Охрана труда как важнейший институт трудового права в Российской Федерации
Кислова, О. А. Охрана труда как важнейший институт трудового права в Российской Федерации / О. А. Кислова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 759-761. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23881/ (дата обращения: 18.09.2023).
Ключевые слова: трудовое законодательство, охрана труда
Охрана труда — это институт отрасли трудового права, регулирующий общественные отношения, связанные с обеспечением жизни и здоровья работников, то есть он затрагивает самые важные конституционные права человека.
Согласно ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации [1].
Императивные требования законодательства возложены на работодателя исключительно для защиты работников в случае возникновения неблагоприятных последствий в процессе работы. За нарушение установленных в трудовом законодательстве требований работодатель может нести уголовную и административную ответственность, а также обязан возместить материальный ущерб пострадавшему работнику или его семье. Несмотря на строгость последствий в отношении работодателя в случае нарушения возложенных на него обязанностей, большое количество примеров недобросовестности работодателей в сфере охраны труда.
Для эффективности управления, высокой производительности труда и минимизации травматизма необходимо оценивать текущее состояние охраны труда и разрабатывать конкретные меры по улучшению состояния указанной сферы, такие меры должны реализовываться государством — в целом и работодателями — в частности. Необходимо рассматривать охрану труда как приоритетное направление государственной политики Российской Федерации.
Идея необходимости поддержания безопасности производства и охраны здоровья работников была сформулирована еще в ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах [2]. Пакт впервые дал расшифровку права каждого человека на благоприятные условия труда, которое было заложено в ч. 1 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека [3], в числе которых было названо право работников на «труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и здоровья».
Пока существуют трудовые правоотношения, вопросы охраны труда всегда будут актуальны, а создание эффективных и благоприятных условий труда всегда будет стоять на первом месте.
Назрела острая необходимость соединения системы государственного регулирования охраны труда с ее локальным регулированием у конкретного работодателя. Такой подход будет вполне уместен в той ситуации, когда Российская Федерация поставила перед собой важнейшую задачу руководствоваться принципом государственной политики в сфере охраны труда, избрав в качестве главного приоритета жизни и здоровья работников, а не саму трудовую деятельность работника.
Понятие охраны труда в юридической литературе одним из первых сформулировал С. И. Карпун, определив ее как «важнейшую систему деятельности советской власти, направленную на охрану жизни и здоровья работающих от всех вредностей и опасностей, связанных с процессом труда» [4, с. 34].
Большое значение охраны труда обусловливается тем, что условия труда — это профессиональная среда, в которой работник находится достаточно продолжительное время, в этой среде протекает жизнедеятельность работника. Таким образом, уровень работоспособности и комфортности пребывания на рабочем месте напрямую зависит от состояния условий труда, которые и обеспечивают повышение эффективности и производительности.
Основной принцип охраны труда — это сохранение жизни и здоровья работников, который является приоритетом по отношению к результатам деятельности работника.
Институт охраны труда имеет важнейшее значение в трудовых правоотношениях, его социальное значение выражается в усовершенствование и улучшение условий труда, устремленное на создание безопасности на рабочих местах, уменьшение производственного травматизма и заболеваемости.
Экономическое значение охраны труда характеризуется эффективностью мероприятий по улучшению условий и повышению безопасности труда, вследствие чего происходит экономия денежных выплат за работу в неблагоприятных условиях труда.
Основная цель охраны труда — создание таких условий труда, что бы обеспечить комфортные условия, для сотворения максимальной работоспособности, направленной на повышение производительности труда и свести к минимуму возможность возникновения заболевания и травм работника
Анализируя международные правовые акты, можно заметить, что идея необходимости поддержания безопасности производства и охраны здоровья работников была сформулирована еще в 1966 г. в ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого 16 декабря 1966 года. Резолюцией 2200 (ХХI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН (ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 года) [5]. Пакт впервые определил право каждого человека на благоприятные условия труда, которое было закреплено еще в ч. 1 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., включая и право работников на «труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и здоровья».
