Какая правовая система не имеет собственной системы религиозных судов
Перейти к содержимому

Какая правовая система не имеет собственной системы религиозных судов

  • автор:

ПРАВОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СУДЕБНЫХ СИСТЕМ СОВРЕМЕННОГО МИРА Текст научной статьи по специальности «Право»

THE LEGAL CLASSIFICATION OF THE JUDICIAL SYSTEMS OF THE MODERN WORLD

The article deals with topical issues of legal classification of judicial systems of the modern world

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СУДЕБНЫХ СИСТЕМ СОВРЕМЕННОГО МИРА»

УДК — 347 АЛПАТОВ Юрий Михайлович,

ББК — 67 доктор юридических наук,

заместитель директора Научно-исследовательского института образования и науки,

Председатель Президиума МГКА «Московская гильдия адвокатов и юристов», Почетный адвокат России, действительный член РАЕН, член Союза журналистов г. Москвы e-mail: mail@law-books.ru

ПРАВОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СУДЕБНЫХ СИСТЕМ СОВРЕМЕННОГО МИРА

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные вопросы правовой классификации судебных систем современного мира.

Ключевые слова: судебное право, правовая классификация судебных систем современного

ALPATOV Yuri Mikhailovich,

Deputy Director of the research Institute of education and science, Chairman of the Presidium of the Moscow Guild of lawyers, Honorary lawyer of Russia, member of the Academy of natural Sciences,

member of the Union of journalists of Moscow

THE LEGAL CLASSIFICATION OF THE JUDICIAL SYSTEMS OF THE MODERN WORLD

Annotation. The article deals with topical issues of legal classification of judicial systems of the modern world.

Key words: judicial law, legal classification of judicial systems of the modern world.

Прежде чем приступить к классификации судебных систем современности, заметим, что судебное право является комплексной сложносоставной наукой, зрелость которой зависит в конечном счете от зрелости составляющих ее наук. Поскольку комплексность судебного права предопределена комплексным предметом и методом, то можно сделать вывод о том, что в сложной и молодой науке судебного права еще не установилось приблизительно communis opinio о сущности предмета и метода. Именно поэтому изложенная ниже классификация судебных систем современности также является условной и формирующейся в наши дни [1].

Серьезный анализ судебных систем был проведен М.В. Яровой, по мнению которой, среди основных характеристик судебных систем целесообразно выделить: а) полиструктурность; б) полифункциональность; в) поливариантность [2].

Сравнительный анализ показывает, что судебные системы государств многоальтернативны, характеризуются множественностью состояний. Благодаря наличию у судебной власти собственных механизмов целеполагания судебные системы самостоятельно формируют свои цели, направления движения и программы. Кроме того, судебные системы обладают свойствами адаптивности и сохранения своей самобытности. Если в основу ставшей классической типологизации правовых систем Рене Давида положен источник права (закон или судебный прецедент), то основы типо-логизации судебных систем современности по своей природе и методологии сложнее. Представляется, что наиболее полная классификация судебных систем современности может быть проведена с учетом следующих характеристик судебных систем и особенностей судопроиз-водств современных стран мира:

ПРАВО И УПРАВПЕИПЕ — № 1 — 2021

а) место и роль судебной системы в системе разделения властей, структуре государственного управления;

б) правовые механизмы и особенности взаимодействия звеньев (элементов) судебной системы друг с другом;

в) наличие (централизация) или отсутствие (раздробленность) единого сверхполномочного судебного органа (высшей судебной инстанции);

г) сложность и множественность судебных инстанций и юстиций, их взаимодействие с другими органами государственной власти;

д) место и роль института прокуратуры в деятельности звеньев судебной системы (в частности, принадлежность прокуратуры к исполнительной власти, наделение прокуроров большими полномочиями и проч.);

е) место и роль адвокатуры и адвокатов в судопроизводстве (в частности, института оказания бесплатной юридической помощи) [3].

Исходя из пирамидального построения судебной системы, места и роли судебной власти в системе разделения властей и значения судебного прецедента, в национальной правовой системе в мире выделяются пять типов судебных систем («судебных семей»):

1) романо-германское (континентальное) судебное право:

а) централизованное судебное право, когда формирование судебной системы в государстве и судопроизводство являются прерогативой федеральной власти. Соответственно, в стране функционируют только федеральные суды, а субъекты (земли, округа и т.д.) не имеют своих (региональных) судебных органов (например, Австрия, Княжество Андорра, Ирландия, Кипр, Республика Молдова, Хорватия).

Например, в Хорватии высшей судебной инстанцией является Верховный суд Республики Хорватия, обеспечивающий в этом качестве единообразное применение законов и равенство граждан. В Чешской Республике Конституционный суд — самостоятельный орган, а не инстанция, входящая в судебную систему страны.

Представляется, что чем более централизована судебная система в государстве, тем больше судебных юрисдикций она, как правило, имеет. Например, в Германии судебные юрисдикции, будучи частью централизованной сложной судебной системы, образуют несколько ветвей. Кроме конституционной в немецкой судебной системе существуют общая, административная, финансовая, юрисдикция по трудовым делам и юрисдикция по социальным вопросам. Все эти юрисдикции действуют и на уровне земель, и на федеральном уровне, где каждую из них возглавляет и высшая инстанция — Верховный суд. Иначе говоря, система германских судов имеет двойную

структуру — вертикальную (суды в землях и федеральный суд на высшем уровне) и горизонтальную (суды различных юрисдикций) [4];

б) партикулярное (децентрализованное) судебное право, когда на региональном (окружном, субъектном) уровне действует своя система судов (например, Бельгия, Венгрия, Дания, Литва, Нидерланды, Норвегия, Румыния, Словакия, Словения, Эстония).

Например, в Эстонии уездные, городские и административные суды являются судами первой инстанции. Уездные и городские суды рассматривают все гражданские и уголовные дела, в то время как административные суды — только дела в сфере свой компетенции, установленной законом. Административные суды обычно создаются при уездных и городских судах [5];

в) смешанная система судебного права, при которой элементы и признаки централизованного судебного права перемешиваются с элементами партикулярного судебного права. Например, наличие в государстве трехступенчатого судебного деления (судоустройства), два низших звена которого определяются в основном в зависимости от суммы иска в споре, а высшее звено представлено исключительно инстанцией по пересмотру судебных решений нижестоящих судов, что частично присуще среднему звену, но при сохранении контроля со стороны вышестоящего суда это отражает в организационном плане принцип, согласно которому один и тот же судья не может участвовать в рассмотрении одного и того же дела в различных звеньях судебной системы (например, Княжество Люксембург, Финляндия) [6].

К примеру, в Исландии компетенция Верховного суда, в который могут направляться апелляционные жалобы на решения окружных судов, не ограничена в географическом отношении. Вместе с тем юрисдикция суда по трудовым спорам распространяется на всю территорию Исландии [7].

К особому (сложному) виду смешанной системы судебного права можно отнести Швейцарию, где не существует суда со специализированной юрисдикцией по налоговым вопросам, равно как и по другим социальным вопросам, не считая социального страхования. Не существует и такого института, как счетная палата. В то же время есть ряд независимых контрольных комиссий, сходных с судами, выполняющих некоторые судебные функции, но не входящих в швейцарскую судебную систему [8];

2) англосаксонское (прецедентное) судебное право (Англия и Уэльс) является структурным элементом системы англосаксонского (общего) права (правовой семьи), в центре которого судебный прецедент, традиционно рассма-

ПРАВО П УПРАВЛЕНИЕ — № 1 — 2021 49

тривающийся, с одной стороны, как акт, в отношении которого ранее принятые высшими судебными инстанциями страны решения имеют характер «правоположений» и служат правовой основой для его формирования и функционирования, а с другой — как акт, оказывающий «связующее» воздействие на все последующие, соотносящиеся с ним судебные решения;

3) дуалистическое судебное право (Франция, Швеция) — наличие нескольких звеньев судов (например, судов общей юрисдикции и административных судов) при отсутствии самостоятельной конституционной юстиции (конституционного звена) судебной системы и судопроизводства.

