностранной валюты с валютного счета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и перечисление денежных средств от продажи иностранной валюты;
2.2.4. На продажу драгоценных металлов со счета (вклада) в драгоценных металлах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и перечисление денежных средств от продажи драгоценных металлов;
2.2.5. На перечисление денежных средств с депозитного счета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента);
2.3. Уведомления о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента);
2.4. Уведомления об изменении отрицательного сальдо единого налогового счета, в отношении которой действует приостановление операций, в том числе в случае формирования положительного либо нулевого сальдо единого налогового счета;
2.5. Решения о приостановлении (отмене приостановления) действия поручений на списание и перечисление задолженности со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), а также на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в бюджетную систему Российской Федерации;
2.6. Постановления о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) (далее — постановление о взыскании задолженности за счет имущества);
2.7. Информация о вступившем в законную силу судебном акте по административным делам о вынесении судебного приказа;
2.8. Заявление о возбуждении исполнительного производства.
3. В Реестре отражаются сведения налоговых органов, используемые при применении обеспечительных мер и взыскании отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) с указанием следующих обязательных реквизитов:
3.1. В решении о взыскании задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств (далее — Решение о взыскании задолженности за счет ДС и ЭДС):
— идентификационный номер налогоплательщика (далее — ИНН);
— код причины постановки на учет в налоговом органе (далее — КПП) (указывается в отношении организации);
— наименование налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) или фамилия, имя, отчество (при наличии) налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента);
— налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов, налоговый агент) (организация, индивидуальный предприниматель, физическое лицо);
— дата возникновения отрицательного сальдо единого налогового счета;
— номер Решения о взыскании задолженности за счет ДС и ЭДС;
— дата Решения о взыскании задолженности за счет ДС и ЭДС;
— сумма отрицательного сальдо единого налогового счета в Решении о взыскании задолженности за счет ДС и ЭДС;
— сумма отрицательного сальдо единого налогового счета в Решении о взыскании задолженности за счет ДС и ЭДС (актуальная);
— уникальный идентификатор документа (далее — УИД);
— наименование налогового органа, сформировавшего Решение о взыскании задолженности за счет ДС и ЭДС;
— вид документа, являющегося основанием для взыскания задолженности (требование об уплате задолженности, требование о перечислении задолженности в части неперечисленной банком суммы денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации; требование о перечислении денежных средств, принятых в счет уплаты и перечисления сумм налогов в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации; судебный акт, требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии (договору поручительства);
— дата и номер документа, являющегося основанием для взыскания задолженности.
3.2. Поручения налоговых органов, уведомления об изменении суммы отрицательного сальдо единого налогового счета, подлежавшей взысканию, в том числе в случае формирования положительного либо нулевого сальдо единого налогового счета:
— КПП (указывается в отношении организации);
— наименование налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) или фамилия, имя, отчество (при наличии) налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента);
— налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов, налоговый агент) (организация, индивидуальный предприниматель, физическое лицо);
— дата возникновения отрицательного сальдо единого налогового счета;
— номер поручения налогового органа;
— дата поручения налогового органа;
— сумма отрицательного сальдо единого налогового счета в поручении налогового органа;
— сумма отрицательного сальдо единого налогового счета (актуальная);
— сумма, подлежавшая перечислению (по поручению на списание);
— сумма, подлежащая перечислению по поручению на списание (актуальная);
— код налогового органа, сформировавшего поручение;
— дата отправки поручения в кредитную организацию;
— сведения о возврате поручения налогового органа из кредитной организации (с указанием даты и причины возврата);
— сведения об исполнении (неисполнении) поручения налогового органа (с указанием даты, номера и суммы платежа);
— наименование кредитной организации, в адрес которой направлено поручение налогового органа;
— БИК кредитной организации;
— номер счета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента);
— очередность списания денежных средств со счета, установленная гражданским законодательством Российской Федерации;
— дата и номер документа, являющегося основанием для взыскания задолженности;
— реквизиты получателя средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, предусмотренные приказом Министерством финансов Российской Федерации от 12.11.2013 N 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30.12.2013, регистрационный N 30913) с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 30.10.2014 N 126н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 02.12.2014, регистрационный N 35053), от 23.09.2015 N 148н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27.11.2015, регистрационный N 39883), от 05.04.2017 N 58н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13.04.2017, регистрационный N 46369), от 14.09.2020 N 199н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15.10.2020, регистрационный N 60400).