Кроме того, в международных актах по безопасности и гигиене труда, как правило, термин «охрана труда» не применяется, а вместо него используются иные понятия. Например, в конвенциях, ратифицированных Российской Федерацией, употребляются следующие термины: «здоровье, безопасность и гигиена труда» (Конвенция № 155 о безопасности и гигиене труда) [6]; «гигиена рабочего места» (Конвенция № 162 об охране труда при использовании асбеста) [7]; «безопасность и гигиена труда» (Конвенция № 176 о безопасности и гигиене труда в шахтах) [8]. В Конвенции № 155, например, указано, что термин «здоровье» в отношении труда означает не только отсутствие болезни или недуга; но он также включает и влияющие на здоровье физические и психические элементы, которые имеют непосредственное отношение к безопасности и гигиене труда.
В Конституции Российской Федерации 1993 года понятие «охрана труда» не применяется, вместо него использован термин «безопасность и гигиена труда» (ст.7, пункт 3) [9]; а Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 209) содержит понятие «охрана труда».
На сегодняшний день законодательно закрепленное в ТК РФ понятие «охрана труда», не имеет возможности раскрыть содержание института охраны труда, что создает определенные трудности при его толковании и применении на практике. В такой ситуации возможно несколько вариантов законодательной конструкции норм Трудового кодекса Российской Федерации по установлению понятия «охрана труда»:
Один из вариантов — это заменить законодательно закрепленное в ТК РФ и других нормативно-правовых актах, составляющих трудовое законодательство РФ, понятие «охрана труда», а именно, исключить термин «охрана труда», а вместо него применять термин «обеспечение безопасности и гигиены труда», указанный термин будет установлен в соответствии с терминологией МОТ и станет выражением сущности и назначения охраны труда.
Второй возможный вариант — это законодательное закрепление равнозначности в обозначении терминов «охрана труда» и «обеспечение безопасности и гигиена труда», что позволит избежать трудностей в толковании и применении института охраны труда.
Наилучшим является второй вариант, потому что термин «охрана труда» нашел широкое распространение в законодательстве Российской Федерации, а также в научной и учебной литературе, поэтому отождествление этих терминов безболезненно скажется на трудовые правоотношения в изучаемой сфере, не нужно будет приводить в соответствие с новой терминологией всю нормативно-правовою базу, регулирующую охрану труда.
Термин «обеспечение безопасности и гигиена труда» позволит рассматривать охрану труда как комплексную систему взаимосвязанных процедур, которые бы гарантировали охрану работников от воздействия негативных производственных и профессиональных факторов.
Необходимо отметить, что правовое регулирование правоотношений в сфере охраны труда усугубляется пробелами действующего законодательства РФ в изучаемой области, его несоответствием сложившимся экономическим, социальным и трудовым отношениям, а также адаптированным мировым сообществом, международным нормам. Совершенствование законодательства РФ будет, несомненно, способствовать поднятию уровня правопорядка в области охраны труда, а также повышению правовой грамотности работников.
Как вариант разрешения проблемы пробелов в трудовом законодательстве можно рассматривать принятие единого нормативно-правового акта, вобравшего в себя нормы различных документов, регулирующих охрану труда. Такая систематизация будет способствовать эффективности применения норм на практике, а сам документ мог бы отражать государственные нормативные требования охраны труда и пояснять их понятие, содержание, устанавливать их приоритет в применении.
Понятие охраны труда. Содержание института охраны труда.
(ст.209)Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Охрана труда как институт трудового права — это совокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников.
Институт охраны труда состоит из следующих групп норм, которые тесно взаимосвязаны:
1) нормы — принципы государственной политики в области ‘ охраны труда и правила государственного управления охраной труда;
2) право работника на охрану труда и его гарантии;
3) нормы организации и обеспечения охраны труда работодателем, включая предупредительный надзор и расследование несчастных случаев на производстве;
4) правила по технике безопасности и производственной санитарии, система стандартов безопасности труда (ССБТ);
5) правила особой охраны труда женщин;
+6) правила особой охраны труда молодежи и лиц с пониженной трудоспособностью.
Как правовой институт охрана труда включает в себя нормы, устанавливающие права и обязанности работников и работодателей по вопросам безопасности и гигиены труда, а также конкретизирующие их с помощью правил и инструкций по охране труда; специальные нормы о компенсациях для лиц, работающих в тяжелых, вредных или опасных условиях; нормы об охране труда женщин, несовершеннолетних работников, лиц с пониженной трудоспособностью; нормы, регулирующие организацию работы по охране труда; правила расследования и учета несчастных случаев на производстве.
Охрана труда имеет социальное, экономическое и правовое значения. Социальное значение охраны труда состоит в том, что охрана труда способствует укреплению (сохранению) здоровья работников от вредных и опасных производственных факторов. Экономическое значение охраны труда реализуется в росте производительности труда, подъеме экономики, увеличении производства. Правовое значение охраны труда состоит в правовом регулировании работы по способностям с учетом тяжестей условий труда, физиологических особенностей женского организма, организма подростков и трудоспособности инвалидов. Кроме того, вопросы охраны труда являются объектом организационно-управленческих отношений трудового коллектива (соответствующего профсоюзного органа) с работодателем, а также социально-партнерских отношений на федеральном, отраслевом, региональном уровнях.
В правовом регулировании охраны труда широко сочетаются централизованные нормы трудового законодательства, которые устанавливают минимум правовых мер по охране труда, с договорным методом, повышающим, конкретизирующим этот минимум на основании соглашений, коллективных договоров, а также трудовых договоров.
Статья 37 Конституции РФ декларирует, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Основными нормативными актами об охране труда являются: Основы законодательства об охране здоровья граждан, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации», иные нормативные правовые акты, принятые Президентом РФ, Правительством РФ, Министерством труда и социального развития РФ, специализированными федеральными инспекциями по надзору за охраной труда (Госкомсанэпиднадзором, Госгортехнадзором и др.). В настоящее время действуют единые отраслевые и межотраслевые правила по технике безопасности и производственной гигиене труда, многие из которых в целях унификации требований по охране труда взяты в стандарты, и разработана федеральная и отраслевая система стандартов безопасности труда.
Каждый работник имеет право на охрану труда, которое является основным правом, закрепленным в ст. 37 Конституции РФ и ст. 21 и 219 ТК РФ. Право на охрану труда работник реализует в процессе трудовой деятельности.
Содержание права на охрану труда включает право работника на:
рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда;
обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты за счет средств работодателя;
обучение безопасным методам труда за счет средств работодателя;
профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления, к работодателю, в профсоюзы по вопросам охраны труда;
личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра (обследования);
компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если работник занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Статья 220 Трудового кодекса РФ закрепляет гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.
Источники правового регулирования отношений в сфере охраны труда. Система стандартов безопасности труда.
Охрана труда как институт трудового права. Организация охраны труда на предприятиях
Конституция РФ в ст. 7 устанавливает, что труд и здоровье людей охраняются государством, а в ст. 37 закрепляет, что граждане реализуют право на труд в условиях, безопасных для их здоровья.
Охрана труда в широком смысле — это система обеспечения жизни и здоровья работника в процессе труда всеми способами и мерами: правовыми, социально-экономическими, санитарно-гигиеническими, лечебно-профилактическими, организационно-техническими и др. Это широкое понятие охраны труда закреплено в ст. 1 Закона РФ от 17 июля 1999 г. “Об Основах Российской Федерации об охране труда” и ст. 209 Трудового Кодекса. Поэтому охрану труда каждый изучает в своем аспекте — не только юридические, но и технические, экономические, медицинские вузы. Лишь такое широкое понятие охраны труда способно обеспечить безопасные и здоровые условия труда работников. Если хотя бы один ее компонент нарушен, нарушается вся охрана труда работника. В этом широком смысле охрана труда нужна везде, где трудится человек. Но ст. 2 Закона об охране труда распространяет это понятие более ограниченно — на труд в общественной организации на производстве всех форм собственности, включая труд как работников, так и администрации, членов производственных кооперативов, студентов-практикантов, военнослужащих, привлекаемых к работе на предприятиях, стройках, граждан, отбывающих исправительные работы на предприятиях Федеральный закон РФ от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (с изменениями от 20 мая 2002 г., 10 января 2003 г., 9 мая 2005 г.).