Например, в Швеции не существует отдельного конституционного суда. Судебная система Швеции, подобно французской, является дуалистической, поскольку включает в себя суды общей юрисдикции и административные суды. Однако в ней отсутствуют конституционные суды, что соответствует английской традиции. Специализация шведских судов (по земельным, жилищным правам, по экологическим преступлениям, по трудовым спорам) также близка судебной системе Англии [9].

Во Франции система административных судов состоит из административных трибуналов, административных апелляционных судов и на самой вершине — Государственного совета, который по причинам историческим и юридическим может выступать и как суд первой инстанции, и как апелляционный суд, и, наконец, как кассационный суд, что в настоящее время составляет его главную судебную функцию [10];

4) религиозно-нравственное судебное право подразумевает важную роль религии (религиозного течения, обычаев, традиций) в развитии общества и правовой системы государства. Возможна условная классификация религиозно-нравственного судебного права на следующие подвиды:

а) мусульманское (исламское) судебное право (Албания, Турция, Азербайджан, Афганистан, Египет, Казахстан, Кыргызстан, Ливия, ОАЭ, Пакистан, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Сирия) — не содержит четкости и строгости формулировок, которые могут быть как из религиозных источников, так и из нормативно-правовых актов. Основным источником права является Коран. Труды ученых (богословов и юристов), зафиксированные в Иджме, а также в учебниках, имеют обязательную силу и защищаются судами. Различить, где религиозная, а где юридическая доктрина, — весьма трудно [11].

Для мусульманского права (сунна, кийяс) характерны достаточная степень казуистичности и множественность трактовок [12]. В религиозных источниках нет структурированности и системности. Применительно к мусульманскому

праву невозможно вести речь о четком выделении отраслей права. В параллельной светской системе права деление на отрасли все же просматривается. Выделяют уголовное, гражданское, судебное право, а также властное право -государственное и административное. Но и в светской системе права отсутствует понятие о частном и публичном праве [13].

К особому типу мусульманского судебного права следует отнести Турцию и Азербайджан, в этих странах религия законодательно отделена от государства, а свобода вероисповедания гарантирована каждому жителю;

б) иудейское судебное право (Израиль) -наличие в единой судебной системе гражданских судов общей юрисдикции (мировые, окружные суды и Верховный суд), религиозных судов (раввинские суды, мусульманский, христианский и друзский религиозные суды) и некоторых специализированных судов, в частности суда по трудовым конфликтам, транспортных судов, арбитража [14];

в) иные виды религиозно-нравственного (сепарационного) судебного права — в государствах, где религия играет заметную роль в обществе (ей может быть придан особый государственный статус при условии свободного существования других религий), но не является де-юре частью государства (системы государственного управления). К таким религиям можно условно отнести индуизм в Индии, Пакистане, Индонезии, Малайзии, Сингапуре; буддизм в Таиланде, Шри-Ланке, Камбоджи, Монголии, Калмыкии, Непале, Тибете, Гималаях [15];

г) иные, сопряженные с той или иной религией (религиозной мыслью, традициями, обычаями) религиозно-нравственные национальные судебные системы. Например, иранские религии (зороастризм, манихейство, маздакизм и др.), религии Восточной Азии (синтоизм, даосизм).

Обобщая изложенную выше авторскую классификацию судебных систем современности, следует отметить, что особенностью структуры аппаратов судебной власти государств, относимых к романской и германской типам судебных систем, является множественность высших судов, большинство из которых представляют собой вершины автономно существующих судебных пирамид [16].

Для данных государств и их судебных систем характерна еще одна особенность — наличие административного и финансового контроля над судами со стороны министерств юстиции. В рамках данного вида деятельности органы исполнительной власти осуществляют контроль за кадровой политикой судов, проводят аттестацию судей, принимают меры к повышению их квалификации, занимаются материально-техническим снабжением судов [17].

ПРАВО П УПРАВЛЕНИЕ — № 1 — 2021

[1] Шестак В.А. Отдельные вопросы судебной практики рассмотрения уголовных дел об уклонении от административного надзора и неоднократном несоблюдении установленных судом ограничений // Росс. судья. — 2017. — № 11. — С. 42 — 47.

[2] Яровая М.В. Типология судебных систем современных европейских государств // Вестник МГПУ. Сер. «Юридические науки». — 2008. — № 1(21). — С. 49, 50.

[3] Печникова А.П. Гражданско-правовой статус лечебно-профилактического учреждения — история и проблемы правовой регламентации // Частное право: проблемы и тенденции развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. — М.: АНО «Юридические программы», 2009. — С. 365-369.

[4] Миронов В.О. Чехословацкая Федерация: историко-правовые аспекты // Актуальные вопросы образования и науки. — 2011. — № 1-2. — С. 27 — 31.

[5] Михайлова Н.В., Печникова А.П. Предпосылки возникновения государственных лечебно-профилактических учреждений в России X — XVI вв. // Государство и право. — 2007. — № 5. — С. 84 — 89.

[6] Печникова А.П. Кодификация российского медицинского законодательства в первой половине XIX в. // Актуальные проблемы современной науки и образования: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. с международным участием. — Уфа: Баш ГУ, 2010. — Т. 6. — С. 18-22.

[7] Шестак В.А. О некоторых особенностях предъявления и поддержания гражданского иска в ходе судебного разбирательства по уголовным делам // Росс. юстиция. — 2017. — № 2. — С. 62 — 65.

[8] Печникова А.П. Становление советской государственной системы охраны здоровья граждан // Научные школы Московского университета МВД России: Н.В. Михайлова: Традиции и инновации в постижении истории государства и права. Разд. 2: Научные труды учеников и последователей Н.В. Михайловой. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2009.

[9] Гоц Е.В. Пути эффективного расходования государственных средств при проведении государственных закупок // Экономика и право. XXI век. — 2014. — № 4. — С. 27 — 34.

[10] Шестак В.А. Поддержание военными прокурорами государственного обвинения по уголовным делам, рассматриваемым гарнизонными военными судами с участием присяжных заседателей // Росс. следователь. — 2017. — № 16. — С. 19 — 23.

[11] Печников А.П., Печникова А.П. Гражданское право. Общая часть: учеб. пособие. — М.: ООО «ИПЦ «Маска», 2008.

[12] Мамедов С.Н. Актуальные вопросы реализации конституционного права на неприкосновенность жилища // Семейное и жилищное право. — 2017. — № 2. — С. 37, 38.

[13] Печникова А.П. Правовое регулирование предпринимательства в сферах образования и здравоохранения: учеб. пособие. — М.: МГУУ ПМ, 2006. — 107 с.

[14] Гоц Е.В. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации // Образование и право. — 2014. -№ 11-12 (63-64). — С. 152 — 166.

[15] Дмитриев Ю.А., Миронов В.О. Проблемы российского законодательства // Актуальные вопросы образования и науки. — 2013. — № 3-4 (37-38). — С. 19 — 25.

[16] Михайлова Н.В., Печникова А.П. Предпосылки возникновения государственных лечеб-но-профилактическихучреждений в России X — XVI вв. // Государство и право — 2007. — № 5. — С. 84 — 89.

[17] Гоц Е.В. Борьба с коррупцией и средства обеспечения законности в государственном управлении // Образование и право. — 2014. — № 1-2 (53-54). — С. 6 — 19.

[1] Shestak V.A. Otdel'nye voprosy sudebnoj praktiki rassmotreniya ugolovnyh del ob uklonenii ot administrativnogo nadzora i neodnokratnom nesoblyudenii ustanovlennyh sudom ogranichenij// Ross. sud'ya. — 2017. — № 11. — S. 42 — 47.

[2] Yarovaya M.V. Tipologiya sudebnyh sistem sovremennyh evropejskih gosudarstv// Vestnik MGPU. Ser. «Yuridicheskie nauki». — 2008. — № 1(21). — S. 49, 50.

[3] Pechnikova A.P. Grazhdansko-pravovoj status lechebno-profilakticheskogo uchrezhdeniya — istoriya i problemy pravovoj reglamentacii // Chastnoe pravo: problemy i tendencii razvitiya: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. — M.: ANO «Yuridicheskie programmy», 2009. — S. 365-369.

ПРАВО n УПРАВЛЕНИЕ — № 1 — 2021 51

[4] Mironov V.O. Chekhoslovackaya Federaciya: istoriko-pravovye aspekty // Aktual'nye voprosy obra-zovaniya i nauki. — 2011. — № 1-2. — S. 27 — 31.

[5] Mihajlova N.V., Pechnikova A.P. Predposylki vozniknoveniya gosudarstvennyh lechebno-profilaktich-eskih uchrezhdenij v Rossii X — XVI vv. // Gosudarstvo i pravo. — 2007. — № 5. — S. 84 — 89.

[6] Pechnikova A.P. Kodifikaciya rossijskogo medicinskogo zakonodatel'stva v pervoj polovine XIX v. // Aktual'nye problemy sovremennoj nauki i obrazovaniya: materialy Vseross. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar-odnym uchastiem. — Ufa: Bash GU, 2010. — T. 6. — S. 18-22.

[7] Shestak V.A. O nekotoryh osobennostyah pred»yavleniya i podderzhaniya grazhdanskogo iska v hode sudebnogo razbiratel'stva po ugolovnym delam // Ross. yusticiya. — 2017. — № 2. — S. 62 — 65.

[8] Pechnikova A.P. Stanovlenie sovetskoj gosudarstvennoj sistemy ohrany zdorov'ya grazhdan // Nauchnye shkoly Moskovskogo universiteta MVD Rossii: N.V. Mihajlova: Tradicii i innovacii vpostizhenii istorii gosudarstva i prava. Razd. 2: Nauchnye trudy uchenikov i posledovatelej N.V. Mihajlovoj. — M.: YuNITI — DANA, 2009.

[9] Goc E.V. Puti effektivnogo raskhodovaniya gosudarstvennyh sredstv pri provedenii gosudarstvennyh zakupok// Ekonomika i pravo. XXI vek. — 2014. — № 4. — S. 27 — 34.

[10] Shestak V.A. Podderzhanie voennymi prokurorami gosudarstvennogo obvineniya po ugolovnym delam, rassmatrivaemym garnizonnymi voennymi sudami s uchastiem prisyazhnyh zasedatelej // Ross. sledo-vatel'. — 2017. — № 16. — S. 19 — 23.

[11] Pechnikov A.P., Pechnikova A.P. Grazhdanskoe pravo. Obshchaya chast': ucheb. posobie. — M.: OOO «IPC «Maska», 2008.

[12] Mamedov S.N. Aktual'nye voprosy realizacii konstitucionnogo prava na neprikosnovennost' zhilish-cha // Semejnoe izhilishchnoe pravo. — 2017. — № 2. — S. 37, 38.

[13] Pechnikova A.P. Pravovoe regulirovanie predprinimatel'stva v sferah obrazovaniya i zdra-voohraneniya: ucheb. posobie. — M.: MGUU PM, 2006. — 107 s.

[14] Goc E.V. Razmeshchenie zakazovnapostavki tovarov, vypolnenie rabot, okazanie uslug dlya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd v Rossijskoj Federacii // Obrazovanie i pravo. — 2014. — № 11-12 (63-64). -S. 152 — 166.

[15] Dmitriev Yu.A., Mironov V.O. Problemy rossijskogo zakonodatel'stva // Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki. — 2013. — № 3-4 (37-38). — S. 19 — 25.

[16] Mihajlova N.V., Pechnikova A.P. Predposylki vozniknoveniya gosudarstvennyh lechebno-profilak-ticheskih uchrezhdenij v Rossii X — XVI vv. // Gosudarstvo i pravo — 2007. — № 5. — S. 84 — 89.

[17] Goc E. V. Bor'ba s korrupciej i sredstva obespecheniya zakonnosti v gosudarstvennom upravlenii // Obrazovanie i pravo. — 2014. — № 1-2 (53-54). — S. 6 — 19.

Судебная система Израиля

Предлагаем для ознакомления материал о судебной системе Израиля.

Государство Израиль является еврейским и демократическим государством , имеющим свою независимую правовую систему .

Система судопроизводства в Израиле во многом основана на британской модели, а многие нормативные акты времён британского мандата не отменены и по сей день. В период британского мандата в Эрец-Исраэль было три официальных языка – английский, иврит и арабский. Законы составлялись на английском и переводились на иврит и арабский, причем в случае разночтения английская версия считалась основной. Религиозные суды продолжали действовать согласно правовым нормам, принятым в период османского владычества. Согласно пункту 46 Указа британской администрации от 1922 г., в том случае, когда османское или англо-палестинское законодательство либо неприменимо, либо недостаточно, применяется соответствующий закон, действующий в Великобритании, с необходимыми поправками на местные условия.

После провозглашения Государства Израиль все законы формулируются на иврите и официально переводятся на арабский, причем в случае разночтения версия на иврите считается основной. Законы, действующие в религиозных судах, остаются неизменными. Параграф 11 Указа о правилах осуществления власти и судопроизводства от 19 мая 1948 г. гласил: «Право, существовавшее в Палестине на 5 ияра 1948 г., останется в силе постольку, поскольку оно не противоречит настоящему Указу, [. ] с изменениями, вытекающими из создания Государства Израиль и его органов власти». В то время как в области общественного права мандатное законодательство было заменено на новое – израильское, данный Указ оставил в силе турецкое и мандатное законодательства в области частного, гражданского и коммерческого права, что позволило израильским законодателям временно не заниматься вопросами, относящимися к этим сферам. Область частного права, регулирующая отношения между отдельными людьми, не считалась особенно важной в государстве, где доминировала идеология коллективизма. Основатели государства надеялись, что благодаря воспитанию норм коллективизма и подчинения интересов личности интересам общества, конфликты между отдельными частными лицами, характерные для буржуазного общества, не будут иметь определяющего значения в Израиле. Если, тем не менее, отдельные конфликты проявятся, их можно будет разрешить вне рамок юридической системы – в киббуцах, производственных кооперативах, в партиях и т. п.

Область судопроизводства была одной из немногих сфер общественной жизни, где руководители еврейского ишува в период британского мандата не создали систему учреждений, альтернативную мандатной администрации. В переходный период между принятием решения о разделе Палестины и провозглашением независимости Израиля созданию системы судопроизводства будущего государства также не уделялось должного внимания. Руководство ишува сконцентрировало большую часть усилий на организации исполнительных структур власти и создании боеспособной армии. В Декларации независимости Государства Израиль говорится о законодательной и исполнительной власти, но совершенно не упоминаются судебные органы. В Указе о правилах осуществления власти и судопроизводства также не были определены структура, полномочия и персональный состав судебной системы в отличие от остальных органов власти. В параграфе 17 этого Указа было лишь сказано: «Пока не издан новый закон о судах, суды на территории государства будут продолжать функционировать в рамках полномочий, предоставленных им законом». Процесс формирования органов исполнительной и законодательной власти занял около трех лет; процесс формирования судебных органов был еще более длительным и продолжался фактически до 1953 г.

Преемственность судебной системы было весьма трудно осуществить в низших инстанциях и абсолютно невозможно провести в жизнь на уровне Верховного суда. Британские мандатные власти оставили после себя запутанную структуру, включавшую суды низшей инстанции (так называемые «мировые суды»), созданные еще турками, Верховный суд, призванный повысить влияние английских судей на всю юридическую систему Палестины, а также окружные суды с не вполне определёнными задачами и полномочиями. Около половины судей окружных судов и примерно две трети судей судов низших инстанций были англичанами и арабами. Из семи судей Верховного суда в период британского мандата лишь один был евреем – Г. Фрумкин. Некоторые из судов, в сфере юрисдикции которых находились еврейские поселения, располагались в арабских городах или кварталах, куда еще до вторжения арабских армий евреям не было доступа. Фактически мандатная судебная система распалась еще в последние месяцы мандатного управления, а после создания Государства Израиль она была воссоздана заново.

В августе 1953 г. Кнессетом был принят Закон о судьях, устанавливавший, что судьи всех трёх инстанций назначаются президентом государства на основании рекомендации комиссии, состоящей из председателя и еще двух членов Верховного суда, двух министров, включая министра юстиции, двух депутатов Кнессета и двух представителей Коллегии адвокатов. Создание комиссии, большинство членов которой были профессиональными юристами, а не политиками, ограничило прямое вмешательство Кнессета и правительства в процесс назначения судей. Таким образом, после 1953 г. профессиональные качества являются определяющим критерием при назначении судей. И этот процесс не связан с партийным или социальным представительством, как, например, в США. Закон о судьях также закрепил независимость – как структурную, так и личную, – судей от других органов власти.

