Гранты на открытие бизнеса – и другие меры поддержки от государства
Государственная поддержка бизнеса в 2022 году состоит в антикризисных мерах в виде предоставления грантов, субсидий, льготном кредитовании отдельных отраслей, освобождению от арендной платы при использовании государственного имущества, введения льготных систем налогообложения и т. д. Решения о внедрении программ принимаются на государственном и региональном уровнях. Мы подробно расскажем о получении грандов и других мерах поддержки, где можно получить информацию, как получить грант на открытие бизнеса, что для этого потребуется.
Меры государственной поддержки бизнеса
Поддержка бизнеса всегда являлась приоритетной задачей государства. В наши дни это является наиболее актуальным в условиях нестабильной экономической обстановки, применяемых к России санкционных ограничений. Поэтому сегодня работают как уже действующие программы поддержки, так и принимаются новые меры для обеспечения стабильной работы приоритетных отраслей производства.
Новое в поддержке в 2022
Какие новые шаги предпринимает Правительство России для поддержки бизнеса:
- До конца года не будут производиться плановые проверки ИП и МСБ.
- Возможность легализовать финансовые активы.
- IT-компании освобождены от уплаты налога на прибыль.
- Упрощены процедуры в части государственных закупок.
- Автоматическое продление срока действия лицензий.
- До конца года могут продлеваться сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов.
- Льготное кредитование, оформление кредитных каникул.
- Поддержка аграриев и сельхозпроизводителей.
- Компенсация лизинговых платежей.
- Выкуп земельных участков без торгов.
- Предоставление налоговых льгот для новых организаций на Курилах.
- Снижены штрафы за административные правонарушения для субъектов МСП и некоммерческих компаний, внесенных в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций.
- Компенсация расходов на обучение.
- Возобновление механизма специальных инвестиционных контрактов формата 1.0 (СПИК 1.0).
- Финансирование разработок конструкторской документации для импортозамещения.
- До конца 2022 года российские юридические лица могут получить в аренду государственные и муниципальные земли без торгов для производства импортозамещающей продукции, производство которой необходимо в условиях санкций.
- И т. д.
Узнать, где можно получить грант, на каких условиях, о других мерах поддержки, можно на сайте МойБизнес.рф или на платформе МСП, которая пока работает в тестовом режиме .
В 2022 году
Разберем подробнее, на что могут рассчитывать ИП и компании бизнеса в текущем году.
Льготные кредиты
Льготные кредиты выдают 59 уполномоченных банков, в их числе самые крупные – Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк и т. д. Предоставляются они под ставку до 15% годовых. Условия и цели выдачи разные.
Инновационные высокотехнологичные компании могут оформить кредит под 3% годовых, на инвестиционные цели или на пополнение оборотных средств, если соответствуют установленным требованиям.
Продолжает действовать программа льготного кредитования сельхозпроизводителей. Аграрии смогут получить поддержку уже перед началом посевных работ.
Для IT-специалистов действуют программы льготной ипотеки под 5%. Получить можно до 18 млн рублей, в зависимости от региона.
Узнать о действующих программах льготного кредитования их условиях и требованиях можно на сайтах Федеральной корпорации МСП, Банка России, Минэкономразвития.
Гранты на реализацию проектов
Предоставление грандов на развитие бизнеса осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ №413 от 19.03.2022 г. Гранты будут предоставляться индивидуальным предпринимателям и учредителям предприятий. Для создания и развития собственного бизнеса можно получить от 100 до 500 тыс. рублей. Если бизнес расположен в Арктической зоне, максимальная сумма гранта 1 млн рублей.
Финансирование выделяется в рамках федерального проекта «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса».
Гранты предоставляются на следующие цели:
- аренда и ремонт помещения;
- приобретение станков оборудования;
- программного обеспечения и оргтехники;
- оплату франшизы;
- присоединение к электросетям, услуги связи;
- авансы при заключении договора лизинга.
Ограничением по использованию является покупка транспортных средств и недвижимости.
Условия предоставления грантов:
- Возраст начинающего бизнесмена до 25 лет, включительно.
- Отсутствие долгов по налогам и сборам в сумме более 1 тыс. руб.
- Прохождение обучающей программы в Центре поддержки предпринимательства или корпорации МСП.
- Вложение собственных средств в проект, не менее 25% от общей суммы расходов.
Программы обучения предпринимателей
Для повышения квалификации по вопросам осуществления предпринимательской деятельности, для получения гранта, начинающие бизнесмены проходят специальную программу обучения предпринимателей корпорации МСП. Обучение проводится на сайте МСП и в центрах «Мой бизнес». Это структурные подразделения Фонда, предназначенные для организации оказания комплекса услуг, сервисов и мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в регионах.
В отдельных регионах работают программы возмещения затрат на обучение по программам среднего или дополнительного профессионального образования с целью дальнейшего трудоустройства. Так в Москве величина гранта составит до 95% произведенных и документально подтвержденных затрат на обучение. Максимальная сумма 60 тыс. руб. в год.
Льготная налоговая ставка
По налогам предоставлены следующие льготы:
- Разрешена уплата ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль в зависимости от ее фактического получения.
- Ставка налога на прибыль для IT-компаний установлена в 0% до 2024 года.
- Ставка по НДС в размере 0% на 5 лет действует по предоставлению услуг: временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения; при предоставлении в аренду или пользование в ином праве объектов туристической индустрии, введенных в эксплуатацию в 2022 году.
- Изменен порядок определения предельной величины процентов, которые уменьшают базу по налогу на прибыль по долговым обязательствам, возникшим до 1 марта 2022 года.
- При определении налоговой базы не включается в доходы величина прощенного в течение 2022 года иностранной компанией долга по договору займа, заключенному до 1 марта 2022 года.
Продлены сроки оплаты авансового платежа по налогу на прибыль, налога по УСН для определенных видов деятельности.
Бизнес инкубаторы
Бизнес-инкубаторы – это специальные Центры, которые помогают молодым стартапам внедрять инновации и расти. Какую помощь оказывают бизнесу:
- Предоставление в аренду недвижимости, офисных помещений, оборудования, оргтехники под льготную арендную ставку или бесплатно.
- Бесплатное консультирование по вопросам предпринимательской деятельности.
- Почтово-секретарские услуги.
- Оказание поддержки в решении административных и правовых проблем, в том числе при составлении договоров.
- Предоставление услуг по повышению квалификации и обучению.
- Услуги по организации и техническому обеспечению проведения мероприятий.
Задачей инкубаторов является поиск отличных идей и стартапов, которые могут развиваться в течение нескольких лет.
Субсидии от центра занятости
Продолжает работать программа Минэкономразвития для тех, кто только планирует открывать свой бизнес. Она предусматривает выдачу единовременных субсидий для открытия своего дела. Программы работают на региональном уровне, поэтому условия и величина финансовой поддержки по ним разные. Общим является то, что физическое лицо должно быть официально признано безработным. Размер грантов зависит от региона и программы, например, в Самаре на создание и развитие индивидуального предприятия по социальному контракту можно получить до 250 тыс. рублей.
Единовременная финансовая поддержка от центра занятости населения может выделяться на оформление документов — оплату пошлины, нотариальное заверение, покупку бланочной документации, юридические услуги и консультации и т. д.
Ознакомиться с условиями действующих региональных программ можно на сайтах Порталов поддержки малого и среднего бизнеса.
Региональные программы
В каждом регионе работают свои программы поддержки бизнеса.
На развитие семейных ферм
В Брянской области работает программа предоставления гранта на развитие семейных ферм. Получить можно сумму до 6 млн рублей на открытие бизнеса по разведению крупного рогатого скота мясного или молочного направлений продуктивности.
Введение патентной системы налогообложения
В Карачаево-Черкессии действует льготная патентная система налогообложения со ставкой 0%. Для получения льготы размер доходов, в отношении которых применяется налоговая ставка в размере 0%, за налоговый период не должна превышать 30 млн. рублей.
Реструктуризация задолженности по микрозаймам
В Забайкальском крае можно реструктуризировать задолженность по микрозаймам с предоставлением отсрочки выплаты на 6 месяцев, изменить график платежей. Необходимо подтвердить ухудшение финансового положения заемщика и не иметь просроченную задолженность.
В Архангельской области функционирует программа кредитных каникул субъектам МСП.
Выдача льготных микрозаймов субъектам МСП и самозанятым
Предприниматели Севастополя, Калужской и Ивановской областей, Ненецкого АО, смогут получить микрозайм на сумму до 5 млн рублей под ставку 0,1–11%, на любые цели, связанные с ведением предпринимательской деятельности.
В Волгоградской области действует программа «Надежный клиент» с процентной ставкой по микрозайму 9,5–23,75%, в зависимости от вида деятельности.
Снижение налоговых ставок по УСН
В Волгоградской области для отдельных категорий МСП ставка снижена с 6 до 4% и с 15 до 10%. Для получения льготы компания должна иметь наемных работников, сохранять не менее 80% их численности, выплачивать им зарплату не менее установленной минимальной заработной платы.
На территории Саратовской области снижены налоговые ставки по УСН от 2 до 7,5% в зависимости от применяемой схемы налогообложения и сферы деятельности компаний.
Возмещение части затрат на оборудование субъектам МСП
В Ставропольском крае можно возместить до 50 % фактически произведенных предпринимателем затрат на приобретение оборудования, максимально 5 млн руб.
Как получить грант
Перед получением гранта необходимо узнать, какие меры Господдержки доступны в вашем регионе, на какую сумму можно рассчитывать и какие требования должны быть выполнены. Сориентироваться поможет специальный навигатор, расположенный на сайте Правительства РФ. Он составлен в виде анкеты и размещен в разделе о помощи гражданам и бизнесу в условиях санкций.
Как работать с навигатором:
- Открыть сайт Правительства РФ.
- Нажать кнопку «Узнайте, какие меры подходят именно вам» и выбрать категорию бизнеса.
- Ответить на предложенные вопросы.
После ответа на вопросы система подберет программы, которыми вы можете воспользоваться.
Узнать о мерах поддержки в регионе можно также на сайте Мой бизнес. рф, на региональных сайтах городских и районных администраций, лично посетив региональный Фонд.
Что потребуется сделать далее:
- Зарегистрировать ИП или ООО.
- Пройти обучение.
- Составить бизнес-план.
- Собрать пакет документов.
- Подать заявку.
Далее будет объявлен конкурсный отбор на получение субсидии, проведена экспертиза заявок, конкурсная комиссия примет решение о выдаче или отказе в выдаче гранта.
Обращение в Фонд поддержки предпринимательства
Заявку можно подать в Фонд поддержки предпринимательства, работающий в вашем регионе или в Центр «Мой бизнес». Узнать адреса Центров «Мой бизнес» можно по ссылке.
Если в вашем регионе такого центра нет, можно обратиться в региональные органы власти (в каждом регионе ведомство называется по-своему, это может быть министерство экономики, департамент экономики и т.п.).
Сроки реализации проекта
Проект начет реализовываться с середины 2022 года, поэтому у вас пока есть время, чтобы определиться с направлением бизнеса, заняться его регистрацией.
Обучение
Одним из обязательных условий предоставления грантов является обучение в центре «Мой бизнес» по основам предпринимательской деятельности. Необходимо научиться разбираться в условиях ведения бизнеса, мерах поддержки и нововведениях в законодательстве. Длительность обучения – не менее 16 часов.
Обратите внимание, если вы ранее проходили обучение в центре (не более 1 года назад), повторно это делать не потребуется.
Бизнес план
Бизнес-план может быть составлен самостоятельно или заказан в специализированной компании. В Центрах «Мой бизнес» специалисты оказывают бесплатные консультации по составлению бизнес-планов.
Подготовка документов
Что потребуется для получения гранта на открытие бизнеса:
- Документы на бизнес – выписка из ЕГРЮЛИ или ЕГРИП, свидетельство о постановке на налоговый учет, учредительные документы ООО.
- Справка об открытых банковских счетах.
- Паспорта предпринимателей или уполномоченного лица ООО.
- Заявка на получение гранта.
- Анкета соискателя.
- Документ, подтверждающий отсутствие долга по налогам и обязательным платежам (справка из ФНС об отсутствии задолженности, справка о состоянии расчетов из Пенсионного фонда, по страховым взносам из ФСС).
- Подтверждение расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности (договора, документы, подтверждающие реализацию товаров или услуг).
- Документ, подтверждающий прохождение обучения.
- Документы по проекту: бизнес-план, смета затрат, лицензия, трудовые договора с сотрудниками.
- Уведомление о принятии решения получения государственной поддержки.
Более конкретный пакет документов разрабатывается с учетом особенностей региональной программы, он зависит от направления бизнеса, выдвигаемых к нему требований. Получить перечень необходимых документов можно в Фонде поддержки предпринимательства.
Обязательства конкурсанта
Получив грант от государства на открытие бизнеса, предприниматель принимает следующие обязательства:
- Тратить полученные средства можно только в рамках принятого проекта.
- Расходование средств должно соответствовать календарному плану и бюджету проекта.
- Соблюдение установленных сроков реализации проекта.
- Составление отчетов Фонду о произведенных работах.
Чем выдача грантов отличается от выдачи субсидий?
Это две формы государственной поддержки бизнеса. Грант предоставляется на открытие бизнеса на основе бизнес-плана. Участие собственных средств в сделке должно быть, как правило, не менее 25%. Субсидия предполагает, что предприниматель вкладывает в проект собственные деньги, а затем получает возмещение. Здесь он должен вложить в свой бизнес 100% собственных средств. Если речь идет о выдаче гранта предпринимателям в форме субсидии – это может означать, что поддержка осуществляется, например, в виде кредита, часть долга по которому покрывает государство.
Можно ли получить грант, если в ООО два участника и одному из них больше 25 лет?
Подавать документы на оформление гранта можно, если доля второго участника, который соответствует требованиям программы (моложе 25 лет), будет не менее 50%.
Дадут ли мне грант, если я несовершеннолетний?
Подавать документы можно с 14 лет, но при условии согласия родителей.
Что такое социальный контракт?
Социальный контракт ? соглашение между органами социальной защиты и гражданином, по которому предоставляется социальная помощь на основании программы социальной адаптации.
Гранты: что это такое, как их получить, учитывать и платить налоги
Гранты — это деньги, полученные даром на какую-то определенную цель. Наука, образование, разработка программ. Разберем, кому их дают, чем они отличаются от субсидий и когда придется платить налоги.
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
В чем их отличие от субсидий
Субсидии выдаются только государством или его подразделениями. Например, муниципалитетом.
Гранты же могут быть не только государственными, но и частными. Выдавать их могут компании или даже физические лица.
Кроме того, грант обычно имеет своей целью движение вперед, развитие науки или социальных инициатив. А субсидия компенсирует затраты в неблагоприятных ситуациях. Это — поддержка бизнеса государством в том случае, если приключилась какая-то напасть или просто организация работает в неблагоприятных условиях. Например, в малорентабельной отрасли сельского хозяйства.
Кто может получить
Государственный грант может получить организация, которая не должна ни копейки налогов, а также соответствует определенным условиям. Можно получить один грант или несколько, если очень хочется.
В 2023 году в сфере IT государство представляет большой ассортимент грантов, на которые можно претендовать. Минцифры, например, распределяет гранты на разработку программного обеспечения, на цифровую трансформацию компаний и внедрение новых цифровых решений.
Суммы представленных грантов немаленькие: на кругленькие цифры до 500 млн. рублей.
Налог на прибыль
Как правило, налог на прибыль здесь не платится. Другой вопрос, что НК признает в качестве грантов.
В главе 25 НК грантами именуются поступления, полученные безвозмездно и которые не нужно возвращать.
При этом они должны быть направлены на конкретные программы в области науки, искусства, спорта, развития инновационных технологий и так далее. А также получены от российских некоммерческих организаций или физлиц.
С иностранцами, раздающими деньги, все сложнее.
Грантами признаются только средства, полученные от организаций из специального утвержденного списка.
На данный момент в этом перечне, ни много ни мало, целых 12 организаций. В их числе ООН по вопросам образования, науки и культуры или ООН по промышленному развитию. Серьезные, в общем, организации.
Если деньги получены от международной организации, не состоящей в этом списке, грантом для целей исчисления налога на прибыль средства не признаются и с них придется заплатить налог.
Под обложение налогом легко попасть и в других ситуациях. Шаг вправо, шаг влево — получаешь налог на прибыль.
Для получения средств нужно удовлетворять условиям, обозначенным грантодателем. Кроме того нужно отчитаться, как деньги потрачены. Если израсходованы не туда или отчитался не так — снова освобождение от налога на прибыль перестает действовать. Придется платить.
Раздельный учет
Кроме того, ведется раздельный учет доходов и расходов, связанных с грантом. Нужно быть в состоянии показать: это потрачено на грант, а это — вовсе нет.
Если раздельный учет должным образом не велся — опять и снова поступления по гранту облагаются налогом на прибыль.
При получении нескольких грантов раздельный учет должен быть реализован по каждому из них.
Гранты получают и многие небольшие организации, применяющие упрощенную систему налогообложения. В целях налога УСН гранты рассматриваются аналогично их признанию для налога на прибыль.
Раздельный учет грантов должен быть организован не только в налоговом, но и бухгалтерском учете. То есть не только для расчета налога, но и для составления показателей бухгалтерского баланса.
В бухгалтерском учете гранты также отражаются как средства, полученные в рамках целевого финансирования.
Гранты в форме субсидий что это
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 13 июля 2020 г. N 09-04-05/60828
Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом «б» подпункта 1.3 пункта 1 раздела I протокола заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере от 12 марта 2020 года N 2 сообщает следующее.
В соответствии с положениями бюджетного законодательства Российской Федерации в бюджетах субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены следующие виды субсидий, предоставляемых негосударственным некоммерческим организациям (далее — некоммерческие организации):
субсидии в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс);
гранты в форме субсидий в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 219 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Поскольку бюджет субъекта Российской Федерации составляется и утверждается сроком на три года (пункт 4 статьи 169 Бюджетного кодекса), лимиты бюджетных обязательств утверждаются по главным распорядителям бюджетных средств также на трехлетний период.
Учитывая изложенное, бюджетное законодательство Российской Федерации позволяет при формировании бюджета субъекта Российской Федерации предусматривать бюджетные ассигнования на предоставление некоммерческим организациям субсидий в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса на весь срок формирования бюджета и, соответственно, заключать соглашения о предоставлении таких субсидий на три года в пределах доведенных до соответствующего получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств на указанные цели.
Порядок определения объема и предоставления субсидий в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или нормативными правовыми актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (абзац третий пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса).
Указанные нормативные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2017 г. N 541 (далее — Общие требования N 541).
Порядок предоставления грантов в форме субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации, если данный порядок не определен решениями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации или высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2019 г. N 322 (далее — Общие требования N 322).
Положениями Общих требований N 541 не установлено требование о включении в нормативные правовые акты, определяющие порядок предоставления в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, положений о составе затрат получателя субсидии.
В нормативные правовые акты, определяющие порядок предоставления грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса из бюджета субъекта Российской Федерации, согласно нормам подпункта «л» пункта 7 Общих требований N 322, положения о перечне затрат, на финансовое обеспечение (возмещение) которых предоставляется грант, включаются при необходимости.
В соответствии с подпунктом «з» пункта 4 Общих требований N 541 и подпунктом «з» пункта 7 Общих требований N 322 нормативные правовые акты о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса или гранта в форме субсидии в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса (далее — правовые акты) в целях определения условий и порядка предоставления таких субсидий (грантов в форме субсидий) должны устанавливать результаты предоставления субсидии (гранта в форме субсидии). Указанные результаты должны быть конкретными, измеримыми и соответствовать результатам федеральных, региональных проектов или программ (в случае если субсидия (грант в форме субсидии) предоставляется в целях реализации такого проекта, программы). В правовые акты включаются также показатели, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии (гранта в форме субсидии), включая показатели в части материальных и нематериальных объектов и (или) услуг, планируемых к получению при достижении результатов соответствующих проектов (при возможности такой детализации), значения которых устанавливаются в соглашениях.
В отношении субсидий (грантов в форме субсидии), предоставляемых некоммерческим организациям в целях финансового обеспечения предоставления такими организациями государственных (муниципальных) услуг в отраслях социальной сферы (далее — услуги в социальной сфере), результатом предоставления таких субсидий (грантов в форме субсидий) является достижение показателей, характеризующих качество и объем оказания таких услуг.
Оказание услуг в социальной сфере осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими стандарт (порядок) оказания таких услуг. При этом законодательством Российской Федерации определены органы государственной власти, осуществляющие контроль соблюдения таких стандартов (порядков). В этой связи закрепление в правовых актах перечня затрат, на финансовое обеспечение которых предоставляется субсидия (грант в форме субсидии), может не позволить достигнуть значения результата, определенного правовым актом.
При этом подходы к организации предоставления субсидий (грантов в форме субсидий) в целях финансового обеспечения предоставления некоммерческими организациями услуг в социальной сфере могут быть аналогичны применяемым при предоставлении субсидий бюджетным или автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг учреждениями субъекта Российской Федерации (далее — государственное задание).
В соответствии с пунктом 6 статьи 69.2 Бюджетного кодекса государственное задание является невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей государственного задания, характеризующих объем оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также установленных показателей государственного задания, характеризующих качество оказываемых государственных (муниципальных) услуг.
Частью 17 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» установлено, что неиспользованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы, при достижении бюджетным учреждением показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги (работы).
Аналогичные нормы предусмотрены в отношении автономных учреждений частью 3.15 статьи 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
Таким образом, достижение бюджетным или автономным учреждением установленных государственным заданием показателей, характеризующих качество и (или) объем (содержание) оказания государственной услуги, подтвержденное отчетностью о выполнении государственного задания, предоставляемой учреждением органу государственной власти (государственному органу), осуществляющему в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителя учреждения, является фактом выполнения государственного задания.
Бюджетным законодательством Российской Федерации предусмотрено право бюджетного или автономного учреждения самостоятельно определять направления расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, а также перераспределять образовавшуюся сумму экономии по направлениям расходов в зависимости от потребности учреждения. При этом перераспределение учреждением образовавшейся экономии не должно влиять на достижение показателей, характеризующих качество и (или) объем оказываемых услуг (выполняемых работ), установленных в государственном задании.
Исходя из изложенного, решение о включении (невключении) в правовой акт положений о перечне затрат, на финансовое обеспечение которых предоставляется субсидия (грант в форме субсидии), является предметом компетенции органов власти субъектов Российской Федерации, из бюджета которого осуществляется предоставление субсидии (гранта в форме субсидии) некоммерческой организации в целях оказания услуг в социальной сфере.
Согласно положениям подпунктов «в» и «г» пункта 2 Общих требований N 541 нормативные правовые акты о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса должны содержать требования к отчетности и требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления таких субсидий и ответственности за их нарушение, включающие меры ответственности за нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидий.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 6 Общих требований N 541 основанием применения положений об ответственности к получателю субсидии является нарушение им условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленное по фактам проверок главным распорядителем как получателем бюджетных средств и уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля, а также недостижение результатов, показателей, установленных нормативным правовым актом о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса. В указанных случаях в нормативный правовой акт о предоставлении субсидии включаются порядок и сроки возврата субсидий в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого предоставлена субсидия в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса.
Аналогичные положения предусмотрены подпунктом «б» пункта 9 Общих требований N 322 в отношении предоставляемых некоммерческим организациям в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса грантов в форме субсидий.
В случае, если результат предоставления субсидии (гранта в форме субсидии), определенный правовым актом, достигнут и подтвержден отчетностью о достижении значений результата предоставления субсидии (гранта в форме субсидии), соглашение о предоставлении такой субсидии (гранта в форме субсидии), заключенное с ее получателем, считается исполненным, а цели предоставления субсидии (гранта в форме субсидии) — выполненными. Указанное позволяет, если иное не определено правовыми актами, получателю субсидии (гранта в форме субсидии), предоставляемой в порядке финансового обеспечения, использовать сложившиеся остатки такой субсидии на цели, соответствующие целям создания некоммерческой организации, предусмотренные ее учредительными документами.
Положениями Бюджетного кодекса не установлены требования о возврате в бюджет остатков субсидий (грантов в форме субсидии), предоставленных некоммерческой организации в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса.
В этой связи органы государственной власти субъектов Российской Федерации при наличии целесообразности вправе установить положения, определяющие возможность использования некоммерческими организациями полностью или частично остатков субсидий, предоставляемых в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, на цели, ранее установленные условиями предоставления таких субсидий, в рамках нормативных правовых актов, определяющих порядок исполнения бюджета субъекта Российской Федерации.
Так, например, пунктами 27 — 34 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 года N 1496, установлены порядок и сроки, в соответствии с которыми главные распорядители средств федерального бюджета, предоставившие субсидии юридическим лицам на основании пунктов 2 и 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, принимают решения об использовании полностью или частично остатков таких субсидий.
Вместе с тем, если при расчете объема субсидии (гранта в форме субсидии), предоставляемой в целях оказания некоммерческой организацией услуг в социальной сфере, применялись нормативные затраты, определенные органом государственной власти субъекта Российской Федерации, которые являются достаточными для оказания такой услуги в соответствии со стандартами оказания услуги в социальной сфере, принятие решения о возврате в бюджет субъекта Российской Федерации сложившихся остатков субсидий (грантов в форме субсидий) может демотивировать получателей субсидии (гранта в форме субсидий) к использованию оптимальных решений организации финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций, применению новых (инновационных) методов оказания услуг в социальной сфере, снижению затрат.
В части предмета контроля при проведении проверок исполнения соглашений на предоставление субсидий (грантов в форме субсидий) в целях финансового обеспечения оказания некоммерческими организациями услуг в социальной сфере сообщаем следующее.
Согласно положениям абзаца третьего пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса нормативные правовые акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, нормативные правовые акты уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации, определяющие порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям в соответствие с абзацем вторым пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, должны содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.
Включение в нормативные правовые акты о предоставлении субсидий требований об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий предусмотрено подпунктом «г» пункта 2 Общих требований N 541 и подпунктом «д» пункта 2 Общих требований N 322.
Положениями пункта 1 статьи 265 Бюджетного кодекса предусмотрено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в том числе в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также соблюдения условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
В соответствии с абзацем девятым пункта 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются юридические лица, в том числе некоммерческие организации, получающие средства из соответствующего бюджета, в том числе на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета.
При этом согласно пункту 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса государственный (муниципальный) финансовый контроль в отношении указанных юридических лиц осуществляется в процессе проверки главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, получателей бюджетных средств, заключивших договоры (соглашения) о предоставлении средств из бюджета, или после ее окончания на основании результатов проведения проверки указанных участников бюджетного процесса.
В этой связи органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, к которым в том числе относятся нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принятые в соответствии с положениями пунктов 2 и 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, а также положений договоров (соглашений) о предоставлении субсидий (грантов в форме субсидий), предусмотренных пунктами 2 и 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, являющихся основанием для предоставления указанных средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации некоммерческим организациям.
В соответствии со статьей 3 Бюджетного кодекса под нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, понимаются в том числе нормативные правовые органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принятые в соответствии с Бюджетным кодексом.
Нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 и 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса и устанавливающие порядок предоставления субсидий, грантов в форме субсидий некоммерческим организациям, относятся к правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения.
Учитывая изложенное, при проверке органами государственного (муниципального) финансового контроля некоммерческих организаций — получателей субсидий осуществляется контроль соблюдения установленных указанными правовыми актами требований, а также условий, включенных в соглашения о предоставлении субсидий, грантов в форме субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации.
Что лучше получать: грант или субсидию
Грант и субсидия — это формы государственной поддержки бизнеса. У них есть отличия, если говорить просто: грант — это когда государство дает деньги на развитие бизнеса, а субсидия — когда государство компенсирует те расходы, что бизнес уже понес.
То есть грант — сначала деньги, потом расходы, а субсидия — сначала расходы, потом деньги. Подробнее о том, какие гранты и субсидии для предпринимателей существуют, мы рассказывали в других статьях: Гранты для предпринимателей и Поддержка предпринимателей государством.
В этой статье рассказали, что выгоднее получать: грант или субсидию.
Выбор есть у начинающих предпринимателей
Грант может получить только начинающий предприниматель — тот, чьему бизнесу на момент подачи заявки на грант не исполнился год. Например, подойдет бизнес, которому 11 месяцев и 20 дней. Остальные могут рассчитывать только на субсидии. Поэтому выбор между грантом и субсидией появляется в двух случаях:
- когда начинающий предприниматель уже поработал, что-то купил из оборудования, но бизнес еще младше года;
- предприниматель работает дольше года, но есть возможность открыть новое предприятие, чтобы получить грант. Например, родственник согласен открыть ИП и подать заявку на грант.
Гранты и субсидии может получить только малый или средний бизнес. Поэтому перед подачей заявки стоит проверить себя в реестре МСП:
Самозанятые не могут получить ни грант, ни субсидию, потому что самозанятость — это не субъект бизнеса, а статус физического лица. Сейчас есть тенденция переводить ИП на налог на профессиональный доход. Это когда предприниматель сохраняет статус ИП, но налоги платит как самозанятый. Пока непонятно, может ли он в этом случае претендовать на гранты и субсидии, поэтому надежнее работать на УСН или патенте.
Чтобы понять, что выгоднее, разберемся с особенностями грантов и субсидий.
Грант начинающим — до 500 000 рублей
Размер гранта зависит от региона, обычно дают 300 000 — 500 000 рублей. Работает так: получаешь деньги, покупаешь, отчитываешься.
Грант не нужно возвращать или платить по нему проценты, но есть другие условия:
- предприниматель начинающий — до одного календарного года;
- грант нужно потратить на основные средства — это обычно оборудование, оргтехника, мебель, инвентарь. К основным средствам относятся те, у которых срок использования больше трех лет или цена выше 40 000 рублей. Комплектующие, расходники, аренда, зарплаты не считаются основными средствами;
- нельзя закрываться в течение трех лет после того, как предприниматель получил грант. Иначе придется его возвращать.
Чтобы получить грант, нужно собрать документы, написать и защитить бизнес-план перед комиссией. Затем — получить деньги и потратить их именно на то, что указано в бизнес-плане, иначе могут быть штрафы.
Субсидия — до 70% расходов после вычета НДС
Субсидия — это возмещение расходов на покупку основных средств. Ее отличие от гранта в том, что предприниматель сначала покупает что-то, а потом получает деньги от государства. То есть субсидия работает так: покупаешь что-то, собираешь подтверждающие документы, получаешь компенсацию расходов.
Субсидия компенсирует до 70% расходов после вычета НДС, точный размер компенсации зависит от оквэдов. Региональные субсидии компенсируют расходы за прошлый год, а районные — за прошлый и текущий.
Что будут компенсировать, тоже зависит от оквэдов:
- покупку оборудования, механизмов, устройств, транспорта кроме воздушного и личного с амортизационной группой выше второй — большинству видов бизнеса;
- аренду, мебель, оборудование, инвентарь или что-нибудь еще компенсируют некоторому бизнесу. Чаще это социальное предпринимательство, например салоны красоты, тренажерные залы, учреждения по уходу за пожилыми людьми, дома быта.
Для субсидии тоже нужно собирать документы: договоры, счета-фактуры, накладные, — но не придется составлять и защищать бизнес-план. Главное, чтобы платежные документы были в порядке. Советую собирать все договоры, счета, чеки, даже если предприниматель пока не планирует подаваться на субсидию. Вдруг потом соберется, а восстановить документы через год намного сложнее.
Субсидии бывают разными, и можно выбрать, на какую выгоднее податься. Еще есть оквэды, которые дают больше субсидий. Если есть возможность включить их в дополнительные при регистрации бизнеса, стоит так сделать. Такие оквэды указывают в описании субсидии.
Цветочная мастерская и товары местных мастеров
Ко мне на консультацию приходила владелица цветочной мастерской, она планировала продавать эксклюзивные букеты. Я спросила, планирует ли она продавать что-то еще. Оказалось, что собирается выставлять на продажу товары местных мастеров и проводить мастер-классы.
Товары местных мастеров подходят под ОКВЭД 32.99.8 — Производство изделий народных художественных промыслов, — который часто попадает в списки субсидируемых. Я посоветовала добавить его в дополнительные оквэды.
И всем советую посмотреть, какие виды деятельности чаще всего субсидируются в регионе, и добавить их в дополнительные при регистрации бизнеса.
Возвращать деньги по субсидиям не нужно, а тратить их можно на что угодно. Но есть условие: в течение двух лет присылать отчеты о количестве рабочих мест, налогов и состоянии бизнеса.
Как определить, что выгоднее: грант или субсидия
Итак, чтобы понять: выгоднее получать грант или субсидию, нужно сделать две вещи:
- посчитать расходы за прошлый или текущий год;
- сравнить сумму примерно от половины расходов с суммой гранта.
Если сумма примерно половины расходов равна гранту, подавать заявку на него, если меньше или сильно больше — на субсидию.
Чаще всего субсидия оказывается выгоднее гранта при трех условиях:
- предприниматель закупал новое оборудование;
- есть сотрудники, за которых платил взносы;
- платил налоги.
Но в каждой ситуации нужно анализировать расходы, сумму гранта и помнить, что кроме грантов есть субсидии. Например, стоит сходить в администрацию города, отдел экономики или Минэкономразвитие и попросить у них список всех существующих субсидий, чтобы знать о них точно.
Владелица шиномонтажки получила 1,2 млн ₽
Ко мне пришла владелица шиномонтажки, она хотела открыть ИП на сына, чтобы получить грант в 500 000 рублей. Мы начали анализировать ее расходы, оказалось, что за прошлый год она закупала оборудование на 2,4 млн рублей.
Я уговорила ее подавать заявку на субсидию, а не на грант для сына. Она не верила, что сможет получить хоть какие-то деньги, а в итоге получила субсидию в 1,2 млн рублей.