3.3. Уведомления о необходимости приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), об изменении отрицательного сальдо единого налогового счета, подлежавшего приостановлению, в том числе в случае формирования положительного либо нулевого сальдо единого налогового счета (далее — уведомление):
— КПП (указывается в отношении юридического лица);
— наименование налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) или фамилия, имя, отчество (при наличии) налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента);
— налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов, налоговый агент) (организация, индивидуальный предприниматель, физическое лицо);
— дата возникновения отрицательного сальдо единого налогового счета;
— дата направления налоговым органом уведомления об изменении отрицательного сальдо единого налогового счета;
— сумма отрицательного сальдо единого налогового счета в уведомлении;
— сумма отрицательного сальдо единого налогового счета (актуальная);
— код налогового органа, сформировавшего уведомление;
— дата отправки уведомления в кредитную организацию;
— способ отправки уведомления в кредитную организацию;
— сведения о возврате уведомления из кредитной организации (с указанием даты и причины возврата);
— наименование кредитной организации, в адрес которой направлено уведомление;
— БИК кредитной организации;
— номер счета налогоплательщика, подлежащего приостановлению;
— сумма отрицательного сальдо единого налогового счета, подлежавшая взысканию;
— документ, являющийся основанием для взыскания задолженности.
3.4. Постановление о взыскании задолженности за счет имущества:
— КПП (указывается в отношении организации);
— наименование налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) или фамилия, имя, отчество (при наличии) налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента);
— налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов, налоговый агент) (организация, индивидуальный предприниматель, физическое лицо);
— дата возникновения отрицательного сальдо единого налогового счета;
— дата исполнения обязанности;
— номер постановления налогового органа о взыскании задолженности;
— дата постановления налогового органа о взыскании задолженности;
— сумма отрицательного сальдо единого налогового счета в постановлении налогового органа о взыскании задолженности;
— сумма отрицательного сальдо единого налогового счета (актуальная);
— уникальный идентификатор начисления (далее — УИН);
— код налогового органа, сформировавшего постановление налогового органа о взыскании задолженности за счет имущества;
— вид документа, являющийся основанием для взыскания задолженности (требование об уплате задолженности, требование о перечислении задолженности в части неперечисленной банком суммы денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, судебный акт, требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии (договору поручительства);
— дата документа основания;
— номер документа основания;
— дата направления постановления о взыскании задолженности в ФССП России;
— дата возбуждения исполнительного производства;
— номер постановления о возбуждении исполнительного производства;
— текущий статус исполнительного производства;
— дата уведомления ФССП России об изменении отрицательного сальдо единого налогового счета в постановлении о взыскании задолженности (далее — уведомление об изменении отрицательного сальдо);
— номер уведомления об изменении отрицательного сальдо;
— сумма остатка отрицательного сальдо единого налогового счета, подлежащего перечислению по уведомлению об изменении отрицательного сальдо.
В случае изменения суммы задолженности, подлежащей перечислению/приостановлению по:
— решению о взыскании задолженности за счет ДС и ЭДС;
— поручениям налогового органа;
— уведомлениям о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента);
— постановлениям о взыскании задолженности за счет имущества;
— заявлению о возбуждении исполнительного производства.
В Реестре размещается информация об изменении суммы задолженности, подлежащей перечислению, в том числе в случае формирования положительного либо нулевого сальдо единого налогового счета, и производится информирование банков в соответствии с частями 17 и 18 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
3.5. Информация о вступившем в законную силу судебном акте:
— вид судебного акта (судебный приказ, исполнительный лист);
— дата вступления в законную силу судебного акта (дата получения судебного приказа);
— сумма задолженности, указанная в судебном акте;
— текущий статус судебного приказа (действующий, отмененный);
— дата определения об отмене судебного приказа;
— номер определения об отмене судебного приказа;
— КПП (указывается в отношении юридического лица);
— наименование налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) или фамилия, имя, отчество (при наличии) налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента);
— налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов, налоговый агент) (организация, индивидуальный предприниматель, физическое лицо);
— номер заявления о возбуждении исполнительного производства;
— дата направления Заявления о возбуждении исполнительного производства;
— сумма отрицательного сальдо единого налогового счета (актуальная);
— код налогового органа, сформировавшего заявление о возбуждении исполнительного производства;
— дата возбуждения исполнительного производства;
— номер постановления о возбуждении исполнительного производства;
— текущий статус исполнительного производства;
— уведомление ФССП России об изменении суммы отрицательного сальдо единого налогового счета, указанной в заявлении о возбуждении исполнительного производства, с указанием номера и даты уведомления налогового органа, остатка отрицательного сальдо единого налогового счета, подлежащего перечислению.
4. Актуализация сведений об отрицательном сальдо единого налогового счета в Реестре происходит 2 раза в сутки (в 9 часов 00 минут и в 15 часов 00 минут по московскому времени), а также при положительном и нулевом сальдо единого налогового счета — в режиме реального времени.
5. Размещение поручений налогового органа и (или) уведомления об изменении суммы задолженности, подлежащей перечислению по поручению налогового органа, осуществляется в Реестре и признается направлением соответствующего поручения/уведомления в банк, в котором открыт такой счет.
Уведомление об изменении суммы задолженности, подлежащей перечислению по поручению налогового органа, размещается в Реестре, при каждом изменении суммы задолженности, в том числе в случае формирования положительного либо нулевого сальдо единого налогового счета.
Размещение уведомлений о сумме отрицательного сальдо единого налогового счета, в отношении которой действует приостановление операций, и ее изменении производится в Реестре и признается направлением соответствующего уведомления в банк, в котором открыт такой счет.
6. Сведения, размещенные в Реестре, доступны кредитным организациям по налогоплательщикам, счета которых открыты в данной кредитной организации в целях соблюдения банковской тайны, установленной статьей 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 2022, N 14, ст. 2190).
Новый порядок взыскания налоговой задолженности с физических лиц
Федеральным законом от 14.07.2022 № 263-ФЗ в Налоговый кодекс РФ были внесены значительные изменения, которые, в первую очередь, были связаны с введением в оборот института единого налогового счета.
Вместе с тем, эти изменения не могли не затронуть и других норм налогового законодательства – хотя бы в силу того, что такого рода нововведение не могло быть не связано с соответствующими изменениями порядка исполнения обязанности по уплате налоговых платежей, а также их принудительного взыскания.
Поэтому, в числе прочих, подверглась нововведениям и ст. 48 Налогового кодекса, посвященная порядку взыскания обязательных платежей с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
Тот факт, что ст. 48 не была исключена из НК РФ полностью, позволял обоснованно предположить, что основная отличительная черта принудительного взыскания с физического лица осталась неизменной – а именно то положение, что таковое взыскание с данной категории налогоплательщиков по-прежнему возможно только и исключительно в судебном порядке. В противном случае достаточно было бы ограничиться изменением ст. 46 и 47 НК (которыми, как известно, предусмотрен внесудебный порядок взыскания налоговых платежей с индивидуальных предпринимателей и организаций), так или иначе подчинив им и физлиц.
Обратившись к новой и ныне действующей редакции п. 1 ст. 48, обнаруживаем там следующую норму: «налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 46 настоящего Кодекса решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности».
При первичном прочтении данной нормы бросается в глаза, в первую очередь, новелла о том, что решение о взыскании задолженности принимается отныне и в отношении физлиц. В то же время из этой нормы вроде как явствует, что взыскание без судебного акта невозможно.
Однако в ст. 48 есть еще и п. 7, которым установлено специальное по отношению к п. 1 правило, а именно: «Взыскание задолженности за счет имущества физического лица, которое производится в отношении денежных средств на счетах в банке…, осуществляется налоговым органом посредством размещения соответствующего поручения налогового органа на перечисление суммы задолженности в реестре решений о взыскании задолженности и исполняется банком в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.».
В п. 8 ст. 48 говорится следующее: «взыскание задолженности за счет иного имущества физического лица осуществляется на основании информации о вступившем в силу судебном акте».
Исходя из буквального толкования норм п. 7 и п. 8 ст. 48 НК РФ можно придти к выводу о том, что взыскание налоговой задолженности с физического лица за счет его средств в банке возможно во внесудебном порядке — посредством размещения налоговой инспекцией инкассового поручения.
Предположу, что и при нынешних, мягко говоря, не совсем удачных формулировках, судебная практика в данном случае пошла бы по пути защиты налогоплательщиков — физических лиц, с применением расширительного и систематического толкования соответствующих норм законодательства. Не исключено, что дело бы дошло и до Конституционного суда. Ибо смятение в умах налицо: мне уже пришлось встречать комментарий на просторах интернета о том, что отныне с банковских счетов физических лиц налоговая инспекция будет взыскивать деньги по инкассо.
Но волны от такого смятения, видимо, уже дошли до стен Государственной Думы, которая приняла Федеральный закон от 31.07.2023 № 389-ФЗ о внесении изменений, в частности, в п. 7 ст. 48 НК.
Этот закон вступает в силу с 1 октября 2023 года, и в соответствии с ним п. 7 ст. 48 НК будет изложен в следующей редакции:
«Взыскание задолженности за счет имущества физического лица, которое производится в отношении денежных средств на счетах в банке…, осуществляется налоговым органом посредством размещения соответствующего поручения налогового органа на перечисление суммы задолженности в реестре решений о взыскании задолженности и исполняется банком в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» для обращения взыскания на денежные средства по исполнительному документу.»
Прямо скажем, формулировка тоже не самая удачная, но, исходя из того, что решение о взыскании задолженности исполнительным документом не является (в том числе, и в редакции Федерального закона от 31.07.2023 № 389-ФЗ, внесшего изменения и в закон об исполнительном производстве), можно сделать следующий вывод: взыскание задолженности по обязательным платежам с физических лиц будет производиться только при наличии у банка в той или иной форме судебного приказа или исполнительного листа.
Вся суть же проанализированных изменений заключается, на мой взгляд, в следующем. В отношении денежных средств физических лиц на счетах в банках взыскание налоговым органом будет обращаться, минуя службу судебных приставов (посредством функционирования реестра решений о взыскании задолженности), но отнюдь не минуя суд.
Этот пост написан блогером Трибуны. Вы тоже можете начать писать: сделать это можно здесь.
Реестр взысканий: раскрываем тонкости реализации информационного обмена между банками и налоговыми органами
Главным регламентирующим документом выступил Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», который ввел уплату большинства налогов единым налоговым платежом путем зачисления средств на единый налоговый счет.
Согласно Налоговому кодексу, Реестр взысканий должен представлять собой платформу, где публикуются приостановления по счетам. Банк обязан ежедневно обращаться на эту платформу и при необходимости корректировать сумму приостановлений в соответствии с текущим сальдо. Как только сальдо на едином налоговом счете обнулится, автоматически в течение суток будет выполнена отмена приостановления и/или поручения налогового органа. Это тот «идеальный» вид Реестра взысканий, появление которого банковское сообщество ожидало еще к 1 января 2023 года, и к которому продолжает стремиться до сих пор.
На текущий момент выполняется отладка «минимальной» версии Реестра взысканий. Реестр представлен двумя видами сведений:
- Передача в кредитные организации транспортных контейнеров, содержащих документы от Федеральной налоговой службы (ФНС).
- Передача в ФНС России транспортных контейнеров, содержащих ответные документы от кредитных организаций.
Транспортные контейнеры содержат стандартные (для обмена по форматам 440-П) архивы, подлежащие последующей обработке в банке.
ФНС было принято решение минимально изменить действующие форматы «Налог-2», адаптировав их под нужды Реестра взысканий:
- Принцип наименования файлов остался прежним, но префикс каждого сообщения, полученного из Реестра взысканий, начинается на «U» — такое решение кажется наиболее удачным, так как позволяет определить источник получения файла, не просматривая его содержимое.
- Дополнительным индикатором для файлов, полученных посредством СМЭВ, является новая версия форматов — 3.72.
Эти корректировки позволяют не только однозначно идентифицировать данные сообщения в кредитной организации, но и с минимальными потерями адаптировать текущие алгоритмы кредитных организаций и функциональные требования под обработку новых видов сообщений.
«Техническое описание»
Все процедуры взаимодействия сторон подробнейшим образом разобраны в документе «Техническое описание взаимодействия участников информационного обмена в электронной форме в условиях единого налогового счета с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия» (далее — ТО). Согласно ТО, в банк могут направляться следующие виды документов:
- Поручения налогового органа:
- Поручение на списание и перечисление суммы задолженности со счетов налогоплательщика в бюджетную систему РФ (UNO),
- Поручение на перевод электронных денежных средств налогоплательщика в бюджетную систему РФ (UKO),
- Поручение на продажу иностранной валюты с валютного счета должника и перечисление денежных средств от продажи иностранной валюты (UPV),
- Поручение на продажу драгоценных металлов со счета (вклада) в драгоценных металлах должника и перечисление денежных средств от продажи драгоценных металлов (UPM),
- Поручение на перечисление денежных средств с депозитного счета должника (UPD);
- Уведомление о приостановлении (отмене приостановления) операций по счетам налогоплательщика (UPO),
- Уведомление об изменении суммы задолженности (UNO),
- Уведомление об изменении отрицательного сальдо, в отношении которого действует приостановление операций (UPO);
- Решение о приостановлении (отмене приостановления) действия поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (UPN).
На текущий момент «Техническое описание» утверждено и содержит практически всю необходимую информацию для реализации обработки входящих сообщений Налоговых органов со стороны банков. Должна заметить, это стало приятной неожиданностью. Обычно, при построении интеграционных процессов с ФНС наблюдается либо жесткий недостаток информации, когда уже «на месте» выясняются тонкости взаимодействия, либо обратная ситуация, связанная с избытком информации, беспорядочно поступающей из разных источников и часто противоречащей самой себе. На этом фоне ТО выступило в выгодном свете, послужив хорошим подспорьем на всех этапах реализации.
Но в каждой бочке меда есть своя ложка дегтя: в этом документе не описаны особенности формирования Электронных документов налогового органа и банка, подразделения Банка России для «Поручения на перевод электронных денежных средств налогоплательщика» (UKO). Вместе с неоднозначностью информации в Налоговом Кодексе данное упущение дает большое пространство для творчества организаций. Ведь в таком случае реализация, алгоритмы, функциональные требования зависят лишь от интерпретации конкретного человека, на долю которого выпал анализ документации.
С чем мы столкнулись при реализации обработки сообщений вида UKO
1. В статье 46 Налогового Кодекса, п. 3 дается следующая информация:
«Взыскание задолженности в случае неисполнения требования об уплате задолженности производится по решению налогового органа (далее в настоящем Кодексе — решение о взыскании задолженности) посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности решения о взыскании задолженности, а также поручений налогового органа банкам, в которых открыты счета налогоплательщику (налоговому агенту) — организации или индивидуальному предпринимателю, на списание и перечисление суммы задолженности в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящем Кодексе — поручение налогового органа на перечисление суммы задолженности) и поручений налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящем Кодексе — поручение налогового органа на перевод электронных денежных средств) в размере, не превышающем отрицательное сальдо единого налогового счета, и информации о счетах, по которым подлежат приостановлению операции в соответствии с пунктом 2 статьи 76 настоящего Кодекса.»
Данную формулировку можно интерпретировать как равнозначность поручений вида UNO и вида UKO, что мы и сделали.
Но, в п.10 статьи 46 присутствует следующие допущения:
«При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать задолженность за счет электронных денежных средств.
Взыскание задолженности за счет электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится путем направления в банк, в котором находятся электронные денежные средства, поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств на счет налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в банке».
Что, в свою очередь, предполагает поступление UKO в случае, когда у налогоплательщика нет средств для исполнения Поручения на списание (UNO), с последующим переводом электронных денежных средств на счет клиента для исполнения UNO.
Руководствуясь форматами электронных сообщений, мы пришли к выводу, что п.10 статьи 46 невозможно исполнить по причине того, что UKO, согласно форматам, является самостоятельным платежным документом на основании которого создается поручение.
2. В Налоговом кодексе Российской Федерации, статья 46, п.3 говорится:
«В случае изменения размера отрицательного сальдо единого налогового счета в реестре решений о взыскании задолженности размещается информация об изменении суммы задолженности, подлежащей перечислению по поручению налогового органа на перечисление суммы задолженности или по поручению налогового органа на перевод электронных денежных средств, в том числе в случае формирования положительного либо нулевого сальдо единого налогового счета».
Но в ТО в файле с описанием особенностей формирования электронных документов налогового органа и банка отсутствуют пояснения, касающиеся построения цепочки взаимосвязанных поручений для UKO.
Согласно форматам, Налоговая служба не препятствует построению аналогичной UNO системы передачи UKO-изменений и UKO-отзывов, в связи с чем мы приняли решение выработать такую же систему в нашем программном продукте для Поручений на перевод.
Должна заметить, что в обеих описанных выше ситуациях принятые решения являются частным мнением, сформированным на основании опыта взаимодействия с ФНС, что, конечно, крайне нежелательно в столь формализованном обмене.
Как я уже заметила, Реестр взысканий вышел в «урезанном» варианте, предполагающем минимальные изменения в реализации со стороны банков. Но на практике оказалось, что изменения эти достаточно масштабные. В основном по причине того, что некоторые U-сообщения стали совмещать в себе функции сразу нескольких сообщений форматов «Налог-2». Например, получилась ситуация, где RPO (приостановление операций на счетах) + ROO (возобновление операций на счетах) = UPO, или APN (приостановление поручения) + APO (возобновление поручения) = UPN. Формат UNO (поручение на списание) выступает в трех ипостасях: как поручение, как изменение и как отзыв. В связи с нововведениями получения Уведомлений об изменении суммы на Поручения и на Уведомления о приостановлении (UNO, UKO, UPO) пришлось выстраивать цепочки взаимосвязанных сообщений, дорабатывать алгоритмы, вести учет Уникального идентификатора документа для UNO, UKO и UPO, а также обеспечивать его передачу в банк.
В самих банках реализованы уникальные алгоритмы обработки поручений (UNO, UKO) и решений, предполагающие динамическое изменение суммы, чего раньше не было. Решения о приостановлении неисполненных поручений в рамках обмена с Реестром о взыскании приходят на часть суммы, что является логичным в условиях ЕНС. Все это также потребовало доработок.
Вне конкуренции доработки, связанные с изменениями по поводу возможности получения банками Поручений, Уведомлений (кроме UPO) и Решений по счетам физических лиц через Реестр взысканий. Несмотря на то, что в поддержку этих доработок вышло немало корректировок в законодательстве, они не смогли удовлетворить потребности банковского сообщества в информации. Поэтому, как и в случае с неоднозначностью UKO, по ряду вопросов пришлось принимать частные решения.
На текущий момент происходит финальный этап отладки обмена с Реестром решений о взысканиях в условиях единого налогового счета. Проделав такой большой путь, хочется отметить следующее:
- Документация, хоть и достаточна для осуществления реализации (именно достаточна, а не избыточна, что не менее важно), все равно имеет некие неточности, что тормозит реализацию.
- Чтобы оставаться в потоке актуальной информации, необходимо посещать вебинары, семинары и рабочие встречи, о которых порой бывает не так просто узнать. В общедоступных источниках информация публикуется или с существенным запозданием, или не публикуется вовсе. На вебинаре есть шанс получить ответы на свои вопросы, а также получить свежие документы для анализа.
- Новая практика — совместная с налоговым органом отладка сервиса, создание рабочей группы для связи с методологами и разработчиками со стороны ФНС — оказалась очень удачной идеей, которая принесла свои плоды: у вендоров появились шансы из первых рук узнавать о переносах сроков, об изменениях в форматах и порядках обработки в рамках видов сведений и пр.
В целом опыт построения интеграции с ФНС с помощью Системы электронного межведомственного взаимодействия оказался удачным. Нам удалось реализовать все, что было необходимо для успешного взаимодействия с Налоговыми органами в условиях ЕНС в рамках проектов RS-Connect, RS Bank V.6, RS-Bank v. 5.5 на планируемую дату запуска — 01.05.2023.
Реестр по ЕНП: определен порядок ведения
C 1 января 2023 года долги по налогам взыскиваются по-новому. При возникновении отрицательного сальдо ЕНС налоговики должны выставить на него требование. Если требование не исполняется налогоплательщиком добровольно, ФНС выносит решение о взыскании и размещает его в реестре о взыскании задолженности.
Детально процесс взыскания налоговых долгов описан в Готовом решении от «КонсультантПлюс». Пробный доступ к системе бесплатный.
Состав и порядок ведения реестра решений о взыскании утв. приказом ФНС от 30.11.2022 № ЕД-7-8/1138@. В реестре будут размещаться:
- решения о взыскании долга за счет денег или драгметаллов на счетах в банках, а также электронных денежных средств;
- поручения инспекции на списание и перечисление долга в бюджет, на продажу иностранной валюты со счета и т. д., а также решения
- о приостановке (отмене приостановки) действий этих поручений;
- уведомления о приостановке операций по счетам;
- постановления о взыскании долга за счет имущества;
- информация о вступившем в силу судебном акте по административным делам о судебном приказе;
- заявление о возбуждении исполнительного производства.
Актуализация сведений об отрицательном сальдо ЕНС в реестре будет происходить два раза в сутки (в 9 часов 00 минут и в 15 часов 00 минут по московскому времени), а также при положительном и нулевом сальдо единого налогового счета — в режиме реального времени.
Размещение в реестре поручения на списание денег со счета или уведомления о блокировке счета будет считаться направлением этих документов в банк.