В трудовом праве используется понятие охраны труда в узком смысле — это система правовых норм, предусматривающих в законодательстве, коллективных и трудовых договорах и соглашениях мероприятия и средства обеспечения безопасных и здоровых условий труда работников и мер по оздоровлению и улучшению этих условий.
Третий аспект понятия охраны труда (как один из основных принципов трудового права) — обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников.
Институт охраны труда состоит из следующих групп норм, которые тесно взаимосвязаны:
1) нормы — принципы государственной политики в области охраны труда и правила государственного управления охраной труда;
2) право работника на охрану труда и его гарантии;
3) нормы организации и обеспечения охраны труда работодателем, включая предупредительный надзор и расследование несчастных случаев на производстве;
4) правила по технике безопасности и производственной санитарии, система стандартов безопасности труда (ССБТ);
5) правила особой охраны труда женщин;
6) правила особой охраны труда молодежи и лиц с пониженной трудоспособностью.
Значение охраны труда многоаспектно. Всесторонняя охрана труда имеет большое социальное, экономическое и правовое значение: Трудовое право России [Текст]: учеб. пособие / Под ред. Ю.П. Орловского, А.Ф. Нуртдиновой. — М.: «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2008. — 28с.
Социальное значение охраны труда: а) охраняет жизнь и здоровье трудящихся от возможных производственных вредностей; б) способствует их культурно-техническому росту: лишь не чрезмерно усталый от работы в грязных, загазованных производственных помещениях работник способен вечерами учиться, повышать свою квалификацию, читать, развлекаться, заниматься спортом, развивать личность; в) способствует гуманизации труда.
Экономическое значение охраны труда заключается в том, что она способствует: а) росту производительности труда работников, а тем самым и росту производства, экономики; б) сокращению потерь рабочего времени от временной нетрудоспособности работников из-за производственных травм, профессиональных заболеваний, экономии средств Фонда социального страхования.
Правовое значение охраны труда: а) способствует работе по трудоспособности, учитывая женский организм, организм подростков, пониженную трудоспособность инвалидов, пенсионеров; б) реализует субъективное право работников на всестороннюю охрану труда и обязанность работодателя по обеспечению этого права; в) является важнейшим элементом трудового правоотношения, прием работников осуществляется с учетом тяжести условий труда.
Особый характер имеют нормы, устанавливающие ответственность за нарушение правил охраны труда. В отличие от других, составляющих рассматриваемый институт охраны труда, они также входят и в институты других отраслей права, ибо санкции, предусмотренные за соответствующие правонарушения, содержатся не только в трудовом, но, и в административном, и даже в уголовном праве. Таким образом, эта группа норм является комплексной, а не отраслевой.
С учетом содержания норм этого института, а также формы источников нормативные акты по охране труда включают:
· стандарты безопасности труда (государственные, отраслевые, стандарты предприятия);
· санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы;
· правила устройства и безопасной эксплуатации (пожарной, ядерной, радиационной, лазерной, биологической, технической, взрыво- и электробезопасности);
· правила по охране труда и инструкции по охране труда Постановление Министерства труда РФ от 1 июля 1993 года №129 « Об утверждении «Методических указаний по разработке правил и инструкций по охране труда» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2003. — №49 — ст.8.
Основы законодательства РФ об охране труда впервые закрепили основные направления государственной политики в области охраны труда, отнеся к этой сфере, в частности, признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия;
установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности;
взаимодействие и сотрудничество органов государственного управления, надзора и контроля с работодателями, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками представительными органами, заинтересованными в разработке и практической реализации государственной политики в области охраны труда;
установление компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
защиту интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей.