Израильская судебная процедура во многом аналогична принятой в английском суде, с той разницей, что в израильском суде нет присяжных. Слушание дела ведётся в форме прений между истцом и ответчиком или (в уголовном процессе) между обвинением и защитой, в то время как судья выносит решение на основании свидетельств и доводов, представленных в ходе слушания. В отличие от английского суда в израильском суде дающий показания не приводится к присяге (с 1980 г.), однако он официально предупреждается об уголовной ответственности за дачу ложных показаний.

Основные принципы судопроизводства

· Принципы судопроизводства Израиля уходят своими корнями в Тору ( Пятикнижие ), где говорится: «Не совершайте несправедливости на суде, не будь снисходителен к нищему и не угождай знатному: по правде суди ближнего своего» ( Ваикра 19:15). Создавая судебные органы, Моисей определил требования к судьям: «выслушивайте братьев ваших и судите справедливо каждого с братом его и с пришельцем его. Не давайте никому предпочтения: как малого, так и великого выслушивайте; не бойтесь никого…» ( Дварим 1:16-17).

· Согласно Декларации независимости Государство Израиль «будет зиждиться на принципах свободы, справедливости и мира в соответствии с предначертаниями еврейских пророков». Этот принцип также закреплён в Законе об основах права : «если суд рассматривает юридический вопрос, не имеющий решения в законодательстве, в судебных прецедентах или применении аналогии, он должен выносить решение в соответствии с принципами свободы, справедливости, равенства и мира, заложенными в наследии еврейского народа».

· Основной закон о порядке судопроизводства гарантирует судьям независимость при исполнении судебных полномочий. В законе сказано: «лицо, наделённое судебной властью, в отправлении своих судебных полномочий не подчинено никому и ничему, кроме закона». Судьи также обладают широкой личной независимостью: их должность постоянна, они могут занимать её до семидесятилетнего возраста и, кроме исключительных случаев, они не могут быть смещены. Судьям гарантированы зарплата, условия службы и личная неприкосновенность.

· В соответствии с Законом о судах обеспечивается публичность судопроизводства. Заседания суда при закрытых дверях допускаются лишь в случаях, оговоренных в законе, когда речь идёт о государственной безопасности, защите интересов несовершеннолетнего, семейных отношениях и в некоторых других случаях.

Верховный суд

Расположенный в Иерусалиме Верховный суд является высшей судебной инстанцией Израиля, его юрисдикция распространяется на всю территорию государства . Кроме того, Верховный суд выступает в роли Высшего Суда Справедливости (БАГАЦ).

Юрисдикция Верховного суда распространяется на всю территорию государства. Решения, принятые Верховным судом, являются обязательными для всех нижестоящих судов.

Судьи Верховного суда, как и судьи низших судебных инстанций, назначаются президентом Израиля по представлению Комиссии по избранию судей , состоящей из девяти членов. В состав комиссии входят трое судей Верховного суда, включая Председателя Верховного суда; двое министров, включая министра юстиции; двое депутатов Кнессета; двое членов Коллегии адвокатов. Для принятия решения о назначении судьи, как правило, требуется большинство, состоящее из семи или более членов Комиссии. Поэтому каждые её три члена (например, все судьи) могут накладывать вето на то или иное назначение.

В Верховном суде судьи назначаются на постоянную должность и пребывают в своих полномочиях до достижения возраста 70 лет, после которого уходят в отставку. Во главе суда стоит Председатель Верховного суда, в настоящее время в состав суда входят 15 судей . В некоторых случаях в Верховный суд может назначаться небольшое количество судей на временную должность.

Верховный суд Израиля функционирует на основании Основного закона о суде.

Высший Суд Справедливости (БАГАЦ) пользуется широкими полномочиями по отношению к исполнительной, законодательной и судебной системам и воспринимается в Израиле как инструмент защиты граждан перед властями.

Полномочия Верховного суда

Верховный суд Израиля выполняет четыре основных функции:

· он является Высшим судом Справедливости, то есть судом, который рассматривает иски против государства, общественных организаций, а также любое дело, которое, согласно мнению суда, является нарушением справедливости;

· он является органом обжалования постановлений окружных судов;

· он также может подвергнуть повторному рассмотрению свои собственные постановления, если сочтёт их достаточно важными, в более широком судейском составе;

· он может назначить повторный суд по уголовному делу , если было обнаружено, что доказательства по этому делу были ложными или поддельными, или были обнаружены новые доказательства, или есть серьёзные основания полагать, что предыдущее решение было несправедливым. Повторный суд может быть назначен как в Верховном, так и в окружном суде.

Полномочия в качестве Высшего Суда Справедливости

Согласно принятой практике, закреплённой в одном из положений Основного закона о судопроизводстве , функции контроля за соблюдением законов государственными институтами возложены на Верховный суд, выступающий в таком случае как Высший суд справедливости (БАГАЦ). С течением времени, с распространением практики отмены принятых Кнессетом законов как не соответствуюших Основным законам , БАГАЦ фактически утвердил себя в качестве конституционного суда , несмотря на отсутствие законодательных актов в этой сфере. Функционирование БАГАЦ в этом качестве подчиняется следующим принципам:

· Верховный суд Израиля лишён права предварительного конституционного контроля над законопроектами в процессе их подготовки;

· Суд не наделен функцией «абстрактного контроля», которая подразумевает возможность подачи запроса в суд о конституционности принятых законов и других нормативных актов независимо от их применения в конкретных правоотношениях;

· Верховный суд подчиняется принципу «связанной инициативы» – он не вправе рассматривать вопрос о конституционности нормативных актов, в том числе законов, по собственной инициативе;

· Верховный суд обладает исключительным правом конкретного (инцидентного) контроля, который предусматривает, что вопрос о конституционности закона или подзаконного акта ставится, рассматривается и решается только в связи с конкретным судебным разбирательством.

В большинстве судебных слушаний коллегия судей Верховного суда состоит из трёх человек. Некоторые вопросы решаются одним судьей, а при дополнительном слушании коллегия состоит из пяти или большего числа судей. В любом случае в состав суда должно входить нечётное число судей.

Судьи Верховного суда, как и другие судьи судов общей юрисдикции, назначаются Комиссией по избранию судей, состоящей из девяти членов. В состав комиссии входят председатель Верховного суда и ещё двое судей этого суда. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, оговорены законом. Число судей Верховного суда определяется решением Кнессета.

Во время создания Верховного суда в его состав входили 5 судей и ещё две вакансии оставались свободными. В настоящее время полный состав Верховного суда включает в себя 15 судей. С момента открытия Верховного суда и до 2011 года его членами были 60 судей.

Апелляционный суд

Основная работа апелляционного суда заключается в рассмотрении судебного решения административного суда и, в случае возможности, пересмотре данного решения. Разумеется, такие действия могут быть выполнены только согласно нормам административного права и после изучения всех возможных обоснований.

Во время данной работы изучаются такие параметры, как справедливость вынесенного до этого решения, его пропорциональность и соразмерность совершённому проступку, а так же был ли причинён этим решением ущерб кому бы то ни было. С особой тщательностью проверяются мотивы возможной дискриминации по любому признаку при вынесении решения и, разумеется, соблюдение всех процессуальных норм.

Еще одним важным пунктом при рассмотрении дел апелляционным судом является проверка действий административного суда по совокупности всех вышеперечисленных факторов и учёт надлежащего баланса в конкретно данном вопросе.

Работа апелляционного комитета

Чаще всего при апелляции стороны повторно выкладывают свои доводы в суде. Рассмотрение дела проходит в режиме судебных слушаний. Стороны могут быть представлены адвокатами или другими уполномоченными лицами.

Порядок слушаний и ведения работы

По результатам ознакомления с делом судья подтверждает или опровергает готовность его к слушаниям. Если все в порядке, то назначается дата начала слушаний. С другой стороны, если что-то не так, даётся время для исправления.

Во втором случае, если время, выделенное для переподготовки материала, закончилось, но исправленное дело не появилось перед судьей или была повторная отсрочка, после которой дело опять оказалось «не готово», судья может принять решение незамедлительно, сразу после окончания выданного им срока

Если по результатам слушаний дела есть вероятность ареста или заключения под стражу, то такие дела согласовываются с государственной службой исполнения наказаний.

Каждое дело проводится только в специально отведённое время. Невозможно назначить несколько дел на одно и то же время. Если требуется, то в заключение слушания судья может назначить дату нового заседания. Это касается дел, в которых требуется рассмотрение иных документов, не приложенных к первому рассмотрению. Промежуток между рассмотрениями не может затягиваться без очень основательных причин для этого.

Если одна из сторон не явилась в суд и не уведомила его о своём отсутствии и причинах на то, судья принимает решение самостоятельно, при условии соблюдения всех правил и законов.

Залог (гарантия)

Судья может вынести решение, в котором определяет размер залога, необходимого для внесения, в случае, если дело имеет возможность такого предварительного разрешения. Размер залога определяется судьей.

Если судом был наложен запрет, то может быть предусмотрена возможность предоставления залога по иным обстоятельствам, которые также может посчитать уместными судья в конкретном деле. Размер залога, как и в первом случае, также определяется судьей.

Сторона, которая подала апелляцию, должна предоставить суду документальные подтверждения о внесении залога, если так определил суд. Залог вносится в депозиты отделений МВД. В случае невнесения залога по решению суда и при отсутствии соответствующих документов судья может вынести решение на свое усмотрение.

Освобождение из-под стражи

Если по результатам предыдущего заседания было вынесено решение о заключении под стражу, апелляционный суд должен учитывать все соображения о необходимости поддержания или отмены данного решения. Апелляционный суд обязан рассмотреть все материалы, касающиеся ареста или заключения под стражу.

Принятие решения

Апелляционный суд должен выносить решения по делам в максимально короткие сроки, чтобы завершать производство. Решение апелляционного суда высылается всем сторонам конфликта.

Отсрочка исполнения

Если была подана апелляция, судья может приостановить исполнение решения, поданного на апелляцию на определённый срок. Данное решение принимается на усмотрение судьи.

Если начались слушания по апелляции, то полномочиями отсрочить исполнение решения обладает только судья.

Окружной суд

Окружной суд является судом первой инстанции по вопросам, не входящим в юрисдикцию мирового суда, и апелляционным судом, рассматривающим апелляции на решения мировых судов округа. Прецедентные решения окружного суда имеют рекомендательный характер для всех мировых судов округа. Во главе окружного суда стоит его председатель. Как правило, судебное слушание суда первой инстанции ведёт один судья. В случаях, когда речь идёт об апелляции или об особо тяжких преступлениях (убийстве, изнасиловании, преступлениях против госбезопасности и других), коллегия судей состоит из трёх человек.

В Израиле действуют 6 окружных судов, каждый из которых обладает юрисдикцией в своём округе. На округ Иудеи и Самарии территориальная юрисдикция израильских общих судов не распространяется. В округе действует израильский военный суд, а также продолжают функционировать местные суды, существовавшие здесь до 1967 года. Военные суды и общие суды первой и второй инстанции имеют параллельную юрисдикцию в отношении израильских граждан, и их дела, как правило, ведутся в мировом или окружном суде.

В качестве суда первой инстанции окружной суд рассматривает все гражданские и уголовные дела, не находящиеся в компетенции мирового суда, а также административные дела в соответствии с Законом о суде по административным вопросам. В частности, он рассматривает гражданские иски на суммы свыше 2,5 миллионов шекелей и уголовные дела, предусматривающие заключение на срок не менее семи лет, а также такие вопросы, как собственность на недвижимость, банкротство, ликвидация компаний, жалобы заключённых. В компетенцию окружного суда входят все вопросы, не находящиеся в исключительной юрисдикции другого суда, однако, если вопрос находится в параллельной юрисдикции другого суда, окружной суд не всегда имеет приоритет перед ним.

В качестве апелляционного суда окружной суд выступает как вторая инстанция, рассматривающая апелляции на постановления мирового суда, а также апелляции на решения административных трибуналов и решения глав бюро судебного исполнения.

Суд по административным вопросам

Окружной суд может заседать в качестве суда по административным вопросам, рассматривая ходатайство частного лица против государственного ведомства, апелляцию на решение госучреждения или административный иск. К государственным ведомствам относятся органы государственной власти и местного самоуправления, а также другие органы и должностные лица, правомочные осуществлять государственные функции. Список ходатайств, апелляций и исков, входящих в компетенцию административного суда, приводится в приложениях к Закону о суде по административным вопросам. Административные вопросы, не перечисленные в Законе, рассматриваются Верховным судом, заседающим в качестве БАГАЦа. Процедура суда по административным вопросам и предоставляемая им судебная защита аналогичны тем, которые практикуются в БАГАЦе.

Следует отметить, что принцип верховенства закона накладывает ограничения не только на граждан демократического государства, но и на его органы власти. В соответствии с этим принципом органам государственной власти разрешено только то, что определено законом, в то время как частному лицу дозволено всё, что не запрещено законом.

Ходатайства в административный суд могут быть, к примеру, связаны с вопросами арноны (муниципальных налогов), образования, разрешений на ведения бизнеса, проведения тендеров и другими вопросами. Апелляция может быть подана на некоторые решения государственных ведомств, решения, которые опираются на Закон о планировании и строительстве, Закон об электричестве, Закон о контроле над школами, Закон о въезде в Израиль и на другие законы. В настоящее время определены только два вида исков: требование компенсации, связанное с проведением тендера, и представительский (групповой) иск против государственного ведомства.

Мировые суды

Учреждение мировых судов, определение территории их юрисдикции, их местопребывание и число судей находятся в компетенции министра юстиции. Юрисдикции мирового суда подлежат дела, наказание по которым не превышает трех лет тюремного заключения. В настоящее время в Израиле действуют тридцать мировых судов: два – в Иерусалимском округе, три – в Тель-Авивском округе, пять – в Хайфском округе, шесть – в Центральном округе, восемь – в Северном округе и шесть – в Южном округе.

Министр юстиции может, проведя консультацию с местными органами власти, учредить местный суд или уполномочить мировой суд заседать в качестве местного суда. Юрисдикции местного суда подлежат правонарушения, подпадающие под статуты муниципалитетов и местных советов и под Закон о планировании и строительстве от 1965 г., а также под вытекающие из них подзаконные акты. Суд по местным делам рассматривается как мировой, и на него распространяется Закон о мировых судах. Местные суды действуют в Иерусалиме, Тель-Авиве, Хайфе, Тель-Авивском и Центральном округах.

Министр юстиции может уполномочить мировой суд заседать в качестве суда по мелким искам. Максимальный размер исков, рассматриваемых в таких судах, устанавливается министром юстиции с одобрения комиссии Кнессета по вопросам конституции, права и судопроизводства.

Решение местного суда может быть обжаловано в окружном суде.

Суд по семейным делам

Суд по семейным делам рассматривает семейные споры и, в частности, такие вопросы, как содержание детей, алименты, опекунство, усыновление, наследство, раздел имущества, расторжение брака между исповедующими разную веру. Параллельную юрисдикцию по некоторым из этих вопросов имеют религиозные суды, наделённые также исключительной юрисдикцией в вопросах брака и развода между людьми одной веры. До принятия Закона о суде по семейным делам и создания судов по семейным делам в 1995 году вопросы семейного права были в компетенции окружных судов.

В начале 2011 года действовало 14 судов по семейным делам. Это позволило сосредоточить под одной крышей весь комплекс вопросов, связанных с семейными конфликтами. Судьи, заседающие в этих судах, обладают специальными знаниями в семейном праве. При суде действует служба помощи, в которой работают психологи, социальные работники и психиатры. Апелляции на решения суда по семейным делам рассматриваются окружным судом.

При рассмотрении некоторых вопросов суд по семейным делам принимает во внимание доклад так называемого «пакид саад» – социального служащего, обладающего широкими полномочиями. Действия и рекомендации этих социальных работниц нередко вызывают серьёзную критику общественных организаций.

Суд по трудовым конфликтам

Закон о судах по трудовым конфликтам от 1969 г. установил особую систему судов, состоящую из региональных судов и Национального суда по трудовым конфликтам (в нем работает шесть судей; глава – судья С. Адлер). Наряду с судьями, назначаемыми согласно той же процедуре, что и судьи гражданских судов, в судах по трудовым конфликтам заседают представители наёмных работников и работодателей, назначаемые на три года министром юстиции и министром труда по согласованию с профсоюзными организациями и работодателями. Закон требует, чтобы представители общественности, заседающие в Национальном суде по трудовым конфликтам (но не в региональных судах), обладали опытом работы в сфере трудовых соглашений, экономики и т. п. либо были или имели право быть членами Коллегии адвокатов. Закон обеспечивает независимость общественных представителей, предусматривая, что в своей судебной деятельности они подчиняются только закону и что при исполнении своих обязанностей в качестве члена суда по трудовым конфликтам представитель общественности должен руководствоваться своей совестью, а не лояльностью организации, для представления интересов которой он был назначен.

Исключительно окружным судам по трудовым конфликтам (их в настоящее время существует пять) подсудны тяжбы между работником и работодателем (кроме дел, подпадающих под Закон о гражданских правонарушениях); конфликты по вопросам толкования, выполнения или невыполнения коллективного договора; дела, относящиеся к льготам, согласно Закону о льготах на государственной службе от 1970 г., и искам, согласно Закону о национальном страховании, и т. п.

Юрисдикции Национального суда подлежат конфликты по поводу коллективных договоров, не относящиеся к ведению региональных судов, конфликты между организациями работодателей либо между организациями наемных работников по вопросам трудовых отношений, апелляции на решения врачебно-трудовых комиссий, а также рассмотрение апелляций на решения региональных судов.

Транспортные суды

Транспортные судьи назначаются Комиссией по назначению судей, и их число устанавливается министром юстиции по согласованию с министром транспорта. Кандидатами на пост транспортных судей могут быть лица, внесённые или имеющие право быть внесёнными в список членов Коллегии адвокатов, компетенция которых в области транспортных вопросов признана Комиссией достаточной для слушания дел о транспортных правонарушениях.

Юрисдикции транспортных судей подлежат правонарушения, перечисленные в Законе о дорожном транспорте и вытекающих из него подзаконных актах, Законе о страховании автомашин и т.п. В отношении правонарушений, находящихся в компетенции транспортного судьи, он располагает статусом и полномочиями мирового судьи. Существование транспортных судей не умаляет полномочий других судей в разборе транспортных правонарушений.

Арбитраж

Согласно Закону об арбитраже от 1969 г. арбитражный договор определяется как письменное соглашение о направлении на арбитраж конфликта, возникшего между договаривающимися сторонами или могущего возникнуть между ними в будущем, независимо от того, указан или нет в договоре арбитр. Если арбитр не назначен в арбитражном договоре, суд по ходатайству одной из сторон может назначить арбитра. Арбитр, согласившийся на свое назначение, обязан быть лояльным по отношению к обеим сторонам, в противном случае пострадавшая сторона может потребовать компенсацию, причитающуюся за нарушение договора. Суд может отстранить арбитра, если обнаружилось, что он недостоин доверия сторон, либо его поведение в ходе арбитража влечёт задержку в отправлении правосудия, либо он не способен выполнять возложенные на него обязанности. Услуги арбитра и покрытие его расходов оплачиваются тяжущимися сторонами, если из арбитражного договора не следует иное.

По ходатайству одной из сторон суд может утвердить арбитражное решение, которое в этом случае во всех отношениях, за исключением апелляции, рассматривается как постановление суда.

ий и некоторых судей.

Суд по мелким искам

Частное лицо может подать гражданский иск в суд по мелким искам при условии, что сумма иска небольшая, то есть не превышает установленного законом предела. Ответчиком может быть частное лицо, торговое предприятие, корпорация или другое юридическое лицо. В начале 2011 года максимальная сумма иска составляла 31 900 шекелей (время от времени эта сумма может меняться).

Полномочия суда по мелким искам оговорены в Законе о судах. Отличительной особенностью этих полномочий является то, что суд вправе принять доказательство, недопустимое в обыкновенном суде по гражданским делам, а также упростить судебную процедуру, если это содействует принятию быстрого и справедливого решения. В суде по мелким искам стороны обычно сами защищают свои интересы. Суд может разрешить представителю выступать от имени одной из сторон, но при условии, что тот представляет сторону безвозмездно и не занимается представительством на регулярной основе. Как правило, стороны не могут быть представлены адвокатом, однако, если для этого существуют особые основания, суд может разрешить и такое представительство. Окончательное решение суда по мелким искам можно обжаловать в окружном суде, но для этого необходимо получить разрешение судьи.

Суд по местным делам

В юрисдикцию суда по местным делам входят правонарушения, которые установлены законами и подзаконными актами, связанными с работой органов местной власти ( муниципалитетов , местных советов). К этим законам относятся Указ о муниципалитетах и Указ о местных советах (изданные впервые во времена британского мандата), Закон о планировании и строительстве и другие законы, список которых приводится в дополнение к Закону о судах. Из подзаконных актов следует отметить вспомогательные муниципальные законы, принимаемые органами местного самоуправления и утверждаемые министром внутренних дел. Вспомогательные муниципальные законы действуют на территории местной власти, принявшей этот подзаконный акт. Примерами правонарушений местного характера могут служить незаконное строительство, невыполнение условий разрешения на ведение бизнеса, неправильная парковка, нарушение Закона об обязательном образовании, нарушение требований ветеринарной службы.

Полномочия суда по местным делам оговорены в Законе о судах. Мировой суд имеет параллельную юрисдикцию по делам, которые рассматривает суд по местным делам. В некоторых городах, например Кармиэле, Ариэле, Бат-Яме,Маале-Адумим , действуют суды по местным делам, хотя в них нет мирового суда. Юрисдикция некоторых судов по местным делам распространяется на несколько городов и местных советов (например, юрисдикция суда в Кирьят-Бялике распространяется на Кирьят-Моцкин, Нешер, Кирьят-Тивон и на другие районы). В местах, где не были учреждены суды по местным делам, правонарушения местного характера могут быть рассмотрены мировым судом. Наказанием за правонарушения местного характера чаще всего является штраф. Права на подачу апелляции установлены такие же, как и в мировом суде.

Комиссии по расследованию

Согласно Закону о комиссии по расследованию от 1968 г. (сменившему аналогичный мандатный закон от 1921 г.) правительство может принять решение о создании специальной юридической комиссии для расследования определённого вопроса или комплекса вопросов. В случае такого решения правительство должно уведомить об этом председателя Верховного суда, который назначает председателя комиссии. Членами комиссий, каждая из которых создается специально для рассмотрения и изучения конкретного, заранее сформулированного вопроса, являются судьи Верховного или окружного суда, общественные деятели, отставные военные и дипломаты, профессора. Сообщение об учреждении комиссии по расследованию, о предмете расследования и список членов комиссии публикуются в «Ведомостях», если правительство, с одобрения комиссии Кнессета по иностранных делам и обороне, не постановляет засекретить создание такой комиссии.

Председатель комиссии по расследованию обладает полномочием вызвать любое лицо для дачи показаний и потребовать от него передать комиссии документы или другие вещественные доказательства, которыми это лицо располагает. Показания, данные перед комиссией, равно как и отчёт комиссии, не служат свидетельством в судебном разбирательстве. В случае, если комиссия придёт к заключению, что некоему лицу может быть нанесён ущерб расследованием или его результатами, председатель комиссии обязан уведомить это лицо, предоставив ему (или его адвокату) возможность ознакомиться с порочащим его материалом. Лицо, уведомленное таким образом, может либо лично посещать заседания комиссии, либо назначить адвоката делать заявления перед комиссией и допрашивать свидетелей.

Как правило, комиссия заседает публично, однако она может принять решение о проведении части или всех своих заседаний при закрытых дверях, если сочтёт это необходимым в целях безопасности государства, во избежание ущерба международным отношениям страны, для ограждения интересов какого-либо лица и т.п. По завершении работы комиссия представляет правительству отчёт о результатах расследования и, если находит необходимым, рекомендации для исправления положения. Отчёт комиссии публикуется полностью, если комиссия по той или иной причине не решает воздержаться от его публикации или публикации некоторых его частей.

За всю историю Государства Израиль государственные комиссии создавались крайне редко, но их отчёты всегда оказывали огромное влияние на политическую жизнь страны. Достаточно вспомнить общественный резонанс, который вызвали обнародованные отчёты созданной после Войны Судного дня (1973 г.) государственной комиссии во главе с судьей Ш. Агранатом или Государственной комиссии во главе с судьей И. Каханом, созданной после событий в Сабре и Шатиле (1982 г.). В последние годы наибольшую известность получили государственная комиссия во главе с судьей М. Шамгаром, созданная после убийства И. Рабина (1995 г.), и комиссия во главе с судьей Т. Ором, расследовавшая столкновения между силами полиции и арабскими демонстрантами в октябре 2000 г.

Религиозные суды

В Израиле действуют раввинатский, мусульманский, христианский и друзский религиозные суды. Юрисдикция религиозных судов распространяется на вопросы, связанные с личным статусом граждан (брак, развод, алименты, опекунство и т.п.). В ряде вопросов юрисдикция религиозных судов совпадает с юрисдикцией окружных судов. Управление религиозными судами находится в ведении Министерства по делам религий (в настоящее время планируется передача данных полномочий в ведение Министерства юстиции).

Квалификационные данные судей, порядок их назначения, время пребывания в должности, жалованье и вознаграждение регулируются для раввинского суда Законом о даянах от 1955 г., для мусульманского суда – Законом о кади от 1961 г., для друзского суда – Законом о друзских религиозных судах от 1962 г. Постановления этих законов, с соответствующими необходимыми изменениями, аналогичны постановлениям о судьях в сводной редакции Основного закона о судебной системе и Закона о судьях от 1984 г.

Раввинские суды

Согласно Закону о компетенции раввинских судов от 1953 г. еврейский религиозный суд имеет исключительную юрисдикцию в вопросах брака и развода евреев (граждан или жителей Израиля), включая вопросы о выплате алиментов или содержания жене и детям, в исках евреек о халице (см. Левиратный брак и халица) против их деверей. В делах по опекунству, усыновлению, управлению имуществом, наследованию и т.п. компетенция раввинского суда совпадает с таковой окружного суда, куда дело может быть передано по желанию заинтересованных сторон. Раввинские суды имеют исключительную компетенцию в любом вопросе, связанном с устройством и внутренним управлением религиозного имущества и религиозными пожертвованиями, учреждёнными и зарегистрированными в раввинском суде согласно еврейскому праву.

Если, согласно приговору раввинского суда, муж обязан дать развод жене, или жена обязалась принять развод от мужа, или мужчина обязан дать халицу вдове своего брата, но отказывается выполнить приговор, окружной суд по ходатайству генерального прокурора может привести решение в исполнение путём лишения отказчика свободы, пока тот не согласится выполнить принятое судом постановление.

Мусульманский, христианский и друзский религиозные суды

Исключительной юрисдикции этих судов подлежат все вопросы личного статуса мусульман, христиан и друзов – граждан Израиля, кроме усыновления, правопреемства, завещания и наследства. Во всех этих вопросах компетенция религиозных судов совпадает с таковой окружных судов. Исключительной юрисдикции мусульманских, христианских и друзских судов подлежат вопросы, связанные с управлением культовым имуществом и религиозными пожертвованиями, зарегистрированными в мусульманском, христианском или друзском религиозном суде, или в соответствии с друзским религиозным обычаем.

Если иск по гражданскому состоянию затрагивает лиц различных вероисповеданий, председатель Верховного суда решает, на рассмотрение какого суда передать дело.

4. Взаимосвязь и взаимодействие иудейского религиозного права и его источников с современным израильским правом и его источниками

Влияние иудейского права обусловливает особые черты правовой системы Израиля, которые отличают ее от иных правовых систем современного мира.

Речь идет об особых источниках права, о своеобразной терминологии, об уникальных правовых принципах, о специфических конструкциях и правовых решениях.

Рассмотрим более подробно правовую систему Израиля в которую входят традиционные источники иудейского права, в ряду которых центральное место принадлежит письменной Торе. Оценивая ее значение, МенахемЭлон отмечает: «Письменная Тора — это главная законодательная инстанция Галахи; постановления и указы мудрецов Галахи и других авторитетных инстанций — это второстепенное законодательство. Основное законодательство — это постоянная и вечная Конституция. Она не изменится и не закончится.

Конечно, в современном праве Израиля письменная Тора, иные традиционные источники иудейского права уже не играют той роли, которая принадлежала им в прошлом. Тем не менее умалять их значение нельзя, поскольку они непосредственно применяются не только в раввинских, но, как было отмечено выше, и в светских судах.

Юридическая терминология правовой системы Израиля берет начало в основном в иудейском праве, придающем ей особое содержание, несвойственное другим правовым системам. Прежде всего речь идет о его многозначности. Так, термин «хазака» используется в иудейском праве по меньшей мере в четырех значениях: приобретения имущества, юридического предположения, использования имущества, а также права на имущество, в отношении которого прежние владельцы не требуют возврата. Термин «киньян» обозначает покупку, приобретение имущества и владение им.

В современной правовой системе Израиля утвердились принципы, не имеющие аналогов в других правовых системах. В частности, речь идет о принципе «не по букве закона», который применяется в тех случаях, когда закон противоречит религиозно-нравственным установкам, в том числе критериям справедливости. Утвердившийся еще в талмудическую эпоху, этот принцип применяется на протяжении многих веков.

Этот принцип широко применяется и в современной правоприменительной практике, в том числе Верховного суда Израиля.

В современном праве Израиля действует множество юридических конструкций, унаследованных от иудейского права. Одна из них — «том лев» (чистосердечие). Раскрывая содержание этой конструкции, Верховный суд указал: «Основной элемент понятия «том лев» (в иудейском праве) — честность, безупречность поведения. Это существенный принцип мира Галахи, нашедший свое выражение в словах «и делай справедливое и угодное в очах Господа». Он стал руководящим принципом, своего рода царским вердиктом в мире Галахи, и осуществлялся двумя путями — или в качестве морально-религиозного требования, которое никто не вправе навязывать силой, или в качестве полноправного юридического постулата. Во втором случае на этом основании в зависимости от обстоятельств создавались новые законы о праве бар мицра».

Этот принцип, в частности, обосновывает преимущественное право соседей на покупку земельного участка, прилегающего к их владениям. Содержание этой юридической конструкции было определено еще Маймонидом:

«Если кто-то продал свою землю, владелец соседнего участка имеет право вернуть покупателю заплаченную им сумму из своих денег и забрать землю себе. Не имеет значения, продал хозяин сам или через своего представителя, или продажу совершил суд. Во всех этих случаях действует закон бар мицра. И это потому, что сказано: «Делай справедливое и доброе»

Иудейское право сохраняет значительную роль в развитии правовой системы Израиля, в отличие от права Оттоманской империи или англосаксонского (общего) права, унаследованных от прежних эпох. Так, турецкий кодекс «Маджалла», регламентировавший вопросы собственности, сохранял силу только до 1980 г., когда он был полностью вытеснен гражданским законодательством Израиля. Практически полностью прекратили свое действие и британские законодательные акты, действовавшие в Палестине с тех пор, когда она была подмандатной территорией Великобритании.

В целом процесс замещения инородных законодательных актов практически завершен. Правовая система Израиля развивается самостоятельно. Ведущая роль в этом процессе принадлежит законодательству, которое отличается достаточно высокой степенью систематизации в основном в рамках отдельных институтов, а не отраслей права.

Так, в сфере коммерческого (торгового) права действуют Законы: о договорах (общая часть) (1973 г.); о договорах (ответственности при нарушении договоров) (1970 г.); о дарении (1968 г.); о купле-продаже (1968 г.); о стандартных договорах (1982 г.) и т.д.

Законодательство в сфере интеллектуальной собственности включает, в частности, Законы: об авторских правах (2007 г.), о патентах (1967 г.), о правах селекционеров растений (1973 г.).

Самостоятельно развивается и судебная практика. Во многом этому способствовал Закон об основах правах 1980 г. В нем, в частности, был установлен следующий принцип: если вопрос не может быть разрешен на основе законов, прецедентов или аналогии права, суды должны решать его «в свете принципов свободы, справедливости, равенства и мира, являющихся наследием Израиля» 27 .

Роль прецедентов английских общего права неуклонно падает. Они уже не имеют какого-либо определяющего значения для развития судебной практики Израиля. За ними не признается обязательная сила. Израильские суды все реже к ним обращаются, предпочитая более широкий подход с опорой на судебную практику разных государств, в том числе США, Франции, ФРГ. При этом все большее значение приобретают прецеденты, сложившиеся в судебной системе Израиля на основе положений ст. 20 Основного закона о порядке судопроизводства:

«(a) Правило, установленное судом, обязывает любой нижестоящий суд.

(b) Правило, установленное Верховным судом, обязывает любой суд, кроме Верховного суда».

Основной закон закрепляет принцип верховенства светских судов. Верховный суд имеет право давать указания религиозным судам рассматривать дела, воздерживаться от рассмотрения, а также прерывать рассмотрение дел, если они неправильно возбуждены, либо приостанавливать исполнение решений, если они неправильно приняты (ст. 15). 28 . Но, как показывает анализ судебной практики, светские суды крайне редко вмешиваются в дела религиозных судов.

В правовой системе Израиля, помимо законодательства и судебной практики, заметная роль принадлежит обычаям (минхаг), которые признаются источником права при условии соответствия трем критериям: всеобщности действия в рамках всей страны, отдельной местности либо отдельного коллектива; постоянства действия; ясности и определенности.

В заключение необходимо подчеркнуть не только самобытность, но и самостоятельность развития правовой системы Израиля, что исключает ее отнесение к какому-либо иному сообществу или семье права 29 После Второй мировой войны и создания в 1948 г. государства Израиль Тора и Талмуд были признаны в нем одними из источников гражданского права. Более того, семейные дела (брак, получение развода (гет), подтверждение еврейства, имеет юридическое значение, так как в соответствии с законодательством Израиля принадлежность к еврейскому народу дает право на гражданство) в стране находятся в компетенции общинных судов — для наиболее многочисленной еврейской части населения это раввинские суды (бетдины).

Таким образом, Галаха в Израиле применяется достаточно широко, оказывая существенное влияние на жизнь людей. Особенно этому способствует отсутствие светского брака как альтернативы религиозному и наличие достаточно многочисленного движения ортодоксальных (религиозных) евреев, выступающих за то, чтобы закон Торы полностью заменил закон государства.

Раввинские суды функционируют и в других странах мира, где имеются еврейские диаспоры, занимаясь в местных общинах разрешением все тех же вопросов личного статуса, в основном на практике — заключением религиозного брака и получением развода. В России таких судов два — один в рамках ФЕОР 30 (Федерации еврейских общин России), другой — КЕРООР (Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России). Обе организации находятся в Москве 31 .

Итак, мы рассмотрели эволюцию одной из древнейших правовых систем — иудейского религиозного права, оказавшего влияние на все последующее развитие как буквы, так и духа законов всех государств мира.

Религиозные правовые семьи

Понятие и общая характеристика религиозных правовых семей

Как известно, любое самостоятельное государство характеризуется наличием совокупности отличительных признаков, отражающих особенности его исторического развития, начала государственного устройства, правового регулирования, хозяйствования, и т.д. При этом детальный анализ некоторых из обозначенных особенностей позволяет сделать вывод о том, что одной из исторических форм права, основополагающим источником в которой выступает воля божества, выступает религиозное право.

Важно обратить внимание, что национальные правовые системы, в которых преобладают религиозные начала правового регулирования по-своему уникальны во всем многообразии их форм. Однако во всех случаях им присуща определенная совокупность общих признаков, исходя из наличия которых, совокупность самостоятельных правовых систем, основанных на религиозном праве, образует отдельную религиозную правовую семью.

Источниками религиозного права, общего для всей религиозной правовой семьи, выступают тексты священных писаний, богословские доктрины, церковные акты, обычаи, и т.д., а в отдельных случаях – государственно-властные акты религиозного характера, устанавливающие и систематизирующие соответствующие регулятивные предписания.

Наряду с общностью источников регулирования общественных отношений, характерной особенностью семьи религиозного права выступает персональный характер ее юрисдикции, в отличии от территориального, характерного для светских правовых систем. Иными словами, предписания религиозного права обычно распространяются только на последователей того или иного вероисповедания, безотносительно к признаку территориальной общности.

Иными словами, применительно к характеристике религиозных правовых семей следует обратить внимание на то, что право в них выступает частью относительно единой и универсальной системы упорядочения общественных отношений, поскольку четкого разделения на юридические, моральные и религиозные регуляторы не проводится.

В этой связи, понимание право в условиях религиозных правовых семей гораздо шире, нежели в условиях светских национальных систем правового регулирования, поскольку религиозные регуляторы охватывают все стороны человеческой жизни, не ограничиваясь строго общественными отношениями, поддающимися упорядочению.

Говоря о конкретных примерах религиозных правовых семей, существовавших исторически и сохранивших свое влияние в настоящее время, принято называть семью мусульманского права, иудейского права, индусского права, а также христианского права, подробная характеристика некоторых из которых будет представлена ниже.

Индуистская религиозная правовая семья

В настоящее время, достаточно большая с количественной точки зрения совокупность стран Азии и Африки, образуют вместе так называемую индуистскую правовую семью, основанную соответственно, на своеобразном религиозном комплексе – индуизме. В частности, в числе таких государств выступают Сингапур, Бангладеш, Малайзия, Кения, и т.д.

Говоря о признаках регулирования общественных отношений, характерных для правовых систем, составляющих рассматриваемую семью религиозного права, следует выделить следующие начала:

  • Индуистская правовая семья основана на кастовой организации общества, то есть предположении о том, что все люди с самого рождения подразделяются на определенные социальные иерархические группы (касты), для каждой из которых характерен собственный набор прав и обязанностей, а также особое миропонимание и человеческая мораль. Значение касты настолько велико, что нередко, возникающие между ее представителями споры и противоречия разрешаются на собрании касты, в том числе, посредством применения мер принуждения вплоть до отлучения от касты; в индуистской правовой семье выступают так называемые веды – то есть сборники религиозного характера, вобравшие в себя песни, молитвы, гимны, и т.д., содержащие обязательные для индуистов правила поведения;
  • В регулировании семейных правоотношений наряду с религиозными предписаниями, большая роль принадлежит разного рода обычаям и традициям;
  • После освобождения от колониального гнета в индуистских странах началось развития законотворчества и кодификации существовавших правил поведения, однако применительно к кастовым делам, юрисдикционные органы по-прежнему лишены полномочий по рассмотрению и разрешению соответствующих споров, и вправе лишь следить за соблюдением и правильным применением кастовых правил.

Иудейская религиозная правовая семья

В традиционной классификации правовых семей, принятой в юридической науке, особое место занимает система иудейского права, получившая в настоящее время распространение в таких странах как Израиль, США, а также в некоторых религиозных еврейских общинах, рассредоточенных по всему миру.

В наиболее общем виде определение иудейского права может быть сформулировано следующим образом:

Иудейское (еврейское) право – совокупность религиозных норм иудаизма правового характера, призванных регламентировать и упорядочивать складывающиеся в соответствующих сферах общественные отношения.

Говоря о современном состоянии иудейской религиозной правовой семьи, следует обратить внимание на то, что начиная со второй половины XX века, право в Израиле стремилось к приобретению более светского характера: единственной сферой, в которой по-прежнему сохраняется полное господство иудейского права – это область личного статуса.

Так, в частности, исключительно под юрисдикцией еврейских религиозных судов находятся споры об актах гражданского состояния.

Кроме того, существуют сферы общественных отношений, урегулирование споров в которых может быть произведено религиозным судом по обоюдному согласию сторон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *