Экспортный контроль как элемент системы запретов и ограничений внешнеторговой деятельности это
Статья 16. Экспортный контроль
В целях защиты национальных интересов Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, а также соблюдения международных обязательств Российской Федерации по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания в Российской Федерации действует система экспортного контроля.
Номенклатура подпадающих под экспортный контроль вооружений, военной техники, отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно — технической информации и услуг, которые применяются или могут быть применены при создании оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия, определяется списками и перечнями, устанавливаемыми указами Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Указы Президента Российской Федерации, устанавливающие перечни товаров, подпадающих под экспортный контроль, вступают в силу не ранее трех месяцев со дня их официального опубликования.
Российская Федерация проводит единую политику экспортного контроля, определяемую исключительно на основе обеспечения безопасности страны, ее политических, экономических и военных интересов.
Вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, экспорт которых контролируется согласно части первой настоящей статьи, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Экспортный контроль в системе запретов и ограничений внешней торговли товарами
Экспортный контроль – это мера регулирования внешней торговли товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы в целях производства и применения вооружений и военной техники.
Понятие экспортного контроля и цели его осуществления
Система запретов и ограничений внешней торговли товарами представляет собой комплекс мер, которые предпринимаются государством в рамках достижения целей его политики во внешнеэкономической деятельности. На данный момент существует множество подобных мер, которые отличаются по формам и методам их осуществления, по решаемым ими задачам. Одной из таких мер является осуществление экспортного контроля.
Экспортный контроль представляет собой меру, направленную на обеспечение соблюдения порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, информации, которые могут быть использованы при создании разных видов вооружения и военной техники или при их использовании против мирного населения.
Посредством осуществления экспортного контроля органы государственной власти пытаются достичь следующих целей:
- Обеспечить защиту национальных интересов государства;
- Выполнить взятые на себя требования международных договоров в области контроля за распространением (экспортом) техники военного назначения;
- Противодействовать любым формам международного терроризма;
- Создать благоприятные условия для интеграции национальной экономики в систему международных экономических отношений.
Методы осуществления государственного экспортного контроля
Как показывает мировая практика, органы государственной власти осуществляют экспортный контроль путем применения методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности. В самом общем виде это значит осуществление государственного контроля за соблюдением участниками внешней торговли товарами национального законодательства в области экспортного контроля.
Государственный контроль предполагает выполнение действий по идентификации (установлению) объектов внешнеэкономических операций (т.е. товаров и технологий), которые подлежат данному виду контроля. Эти объекты должны быть включены в соответствующие списки (перечни), которые разрабатываются органами исполнительной власти с привлечением представителей промышленных и научных организаций и утверждаются подзаконными нормативно-правовыми актами главы государства или главы правительства.
Внешнеэкономические операции с контролируемыми товарами и технологиями могут осуществляться только в разрешительном порядке. Это означает необходимость получения участниками внешнеэкономической деятельности лицензий и разрешительных документов иных форм для того, чтобы задействовать подконтрольную продукцию в международном обмене.
Кроме того, в отношении контролируемых товаров и технологий действует особый режим таможенного контроля, который имеет место при пересечении ими государственных (таможенных) границ.
В отношении участников внешней торговли контролируемых товаров и технологий уполномоченные органы государственной власти в предусмотренных законодательством случаях проводят плановые и внеплановые (выездные) проверки. Их суть состоит в получении и изучении соответствующей информации и документации, в посещении зданий и помещений, в проведении необходимых исследований и экспертиз. По их итогам определяется наличие или отсутствие нарушений обязательных требований и, соответственно оформляется (или не оформляется) предписание об устранении выявленных нарушений.
Содержание режима экспортного контроля
Обязательным требованием к внешнеторговым операциям по передаче иностранному лицу (гражданину или организации) контролируемых товаров и технологий является составление их получателем обязательства в письменной форме о неиспользовании данных товаров и технологий в военных и террористических целях.
Отдельные виды контролируемых товаров и технологий могут экспортироваться некоторыми организациями без получения на это лицензии. Для этого данная организация должна обладать опытом подобной работы не менее трех лет, не совершать за этот же период нарушений законодательства, иметь в трудовом персонале работников-специалистов в области экспортного контроля, возглавляться несудимым ранее должностным лицом.
По общему правилу участники внешнеэкономической деятельности должны получить от специально уполномоченного органа исполнительной власти лицензию, чтобы осуществлять внешнеторговые операции с контролируемыми товарами и технологиями. Выдача лицензии или отказ в ней основывается на результатах государственной экспертизы, которая заключается в анализе документов и информации, имеющих отношение к внешнеторговой операции.
Режим экспортного контроля запрещает заключение и совершение внешнеторговых сделок в том случае, если экспортерам достоверно известно о намерениях иностранного лица / государства в будущем использовать контролируемые товары и технологии для целей создания вооружения и (или) его применения в планируемых к совершению террористических актов.
Экспортный контроль также устанавливает обязанность экспортеров по ведению учета внешнеторговых сделок. Он предполагает документирование сведений об особенностях (свойствах) контролируемых товаров и технологий, об иностранных лицах, которые принимают участие в этих сделках, и о лицах, в интересах которых они совершаются.
Таким образом, экспортный контроль занимает значимое место в системе запретов и ограничений внешней торговли товарами и играет важную роль в обеспечении национальной безопасности государства.
Экспортный контроль как элемент системы запретов и ограничений внешнеторговой деятельности это
В настоящее время в связи с политической и социальной нестабильностью в различных регионах мира, а также террористическими угрозами для мирового порядка и безопасности особое значение приобретает эффективность системы регулирования трансграничного перемещения товаров и технологий, которые могут быть использованы в процессе изготовления оружия массового поражения и при совершении террористических актов, а также внешняя торговля отдельных стран вооружением и военной техникой. Данная система существует давно, на международном уровне принят ряд соглашений и договоров, развивается сотрудничество государств в этой сфере, действуют международные таможенные операций, в частности Совет Безопасности Организации Объединенных Наций, Международное агентство по атомной энергии и другие. Указанная система регулирования связана с понятием экспортного контроля, активно стала применяться странами Запада в ХХ веке.
По данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), мировые продажи продукции военного назначения по итогам 2012–2016 гг. увеличились на 8,4 % в сравнении с предшествующим пятилетним периодом, при этом США и Россия остаются основными поставщиками вооружений на планете, суммарно занимая более 58 % всего мирового рынка торговли оружием [1]. Доля России в мировом экспорте оружия по итогам 2016 г. составила 23 %. В связи с чем продукция двойного и военного назначения, внешняя торговля которой регулируется системой экспортного контроля, занимает важное место, прежде всего, в структуре экспорта России.
Целью настоящей статьи является рассмотрение нормативно-правовых основ экспортного контроля в России в условиях Евразийского экономического союза (ЕАЭС), его места в системе запретов и ограничений внешней торговли товарами, структуры и особенностей, а также номенклатуры контролируемых товаров и проблем, связанных с ее практическим применением.
Экспортный контроль согласно праву ЕАЭС входит в систему запретов и ограничений внешней торговли товарами, наряду с такими мерами, как нетарифное и техническое регулирование, санитарно-эпидемиологические, ветеринарные и карантинные фитосанитарные требования [2]. Все эти меры разные, имеют свою сферу применения, объекты регулирования, особенности и формы подтверждения соблюдения запретов и ограничений.
Экспортный контроль является уникальной мерой в данной системе, так как не существует единого практического порядка его реализации на уровне ЕАЭС, в отличие от других запретов и ограничений, что означает приоритет национальных интересов и применение во взаимной торговле мер экспортного контроля между государствами – членами ЕАЭС. Другими словами, для экспортного контроля нет деления торговых партнеров на страны, входящие в интеграционное объединение и образующие единую таможенную территорию, и третьи страны, не входящие в ЕАЭС (табл. 1).
Содержание нормативных правовых актов ЕАЭС в области экспортного контроля составляют гармонизированные нормы и правила, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров двойного применения, их единообразное применение с учетом международных обязательства государства – члена ЕАЭС в области нераспространения оружия массового поражения и ракетных средств его доставки, а также экспортного контроля, интересов национальной безопасности, что существует в настоящее время на стадии проекта, и типовыми списками объектов контроля [3].
Таким образом, имеет место парадоксальная ситуация: таможенное декларирование и таможенные операции с товарами, перемещаемыми в рамках ЕАЭС, не осуществляются, а экспортный контроль применяется.
Другой особенностью экспортного контроля является его структура. Так, в праве ЕАЭС к мерам экспортного контроля отнесены меры контроля за перемещением продукции военного назначения, но национальный порядок в России разделяет эти меры на две различные системы, однако связанные между собой, но имеющие самостоятельные нормативные правовые основы.
В данном контексте экспортный контроль как комплекс мер регулирования внешнеэкономических операций с определенными товарами можно представить как двухуровневую систему:
1. Экспортный контроль в широком смысле (международный уровень), который объединяет меры, применяемые при перемещении различных видов продукции – как товаров двойного, так и товаров военного назначения [4].
2. Экспортный контроль в узком смысле (национальный уровень) – применяется только в отношении товаров двойного применения. Продукция военного назначения имеет собственную систему регулирования.
Экспортный контроль в системе запретов и ограничений в ЕАЭС
Меры, применяемые в торговле с третьими странами (единый порядок)
Меры, применяемые во взаимной торговле (национальный порядок)
Меры нетарифного регулирования
Меры экспортного контроля
Меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов
Меры технического регулирования
Санитарно-эпидемиологические и радиационные требования
Карантинные фитосанитарные требования
Примечание. Меры, указанные в пунктах 4–6 табл. 1, могут при необходимости применяться во взаимной торговле.
Как и любую систему экспортный контроль можно представить как совокупность следующих элементов:
– нормативная правовая база, устанавливающая методы и средства регулирования;
– объект регулирования – товары двойного и военного назначения и внешнеэкономические операции с ними;
– разрешительная система, предполагающая применение лицензий, разрешений и иных документов, подтверждающих соблюдение ограничений;
– система органов и организаций, реализующих определенные функции по контролю за деятельностью лиц в данной сфере и оборотом определенных товаров, выдаче разрешительных и иных документов, идентификации контролируемых товаров.
В рамках экспортного контроля применяются меры регулирования, объединенные в две системы по группам подконтрольных товаров, имеющие различные нормативно-правовые основы, две системы контролирующих органов, различную номенклатуру подконтрольных товаров, две различные системы разрешительных документов (табл. 2).
Объединены эти системы характером мер, которые являются преимущественно национальными и неэкономическими по своей сути, приоритетом интересов государства в сфере внешней торговли подконтрольными товарами, методом реализации мер, осуществляемых посредством применения разрешительного порядка осуществления внешнеэкономической деятельности с подконтрольными товарами – использованием лицензий и иных разрешений.
Применение мер экспортного контроля как в отношении товаров двойного, так и военного назначения обусловлено интересами национальной безопасности, которые обеспечиваются государством в лице уполномоченных органов власти, интересы участников внешнеторговой деятельности являются в данном контексте вторичными. Если осуществление внешнеэкономической сделки с определенным объектом экспортного контроля может нанести ущерб национальной безопасности или интересам государства, то такая сделка не допускается, участнику внешнеэкономической деятельности запрещается осуществлять перемещение товара через границу России и не отказывается в возможности получения разрешительных документов.
Данное обстоятельство также отличает экспортный контроль от других запретов и ограничений, связанных с подтверждением права на импорт и (или) экспорт товаров, в частности мер нетарифного регулирования, реализуемых посредством квотирования, где государство при введении запретов и ограничений и контроле за их соблюдением ориентируется на состояние рынка конкретного товара, например, сельскохозяйственной продукции, учитывает «наполненность» рынка товарами национального производства и регулирует импорт товаров так, чтобы ограничения в отношении иностранных товары могли способствовать развитию конкурентных преимуществ национальных изготовителей. При применении мер экспортного контроля состояние рынка и интересы импортеров и экспортеров не носят приоритетного характера, поскольку природа и специфические свойства товаров, относимых к объектам экспортного контроля, могут наносить ущерб интересам государства и безопасности населения.
Элементы системы экспортного контроля в широком смысле и их содержание
Элементы системы контроля
Товары двойного применения
Продукция военного назначения
Нормативная правовая база
Федеральный закон от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле»
Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»
Перечни контролируемой продукции
Списки контролируемых товаров и технологий (6 указов Президента), отдельные товары (ст. 20 федерального закона от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ)
Классификатор продукции военного назначения (1 указ Президента)
Система разрешений на право перемещения товаров
Лицензии, разрешения и иные документы
Лицензии и иные документы
Специально уполномоченный орган
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
В подтверждение такого вывода можно привести следующий факт: Китай является крупнейшим торговым партнером России, на долю которого приходится 14,3 % торгового оборота России или 18,4 млрд долл. США по итогам 1 квартала 2017 г. [5]. В сложившихся условиях ограничительные меры не способствуют развитию отношений, а наоборот, создают определенные барьеры, однако поставки определенных товаров двойного назначения, например некоторых электронно-оптических преобразователей, подпадают под запрет, в ряде случаев уполномоченными органами принимаются решения об отказе в выдаче разрешительных документов на вывоз товаров.
Система контроля за осуществлением внешнеэкономических операций с товарами двойного и военного назначения предусматривает «категорирование» лиц, допущенных к такой деятельности, то есть на нормативно-правовом уровне определяются категории лиц, которые имеют право на перемещение такой продукции через границу. Так, осуществлять трансграничное перемещение товаров двойного назначения могут только российские лица, что прямо указано в статье 1 соответствующего закона [5]. Причем под российскими лицами в данном контексте понимаются:
– физические лица, являющиеся гражданами России, и иностранные лица, получившие в Российской Федерации вид на жительство;
– физические лица, являющиеся субъектами предпринимательской деятельности.
Поставки военной продукции доступны еще более узкому кругу лиц – только субъектам военно-технического сотрудничества, которыми могут быть только определенные российские юридические лица [7]. Последнее обстоятельство позволяет сделать вывод, что на ввоз и (или) вывоз продукции военного назначения установлено исключительное право.
Для перемещения продукции военного назначения вне рамок военно-технического сотрудничества установлен особый порядок, связанный с применением специальной таможенной процедуры при перемещении воинских грузов.
Что касается физических лиц, перемещающих товары в неторговом обороте, объекты экспортного контроля не относятся к товарам для личного пользования, следовательно, такая деятельность может считаться только коммерческой и, соответственно, подпадает под все запреты и ограничения, в частности под разрешительный порядок.
Таким образом, государство строго регламентирует перечень участников внешнеторговой деятельности с контролируемой продукцией и исключает возможность трансграничного перемещения этих товаров в неторговом обороте, а также иностранными лицами в любых целях, поскольку получать разрешительные документы имеют право только российские лица, что следует из содержания нормативных правовых актов, устанавливающих порядок выдачи лицензий и разрешений в сфере экспортного контроля.
Наибольший интерес и самую сложную практическую проблему представляет номенклатура контролируемых товаров, при этом, как видно из табл. 2, она разная в различных областях – товары двойного применения включены в несколько списков, продукция военного назначения поименована в соответствующем классификаторе. Практическая проблема в данном случае означает как многообразие самой номенклатуры и ее значительный объем, так и сложность идентификации товаров. Кроме того, под товарами в данном случае понимаются как собственно товары, то есть определенные предметы, изделия, оборудование, вещества и т.п., так и техническая документация, содержащая информацию о таких товарах, результаты интеллектуальной деятельности, технологии их изготовления, работы и услуги. Поскольку номенклатуры и принцип их формирования в сфере товаров двойного и военного назначения различны, то рассмотреть их особенности необходимо по отдельности.
Главная особенность товаров двойного применения заключается, как это следует из их названия, в их «двойственной» природе, что означает следующее – сами товары являются по происхождению гражданскими, то есть изначально не создаются как военные и могут применяться в мирных целях, но обладают свойствами, которые позволяют их использовать в производстве продукции военного назначения, что делает их особо опасными. Другими словами, товары двойного назначения могут трансформироваться при определенных условиях и операциях с ними в продукцию, используемую исключительно в военных целях.
Самым простым способом минимизации риска такой потенциальной трансформации является, конечно, полный отказ от использования этих товаров в народном хозяйстве. Но данное обстоятельство нецелесообразно и в целом невозможно, потому что таких товаров очень много, область их «мирного» применения очень широка – ядерные материалы в атомной энергетике; промышленная пиротехника в строительстве и горно-шахтном деле; металлообрабатывающее оборудование в металлургии и машиностроении; лазеры и аналогичные приспособления во многих сферах хозяйства, от приборостроения до космических исследований.
Таким образом, для подобных товаров были разработаны ряд перечней, предполагающих особый контроль государства за их перемещением, в частности, в международном товарообороте – применение разрешительного порядка. В России эти списки утверждены указами Президента, товары распределены по спискам в соответствии с их свойствами в части пригодности использования в различных видах оружия массового поражения – ядерном, химическом, биологическом, при создании «обычных вооружений» и ракетных средств доставки оружия массового поражения. Списки периодически пересматриваются, обновляются, в них включаются новые позиции.
В целях практического применения списков используется общий принцип идентификации товаров в системе запретов и ограничений – сопоставление информации о конкретных товарах со сведениями в списках по классификационному коду, наименованию и области применения товаров, с учетом их характеристик и показателей, что носит название общих и частных признаков объектов экспортного контроля. Необходимо отметить, что сведения о продукции в списках являются достаточно подробными, помимо общетехнического названия некой общности товаров, приводятся сведения о материале, химическом составе, конструкции и т.п., поэтому на практике применять данные списки значительно удобнее, чем, в частности, единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования, систематизирующий товары гражданского назначения и содержащий в основном не такую подробную информацию об объектах контроля, а также имеющий возможности двоякого толкования ряда позиций.
Однако данные списки не являются исчерпывающими, в этом заключается их главный недостаток, причем эта особенность закреплена нормативно – в статье 20 федерального закона от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» [6]. Это означает, что существует некоторая часть продукции, которая обладает свойствами двойного применения, но определяется это в каждом конкретном случае компетентным органом, причем учитывается не только характер товара, но и иные факторы, имеющие важное значение для экспортного контроля в целом – страна назначения, конечный пользователь товара и профиль его деятельности и иные. Другими словами, номенклатура товаров двойного применения является «открытой», продукция может быть отнесена к контролируемой индивидуально.
Следующая проблема заключается в недоступности информации о продукции, не включенной в списки, так как в некоторых случаях сведения о свойствах таких товаров имеются в распоряжении только контролирующих органов, то есть являются информацией ограниченного распространения, участники внешнеторговой деятельности не могут ознакомиться с этой информацией в открытых источниках – в справочниках нормативных документов, на официальных сайтах контролирующих органов и др.
Различны и нюансы применения разрешительного порядка в данных обстоятельствах – ввоз и вывоз товаров, включенных в списки, регулируется посредством лицензирования специально уполномоченным органом, не поименованная в списках продукция подпадает под необходимость оформления разрешения межведомственного органа в области экспортного контроля [8].
Общность схем применения разрешительного порядка заключается в сложной процедуре выдачи разрешительного документа – лицензии или разрешения, – которой предшествует в обоих случаях государственная экспертиза сделки, что отличает разрешительный порядок в области экспортного контроля от разрешительного порядка перемещения гражданских товаров, где такая экспертиза не проводится, но выдаче лицензии предшествует процедура согласования выдачи лицензии через оформление разрешения на ввоз и (или) вывоз товара компетентным органом власти.
Еще сложнее обстоят дела с номенклатурой продукции военного назначения, не существует даже списка товаров в его традиционном понимании, содержащего названия и описания объектов контроля, классификационных кодов и области применения товаров, имеется только соответствующий классификатор, который включает названия категорий предметов, отнесенных к различным видам продукции военного назначения, и коды этих категорий. Унифицированные обозначения товаров, к которым можно отнести классификационные коды в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), этим классификатором не предусмотрены. Кроме того, критериев отнесения товаров к поименованным в классификаторе как таковых нет, подобных общим и частным признакам товаров двойного применения. Необходимо отметить, что отличает продукцию военного назначение – создание ее по особым стандартам и функциональное применение исключительно в военных целях для реализации боевых задач.
При указанных обстоятельствах заинтересованные лица и контролирующие органы могут взаимодействовать только с уполномоченными на проведение идентификации товаров организациями: проводить идентификацию товаров двойного применения могут как аккредитованные Федеральной службой по техническому и экспортному контролю экспертные учреждения, так и сама служба, а идентификационную экспертизу на предмет отнесения товаров к продукции военного назначения имеет право осуществлять только Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству.
Принятие решения об отнесении конкретных товаров, перемещаемых в международном товарообороте, к той или иной категории является важным для применения запретов и ограничений, а именно, возможно ли вообще такое перемещение определенным лицом в заявленных целях в адрес получателя и конечного пользователя, какой разрешительный документ необходим. Идентификация контролируемых объектов является основным методом экспортного контроля.
Таким образом, применение мер экспортного контроля изначально отталкивается от определения статуса товаров на предмет их отнесения к контролируемой продукции, что зависит как от качества работы экспортных организаций, так и от полноты сведений о товарах в соответствующих документах и характеристиках продукции, включенной в номенклатуру объектов экспортного контроля. Необходимо на постоянной основе совершенствовать и актуализировать контрольные списки, систематизировать информацию о товарах, не поименованных в списках, развивать взаимодействие контролирующих органов в данном направлении.
Специфика объектов экспортного контроля, ограничения на осуществление внешнеэкономических операций с ними, приоритет интересов государства и национальной безопасности позволяют сделать вывод о возможности существования единого порядка экспортного контроля в рамках ЕАЭС только на уровне теоретических основ и общих типовых методик его применения, но конкретные меры регулирования и контроля, номенклатура товаров, имеющие стратегическое значение для отдельных государств, особенно в военной сфере, останутся на национальном уровне.
Федеральный закон от 18.07.1999 г. № 183-ФЗ
Настоящий Федеральный закон устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
внешнеэкономическая деятельность — внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них);
экспортный контроль — комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов;
внутренняя программа экспортного контроля — мероприятия организационного, административного, информационного и иного характера, осуществляемые российскими участниками внешнеэкономической деятельности в целях соблюдения правил экспортного контроля; (В редакции Федерального закона от 21.12.2013 № 372-ФЗ)
оружие массового поражения — ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие;
средства доставки — ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения;
продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов, — технические устройства либо ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные или другие вещества, которые в случае их использования при подготовке и (или) совершении террористических актов создают реальную угрозу жизни или здоровью людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в том числе тяжких последствий, сопоставимых с последствиями применения оружия массового поражения. К указанной продукции могут относиться только объекты гражданских прав, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничены в обороте либо получены в результате научно-технической, производственной или иной экономической деятельности, для осуществления которой требуется специальное разрешение (лицензия);
контролируемые товары и технологии — сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов;
российские участники внешнеэкономической деятельности (российские лица) — осуществляющие внешнеэкономическую деятельность или осуществляющие ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров, информации, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, и физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации или получившими вид на жительство в Российской Федерации иностранными гражданами, в том числе физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ)
иностранные лица — юридические лица и организации в иной организационно-правовой форме, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены; физические лица, гражданская правоспособность и гражданская дееспособность которых определяются по праву иностранного государства, гражданами которого они являются, и лица без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором данные лица имеют постоянное место жительства;
режим безлицензионного экспорта отдельных видов контролируемых товаров — форма осуществления внешнеэкономической деятельности, при которой для вывоза из Российской Федерации определенной группы или номенклатуры контролируемых товаров российского происхождения не требуется получение предусмотренных настоящим Федеральным законом лицензий. (Абзац введен — Федеральный закон от 21.12.2013 № 372-ФЗ)
(Статья в редакции Федерального закона от 29.11.2007 № 283-ФЗ)
Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения органов государственной власти Российской Федерации и российских участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении экспортного контроля.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, в части осуществления экспортного контроля в целях, установленных настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 29.11.2007 № 283-ФЗ)
Экспортный контроль в отношении вооружения и военной техники, а также информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), являющихся продукцией военного назначения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества. (В редакции Федерального закона от 29.11.2007 № 283-ФЗ)
Статья 3. Законодательство Российской Федерации в области экспортного контроля
Законодательство Российской Федерации в области экспортного контроля основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Вопросы обеспечения экспортного контроля находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
Статья 4. Цели экспортного контроля
Основными целями экспортного контроля являются:
защита интересов Российской Федерации;
реализация требований международных договоров Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;
создание условий для интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику;
противодействие международному терроризму. (Абзац введен — Федеральный закон от 29.11.2007 № 283-ФЗ)
Статья 5. Принципы государственной политики в области экспортного контроля
1. Российская Федерация проводит государственную политику в области экспортного контроля, которая является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и осуществляется исключительно в целях обеспечения безопасности государства, его политических, экономических и военных интересов.
2. Государственная политика в области экспортного контроля формируется в соответствии со следующими основными принципами:
добросовестность выполнения международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;
исполнение в Российской Федерации решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, не противоречащем Конституции Российской Федерации (такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом); (Абзац введен — Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)
законность, гласность и доступность информации по вопросам экспортного контроля;
приоритет интересов безопасности государства;
осуществление экспортного контроля только в той мере, в какой это необходимо для достижения его целей;
(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 06.12.2011 № 409-ФЗ)
гармонизация процедур и правил экспортного контроля с общепризнанными международными нормами и практикой;
взаимодействие с международными организациями и иностранными государствами в области экспортного контроля в целях укрепления международной безопасности и стабильности, предотвращения распространения оружия массового поражения и средств его доставки, если это не влечет за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 08.12.2020 № 429-ФЗ)
Статья 6. Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий
Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются постановлениями Правительства Российской Федерации. Постановления Правительства Российской Федерации об утверждении списков (перечней) контролируемых товаров и технологий вступают в силу не ранее чем через девяносто дней со дня их официального опубликования. (В редакции Федерального закона от 26.03.2022 № 73-ФЗ)
Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий разрабатываются федеральными органами исполнительной власти с привлечением представителей Федерального Собрания Российской Федерации, промышленных и научных организаций, их ассоциаций и союзов.
Статья 7. Методы осуществления экспортного контроля
Экспортный контроль в Российской Федерации осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающих в себя:
идентификацию контролируемых товаров и технологий, то есть установление соответствия конкретных товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в списки (перечни), указанные в статье 6 настоящего Федерального закона, а также определение действующих в отношении таких товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности запретов и ограничений внешнеэкономической деятельности, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 21.12.2013 № 372-ФЗ)
разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающий лицензирование или иную форму их государственного регулирования;
таможенный контроль при совершении таможенных операций в отношении контролируемых товаров и технологий, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации, в соответствии с правом Евразийского экономического союза, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании; (В редакции федеральных законов от 06.12.2011 № 409-ФЗ, от 26.03.2022 № 73-ФЗ)
(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 18.07.2005 № 90-ФЗ)
осуществление государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля. (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
ГЛАВА II. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ
Статья 8. Полномочия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области экспортного контроля
Президент Российской Федерации:
определяет основные направления государственной политики в области экспортного контроля;
обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля;
(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 26.03.2022 № 73-ФЗ)
принимает решения об установлении режима безлицензионного экспорта отдельных видов контролируемых товаров в иностранные государства, а также о прекращении или приостановлении действия этого режима; (Абзац введен — Федеральный закон от 21.12.2013 № 372-ФЗ)
осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации иные полномочия в области экспортного контроля. (Абзац введен — Федеральный закон от 26.03.2022 № 73-ФЗ)
Правительство Российской Федерации:
организует реализацию государственной политики в области экспортного контроля, в том числе в отношении международных режимов экспортного контроля;
утверждает списки (перечни) контролируемых товаров и технологий; (Абзац введен — Федеральный закон от 26.03.2022 № 73-ФЗ)
определяет на основании и во исполнение настоящего Федерального закона, других федеральных законов и указов Президента Российской Федерации порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов; (В редакции федеральных законов от 29.11.2007 № 283-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров Российской Федерации в области экспортного контроля;
осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации иные полномочия в области экспортного контроля. (В редакции Федерального закона от 26.03.2022 № 73-ФЗ)
Статья 9. Межведомственный координационный орган по экспортному контролю
В целях обеспечения реализации государственной политики в области экспортного контроля, в том числе в отношении международных режимов экспортного контроля, а также в целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организационно-методического руководства работами по экспортному контролю в Российской Федерации образуется межведомственный координационный орган по экспортному контролю.
Положение о межведомственном координационном органе по экспортному контролю и его персональный состав утверждаются Президентом Российской Федерации. В состав межведомственного координационного органа по экспортному контролю включаются должностные лица, Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос». (В редакции федеральных законов от 01.12.2007 № 318-ФЗ; от 07.05.2009 № 89-ФЗ; от 21.07.2014 № 259-ФЗ; от 13.07.2015 № 216-ФЗ)
В заседаниях межведомственного координационного органа по экспортному контролю могут участвовать представители Федерального Собрания Российской Федерации.
Статья 10. Полномочия федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» в области экспортного контроля
(Наименование в редакции федеральных законов от 01.12.2007 № 318-ФЗ; от 13.07.2015 № 216-ФЗ)
Федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» и Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» обеспечивают исполнение настоящего Федерального закона, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и международных обязательств Российской Федерации в области экспортного контроля в соответствии с полномочиями, возложенными на них законодательством Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 01.12.2007 № 318-ФЗ; от 13.07.2015 № 216-ФЗ)
Статья 11. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля
Экспортный контроль осуществляет специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля совместно с другими федеральными органами исполнительной власти организует работу по информированию российских участников внешнеэкономической деятельности о целях, процедурах и правилах экспортного контроля.
Органы внешней разведки Российской Федерации, государственные органы обеспечения безопасности и иные органы государственной власти в пределах своей компетенции оказывают содействие специально уполномоченному федеральному органу исполнительной власти в области экспортного контроля при реализации целей, определенных настоящим Федеральным законом. (Часть введена — Федеральный закон от 29.11.2007 № 283-ФЗ)
(Статья в редакции Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ)
Статья 12. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в области экспортного контроля
На основании и во исполнение настоящего Федерального закона, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в области экспортного контроля.
Нормативные правовые акты, издаваемые федеральными органами исполнительной власти, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 13. Право доступа к информации
Федеральные органы законодательной власти, а также федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие полномочия в области экспортного контроля, имеют право запрашивать и получать документы и информацию, необходимые для целей экспортного контроля.
Статья 14. Обязанности участников внешнеэкономической деятельности по предоставлению информации для целей экспортного контроля
Российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны по требованию федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области экспортного контроля, предоставлять документы, объяснения в письменной и устной формах, иную информацию, необходимые для выполнения указанными органами задач и функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области экспортного контроля.
Российские участники внешнеэкономической деятельности несут ответственность за достоверность информации, предоставляемой для целей экспортного контроля федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим полномочия в области экспортного контроля.