В ст.8 «Об основах охраны труда в РФ» также раскрыто содержание субъективного права работника на охрану труда, показано, что оно содержит ряд правомочий, например: на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов; на получение достоверной информации от работодателя или государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда; на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя; на отказ без каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности и др. Федеральный закон РФ от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (с изменениями от 20 мая 2002 г., 10 января 2003 г., 9 мая 2005 г.).
В ст. 15 Основ закреплены и обязанности работника в области охраны труда. Работник обязан:
а) соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда;
б) правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты;
в) немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей.
В соответствии с Основами Министерством труда РФ утверждены Рекомендации по организации работы службы охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях, в которых предполагается создавать указанную службу как отдельное структурное подразделение с возложением на нее следующих задач:
а) организация и координация работы по охране труда на предприятии;
б) контроль за соблюдением нормативных актов по охране труда работниками предприятия;
в) совершенствование профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний и улучшению условий труда;
г) консультирование работодателя и работников по вопросам охраны труда.
Одним из важнейших направлений охраны труда на предприятиях является обеспечение работников инструкциями по охране труда. Данная работа должна осуществляться в соответствии с «Методическими указаниями по разработке правил и инструкций по охране труда» Постановление Министерства труда РФ от 1 июля 1993 года №129 « Об утверждении «Методических указаний по разработке правил и инструкций по охране труда» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2003. — №49 — ст.258. В нем инструкция по охране труда определена, как нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, на строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности. Инструкции по охране труда разрабатываются на основе межотраслевых и отраслевых правил по охране труда и не должны им противоречить. Утвержденные инструкции учитываются службой охраны труда предприятия в журнале учета. Надзор и контроль за соблюдением правил и инструкций по охране труда осуществляется федеральными органами надзора.
Типовая инструкция и инструкция для работников должны содержать следующие разделы:
1. общие требования безопасности;
2. требования безопасности перед началом работ;
3. требования безопасности во время работы;
4. требования безопасности в аварийных ситуациях;
5. требования безопасности по окончанию работы.
Инструкции не должны содержать ссылок на какие-либо нормативные акты, не действующие на данном предприятии. Не должны применяться слова, подчеркивающие особое значение отдельных требований, замена слов в тексте буквенным сокращением без полной ее расшифровки. Абалдуев, В.А., Колобова, С.В. Правовые вопросы документирования трудовых отношений.- Саратов: «ПАГС»,- 2004.-с.123
Проверка инструкций на соответствие требованиям действующих государственных стандартов, санитарных норм и правил должна проводиться не реже одного раза в 5 лет, а инструкций для работников по профессиям или по видам работ, связанных с повышенной опасностью, должна проводится не реже одного раза в 3 года. Нуртдинова, А.Ф. Организация правового регулирования трудовых отношений: федеральный и региональный аспекты // Журнал российского права.-2003. — №7. — С.35
Таким образом, охрана труда как институт трудового права — это совокупности норм, направленных на обеспечение критерий труда, безопасных для жизни и здоровья работников.
Охрана труда
Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 Трудового кодекса РФ).
1. Правовые мероприятия по охране труда
Правовые мероприятия по охране труда заключаются в создании системы правовых норм, устанавливающих стандарты безопасных и здоровых условий труда и правовых средств по обеспечению их соблюдения. Эта система правовых норм основывается на Конституции РФ и включает законы, подзаконные нормативные акты, а также локальные нормативные акты, принимаемые в конкретных организациях, учреждениях.
2. Социально-экономические мероприятия по охране труда
Социально-экономические мероприятия по охране труда включают меры государственного стимулирования работодателей по повышению уровня охраны труда, установление компенсаций и льгот при выполнении работ во вредных и опасных условиях труда, защиту отдельных, наименее социально защищенных категорий работников, обязательное социальное страхование и выплату компенсаций при возникновении профессиональных заболеваний и производственных травмах.
3. Организационно-технические мероприятия по охране труда
Организационно-технические мероприятия по охране труда заключаются в создании системы управления охраной труда – единого комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда в конкретной организации, учреждении и процедуры по достижению этих целей.
4. Санитарно-гигиенические мероприятия по охране труда
Санитарно-гигиенические мероприятия по охране труда заключаются в проведении работ, направленных на снижение уровня воздействия на работников вредных и опасных производственных факторов с целью обеспечения благоприятных условий труда и предотвращения профессиональных заболеваний.
5. Лечебно-профилактические мероприятия по охране труда
Лечебно-профилактические мероприятия по охране труда включают организацию предварительных, периодических и внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, выдачу молока и лечебно-профилактического питания.
6. Реабилитационные мероприятия по охране труда
Реабилитационные мероприятия по охране труда заключаются в осуществлении комплекса мер, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности работников, пострадавших в результате несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний.
Социальной сущностью охраны труда является поддержание здоровья и трудоспособности экономически активного населения на максимально возможном уровне, а также социальная защита пострадавших на производстве и членов их семей.
Экономической сущностью охраны труда является минимизация потерь общества при осуществлении им производственной деятельности путем предотвращения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Охрана труда может рассматриваться в трех аспектах:
1. Охрана труда как институт трудового права.
2. Охрана труда как элемент трудового правоотношения.
3. Охрана труда в качестве субъективного права работника.
Охрана труда институт трудового права – это совокупность правовых норм, направленных на обеспечение безопасных и здоровых условий труда работников.
Охрана труда элемент трудового правоотношения представляет собой встречные (корреспондирующие друг с другом) права и обязанности работника и работодателя по соблюдению требований безопасности труда, безопасной эксплуатации техники и безопасного осуществления технологических процессов.
Охрана труда субъективного права работников состоит в законодательном закреплении такого положения работников, при котором им должны быть обеспечены безопасные и здоровые условия труда. Это право реализуется в конкретных трудовых правоотношениях. Субъективное право каждого работника – право на безопасные и здоровые условия груда при осуществлении той трудовой функции, которую он обязался выполнять по трудовому договору.
В трудовом праве принято понимать охрану труда в широком смысле как всю совокупность норм законодательства о труде, направленных на охрану и защиту трудовых прав работников, их положения в сфере труда.
Основная задача охраны труда – профилактика и предотвращение производственного травматизма, профессиональных заболеваний и минимизация социальных последствий. Основная задача охраны труда заключается в том, чтобы обеспечить на каждом рабочем месте социально приемлемый (минимальный) риск.
Основными принципами охраны труда как системы мероприятий являются:
1. Обеспечение сохранения жизни, здоровья и трудоспособности работников в процессе трудовой деятельности.
2. Социальное партнерство работодателя и работников в сфере охраны труда.
3. Гарантии защиты права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.
4. Определение и выплаты компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда.
5. Социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
6. Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Перечисленные принципы лежат в основе, являются исходными положениями охраны труда и подлежат не только признанию, но и повседневному претворению в жизнь. Их реализация служит гарантом безопасности труда.
Обучение по охране труда и проверку знания требований охраны проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 «о порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда».
Обучение по охране труда и проверка знания требований охраны труда относятся к профилактическим мероприятиям по охране труда, направлены на предотвращение случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний, снижение их последствий и являются специализированным процессом получения знаний, умений и навыков.
Обучение по охране труда осуществляется в ходе проведения:
б) стажировки на рабочем месте;
в) обучения по оказанию первой помощи пострадавшим;
г) обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты;
д) обучения по охране труда у работодателя, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ или в организации, оказывающих услуги по проведению обучения по охране труда.
ИНСТРУКТАЖИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Инструктажи по охране труда являются одним из обязательных видов обучения работников требованиям охраны труда.
Виды инструктажей по охране труда:
а) вводный инструктаж
б) инструктаж по охране труда на рабочем месте;
г) целевой инструктаж по охране труда;
Проводятся следующие виды инструктажей по охране труда на рабочем месте: